Ледяной ад: как шли арктические конвои. Удача, сопутствовавшая «Дервишу». Метод проводки транспортных судов

12 августа 1941 года из бухты Лох-Эве (Великобритания) вышел небольшой караван судов, в составе шести британских и одного датского судна. В сопровождении конвоя следовали корабль противовоздушной обороны (ПВО), эсминец и пять вооруженных траулеров. Для дальнего прикрытия каравана в море вышла авианосно-крейсерская группа в составе авианосца «Victirious», двух крейсеров и трех эсминцев. В Адмиралтействе операция по проводке этого каравана получила наименование «Дервиш» (позднее получил буквенную литеру PQ-0*). Конвой благополучно прибыл в Исландию, откуда 21 августа 1941 года взял курс на Архангельск.

31 августа 1941 года в 16.45 конвой «Дервиш» прибыл к Северо-Двинскому маяку . Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой прибыл в Архангельск без потерь. Танкер «Алдерсдейл» проследовал в порт Молотовск (Северодвинск), к нефтебазе, где его разгрузили. Транспорты были проведены лоцманами в порт и поставлены к причалам Архангельского порта под разгрузку. Британские транспорты «Нью Вестминстер Сити», «Ланкастриен Принс», «Трехата», «Эсне» и голландское судно «Алчиба» разгружались в грузовом районе Бакарица, а «Лланстефан Касл» поставили к причалу Красной пристани, в центре города.

На судне «Лланстефан Касл» прибыли летчики и обслуживающий персонал в количестве 524 человек (30 офицеров, 37 унтер-офицеров и 457 рядовых). Это были военнослужащие 151 авиакрыла Британских Королевских военно-воздушных сил, сформированного в Великобритании в июле 1941 года, в составе двух эскадрилий.

На транспортах конвоя было доставлено 10000 тонн каучука, 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 1500 тонн форменных ботинок, 15 истребителей типа «Харрикейн» в разобранном состоянии (часть – на судах, в контейнерах, а часть – на борту авианосца) и множество другого необходимого на фронте военного снаряжения и оборудования.

Англичан расселили на пришвартованном к Кегострову старом колесном пароходе, а мастерские кегостровского аэродрома были превращены в маленький авиационный завод. Началась сборка истребителей. Уже к 12 сентября все 15 самолетов были собраны и переброшены под Мурманск, на аэродром Ваенга, где стало базироваться 151-е авиакрыло Британских Королевских военно-воздушных сил.

28 сентября 1941 года из Архангельского порта в Великобританию вышел первый обратный союзный конвой QP-1, состоявший из пяти британских и одного датского транспорта, прибывших с конвоем «Дервиш», 7 советских судов. Все транспорты были загружены пиленым лесом и рудой. 9 октября конвой QP-1 благополучно прибыл в Великобританию, в бухту Скапа-Флоу. Все транспортные суда, входившие в состав конвоя «Дервиш», без потерь вернулись в Британское королевство.

«Дервиш» положил начало арктическим конвоям, доставлявшим в Советский Союз военное снаряжение, технику, продовольствие. Всего в Архангельск за 4 года пришли 40 конвоев, доставивших свыше 2 млн. тонн стратегических грузов по программе ленд-лиза. За годы войны в Арктике погибло 126 союзных кораблей. Успех морских операций давался большой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17 в июле 1942 года. Из 37 кораблей до северных портов Советского Союза добралось лишь 11. Из них 6 - в Архангельск и один в Молотовск (Северодвинск).

*) До конца 1942 года конвои обозначались индексом PQ, а те, что шли в обратном направлении, на запад, - QP. Потом и до конца войны стали именовать JW и RA. Восточные конвои, шедшие Северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.

Библиография Ссылки Иллюстративный материал Видеоматериал

  • ➤ Супрун, М.Н. Судьба войны на море решалась в Арктике // Правда Севера.- 2016. - №17. - С. 24-26.
  • ➤ Голышева, В.Г. Воспоминания об Арктических конвоях = A Flashback to the Arctic Convoys. - Архангельск: САФУ, 2014. – 234 с.
  • ➤ Dervish. Первый Арктический конвой союзников: . - Архангельск: Гефест, 2011. - 1 обл. (16 отд. л.)
  • ➤ Барашков, Ю.А. Арктические конвои "В настроении" Гленна Миллера. История из первых уст = Arctic Convoys "In the Mood" of Glenn Miller. The history from their own lips: книга-альбом/ [Юрий Барашков; приняли участие: Сергей Альбицкий и др., Peter Bonely и др. ; пер.: Г. Рудакова и др. ; предисл.: проф., канд. ист. наук А. Куратов]. – 2011. - 212 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. Конвой "Дервиш": реалии 1941 года // Известия Русского Севера. - 2011. - № 6. - С. 25-29.
  • ➤ Тараканов, Константин. От первого конвоя: Архангельск был перевалочной базой грузов по ленд-лизу / К. Тараканов // Волна. - 2005. - 19-25 авг. - С. 16.
  • ➤ Барашков, Юрий Анатольевич. Дервиш: альбом / Юрий Барашков. - Архангельск: М"арт, 2002?. - 43 с.
  • ➤ Брызгалов, Виктор Васильевич. "Дервиш" - первый союзный конвой в Советский Союз // Защитники Отечества: Материалы XI обл. обществ.-науч. чтений по воен.-ист. тематике. - Архангельск, 2002. - С. 23-28.
  • ➤ Война в Арктике (1939 - 1945 гг.) : [Материалы междунар. науч. конф., Архангельск, 29 авг. - 2 сент. 2000 г. / Сост. и науч. ред. М. Н. Супрун]. - Архангельск: Изд-во "Правда Севера", 2001. - 365, с.
  • ➤ К юбилею "Дервиша" : 12 авг. 1941 г. из Ливерпуля вышел конвой в составе британ. и 1 дат. судна в сопровождении эскорта // Наш Север. - 2001. - N 6. - С. 94-95.
  • ➤ Супрун, М.Н. Ленд-лиз и северные конвои,1941-1945 гг. - М. : Андреевский флаг, 1997. - 364 с.

Ровно 75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый морской конвой из США и Великобритании с боевой техникой и стратегическим сырьем. За четыре года войны арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе — около 5 тысяч танков и 7 тысяч самолетов.

Идти приходилось по пустынным районам Арктики, где бушевали постоянные шторма. Сегодня в Архангельске в память о моряках из СССР и стран-союзников, которые погибли при доставке очень нужных СССР грузов, на воду будут спущены венки.

Счастливый "Дервиш"

Самый первый конвой, получивший название "Дервиш", вышел из Ливерпуля 12 августа и после короткой остановки в Исландии прибыл в СССР без приключений. Семь судов благополучно доставили на берег 15 истребителей "Харрикейн", тысячи магнитных бомб и глубинных мин и множество других полезных для войны грузов.

Охрана во главе с авианосцами "Аргус" и "Викториес" была куда многочисленнее самого каравана. Но немцы не обнаружили эту внушительную армаду.

Переговоры

После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.

Ближайший соратник Рузвельта Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.

Окончательно о конвоях стороны договорились на нескольких встречах в Москве в конце сентября — начале октября 1941 года. Основными переговорщиками были нарком обороны Сталин, американский дипломат и промышленник Уильям Гарриман, а также британский дипломат и бизнесмен Уильям Бивербрук.

Поиск морских путей

Мединский назвал уникальным опыт сотрудничества союзников во Второй мировой Об этом глава Минкультуры заявил в обращении к участникам форума "Во славу Флота и Отечества!" посвященного 75-летию прихода первого арктического союзного конвоя "Дервиш", перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза.

Морские поставки военных грузов через Черное и Балтийское моря были к тому времени исключены — враг рвался к Крыму и стенам Ленинграда. Наиболее безопасным был тихоокеанский вариант, через Владивосток. Однако путь по нему занимал около двадцати суток, после чего грузы надо было транспортировать по Транссибу через всю страну.

Иранский вариант был еще длиннее: грузы с восточного побережья США шли вокруг Африки в порты Ирана более полутора месяцев. После этого их надо было долго везти.

Самым коротким путем оказался арктический маршрут. Путь кораблей из Великобритании на север СССР занимал около двух недель. Но Советский Союз не располагал в этом регионе флотом, который был бы в состоянии перевезти полмиллиона тонн военных грузов (именно о такой цифре договорились союзники).

Поэтому главную тяжесть морских арктических перевозок и их охрану взяли на себя английские моряки. Их зона ответственности пролегала до острова Медвежий в западной части Баренцева моря.

Восточнее его в дело вступали советские моряки и летчики. На Северный флот под командованием контр-адмирала Арсения Головко возлагалось уничтожение германских подводных лодок и надводных кораблей в своей зоне ответственности, а также встреча и отправка конвоев.

От Британии через Исландию

После "Дервиша", проторившего путь на север СССР, следующие караваны получили аббревиатуру PQ (по имени британского офицера П.К.Эдвардса, формировавшего их) и порядковые номера. Плывущие в обратном направлении именовались QP.

Караваны формировались в британских портах и, дозаправившись топливом в Исландии, которая с 1940 года была оккупирована Великобританией и США, плыли в северные советские порты.

Мурманск, как незамерзающий порт, был и ближе и удобнее. Но всю осень 1941 года вокруг него кипели бои. Поэтому первые пять PQ шли дальше — через Белое море, к Архангельску.

Несмотря на то, что дно городского порта было значительно углублено, к зиме стало понятно, что сквозь льды караванам не пробиться. Поэтому шестой PQ был направлен в конце 1941 года уже в Мурманск.

Ближнее и дальнее охранение

Как правило, в арктический конвой входило семь-восемь транспортов с грузами, которые шли короткими кильватерными колоннами, постоянно меняющими курс, чтобы затруднить атаку подводных лодок.

Ближнее прикрытие составляли небольшие боевые корабли — эсминцы и тральщики. В их задачу входила борьба с субмаринами и поиск морских мин.

Дальний эскорт в лице тяжелых крейсеров держался ближе к вражескому берегу и прикрывал конвой от прорыва вражеских надводных кораблей и налетов авиации.

Покончить с арктическими перевозками

До поры до времени все шло хорошо. Самый опасный участок пути проходил в тот период, когда караван огибал Норвегию, оккупированную Германией. В ее фиордах таились не только быстроходные морские охотники и эсминцы, но и головная боль Британского адмиралтейства — линкор "Тирпиц" водоизмещением в 53 тысячи с половиной тонн.

© Фото: Public domain Линкор "Тирпиц" в норвежском Альтен-фьорде


Первый тревожный звонок для союзников прозвенел в начале 1942 года, когда 2 января немецкая подлодка U-134 потопила торговое судно "Вазиристан" из состава каравана PQ-7а. 17 января U-454 пустила на дно эсминец "Мотабеле" из состава конвоя PQ-8. Из экипажа удалось спастись лишь двум матросам. Это была первая потеря среди боевых кораблей Великобритании. Но не последняя.

Обеспокоенные активностью британского флота в Северной Атлантике и Баренцевом море немцы решили покончить с арктическими перевозками, усилив свой флот в Норвегии линкором "Шарнхорстом", тяжелыми крейсерами "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", а также более дюжиной подводных лодок.

Жертва немецких кораблей

Несколько российских городов поприветствуют старейший ледокол "Красин" В Калининграде свое приветствие ледоколу "Красин" отправят научно-исследовательское судно (НИС) "Витязь", средний рыболовный траулер СРТ-129 и субмарина Б-412, которые, также как и "Красин", являются экспонатами музея.

С конца февраля 1942 года немецкие корабли во главе с "Тирпицем" стали регулярно выходить в океан на перехват конвоев. Появились жертвы и среди советских моряков.

7 марта немецкий эсминец потопил грузовой пароход "Ижора" с грузом досок, идущий из Мурманска в Рейкьявик и отставший от каравана QP-8. При этом груз судна долго не давал расстреливаемому судну утонуть. В итоге несчастный лесовоз был уничтожен в упор глубинными бомбами.

Но погибла "Ижора" не зря. Корабли очередного союзного конвоя получили сигнал бедствия с парохода и смогли избежать нежелательной встречи с "Тирпицем".

Затонувшее золото СССР

Однако Германия не оставляла попыток сорвать северные перевозки. Несчастливой стала цифра 13 для очередного РQ, который по пути в Мурманск лишился пяти транспортов и одного корабля охранения. РQ-14 потерял одно судно, РQ-15 — три.

РQ-16 пришел в Мурманск без семи потопленных транспортов. 30 апреля 1942 года U-456 отправила на дно легкий британский крейсер "Эдинбург", который во главе конвоя QP-11 перевозил на своем борту 465 золотых слитков общим весом в пять с половиной тонн.

Золото предназначалось в уплату СССР ленд-лизовских поставок сверх нормы. После войны ценный груз был поднят с океанского дна и поделен между Великобританией и Советским Союзом. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец "Герман Шерман".

Катастрофа каравана PQ-17

Британская принцесса Анна прибыла в Архангельск на 75-летие конвоя "Дервиш" Представители королевской семьи во вторник и в среду примут участие в торжествах в честь 75-летия конвоя "Дервиш" - почтут память погибших участников конвоя, а также примут участие в официальных и культурных мероприятиях.

Наибольший успех кригсмарине одержали в случае с караваном PQ-17 в ходе операции "Ход конем". Нацисты планировали уничтожить вышедший 27 июня 1942 года конвой совместными усилиями своих подлодок, надводных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. "Конем" должен был стать "Тирпиц", пугало британского флота.

В английском адмиралтействе, получив сведения о выходе грозного линкора на перехват PQ-17, не нашли ничего лучше, как приказать каравану рассеяться. Крейсерам же порекомендовали повернуть назад во избежание неизбежных потерь в случае боя с "Тирпицем".


Немцы, узнав о том, что корабли эскорта ушли, вернули "Тирпиц" на место стоянки. Беззащитный конвой они преследовали с помощью подлодок и авиации. В итоге потери PQ-17 оказались катастрофическими. Было потоплено 22 транспорта, большую часть которого торпедировали германские подводники. Потери немцев составили 11 самолетов.

В попытке одержать легкую победу

Орлов: нужно хранить память о подвиге моряков антигитлеровской коалиции Форум «Во славу Флота и Отечества!» посвящен празднованию 75-летия прихода в порт Архангельск первого арктического союзного конвоя «Дервиш», перевозившего грузы для СССР по программе ленд-лиза. © Фото: Public domain

Неудача "Адмирала Хиппера"

Следующий назывался JW-51B и вышел он спустя несколько месяцев после предыдущего, 22 декабря 1942 года. 31 декабря в Баренцевом море арктический караван подвергся нападению двух тяжелых германских крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов".

В ходе ожесточенного морского боя англичане потеряли два боевых корабля — эсминец и тральщик. У немцев был потоплен эсминец и тяжело поврежден "Адмирал Хиппер". JW-51B благополучно прибыл в СССР, не потеряв ни одного транспортного судна.

В Архангельске открылась выставка "Полет над Арктикой сквозь время" Тематическая выставка "Полет над Арктикой сквозь время", посвященная празднованию 75-летия прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш", открылась в главном корпусе Северного Арктического федерального университета.

Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк".

В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорка" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.

3 сентября в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия, посвященные 75-летию прихода в Россию конвоя «Дервиш» - арктического конвоя стран-союзников, доставлявшего во время Великой Отечественной войны в СССР военные и гуманитарные грузы.
Почетными гостями мероприятия станут ветераны России, Великобритании, США и Канады.
На мероприятии ожидается присутствие представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Администрации Санкт-Петербурга, морской общественности.
В течение всего дня на площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова будут проходить торжественные мероприятия с участием высокопоставленных гостей.

А теперь немного истории...

«Дервиш» в переводе с персидского языка значит нищий бродяга. Так называли монахов, почитаемых на востоке и за умение исцелять болезни и предсказывать судьбу. Первая морская операция по доставке военных грузов в Советский Союз получила кодовое обозначение «Дервиш». Тогда, в августе 1941 года, британское Адмиралтейство вряд ли предполагало, что этим положит начало другому братству - братству северных конвоев.
Конвой - это специальное формирование транспортных судов и кораблей охранения для безопасности морских перевозок.

Фото: Схема конвоев
Около двух недель (2000 миль) занимал переход союзных конвоев из портов Британии и Исландии в Мурманск или Архангельск. Но какой ценой давались эти мили через бушующие полярные моря, буквально нашпигованные германскими подводными лодками, постоянной угрозой с воздуха - самолетам люфтваффе требовалось полчаса, чтобы подняться с аэродромов в Норвегии и нанести свой удар. Тем не менее, этот путь в Советский Союз не только был самым опасным, но и был самым коротким, а в критический период войны фактор времени был важен для советской армии как никогда.
Конвои союзников. Иллюстрации.






Уже в августе 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», а вскоре пошла целая серия северных конвоев под кодовым обозначением «PQ» на восток и «QP» в обратном направлении.
Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло, борьба с конвоями превратилась в приоритетную цель как для военно-морских сил, так и люфтваффе.


Большая часть всех потопленных конвойных судов была на совести германских подводных лодок, действующих по принципу «волчьей стаи». При любых обстоятельствах, не взирая на потери, конвой был обязан идти не останавливаясь. Однако малым кораблям охранения удавалось многих спасти. Требовалась не только сноровка, но и быстрота - ведь даже летом температура воды в этих морях не превышает 8 градусов по Цельсию.
Это настоящая сага о мужестве и стойкости моряков, бросивших вызов стихии и сильному врагу. Это был единственный театр военных действий, на котором сражались вместе и английские, и американские и советские моряки, борясь с фашистскими захватчиками.
Арктическим союзным конвоям еще предстояло занять свое место среди величайших сражений Второй Мировой войны. И особенно в сознании моряков.
Не стоит забывать, что конвои с тоннами ценнейших грузов в охранении боевых кораблей союзных стран направлялись именно в советские порты. Со школьных лет мы усвоили, что военная и экономическая помощь наших западных союзников в ходе войны не превысила четырех процентов продукции отечественной промышленности, стоит ли заострять внимание на такой мелочи. Да стоит, если не замечать в этих скромных процентах скрыт каждый шестой истребитель, каждый пятый бомбардировщик для Красной Армии, 2/3 всех грузовиков, свыше 500 боевых кораблей, а локомотивы, а тысячи железнодорожных вагонов, по сути дела предотвративших транспортный паралич, не говоря уже об огромном количестве заводского оборудования, медикаментов и обмундирования. Все эти грузы не свалились с неба на причалы советских портов. Тысячи людей из разных стран должны были доставить их в СССР. Это была их работа, но зачастую платой за нее становилась жизнь. Можно спорить по поводу боевых качеств каких-то образцов поставленной техники, можно иронизировать по поводу знаменитой тушенки, прозванной у советских солдат вторым фронтом, которой, кстати, американцы действительно не рисковали кормить своих солдат. Ради исторической справедливости все же обратим внимание на масштабы союзнических поставок и условия, в которых они проводились.
Конвои союзников. Фото.




Тысячи моряков нашли свой последний приют в студеных водах полярных морей. Общим врагом для всех становилась погода, которая здесь редко бывает хорошей. Она заставляла людей постоянно находиться на пределе своих возможностей, будь это предательский полярный день, длящийся в этих широтах целых четыре месяца или столь же продолжительная полярная ночь, - жестокое единоборство не утихало ни на минуту. Особенно незавидной была участь экипажей малый кораблей охранения. Каково было советским крошечным морским охотникам, которые отважно выходили навстречу конвоям даже к острову Медвежий, где проходила граница советской зоны ответственности, а это означало почти тысячемильный переход. Другой серьезной постоянной угрозой для конвоев были германские военно-воздушные силы. И не удивительно - ведь число боевых самолетов люфтваффе на аэродромах северной Норвегии порой превышало цифру 300 единиц. Зимой кромка плавучих льдов не позволяла судам удаляться от враждебного берега более чем на 400 км. А летом в полярный день только туман мог уберечь их от всевидящего ока самолетов разведчиков. С обнаружением конвоя налеты вражеской авиации следовали один за другим. Массово и с убийственной методичностью. Мгновение, и унесено десятки человеческих жизней.
Жертвами врага стало более ста кораблей и судов, что составило почти 6 процентов от их общего числа и превысило потери союзников в атлантических конвоях в процентном отношении почти в 8 раз. Немецких подводных лодок погибло 787 единиц. Вот это потери, вот это действительно немцы воевали так себе. Опытных германских подводников из-за больших потерь оставалось все меньше, зато навыки и техническая оснащенность конвойных сил стремительно возрастали. Совершенная акустика, радиолокация, палубная авиация и мощное оружие, а главное - опыт моряков делали свое дело. Несмотря на то, что к моменту капитуляции в норвежских базах насчитывало около 220 немецких подводных лодок, их успехи стали со временем весьма незначительными.
Не помогли ни технические новинки в применении акустических торпед и шноркеля, ни новая тактика атаки конвоев на подходах к советским портам. Жестокие сражения в полярных морях не утихали до самого конца войны. Однако в 1944 году ситуация окончательно изменилась в пользу союзников. Многолетнее сражения было выиграно совместными усилиями союзников, порой относившиеся друг к другу с подозрением, но явившихся невзирая ни на что. Высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма.
В те времена союзные моряки редко встречались друг с другом, но уже тогда зародилась настоящая боевая дружба. Она могла возникнуть и закалиться только в горниле борьбы с сильным и коварным врагом, а наш долг - остаться верными памяти отцов и дедов, которые вместе с союзниками переломили хребет фашизму.

конвой, прорвавшийся сквозь время


75 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельске ошвартовались транспорты первого союзного конвоя, получившего кодовое обозначение «Дервиш», с военными грузами для сражающегося с нацисткой Германией Советского Союза.

12 августа 1941 года «Дервиш», в который входили шесть британских и одно голландское судно, скрытно покинул английский Ливерпуль. В трюмах находились мины, бомбы, стрелковое оружие, продовольствие, медикаменты, шерсть и крайне необходимый нашей промышленности каучук. Кроме того, транспорты везли грузовые автомобили и 16 истребителей «Харрикейн» в разобранном виде. Все это равномерно распределили по судам, чтобы потеря любого из них не привела к полной гибели какого-либо вида перевозимого груза. Эскорт составляли корабль ПВО, эсминец и пять вооруженных траулеров. Караван направился в Исландию. После краткой стоянки в Хаваль-фиорде, где траулеры охранения заменили эсминцами и тральщиками, 21 августа «Дервиш» взял курс на Архангельск. Вышел в океан и отряд прикрытия, который составляли авианосец, два крейсера и три эсминца.


Переход первого союзнического конвоя в советский порт занял десять суток и завершился благополучно. Архангельск, несмотря на тревожную обстановку на советско-германском фронте, организовал союзникам восторженную встречу.

Обратный союзный конвой, к которому присоединились восемь советских пароходов, покинул наш порт 29 сентября. В тот же день из Исландии вышел следующий, добравшийся до Архангельска 11 октября. До января 1942 года Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск) приняли семь конвоев в составе 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.

Всего за годы Великой Отечественной войны в северные порты СССР отправился 41 союзный конвой в составе 811 судов, из которых достигли цели 720, 58 погибли при переходе и 33 по различным причинам вернулись в порты отправления. В 37 обратных конвоях из 715 судов в Англию и Исландию прибыли 680. 29 транспортов противник потопил, еще восемь были вынуждены повернуть назад. Основная часть потерянных транспортов принадлежала США и Англии, только девять ходили под советским флагом.