Эсминец что за корабль. Прототипы «истребителей миноносцев». История создания эскадренных миноносцев

Эскадренный миноносец – класс многоцелевых быстроходных кораблей, предназначенных для борьбы с воздушными, надводными и подводными силами противника. В задачи эсминцев входит эскортирование морских конвоев и соединений боевых кораблей, несение дозорной службы, прикрытие и огневая поддержка морских десантов, наблюдение и разведка, постановка минных заграждений, поисково-спасательные и специальные операции. В XXI веке к «традиционным» миссиям эскадренных миноносцев добавились специфические задания: нанесение ударов по целям в глубине континента с применением высокоточного , ПРО в стратегическом масштабе (Theater Air Defence) и уничтожение объектов на низкой околоземной орбите.


Иногда их презрительно называют «жестянками». Казалось бы, обидное сравнение, но британские моряки, наоборот, гордятся уничижительным прозвищем своих кораблей: ведь «can» (жестянка) звучит для британского уха как «может»! А может эсминец немало…

Маленькие отважные кораблики сражались наравне с линкорами и авианосцами, стойко перенося повреждения от вражеского огня. Пылали отсеки, и разрушался набор корпуса, в бушующем пламени корчилась палуба – но сверкали выстрелы уцелевших орудий, без устали трещали зенитки и с глухим грохотом вонзались в воду торпеды. Эсминец шел в свою последнюю атаку. А когда получал смертельную рану – скрывался в морской пене, так и не спустив флага перед лицом врага.

Памятник миноносцу "Стерегущий" в Санкт-Петербурге. Второй памятник экипажу "Стерегущего" был установлен в Японии - противник проникся уважением к русским морякам

Подвиг миноносца «Стерегущий», который в одиночку принял бой с японской эскадрой у стен Порт-Артура. Когда в живых осталось четверо моряков из 50 человек экипажа, герои последним усилием затопили свой корабль.

Эсминец «Джонстон», который спас американские авианосцы в заливе Лейте. Антенна радара болталась среди снастей, все палубы были засыпаны обломками и разорванными телами моряков. Нарастал крен. Но «Джонстон» упрямо полз вперед, закрывая спасительной пеленой дыма авианосные корабли. До тех пор, пока очередной японский снаряд не выпотрошил машинное отделение эсминца.

Легендарный советский эсминец «Гремящий», героические корабли «Джонстон», «Хоул» и «Самуэл Б. Робертс» … тонущий израильский эсминец «Эйлат» … британский эсминец «Ковентри», отбивающийся от наседающих самолетов ВВС Аргентины … запускающий десятки «Томагавков» эсминец ВМС США типа «Орли Берк»…

Удивительно, но в каждом случае речь идет о совершенно непохожих кораблях – различных по размерам, характеристикам и назначению. И дело совсем не в пресловутой разнице в возрасте – даже эсминцы-ровесники зачастую имеют настолько крупные отличия, что, де-факто относятся к разным классам.

Представление об эсминце, как о «маленьком универсальном корабле» не соответствует действительности. Реальная жизнь далека от каких-либо стереотипов – каждый боевой корабль строится под конкретную задачу; для действий в заранее оговоренных условиях (в прибрежной зоне, в открытых морских районах, в условиях возможного применения ядерного оружия и т.д.); против заранее известного противника (США и Япония подозревали о предстоящей войне на Тихом океане еще с начала ХХ века). Немаловажным фактором являются финансовый потенциал отдельно взятого государства, уровень развития его науки и возможности его промышленности. Все это однозначно задает облик будущего корабля и влияет на определение круга его приоритетных задач.

Предлагаю читателям проверить, какие корабли скрываются за банальной фразой «эсминец» и какие неожиданные решения порой предлагают кораблестроители.

В первую очередь, обязательно отметим, что эскадренные миноносцы бывают «настоящими» и «фальшивыми» . О настоящих эсминцах речь пойдет ниже. Что же касается «фальшивых», то это, чаще всего, скромные корабли, которые по своим размерам и боевым возможностям не соответствуют ни одному из требований, предъявляемых к эсминцам их поколения. В лучшем случае, это фрегаты. В худшем – что угодно, вплоть до ракетного катера.
Тем не менее, легким росчерком пера, и всем врагам назло, они зачислены в почетную касту эсминцев. Типичная пропаганда и стремление казаться лучше, чем есть на самом деле.

«Дешевые понты» обычно заканчивается плачевно – встретив сколь-нибудь серьезного противника, «лже-эсминец» выпускает пар из пробитых бортов и гордо погружается на морское дно.

Знаменитые примеры:

Печально известный эсминец «Эйлат», потопленный египетскими ракетными катерами в октябре 1967 года. Он же - бывший британский эсминец HMS Zealous, спущенный на воду в 1944 году. Справедливо признать, что к моменту вступления в строй, HMS Zealous смотрелся уныло на фоне своих ровесников – американских, японских или немецких эсминцев. Невзрачный, морально устаревший корабль, всего 2000 тонн водоизмещения – маловато для эсминца даже по меркам Второй мировой.


INS Eilat


А вот другие «аутсайдеры» - британские эсминцы типа 42 (более известные, как «Шеффилд»). К концу 1970-х годов деградация флота Её Величества достигла таких размахов, что в эсминцы пришлось зачислить эти несчастные лоханки водоизмещением 4500 тонн – для сравнения, американские и советские эсминцы тех лет были в два раза крупнее, а по боевым возможностям вообще превосходили «Шеффилды» на порядок.
Последствия не заставили себя долго ждать – в ходе Фолклендской войны 1982 года британские реплики боевых кораблей были избиты обычными бомбами с дозвуковых реактивных штурмовиков. Звонкая пощечина флоту Её Величества.
(впрочем, британцы сделали из этой определенные выводы – 2-я и 3-я модификации «Шеффилдов» получились гораздо лучше)


HMS Sheffield после пожара на борту, вызванного попаданием неразорвавшейся ракеты


Теперь, исключив из рассмотрения «фальшивки», перейдем к настоящим эсминцам – замечательным боевым системам, ставшим «грозой морей».

Первый подвид эскадренных миноносцев – эсминцы ПВО.

Название говорит само за себя, корабли ориентированы на борьбу с воздушными целями и, нужно признать, усилия конструкторов не пропали даром. Современные морские ЗРК позволяют контролировать пространство в сотнях километров от борта корабля – при наличии в ордере эсминца ПВО воздушное нападение на эскадру становится крайне рискованной и малоэффективной затеей: даже сверхзвуковая противокорабельная ракета, идущая на предельно малой высоте, не гарантирует прорыв сквозь «несокрушимый щит» эсминца противовоздушной обороны.

Знаменитые примеры:

Идея эсминца ПВО не нова – подобные корабли известны со времен Второй мировой войны. Например, японский эсминец «Акидзуки». Несмотря на серьезное отставание Японии в радиотехнике и системах управления огнем, японцам удалось создать довольно удачный эсминец полным водоизмещением 3700 тонн, ставший одним из лучших эскадренных миноносцев Второй мировой войны. Исключительно мощное зенитное вооружение (не качеством, так количеством – до 60 стволов зенитных орудий всех калибров!) + невероятная автономность по топливу (полного запаса мазута хватало на 8000 миль пути)!


В наше время безусловным фаворитом является британский «Дэринг» (эсминец тип 45). В плане борьбы с воздушными целями «Дэрингу» равных нет. Чего стоит его один супер-радар с активной ФАР или набор зенитных ракет с активной головкой самонаведения, способных достать вражеский самолет ниже радиогоризонта. Красивый, мощный и современный корабль, гордость флота Её Величества.


HMS Dragon (D35) - четвертый посчету эсминец типа 45

Второй подвид – «ударные» эсминцы.

Сюда относятся эсминцы, «заточенные» под уничтожение вражеских кораблей, а также имеющие какие-либо особые способности для огневой поддержки морских десантов или нанесения ракетных и артиллерийских ударов по береговым целям. В наше время их количество стремительно уменьшается – корабли становятся все более универсальными, тем не менее, идея «ударного эсминца» изредка реализуется в виде совершенно фантастических конструкций.

Знаменитые примеры:

Эсминец проекта 956 (шифр «Сарыч»). Ракетно-артиллерийский корабль с автоматическими орудиями калибра 130 мм и сверхзвуковыми ПКР «Москит». Классический ударный эсминец, с ослабленной ПВО и ПЛО.

Второй яркий представитель – китайский эсминец тип 052 «Ланчжоу» (к настоящему времени – морально устаревший). Весьма посредственные возможности в плане противовоздушной и противолодочной обороны, зато на борту «Ланчжоу» целых 16 противокорабельных ракет!


Китайский эсминец Qingdao (DDG-113). Звездно-полосатый флаг - всего лишь жест вежливости во время визита в Перл-Харбор


И конечно же, нельзя обойти вниманием невероятный эсминец «Замволт»! Фантастический стелс-корабль, «серебряная пуля Пентагона» - эйфория вокруг перспективного американского эсминца не стихает уже почти 10 лет. Помимо необычных, футуристических форм, проект привлек к себе внимание общественности необычным составом вооружения – впервые за прошедшие полвека на боевом корабле планируется установить два автоматизированных орудия AGS калибра 155 мм. Скорострельность 10 выстр./мин. Дальность стрельбы высокоточными снарядами – более 100 километров!


Двигаясь вдоль вражеского побережья, невидимый стелс-эсминец будет засыпать порты, прибрежные города и военные базы противника своими шестидюймовыми снарядами. А для «трудных мишеней» на борту «Замволта» предусмотрено 80 УВП для запуска зенитных ракет и крылатых роботов-камикадзе «Томагавк».

Третий подвид – Большие противолодочные корабли или эсминцы ПЛО

В годы Холодной войны угроза от атомных подлодок с баллистическими ракетами была столь велика, что обе сверхдержавы изо всех сил пытались насытить флот противолодочными средствами. Как результат – в составе ВМФ СССР появились БПК – крупные эсминцы с гипертрофированным противолодочным оружием. Чудовищные 700-тонные гидроакустические станции, противолодочные ракетоторпеды, противолодочный вертолет, реактивные бомбометы и противолодочные торпеды – все средства, чтобы обнаружить и уничтожить вражескую ПЛАРБ!


Янки двигались в аналогичном направлении – «иметь противолодочный фрегат или эсминец на каждую советскую ПЛА». Одним из результатов данного подхода стала крупная серия эсминцев типа «Спрюэнс». В рядах ВМС США эти корабли выполняли функцию наших БПК с некоторой поправкой на универсальность вооружения. Примечательной особенностью «Спрюэнсов» было отсутствие ЗРК коллективной обороны – противовоздушная оборона эсминцев была довольно слаба и малоэффективна.
Хороший во всех отношениях корабль стал еще лучше с появлением установок вертикального запуска ракет – шесть десятков «Томагавков» превращали «Спрюэнс» в настоящего разрушителя.

Четвертый подвид - эсминцы-вертолетоносцы

Специфическое изобретение японского гения. Ностальгия по славным временам Перл-Харбора. Конституционный запрет на авианосцы и ударное вооружение. Нешуточная угроза со стороны советского подводного флота.
Все это определило облик японских эсминцев: основное вооружение – вертолеты. От 3 до 11 винтокрылых машин на борту, в зависимости от типа корабля. Впрочем, на борту каждого из японских эсминцев-вертолетоносцев имеется некоторое количество встроенного оружия: от артиллерийских орудий до ЗРК и противолодочных ракетоторпед.


Эсминец-вертолетоносец "Харуна"


Эсминец-вертолетоносец "Хьюга". Размеры аналогичны УДК "Мистраль"

Пятый подвид – универсальные эсминцы

Редкий, но очень классный вид эскадренных миноносцев. Раньше их было много, сейчас остался практически единственный «Орли Берк» и его производные. В этом направлении работает Китай, но пока все его попытки близко не дотягивают до уровня американского Иджис-эсминца.
Создание подобного корабля в наше время требует колоссальных усилий ВПК, высочайший уровень развития науки и гигантских финансовых затрат. Единственные, кому удалось в полной мере реализовать данную идею, стали американцы. В начале 90-х годов ВМС США получили суперкорабль с 96 установками вертикального пуска Mk41 (загружается вся номенклатура ракет, принятых на вооружение ВМС США – ЗУР, ПЛУР, крылатые ракеты «Томагавк», противоспутниковые ЗУР «Стандарт 3» - все, кроме баллистических ракет).


Универсальные УВП Mk41 не имели бы того мистического эффекта без боевой информационно-управляющей системы «Иджис» - радар AN/SPY-1 с четырьмя фазированными антенными решетками. Одновременное сопровождение тысяч воздушных, надводных и подводных целей в радиусе двух сотен миль от корабля. Эффективность и быстрота принятия решений. Специальные режимы работы радара. Обмен данными в режиме реального времени с другими кораблями и самолетами. Вся радиоэлектроника корабля – средства обнаружения, радиосвязь, спутниковая связь, оружие – все системы корабля связаны в единый информационный контур.


Даа… Эсминец «Берк» хорош, хотя и он не лишен недостатков: тонкие жестяные борта и отвратительно низкая живучесть – бич всех современных кораблей. Кроме того, «Берки» первой модификации были совсем не универсальными – приоритетом Иджис-эсминца всегда была ПВО. Все остальные проблемы его не интересовали.
Изначально, на «Берках» даже не предусматривалось постоянное базирование вертолета. Противолодочная оборона отдавалась на откуп более простым кораблям – тем же эсминцам типа «Спрюэнс».

В заключении хочется отметить, что названные пять подвидов эсминцев (от эсминца ПВО до ударного эсминца и эсминца-вертолетоносца) – это далеко не полный список специализаций эскадренных миноносцев.
Например, в годы Второй мировой войны возникла потребность в эскортных эсминцах – специфических кораблях для решения конвойных задач – отсюда необычные требования к их конструкции и составу вооружения.

Кроме того, существовали эсминцы-минные заградители (тип «Роберт Смит»); эсминцы радиолокационного дозора; эсминцы, переоборудованные в противолодочные корабли по программе FRAM… Круг задач эскадренных миноносцев чрезвычайно широк и нет ничего удивительного в том, что для решения какой-либо важной проблемы создаются специализированные конструкции.


Эсминец проекта 956 и американский эсминец типа "Спрюэнс"

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника,

охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне.
Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Английский эквивалент термина - дестроер (англ. destroyer - разрушитель). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.

Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил.
Выросли их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х - 60-х гг. XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.

Происхождение эсминцев

Хотя суда, способные использовать торпеды, появились как минимум начиная с 1874 г. (английский «Везувий» был способен развивать скорость в 9 узлов) (1873 г. - фрегат «Шах»), первыми носителями торпед, сочетающими в себе маленький размер и стоимость и высокую скорость, стали построенный в 1877 г. в Англии миноносец «Лайтнинг» (англ. «HMS Lightning» - «Молния»), способный развивать скорость в 18 узлов, и построенный в России (на заводе Берда в Петербурге) в том же году миноносец «Взрыв».
Они и однотипные с ними корабли были маленькими, быстроходными и дешёвыми в производстве, но любой из них потенциально мог потопить линейный корабль той эпохи.

Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Она была осуществлена минными катерами «Чесма» и «Наварин» (водоизмещением всего 6 т), которые двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, они могли действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы.
Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и создали класс кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов - торпедных катеров и миноносок.
Эти корабли должны были быть такими же быстрыми, как миноносцы, но вооружённых кроме торпед ещё и пушками. Они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. В России такие корабли называли «истребителями миноносцев».

Однако, уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода.
Эсминцы же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять. Класс эсминцев появился на свет благодаря Англии и Японии в 1880-х гг.
Всеобщее признание и распространение он получил после гражданской войны 1891 г. в Чили и Японо-китайской войны 1894 - 1895 гг. В этих конфликтах флотилии дешёвых быстрых маленьких торпедных кораблей доказали свою эффективность, а следовательно, и необходимость в средствах борьбы с ними.

Первые образцы

Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг., построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer) получило распространение только в начале 1900-х гг.
Первоначальная роль эсминцев - противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское contre-torpilleur и испанское Contratorpedero названия.

В 1881 г. в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.

В 1884 г. был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними. Японский корабль «Котака» (1887)

Построенный в 1885 г. в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г.
Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г.

«Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.

Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г., спущен на воду в 1886 г., вошёл в строй в 1887 г.
Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.
Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк» (англ. Rattlesnake), «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев - впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.

Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock), построенные для английского флота в 1892, и спущенные на воду в 1893 г.
Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.

Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1) в 1902 г., к 1906 г. у них было 16 эсминцев.

В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90 - 150 т, обладавшие скоростью 20 - 25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен).
Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904 - 1905 гг.

Развитие эсминцев в начале XX века На рубеже XIX - XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper), построенный в 1899 г.
На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 году они уже были широко распространены.

В 1905 г. Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal)). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding) в 1909 г., Россия в проекте «Новик» в 1910 г.
Между 1890 и 1914 годами эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 200 тонн до 1000. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).

При вооружении эсминцев окончательно отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов и перешли к палубным многотрубным аппаратам на вращающейся платформе. Для управления стрельбой стали использовать специальные оптические прицелы, закрепленные на вращающейся платформе аппарата.
Более совершенным становится и главное ударное оружие эсминца - торпеда. Её диаметр увеличился с 357 до 533 - 600 мм, а вес боевого заряда достиг 100 кг.
Резко возросла дальность действия и скорость торпед. На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании.
Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым типом британских эсминцев, имевшим отдельные каюты для офицеров, стали эсминцы типа «Ривер» постройки 1902 года.

Боевое применение ранних эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

Защита флота от вражеских торпедных кораблей

Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота

Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.

Атака вражеского флота.

Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904 г., в начале Русско-японской войны. Три дивизиона эсминцев (по другой классификации - миноносцев), общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».


Эсминцы второй мировой войны.

За тридцать лет между окончанием первой мировой войны и возобновлением кораблестрое­ния после второй мировой войны у эсминцев значительно увеличились водоизмещение, ско­рость и вооружение. Ограничимся лишь несколькими примерами эсминцев второй мировой войны, построенных в 1939-1940 гг.; английс­кие эсминцы типа «Джервис» и «Африди» (1939) водоизмещением 1 870 т на 300-400 т превыша­ли эсминцы, построенные в конце первой миро­вой войны, такие как «Уишарт» (1919), «Венчерос» (1917) водоизмещением 1 325-1 339 т. (Тем не менее отметим, что большинство английских эсминцев межвоенного периода приближались все же к «Уишарт»). Что касается вооружения, тип «Джервис» имел шесть орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) вместо четырех 4-дюймовых (102 мм) ору­дий и десять вместо шести торпедных аппаратов. Скорость возросла с 34 до 36-36,5 узлов.

Во внешнем облике значительных изменений не произошло. Корпус эсминцев второй мировой войны все еще имел полубак, тянувшийся чуть ли не до половины длины ко­рабля, и на главной и на носовой палубе было множество надстроек. Количество труб уменьши­лось с трех-четырех до двух или даже одной, хотя единственная труба должна была быть слиш­ком большого диаметра. Чтобы проследить раз­витие эсминца (а теперь уже не «истребителя миноносцев») за тридцатилетний период, опишем четыре группы кораблей: эсминцы, построенные в 1916-1920 гг.; корабли, построенные в 1929- 1930 гг.; корабли 1935-1939 гг.; и эсминцы пос­левоенного периода до 1949-1950 г.

Из эсминцев второй мировой войны первой группы самыми больши­ми были английские корабли типа «Брюс» (1919), потому что они являлись лидерами. Их водоиз­мещение достигало 1 801 т, полубак тянулся примерно на треть длины корпуса, на носовой части и на корме имелись надстройки и две высокие трубы. Вооружение состояло из пяти орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм), размещен­ных следующим образом: два впереди - одно на полубаке, а другое на надстройке; одно меж­ду трубами и два на корме - одно на палубе, а другое на надстройке. Позади второй трубы находилось шестое орудие - 3-дюймовая (76 мм) зенитка. В середине корабля на главной палубе размещались шесть торпедных аппаратов в двух строенных установках. Силовой агрегат из двух турбин с редукторной передачей вращал два вин­та, позволяя развивать скорость до 36 узлов.

Американские корабли типа «Брук» («DD 232») 1920 г. постройки - эсминцы водоизмещением 1 308 т, с плоской верхней палубой, надстройкой мостика, еще одной надстройкой в середине кораб­ля и четырьмя трубами. Вооружение их состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) или 5-дюймовых (127 мм) орудий: одно на носу, два по сторонам на крыше средней надстройки между второй и третьей трубами, одно на надстройке на корме; двенадцать торпедных аппаратов в четырех строенных установ­ках. На корме дополнительно было установлено 3- дюймовое (76 мм) зенитное орудие.

Силовая установка включала в себя четыре котла и две турбины с редукторами мощностью 27 000 л. с. Максимальная скорость 35 узлов.

Японские эсминцы второй мировой войны - «Амацукадзе», построенные в 1917 г., водоизмещением 1 570 т имели полу­ бак, доходивший до трети длины корпуса, три трубы и маленькую мостиковую надстройку. Их вооружение состояло из четырех орудий калиб­ра 4,7 дюйма (120 мм) - одного впереди, одно­го между первой и второй трубой, двух на кор­ме - и шести торпедных аппаратов в трех спаренных установках на осевой линии. Трех- винтовые корабли имели турбины, напрямую со­единенные с валами, и делали 34 узла.

В 1917 г. французские ВМС построили две­надцать кораблей типа «Трайбл». Их названия начинались с «Алжериен» и «Аннамит» и закан­чивались «Туарег». Их строили в Японии и пе­регоняли в Европу. Водоизмещение этих эсмин­цев достигало 700 т. Они имели короткую носо­вую часть, одну мостиковую надстройку и четы­ре трубы. Вооружение состояло из орудия ка­либра 4,7 дюйма (120 мм) - на носу и четырех 3-дюймовых (76 мм) орудий - по одному борто­вому в середине длины корабля и два на осевой линии на корме. Четыре торпедных аппарата в двух спаренных установках на осевой линии - перед первой трубой и на корме. Силовая уста­новка все еще состояла из поршневых машин и котлов (частично на угле, частично на нефти), а максимальная скорость достигала 29 узлов.

В Италии эсминцы второй мировой войны строили с устаревшим внешним видом, так называемые «трехпалубники» - корабли типов «Пило», «Сиртори» и «Ла Маза», - "которые тем не менее имели турбинные силовые установки, но турби­ны соединялись с валами напрямую.

Эсминцы типа «Сиртори», которые строила верфь Одеро в Сестри, отличались коротким полубаком, маленькой мостиковой надстройкой и тремя трубами. Вооружение состояло из шести 4-дюймовых орудий (102 мм) - двух рядом на носовой палубе, двух по бортам на главной па­лубе и двух на корме. Четыре торпедных аппа­рата в двух спаренных установках. Противовоз­душное вооружение включало два пулемета ка­либра 1,5 дюйма (40 мм). Скорость 30 узлов.

Обзор эсминцев 1918-1920 г. можно завер­шить, упомянув русские корабли типа «Изяслав», последние из построенных в царской России, три из которых («Леннкж», «Стратилат» и «Брячис- лав») не были завершены. «Изяслав», позже пе­реименованный в «Карл Маркс», водоизмещени­ем 1 350 т, имел полубак, доходивший до пер­вой трубы, и надстройку во всю ширину корпу­са между второй и третьей трубой. Вооружение состояло из пяти 4-дюймовых (102 мм) орудий (все на осевой линии) - два (одно за другим) на носовой палубе и три (одно за другим) на корме. Девять торпедных аппаратов в трех стро­енных установках размещались: одна между пер вой и второй трубой и две - за третьей тру­бой. Турбовинтовая установка развивала скорость до 35 узлов.

Обратимся теперь к группе эсминцев второй мировой войны 1929-1930 гг. постройки. В 1929 г. ВМС Великобритании построили восемь кораблей типа «Акаста» водоизме­щением 1 330 т. Корпус имел полубак, кормовую надстройку и две трубы. Вооружение составляли четыре орудия калибра 4,7 дюйма (120 мм) - два на носу и два на корме - плюс семь зенитных пулеметов и два четырехтрубных торпедных ап­парата. Корабли имели три котла, две турбинные установки с редукторами мощностью 34 ООО л. с. и развивали 35 узлов.

Во Франции в 1928-1929 гг. были построены эсминцы второй мировой войны «Гепар», «Бизон», «Леон», за ними «Вобан», «Валми», «Вардэн». Их водоизмещение достигло 2 900-3 100 т, а корпус имел полубак, носовую и кормовую надстройки и все еще че­тыре трубы. Вооружение: пять орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) - два на носу и два на корме, а пятое на надстройке между третьей и четвертой трубой. Были еще четыре зенитных пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм), два трех­трубных торпедных аппарата плюс четыре бом­бомета для сброса глубинных бомб. Эти кораб­ли имели четыре котла и два комплекта турбин

с редуктором мощностью 64 000 л. с. и развива­ли скорость до 36 узлов. В 1927-1928 гг. Гер­мания, еще связанная Версальским мирным до­говором, построила эсминцы типа «Меве» и «Вольф» водоизмещением около 1 ООО т при полной нагрузке и 880 т стандартным, как обус­ловливалось договором. Вскоре эти корабли пе­ревели в разряд миноносцев. В 1930 г. ВМС Италии заложили четыре эсминца типа «Дардо», а в 1928-1929 гг. был построен многочислен­ный тип «Навигатори». Тогда их классифициро­вали как «легкие разведчики», и только в 1938 г. они стали эсминцами.

В Японии в 1927-1930 гг. построили двад­цать кораблей типа «Фубуки» водоизмещением 2 090 т. Эти эсминцы отличались полубаком, мос- тиковой надстройкой, кормовой рубкой и двумя трубами. Вооружение состояло из шести 5-дюй­мовых (127 мм) орудий в трех спаренных уста­новках - одна на носу и две на корме (на палубе и на кормовой надстройке), - двух зе­нитных пулеметов калибра 0,5 дюйма (13 мм) и трех трехтрубных торпедных аппаратов. Кораб­ли имели четыре котла, две редукторные тур­бинные установки мощностью 50 000 л. с. и могли развивать скорость 38 узлов.

Примеры эсминцев других стран включают корабли «Реджеле Фердинанд I», «Реджина Ма­рия», построенные для румынских ВМС в Неа­поле по проекту Торникрофт и, следовательно, похожие на английские эсминцы «Шекспир». Их водоизмещение 1 900 т, а вооружение состояло из пяти орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм): двух на носу, двух на корме (на палубе и на кормовой надстройке) и одного в середине за второй трубой. Силовая установка мощностью 75 000 л. с. позволяла развивать скорость 34 узла.

Английские эсминцы «Джервис» 1939-1940 гг. постройки, водоизмещением 1 690-1 695 т, име­ли длинный полубак, большую переднюю над­стройку, рубки в средней части корабля и на кор­ме и одну трубу. Вооружение включало в себя шесть орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) в трех спарен­ных установках, а также шесть зенитных пуле­метов и два пятитрубных торпедных аппарата в средней части корабля. У этих кораблей было

лишь два котла и две турбины с редукторами мощностью 40 000 л. е., позволявшие развивать скорость 36 узлов.

Суперэсминцы французских ВМС «Могадор» (1938-1939) и «Ле Фантаск» (1934) водоизме­щением 3 500 т в полном грузу имели длинный полубак, значительных размеров мостиковую над­стройку, большую кормовую рубку и две трубы. Эти типы различались по вооружению и количес­тву котлов: шесть эсминцев «Ле Фантаск» имели пять орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) - два на носу и три на корме: одно на палубе и два на крыше надстройки. Противовоздушное воору­жение - четыре зенитных пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм) и четыре пулемета 0,5-дюйма (13 мм). Девять торпедных аппаратов в трех строен­ных комплексах, а также четыре бомбомета. Четыре котла и силовая установка мощностью 74 ООО л. с. позволяли развивать крейсерскую скорость 37 узлов. Для сравнения, у эсминцев типа «Могадор» было восемь орудий калибра 5,5 дюйма (138 мм) в четырех спаренных установ­ках - две на носу и две на корме, как у крей­сера. Зенитное вооружение - такое же как на «Ле Фантаск», хотя число торпедных аппаратов было четыре: два двухтрубных и два трехтруб­ных. Силовая установка с шестью котлами мощ­ностью 90 000 л. с. позволяла развивать макси­мальную скорость 38 узлов.

В Германии четырнадцать эсминцев типа «Фон Рёдер» (1938-1940) и шестнадцать «Маас» до­стигли полного водоизмещения 3 415-3 190 т, хотя официально стандартное водоизмещение их было 1 811 и 1 625 т. Оба типа имели одинако­вый профиль с полубаком, носовой надстройкой, кормовой рубкой и двумя трубами. Одинаковое же вооружение состояло из пяти 5-дюймовых (127 мм) орудий - двух на носу и трех на корме.

Зенитное вооружение: четыре зенитных пулеме­та калибра 1,4 дюйма (37 мм) и восемь - ка­либра 0,7 дюйма (20 мм), а также два четырех- трубных торпедных аппарата - один между трубами и другой между второй трубой и кор­мовой надстройкой. Двухвинтовые корабли с си­ловой установкой мощностью 70 000 л. с. с шестью котлами развивали скорость до 38,2 узлов.

ВМС Италии строили корабли водоизмещени­ем 2 460 т, такие как эсминцы типа «Камича Нэра» (1938-1939), и 2 320 т типа «Орионе» (1937). Оба типа были вооружены четырьмя орудиями калибра 4,7 дюйма (120 мм) в двух спаренных установках - одна на носу и одна на корме, на надстройке; одним или двумя ору­диями калибра 4,7 дюйма (120 мм) для сигналь­ных ракет - на крыше кормовой рубки между двумя трехтрубными торпедными аппаратами; десяти-двенадцати зенитных пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) и 0,7 дюйма (20 мм). Три котла, выхлоп из которых шел в одну трубу, и две турбинные установки мощностью 50 000 л. с. Максимальная скорость 38 узлов.

Хотя ВМС Японии - океанские, там строи­ли эсминцы второй мировой войны водоизмещением лишь 2 490-2 370 т, принадлежащие типам «Кагэро» (1937-1941) и «Асасио» (1935-1939). Японские эсминцы тоже имели две трубы, хотя котлов было три. Сило­вая установка мощностью 50 000-52 000 л. с. позволяла развивать скорость 35 узлов. Вооруже­ние было достаточно мощным - шесть 5-дюймо­вых (127 мм) орудий в трех спаренных установ­ках (одна на носу, одна на главной палубе и одна на кормовой надстройке), четыре дюймо­вых (25 мм) зенитных пулемета и два четырех- трубных торпедных аппарата на осевой линии. Кроме того, в состав вооружения включались шестнадцать бомбометов.

Соперник Японии, американские ВМС, также строили эсминцы с полным водоизмещением приблизительно 2 300-2 500 т. Тип «Симе» (1934-1941) - «ДО 409»-«00 420») и тип «Бенсон» (1938-1942) «Ой» с номерами 421-444, 453-464, 483-497, 598-628, 632-641, 645-648 имели стандартное водоизмещение 1 570 т и 1 630 т соответственно. Подобно итальянским эсминцам, корабли класса «Симе» имели лишь одну трубу при четырех котлах. Первоначально они были вооружены пятью 5-дюймовыми (12 мм) орудия­ми: два на носу и три на корме. Во время во­йны одно из кормовых орудий сняли, заменив зенитным. Тип «Симе» первоначально имел три четырехтрубных торпедных аппарата - один на осевой линии и два по бортам, но они были слишком тяжелыми, и число их вскоре снизи­лось до двух. Эсминцы класса «Бенсон» имели два пятитрубных торпедных аппарата, позже их число снизилось до одного. Корабли этих типов развивали скорость до 36-37 узлов и имели весьма внушительную дальность плавания - 6000 миль, что было необходимо для действий в Ти­хом океане.

Примером кораблей, построенных в 1939-1940 гг. малыми ВМС, были греческие эсминцы «Василе- ус Георгио I», построенные в Англии на верфи Ярроу и аналогичные английским «Интрепид». Корабли водоизмещением 1 350 т имели полу­бак, надстройки в передней части корпуса и на корме, две трубы. Вооружение составляли четы­ре 5-дюймовых (127 мм) орудия - два на носу и два на корме, четыре зенитных пулемета и два четырехтрубных торпедных аппарата. Мак­симальная скорость 36 узлов.

Теперь перейдем к эсминцам 1944-1950 гг. Это несложно, поскольку, по мере того как стра­ны выходили из войны, Франция не заложила и не построила ни одного эсминца после 10 июня 1940 г.; Италия - после 8 сентября 1943 г., а Германия и Япония - после мая 1945 г.

Между 1944 и 1950 гг. по проектам военного времени английские, американские и русские ВМС построили несколько эсминцев, которые представляли собой финальную стадию развития эсминцев до изобретения ракетного вооружения.

Англия построила одиннадцать кораблей в 1947-1948 гг.: четыре - типа «Бэттлэкс» или «Уэпон», заложенные в 1944 г., и семь - типа «Эджинкорт», или «Баттл», заложенные в 1943 г.

Оба типа имели корпус с полубаком, боль­шой передней надстройкой и кормовой рубкой. У «Бэттлэкса» было две трубы и большая ре­шетчатая мачта для антенны радара, тогда Как у «Эджинкорта» была лишь одна труба, а решет­чатая мачта отсутствовала. Водоизмещение пер­вого достигало 3 000 т, а вооружение состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) орудий в двух башнях, обе впереди. Зенитное вооружение со­ставляли шесть пулеметов калибра 1,5 дюйма (40 мм), четыре из которых на спаренных уста­новках находились на кормовой надстройке, а два одиночных - по обоим бортам на уровне мос­тика. Противолодочное оружие представляли два трехствольных бомбомета «Сквид» - один на носовой палубе, а другой на кормовой надстрой­ке. Силовая установка мощностью 40 000 л. с. позволяла развивать скорость 31 узел.

У типа «Эджинкорт» было пять орудий ка­либра 4,5 дюйма (114 мм) в двух спаренных и одной одинарной установках. Спаренные находи­лись в носовой части корабля (одна на носовой палубе, другая на надстройке), а одинарная - на платформе за трубами. Восемь зенитных пу­леметов калибра 1,5 дюйма (40 мм): три спарен­ных установки стояли на кормовой надстройке, а две одинарные - по бокам от мостика. Завер­шался арсенал двумя пятитрубными торпедными аппаратами и одним бомбометом «Сквид». Сило­вая установка имела мощность 50 000 л. с. Мак­симальная скорость достигала 31 узла.

Во время войны Соединенные Штаты постро­или большое количество эсминцев второй мировой войны различных типов, наиболее представительным из которых стал тип «Гиринг», образованный кораблями, за­конченными в 1945-1946 гг., и класс «Самнер» (1943-1945).

Оба типа водоизмещением около 3 400 т име­ли гладкую палубу вровень с бортами. Эта фор­ма корпуса была принята начиная с типа «Флетчер» (корабли постройки 1942-1945 гг.) и после окончания войны распространилась среди ВМС многих стран. Внешний вид всех трех типов был примерно одинаков: длинная надстройка на па­лубе от мостика до кормы; две довольно высо­кие, узкие трубы; трехногая мачта и широкая мостиковая надстройка. В советских ВМС на­иболее впечатляющим типом эсминцев того пе­риода явился тип «Скорый», построенный в 1950-1953 гг, полным водоизмещением 3 500 т: большая мостиковая надстройка, высокая трех­ногая мачта, две трубы. Вооружение: четыре ору­дия калибра 5,1 дюйма (130 мм) в двух спарен­ных установках, два орудия калибра 3,4 дюйма (85 мм) и семь зенитных пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) на спаренных установках на плат­формах по бортам у второй трубы и на крыше кормовой надстройки; кроме того, два пяти-трубных торпедных аппарата и четыре бомбомета. Силовая установка мощностью 60 000 л. с. поз­воляла развивать скорость до 36 узлов.

В меморандуме британского Адмиралтейства 8 августа 1892 года впервые появилось определение «охотник за торпедами».

Тогда на рубеже веков великие морские державы исходили, прежде всего, из решающего значения линейного флота. Главные сражения на море происходили при участии линкоров, которые составляли ядро флота. В начале 20 века появились торпеды - оружие, которое представляло непосредственную опасность для больших кораблей. Подвижные торпедные катера совершали внезапные атаки, таким образом, торпедные атаки представляли особую опасность для всех линкоров. Небольшие торпедные катера, недорогие в производстве давали возможность флотам небольших морских государств, продемонстрировать свою силу в море. Перспектива использования небольших кораблей против линейного флота стала вполне реальной. Однако при появлении нового вида оружия, почти сразу же возникали средства противодействия. То же самое произошло и с появлением эсминцев.

Появился новый класс кораблей, который превосходил торпедный катер по скорости и вооружению, который мог применяться для защиты тяжелых кораблей. Первоначально предназначавшийся для действий против торпедных катеров новый класс кораблей стал универсальным и многоцелевым, построенный в больших количествах и активно применявшийся входе боевых действий.

Эсминцы использовались на всех театрах военных действий. Новый класс кораблей выполнял намного больше задач, чем любой военный корабль за всю историю войн на море. Он действовал против подводных лодок, охранял конвой, защищал линейные корабли, ставил мины и вел патрулирование в прибрежных водах.

эскадренный миноносец Z1 «Leberecht Maass»

Чтобы получить полное представление о развитии немецких эсминцах в период Первой мировой и до конца Второй мировой войны нужно рассмотреть политическую ситуацию обеспеченную Версальским договором и технические возможности того времени существовавшие в военно-морской стратегии. Условия Версальского договора, установленные победившими державами, требовали, чтобы водоизмещение эсминца не превышало 800 тонн. Таким образом, Германия была лишена возможности создавать эсминцы. После Первой мировой войны немцы почти полностью лишились военно-морского флота. Поначалу ее флот составлял несколько торпедных катеров после военной постройки. Затем были построены торпедные катера нового типа. По вооружению они не могли считаться эсминцами, а также не могли сравниваться с аналогичными образцами других стран.

Германия уже не могла обеспечить защиту своих рубежей, что практически означало отсутствие обороноспособности военно-морского флота. В октябре 1933 года командование флотом приняло решение защитить свои интересы, и издала приказ о постройке эсминцев образца 1932 года. Было решено воспользоваться уже существующими возможностями. Новые эсминцы должны были отличаться остойчивостью и мощной артиллерией, чтобы добиться успешных боевых действий против больших французских и польских эсминцев. На некоторых из них устанавливались орудия калибром 139 мм. Уже в 1934 году инженерам судостроителям была предложена паровая установка высокого давления, которая вполне могла стать основой для нового двигателя. Она обеспечивала значительную экономию веса и пространства по сравнению предыдущими моделями. Это в свою очередь обеспечивало большее бронирование и скорость корабля. Поэтому силовая установка была принята на вооружение почти без полного комплексного испытания, что привело к частым поломкам. Возможности таких эсминцев были сильно ограничены, особенно когда начались военные действия.

эсминец Z3 «Max Schultz»

эсминец Z4 «Richard Beitzen»

7 апреля 1934 года судостроительная верфь в Киле получила заказ на постройку четырех эсминцев проекта 1934 водоизмещением по 2230 тонн, вооружение которых состояло из 127 мм орудия и четырех 37 мм зенитных орудий (Z1 «Leberecht Maass, Z2 «Georg Thiele», Z3 «Max Schultz», Z4 «Richard Beitzen»). Также на корабле устанавливались четыре торпедных аппарата калибром 537 мм. Скорость этих замечательных кораблей достигала 37 узлов. Запас хода 4400 миль при крейсерской скорости в 19 узлов. Все четыре эсминца были спроектированы с прямыми форштевнями.

Вследствие недостаточной остойчивости все четыре эсминца имели этот недостаток, и следующие корабли были доработаны, где был увеличен угол наклона форштевня, а высота борта увеличена. При неизменном водоизмещении улучшились мореходные качества, однако остойчивость по-прежнему оставалась проблемой. По традиции первые образцы военных кораблей получили имена офицеров отличившихся в ходе военных действий. Они погибли в боях с вражескими кораблями.

эсминец Z6 «Theodor Riedel»

С 1937 года были предложены новые проекты эсминцев проекта Mrva, с увеличенным водоизмещением до 3800 тонн. Их планировали вооружить 125 мм орудиями сдвоенных или одиночных установок. В 1938 году появился проект атлантического эсминца водоизмещением 4000 тонн Entwurf вооруженные пятью 125 мм орудиями расположенные в трех башнях. Однако проект так и не был реализован.

эсминец Z43 проекта 1936B

К концу 1939 года была заказана шестая серия эсминцев проекта 1936B (Z35, Z36, Z43-Z45). На них были установлены 127 мм орудия. Увеличение веса, носовой крен и медленный темп стрельбы 155 мм орудий стали причиной этого решения. Эсминцы были вооружены пятью 127 мм орудиями в одиночных установках. Стандартное водоизмещение составило 3519 тонн. Остойчивость и мореходные качества значительно улучшились. Пространство корабля было заполнено более рационально и эскадренные миноносцы могли нести дополнительный запас топлива. Они обладали самой большой дальностью плавания в германском флоте 6200 миль при крейсерской скорости 19 узлов. Они стали наиболее сбалансированными эсминцами, построенными для немецкого флота.

В 1942 году был сделан заказ на седьмую серию эсминцев проекта 1936C (Z46 - Z50). Строительство первых двух кораблей началось в 1943 году, но из-за нехватки рабочей сил работы были приостановлены. Корпусы были разобраны, а следующие даже не были заложены. В 1943 году на верфи DeSchiMAG в Бремене была начата постройка эсминца проекта 1942 с дизельным двигателем, водоизмещением 2041 тонн, и вооруженный четырьмя 127 мм орудиями. Корабль Z51 был спущен на воду в 1944 году, однако он не был закончен. 21 марта 1945 года во время воздушного налета на Бремен эсминец Z51 был сильно поврежден взрывами бомб, поэтому работы пришлось прекратить. Позже была запланирована постройка других эсминцев Z52 - Z56. В 1943 году на верфи DeSchiMAG начали закладку этих новых кораблей проекта 1942A, однако нехватка материала и бомбежки привели к прекращению работ.

В конце войны готовые узлы были пущены на слом. Стандартное водоизмещение этих дизельных эсминцев составило бы 2818 тонн. Запас хода представлялся просто невероятный 16000 миль. Максимальная скорость составила бы 37,5 узлов. Планировалась установка шести 128 мм полуавтоматических многоцелевых орудий расположенных в двух орудийных башнях. Эти Атлантические эсминцы предназначались для действий в составе ударных соединений и стали бы представителями нового поколения кораблей.

Последний проект корабля, разработанный в 1945 году, во многом повторял предшествующие разработки. Корпус был короче, машинное отделение весило меньше, поэтому оставалось около 12 процентов на увеличение мощности орудий. Стандартное водоизмещение составило бы 2700 тонн. В качестве вооружения были приняты абсолютно новые автоматические многоцелевые 128 мм орудия, обеспечивающие более высокий темп стрельбы. На этом полный цикл проектирования и постройки эсминцев для немецкого флота с 1932 по 1945 годы был завершен.

Все построенные эсминцы находились в составе германского флота и выполняли поставленные перед ними задачи по патрулированию районов, обеспечение охранения конвоев и охранение линкоров практически по всей территории Германии и находились в сформированных семи флотилиях эсминцев. В среднем это было шесть кораблей. Часто на морском жаргоне их называли катерами, но это было не верно, так как на военном судне уже находился в составе командного состава старший помощник, а это приравнивалось к кораблю.

В конце Второй мировой войны немецкий флот столкнулся с материально-техническими проблемами. После быстрых испытаний проекты молниеносно меняли друг друга и предназначались для решения самых разных задач. Шестая серия эсминцев Z35, Z36 и Z43 после семи лет разработок привела к созданию самого современного эсминца, который превосходил аналогичные корабли, состоявшие на вооружении флотов других стран. Однако их было слишком мало, а техническое превосходство не обеспечило довоенного господства. Во Второй мировой войне германскому флоту не хватало простого стандартного корабля, который мог бы строиться быстро и не в большом количестве, чтобы выполнять различные задачи эсминца. Американцы и англичане строили простые эсминцы, сделав ставку на количество. В Германии же из-за нехватки материалов технически совершенные корабли выпускались малыми сериями. Попытка свести на «нет» нехватку материалов выпуском эсминцев класса Narvin с вооружением крейсера привела к тому, что перед этими кораблями ставились не адекватные задачи. Действуя против крейсеров немецкие эсминцы, не уступая противнику в артиллерии, не могли сражаться с ними на равных из-за худшей остойчивости.

Немногие немецкие эсминцы, находившиеся в боеспособном состоянии, противостояли противнику превосходившие их в сто раз. Иногда на протяженном театре военных действий находилось лишь три полностью боеспособных эсминца, таким образом невозможно недооценивать роль немецких кораблей этого класса во Второй мировой войне. Недостаток средств приводило к тому, что импровизация оставалась, чуть ли не единственным способом ведения морского боя. Их роль в величайшей спасательной операции в истории человечества никогда не будет забыта.

Эсминец «Бурный» (1901) перед отправкой в Порт-Артур. Октябрь 1902 года.

Эскадренный миноносец (сокр. эсминец ) - класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей , предназначенных для борьбы с подводными лодками , летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений .

Происхождение названия

Русское название «миноносец» происходит от того, что в дореволюционной России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение же «эскадренный» указывает на способность кораблей этого класса действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне. Это название пришло в русский язык из французской терминологии конца XIX - начала XX века (torpilleur d’escadre) . За границей же, включая современный французский язык, наибольшее распространение получили кальки с английского названия англ. Destroyer («истребитель») - фр. destroyer , нем. Zerstörer , польск. niszczyciel , и так далее. Этот термин, в свою очередь, изначально являлся сокращением от Torpedo boat destroyer - «истребитель миноносцев», что связано с тем, что первоначальным назначением кораблей этого класса считался перехват приближающихся к эскадре тяжёлых кораблей вражеских миноносцев и их уничтожение артиллерийским огнём (против небольшого корабля, движущегося со скоростью 30 и более узлов, торпеды тех лет не были эффективным оружием). В русском флоте времён русско-японской войны эти корабли также называли «истребителями». В отличие от эскадренных миноносцев, «обычные» миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, часто со сравнительно низкими мореходностью и автономностью.

Первая в мире успешная атака двумя торпедами была осуществлена 14 января 1878 года во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов минными катерами «Чесма» и «Синоп»; в ходе неё был потоплен сторожевой турецкий пароход «Интибах» .

Под впечатлением, с одной стороны успешных действий русских минных катеров в действиях против турецких кораблей, а с другой - быстрого роста возможностей торпедного оружия, родилась концепция «миноносного флота». Её автором стал французский адмирал Обэ, морской министр и глава так называемой «молодой школы » теоретиков морской войны. Согласно этой концепции, для обороны прибрежных вод необходимо иметь не броненосцы и канонерские лодки, а множество малых быстроходных миноносок. Атакуя одновременно с разных направлений, они пустят ко дну любую эскадру, состоящую из тихоходных и неповоротливых броненосных кораблей. Доктрина «молодой школы» быстро приобрела много сторонников, как во Франции, так и за её пределами, так как она позволяла отказаться от дорогостоящего строительства броненосного флота в пользу гораздо более дешёвого «москитного флота» .

Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены в дневное время задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, ночью они могли проводить успешные торпедные атаки судов противника, либо действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы. Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Десятилетие 1880-х годов было отмечено своеобразным «миноносным» бумом: флота Великобритании, Франции, России, Австро-Венгрии, Италии, Германии и США, а также флота малых стран Европы (Дании, Швеции и др.) начали активно пополняться сериями кораблей нового класса. К 1 января 1886 года в тройку лидеров по числу миноносцев, находящихся в составе их флотов, входили Великобритания (129 миноносцев, в том числе 26 мореходных), Россия (119 миноносцев, в том числе 6 мореходных) и Франция (77 миноносцев, в том числе 23 мореходных) .

Возникновение класса эскадренных миноносцев

Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и приступили к созданию класса кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов - минных катеров и миноносок . Эти корабли должны были стать такими же быстрыми, как миноносцы, и иметь в составе вооружения помимо торпед ещё и артиллерию; они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. Однако уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода. «Истребители миноносцев» же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.

Прототипы «истребителей миноносцев»

Английский таранный миноносец HMS Polyphemus (1881).

Почти сразу после японского заказа в конце 1885 года британская фирма J&G Thompson по заказу Испании начала строительство корабля для борьбы с миноносцами, который получил имя «Деструктор ». Он был спущен на воду в 1886 году и вступил в строй в , однако по различным причинам до 1892 года оставался собственностью фирмы, после чего был передан заказчику. При водоизмещении 386 т и скорости 22,7 узлов он был вооружён одним 65-мм (по другим данным - 90-мм) орудием, четырьмя 57-мм и двумя 47-мм скорострельными пушками, а также пятью 381-мм торпедными аппаратами ; по традиции «Деструктор» имел съёмную трёхмачтовую парусную оснастку. В испанском флоте «Деструктор» классифицировался как торпедная канонерская лодка .

Первые эскадренные миноносцы

Достигнутые в начале 1890-х годов значительные успехи французских миноносцев, с которыми в ходе путешествия по Франции и посещения французских верфей удалось ознакомиться известному английскому кораблестроителю Альфреду Ярроу , заставили последнего обратиться в начале 1892 года к молодому, занявшему 1 февраля 1892 года пост Третьего лорда Адмиралтейства - Контролёра флота, контр-адмиралу Джону Фишеру с проектом «суперминоносца», который должен был затмить быстроходные французские корабли данного класса. Инициатива Ярроу была поддержана Фишером. На вопрос Ярроу, как будут называться новые корабли, Третий лорд Адмиралтейства ответил: «Мы назовём их истребителями (англ. destroyers ), так как их задача - уничтожать французские миноносцы» . В документах корабли нового класса первоначально именовались «истребители миноносцев» (англ. torpedoboats destroyers ), но позднее их стали называть просто «истребителями» .

Английский миноносец HMS Daring (1893).

Первыми кораблями, названными «истребителями миноносцев», стали шесть кораблей так называемого «26-узлового » типа, построенные для английского флота в 1892 году , и спущенные на воду в 1893 году . Их строили (парами) три частные фирмы («Ярроу», «Торникрофт» и «Лэрд»): заказ на первые два (HMS Daring и HMS Decoy ) был выдан 27 июня 1892 года, на следующие 2 (HMS Havock и HMS Hornet ) - 2 июля , а на последние 2 (HMS Farret и HMS Linx ) - 6 января 1893 года . Несмотря на имевшиеся внешние различия, они оказались очень схожи между собой. Они имели полное водоизмещение около 270-280 т, скорость 26 узлов , вооружены 1 12-фунтовым (76-мм) орудием, 3 6-фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3 457-мм торпедными аппаратами. Из-за опасения перегрузки их не рассматривали как корабли, имевшие назначение быть одновременно и «истребителями» и «торпедоносцами»: в зависимости от обстановки они должны были решать либо ту, либо иную задачу, для чего эти экспериментальные «истребители» и проектировались под сменное вооружение . В период проведения испытаний и при дальнейшей эксплуатации было установлено, что одновременная установка артиллерии и торпедных аппаратов нисколько не уменьшает их скорости и маневренных качеств .

Экспериментальные «истребители миноносцев» 26-узлового типа на десятилетие вперёд определили особенности внешнего облика британских кораблей этого класса: гладкопалубный корпус , покрытие носовой части корпуса карапасом («черепашьим панцирем»), за которым располагалась боевая рубка с установленной над ней платформой 76-мм орудия; по бокам от рубки располагались ограждения-волноломы, защищавшие 57-мм орудия .

Эскадренные миноносцы 1894-1905 годов

Американский эсминец USS Bainbridge (DD-1).

Развитие эсминцев в начале XX века

Рост численности эскадренных миноносцев в 1892-1918 годах
Дата
1892 год 1900 год 1904 год 1914 год 1918 год
Великобритания 0 75 131 243 433
Франция 0 2 31 н/д н/д
Германия 0 1 47 210 311
Россия 0 1 60 75 105
Италия 0 н/д 15 н/д н/д
Япония н/д 8 19 н/д н/д
США н/д 16 н/д н/д н/д

Теоретические рассуждения о боевом применении эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

  • Защита флота от вражеских торпедных кораблей
  • Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
  • Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.
  • Атака вражеского флота.

Русско-японская война

Первый значительный боевой эпизод с участием эскадренных миноносцев (по японской классификации - «истребитель» или «миноносец», по русской - «миноносец» ) произошёл во время Русско-японской войны . В ночь с на 27 января 1904 года 10 японскими эсминцами была произведена ночная торпедная атака кораблей русской эскадры, стоявшей на якоре на рейде Порт-Артура . Всего за час было выпущено 16 торпед , 3 из которых достигли цели и повредили русские броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» .

Во время войны эсминцы получили новое назначение - защищать флот от подводных атак. Подводные лодки , активно использовавшиеся во время войны, могли скрытно приблизиться и торпедировать надводные корабли. Эсминцы первой мировой имели достаточную скорость и вооружение, чтобы атаковать подлодки до того, как они погрузятся - либо артиллерийским огнём, либо тараном. Так как эсминцы имели достаточно малую осадкуя и большую скорость, торпедировать их было сложно, торпеды чаще всего проходили мимо либо под килем корабля.

Желание атаковать подлодки в подводном положении привело к быстрым изменениям в конструкции эсминцев, их корпуса стали усиливать для таранов, оборудовать глубинными бомбами и гидрофонами для обнаружения подводных целей. Первым случаем атаки подлодки эсминцем был таран немецкой подлодки U.19 английским эсминцем «Бэджер» (англ. Badger ) 29 октября г. U.19 была только повреждена, но в следующем месяце эсминец «Гэрри» (англ. Garry ) успешно потопил лодку U.18 . Первый случай уничтожения подлодки глубинной бомбой был 4 декабря г., когда UC.19 была потоплена эсминцем «Ллевеллин» (англ. Llewellyn ).

Английский HMS Swift (1907) - первый «лидер эсминцев» или «суперэсминец».

Подводная угроза привела к тому, что многие эсминцы были направлены на охоту за подлодками; после того, как Германия летом г. приняла решение о неограниченной подводной войне, эсминцы стали назначать в конвои торговых судов. После вступления Америки в войну, американские эсминцы присоединились к военным действиям. В Средиземноморье на стороне Антанты действовал даже дивизион японских эсминцев. Конвойная служба оказалась не менее опасной, чем боевая: из общих потерь британских эсминцев (было потеряно 67 эсминцев и 3 лидера ), 18 были потеряны от столкновений и 12 затонули.

В годы войны Германский флот по различным причинам потерял 68 эсминцев и миноносцев .

К концу войны высшим достижением в строительстве эсминцев считался британский тип W.

В середине Первой мировой в Великобритании появился новый подкласс эсминцев - «лидер эсминцев », большего водоизмещения, с более высокой скоростью хода и с более сильным артиллерийским вооружением, чем у обычных эсминцев. Корабль предназначался для артиллерийской поддержки, вывода в атаку эсминцев, борьбы с эсминцами противника, управления группами эскадренных миноносцев и мог выполнять роль разведчика при эскадре крупных кораблей.

Межвоенный период

В послевоенное время продолжилась наметившаяся тенденция к увеличению размеров эсминцев и улучшению их вооружения. Во время войны был упущен ряд возможностей атаковать корабли вражеского флота из-за того, что все торпеды выпускались в первом залпе. В английских эсминцах типов V и W в конце войны пытались решить эту проблему установкой 6 торпедных труб в двух строенных аппаратах, вместо 4-х или 2-х труб в ранних моделях. Это стало стандартом для эсминцев начала 1920-х гг.

Следующей крупным нововведением в строительстве эсминцев стали японские корабли типа «Фубуки» (яп. 吹雪 ). Головной корабль был спроектирован в и передан флоту в г. Их вооружение включало в себя 6 мощных пятидюймовых орудий и 3 трёхтрубных торпедных аппарата. Вторая группа кораблей этого типа получила орудия с бо́льшим углом возвышения для использования в качестве зенитных и 610-мм кислородными торпедами типа 93 (американское обозначение «Лонг Лэнс» англ. Long Lance - «Длинное копье»). В более поздних эсминцах типа «Ариаки» 1931 г. японцы ещё более улучшили своё торпедное оружие путем размещения запасных торпед в надстройке, тем ускорив перезарядку торпедных аппаратов до 15 минут.

Остальные морские страны начали строительство подобных больших эсминцев. Американский эсминец проекта «Портер» позаимствовал спаренные пятидюймовые орудия, а в эсминцах проектов «Мэхен» (англ. Mahan ) и «Гридли» (англ. Gridley ) (1934 г.) увеличили количество торпедных труб соответственно до 12 и до 16.

Из средств обнаружения подводных лодок имелся сонар , или «Асдик» (англ. ASDIC ) . Оружие для борьбы с подлодками со времени Первой мировой изменилось незначительно, носовые бомбометы, нужду в которых показала Вторая мировая война, не развивались.

Вторая мировая война

Эсминцы были наиболее массовыми надводными кораблями Второй мировой и участвовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий, оказавшись в положении «расходного материала» флота. Некоторое представление о интенсивности их использования может дать статистика потерь: английский флот из 389 участвовавших в войне эсминцев потерял 144, немецкий из 21 имевшегося к началу войны и 19 построенных во время войны потерял 25, Япония из 168 эсминцев потеряла 132, США потеряли около 80 эсминцев, СССР потерял 34 эсминца . Некоторые (в частности, германские) эсминцы этого периода даже не имели собственных названий, только бортовые номера.

Послевоенное время

В конце 1940-х - начале 1950-х гг., на основе опыта войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированными орудиями главного калибра, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30-бис («Скорый») и («Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring ), американские проекта «Форрест Шерман » (англ. Forrest Sherman ).