Отряд космонавтов-испытателей минавиапрома ссср. "Лётчик-испытатель Игорь Волк". Волчья стая - называли отряд пилотов Бурана. По имени командира - Игоря Волка. Далеко не все знают, что в Подмосковье не только в Звездном городке, но и в Жуковском трудились

В начале января 2017-го в подмосковном Жуковском скончался Игорь Петрович Волк - командир уникального подразделения лётчиков-космонавтов. На этот отряд возлагались огромные надежды, ведь выполнять боевые задачи опытные специалисты должны были на многоразовом космическом корабле "Буран", истинное предназначение которого долгие годы скрывалось от общественности.

Противовес для шаттла

Всерьёз утверждать о научной и грузовой миссии для многоразового космического челнока могут лишь те, кто не знает, для каких целей свой орбитальный корабль разрабатывали американцы. Забегая вперёд, стоит отметить, что то количество денег, которое было потрачено на разработку и строительство многоразовых кораблей в США и СССР, ни одной научной и даже коммерческой программой оправдать невозможно. Уникальность многоразового корабля заключается в том, что благодаря большому транспортно-грузовому отсеку он мог не только выводить на орбиту спутники и другое научное оборудование... но и забирать с орбиты любой объект с предельно допустимой массой.

В пользу сугубо военного назначения американских шаттлов говорило и наличие манипулятора. С помощью "длинной руки" прямо на орбите по кусочкам можно было разобрать любой нужный спутник и, не спрашивая ни у кого разрешения, увезти секретное оборудование общей массой до 14,5 тонны домой. Однако главным обстоятельством, максимально ускорившим создание отечественного многоразового орбитального корабля, стало происшествие, сам факт которого в Советском Союзе долгие годы отрицали. Отрицали не потому, что проморгали, а потому, что реагировать на новую угрозу было нечем.

Полёт американского спейс-шаттла в 1986 году особенно хорошо врезался в память советским лётчикам и лично командующему войсками ПВО. Во время обычного, на первый взгляд, ухода с орбиты американский челнок совершил энергичный манёвр и, развернувшись на высоте в 80 километров, нырнул в атмосферу планеты аккурат над Москвой. Историки космонавтики утверждают, что если бы в грузовом отсеке корабля в тот момент находилась ядерная бомба, то ни один, даже самый современный, советский истребитель-перехватчик не смог бы помешать экипажу орбитального корабля сбросить бомбу прямо на Кремль.

"Буран" создавался с практически стопроцентной оглядкой на конструкцию американцев - чертежи, дизайн, схемы. Изучалась каждая крупица информации, которую удавалось добывать и по линии разведки, и официально. Однако сходство в дизайне и обводах корпуса, пожалуй, единственное, что роднит американский и советский многоразовые корабли. "Буран" был крупнее, имел более вместительный грузовой отсек и мог совершать посадку в автоматическом режиме. Последнее - результат огромного объёма работ математиков и советской промышленности, создавшей целую серию управляющих компьютеров специально для этой космической программы. Управлять сложнейшей техникой должны были не просто лётчики или космонавты. Пилотировать "Буран" должны были мастера экстра-класса, одинаково хорошо умеющие ходить, принимать пищу и управлять авиационно-космической техникой на запредельных режимах.

Первая "волчья стая"

Случайных попаданий и зачислений в первый отряд космонавтов "Бурана" не было. Да и вообще, далеко не все лётчики решались принимать участие в спецпрограмме по переподготовке. Риск при прохождении медицинского и профессионального отбора был очень велик. При провале медкомиссии или профотбора для полётов на "Буране" лётчики рисковали не только не попасть в секретную программу подготовки, но и вылететь с обычной лётной службы. К здоровью будущих космонавтов специального назначения комиссия относилась особо строго, никаких различий в званиях и заслугах перед родиной при отборе не делали. Три обязательных требования были одинаковы для всех: идеальное здоровье, абсолютный профессионализм и отсутствие любых, даже мелких, "залётов" по службе. Командиром отряда испытателей "Бурана" был назначен Игорь Волк - опытный советский лётчик-испытатель, суммарно налетавший на всех летательных аппаратах более 7 тысяч часов.

Волк Игорь Петрович. Командир первой группы. Лётчик-испытатель 1-го класса

Из более чем 500 кандидатов на зачисление в сверхсекретный отряд 90% были отсеяны на этапе медкомиссии и профессионального тестирования. Большинство из тех, кто стремился попасть в "волчью стаю", социалистические блага не очень-то и влекли. Обещанные квартиры и дефицитные продукты питания и рядом не стояли с возможностью летать в космос, да ещё и на секретном орбитальном корабле.

В первую восьмёрку помимо командира группы Игоря Волка вошли опытные советские лётчики: Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Однако почти сразу судьбы отобранных для программы лётчиков пошли наперекосяк - одна за другой стали происходить необъяснимые катастрофы, природу которых не могли выяснить ни члены комиссии, ни опытные сотрудники советских спецслужб. Эксперты до сих пор спорят о том, что в действительности происходило с членами специального космического отряда. Кто-то утверждает, что это было обычное совпадение. Другие, напротив, уверены, что почти сразу после составления списка на первую восьмёрку начали охотиться зарубежные спецслужбы, ведь два члена отряда космонавтов-испытателей погибают почти одновременно.

Первым из "волчьей стаи" погиб Владимир Букреев. 17 мая 1977 года во время тренировочного полёта у самолёта МиГ-25ПУ, который пилотировал Букреев, внезапно "сложилась" носовая стойка шасси. Из-за трения о покрытие взлётно-посадочной полосы самолёт загорелся, и лётчик-испытатель, находившийся внутри, получил сильнейшие ожоги. Несмотря на то что ещё живого Букреева пожарные и техники вытащили из самолёта, 22 мая советский лётчик-испытатель скончался.

Виктор Иванович Букреев. Лётчик-испытатель 4-го класса. С 1974 старший лейтенант запаса

Буквально через месяц трагическое происшествие обрывает жизнь ещё одного лётчика - Александра Лысенко. Во время испытаний нового бортового оборудования самолёт МиГ-23, на котором Лысенко летел вместе с напарником, сорвался в штопор и рухнул на землю. По стечению обстоятельств напарнику Лысенко удалось выжить, но кандидат в отряд космонавтов номер один спастись не сумел.

Лысенко Александр Иванович. Лётчик-испытатель. Капитан запаса. Кандидат в группу космонавтов-испытателей

Тремя годами позднее, 8 сентября 1980 года, когда программа испытаний начинает входить в активную фазу, погибает Олег Кононенко. Палубный самолёт-штурмовик Як-38, имевший и без того дурную репутацию, стал последним самолётом, который пилотировал лётчик-испытатель. При взлёте с палубы отказавшие двигатели не позволили лётчику перевести машину во взлётный режим, и, ударившись о заграждение авианесущего крейсера "Минск", самолёт Кононенко рухнул в воду. Кононенко мог катапультироваться, но делать этого не стал, до последнего пытаясь вытянуть машину на нормальную траекторию.

Кононенко Олег Григорьевич. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова

После гибели Кононенко командир отряда Игорь Волк понимает: программа на грани срыва. Тогда же Волк принимает решение о дополнительном наборе в элитный космический отряд. И хотя слухи о судьбе испытателей "Бурана" постепенно начали доходить до строевых лётчиков, ещё семь человек с уникальным лётным опытом от предложения послужить родине в космическом пространстве отказаться не смогли.

Трудности профессии

Вновь прибывшие в отряд "Урал" Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Юрий Приходько и Владимир Туровец должны были пройти полный цикл подготовки к полётам на "Буране". Помимо тренировки на земле каждый член отряда космонавтов должен был пройти через уникальное испытание. И хотя программа испытания каждого лётчика-испытателя включала в себя полёт в космос, слетать на орбиту и вернуться для лётчиков было самым простым.

Для выявления физического предела от зачисленных в уникальный космический отряд лётчиков требовалось невозможное: слетать в космос, вернуться и сразу сесть за штурвал самолёта. Нечеловеческие условия для космонавтов специального назначения создавались намеренно: государственная комиссия и командование должны были лично убедиться, что после пребывания на орбите моторика и общее состояние космонавтов позволят им выполнять поставленные задачи.

Как и положено, в июле 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой в космос полетел командир отряда Игорь Волк. После приземления спускаемого аппарата для Волка начинается самый сложный этап. Савицкую и Джанибекова согласно инструкции бережно достают из капсулы, а Волк, соблюдая условия эксперимента, выбирается самостоятельно. Едва не падая после 12 суток пребывания в космосе, Волк садится за штурвал вертолёта Ми-8, на котором он вылетает на аэродром.

В пункте назначения лётчика-космонавта уже ожидает заправленный Ту-154, кабина которого переоборудована под кабину "Бурана". На самолёте Игорь Волк вылетает в Ахтубинск. Однако сложное даже для профессионала испытание на этом не заканчивается. В Ахтубинске Волка ожидает готовый к вылету истребитель МиГ-25, на котором, согласно полётному заданию, лётчик-космонавт должен приземлиться на ВПП космодрома Байконур. Несмотря на усталость, и этот длительный перелёт Игорь Волк перенёс без особых трудностей. Приземлившись на Байконуре, Волк подтвердил догадку учёных о том, что навыки опытного лётчика-космонавта после полёта в космосе не потеряются.

"Буран"

Следующим проходить испытание на выносливость отправился лётчик-испытатель Анатолий Левченко. Полёт на орбиту прошёл нормально, но при возвращении спускаемого аппарата в районе приземления разыгралась страшная метель. Капсулу с космонавтами ударило об землю, и все члены экипажа были травмированы. Космонавты Романенко и Александров, возвращавшиеся вместе с Левченко в спускаемом аппарате по завершении работы на станции "Мир", почти сразу после жёсткого приземления были доставлены в госпиталь. Анатолий Левченко, не желая срывать эксперимент, выбрался из спускаемого аппарата самостоятельно.

Несмотря на сотрясение и многочисленные ушибы, Левченко повторяет "смертельный номер" - садится за штурвал Ту-154, а затем пилотирует МиГ-25. После испытательного полёта Левченко начинают мучить страшные головные боли. Однако к врачам Герой Советского Союза ("Золотую Звезду" Левченко получил сразу после полёта лично из рук генсека) решает не обращаться. Переживает, что отстранят от полётов. За полгода до первого полёта "Бурана" Левченко становится хуже: на одной из первомайских демонстраций он едва не теряет сознание. Врачи диагностируют у лётчика-космонавта прогрессирующую опухоль мозга. Своевременно провести операцию по удалению опухоли врачи не успели. 6 августа 1988 года Левченко скончался.

Левченко Анатолий Семенович. Заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза

Тяжелее остальных смерть Левченко переживали космонавты Владимир Титов и Муса Манаров, с которыми Левченко летал в космос. Во время сеансов связи космонавты просили ЦУП передать привет Толе Левченко и лишь после завершения годовой экспедиции на орбите, по возвращении на землю, узнали, что их друга уже полгода нет в живых.

Задолго до полёта

Официальная дата полёта ещё не была утверждена, а уникальный лётный отряд уже лишился пятерых опытных специалистов. Шестым погибшим стал лётчик Александр Щукин, 18 августа 1988 года разбившийся во время полёта в подмосковном Жуковском.

Щукин Александр Владимирович. Летчик-испытатель 1-го класса, майор, кандидат в космонавты

На судьбе специального испытательного отряда МКС "Буран" государственная комиссия ставит крест. Выпускается даже специальная резолюция: "Первый полёт пройдёт в автоматическом режиме!" Несмотря на то что именно для контроля техники и формировался опытный экипаж, обсуждению решение руководства не подлежит. Чтобы "Буран" точно приземлился на взлётно-посадочную полосу, специалисты готовятся заранее. Руководитель проекта Глеб Лозино-Лозинский лично принимает полосу. Проверяет качество покрытия он весьма необычным способом: на приборную панель служебной "Волги" ставят стакан с водой. Машина разгонялась до скорости 100 километров в час, и в том месте, где вода проливалась, бетонные плиты фрезеровали до абсолютно ровного состояния.

Вопреки переживаниям, полёт и посадка в автоматическом режиме электроника "Бурана" отработала идеально. В тот момент, когда бортовой компьютер отправил "Буран" на второй круг, чтобы погасить скорость, многие в центре управления стали хвататься за сердце. Однако никакого сбоя не было - ЭВМ просчитала посадочную скорость и дала команду выполнить разворот. Советские специалисты и все причастные к созданию "Бурана" второго полёта машины так и не увидели - сказался курс на "перестройку и гласность". Программу по разработке и производству МКС "Буран" закрыли, но необходимого результата советская промышленность всё-таки добилась. Учёные и рабочие, годами создававшие "Буран", доказали всему миру, что единолично владеть космосом Соединённые Штаты не будут.

Однако после первого пуска "Бурана" с многоразовым орбитальным кораблём было покончено. Генеральный секретарь ЦК Михаил Горбачёв так сильно хотел подружиться с Рейганом, что о целевом использовании боевого орбитального корабля не могло быть и речи. Горбачёв настолько боялся, что его упрекнут в двойной игре, что отказался присутствовать даже на запуске ракеты-носителя "Энергия". Руководитель и ответственный за запуск "Бурана" генерал-майор Владимир Гудилин через много лет в одном из интервью выскажется на эту тему так:

"После пуска ракеты-носителя Горбачёву стали докладывать о том, что к старту практически готов "Буран". Докладывали и о том, что целевое космическое средство готово к выполнению боевых задач. Горбачёв сказал тогда: "Энергию" мы вам разрешим пустить, а вот "Буран" - едва ли"

Именно высшее политическое руководство страны старательно подводило перспективную программу "Энергия" - "Буран" к краю пропасти, готовясь в удобный момент толкнуть проект с обрыва. Генерал Гудилин позднее скажет, что если бы при запуске "Бурана" взорвалась ракета "Энергия", заправленная водородом, то высшее руководство страны, скорее всего, вздохнуло бы с облегчением. Уникальный космический корабль, над созданием которого миллионы человек трудились 12 лет, просто забыли. Печально закончили своё существование и пять построенных в рамках программы кораблей.

Первый закончил жизнь в качестве аттракциона в парке им. Горького. Второй - в качестве музейного экспоната побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее, а в 2008-м был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм. Первая пара точных копий "Бурана" с авиационными двигателями не предназначалась для полётов в космос. Корабли были построены для отработки транспортировки и горизонтальных лётных испытаний в атмосфере. Именно на атмосферном аналоге "Бурана" и оттачивал мастерство пилотирования командир отряда Игорь Волк.

Летавший в космос "Буран" в 2002 году погиб из-за обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на Байконуре. Другой уцелевший корабль сейчас находится в музее космодрома Байконур. Ещё один наполовину достроенный "Буран" находится в Жуковском. Эксперты говорят, что в НПО "Молния" начинали строить и ещё один корабль, но документальных подтверждений этому найти не удалось.

Кроме самой программы непростая судьба сложилась практически у всех членов отряда испытателей. Даже у тех, кто по определённым причинам выбыл из процесса подготовки. Николай Садовников, покинувший программу в 1977-м, ещё долго летал на других воздушных судах, однако дважды падал в самолётах и в 1994 году скончался от последствий тяжёлых травм.

Садовников Николай Федорович. Лётчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого, майор. Герой Советского Союза

А четырьмя годами ранее во время показательного полёта на Су-27 разбился другой член элитного отряда - Римантас Станкявичюс.

Станкявичюс Римантас Антанас. Заслуженный лётчик-испытатель. Подполковник. Космонавт-испытатель ЛИИ им. М.М Громова

Из первого экипажа "Бурана" последним из жизни ушёл Игорь Волк. Прожив яркую и насыщенную жизнь, легендарный командир первого отряда испытателей орбитального корабля скончался на 80-м году жизни. Из лётчиков-испытателей второй волны не пострадал никто. Магомед Толбоев, сопровождавший "Буран" во время посадки на истребителе МиГ-25, Сергей Тресвятский, Виктор Заболоцкий и Урал Султанов живы и здравствуют до сих пор.

Сергей Андреев

"Буран" – самая странная и мистическая страница в летописи Российской космонавтики. Команду бурановских испытателей преследовало настоящее проклятие. Летчики, которые должны были лететь на этом корабле, загадочным образом погибали.

В фильме приняли участие: Сергей Тресвятский (летчик-испытатель), Степан Микоян (заместитель главного конструктора НПО "Молния" по лeтным испытаниям), Магомет Толбоев (летчик-испытатель), Альгиз Станкявичус (сын Р. Станкявичуса), Игорь Волк (летчик-космонавт, командир отряда испытателей), Олег Кононенко (сын О.Г.Кононенко), Лидия Шеффер (вдова Ю.Шеффера), Борис Сотников (заместитель начальника НИЦ РКК "Энергия"), Валерий Тимошенко (начальник центра наземных испытаний и экспериментальных исследований НПО "Молния"), Альберт Каримов (ведущий конструктор НПО "Молния), Егор Щукин (сын А.Щукина), Алексей Бородай (летчик-испытатель), Ирина Волк (дочь И. Волка).

Игорю Волку поручили сформировать отряд из летчиков-испытателей. (Позже их назовут "Волчьей стаей"). Требовалось идеальное здоровье и отличная подготовка. Точно такая же, как у космонавтов. Тогда Игорь Волк и предположить не мог, что его выбор станет для летчиков роковым. Первая легендарная восьмерка пилотов русского "шаттла": Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко.
Двое из них погибли сразу.
Виктор Букреев. Он совершал обычный тренировочный полет. Во время взлета у самолета сломалось переднее шасси. Машина загорелась, Букреев получил сильнейшие ожоги.
Следующим был Александр Лысенко. Вместе с напарником он испытывал на истребителе новый пилотажный прибор. Прибор отказал, самолет рухнул на Землю. Пилот, не имевший к "Бурану" никакого отношения, выжил, вылечился и продолжал летать. А вот Александр Лысенко погиб. Потом отряд теряет еще одного летчика. Олега Кононенко. Пилот "Бурана" погибает на испытаниях.
Вчетвером не поднять "Буран" на орбиту. Поэтому "Волчьей стае" нужны новые пилоты. Но после смерти Олега Кононенко среди испытателей пошли слухи о проклятье "Бурана". Многие летчики отказывались поступать в отряд. И всe-таки Волку удалось уговорить новых испытателей: Виктора Заболотского, Урала Султанова, Магомеда Толбоева, Сергея Тресвятского, Юрия Шеффера и Владимира Туровца.
Следующим в трагическом списке стал Владимир Туровец. Он успел только пройти медкомиссию. Туровец погиб при испытаниях вертолета Ми-8. Это была уже четвертая смерть в отряде.
Военные хотят запустить "Буран" как можно быстрее. Поэтому было решено приступить к следующей фазе испытаний. Прорепетировать посадку "Бурана" после настоящего космического полета. Руководство программы принимает беспрецедентное решение: отправить в космос членов "Волчьей стаи" на "обычных" кораблях "Союз". А после посадки провести эксперимент: посадить их в самолет за ручки управления, как в "Буране", и заставить летать.
В июле 1984 года Игорь Волк стартовал в космос вместе с командиром Владимиром Джанибековым и бортинженером Светланой Савицкой. Через 12 суток полета экипаж "Союза Т-12" вернулся на Землю. Джанибекова и Савицкую спасатели бережно на руках вынесли из корабля. Так положено по инструкции. После полета трудно не то, что ходить, а просто стоять на ногах. Волку же никто не помогает. Он выбирается из люка сам. Шатающейся походкой он подходит к вертолету. Сначала Игорь Волк управляет вертолетом Ми-8. Затем пересаживается на Ту-154. Его кабина переделана под кабину "Бурана". На "тушке" через всю страну Волк летит в Ахтубинск. Но испытания еще не закончены. Его пересаживают в сверхзвуковой истребитель МиГ-25. На МиГе он возвращается на Байконур. Заключение медиков: в экстренном случае подготовленный пилот сможет выполнить посадку "Бурана", даже если откажет автоматика.
15 ноября 1988 года состоялся первый полет "Бурана" в космос в автоматическом режиме. Советский Союз должен был победить в "звездных войнах". Пустой "Буран" приземлился идеально. Казалось, что, несмотря на все проклятия, скоро "Волчья стая" отправится в космос. Игорь Волк даже настаивал: уже второй полет "Бурана" должен быть с экипажем. Но пилоту отказали. Полет назначили на 1991 год. Корабль надо было подремонтировать, привести в порядок двигатели. Потом второй полет перенесли на конец 1992 года, затем на 1993-й. Но денег так и не нашлось. А в мае 1993-го директор Российского космического агентства Юрий Коптев подписал распоряжение о прекращении работ по программе "Буран". Многоразовый "Буран" оказался одноразовым. Пилоты стали уходить из "Волчьей стаи". Но мистические смерти продолжались. Еще пять человек умерли уже после закрытия программы.
12 мая 2002 года. Космодром Байконур. 9 утра. На бетонную крышу монтажно-испытательного корпуса поднимаются 8 строителей – устранить крупную протечку. Строители добрались до самого высокого участка крыши, когда она вдруг начала проседать. Все восемь человек рухнули вниз с 60- метровой высоты. Никто не выжил. Кроме людей, под бетонной крышей корпуса погиб и многоразовый космический корабль "Буран". Тот самый, который в 1988 году совершил первый и единственный полет в космос по программе "Энергия-Буран". Самый мощный и самый дорогой советский космический корабль. Мистика, но после этого больше не погиб ни один испытатель, готовившийся к полету на "Буране".

В начале января 2017-го в подмосковном Жуковском скончался Игорь Петрович Волк - командир уникального подразделения лётчиков-космонавтов. На этот отряд возлагались огромные надежды, ведь выполнять боевые задачи опытные специалисты должны были на многоразовом космическом корабле "Буран", истинное предназначение которого долгие годы скрывалось от общественности.

Противовес для шаттла

Всерьёз утверждать о научной и грузовой миссии для многоразового космического челнока могут лишь те, кто не знает, для каких целей свой орбитальный корабль разрабатывали американцы. Забегая вперёд, стоит отметить, что то количество денег, которое было потрачено на разработку и строительство многоразовых кораблей в США и СССР, ни одной научной и даже коммерческой программой оправдать невозможно. Уникальность многоразового корабля заключается в том, что благодаря большому транспортно-грузовому отсеку он мог не только выводить на орбиту спутники и другое научное оборудование... но и забирать с орбиты любой объект с предельно допустимой массой.

В пользу сугубо военного назначения американских шаттлов говорило и наличие манипулятора. С помощью "длинной руки" прямо на орбите по кусочкам можно было разобрать любой нужный спутник и, не спрашивая ни у кого разрешения, увезти секретное оборудование общей массой до 14,5 тонны домой. Однако главным обстоятельством, максимально ускорившим создание отечественного многоразового орбитального корабля, стало происшествие, сам факт которого в Советском Союзе долгие годы отрицали. Отрицали не потому, что проморгали, а потому, что реагировать на новую угрозу было нечем.

Полёт американского спейс-шаттла в 1986 году особенно хорошо врезался в память советским лётчикам и лично командующему войсками ПВО. Во время обычного, на первый взгляд, ухода с орбиты американский челнок совершил энергичный манёвр и, развернувшись на высоте в 80 километров, нырнул в атмосферу планеты аккурат над Москвой. Историки космонавтики утверждают, что если бы в грузовом отсеке корабля в тот момент находилась ядерная бомба, то ни один, даже самый современный, советский истребитель-перехватчик не смог бы помешать экипажу орбитального корабля сбросить бомбу прямо на Кремль.

"Буран" создавался с практически стопроцентной оглядкой на конструкцию американцев - чертежи, дизайн, схемы. Изучалась каждая крупица информации, которую удавалось добывать и по линии разведки, и официально. Однако сходство в дизайне и обводах корпуса, пожалуй, единственное, что роднит американский и советский многоразовые корабли. "Буран" был крупнее, имел более вместительный грузовой отсек и мог совершать посадку в автоматическом режиме. Последнее - результат огромного объёма работ математиков и советской промышленности, создавшей целую серию управляющих компьютеров специально для этой космической программы. Управлять сложнейшей техникой должны были не просто лётчики или космонавты. Пилотировать "Буран" должны были мастера экстра-класса, одинаково хорошо умеющие ходить, принимать пищу и управлять авиационно-космической техникой на запредельных режимах.

Первая "волчья стая"

Случайных попаданий и зачислений в первый отряд космонавтов "Бурана" не было. Да и вообще, далеко не все лётчики решались принимать участие в спецпрограмме по переподготовке. Риск при прохождении медицинского и профессионального отбора был очень велик.

При провале медкомиссии или профотбора для полётов на "Буране" лётчики рисковали не только не попасть в секретную программу подготовки, но и вылететь с обычной лётной службы. К здоровью будущих космонавтов специального назначения комиссия относилась особо строго, никаких различий в званиях и заслугах перед родиной при отборе не делали.

Три обязательных требования были одинаковы для всех: идеальное здоровье, абсолютный профессионализм и отсутствие любых, даже мелких, "залётов" по службе. Командиром отряда испытателей "Бурана" был назначен Игорь Волк - опытный советский лётчик-испытатель, суммарно налетавший на всех летательных аппаратах более 7 тысяч часов.

Из более чем 500 кандидатов на зачисление в сверхсекретный отряд 90% были отсеяны на этапе медкомиссии и профессионального тестирования. Большинство из тех, кто стремился попасть в "волчью стаю", социалистические блага не очень-то и влекли. Обещанные квартиры и дефицитные продукты питания и рядом не стояли с возможностью летать в космос, да ещё и на секретном орбитальном корабле.

В первую восьмёрку помимо командира группы Игоря Волка вошли опытные советские лётчики: Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Однако почти сразу судьбы отобранных для программы лётчиков пошли наперекосяк - одна за другой стали происходить необъяснимые катастрофы, природу которых не могли выяснить ни члены комиссии, ни опытные сотрудники советских спецслужб. Эксперты до сих пор спорят о том, что в действительности происходило с членами специального космического отряда. Кто-то утверждает, что это было обычное совпадение. Другие, напротив, уверены, что почти сразу после составления списка на первую восьмёрку начали охотиться зарубежные спецслужбы, ведь два члена отряда космонавтов-испытателей погибают почти одновременно.

Первым из "волчьей стаи" погиб Владимир Букреев. 17 мая 1977 года во время тренировочного полёта у самолёта МиГ-25ПУ, который пилотировал Букреев, внезапно "сложилась" носовая стойка шасси. Из-за трения о покрытие взлётно-посадочной полосы самолёт загорелся, и лётчик-испытатель, находившийся внутри, получил сильнейшие ожоги. Несмотря на то что ещё живого Букреева пожарные и техники вытащили из самолёта, 22 мая советский лётчик-испытатель скончался.

Буквально через месяц трагическое происшествие обрывает жизнь ещё одного лётчика - Александра Лысенко. Во время испытаний нового бортового оборудования самолёт МиГ-23, на котором Лысенко летел вместе с напарником, сорвался в штопор и рухнул на землю. По стечению обстоятельств напарнику Лысенко удалось выжить, но кандидат в отряд космонавтов номер один спастись не сумел.

Тремя годами позднее, 8 сентября 1980 года, когда программа испытаний начинает входить в активную фазу, погибает Олег Кононенко. Палубный самолёт-штурмовик Як-38, имевший и без того дурную репутацию, стал последним самолётом, который пилотировал лётчик-испытатель.

При взлёте с палубы отказавшие двигатели не позволили лётчику перевести машину во взлётный режим, и, ударившись о заграждение авианесущего крейсера "Минск", самолёт Кононенко рухнул в воду. Кононенко мог катапультироваться, но делать этого не стал, до последнего пытаясь вытянуть машину на нормальную траекторию.

После гибели Кононенко командир отряда Игорь Волк понимает: программа на грани срыва. Тогда же Волк принимает решение о дополнительном наборе в элитный космический отряд. И хотя слухи о судьбе испытателей "Бурана" постепенно начали доходить до строевых лётчиков, ещё семь человек с уникальным лётным опытом от предложения послужить родине в космическом пространстве отказаться не смогли.

Трудности профессии

Вновь прибывшие в отряд "Урал" Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Юрий Приходько и Владимир Туровец должны были пройти полный цикл подготовки к полётам на "Буране". Помимо тренировки на земле каждый член отряда космонавтов должен был пройти через уникальное испытание. И хотя программа испытания каждого лётчика-испытателя включала в себя полёт в космос, слетать на орбиту и вернуться для лётчиков было самым простым.

Для выявления физического предела от зачисленных в уникальный космический отряд лётчиков требовалось невозможное: слетать в космос, вернуться и сразу сесть за штурвал самолёта. Нечеловеческие условия для космонавтов специального назначения создавались намеренно: государственная комиссия и командование должны были лично убедиться, что после пребывания на орбите моторика и общее состояние космонавтов позволят им выполнять поставленные задачи.

Как и положено, в июле 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой в космос полетел командир отряда Игорь Волк. После приземления спускаемого аппарата для Волка начинается самый сложный этап. Савицкую и Джанибекова согласно инструкции бережно достают из капсулы, а Волк, соблюдая условия эксперимента, выбирается самостоятельно. Едва не падая после 12 суток пребывания в космосе, Волк садится за штурвал вертолёта Ми-8, на котором он вылетает на аэродром.

В пункте назначения лётчика-космонавта уже ожидает заправленный Ту-154, кабина которого переоборудована под кабину "Бурана". На самолёте Игорь Волк вылетает в Ахтубинск. Однако сложное даже для профессионала испытание на этом не заканчивается. В Ахтубинске Волка ожидает готовый к вылету истребитель МиГ-25, на котором, согласно полётному заданию, лётчик-космонавт должен приземлиться на ВПП космодрома Байконур. Несмотря на усталость, и этот длительный перелёт Игорь Волк перенёс без особых трудностей. Приземлившись на Байконуре, Волк подтвердил догадку учёных о том, что навыки опытного лётчика-космонавта после полёта в космосе не потеряются.

"Буран"

Следующим проходить испытание на выносливость отправился лётчик-испытатель Анатолий Левченко. Полёт на орбиту прошёл нормально, но при возвращении спускаемого аппарата в районе приземления разыгралась страшная метель. Капсулу с космонавтами ударило об землю, и все члены экипажа были травмированы. Космонавты Романенко и Александров, возвращавшиеся вместе с Левченко в спускаемом аппарате по завершении работы на станции "Мир", почти сразу после жёсткого приземления были доставлены в госпиталь. Анатолий Левченко, не желая срывать эксперимент, выбрался из спускаемого аппарата самостоятельно.

Несмотря на сотрясение и многочисленные ушибы, Левченко повторяет "смертельный номер" - садится за штурвал Ту-154, а затем пилотирует МиГ-25. После испытательного полёта Левченко начинают мучить страшные головные боли. Однако к врачам Герой Советского Союза ("Золотую Звезду" Левченко получил сразу после полёта лично из рук генсека) решает не обращаться. Переживает, что отстранят от полётов.

За полгода до первого полёта "Бурана" Левченко становится хуже: на одной из первомайских демонстраций он едва не теряет сознание. Врачи диагностируют у лётчика-космонавта прогрессирующую опухоль мозга. Своевременно провести операцию по удалению опухоли врачи не успели. 6 августа 1988 года Левченко скончался.

Тяжелее остальных смерть Левченко переживали космонавты Владимир Титов и Муса Манаров, с которыми Левченко летал в космос. Во время сеансов связи космонавты просили ЦУП передать привет Толе Левченко и лишь после завершения годовой экспедиции на орбите, по возвращении на землю, узнали, что их друга уже полгода нет в живых.

Задолго до полёта

Официальная дата полёта ещё не была утверждена, а уникальный лётный отряд уже лишился пятерых опытных специалистов. Шестым погибшим стал лётчик Александр Щукин, 18 августа 1988 года разбившийся во время полёта в подмосковном Жуковском.

Полет

На судьбе специального испытательного отряда МКС "Буран" государственная комиссия ставит крест. Выпускается даже специальная резолюция: "Первый полёт пройдёт в автоматическом режиме!" Несмотря на то что именно для контроля техники и формировался опытный экипаж, обсуждению решение руководства не подлежит. Чтобы "Буран" точно приземлился на взлётно-посадочную полосу, специалисты готовятся заранее. Руководитель проекта Глеб Лозино-Лозинский лично принимает полосу. Проверяет качество покрытия он весьма необычным способом: на приборную панель служебной "Волги" ставят стакан с водой. Машина разгонялась до скорости 100 километров в час, и в том месте, где вода проливалась, бетонные плиты фрезеровали до абсолютно ровного состояния.

Вопреки переживаниям, полёт и посадка в автоматическом режиме электроника "Бурана" отработала идеально. В тот момент, когда бортовой компьютер отправил "Буран" на второй круг, чтобы погасить скорость, многие в центре управления стали хвататься за сердце. Однако никакого сбоя не было - ЭВМ просчитала посадочную скорость и дала команду выполнить разворот. Советские специалисты и все причастные к созданию "Бурана" второго полёта машины так и не увидели - сказался курс на "перестройку и гласность". Программу по разработке и производству МКС "Буран" закрыли, но необходимого результата советская промышленность всё-таки добилась. Учёные и рабочие, годами создававшие "Буран", доказали всему миру, что единолично владеть космосом Соединённые Штаты не будут.

После полета

Однако после первого пуска "Бурана" с многоразовым орбитальным кораблём было покончено. Генеральный секретарь ЦК Михаил Горбачёв так сильно хотел подружиться с Рейганом, что о целевом использовании боевого орбитального корабля не могло быть и речи. Горбачёв настолько боялся, что его упрекнут в двойной игре, что отказался присутствовать даже на запуске ракеты-носителя "Энергия". Руководитель и ответственный за запуск "Бурана" генерал-майор Владимир Гудилин через много лет в одном из интервью выскажется на эту тему так:

"После пуска ракеты-носителя Горбачёву стали докладывать о том, что к старту практически готов "Буран". Докладывали и о том, что целевое космическое средство готово к выполнению боевых задач. Горбачёв сказал тогда: "Энергию" мы вам разрешим пустить, а вот "Буран" - едва ли"

Именно высшее политическое руководство страны старательно подводило перспективную программу "Энергия" - "Буран" к краю пропасти, готовясь в удобный момент толкнуть проект с обрыва. Генерал Гудилин позднее скажет, что если бы при запуске "Бурана" взорвалась ракета "Энергия", заправленная водородом, то высшее руководство страны, скорее всего, вздохнуло бы с облегчением. Уникальный космический корабль, над созданием которого миллионы человек трудились 12 лет, просто забыли. Печально закончили своё существование и пять построенных в рамках программы кораблей.

Первый закончил жизнь в качестве аттракциона в парке им. Горького. Второй - в качестве музейного экспоната побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее, а в 2008-м был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм. Первая пара точных копий "Бурана" с авиационными двигателями не предназначалась для полётов в космос. Корабли были построены для отработки транспортировки и горизонтальных лётных испытаний в атмосфере. Именно на атмосферном аналоге "Бурана" и оттачивал мастерство пилотирования командир отряда Игорь Волк.

Летавший в космос "Буран" в 2002 году погиб из-за обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на Байконуре. Другой уцелевший корабль сейчас находится в музее космодрома Байконур. Ещё один наполовину достроенный "Буран" находится в Жуковском. Эксперты говорят, что в НПО "Молния" начинали строить и ещё один корабль, но документальных подтверждений этому найти не удалось.

Кроме самой программы непростая судьба сложилась практически у всех членов отряда испытателей. Даже у тех, кто по определённым причинам выбыл из процесса подготовки. Николай Садовников, покинувший программу в 1977-м, ещё долго летал на других воздушных судах, однако дважды падал в самолётах и в 1994 году скончался от последствий тяжёлых травм.

А четырьмя годами ранее во время показательного полёта на Су-27 разбился другой член элитного отряда - Римантас Станкявичюс.

Из первого экипажа "Бурана" последним из жизни ушёл Игорь Волк. Прожив яркую и насыщенную жизнь, легендарный командир первого отряда испытателей орбитального корабля скончался на 80-м году жизни. Из лётчиков-испытателей второй волны не пострадал никто. Магомед Толбоев, сопровождавший "Буран" во время посадки на истребителе МиГ-25, Сергей Тресвятский, Виктор Заболоцкий и Урал Султанов живы и здравствуют до сих пор.

Всерьёз утверждать о научной и грузовой миссии для многоразового космического челнока могут лишь те, кто не знает, для каких целей свой орбитальный корабль разрабатывали американцы. Забегая вперёд, стоит отметить, что то количество денег, которое было потрачено на разработку и строительство многоразовых кораблей в США и СССР, ни одной научной и даже коммерческой программой оправдать невозможно. Уникальность многоразового корабля заключается в том, что благодаря большому транспортно-грузовому отсеку он мог не только выводить на орбиту спутники и другое научное оборудование... но и забирать с орбиты любой объект с предельно допустимой массой.

В пользу сугубо военного назначения американских шаттлов говорило и наличие манипулятора. С помощью "длинной руки" прямо на орбите по кусочкам можно было разобрать любой нужный спутник и, не спрашивая ни у кого разрешения, увезти секретное оборудование общей массой до 14,5 тонны домой. Однако главным обстоятельством, максимально ускорившим создание отечественного многоразового орбитального корабля, стало происшествие, сам факт которого в Советском Союзе долгие годы отрицали. Отрицали не потому, что проморгали, а потому, что реагировать на новую угрозу было нечем.

Полёт американского спейс-шаттла в 1986 году особенно хорошо врезался в память советским лётчикам и лично командующему войсками ПВО. Во время обычного, на первый взгляд, ухода с орбиты американский челнок совершил энергичный манёвр и, развернувшись на высоте в 80 километров, нырнул в атмосферу планеты аккурат над Москвой. Историки космонавтики утверждают, что если бы в грузовом отсеке корабля в тот момент находилась ядерная бомба, то ни один, даже самый современный, советский истребитель-перехватчик не смог бы помешать экипажу орбитального корабля сбросить бомбу прямо на Кремль.

"Буран" создавался с практически стопроцентной оглядкой на конструкцию американцев - чертежи, дизайн, схемы. Изучалась каждая крупица информации, которую удавалось добывать и по линии разведки, и официально. Однако сходство в дизайне и обводах корпуса, пожалуй, единственное, что роднит американский и советский многоразовые корабли. "Буран" был крупнее, имел более вместительный грузовой отсек и мог совершать посадку в автоматическом режиме. Последнее - результат огромного объёма работ математиков и советской промышленности, создавшей целую серию управляющих компьютеров специально для этой космической программы. Управлять сложнейшей техникой должны были не просто лётчики или космонавты. Пилотировать "Буран" должны были мастера экстра-класса, одинаково хорошо умеющие ходить, принимать пищу и управлять авиационно-космической техникой на запредельных режимах.

Первая "волчья стая"

Случайных попаданий и зачислений в первый отряд космонавтов "Бурана" не было. Да и вообще, далеко не все лётчики решались принимать участие в спецпрограмме по переподготовке. Риск при прохождении медицинского и профессионального отбора был очень велик. При провале медкомиссии или профотбора для полётов на "Буране" лётчики рисковали не только не попасть в секретную программу подготовки, но и вылететь с обычной лётной службы. К здоровью будущих космонавтов специального назначения комиссия относилась особо строго, никаких различий в званиях и заслугах перед родиной при отборе не делали. Три обязательных требования были одинаковы для всех: идеальное здоровье, абсолютный профессионализм и отсутствие любых, даже мелких, "залётов" по службе. Командиром отряда испытателей "Бурана" был назначен Игорь Волк - опытный советский лётчик-испытатель, суммарно налетавший на всех летательных аппаратах более 7 тысяч часов.

Из более чем 500 кандидатов на зачисление в сверхсекретный отряд 90% были отсеяны на этапе медкомиссии и профессионального тестирования. Большинство из тех, кто стремился попасть в "волчью стаю", социалистические блага не очень-то и влекли. Обещанные квартиры и дефицитные продукты питания и рядом не стояли с возможностью летать в космос, да ещё и на секретном орбитальном корабле.

В первую восьмёрку помимо командира группы Игоря Волка вошли опытные советские лётчики: Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Однако почти сразу судьбы отобранных для программы лётчиков пошли наперекосяк - одна за другой стали происходить необъяснимые катастрофы, природу которых не могли выяснить ни члены комиссии, ни опытные сотрудники советских спецслужб. Эксперты до сих пор спорят о том, что в действительности происходило с членами специального космического отряда. Кто-то утверждает, что это было обычное совпадение. Другие, напротив, уверены, что почти сразу после составления списка на первую восьмёрку начали охотиться зарубежные спецслужбы, ведь два члена отряда космонавтов-испытателей погибают почти одновременно.

Первым из "волчьей стаи" погиб Владимир Букреев. 17 мая 1977 года во время тренировочного полёта у самолёта МиГ-25ПУ, который пилотировал Букреев, внезапно "сложилась" носовая стойка шасси. Из-за трения о покрытие взлётно-посадочной полосы самолёт загорелся, и лётчик-испытатель, находившийся внутри, получил сильнейшие ожоги. Несмотря на то что ещё живого Букреева пожарные и техники вытащили из самолёта, 22 мая советский лётчик-испытатель скончался.

Буквально через месяц трагическое происшествие обрывает жизнь ещё одного лётчика - Александра Лысенко. Во время испытаний нового бортового оборудования самолёт МиГ-23, на котором Лысенко летел вместе с напарником, сорвался в штопор и рухнул на землю. По стечению обстоятельств напарнику Лысенко удалось выжить, но кандидат в отряд космонавтов номер один спастись не сумел.

Тремя годами позднее, 8 сентября 1980 года, когда программа испытаний начинает входить в активную фазу, погибает Олег Кононенко. Палубный самолёт-штурмовик Як-38, имевший и без того дурную репутацию, стал последним самолётом, который пилотировал лётчик-испытатель. При взлёте с палубы отказавшие двигатели не позволили лётчику перевести машину во взлётный режим, и, ударившись о заграждение авианесущего крейсера "Минск", самолёт Кононенко рухнул в воду. Кононенко мог катапультироваться, но делать этого не стал, до последнего пытаясь вытянуть машину на нормальную траекторию.

После гибели Кононенко командир отряда Игорь Волк понимает: программа на грани срыва. Тогда же Волк принимает решение о дополнительном наборе в элитный космический отряд. И хотя слухи о судьбе испытателей "Бурана" постепенно начали доходить до строевых лётчиков, ещё семь человек с уникальным лётным опытом от предложения послужить родине в космическом пространстве отказаться не смогли.

Трудности профессии

Вновь прибывшие в отряд "Урал" Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Юрий Приходько и Владимир Туровец должны были пройти полный цикл подготовки к полётам на "Буране". Помимо тренировки на земле каждый член отряда космонавтов должен был пройти через уникальное испытание. И хотя программа испытания каждого лётчика-испытателя включала в себя полёт в космос, слетать на орбиту и вернуться для лётчиков было самым простым.

Для выявления физического предела от зачисленных в уникальный космический отряд лётчиков требовалось невозможное: слетать в космос, вернуться и сразу сесть за штурвал самолёта. Нечеловеческие условия для космонавтов специального назначения создавались намеренно: государственная комиссия и командование должны были лично убедиться, что после пребывания на орбите моторика и общее состояние космонавтов позволят им выполнять поставленные задачи.

Как и положено, в июле 1984 года вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой в космос полетел командир отряда Игорь Волк. После приземления спускаемого аппарата для Волка начинается самый сложный этап. Савицкую и Джанибекова согласно инструкции бережно достают из капсулы, а Волк, соблюдая условия эксперимента, выбирается самостоятельно. Едва не падая после 12 суток пребывания в космосе, Волк садится за штурвал вертолёта Ми-8, на котором он вылетает на аэродром.

В пункте назначения лётчика-космонавта уже ожидает заправленный Ту-154, кабина которого переоборудована под кабину "Бурана". На самолёте Игорь Волк вылетает в Ахтубинск. Однако сложное даже для профессионала испытание на этом не заканчивается. В Ахтубинске Волка ожидает готовый к вылету истребитель МиГ-25, на котором, согласно полётному заданию, лётчик-космонавт должен приземлиться на ВПП космодрома Байконур. Несмотря на усталость, и этот длительный перелёт Игорь Волк перенёс без особых трудностей. Приземлившись на Байконуре, Волк подтвердил догадку учёных о том, что навыки опытного лётчика-космонавта после полёта в космосе не потеряются.

"Буран"

Следующим проходить испытание на выносливость отправился лётчик-испытатель Анатолий Левченко. Полёт на орбиту прошёл нормально, но при возвращении спускаемого аппарата в районе приземления разыгралась страшная метель. Капсулу с космонавтами ударило об землю, и все члены экипажа были травмированы. Космонавты Романенко и Александров, возвращавшиеся вместе с Левченко в спускаемом аппарате по завершении работы на станции "Мир", почти сразу после жёсткого приземления были доставлены в госпиталь. Анатолий Левченко, не желая срывать эксперимент, выбрался из спускаемого аппарата самостоятельно.

Несмотря на сотрясение и многочисленные ушибы, Левченко повторяет "смертельный номер" - садится за штурвал Ту-154, а затем пилотирует МиГ-25. После испытательного полёта Левченко начинают мучить страшные головные боли. Однако к врачам Герой Советского Союза ("Золотую Звезду" Левченко получил сразу после полёта лично из рук генсека) решает не обращаться. Переживает, что отстранят от полётов. За полгода до первого полёта "Бурана" Левченко становится хуже: на одной из первомайских демонстраций он едва не теряет сознание. Врачи диагностируют у лётчика-космонавта прогрессирующую опухоль мозга. Своевременно провести операцию по удалению опухоли врачи не успели. 6 августа 1988 года Левченко скончался.

Тяжелее остальных смерть Левченко переживали космонавты Владимир Титов и Муса Манаров, с которыми Левченко летал в космос. Во время сеансов связи космонавты просили ЦУП передать привет Толе Левченко и лишь после завершения годовой экспедиции на орбите, по возвращении на землю, узнали, что их друга уже полгода нет в живых.

Задолго до полёта

Официальная дата полёта ещё не была утверждена, а уникальный лётный отряд уже лишился пятерых опытных специалистов. Шестым погибшим стал лётчик Александр Щукин, 18 августа 1988 года разбившийся во время полёта в подмосковном Жуковском.

На судьбе специального испытательного отряда МКС "Буран" государственная комиссия ставит крест. Выпускается даже специальная резолюция: "Первый полёт пройдёт в автоматическом режиме!" Несмотря на то что именно для контроля техники и формировался опытный экипаж, обсуждению решение руководства не подлежит. Чтобы "Буран" точно приземлился на взлётно-посадочную полосу, специалисты готовятся заранее. Руководитель проекта Глеб Лозино-Лозинский лично принимает полосу. Проверяет качество покрытия он весьма необычным способом: на приборную панель служебной "Волги" ставят стакан с водой. Машина разгонялась до скорости 100 километров в час, и в том месте, где вода проливалась, бетонные плиты фрезеровали до абсолютно ровного состояния.

Вопреки переживаниям, полёт и посадка в автоматическом режиме электроника "Бурана" отработала идеально. В тот момент, когда бортовой компьютер отправил "Буран" на второй круг, чтобы погасить скорость, многие в центре управления стали хвататься за сердце. Однако никакого сбоя не было - ЭВМ просчитала посадочную скорость и дала команду выполнить разворот. Советские специалисты и все причастные к созданию "Бурана" второго полёта машины так и не увидели - сказался курс на "перестройку и гласность". Программу по разработке и производству МКС "Буран" закрыли, но необходимого результата советская промышленность всё-таки добилась. Учёные и рабочие, годами создававшие "Буран", доказали всему миру, что единолично владеть космосом Соединённые Штаты не будут.

Однако после первого пуска "Бурана" с многоразовым орбитальным кораблём было покончено. Генеральный секретарь ЦК Михаил Горбачёв так сильно хотел подружиться с Рейганом, что о целевом использовании боевого орбитального корабля не могло быть и речи. Горбачёв настолько боялся, что его упрекнут в двойной игре, что отказался присутствовать даже на запуске ракеты-носителя "Энергия". Руководитель и ответственный за запуск "Бурана" генерал-майор Владимир Гудилин через много лет в одном из интервью выскажется на эту тему так:

После пуска ракеты-носителя Горбачёву стали докладывать о том, что к старту практически готов "Буран". Докладывали и о том, что целевое космическое средство готово к выполнению боевых задач. Горбачёв сказал тогда: "Энергию" мы вам разрешим пустить, а вот "Буран" - едва ли

Именно высшее политическое руководство страны старательно подводило перспективную программу "Энергия" - "Буран" к краю пропасти, готовясь в удобный момент толкнуть проект с обрыва. Генерал Гудилин позднее скажет, что если бы при запуске "Бурана" взорвалась ракета "Энергия", заправленная водородом, то высшее руководство страны, скорее всего, вздохнуло бы с облегчением. Уникальный космический корабль, над созданием которого миллионы человек трудились 12 лет, просто забыли. Печально закончили своё существование и пять построенных в рамках программы кораблей.

Первый закончил жизнь в качестве аттракциона в парке им. Горького. Второй - в качестве музейного экспоната побывал на открытии Олимпиады 2000 года в Сиднее, а в 2008-м был продан техническому музею немецкого города Зинсхайм. Первая пара точных копий "Бурана" с авиационными двигателями не предназначалась для полётов в космос. Корабли были построены для отработки транспортировки и горизонтальных лётных испытаний в атмосфере. Именно на атмосферном аналоге "Бурана" и оттачивал мастерство пилотирования командир отряда Игорь Волк.

Летавший в космос "Буран" в 2002 году погиб из-за обрушения кровли монтажно-испытательного комплекса на Байконуре. Другой уцелевший корабль сейчас находится в музее космодрома Байконур. Ещё один наполовину достроенный "Буран" находится в Жуковском. Эксперты говорят, что в НПО "Молния" начинали строить и ещё один корабль, но документальных подтверждений этому найти не удалось.

Кроме самой программы непростая судьба сложилась практически у всех членов отряда испытателей. Даже у тех, кто по определённым причинам выбыл из процесса подготовки. Николай Садовников, покинувший программу в 1977-м, ещё долго летал на других воздушных судах, однако дважды падал в самолётах и в 1994 году скончался от последствий тяжёлых травм.

А четырьмя годами ранее во время показательного полёта на Су-27 разбился другой член элитного отряда - Римантас Станкявичюс.

Из первого экипажа "Бурана" последним из жизни ушёл Игорь Волк. Прожив яркую и насыщенную жизнь, легендарный командир первого отряда испытателей орбитального корабля скончался на 80-м году жизни. Из лётчиков-испытателей второй волны не пострадал никто. Магомед Толбоев, сопровождавший "Буран" во время посадки на истребителе МиГ-25, Сергей Тресвятский, Виктор Заболоцкий и Урал Султанов живы и здравствуют до сих пор.

В возрасте 79 лет скончался знаменитый советский и российский летчик-космонавт Игорь Петрович Волк.

3 января в Болгарии на 80-м году жизни скончался известный советский и российский космонавт, первый командир отряда пилотов космического корабля «Буран» Игорь Петрович Волк.

Об этом сообщили на официальном портале городского округа Жуковский.

«Игорь Петрович был представителем легендарного поколения летчиков-космонавтов - человеком большой силы воли и мужества, профессионалом высочайшего класса, который многое сделал для развития отечественной космической программы и крупных научно-исследовательских проектов», - говорится в сообщении.

Президент России выразил соболезнования в связи с кончиной летчика-космонавта Героя Советского Союза Игоря Волка, отметив его вклад в профессию.

"Посвятив себя авиации, космонавтике, он многое сделал для освоения внеземного пространства, участвовал в реализации легендарных проектов. Игорь Петрович подавал пример мужества и ответственности, неравнодушия и верности долгу. Был бесконечно предан профессии", - говорится телеграмме, опубликованной в четверг пресс-службой Кремля.

Игорь Волк в программе "Познер"

Учился в средней школе № 2 в городе Змиёв и средней школе № 14 в городе Ворошилов (нынешний Уссурийск) Приморского края.

В 1954 г. окончил среднюю школу № 5 в городе Курске.

Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 года.

С 1954 г. - на действительной службе.

В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).

С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16.

Вышел в запас в 1963 г. в звании старший лейтенант, с 1987 г. - полковник запаса.

Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов.

С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса.

С 1984 г. Космонавт 3-го класса.

В 1963-1965 гг. прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ.

В 1995-1997 гг. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ.

За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».

Без отрыва от основной работы в 1969 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта - МиГ-105.11 (начальный этап).

12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран» , 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М. М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. - командир, Левченко А. С., Станкявичус Р. А. и Щукин А. В. (первый набор).

С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю. А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель .

С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.

С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полёт (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая).

Джанибеков, Савицкая, Волк

Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьёв, Атьков) - «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Персональный позывной - «Памир-3».

В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур - Ахтубинск - Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.

И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.

Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

В последующие годы занимался общественной работой.

В 1984-1987 годы - депутат городского Совета г. Жуковский.

В 1986-1990 годах - президент Всесоюзной федерации тенниса СССР.

С 1988 года - президент Федерации любителей авиации.

С 1989 года - член Исполкома «Движения зелёных».

В 2003-2005 годах - первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР.

С апреля 1990 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины».

Президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».

21 ноября 2013 года подписал открытое письмо президенту с требованием поддержать производство отечественных самолётов.

В мае 2016 г. поддержал программу экологов на выборах и праймериз «Единой России» в Подмосковье.