Древнерусские зодчие стремились выделять церкви егэ

Вопрос A1

В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

тОрты
повторИт
вероисповедАние
начАвший

Вопрос A2

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.

Вопрос A3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

широкая авеню
до двух тысяч двенадцатого года
поезжай за мной
несколько песен

Вопрос A4

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Познакомившись с выставкой художников-импрессионистов,

начинаешь понимать особенности их живописи.
многие картины произвели сильное впечатление.
возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.
многие картины были мне известны по репродукциям.

Вопрос A5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Великолепием этих дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслан и Людмила», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвящённых описанию сказочных садов Черномора.
Только благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.
Государственную дорогу из Москвы в Сибирь - Сибирский почтовый тракт - начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.
Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», вспоминал об этом с восторгом.

Вопрос A6

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Скороговорки - это народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями.
Джинсовую ткань впервые изготовили в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой.
Северную полярную страну, которая располагается под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, французы стали именовать «Арктик».
В русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи.

Вопрос A7

(1) ... (2) Особенно это относится к запятой. (3) Употребление запятой, например, при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий, деепричастий обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. (4) Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, к примеру, в сложноподчинённых предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. (5) ... во всех этих и подобных случаях в основе правил всё же лежит смысл высказывания. (6) Отражая грамматическую структуру текста, знак препинания прежде всего организует смысловое членение письменной речи, подчёркивает стилистические особенности письменного текста.


Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Исходным моментом для построения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи.
Пунктуация в русском языке в значительной степени отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей.
Русская пунктуационная система наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие варианты для выражения смысловых оттенков письменного текста.
Пунктуация связана с интонацией: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной.

Вопрос A8


Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ПЯТОМ предложении?

Однако
В настоящее время
Следовательно,
Потому что

Вопрос A9


Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

всё лежит (предложение 5)
знак препинания организует, подчёркивает (предложение 6)
употребление обычно определяется (предложение 3)
строятся употребления (предложение 4)

Вопрос A10


Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

сложносочинённое
сложноподчинённое
простое с однородными членами
сложное бессоюзное

Вопрос A11


Укажите предложение, в котором есть сочинительный союз.

6
2
3
4

Вопрос A12


Укажите значение слова ОРГАНИЗОВАТЬ (предложение 6).

основывать
учреждать
подготавливать
оформлять

Вопрос A13

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одно Н?
Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.

1,2,3
2
3
1,3,4

Вопрос A14

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

заж..гательный, б..калея, к..мпоновать
нат..рать, инт..ллигенция, к..сательная
взб..раться, ост..новился, св..детельствующий
эфф..ктивный, (быть) ст..рожилом, поп..рчить

Вопрос A15

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

пр..подать, пр..проводитъ, пр..неприятно
бе..пристрастный, не..гибаемый, ни..вергаться
без..мянный, мед..ститут, вз..скательный
в..южный, собез..янничать, под..ем

Вопрос A16

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

чита..мый, слыш..шь
повер..вший, законч..шь
нагружа..мый, замёрзн..шь
выдерж..шь, определя..мый

Вопрос A17

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. доверч..вый
Б. письм..цо
В. ландыш..вый
Г. болот..стый

А, Б, Г
А, Б, В
Б, В
А, Г

Вопрос A18

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

Радугами полегли широколистые травы. На карминном листе сборчатой манжетки сверкают (не)просохшие капли росы.
Вводное слово (не)является членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.
Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами (не)выносимо жгло мне шею и щеки, нельзя было дотронуться до раскалённых краев брички, густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух.
Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - (не)сомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.

Вопрос A19

В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

Немое беспокойство КАК(БЫ) таится в ленивой пышности осенних цветов, которые после своего роскошного цветения КАК(БУДТО) осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.
Борей - северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер - (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
Ох, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зеленые волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.
Розовые кусты ТО(ЖЕ) ещё давали в третий раз за это лето бутоны, и розы, георгины, пионы и астры ТАК(ЖЕ) цвели своей холодной высокомерной красотой.

Вопрос A20

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Огромные сосны расступились () и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вопрос A21


Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4)вещей.

1,2
1,3
1,2,3,4
1,2,4

Вопрос A22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Во-первых (1) вежливость - это проявление уважения. Во-вторых (2) вежливость - это и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и у местное речевое проявление - речевой этикет.

1
1,2
2,3,4
1,2,3,4

Вопрос A23

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

На прогулке в лесу этот смешной мальчуган то свистит то сшибает палкой сухие листья.
Николай вечно забывал в гостях или шляпу или трость или зонтик.
Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Оленина.
Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мёртвый лист водяной лилии.

Вопрос A24

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
По правилам орфографии толстовского времени слово «мир», используясь в разных значениях, писалось по-разному: миръ - это «отсутствие войны», «согласие, тишина и покой» и мiръ - это «весь свет», «все люди».

Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

Вопрос A25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбитам их планеты.

1
2
1,3
2,3

Вопрос A26

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.

1,2
2,3
1,3,4
1,2,3,4

Вопрос A27

Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.


В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.
Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.
Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.

Вопрос A28

(1) Помогите мне. (2) Спасите меня. (3) Я не хочу умирать. (4) Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и всё? (5) И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б) Пусть будут страдания. (7) Кто сказал, что я боюсь страдать? (8) Это дома я многого боялся. (9) Дома. (10) А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11) Разве не достаточно одному столько знать? (12) Я ведь пригожусь для жизни. (13) Помогите мне. (14) Ведь это даже смешно - убивать человека, который ни чего не успел совершить. (15) Я даже десятого класса не окончил. (16) Помогите мне. (17) Я не о любви говорю. (18) Чёрт с ней, с любовью. (19) Я согласен не любить. (20) С меня хватит, если на то пошло. (21) У меня мама есть. (22) Что будет с ней?.. (23) А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24) Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25) Я ещё нигде толком не побывал. (26) Я, например, не был ещё на Валдае. (27) Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28) Нужно? (29) Кто-то ведь написал: «И колокольчик - дар Валдая...» (30) А я даже таких строчек написать не смогу. (31) Помогите мне. (32) Я всё пройду. (33) До самого конца. (34) Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...

(35) Кому я говорю всё это? (36) У кого прошу помощи? (37) Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38) 0ни и сами не рады, что здесь торчат. (39) Они ведь соснами шумели так недавно... (40) А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41) Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42) И у нас были гордо подняты головы. (43) Эшелон стоял на запасных путях. (44) Где? (45) На Курском вокзале. (46) По домам нас не пустили. (47) Я только успел позвонить домой. (48) Наших никого не было. (49) Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50) Сколько она мне крови попортила! (51) Она спросила меня, где стоит эшелон.

- (52) Жалко, - лицемерно сказала она, - не сможет мама повидаться-то с тобой.

(53) И я повесил трубку и вернулся к своим. (54) А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. (55) А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56) Кто она мне? (57) Прощай, Ирина Макаровна. (58) Прости меня, разве я знал? (59) Я никогда не смогу понять это... (60) В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61) И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62) Съел.

(63) А чего же я прошу? (64) А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?

- (65) Лезь скорей! - кричали мне.

(66) А я не прятался. (67) Ходил один и посмеивался вслух. (68) Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69) Пусть никто не знает, что мне страшно. (70) Но себе-то самому я могу сказать правду? (71) Вот я и говорю. (72) Я не Петька Любимов. (73) Мой сосед по квартире. (74) Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню и говорил.

Вариант 16

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот, Например,
Однако Именно Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1 . только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2 . То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3 . только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7 . перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь вероисповедАние

ловкА прожИвший оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Кто был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драки?

Меня раздражает её вечно тусклое, БУДНИЧНОЕ выражение лица.

Агентство осуществляет ПОДБОР вакансий по любым направлениям деятельности.

Одним из главных факторов, влияющих на их миграционные намерения, является НАЛИЧИЕ высокооплачиваемой работы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах

не МАШИТЕ руками

килограмм МАКАРОНОВ

пара ПОЛОТЕНЕЦ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
4) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.
5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

6) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

7) 6) Следя за логикой развития персонажа, осознаёшь, что насколько он безнравственен.

8) В республиканском журнале «Огоньке» напечатана статья о нашей школе.

9) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.

8. Определите слово , в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ч..ловечество оз..рять

зан..маться преод..ление д..намичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..мудрый, пр..обретённый

ра..крыть, ни..ложенный

без..мянный, на..менование

с..беседник, в..обще

по..бежать, о..бросить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл..вый выдёрг..вать

зачервив..ть памятл..вый находч..вость

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший растрепл..шь

перенима..мый перекормл..нный надыш..шь

12. Определите предложение , в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Со мной поздоровался (не) знакомый человек.

Всех смутили (не) проверенные слухи.

Я чувствую, что (не) обходимо переменить тему разговора.

Ребята (не) доумевали, почему им не разрешили идти в поход.

С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова (не) исчезает.

13. Определите предложение , в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПОДО) МНОЙ (НЕ) ВИДНО земли.

Зверёк (НЕ) ПОБОЯЛСЯ выбежать (ИЗ) ПОД навеса.

(В) ПОСЛЕДСТВИИ об этом (НЕ) СЧАСТЬЕ начисто забыли.

(НА) ВСТРЕЧУ им (В) ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены.

Снег уже местами (НА) СТОЛЬКО осел, что по насту можно было проехать ТАК(ЖЕ) , как по твёрдой грунтовой дороге.

14.Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Разбивший стекло должен был во всём признаться и этим заслужить прощение и помощь товарищей.

2) На расстоянии семи или восьми километров от озера находилась железнодорожная станция.

3) В этот грустный день Оксану не радовали ни пение птиц ни яркое солнце ни цветущие каштаны.

4) Я долго пытался придумать название для новой песни да так ничего и не придумал.

5) Грациозно закачались гибкие концы папоротников и опять всё стихло.

16. Расставьте знаки препинания:

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.

Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

20. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

4) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.

2)Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.

3) В предложениях 9 – 11 представлено повествование.

4)Предложения 12 – 15 содержат рассуждение.

22. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 12

23. Среди предложений 4 – 8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24. «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)__________ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 4, 13), троп – (В)__________ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)__________ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 16

Вероисповедание

Зачинщиком

Килограмм

Преодоление

Собеседник

Зачервиветь

Надышишь

Не исчезает

Впоследствии

Несчастье

Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2
ВАРИАНТ 27Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2)В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. (3)<...>церковные постройки на перекрёстках и площадях становились заметными.1)В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красноваторозовой кирпичной окраске.2)Древнерусские зодчие делали купола церквей медными и золотистыми, часто золотили.
3)Благодаря позолоченным и медным куполам, а также окраске стен, отличной от цвета стен других зданий, церкви в древнерусских городах становились заметными.
4)Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.
5)Церковные постройки на перекрёстках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
Ответ:
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот, / Именно поэтому / Во-первых, / Вопреки этому / А

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОЩАДЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛОЩАДЬ, -и; ж.
1)Пространство земли, проектируемое или предназначенное для каких-л. целей. Пахотная п.
2)Незастроенное, обрамлённое какими-либо зданиями, зелёными насаждениями место в пределах города или села, составляющее часть городского, сельского пространства. Красная п. в Москве.
3)Помещение, предназначенное для какой-либо цели и обычно измеряемое в квадратных метрах поверхности пола. Жилая п. Расширить п.
4)Одна из количественных характеристик плоских геометрических фигур и плоскостей. П. треугольника.
Ответ:_____________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты / повторИт / вероисповедАние / начАвший / обогналА
Ответ:_____________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИННОГО наблюдения за окружающими людьми.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
Он славился мудростью и часто давал ЖИТЕЙСКИЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В товарищеском матче футболисты продемонстрировали высокую ТЕХНИЧЕСКУЮ подготовку.
Ответ:_____________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более АККУРАТНО / до ДВУХТЫСЯЧНОГО года / ПРОПАХ сеном / несколько ПЕСЕН с ИХНИМИ высказываниями
Ответ:_____________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Великолепием дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслана и Людмилы», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвящённых описанию сказочных садов Черномора.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми лиловыми абажурами.
B)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В притче присутствует колоссальный обобщающий элемент, благодаря которому частный, казалось бы, случай оказывается применимым к тысячам случаев во все врена и у всех народов.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Только благодаря языка человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», с восторгом вспоминал о нём: он потрясал.
6)Северную полярную страну французы стали называть «Арктик», располагающуюся под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, отсюда и русское слово «Арктика» - северная область земного шара.
7)Познакомившись с выставкой художников-импрессионис-тов, возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.
8) С годами менялась не только художественная манера Валентина Серова, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение.
9) Русский поэт сказал о Париже, что «в дождь он расцветает, как серая роза».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..калея / эффективный / к..сичка / г..ристый / нат..ратьОтвет:_____________________________.
9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..подать, пр..успел / в..южный, под..ём / несгибаемый, и..гиб / по..скочил, о..блеск из..ск, мед..нститут
Ответ:_____________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
отверд..вать / отворач..вать / письм..цо / ослаб..вать / ландыш..вый
Ответ:_____________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
овладева..щий / замёрзн..шь / заполн..вший / определя..мый / нагружа..мый
Ответ:_____________________________.
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На карминном листе сборчатой манжетки ярко сверкают на солнце ещё (НЕ)ВЫСОХШИЕ капли росы.
Вводное слово (НЕ)ЯВЛЯЕТСЯ членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.
Солнце, пока (НЕ)ЖЕЛАЯ склоняться к западу, жаркими лучами жгло мне шею и щёки, и нельзя было дотронуться до раскалённых краёв брички, а над дорогой, наполняя воздух, поднималась густая пыль.
Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - (НЕ)СОМНЕННЫЙ признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.
(НЕ)КАЖДЫЙ знает, что Государственную дорогу из Москвы в Сибирь - Сибирский почтовый тракт - начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.
Ответ:_____________________________.
13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
КАК(БУДТО) лёгкое беспокойство таится в ленивой пышности осенних цветов, которые после своего роскошного цветения (БЕЗ)СОЖАЛЕНИЯ осыпают на землю бесчисленные семена будущей жизни.
Борей - северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер - (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
Ох, эти просёлки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зелёные волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.
(В)МЕСТО нежных ирисов на клумбах уже давно красовались пышные георгины, но розовые кусты всё ТАК(ЖЕ) были усыпаны бутонами.
Джинсовая ткань (В)ПЕРВЫЕ появилась в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой, (ПО)ЭТОМУ эта ткань и получила такое название.
Ответ:_____________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло. От коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.
Ответ:_____________________________.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Огромные сосны расступились и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.
2)Во время прогулки в лесу Петруша обыкновенно то свистит то сшибает палкой сухие листья.
3)Всякий вечно случайно оставлял в кухне или шляпу или кнут или что-нибудь подобное.
4) Разные мысли и смутные воспоминания и неясные мечты бродили в голове Оленина.
5)Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода лист водяной лилии.
Ответ:
16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4) вещей.
Ответ:_____________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Во-первых (1) вежливость - это проявление уважения к людям. Во-вторых (2) вежливость - это готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, проявив при этом деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет.
Ответ:_____________________________.
18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбите их планеты.
Ответ:_____________________________.
19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Помогите мне. (2)Спасите меня. (3)Я не хочу умирать. (4)Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и всё? (5)И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б)Пусть будут страдания. (7)Кто сказал, что я боюсь страдать? (8)Это дома я многого боялся. (9)Дома. (10)А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11)Разве не достаточно одному столько знать? (12)Я ведь пригожусь для жизни. (13)Помогите мне. (14)Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. (15)Я даже десятого класса не окончил. (16)Помогите мне. (17)Я не о любви говорю. (18)Чёрт с ней, с любовью. (19)Я согласен не любить. (20)С меня хватит, если на то пошло. (21)У меня мама есть. (22)Что будет с ней?.. (23)А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24)Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25)Я ещё нигде толком не побывал. (26)Я, например, не был ещё на Валдае. (27)Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28)Нужно? (29)Кто-то ведь написал: «И колокольчик - дар Валдая...» (30)А я даже таких строчек написать не смогу. (31)Помогите мне. (32)Я всё пройду. (33)До самого конца. (34)Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...
(35)Кому я говорю всё это? (36)У кого прошу помощи? (37)Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38)Они и сами не рады, что здесь торчат. (39)Они ведь соснами шумели так недавно... (40)А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41)Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42)И у нас были гордо подняты головы. (43)Эшелон стоял на запасных путях. (44)Где? (45)На Курском вокзале. (46)По домам нас не пустили. (47)Я только успел позвонить домой. (48)Наших никого не было. (49)Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50)Сколько она мне крови попортила! (51)Она спросила меня, где стоит эшелон.
- (52)Жалко, - лицемерно сказала она, - не сможет мама повидаться-то с тобой.
(53)И я повесил трубку и вернулся к своим. (54)А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне свёрток. (55)А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56)Кто она мне? (57)Прощай, Ирина Макаровна. (58)Прости меня, разве я знал? (59)Я никогда не смогу понять это... (60)В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61)И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62)Съел.(63)А чего же я прошу? (64)А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
- (65)Лезь скорей! - кричали мне.
(66)А я не прятался. (67)Ходил один и посмеивался вслух. (68)Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69)Пусть никто не знает, что мне страшно. (70)Но себе-то самому я могу сказать правду? (71)Вот я и говорю. (72)Я не Петька Любимов. (73)Мой сосед по квартире. (74)Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню порассуждать.
- (75)Немцы, гады, прут... (76)Надо всем вставать на защиту. (77)Вот у меня рука подживёт - пойду добровольцем.
- (78)Тебя и так призовут, Петенька, - говорили ему.
- (79)Так - не штука. (80)Так всякий пойдёт. (81)А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.
(83)И спрашивал меня:
- А ты Родину-то любишь?
- (84)Люблю, - говорил я. - (85)Этому меня ещё в первом классе научили.
(86)А однажды я встретил его в военкомате. (87)Это когда я повестки разносил. (88)Он меня не видел. (89)Разговаривал с капитаном каким-то.
- (90)Товарищ капитан, - сказал он, - вот я освобождение принёс.
- (91)Какое освобождение?
- (92)Броня. (93)Как специалист броню получил.
- (94)Ну зайдите вон туда и оформляйте,- сказал капитан.
(95)Броня так броня. (96)Вот так Петька. (97)Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98)И пошёл Петька оформляться. (99)Прошёл мимо меня. (100)Остановился. (101)Покраснел.
- (102)Видал? - спросил меня. - (103)Вот так-то, умирать кому охота?
(104)Наверно, он и сейчас по брони живёт. (По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) - поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Повествователь готов сражаться с фашистами, противостоять танкам, пройти все тяготы войны.
2)Петька Любимов ушёл добровольцем на фронт, чтобы защищать Родину в минуту опасности.
3)Повествователь не ожидал, что его соседка Ирина Макаровна придёт к теплушке, чтобы передать ему свёрток с сухарями и маслом.
4)Даже самому себе повествователь не признавался, что на войне ему очень страшно.
5)Сосед повествователя по квартире Петька Любимов на самом деле не входил в число незаменимых специалистов, в которых даже в военное время остро нуждались в тылу.
Ответ:_____________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Предложения 53-55 содержат повествование.
2)В предложениях 58-59 представлено описание.
3)В предложениях 63-64 содержится рассуждение.
4)Предложения 66 и 67 противопоставлены по содержанию.
5)В предложениях 98-101 перечислены последовательные действия персонажа.
Ответ:_____________________________.
22. Из предложений 47-51 выпишите фразеологизм.
Ответ:_____________________________.
23. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
24. «Рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Эмоциональность речи рассказчика создаётся с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы: (А)___(«Я ещё ...» в предложениях 24-25), (Б)___(предложения 32-33, 72-73) и синтаксические средства выразительности: (В)___(предложения 22, 23, 35, 36) и (Г)___(предложения 50,68, 97)».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) цитирование
4) вопросительные предложения
5) эпитет
6) парцелляция
7) противопоставление
8) риторическое восклицание
9) литота
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстра-ции из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мам, можно? - умоляюще взглянул на нее и Сережа.

О чем вы тут толкуете? - нахмурилась мать. - Это же поезд, а не автобус, который можно где угодно остановить...

Я завтра поеду с утренним и привезу его, - сказал Парамонов.

Не потеряюсь я, - ввернул Сережа. - Ты говорила, надо купить лаврового листа. Я и куплю.

Гляди, какой хозяйственный парень, - усмехнулся машинист.

И этого... перца куплю, - уговаривал Сережа. В широко распахнутых глазах его- надежда.

Мать взглянула в сторону ремонтников, свернула красный флажок, засунула в чехол, затем вытащила оттуда желтый.

Путь свободен, - сказала она, не глядя на машиниста.

Сердитая у тебя мать-то, - заметил Парамонов.

Сережа ничего не ответил, только носом шмыгнул и отвернулся.

Зачем вы так? - укоризненно взглянула на Парамонова мать. - Куда-то к чужим людям... Да я всю ночь глаз не сомкну. Он ведь один у меня.

Не забудь, ты теперь не серенький - Сергей, - сказал на прощание машинист и снова с серьезным лицом пожал маленькую руку. - Мы еще с тобой, тезка, прокатимся!..

Вы... вы ведь никогда тут не останавливаетесь, - изо всех сил крепясь, чтобы не заплакать, проговорил Сережа.

Мать у Сережи еще совсем молодая, ей нет и тридцати. Невысокая, ладная, с темно-синими живыми глазами и черными длинными красивыми волосами, которые она сворачивала в тугой жгут и прятала под косынкой, она когда-то была веселой, любила поболтать с подружками, но после трагической смерти мужа - он работал на станции сцепщиком и попал под поезд - сильно переменилась: стала сумрачной и молчаливой. И редко когда на ее осунувшемся большеглазом лице появлялась прежняя веселая улыбка. Все вокруг напоминало о муже, и когда подвернулось место путевого обходчика на дальнем разъезде, она сразу согласилась. И вот уже четвертый год живут они тут одни.

Иногда приезжает со станции Сережина бабушка. Привезет гостинцев, игрушек, поживет неделю-две и уезжает домой. «Как вы тут в глуши можете? - удивлялась каждый раз она. - Без людей-то? Я бы не смогла так...»

И все-таки что-то в их жизни переменилось с тех пор, как остановился на разъезде пассажирский и с паровоза сошел к ним машинист Парамонов. Случалось раньше, увлекшись игрой с Лайкой или сооружая в ближнем лесу

шалаш из сухого лапника, Сережа забывал про пассажирский и даже головы не поднимал, когда он проносился мимо разъезда, но теперь в 17.05 всегда стоял на посту у будки рядом с матерью и встречал Парамонова. Правда, машинист водил пассажирский через день. По четным числам. По нечетным ездил другой машинист, всегда перепачканный в мазуте, но веселый, улыбающийся. Он тоже смотрел в окно, тоже кивал матери, Сережке, улыбался и иногда что-то кричал, но ветер и шум заглушали его слова.

Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их много было в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже - паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивают с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые. Когда идет сосновый дождь, лучше закрыть глаза: разлапистая иголка может кольнуть в щеку, лоб, а то и ткнуться в глаз.

Пронесся над соснами порыв ветра, и снова стало тихо. Кончился сосновый дождь. Последняя растопыренная иголка бесшумно спланировала мальчику на голову. Воткнулась в густые торчащие на макушке вихры, но Сережа и не заметил. Он думал о Парамонове. Каждый день грохочут мимо разъезда товарные и пассажирские поезда. И обязательно кто-нибудь выглядывает из будки паровоза: машинист, помощник его или кочегар. Мелькнет чужое незнакомое лицо и исчезнет, точно так же, как смутные лица пассажиров за пыльным вагонным стеклом. А вот усатое неулыбчивое лицо машиниста Парамонова запомнилось, чем-то тревожило сердце. Растопырив пальцы, он долго разглядывал свою маленькую испачканную смолой ладонь. Это ее осторожно пожал своей огромной ручищей Парамонов. Сережа верил, что он прокатил бы его на паровозе до самого города. И ранним утром высадил бы на разъезде. Ведь путь еще до конца не отремонтировали.

На этот раз Сережа раньше матери вышел встречать пассажирский. Когда локомотив поравнялся с будкой, Парамонов еще больше, чем обычно, высунулся из окна и, сверкнув белыми зубами, поздоровался, а затем бросил прямо к их ногам перевязанный шпагатом пакет. Мать только головой покачала, а Сережа проворно поднял сверток и тут же стал развязывать бечевку.

Дидактический материал
по теме «Наречие»

Сравнительная степень наречия

Карточка 1.

Выглядеть моложе, отец моложе матери, наша река многоводнее, стать многоводнее, голос громче, говорил громче, брат выше сестры, прыгнуть выше, товарищ сильнее, стал сильнее, ручей шире, раскрыть шире.

Карточка 2. Выпишите словосочетания с наречиями.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, прикасаться осторожнее, раздается реже, лес стал реже, движения медленнее, движения стали медленнее.

Карточка 3. Спишите текст, выделяя в нем три абзаца. Запишите наречия, данные в скобках, в сравнительной степени. Выделите суффиксы. Вставьте пропущенные буквы.

Ветер и солнце

Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильнее, и условились они, что победит из них тот, кто застав_т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав_рнулся в свой плащ_. Ветер задул еще (порывисто). Задр_жал путник от холода и укутался еще (плотно). Наконец ветер устал и предоставил солнцу пок_зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, прохожий снял верхн_ одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра_делся совсем и выкупался в речк_. (А.М. Пешковский)

– Сформулируйте основную мысль текста.

Карточка 4. Спишите предложения, заменяя слова в скобках сравнительной степенью. Подчеркните эти слова как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Все (медленно) проходило солнце свой дневной путь, (тепло) становился воздух, казалось, что пр_шло уже весеннее веселье, шутливо прячет_ся где-то за горами в полях и скоро хлынет за город. (М.Горький)

Солнце поднялось высоко, день раздвинулся (широко) и стал (глубоко) и (просторно). Все вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо. Воздух гудел от солнца, от его ровного и чисто спадающего светозарного могучего течения, теперь, после ночи, пила и не могла напит_ся, насытит_ся солнцем земля... Всякий звук, всякий трепет листочков казался не случайным, знач_щим (много), чем просто звук или трепет. (В.Распутин)

– Укажите в обоих отрывках выразительные средства.

Группы наречий по значению

Карточка 1. Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите группы наречий по значению.

Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Он набивал рот камешками чтобы сильнее двигался язык он говорил на берегу стараясь перекричать шум пр_боя он говорил поднимаясь в гору чтобы выучит_ся правильно дышать. Чтобы пр_одолеть это и научит_ся говорить внятно и сильно, он поселился в пещер_ на берегу моря обрил себе полголовы чтобы (не)воз_ращат_ся к людям, пока (не)отр_стут волосы, и _десь упражнялся в (красн_)речи_. Смолоду он был (косн_)язычен. (Из книги «Литературный календарь»)

– Подчеркните наречия как члены предложения.

– Запишите основную мысль отрывка.

Карточка 2. Спишите текст, вставляя буквы, расставляя знаки препинания. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия. Подчеркните их как члены предложения, укажите их группу по значению.

Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_ _____ перед собой на холмик_ он увид_л человека. Пол_жив лицо на ладони человек с_дел _____. С минуту Быланин _____ всматривался в согбе_ную фигуру _____ улыбнувшись про себя _____ зашагал по тропинк_ размахивая шапкой-ушанкой в руке.

Человек ____ вскочил пр_л_жил к глазам руку. Это был старик, (не)высокий худощавый с седыми волосами торчавшими из(под) выцветш_ солдатской фуражк_ с реденькой и, как пуч_к пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина мелкими и быстрыми ша_ками побежал с пр_горка.

Сойдясь они ____ пожимали друг другу руки.

(Ф.Наседкин)

Карточка 3. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Определите смысловую группу наречий.

Лес шумел

В этом лесу ____ стоял шум – суровый, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как (не)ясное воспом_нание о прошедшем. В нем ____ стоял шум потому что это был старый дремучий бор которого (не)к_сались еще п_ла и топор лесного барышника. Высокие (сто)летние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью плотно сомкнувшись ____ зелеными вершинами. ____ было ____, пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники ___ ра_кинувшиеся пр_чудливою б_хромой и стоявшие не ____, (не)шелохнув листом. В сырых уголках т_нулись высокими стеблями зеленые травы белая кашка склонялась от_желевшими головками, как будто в тихой истоме. А ____ без конца и перерыва т_нулся лесной шум, точно смутные вздохи старого бора. (В.Короленко)

– Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

– Определите тип текста.

– Укажите выразительные средства.

Карточка 4 . Спишите, вставляя буквы, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков наречия. Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их смысловую группу.

Перед грозой

Покорная природа ц_пенела в молчани_. Ни ветра ни бодрого свежего звука ни обл_чка. Но вот наконец, когда солнце стало спускат_ся к западу, из(за) холмов ____ пок_залось (пепельно)серое кудрявое обл_ко. ____ в стоячем воздухе что(то) порвалось ____ рванулся ветер и с шумом и свистом закружил по степи. ____ трава и прошлогодний бур_ян подняли ропот на дорог_ ____ закружилась пыль побежала по степи и увл_кая за собой солому стрекоз и перья ч_рным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, ____ и ____ спотыкаясь и прыгая побежали перекати-поле а одно из них попало в вихрь завертелось как птица полетело к небу и обратившись в ч_рную тучу и_чезло из вида. За ним понеслось другое, потом трет_е. За холмами ____ прогремел гром подуло свежест_ю. (А.П. Чехов)

– Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

– Выпишите выразительные средства.

Карточка 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Но, как бы то ни было, зима кончилась. В начал_ апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима (не) уступала но один теплый денек пересилил наконец – и потекли руч_и запели птиц_. Весь луг и кусты около реки ут_нули в вешних водах между Жуковом и той стороной все пространство сплошь было занято громадным заливом, на котором там и сям вспархивали стаями дикие утки...

Журавли летели быстро-быстро и кричали грус_но, будто звали с собой. Стоя на краю обрыва Ольга подолгу смотрела на разлив на солнце на светлую точно помолодевшую церковь, и слезы текли у нее, и дыхание захватывало от того, что страс_но хотелось уйти куда-нибудь, куда глаза глядят, хоть на край света. (А.П. Чехов)

– Подчеркните наречия как члены предложения. Укажите их группы по значению.

– Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение.

Карточка 6. Выпишите из текста словосочетания с наречиями. Укажите группу наречия по значению.

Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка прихрамывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжою по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес. (И.С. Тургенев)

– Определите тип речи.

– Выпишите причастные и деепричастные обороты.

– Составьте словарный диктант из слов данного текста.

– Какие художественные средства использует автор текста?

Итоговые диктанты

(для разных уровней)

Загостившаяся осень

Листопад завершен. Раздетый лес потемнел и просматривается насквозь. Лишь кое-где молодые деревья гремели летними доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю. Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Пороша выпадает по-разному. То нежданно-негаданно насыплет снегу по самые щиколотки. Или ждешь ее, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош. Природа, возможно, задумалась на пороге погодных перемен и медлит почему-то отпускать загостившуюся осень.

Грамматическое задание

1. Объясните графически написание наречий.

листопад, зачастую, обнажив, загостившуюся.

3. Произведите морфологический разбор слов:

второпях, обыкновенно.

1) Старые дубы отрясли жухлую ветхую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди и загрубевшую землю.

2) Вскоре просыплется из всклокоченных облаков снег.

Ночные звуки

На юге ночь наступает очень быстро. Надо спешить. Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Долго пробивался я по чаще, а лес все не кончался. Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

Так я сидел, прислушиваясь к ночным звукам. До меня доносился далекий сонный гомон птичьей колонии. Квакали лягушки, монотонно кричала маленькая сова, резво каркала в темноте ночная цапля. Порой начинал жалобно кричать шакал, вслед ему затягивали другие. Но потом все смолкло, и ночная тишина нарушалась лишь невнятным шорохом да изредка тихим треском сухой ветки под ногой вышедшего на охоту хищника.

(По Е.П. Спангенбергу)

Грамматическое задание

1. Составьте схемы сложных предложений.

2. Над наречиями укажите их разряд по значению.

3. Разберите по составу слова:

наугад, снова, затягивали, нарушалась.

4. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Я снова углубился в лес, выбрал большое дерево, залез повыше и расположился на ночь.

2) Я больше не мог терять время и пошел наугад.

Сосновый дождь

Сережа лежал на опушке леса и смотрел вверх. Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц. Прямо в него упиралась остроконечной вершиной огромная ель. Прошелестел вверху порыв ветра, и с тихим шорохом посыпались желтые сосновые иголки. Пошел сосновый дождь. Их было много в осеннем лесу, дождей: сосновый, березовый, осиновый и даже паутинный! Сереже нравился сосновый дождь. Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки. Они шуршали в ветвях, как дождевые капли, и неслышно струились на седой мох. Все сосны разом стряхивали с себя отмершие иголки. И если сквозь ветви пробивается солнечный свет, то мельтешащие в лесу иголки и впрямь напоминают дождевые капли, только длинные, золотистые.

(В.Козлов)

Грамматическое задание

1. Укажите разряды наречий по значению.

2. Разберите слова по составу:

расступились, посыпались, паутинный, высоченные.

3. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Огромные сосны расступились, и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно желтел бледный месяц.

2) Высоченные деревья начинали на ветру негромко шуметь и просыпать сухие иголки.

4. Укажите использованные в тексте сравнения, эпитеты.

Проселки

Ах, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и желтыми цветами на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сторонам – только бесконечный, суживающийся вдали пролет меж стенами колосистой гущи да небо, а высоко в небе – жаркое солнце. Синие васильки, лиловый куколь и желтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью. Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника… Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой… Отец подбирает вожжи… Тут надо держаться покрепче, но, ухватившись за сиденье обеими руками, все-таки пристально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо-зеленые волны, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушевывает их, как носится, хлопая ушами, за перепелами и жаворонками Джальма (собака): иногда совершенно пропадает во ржи, – только на волнистой линии, струящейся за нею, видно, где она, – а иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивленно озираясь по сторонам.

(И.Бунин)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

1) Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, и они однообразно клонятся под колесами и выходят из-под них черными, испачканными колесной мазью.

2) Мелкие кузнечики сухим дождем сыплются из подорожника.

2. Разберите по составу одно наречие, деепричастие и причастие.

3. Укажите группы наречий по значению.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.