Амундсен скотт. Значение слова амундсен-скотт в большом энциклопедическом словаре. Триумф и поражение

Станция №3 «Амундсен – Скотт» (Amundsen – Scott) США 90 0 ю.ш. 0 0 в.д. действует с 1956 года. Располагается на высоте 2835 метров над уровнем моря. Первая станция в глубине Антаркитики, а не на побережье материка. Станция получила свое название в честь первооткрывателей Южного полюса – Руаля Амундсена и Роберта скотта, достигнувших цели в 1911 – 1912 годах.

4 января 1958 года на станцию прибыла Трансатлантическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари. Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, она двигалась с новозеландской станции «Скотт-Бейс».

На Южном полюсе закат и восход Солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннееравноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции Солнце восходит изаходит в течении более чем четырех дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени, нет выраженных ежедневных максимума и минимума высоты Солнца над горизонтом.

В час дня в комнату Джонса осторожно постучали несколько раз. Джонс встал и одев халат, подошел к двери. Открыв ее, он увидел молодого человека, одетого в форму корпорации без знаков отличия.

Добрый день. Простите, что побеспокоил. Я пришел по поручению главы корпорации. Архип Великий хочет лично встретиться с вами сегодня в пять часов в «Big Father House». Мы оба понимаем, что отказ не подлежит обсуждению, поэтому ровно в пять часов вы должны быть там. И еще, сегодня кухня работает в свободном режиме, то есть вы можете есть в любое время. Всего доброго.

Хорошо, я понял, – ответил Джонс.

Человек удалился по коридору. Джонс посмотрел на время, поставил будильник на три часа дня и вернулся в теплую кровать к Фрэе.

Повторно он встал уже по сигналу будильника, вслед за ним проснулась и Фрэя.

Что-то происходит? – спросила она томным голосом.

Меня вызывает Архип, – ответил он.

Не знаю. Просто вызывает и все. Я должен быть к пяти часам. Хочу есть. Ты пойдешь со мной? Сегодня кухня круглосуточная.

Да ты что?! Конечно, пойду! А спиртное сегодня можно не знаешь? Башка немного мутная и шампанское очень вкусное.

Не знаю. Ну, от бокала я думаю, ничего не случится. Закинешь все сверху салатом и фруктами. А вылет на «Восток» не раньше завтрашнего утра. Так что у тебя еще много времени, чтобы проветриться.

О.к., я так и сделаю, но если что, отвечать будешь ты, – шутливо и весело произнесла она, - постой! А с тобой ведь нельзя?



Конечно, нет.

Тогда спроси у Архипа, можно мне посмотреть на его апартаменты?

Ты про «Big Father House»? Чего он тебе так дался?

Ну, просто хотела посмотреть, интересно же.

Ладно я спрошу в зависимости от обстановки визита, – ответил Джонс, - да и еще, - не хочешь покататься вдвоем по сдешним пространствам? Здесь очень красивые места и оригинальные тренировочные ландшафты для гонщиков. Это нельзя пропустить!

Хорошо, давай!

Собирайся, пойдем обедать! Я пока схожу - найду вахтенного диспетчера, предупрежу заранее, что мы будем совершать рейс сегодня вечером, – сказал, одевшись Джонс, и вышел за дверь.

Вернувшись, они направились вместе в столовую, после чего еще некоторое время ходили по станции вдвоем, пока Джонсу не пришла пора идти на назначенную встречу. Никого из участников вчерашнего торжества они не встретили. Видимо все еще спали, хотя официант в столовой сказал, что один из гонщиков приходил обедать по расписанию и пить кофе, и, судя по-всему, это был Ганс.

Я не задержу вас надолго, – начал свою реплику Архип Великий, обращаясь к Джонсу, когда тот уже сидел у него за столом, - несомненно, вы показали лучший результат не только, как пилот, но и как член команды. Я не собираюсь лезть в ваши проблемы и отношения с бывшим капитаном Зордаксом, хотя на его месте я бы заткнулся и сидел тихо, не показываясь. А лучше всего, подобрал бы свои амбиции от тестестеронового токсикоза и отчалил восвояси, чтобы мне не пришлось еще раз разруливать очередное говно перед нашими партнерами по бизнесу! Так вот, следующая миссия планируется через два месяца, то есть она будет через два месяца, и это уже точно и вы все будете в ней участвовать!!! И Зордакс там будет участвовать тоже, если вдруг ему не захочется отказаться! А мне было бы проще и спокойней заменить его Майнером или Кëхлером! Вы знаете, почему я не могу этого сделать?! Потому что немцы не согласны принимать участие в совместных миссиях пилотами второго плана, а командовать нашими пилотами они не хотят!!! А вы наверно подумали, что меня терзают какие-то патриотические предубеждения?.. В общем, для следующей миссии, как и в целом для всей программы необходим руководитель. Капитан, командир, старший пилот… называйте, как хотите, короче главный. Тот, кто будет отвечать за все происходящее в вашей команде, и являться связующим звеном между пилотами и руководством. Соответственно со своими полномочиями и естественно дополнительным вознаграждением. Вознаграждение, сразу оговорюсь, чтобы все было прозрачно и понятно, при условии, что не будет никаких проблем как в прошлый раз, будет составлять полтора, а в случае успешного выполнения миссии – два вознаграждения пилота. Ну и понятно, что эту должность я предлагаю вам! Все обоснования и мои и ваши ясны и понятны. Я свое слово сказал, остается дело за вами. Думать будете? Или тут нечего думать?



Я согласен! – твердо ответил Джонс.

А ну и прекрасно! Просто замечательно! Именно такого ответа я от вас и ожидал! Значит, все документы и приказы будут подготовлены еще до вашей увольнительной на «Востоке». Вы их подписываете, инструкции берете с собой, получаете деньги, уходите в отпуск, по возвращению вступаете в должность. Можете обрадовать своих друзей, секретной эта информация не является. Если вопросов нет, вы свободны!

Есть один вопрос!

Моя подруга, пилот сновигатора «Space Shark», бывший капитан моей группы, Фрея, очень хочет посмотреть на ваш офис, и просила меня спросить у вас разрешения.

Да ради Бога, смотрите, сколько хотите! Спросите у дежурного при входе в сектор, я предупрежу его, он вас проводит и за всем проследит. Надеюсь, мое присутствие при этом не требуется.

Нет-нет. Только офис, спасибо!

Джонс возвращался ошеломленный, счастливый и довольный. Он никогда бы не подумал, что для него это все может так обернуться. Он был не из робкого десятка и на фоне своего офицерского звания никогда не позволил бы себе струсить и сделать шаг назад, но сегодня его охватило реальное беспокойство и чтобы не начать осторожничать приходилось серьезно бороться с собой. Дело в том, что, не смотря на тяжелые испытания во время миссии, он в короткие сроки добился невероятно больших результатов, придя в программу всего месяц назад. Он победил соперника, нашел свою любовь, стал героем среди остальных пилотов, заработал большие деньги, получил гарантированную возможность учавствовать в следующей миссии, да еще и возглавил всю команду. Здесь любой бы начал следить за каждым своим шагом. Джонс просто не знал, что его ожидает в дальнейшем за все эти прелести, и что Архип на самом деле вел очень сложную неоднозначную игру, никогда не бросался деньгами просто так, и Джонсу придется убедиться в этом уже сегодня вечером.

Когда после встречи он рассказал обо всем Фрэе, было уже шесть часов вечера. Фрэя обрадовалась за него, но какое-то внутреннее препятствие все-таки не давало ей сделать это до конца откровенно. По-своему она ему позавидовала, так как ирония отнеслась к ней достаточно остро, сделав Джонса - еë капитаном, а не еë - капитаном Джонса. К тому же теперь он был абсолютно достаточен, независим, а значит - и менее управляем, что являлось естественным поводом для появления излишней ревности.

Ты спросил про меня? – начала она с грустью.

Да, он разрешил, только давай после ужина, часов в восемь, а сейчас пошли - прокатимся, пока не совсем стемнело.

Хорошо, – ответила Фрэя.

Они выехали с полигона в сторону «тренировочных платформ». Так называли территории с искусственными и естественными препятствиями, для прохождения тренировочных заездов. Фрея и Джонс спокойно вели свои машины, не превышая семидесяти узлов, практически вплотную друг к другу так, что было видно очертания лица через стекло кабины. Они то и дело отходили на небольшое расстояние, потом снова сближались и переглядывались между собой. Пейзаж был умиротворенным, сине – бардовым из-за непонятного состояния Солнца.

Они так засмотрелись друг на друга, что не заметили, как на радаре к ним быстро приближается точка. Внезапно раздался громкий свист форсажа и на скорости, приближенной к максимальной, их резко и достаточно характерно подрезал сновигатор неизвестной модели. Джонс по реакции даже вильнул в сторону.

Что это было? – произнес он.

Не знаю! – ответила Фрея.

Сейчас включу идентификатор.

Он нажал несколько кнопок на панели навигации, на экране высветилась вращающаяся 3D проекция сновигатора, его описание, тип модели SK-2H1 и название «Arctic Fantom». Сновигатор имел внушительный вид и судя по всему серьезные ходовые параметры. Он сделал круг где-то впереди и начал двигаться навстречу в направлении фронтальной атаки.

Джонс, что он делает? – заволновалась Фрея.

Не знаю, держись рядом, скорость не снижай! - скомандовал Джонс.

«Арктический фантом» несся прямо на них на той же сумасшедшей скорости. Внезапно в эфире раздался незнакомый голос на английском языке:

Приветствую тебя, Джонс! Меня зовут Стив Эдиссон. Я смотрю у вас тут романтическая прогулка. Не расслабляйся, герой! Выходит, ты самый лучший из всех? Позволь мне усомниться в этом! Предлагаю тебе еще раз убедиться в своем лидерстве и прокатиться прямо сейчас со мной до вашей станции «Восток» на время!

В этот момент его сновигатор совершил зверский фронтальный подрез спереди на высокой скорости и ушел назад для совершения маневра на разворот в обратную сторону.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Действие начинается с диалога Фрэи и Джонса, которые едут вдвоем на новом кроссовере BMW (например X6) из Франции через Германию в Крым, к Акселю с Кэтрин, чтобы встретиться и провести остаток своего отпуска вчетвером в их домике на побережье, после продолжительного вояжа по Европе. Они обсуждают неприятную историю с американским гонщиком в конце первой миссии.

По приезду к ним, выясняется, что на месте все очень лазурно, современно и круто. Виноградники, раскопки древнегреческого города неподалеку, двухэтажный дом с бассейном, все самое крутое и лучшее, что можно придумать, а самое главное, что все это уже полностью свое. Все счастливы, молоды и красивы, едят шашлыки, пьют вино, занимаются любовью в бассейне и загорают на терассе. Тема о том, как военные РУССКИЕ Офицеры обосновались и наслаждаются в Крыму! - лично давать читать эту часть Порошенке на ночь.

Внезапно происходит тревожный звонок из управления программы «Polar Navigation» и уже хорошо знакомая нам подполковник Сударева сообщает, что всех очень срочно собирают на станции «Восток» в полном составе и подготовке без обсуждения! За ними прилетает личный вертолет и всех четверых оперативно доставляет по месту назначения. Когда все собираются на «Востоке», их знакомят с японским пилотом Катсуро Наядзуко, который экстренно приехал с японской станции на своем сновигаторе «Бегущий самурай».

Сударева вводит команду в курс происшедшего. Оказывается, их вызвали для того, чтобы помочь японским коллегам, а Наядзуко будет среди них кем-то вроде помощника-консультанта. Дело в том, что недавно с их станции «Купол Фудзи» одним из японских пилотов был угнан сновигатор, и необходимо помочь поймать его, т.к. этот пилот не совсем адкватен и может нанести непоправимый ущерб любой другой станции или антенным сооружениям связи, просто врезавшись в них. Когда наши пилоты начинают выяснять подробности, то оказывается, что вся проблема заключается в том, что этот пилот на самом деле не совсем человек, а одна из последних масштабных разработок японских ученых-кибернетиков и инженеров – робот андроид «Rei». Человекообразная машина с собственным интеллектом и очень – очень сложной системой управления. Во время эксперимента что-то пошло не так. Возможно даже это был вражеский вирус, но в один прекрасный момент андроид взбунтовался и сбежал, угнав сновигатор, и теперь они не только рискуют потерять катасрофически дорогую разработку вместе с не довольно не дешевым сновигатором впридачу, но и понести ущерб при его возможном столкновении с другими станциями, т.к. пилотные испытания, которые они проводили с ним не были завершены до конца, и в сновигаторе заложена не вся карта Антарктики, а только те маршруты, по которым они тренировались. Помощь вооруженных сил исключается, т.к. риск повреждения робота при обстреле очень велик. Его можно захватить только определенным образом с помощью специальных электромагнитных излучателей, которые были разработаны японцами для этого случая. Чтобы это сделать, необходимо окружить его с разных сторон и включить приборы, тогда он как бы попадет в ловушку. Вертолеты так низко летать и совершать сложные взаимные маневры не могут, поэтому остается только один вариант – установить приборы на сновигаторы и начать охоту на андройда. Также выясняется, что сделать это будет не просто, потому что он обучен пилотированию на самом высоком уровне.

На вопрос, почему не подождать, пока кончится инертный газ в сновигаторе, Наядзуко объяснил, что сам сновигатор выполнен с использованием новейших технологий постоянного дополнительного, автономного накопления заряда от солнечных батарей и выработки аргона из окружающей среды. Поэтому топливо у него закончится только через неделю, а может быть и две. Робот не передвигается постоянно, а начинает движение, только когда к нему приближаются объекты ближе, чем на две мили. А когда он начинает убегать, то может по ошибке без подробных карт врезаться в другую станцию или в системы антенные коммуникаций связи, которых в Антарктике очень много. Пилотам нужно на высоких скоростях догнать его, окружить, используя тактические маневры, и включить электромагнитные излучатели вокруг его минимум с четырех сторон, тогда он не сможет вырваться, будет скован и не перестанет функционировать. В конце Наядзуко добавил, что главный инженер на их станции который создавал этого робота был так расстроен и угнетен потерей многих лет своей работы, что собрался сделать себе хара-кири, если его детище не получится вернуть обратно. Его и так еле успели остановить при первой попытке, когда все произошло, т.к. для всех это большой провал перед вышестоящими очень строгими начальни-ками, и у них это дело чести.

Дальше все начинают ловить робота. Описываются всякие подробности, как они его гоняют по Антарктическому материку и т.п. Попутно проезжают только что начавшееся глобальное строительство Конкордии II, о которой шла речь в первой части. Робот оказался на редкость очень проворным и постоянно куда-то съ.бывал, но в итоге все получилось и его действительно заклинило, когда со всех сторон включили специальные электромагнитые излучатели.

После того, как пилоты вновь справились с трудной ответственной задачей, их пригласили на станцию «Амундсен-Скотт» посмотреть на только что выпущенную разработку американской стороной программы «Polar Navigation» совместно с российскими учеными в сфере оборонной промышленности. Это несколько видов экспериментального оружия на принципе энергетического импульсного удара. Принцип очень простой, основанный на явлении образования круга в воздухе при хлопке за сверхзвуковым истребителем, когда он переходит звуковой барьер.

Питание электрическое, поэтому просто добавят новых облегченных нано батарей высокой емкости, а вместе с последними японскими системами накопления заряда и выработки аргона технические характеристики нисколько не поменяются, только добавится 150 кг веса, что не существенно.

Пушки будут размещать в боковых такелажных отсеках, вместо инструментов, так как соревнования теперь будут проходить с постоянным сопровождением спасательных служб быстрого реагирования и собственные действия не понадобятся. Также вводится новое понятие «Сореснования по гонкам на Сновигаторах» как вид спорта, подразделяющийся уже на несколько видов: стандартные – спринт на протяженной дистанции, гонка с препятствиями, а также самый интересный и убойный новый вид под названием «Snow Battle», когда гонщики применяют шквальный обстрел сновигаторов соперника, чтобы сбить друг друга с дистанции.

Далее нашим пилотам предлагают опробовать новинку на различных сновигаторах американской стороны, уже оборудованных такими пушками нескольких классов. Среди них две одиночных скорострельных пушки высокой дальности, две двойных энергоимпульсных скорострельных пушки с вертикальным расположением спаренных стволов и одиночное шестиствольное радиально-осевое вращающееся энергоимпульсное орудие. Американцы не остановились на этом и ведут дальнейшие совместные разработки по созданию небольших ракет, которые также могут сбивать цели энергетическим ударом разрыва при столкновении с поверхностью.

После нескольких заездов пилоты поняли, что такой режим гораздо интересней и более захватывающий, а Хэлбокс и Вэндэр изъявили желание, чтобы им поскорее установили такие пушки на сновигаторы, так как им очень хочется еще погонять в этом режиме.

На этом заканчивается вторая часть романа «Сквозь лëд и снег».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ.

Действие начинается на финской Антарктической Полярной станции Абоа. Финского пилота Арвида Хулко провожают на международный чемпионат по гонкам на Сновигаторах. У финнов своя модель сновигатора - «Peloton», что в переводе с финского означает «бесстрашный». Арвид должен проследовать до станции «Амундсен-Скотт», на которой будет происходить старт чемпионата.

Далее тоже самое происходит на станции Конкордиа, только с французским пилотом Жозэ Лесьон и французским сновигатором «Supplanter» (от франц.-«вытеснять») соответственно, потом Немцы, Японцы, Шведы, Китайцы, Англичане и несколько других стран-участников на сновигаторах уже имеющихся моделей России, США и перечисленных стран. Англичане выступают на сновигаторе «Mr.Bug», модель которого они полностью выкупили у Архипа Великого и произвели свой собственный полный рестайлинг. Архип не захотел этим заниматься и решил попросту дешево продать эту, неплохую в принципе модель.

После того, как все собираются на чемпионате, начинаются гонки по разным маршрутам, идет подробное описание оформления инфраструктуры трасс со всеми сопутствующими компонентами: маяками, семафорами, указателями, электронными таблицами, искусственными трамплинами и перестрелками из импульсно-энергетического оружия. Все это снимается в режиме реального времени дронами-беспилотниками, квадрокоптерами и транслируется по всему миру.

Идет острая борьба за места, ликуют зрители и гости на станциях, которые приехали посмотреть вживую на сновигаторы и гонки в Антарктике, а также самим покататься на них. Как уже говорилось ранее, основной упор делается на сюжет состязаний «Snow Battle», где вдобавок к скорости и различнообразным препятствиям на трассах (трамплины, лабиринты) добавляется стрельба из импульсного энергитического оружия с применением ракет такого же типа, не травмирующих гонщиков, а позволяющих сбивать и затормаживать движение сновигаторов во время гонки.

В конце идет награда тройки победителей, в которую попали русские, американцы и немцы, чуть-чуть не дотянул финн, но в следущий раз дотянет обязательно.

Также вероятны развития второстепенных историй и новых героев второго плана.

В целом эта часть построена не на каком-то своеобразном сюжете, а ориентирована на постановочные образы экшн – действий и прочей визуализации драйва перестрелок, описания командных тактик, прохождения препятствий в гонках, короче сплошной фэшн.

А́мундсен-Скотт

(Amundsen-Scott ), внутриконтинентальная антарктическая научная станция США, на Юж. полюсе . Расположена на Полярном плато, на высоте 2800 м. Сред.-год. тем-ра воздуха –49,3 °С, максимальная –14,7 °С, минимальная –78,9 °С. Открыта в январе 1957 г. Служит базой для внутриконтинентальных маршрутных исследований. Названа в честь первооткрывателей Юж. полюса – норвежца Р. Амундсена и англичанина Р. Скотта.

  • - А́мундсен Руаль, норвежский полярный путешественник, покоритель Северо-Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса, национальный герой Норвегии...

    Географическая энциклопедия

  • - , норвежский полярный путешественник и исследователь. Неоднократно выступал в Ленинграде на заседаниях Географического общества с сообщениями о своих экспедициях в Арктику...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - амер. внутриконтинент. полярная станция в р-не Юж. геогр. полюса, на выс. 2800 м. Назв. в честь Р. Амундсена и Р. Скотта...
  • - англ. писатель) Он не властен придти: он убит на пути, Он в могилу зарыт, он мертвец. Эпгрф...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Джайлс. Английский архитектор, в возрасте 23 лет выигравший конкурс на проект кафедрального собора в Ливерпуле...

    Строительный словарь

  • - норвежский полярный путешественник и исследователь. В 1890-1892 учился в университете в г. Кристиания...

    Энциклопедия техники

  • - Руаль, норвежский полярный исследователь. В 1903 - 06 с тремя зимовками первым прошел Северо-Западным проходом от Гренландии до Аляски. В 1910 - 12 руководитель антарктической экспедиции. Первым достиг Южного полюса 14.12.1911...

    Современная энциклопедия

  • - Вальтер, английский писатель. Сборник народных баллад "Песни шотландской границы" ...

    Современная энциклопедия

  • - РУАЛЬ АМУНДСЕН, памятник в Нью-Олесунне на Шпицбергене. , видный норвежский исследователь полярных областей. Родился в Видстене близ Сарпсборга 16 июля 1872...

    Энциклопедия Кольера

  • - Роберт Фолкон, английский исследователь Антарктиды, капитан 1-го ранга, национальный герой Великобритании...

    Географическая энциклопедия

  • - новозеландская полярная станция на юж. берегу п-ова Росса в м. Росса, в 2 км к 3. от амер. базы Мак-Мердо. Названа по имени Р. Скотта...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Руаль, норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890-92 учился на медицинском факультете в университете г. Кристиания...
  • - Амундсен Руаль, норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890‒92 учился на медицинском факультете в университете г. Кристиания...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Полюс, антарктическая научная станция США на Южном полюсе. Открыта в январе 1957...

    Большая Советская энциклопедия

  • - норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне "Йоа" от Гренландии к Аляске. Руководил экспедицией в Антарктику на судне "Фрам" . Первым достиг Южного полюса...
  • - американская внутриконтинентальная полярная станция в районе Южного географического полюса, на высоте 2800...

    Большой энциклопедический словарь

"Амундсен-Скотт" в книгах

Руал Амундсен Моя жизнь

Из книги Моя жизнь автора Амундсен Руал

Руал Амундсен Моя жизнь Текст и шрифты аутентичны оригиналу (считано), если не считать того, что исправлены опечатки книжной версии. Например, полярники, искавшие Северо-Западный проход, почему-то натолкнулись не на индейскую, а на индийскую стоянку. Были и другие

ОСЬ ТАКИЙ НАШ АМУНДСЕН!

Из книги Що з тебе виросте, Фрітьофе? Людина, яку покликало море автора Центкевич Аліна

Амундсен - начальник

Из книги Руал Амундсен автора Яковлев Александр Степанович

Амундсен - начальник Потянулись страшные недели. Зима с каждым днём становилась суровее. Дни всё укорачивались. 15 мая в последний раз на горизонте появилось солнце и скрылось на семьдесят дней.Семьдесят суток непрерывной ночи!Ударили такие морозы, что на палубу нельзя

Глава 28 КАКОНИТА АМУНДСЕН

Из книги Амундсен автора Буманн-Ларсен Тур

Глава 28 КАКОНИТА АМУНДСЕН «Пройдя Северо-Восточным проходом туда, где мы стоим сейчас на якоре, - пишет в дневнике Амундсен, миновав Берингов пролив, - я сомкнул этот путь с путем, каким шел по Северо-Западному проходу в 1906 году, и таким образом впервые совершил

Вальтер Скотт знакомится с Робертом Бернсом, 1787 год Сэр Вальтер Скотт

Из книги Шотландия. Автобиография автора Грэм Кеннет

Вальтер Скотт знакомится с Робертом Бернсом, 1787 год Сэр Вальтер Скотт Шестнадцатилетним подростком Скотт повстречался с уже прославленным поэтом в эдинбургском доме Аллана Фергюсона, профессора этики и философии. Об этой встрече Скотт вспоминал со свойственными ему

Руал Амундсен

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Руал Амундсен Руал Амундсен родился в 1872 году на хуторе Томта в норвежской провинции Эстфолл. В 15 лет он увлекся книгами о полярных путешествиях и твердо решил стать исследователем суровых морей. Но по настоянию матери ему пришлось поступить на медицинский факультет

Вы Амундсен или Скотт?

Из книги Великие по собственному выбору автора Коллинз Джим

Вы Амундсен или Скотт? Незадолго до своего тридцатилетия Руаль Амундсен отправился из Норвегии в Испанию, чтобы совершить двухмесячный парусный переход и получить сертификат капитана. Это было в 1899 году. Молодому человеку нужно было преодолеть 3500 километров. Какой

Руаль Амундсен

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Руаль Амундсен Биография Руаля Амундсена, знаменитого норвежского полярного исследователя, составляет многие тома. Жизнь его была увлекательна и драматична. Уход же из жизни, внезапный и загадочный, связан с поисками пропавшей экспедиции итальянского исследователя

В дело вступает Амундсен

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

В дело вступает Амундсен Став знаменитым полярным исследователем, Руаль Амундсен не отказался от идеи побывать на Северном полюсе. Он решил осуществить дрейф чере з Арктический бассейн. Для этой цели было построено парусно-моторное судно «Мод». Состав экспедиции,

Руаль Амундсен

Из книги 100 великих кумиров XX века автора Мусский Игорь Анатольевич

Руаль Амундсен Начало XX века - время отважных путешественников и первооткрывателей. Наиболее славных успехов добились норвежцы. Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен предпринимают ряд выдающихся плаваний и походов.Амундсен относится к тому разряду людей, которые своими

Амундсен Руал

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Руал Амундсен

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Руал Амундсен Когда Руалу Амундсену (1872–1928) было всего двадцать лет, он пришел к заключению, что многие предшествующие экспедиции в Арктику страдали от того, что их командиры никогда не были сами капитанами кораблей. Почти всегда в вопросах навигации им приходилось

Победитель Амундсен

Из книги Я познаю мир. Великие путешествия автора Маркин Вячеслав Алексеевич

Победитель Амундсен Вернувшись из Антарктики, неожиданно для всех Руал Амундсен вступает в аэроклуб, сдает экзамен и в июне 1914 года получает международное свидетельство первого гражданского летчика Норвегии. Его цель все та же - Северный полюс. Амундсен закладывает

Амундсен Руаль

БСЭ

Амундсен-Скотт

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Раз про Скотта рассказали, то вот что было написано (ещё до открытия сообщества) к годовщине покорения полюса.

Вообще-то он исследовал Арктику и собирался не на Южный, а на Северный полюс — к чему и начал готовиться ещё в 1907 году, чтобы в 1910-м задрейфовать с арктическими льдами, которые как на лифте принесут его куда надо. Он вообще очень тщательно всё планировал. У них в Норвегии это обычное дело: никто никуда не торопится.

Арктический план Амундсена поддержал норвежский полярный гуру Нансен, служивший тогда послом в Лондоне. Сам Нансен двенадцатью годами ранее с огромным бюджетом и с полной государственной поддержкой не дотянул до Северного полюса меньше шести градусов: это хоть и мировой рекорд для 1895 года, но всё-таки незачёт, даже и с учётом геройской зимовки на Новой Земле. Правительство отрядило в распоряжение Амундсена легендарный яйцеобразный Fram — самое неубиваемое в мире деревянное судно: на нём успешно ходили по льдам сначала Нансен, а потом Свердруп, который пересёкся во время этого похода с Робертом Пири и заочно с ним разругался.

И вот в 1908 году, когда у неторопливого Амундсена уже утверждён бюджет, о покорении Северного полюса вдруг заявляет американец Кук. Про этого Кука (не того Джеймса , которого якобы съели аборигены !) до сих пор спорят, не врун ли он: к примеру, на вершину Мак-Кинли на Аляске он, как выяснилось, не взбирался, хотя тоже хвалился. Так что был ли он на полюсе взаправду, так и не установлено. Кончил Кук вообще плохо: погорел на торговле нефтеносными землями в Техасе и угодил в тюрьму, а весьма уважавший его Амундсен ему туда якобы пару раз носил передачи.

Пока в мире спорили про Кука, до Северного полюса успел из последних сил добраться Пири (тут уж без дураков, хотя сейчас и подсчитали, что он промахнулся миль на восемь) — так что грандиозный арктический поход Амундсена потерял всякий смысл: а между тем на это приключение отводилось по плану целых 5 лет, начиная с 1910-го. Амундсен почти мгновенно (по норвежским меркам) принимает решение переориентироваться на Южный полюс, никому ничего не сказав: посвящены были только двое, а именно капитан судна и личный адвокат. Амундсен успел как раз вовремя, и гонка за Южный полюс стартовала.

Но дело было сделано, Fram обогнул Африку и почти без остановок к началу 1911 года вышел на границу льдов в Море Росса: оттуда до полюса ближе всего. Почти одновременно на другом конце Моря Росса в заливе Мак-Мёрдо встал лагерем Скотт. На прокладку маршрута и закладку промежуточных баз ушло примерно полгода: у Амундсена всё шло по плану. Первую попытку двинуться на полюс предприняли в августе-сентябре - на излёте зимы, когда показалось, что теплеет и развеивается. Это сейчас зимовщики называют этот месяц не иначе как the f***ing month of August — а тогда это был первый опыт лыжно-санного похода при минус 56 градусах, когда ничего по снегу не едет. Амундсен благоразумно развернулся 15 сентября — без жертв и без существенного ущерба, хотя двое из восьми членов отряда получили на обратном пути серьёзные обморожения, а в финальный день и вовсе был полный хаос. Сейчас рассуждают, что если бы он тогда дошёл — то Скотт бы сдался и, возможно, остался бы жив. Но это всё спекуляции, конечно.

Так или иначе, хорошенько натренировавшись, расставив на маршруте сколько было возможно опорных пунктов и усвоив уроки сентябрьского фальстарта, Амундсен с четырьмя людьми и полусотней собак стартовал из прибрежного лагеря 19 октября — и к 14 декабря успешно достиг Южного полюса, поубивав по дороге три дюжины собак. Оставив на полюсе палатку с норвежским флагом с запиской и потеряв ещё четыре или пять собак, отряд без потерь вернулся в лагерь как раз к обеду 25 января 1912 года, проведя в пути 99 дней (по плану было ровно 100). За неделю до этого записку Амундсена прочёл Скотт, которому через два месяца и четыре дня суждено насмерть замёрзнуть всего в десятке миль от ближайшего склада топлива и провианта. Амундсен был очень опечален: он никого не хотел убивать, просто его план оказался лучше. Известно, что заметно обогатившись после этого успеха, Амундсен значительные средства передал семье Скотта, которого искренне считал героем. Это, пожалуй, единственное, что у Амундсена было не по плану.

А́мундсен - Ско́тт (англ. Amundsen–Scott South Pole Station) - действующая с 1956 года постоянно обитаемая антарктическая станция США на Южном полюсе. Располагается на высоте 2835 метров над уровнем моря. Первая станция в глубине Антарктики (не на побережье материка). Станция была построена в ноябре 1956 года для научных целей по приказу правительства США.

Хронология

При открытии (в 1956 году в рамках Международного геофизического года) станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 года из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 метрах от географического южного полюса. Станция получила своё название в честь первооткрывателей Южного полюса - Руаля Амундсена и Роберта Скотта, достигнувших цели в 1911-1912 годах. Станция находится на высоте 2835 м над уровнем моря, на леднике, который неподалёку достигает максимальной толщины 2850 м (2005). Среднегодовая температура - около −49 °С; изменяется от −28 °C в декабре до −60 °C в июле. Средняя скорость ветра - 5,5 м/с; были зарегистрированы порывы до 27 м/с.

Основание станции (1957-1975)

Первоначальная станция - теперь называется «Старый полюс» (англ. Old Pole) - была основана в 1956-1957 годах экспедицией ВМС США из 18 человек, которые высадились здесь в октябре 1956 года и впервые в истории Антарктиды провели там зимовку в 1957 году. Так как климатические условия до этого не были известны, то база была сооружена подо льдом для преодоления любых погодных условий. Самая низкая температура в 1957 была зарегистрирована на уровне −74 °C (−102 °F). Выжить при такой низкой температуре, в сочетании с низкой влажностью и низким давлением воздуха, возможно только при наличии надлежащей защиты. Станция, покинутая в 1957 году, заносится снегом (как и любое сооружение на Южном полюсе) со скоростью 60-80 мм в год. Сейчас она погребена достаточно глубоко и полностью закрыта для посещений, так как снегом раздавило все деревянные перекрытия. 4 января 1958 года на станцию прибыла Трансантарктическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари. Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, и первая, достигшая полюса по суше, после Амундсена в 1911 году и Скотта в 1912 году. Экспедиция двигалась от новозеландской станции «Скотт-Бейс».

Купол (1975-2003)

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб. Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов. Оборудование 1975 года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыплет сваи, и тогда можно будет дважды…

«…Черный флаг, привязанный к полозу от саней, поблизости - остатки лагеря, следы саней и лыж, идущие в обоих направлениях, четкие отпечатки собачьих лап… Тут мы поняли все. Норвежцы опередили нас и первыми достигли полюса. Это страшное разочарование, и мне очень жаль моих верных товарищей. Мы многое передумали, немало поспорили между собой. Завтра мы должны идти дальше - к полюсу, а затем спешить домой с максимальной скоростью, на какую способны. Конец всем нашим мечтам; возвращение будет печальным» (запись из дневника Р. Ф. Скотта от 18 января 1912 г.).

Две попытки англичан покорить Южный полюс - в 1902 и 1909 гг. - оказались безуспешными. Роберту Скотту удалось продвинуться до широты 82° 17’, Эрнесту Шеклтону - до 88° 23’. К слову, известие о том, что Шеклтон, бывший участник похода Скотта 1902 г., собирается в самостоятельную экспедицию, стало для последнего неприятным сюрпризом. Он написал Шеклтону несколько писем, в которых требовал не использовать для устройства базы берег пролива Мак-Мёрдо, поскольку считал это своим исключительным правом. После того как Шеклтон был вынужден высадиться именно там, так и не найдя вокруг ничего мало-мальски подходящего, Скотт начал считать его своим личным врагом. Интересно, что бы предпринял капитан военно-морского флота Скотт в том случае, если бы Шеклтон достиг цели? Напомним, что как раз в 1909 г. начался скандал из-за другого полюса, Северного: Роберт Пири, узнав, что проиграл соревнование Фредерику Куку, использовал все свои связи и немалые деньги, чтобы смешать более удачливого конкурента с грязью.

Но Шеклтон «сошел с дистанции» за 180 км до финиша, и в 1910 г. британское правительство и Королевское географическое общество снарядили очередную экспедицию в Антарктиду, а Роберт Фалькон Скотт, возглавив ее, получил второй шанс. В конце июня экспедиционное судно «Терра Нова» вышло в плавание. На его борту находилось 65 человек. Скотт взял с собой 33 ездовые собаки и 15 низкорослых китайских (а может быть, монгольских или бурятских) лошадей, а также двое моторных саней. На борту было много научного оборудования, достаточные запасы топлива, продуктов и теплой одежды.

А в сентябре того же года к берегам Антарктиды отправился знаменитый «Фрам» во главе с Руалем Амундсеном. Это была настоящая сенсация. Амундсен мечтал покорить Северный полюс и специально для этого много раз обращался к Фритьофу Нансену с просьбой предоставить ему это испытанное судно, к тому же приносящее удачу. Однако Нансен и сам был не прочь повторить попытку достичь полюса и потому медлил, но наконец все же согласился передать «Фрам» Амундсену. Тот подготовился к плаванию - через Атлантику, вокруг мыса Горн, далее по Тихому океану до Берингова пролива, а затем дрейфом, подобно Нансену, - вместе со льдами через центральную часть Арктики.

И вдруг 9 сентября, во время захода на Мадейру, Амундсен объявил экипажу об изменении своих планов. Позже он утверждал, что принял решение идти к самой южной точке планеты спонтанно, внезапно узнав о том, что Северный полюс уже покорился кому-то из американцев. На самом деле со времени отправки победных телеграмм Кука и Пири прошел целый год - ни о какой внезапности не могло быть и речи. Скорее всего, какое-то время он действительно готовился к дрейфу в Северном Ледовитом океане, но все-таки решение о плавании в Антарктиду принял задолго до сентября 1910 г. Скрывая свои истинные планы, он выиграл время, а объявив о них, вселил нервозность в англичан. Сообщение о планах Амундсена Скотт получил в октябре, когда англичане находились в Австралии.

Экспедиция Скотта прибыла в Антарктиду, на берег облюбованного им пролива Мак-Мёрдо, в январе 1911 г. Примерно в это же время, но восточнее, в Китовой бухте, врезанной в шельфовый ледник Росса, появился «Фрам». Почти все считали крайне опасным высаживаться на поверхности ледника, тем более совсем рядом с его краем, который постоянно обламывается. Риск? Безусловно. Но Амундсен все рассчитал. Он знал, что в районе Китовой бухты край ледника стабилен уже несколько десятилетий, точнее - с 1841 г., когда ее открыл Джеймс Кларк Росс. При этом база норвежцев оказалась почти на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта.

«Фрам» быстро разгрузили. Вместо того чтобы отдыхать, Амундсен с несколькими спутниками немедленно отправился в поход к 80° ю. ш. Там он устроил склад с продовольствием. По пути следования через равные интервалы устанавливались маяки - шесты с флагами, а также делались запасы корма для собак. В конце февраля Амундсен повел еще один отряд. На этот раз склады были устроены на 81° и 82° ю. ш. Всего до наступления антарктической зимы на склады доставили 3 т продовольствия для людей и корма для собак. За время зимовки было изготовлено несколько крепких и легких нарт, предельно облегчен вес ящиков: доски обстругали до минимальной толщины. Палатки покрасили в черный цвет - мрачновато, зато очень заметно. Амундсен старался учесть каждую мелочь. По мнению великого норвежца, победу приносит не так называемая удача, а тщательный учет всех возможных трудностей и опасностей и, разумеется, подготовленность к ним.

Нельзя сказать, что Скотт готовился плохо: как и норвежцы, англичане не теряли время зря и совершили несколько рекогносцировочно-подготовительных походов по будущему маршруту. Антарктической весной оба отряда отправились к полюсу. Вот только англичане вышли 1 ноября, а Амундсен 20 октября, и лагерь последнего располагался существенно ближе к полюсу. Амундсен взял в путь несколько десятков ездовых собак, англичане снова рассчитывали на лошадиные силы. Их-то как раз и не хватило. К передвижению по льду несчастные непарнокопытные были совсем не приспособлены; уже к концу первой половины дистанции все они полегли. Кстати, моторные сани оказались на Ледяном континенте еще более ненадежным средством передвижения. В общем, вскоре людям пришлось самим тащить сани в гору. В начале января 1912 г., когда до цели оставалось около 240 км, Скотт отправил обратно последний вспомогательный отряд, а сам с четверкой спутников пошел на штурм. Англичане достигли Южного полюса 17 января, но там уже стояла палатка с норвежским флагом и запиской от Амундсена. Норвежцы пришли на полюс 14 декабря, обогнав конкурентов на месяц с лишним, а теперь заканчивали обратный путь. Для англичан это стало страшным ударом, а для безмерно честолюбивого Скотта - настоящим потрясением.

Но надо было возвращаться. Сначала все складывалось удачно: пятерка продвигалась от склада к складу, и температура не опускалась ниже –30 °С. Однако с каждым днем встречный ветер

становился все сильнее. А потом сплошной чередой пошли несчастья. Младший офицер Эдгар Эванс, здоровяк и балагур, взятый Скоттом в штурмовую группу несмотря на серьезные нарушения дисциплины, еще у полюса сильно порезал руку, и это катастрофическим образом сказалось на состоянии его духа. Вскоре он упал в трещину и получил жестокие ушибы, а также сильное сотрясение мозга. Эванс стремительно терял силы и 17 февраля умер. Идти становилось все труднее, погода портилась - начиналась зима. Мороз за сорок, и страшный ветер, сбивавший с ног. Начались обморожения; особенно сильно пострадал Лоуренс Оутс, который уже не мог ходить. Однажды в одном из промежуточных лагерей Оутс уполз в метель и не вернулся. Никто его не остановил. Это случилось 17 марта.

До береговой базы оставалось немного, но сил еще меньше, а еда и топливо подходили к концу. В довершение всех бед - чудовищная метель, не позволявшая и шагу ступить. Дневник Скотта - свидетельство постепенного угасания надежды на спасение. Последняя запись в нем датирована 29 марта: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти - до склада всего 11 миль - но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии писать. Р. Скотт».

Только следующим летом, через восемь месяцев, участники английской экспедиции отыскали палатку Скотта, устоявшую перед всеми ветрами. Тела Роберта Скотта, Эдварда Уилсона и Генри Боуэрса лежали в спальных мешках. Скотт умер последним: только его мешок не был закрыт. Рядом с ним нашли записные книжки, фотоаппарат, кассеты с пленками. Среди вещей были и геологические образцы.

А что же победители? На весь маршрут - до полюса и обратно, всего около 3 тыс. км - у Амундсена с товарищами ушло 99 дней. На обратном пути норвежцы были окрылены победой, а англичане, наоборот, придавлены чудовищным грузом поражения. Англичане шли пешком, а норвежцев везли оставшиеся собаки. Амундсен с товарищами успел пройти весь маршрут до ухудшения погоды, Скотта со спутниками зима застигла на полпути к берегу. И наконец, та самая исходная фора - 100 км преимущества и более ранний выход в путь. Вот, пожалуй, и все причины победы одних и поражения других - вспомните высказывание Амундсена об удаче.

Впоследствии многие обвиняли Амундсена в жестоком обращении с собаками. Дело в том, что склады с продовольствием невозможно было установить на всем протяжении маршрута. Амундсен решил использовать своих собак не только в качестве тягловой силы, но и как источник продовольствия (эскимосская собака дает около 25 кг мяса), которое к тому же не надо везти. Он рассчитал, когда следует застрелить каждую собаку, чтобы превратить ее из средства передвижения в продовольствие. Жестоко? Конечно - по отношению к собакам, верой и правдой служившим людям. А по отношению к людям? Наверное, стоит признать правоту Амундсена, выбравшего оптимальный вариант - с точки зрения выживания людей. Сам норвежец полагал, что именно это обстоятельство стало главным фактором достижения Южного полюса и благополучного возвращения к береговой базе.

Англичане еще очень долго считали настоящим покорителем полюса Роберта Скотта.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Руаль Амундсен, норвежский полярный исследователь; Роберт Скотт, английский офицер, полярник

Другие действующие лица

Англичане Э. Эванс, Л. Оутс, Э. Уилсон, Г. Боуэрс; норвежцы О. Вистинг, Х. Хансен и др.

Время действия

Маршрут

От Китовой бухты и берега пролива Мак-Мёрдо соответственно к Южному полюсу

Цель

Покорение самой южной точки планеты

Значение

Покорение Южного полюса. Опередив Скотта, Амундсен доказал, что в организации экспедиций не бывает мелочей

3264