В каком году витус беринг открыл пролив. Витус Беринг (Vitus Jonassen Bering). Фото, биография. Необходимость исследования Камчатки

Рождение будущего мореплавателя не ознаменовано никакими важными событиями. Никто и не предполагал, что ребенок станет не просто моряком, а великим первооткрывателем, да еще и состоящим на службе у другого государства. Трудно сказать, какие причины побудили паренька поступить на военно-морскую службу именно в Российской империи: не настолько могучей была наша держава на тот момент. Возможно, Беринг смог увидеть для себя определенные перспективы. Что в некоторой степени и поспособствовало сделанным им открытиям, которые имели практическое, географическое, да и историческое значение. Беринг не только открыл новые земли и острова на севере страны, но еще и составил карты побережья, что было чрезвычайно важно.

Первые годы жизни

Родился Витус Беринг 12 августа 1681 года в Ютландии (современная Дания) в городе Хорсенс. Ничем особенным городок не отличался: несколько церквей и монастырей - вот и все достопримечательности. Развиваться он начал только после 1442 года, когда ему была выдана торговая хартия, и постепенно превратился в коммерческий центр.

Город располагался на берегу моря и имел порт. Герой нашего рассказа с первых лет жизни любовался волнами и мечтал о путешествиях. Хотя его отец был, по сведениям некоторых историков, таможенником, и никогда не покидал родные места. Не очень понятно, по какой причине, но в самом начале своей карьеры моряка подросток взял себе фамилию матери.

Море манило мальчика, поэтому нет ничего удивительного, что, достигнув отрочества, он поступил в Амстердаме в морской кадетский корпус, а в 1703 году, в возрасте 22 лет, успешно закончил его. Но перед этим Витус Беринг совершил небольшое путешествие в Ост-Индию на голландском корабле. Видимо, после этого будущий путешественник Беринг и принял твердое решение связать свою судьбу с морем.

На службе у Петра I

Как попал в русский флот Витус Беринг? Биография его не содержит на этот счет точных сведений. Известно только, что на тот момент по приказу российского государя Петра Первого адмирал русского флота Корнелий Иванович Крюйс занимался набором опытных моряков для службы. Сиверс и Сенявин представили паренька, заявив, что тот успел уже побывать в Ост-Индии, следовательно, каким-никаким опытом все же обладает. Из других источников известно, что Витус хотел служить, как и его двоюродный брат Сиверс, именно на флоте, и непременно в Российской империи. Как бы там ни было, но мечта его сбылась, и Беринг отправляется в Петербург. Там ему поручили управлять судном, которое транспортировало лес для постройки крепости Кронштадт. Не бог весть что, но все-таки море!

Вскоре получил Витус Беринг звание лейтенанта и начал выполнять более ответственные и сложные поручения. Он принимал участие в Азовском походе, отслеживал передвижение кораблей шведов в Финском заливе, участвовал в походе из Архангельска в Кронштадт, служил на корабле «Перл» при перегоне его из Гамбурга в Петербург. И вдруг, не дослужившись до капитана первого ранга, Беринг покидает военную службу.

Послужной список Витуса Беринга

Если составить в хронологическом порядке все чины и звания, которые получал мореплаватель Беринг за время своей военной карьеры, то получим следующую таблицу:

Поступление на военную морскую службу русского флота

Получил чин поручика (современное звание лейтенанта)

Витус Беринг переведен служить в войска на Азовском море

Присвоено звание капитан-лейтенанта

Поручено командование шнявой «Мункер»

Служба на Азовском флоте, участие в войне с Турцией

Перевод на службу в Балтийском флоте

Выборг, женитьба на Анне Кристине

Получено звание капитана 4 ранга

Беринг получает под свое командование корабль «Перл», который он должен доставить из Гамбурга в Россию

Звание капитана 3 ранга

Получает под командование корабль «Селафаил»

Будущий мореплаватель получает звание капитана 2 ранга

Передан под командование корабль Мальбург

Витус Беринг уходит в отставку в звании капитана 2 ранга

Вот таких званий и почестей за 20 лет службы удостоился Витус Беринг. Краткая биография, впрочем, совсем не раскрывает всех заслуг мореплавателя. Для историков и географов более интересна последующая часть его жизни.

Освоение и присоединение Камчатки к Российской империи

Постоянно усиливавшийся гнет крепостного права не мог не сказаться на истории России. Сбежавшие крестьяне искали земли, которые бы служили им убежищем от преследований. Так постепенно люди добрались и до Сибири, а там и до Камчатки. Но территория уже была заселена, поэтому организовывались походы для захвата и освоения земель, богатых пушниной и т. д. В 1598 году было разбито, и территория вошла в состав Российской империи.

Необходимость исследования Камчатки

Освоение Камчатки и прочих сибирских земель было делом государственной важности. Прежде всего необходимо было пополнить казну. Но первопроходцы в большинстве своем были малообразованными людьми, которые в первую очередь искали полезные ископаемые, открывали новые территории и облагали налогом местное население. Государству нужны были карты новых земель, а также морской путь.

В 1724 году Петр Первый издает указ об организации похода на Камчатку, во главе которого поставлен Витус Беринг. Путешественнику было предписано добраться до Камчатки, построить два судна и на них отправится на Север, найти место, где Америка соединяется с Сибирью, и найти оттуда путь в города Европы.

Первая камчатская экспедиция Витуса Беринга

Получив должность руководителя и звание будущий путешественник приступил к выполнению приказа государя. Через 2 недели - 25 января 1725 года - первые участники экспедиции отправились из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), геодезисты, кораблестроители, штурманы, гребцы, матросы, повара. Общее число достигало 100 человек.

Дорога оказалась трудной и сложной. Добираться пришлось различными способами: телеги, сани с собаками, речные суда. Прибыв в 1727 году в Охотск, начали строительство судов для выполнения основных задач экспедиции. На этих кораблях Витус Беринг добирался до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске был отстроен военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватель с командой отправился дальше. Корабль прошел через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за погодных условий моряки не смогли увидеть берега американского континента.

Частично цели экспедиции были выполнены. Однако, возвратившись в 1730 году в подает отчет о проделанной работе и составляет проект следующей экспедиции. Большинство первых лиц государства и академиков не понимали, как и сам Витус Беринг, что он открыл. Но главное было доказано - Азия и Америка не соединяются. А путешественник получил звание капитан-коммандора.

Вторая экспедиция на Камчатку

После возвращения мореплавателя к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Надо было отстаивать свою честь и оправдывать оказанное ему высочайшее доверие. Да и цели еще не все достигнуты. Нельзя останавливаться на полпути. Итак, назначается вторая экспедиция, и командует ею Витус Беринг. Биография, написанная современниками путешественника, утверждает, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, некий Шестаков открыл и пролив, и даже Курильские острова. Да только все эти открытия не были подтверждены документально. Датчанину повезло - он был образован, умел структурировать и анализировать полученные результаты и хорошо составлял карты.

Вторая экспедиция Витуса Беринга имела перед собой следующие цели: исследование моря от Камчатки до Японии и устья Амура, нанесение на карту всего северного берега Сибири, достижение американского побережья и торговля с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что на императорском престоле восседала Анна Иоанновна, Россия еще оставалась верна петровским заветам. Поэтому проектом заинтересовались влиятельные чиновники из Адмиралтейства. Указ о проведении похода был издан в 1732 году. Добравшись до Охотска, в 1740 году Беринг строит два пакетбота - «Святой Петр» и «Святой Павел». На них исследователи вышли к восточному побережью Камчатки.

Результаты экспедиции

В этот раз было более удачным. Но и одновременно трагичным - во время зимовки в 1741 году умер Витус Беринг. Что он открыл, смогли оценить только впоследствии. Ведь тогда проверить достоверность результатов его трудов было сложно - дорога в Сибирь еще слишком зависела от капризов природы. Но даже тогда путешественники уже начали пользоваться картами, которые составил Витус Беринг. Открытия великого первопроходца позволяли заняться освоением и эксплуатацией новых земель.

Итак, было проделано следующее:

  • В Ачинской бухте был основан Петропавловск.
  • Через современное Берингово море достигнут берег Аляски.
  • На обратном пути открыты Алеутские и Шумагинские острова.
  • Нанесен на карту Алеутский хребет.
  • Обнаружены и нанесены на карту Евдокеевские острова и остров Чирикова (Туманный).
  • Открыт остров Беринга, на котором и умер в 1741 году мореплаватель.
  • Нанесены на карту территории северной и восточной России, внутренние территории Сибири.
  • Закартографированы Курильские острова.
  • Найден путь в Японию.

Если внимательно изучить историю географических открытий, то можно обнаружить, что эта экспедиция была лишь частью более масштабного похода. Он был завершен только через несколько лет поле смерти Беринга, да и то только благодаря его организаторскому таланту. Ведь именно он разделил на группы участников Северной экспедиции, выдав каждой определенные задания. Несмотря на человеческие потери, поход был завершен весьма успешно.

Как выглядел Витус Беринг?

Внешность первооткрывателя у некоторых биографов вызывает сомнения. Оказывается всем знакомые картины, на которых изображен Витус Беринг (фото тогда не было), не соответствуют действительности. Это портреты его дяди. Споры были разрешены путем исследования черепа и воссозданием внешности при помощи моделирования. В результате было получено настоящее лицо путешественника. И действительно, Витус Беринг (фото представлены в статье) имел совсем другую внешность. Но это нисколько не умаляет важность его открытий.

Характер великого мореплавателя

По имеющимся сведениям, мореплаватель имел несколько мягкий характер, который совсем не годился для главы экспедиции. И все-таки Беринга дважды назначают на эту должность. Нельзя не отметить еще одну странность. Исследователь Сибири не любил доводить дело до конечного результата - он мог остановиться в тот момент, когда до цели рукой подать. Эту особенность Беринга отмечали и друзья, и участники походов. И все-таки именно его порекомендовали в качестве руководителя и организатора и Петру Великому, и Анне Иоанновне. Чем это можно объяснить? Должно быть тем, что, невзирая на все свои недостатки, Витус Беринг был опытным мореплавателем. Он умел выполнять приказы, был очень ответственным и исполнительным, и, что не менее важно, преданным государству, на службе у которого состоял. Да, скорее всего, именно за эти качества он и был избран для осуществления столь важных географических исследований.

Могила исследователя Камчатки

После того как Витус Беринг встретил свою смерть на острове, который он же и открыл, его похоронили и установили, согласно традициям того времени, деревянный крест. Понятно, что со временем дерево истлело и рассыпалось. Однако в 1864 году на месте, где, по записям соратников Беринга, находилась его могила, был установлен новый деревянный крест. Это было заслугой Российско-Американской компании, основанной при императоре Павле.

В 1991 году была организована поисковая экспедиция к местам захоронения исследователя Сибири. На острове была обнаружена могила не только Беринга, но и еще пяти моряков. Останки были извлечены и отправлены в Москву для исследований. По костям и черепу был восстановлен внешний вид путешественника. Также ученые смогли выяснить, что умер он не от цинги, как предполагалось до этого, а от иной болезни (какой именно, именно, достоверно не известно). После завершения исследований останки были возвращены на остров и перезахоронены.

Объекты, которые носят имя великого мореплавателя

В память о путешественнике и его вкладе в географические исследования, его именем названы такие объекты:

  • Улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Мурманске, Петропавловске-Камчатском, Томске, Якутске.
  • Остров, пролив, мыс, ледник, море.
  • Ледокол и дизель-электроход.
  • Государственный университет на Камчатке.
  • Растения, которые растут на Дальнем Востоке.

Кроме того, о путешественнике снят фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».

Значение открытий мореплавателя

Нельзя не признать важность морских походов Витуса Беринга. Именно благодаря ему появились первые грамотно составленные карты Сибири. Впоследствии это очень помогло развитию азиатской части Российской империи. Благодаря его экспедициям началось активное освоение края. Начали добывать полезные ископаемые, стала развиваться горнодобывающая и литейная промышленность.

Российская империя получила приток денег в казну и новые территории, усилилось ее мировое значение и влияние. А главное - страна получила возможность вести торговлю с теми странами, до которых невозможно было добраться уже освоенными путями. Ведь эти территории находились в ведении других государств, которые взимали за их пересечение немалую пошлину. Тем не менее, несмотря на все свои заслуги, признание Витус Беринг получил посмертно, только после подтверждения своих открытий другими путешественниками. Так, всем известный ныне получил свое название с легкой руки Джеймса Кука.

пролив по крайней мере….

В середине июля 1741 Беринг достиг побережья Аляски, открыл часть Шумагинских и Алеутских о-вов, но на обратном пути умер во время зимовки на острове (ныне о. Беринга).

БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), мореплаватель, капитан-командор российского флота. По происхождению датчанин. На службе в России с 1703. Возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию (1725-30) в Тихий океан для поиска перешейка или пролива между Азией и Америкой. На судне «Святой Гавриил» экспедиция Беринга открыла о. Святого Лаврентия, прошла через пролив (назван впоследствии именем Беринга) , не зная этого, и вернулась обратно. Руководил 2-й Камчатской экспедицией (1733-41), открыл некоторые из Алеутских о-вов, умер во время зимовки на острове, позже названном его именем. Результаты открытий были опубликованы первым помощником Беринга -А. И. Чириковым. Источник: Энциклопедия «Отечество» (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-8.12.1741), мореплаватель. Выходец из Дании. В 1703 Беринг поступил на российскую службу, с тех пор до последних дней своей жизни преданно служил России. В 1725 назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725 - 30), целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. В июне - сентябре 1728 экспедиция Беринга на судне «Св. Гавриил» , обойдя восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, прошла проливом, названным впоследствии Беринговым. В 1730 получил чин капитан-командора. В 1732 Беринг назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции, ее целью было обследование побережий Ледовитого океана, изучение Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана и плавание к Японии. Перед экспедицией стояла задача - окончательно установить существование пролива или перешейка между двумя континентами. Экспедиция основала Петропавловский острог (1740) (ныне Петропавловск-Камчатский) . В 1740 пакетботы «Св. Петр» (командир Беринг) и «Св. Павел» (командир А. И. Чириков) вышли из Охотска после зимовки в Авачинской губе и направились на восток. 20 июня 1741 корабли разошлись и более не встретились. Суда прошли морем, названным впоследствии Беринговым, достигли побережья Аляски. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов. Возвращение было тяжелым, экипажи страдали от недостатка продовольствия и болезней. Сам Беринг тяжело заболел и умер на острове (ныне о. Беринга) , рядом с которым «Св. Петр» потерпел крушение. Камчатские экспедиции оставили огромное картографическое наследство. Мореходами было создано более 60 общих и региональных карт. Часть открытий 2-й Камчатской экспедиции отражена в «Атласе Российском» (1746), оказавшем влияние на развитие западноевропейской географии и картографии. Л. Н. Вдовина Алексе́й Ильи́ч Чи́риков (13 декабря 1703, с. Лужное, Тульская область - 24 мая 1748, Москва) - русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (1725-1730 и 1733-1741). Морозным январским днем 1715 г. приехали в Москву двоюродные братья Алексей и Иван Чириковы. Вскоре принесли в Московскую адмиралтейскую канцелярию челобитную, в которой пожелали зачислить их в «школу математико и навигацких наук». После проверки знаний началась учеба, а через год способных учеников перевели в Морскую академию, что была открыта в городе на Неве. Алексей Чириков с головой окунулся в изучение астрономии и навигации, сферической тригонометрии и геодезии, «корабдеведения» и картографии. Весной 1721 г. состоялся первый выпуск учащихся Морской академии

Историческая справка

Многое в его жизни было впервые. Приняв необычного зверя за опасное чудовище, Баренц застрелил его. Это произошло 9 июля 1594 года. Рассмотрев поближе этого белого гиганта, было обнаружено почти полное сходство с обычным медведем.

Так Баренц открыл для себя полярного медведя, а на карту был нанесен Bear Island – Медвежий остров. Первое путешествие с целью открыть путь в Азию, хоть и было признано удачным, но закончилось на архипелаге Новая Земля. Причиной преждевременного возвращения домой стали скопления айсбергов, буквально перекрывших путь судну.

Вторая попытка была более масштабной: экспедиция состояла из 7 кораблей, включая «Меркурий». Залогом успеха мероприятия, в который верили организаторы похода, стала полная загрузка трюмов товаром для торговли в Китае.

Маршрут пролегал через остров Вайгач, где и состоялось очередное поражение кораблей экспедиции перед полярными льдами.

Вернувшись домой, Баренц, несмотря на свою уверенность в обязательном успехе этой задумки, встретил враждебное отношение со стороны правительства страны.

Третью и последнюю экспедицию финансировало уже не нидерландская власть, а иные, частные источники.

Хотя была назначена большая денежная награда от Нидерландов в случае победы первого открывателя северного пути в Азию. В мае 1596 года два корабля отправились в плавание на восток. По пути был открыт архипелаг Шпицберген, однако пришлось опять остановиться у Новой Земли из-за ранних льдов. В отряде начались разногласия, которые привели к разделению группы.

Проведя зиму 1597 года на острове, команда окончательно потеряла надежу на удачное плавание и, сколотив шлюпки из остатков корабля, предприняла попытку вернуться домой. Она оказалась успешной, однако 20 июля 1597 года Виллем Баренц скончался.

Значение для современности

Причина его смерти так и не установлена (хотя, скорее всего, их было несколько — цинга, переохлаждение и иные, возникающие в условиях недостаточного питания и отсутствия гигиены).

Для этого достаточно провести эксгумацию тела и сделать необходимые анализы, но могила Баренца не известна. Возможно, его просто похоронили, как моряка, опустив тело с привязанным ядром в море. В любом случае, к его путешествию можно отнестись двояко – несмотря на неудачность всех экспедиций, имя этого человека заслуживает глубокого уважения.

Он не смог дойти до Китая, но благодаря его упорству на сегодняшней карте мира нанесены Шпицберген (Норвегия) и Новая Земля (Россия).

Шпицберген был открыт и изучен самим Баренцем, а Новая Земля хоть и была уже известна, но Баренц составил первые подробные карты этого острова. Командой Баренца во время третьего путешествия для европейцев был открыт эффект Огненной Земли – оптическое полярное явление.

Его уникальность — в иллюзии восхода солнца, когда на самом деле оно еще находится за горизонтом. Этот эффект получил полное научное объяснение только в конце 20 века.

Признание заслуг Виллема Баренца перед мировой географией отражено в присвоении его имени северному морю, а число кораблей с именем Баренца слишком велико для подсчета. Он вошел в историю как первый европейский зимовщик в Арктике. Его опыт был использован в ставших уже в наше время постоянных станциях за Северным Полярным кругом.

Интересна и судьба последнего дома, построенного из частей корабля на Новой Земле. Сама стоянка экспедиции Баренца была обнаружена в 1871 году и благодаря холоду совсем не изменилась за прошедшие 274 года. В конце 1980 года были обнаружены и останки корабля.

Теперь большинство этих предметов и вещей находится в музеях Голландии и России.

Заключение

Многие путешественники известны нам с детства, по крайней мере, знакомы их имена. Но существуют люди, сделавшие для истории развития мореплавания, освоения и открытия новых земель ничуть не менее известных открывателей. Однако их имена упоминаются реже. К таким, безусловно, можно отнести Лейфа Эрикссона.

Витус Беринг. Биографии биографии

Сергей Епишкин

Командир капитана Витуса Беринга, на мой взгляд, самый известный российский штурман. Что касается количества связанных с ней научных, научно-популярных и художественных публикаций, ни один российский путешественник не может сравниться с ней. Название Беринга — это море, пролив, который разделяет Азию и Америку, а также десяток географических объектов.

Кажется, что что-то и биография мастера мастера должны быть хорошо известны. Но нет. В нем еще много секретов, требующих решения и объяснений.

Первая головоломка. Прибытие в Россию

Удивительно, что обстоятельства прибытия Беринга на российскую службу ненадежны.

Существуют две основные версии.

Первый, наиболее распространенный, определяемый во всех биографических работах. Беринг в конце школы в Амстердаме был вызван в 1703 году для служения Корнелиусу Креусу.

Второй, выраженный академиком Г. Миллером, — сам Беринг попросил работу и принял ее с учетом опыта поездки в Индию и Америку. Попробуем разобраться.

В них нет Беринга. Это правда, что история последнего списка расплывчата. Он хранился в архивах Министерства иностранных дел, а не имя Апраксина, Меньшикова, самого Петра, но иностранцы и некоторые россияне опускаются до нижних чинов. Но абсолютно точно, что в 1703 году Беринг не служил в ВМФ России. Не относится к Крии. Косвенным подтверждением этого является включение круизного круиза Беринга в 1713 году, поскольку приговор был известен заранее: смертная казнь и, следовательно, не будет привлекать к нему людей в суде.

Обвинения Милера нельзя считать само собой разумеющимися. Хотя он лично имел много контактов с Берингом, но написал свои воспоминания почти двадцать лет спустя, после экспедиции и совершил ошибки в хронологии. Никто кроме него не пишет о поездке молодого Витуса в Америку.

Скорее всего, когда он сотрудничал с архивами, Миллер видел документы, относящиеся к 1724 году о нахождении моряков, которые были в Америке, и о зарплате капитана-командира Беринга в 1732 году, бонус в 1000 рублей. Поэтому он сделал неправильные выводы.

В 1993 году полярный исследователь Д.И. Шпаро попросил посла Майкла Белла посла Канады в Нидерландах отправить фотографию здания военно-морской школы в Амстердаме в начале 18 века, если она будет сохранена.

Ответ был неожиданным: в Амстердаме в начале 18-го века такого учреждения не было. В Амстердаме Беринг точно не учился. И почему Дэну нужно учиться в Нидерландах?

Однако Беринг принял российскую службу в качестве офицера, то есть знал навигацию, навигация, военно-морскую артиллерию. Если бы я не учился в морской школе, все знания должны были быть получены при поездках и на военных кораблях.

Известно, что Беринг пришел к морю в 1695 году как молодой человек, четырнадцать лет, который сопровождал своего сводного брата Свенду.

Свенд, изучая теологию в Копенгагене преступления, находился в тюрьме и был приговорен к 15 годам ссылки в датской колонии Транкебар (юго-восточная Индия). Как грамотный человек преисполнен решимости отбывать наказание в качестве таможенного сборщика и руководителя на верфи. Все должностные лица обычно перевозятся на военный корабль, поэтому, вероятно, Беринг стал кабиной мальчика на военном корабле.

Обстоятельства других рейсов в Индийском океане неизвестны. Логично предположить, что он продолжил свою работу и учебу в датском флоте. Данные о работе Беринга на голландском китобойном промысле — необоснованное предположение, как это было в Амстердаме в 1703 году.

Дата начала службы Беринга может быть исправлена ​​ровно — 1704 года. Его тетя была идентифицирована из письма Беринга. Кроме того, историк флота В.Н. В 1764 году Берч получил сертификат от морской администрации в Беринг, где служба началась в 1704 году, а также сообщила, что она была принята по совету Креуса. Вот почему все они отчасти справедливы: Кройс не нанимал Беринга, но они дали рекомендацию, по которой они обосновались на русской службе в 1704 году.

Еще одна загадка. Обслуживание и отставка

Полностью неизвестный эпизод жизни Беринга — это ситуация в неволе. Это странно, потому что, по официальным данным, он не участвовал в бою.

В книге шведский историк Эрик Хорнборг «Воин Карл XII и битва за Финляндию в Великой Северной войне» — это линия: «Питер Лонгстром перебрался на юг Финляндии, узнал две успешные атаки в Хельсинки и Сиббо, затем работал на архипелаге много российских кораблей ». Следующее примечание: «Среди заключенных один из Лонгстрема был назван офицером российского флота датского рода Витусом Берингом, согласно которому человек по имени Беринг — это пролив.

Из-за перевода офицера из подземного справочника драконов Виганта вместе с 24 другими заключенными удалось сбежать осенью 1714 года, когда русские захватили Олофсборг. »

Известно, что в 1714 году Беринг перевез корабль «Жемчужина» в Гамбург и отвез его в Ревель. Как это может быть в неволе — это непонятно.

Но с ним не было никакой вины. Беринга не преследовали в судебном порядке, а в следующем году он получил повышение — капитан 4-го класса. Крупнейший эксперт по архивным документам TS. Федорова предполагает, что инцидент произошел, когда Берингу отправился в Выборг в качестве пассажира по семейным обстоятельствам.

Но разве корабль отпустит отпуск на уровне военных действий? Морские правила запрещают это категорически.

Все биографы из Беринга выясняют странные обстоятельства его увольнения в 1724 году.

Фактически, капитан 2-й степени, он командует одним из семи крупнейших кораблей «Лесное», который был лично построен Петром I, а в декабре 1723 года он был переведен в Колледж морской полиции. Из 255 военно-морских флотов, таких же и над Берингом, всего 23 человека.

Со временем это совпало с браком сестры сестры с вице-президентом Томасом Сандерсом в Выборге. Можно предположить, что Беринг решил начать семейный бизнес (война закончилась, его семья Piulce была богата, имела свой корабль), но эта идея не оправдана. Согласно Договору Нистад, город Выборг отправился в Россию, а Беринг подал заявку на получение паспорта на родину, то есть покинуть Россию.

Историк флота В.Н. Берх описал последовательность событий следующим образом. Аннулирование было подано четырьмя должностными лицами: Виллимом Гей, Матисом Фал-Кенберхом, Витусом Берингом и Марко Дубровиным. Все они жаловались на медленный прогресс. На заседании Адмиралского комитета его председатель, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин сообщил об этом Петру I. Апраксин предложил увеличить зарплату Дубровника и позволить другим уйти домой. Питер, я ничего не говорил об отставке. 23 февраля (по старому стилю) колледж решил выпустить паспорта и деньги для капитанов Гайи, Фалькенберга и Беринга.

Апраксин упомянул пациентов и отказался подписать решение. Он был подписан вице-президентом Колледжа, но он потребовал это от Апраксина. Он снова избегал этого, но обещал подтвердить паспорт. Только 10 марта Беринг получил паспорт и проездные документы.

Согласно первому пункту 85. «Правила моря» были приняты в апреле 1722 года, иностранец, который хочет покинуть страну, чтобы получить паспорт и «… чтобы паспорт для всех, более семи дней в стране, если это было вызвано какой-то законной причиной.

И в этом случае я должен сообщить в адмирал-колледж. »

Беринга, по паспорту и проездным деньгам, в отличие от закона и логики, никогда не уходил, но он продолжал жить в своем доме в Кронштадте. Кроме того, он снова появился во флоте и даже с увеличением.

5 августа 1724 года Петра подала Апраксину устное распоряжение о возвращении Беринга в команду первого ранга. Очевидно, Беринг не подавал официальных ходатайств, потому что Коллегиум попросил его спросить себя, хочет ли он служить? После положительного ответа флот был восстановлен. 10 августа был назначен класс капитана первого класса. Присяга была принята 4 октября.

Удивительно, но Петр в январе 1721 года инструктировал «офицеров иностранцев, которые были на службе у Королевского Высочества Военно-Морского Флота, и освобожден от службы и дал им абсурд, вы все еще не принимаете на работе».

Кажется невероятным, что беспризорный и законный Брайан Береда нарушил закон и не покидал Россию через семь дней. Еще более странно, что Петр, который был достаточно трудным, проигнорировал его постановление и поручил президенту адмиралского колледжа Апраксина снова взять Беринга через пять месяцев с подъемом. Конечно, вице-президент Сандерс мог быть относительно взаимосвязан, но он не оказал большого влияния на короля, поэтому мы должны искать более убедительную причину.

Будет ли король исключением? Ответ однозначен — да, я могу. Такой прецедент был в феврале 1724 года, именно во время требований Беринга.

Возможно, поэтому Петр I молчал на заседании комитета в связи с увольнением всей группы заслуженных офицеров.

Информацию, которая может быть выделена, можно найти в протоколах встречи адмиралтейских коллег 4 октября 1725 года. Это справедливо для случая Pornely English, который спросил российскую службу в ранге капитана 1-го ранга, хотя английский флот — просто мичман. Большинство голосов отклонило инициативу, потому что «… ВМФ России и министры не будут без оскорблений, таких как 2-й и 3-й ряды шкиперов, которые приобрели их на работе много лет, это будет показано наивящающе преступным актом, из которого вынуждены были применять негласное как нечто, что в прошлом — 1723 и 1734 гг., или среди морского управляющего трудовой жизнью, снова оставляя командиров от них, было большим ущербом и смущением, поэтому они были вынуждены перед первым попросить вину абхид, которые их получили, а именно капитаны «Грип», «Гэя», «Фалькенберга», «Беринга» и позже, хотя и были на службе и поощрялись, они не должны были быть приняты им и решили, что люди с повышенным рангом … ».

Теперь ясно, что Беринг злоупотребляет необоснованным с точки зрения назначения себя на старшие вакансии неизвестных новых офицеров, которые вошли на службу. Он не потребовал назад флота. Видимо, они сразу его позвали. Беринг сделал условие: увеличение ранга. Условие, которое должно быть принято, было рассмотрено в течение длительного времени. Он ждал ответа, поэтому он спокойно продолжал жить в Кронштадте из полиции.

Конечно, окончательное решение было принято лично Петром I. В этот период произошло что-то, что Берингов и Император изменили свои позиции и осознали интересы других.

На ум приходит мысль: Беринга не вернулась только на работу, но согласилась окончательно связать свою жизнь со своей новой родиной, став таким образом объектом Российской империи.

Эта гипотеза косвенно подтверждается. В январе и декабре 1731 года Беринг подал петицию от имени императрицы о распределении фермерских хозяйств. Эта привилегия была только русской знати. Официальные лица второй Камчатской экспедиции были первоначально спроектированы российскими добровольцами.

Позже, по инициативе Беринга, иностранные добровольцы вошли в свою командную структуру.

Третья головоломка. Портрет Беринга

Сегодня имя Беринга видно на картах, в названиях кораблей и коммерческих компаний. В Морском музее в Санкт-Петербурге есть портрет капитана-мастера, который указан во всех справочниках и энциклопедиях. Проблема в том, что этот портрет не имеет ничего общего с исключительным мореплавателем!

Рассказ с изображением Беринга требует объяснения. Мало кто знает, что было больше портретов.

В полицейском сундуре «Святой Георгий» — 4. Этапы. Указ был учрежден в 1769 году, что через несколько лет после смерти моряка. У Беринга не было никаких приказов. Но почему-то авторы основной работы поставили эту картину. Под фотографией написано: «из собрания Музея Петра Великого». Музей Петра Великого теперь является главным морским музеем в Санкт-Петербурге. Автор статьи работает в музее, прося о помощи в поиске миниатюры или, по крайней мере, упоминании.

Извините, ничего. Это правда, что в 30-м веке XX. На протяжении многих веков многие экспонаты были перенесены на другие склады или уничтожены только как «неисторические ценности». Учет тогда почти не выполнялся.

Секрет тайны был открыт документами Государственного архива ВМФ.

Т.С. Федорова удалось найти письмо в переписке морской службы, в которой предлагается приобрести медальон с портретом Беринга от его родственников в Москве за 50 рублей. Письмо содержало резолюцию, в которой сомневалась подлинность изображения. Вот и все. Но так или иначе, была миниатюра и хранилась в семье Беринга. Теперь понятно, почему она была помещена в «Историю русской армии и флота», хотя она вызывала сомнения.

Если медальон не Берингов, то кто? Сотрудники Hermitage SA

Что открыл Беринг?

Лэтин заключил: в миниатюре человек в форме старшего офицера инженерных подразделений в эпоху Павла I.

Известный портрет нынешнего капитана был обнаружен в 1945 году в Москве, великим внуком Э. Трегубова Беринга. Историк Х. Мезенцев был опубликован в «Трудах Географического общества Всесоюзного» с комментарием: «Ввиду нынешнего дефицита портрет Беринговских сравнений исключает возможность проверки подлинности изображения.

Нужно верить легендам, сохранившим потомкам Беринга, поскольку нет оснований дискредитировать его. «Но в 1965 году, крупнейший советский историк Михаил Белов, который относится к датскому ИСТ-корабль, сказал тот же портрет был передан потомком города Маслова-Беринга Берингово Хорсенс в 1941 году и в соответствии с рамой, хорошо стоит вашего факса.

Кроме того, по словам Белова, датчане основали фотографию — это не штурман Витус Йонассен Беринг, а мать его дяди — популярный датский поэт и историк Педерсен Витус Беринг.

Кстати, в честь знаменитого родственника его будущий моряк получил свое имя.

Аудит показал, что в 1941 году портрет не был перенесен в Хорсенс. В этих газетах портрет человека из семьи Беринга был фактически опубликован, но портрет был совершенно другим.

Потомок капитана-мастера Диодора Маслова-Беринга действительно представил образ знаменитых моряков, но в 1948 году. И этот образ был «фотографической копией портрета Беринга, который недавно был в Москве».

Круг закрыт. Итак, как выглядел Витус Беринг?

В 1991 году по инициативе московского клуба «Приключения» во главе с Дмитрием Шпаро на Командорских островах была организована российско-датская археологическая экспедиция.

В экспедиции ему удалось найти потерянное захоронение Витуса Беринга. Год спустя профессор В.Н. Звягин, используя метод реконструкции пластика, восстановил истинное лицо капитана капитана.

Не все считали, что им действительно удалось найти моряков. Участники экспедиции и эксперты попросили убедительных доказательств. Профессор Звягин опубликовал оригинальный метод сбора материала, необходимого для идентификации. По его просьбе автор статьи вместе с командующим командующим Э. Командиром Э.

Ю.. Завадская составляла генеалогию Беринга по мужским и женским линиям. Цель этой работы — собрать изображения потомков моряков: портреты, гравюры, литографии, фотографии. Когда мы построили генеалогическое древо, в нем было около 150 человек. Постепенно можно было получить необходимый иконографический (портретный) материал, который сразу же передали в Институт судебной медицины, профессор Звягин.

Основываясь на собранных данных, врачи врачей определили основные характеристики, типичные для семьи Берингов, и сравнили черепа с командами островов.

Оценка недвусмысленная — в 1991 году была найдена могила Витуса Беринга. Вероятность ошибки составляет 10 (минус пятнадцать), что практически равно нулю.

Работа над композицией родословной позволила ему ответить на вопрос о том, кто изображен на двух предыдущих портретах.

Дело в том, что в отношении числа подобных знаков оба показанных на них принадлежат к семейству Берингов. Что касается канонизированного портрета в 1945 году, выяснилось, что на нем появились датский поэт и историк Витус Педерсен Беринг.

Чтобы прояснить ситуацию и медальон. Миниатюра показывает человека из семьи Берингов, старшего инженера-строителя во времена Павла I, был награжден орденом «Святой Георгий» 4-й степени и получил посвященный Измаил. Списки кавалеров — это имя христианского Беринга. Архив для военно-морских материалов слегка: «уволен с работы инженера подполковника Кристиана Беринг 26 ноября 1789 года».

Кроме того, он говорит, что в 1801 году он участвовал в строительстве порта Реваль. Наконец, устанавливается последняя точка.

Через два с половиной века Витус Беринг буквально нашел свое лицо. В сентябре 1992 года на острове Беринга состоялся торжественный переулок для выдающегося штурмана и пяти его товарищей. Отныне их могила перестала быть неизвестной. Он стал ценным памятником выдающимся людям.

Четвертый секрет. Забыли логин?

Для купания в Америке Беринг привлек к участию в экспедиции в качестве живописца в Охотске, изгнанном корпусе Фридриха Плениснера.

Он действительно знал, как готовить и учить в Охотске, брате детей Беринга и Чирикова. Плениснер был в 1741 году с Берингом на одном корабле. Но ни один из его рисунков не сохранился. Они не были найдены в архивах флота и Академии наук.

В конце экспедиции Плениснер продолжил работу в Охотской и Анадырской тюрьмах, поднялся на звание полковника, подготовил доклад для Екатерины II об обследованиях на Чукотке.

В 1776 году он вернулся в Петербург, где умер три года спустя. Нет данных о оставшихся рисунках, которые у него есть.

Вопросы второй Камчатской экспедиции были окончательно завершены Свеном Вакселем, старшим офицером Берингова корабля.

После смерти многих документов Ваксель сменил своего сына Лоренца (Лоуренса), двенадцатилетнего мальчика, плывущего по берегам Америки с отцом и капитаном-капитаном. Лоуренс Савельевич Вакселл перешел к генерал-полку и умер в июле 1781 года в Архангельске, где он служил главным командиром порта. Среди предметов в общем листинге перечислены два документальных сундука и коллекция картин: портреты королей — 29, семья — 26 разных выгравированных портретов и изображений на стекле — 95 и 36 пейзажей.

Это обстоятельство заслуживает внимания. Персональные галереи в 18 веке. На протяжении веков только большие дворяне или богатые люди имели хороший доход. Ни одна из вышеупомянутых категорий Vauxhall не может быть отнесена. Вероятно, вся коллекция не куплена.

Тогда, откуда он? Мы выдвинем предложение: возможно, это работа Плениснера и в кузнице — документы второй Камчатской экспедиции.

Документы, связанные с Берингом, были не все в архивах. Историк В.

Н. Берх предупредил, что она была сестрой моряка, который был женат на отставке капитана II. Класс AA Shaten сохранил много материалов о своем великолепном предке.

Жила в Белгороде. У Берха не было времени познакомиться с ними, но после ряда войн и революций почти ничего не осталось.

Вернитесь к изображениям и лотку для бумаги. После смерти Лаврентия Ваксела, его брата Василия, он написал губернатору Ярославля Мельгунову: что делать с бумагой?

(Архангельск тогда был членом Ярославской губернии). К сожалению, Ярославскому архиву не удалось найти ответ на письмо.

Галерея и документы Лаврентия Вакселя не были найдены. Но надежда на успех осталась. Волки жили в Солбхоле, поэтому они не трогали архангельские пожары. У них была собственность в вологодской области.

В Вологде, в конце своей жизни, Василий, который активно участвовал в наследственном деле, перебрал своего брата. Поэтому география поиска должна быть дополнительно расширена: след необходимых документов может быть не только на центральных полигонах, но и в архивах Архангела, Ярославля, Вологды и Великого Устюга. Последнее место кажется особенно интересным. Во время более короткого существования Северо-Двинской губернии Великий Устюг принес много документов, которые оставались размонтированными.

Очевидно, что будущее поколение морских историков все еще ждет большой работы. Перед ними интересный поиск и потрясающие находки. Мы желаем им удачи как можно скорее сделать свой успех общественным достоянием.

Витус Беринг. Реконструированное изображение


4 июня 1741 года Авачинскую бухту на Камчатке покинули два небольших корабля под Андреевским флагом. Они взяли курс на юго-восток. Это событие явилось началом Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Со времени отъезда из Санкт-Петербурга минуло уже более восьми лет. Такой немалый срок ушел на подготовительные и организационные работы, получение необходимых ресурсов и материалов и, самое главное, на затяжную упорную борьбу с местным бюрократическим аппаратом, не привыкшим к столичному присмотру. Курс, которым двигались экспедиционные пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», был выбран заранее, после долгих дискуссий и споров. Согласно имеющимся в распоряжении прикомандированного к экспедиции профессора астрономии Людовика де ла Кроера картам именно на юго-восточном направлении следовало искать таинственную и обширную землю Хуана де Гамы. Ее довольно часто изображали в своих работах картографы XVIII века. Никто из принимавших участие в совещаниях перед отплытием еще не знал, что представленная профессором карта ошибочна, и указанная на ней земля не более чем миф. Это заблуждение сыграло определенную роль в судьбе экспедиции, но всё еще было впереди.

Замыслы императора
Петр I был натурой деятельной и энергичной. На протяжении всего его царствования России в полной мере пришлось вкусить плоды его трудов и принятых решений. Были проекты и замыслы, вовремя задуманные и осуществленные. Имелись те, к осуществлению которых у императора, скончавшегося отнюдь не в старом возрасте, руки не дошли. Император был увлечен идеей вывести свою страну из провинциального захолустья, достичь богатых и экзотических стран, чтобы наладить с ними торговлю. Для осуществления этих монарших чаяний требовались не только острые солдатские штыки и орудия линейных кораблей и фрегатов. Нужна была подробная информация о далеких землях и территориях и разыскание путей, как до них добраться. Еще в 1713 г. сподвижник царя, бывший долгое время морским агентом в Лондоне, Федор Салтыков представил идею построить суда в устье Енисея, для того чтобы обойти Сибирь по побережью и отыскать острова и земли, которые можно было освоить, или установить торговые отношения с Китаем.

Однако только в 1724 г., уже под конец своего царствования, Петр Алексеевич, наконец, приступил к осуществлению подобного проекта, то есть к исследованию пути через «Ледовитое море» в Индию и Китай. Государь считал, что на этом поприще русские могут добиться больших успехов и в итоге получить более короткий путь к источникам дорогих колониальных товаров. В декабре 1724 года Петр подписывает указ об организации географической экспедиции с широкими задачами. Она должна была окончательно выяснить местоположение пролива между Азией и Америкой, изучить дальневосточные берега России и в первую очередь Камчатку. Для этой цели предписывалось изготовить на месте два судна, на которых и планировалось осуществить морские походы.

Командование экспедицией было поручено датчанину Витусу Ионассену Берингу, который уже 21 год находился на русской службе. Выбор этот не был случайным, да и случайного человека щепетильный в кадровых вопросах император не поставил бы на столь ответственный пост. Беринг родился в 1681 г. в Копенгагене и на момент своего назначения был опытным и грамотным офицером - ему шел уже 44 год. Окончив в 1703 г. кадетский корпус в Амстердаме, он в том же году отправился в Россию, которая остро нуждалась в квалифицированных и обученных морских кадрах. Большую роль в принятии такого решения сыграла встреча Беринга с адмиралом Корнелием Крюйсом, который по поручению царя занимался кадровыми вопросами в Европе. К этому времени Беринг уже имел за плечами плавание в Ост-Индию.

Молодой моряк был без проволочек принят на русскую службу в чине подпоручика. Участвовал в событиях Северной войны, а в 1710-м переведен на Азовский флот, где уже в чине капитан-лейтенанта командовал шнявой «Мункер». После неудачного Прутского похода и окончания русско-турецкой войны Беринг вновь оказался на Балтике, где продолжалась борьба с все еще сильной Швецией. Датчанин служил исправно и уверенно продвигался по служебной лестнице: в 1719 г. он командует кораблем «Селафаил», который совершил нелегкое плавание из Архангельска в Кронштадт, позже, в 1720 г., - кораблями «Мальбург» и «Лесное». Последний являлся на тот момент одним из самых крупных кораблей Балтийского флота, был вооружен 90 орудиями. В том же году Беринг получил звание капитана 2-го ранга. В 1724 году, на момент принятия решения об организации Камчатской экспедиции, он был уже капитан-командором.

Первая Камчатская экспедиция


Территории, где предстояло работать экспедиции, были тогда малоизученными, и их расположение на картах начала XVIII века было весьма приблизительным. По одной из версий, Петр I имел в своем распоряжении карту «Камчадалии», составленную в 1722 г. нюрнбергским картографом И. Б. Хоманом. На этом документе рядом с Камчаткой был изображен довольно большой массив суши, обозначенный как «Земля Хуана де Гамы». В обязанности Беринга, кроме всего прочего, входило определить точное расположение этой земли и выяснить, соединяется ли она с Северной Америкой.

Первоначально состав экспедиции насчитывал 37 человек. 24 января 1725 г., в последние дни правления Петра I, она покинула Санкт-Петербург и направилась через Сибирь в Охотск. Впоследствии личный состав экспедиции расширился и временами доходил до 400 человек, включая солдат, матросов и мастеровых. Путь этот в тогдашних условиях - пешком, на лошадях и на речных судах - занял почти два года. Длинная дорога была полна трудностей. Личный состав страдал от морозов, приходилось голодать - были случаи смерти и дезертирства. На последнем этапе пути до Охотска протяженностью в 500 км крупногабаритные грузы везли на нартах, в которые в качестве тягловой силы впрягались люди.

6 октября 1726 г. с передовым отрядом Беринг прибыл в Охотск, где ему пришлось дожидаться весь остальной состав экспедиции, разделенный на партии. В январе 1727 г. в этот населенный пункт прибыла последняя из них, возглавляемая Мартыном Шпанбергом, тоже датчанином на русской службе, как и сам Беринг. Места для размещения личного состава и имущества не было, поэтому путешественникам пришлось обустраиваться в Охотске самостоятельно, построив и оборудовав себе жилища собственноручно, чтобы прожить в них до окончания зимы 1726-1727 гг.

В нелегком деле Берингу помогали его соратники, среди которых выделялись своими способностями и усердием лейтенанты Алексей Ильич Чириков и Мартын (Мартин) Петрович Шпанберг. Чириков был молодым человеком, родившимся в 1703 г. в дворянской семье Тульской губернии. Юноша проявил талант к наукам и в 1715 г. стал выпускником Московской навигацкой школы, а в 1721 году - Петербургской Морской академии. Уже на следующий год после ее окончания Чириков был возращен в Академию в качестве преподавателя. Его острый ум и способности во многом повлияли на назначение его в помощники к Берингу. Лейтенант Шпанберг, поступивший на русскую службу относительно недавно, в 1720 году, успел зарекомендовать себя как опытный моряк, к тому же он лично знал Беринга.

За время долгого пути через Сибирь Алексей Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выяснить истинную широтную протяженность Сибири. Дождавшись весны, экспедиция выдвинулась из Охотска дальше. В начале осени 1727 г. на двух речных судах добралась до Большерецка, а оттуда людей и грузы на лодках и собачьих упряжках переправили в устье реки Камчатка, где с 1713 г. был расположен Нижнекамчатский острог. Ездовые собаки были мобилизованы - зачастую принудительно - у местного населения.

Тут весной 1728 г. и началось строительство экспедиционного судна. К лету этого же года был готов бот «Святой Гавриил», на котором 14 июля Беринг вышел в море. Бот двигался на север вдоль побережья Камчатки, параллельно плаванью велась съемка береговой черты. В результате более 600 км ранее практически не изученного побережья было нанесено на карту. Совершены открытия полуостровов Камчатский и Озерный. Достигнув южного побережья Чукотки, совершив 31 августа открытие залива Креста, бухты Провидения и острова Святого Лаврентия, Беринг не стал высаживаться на острове и не подходил близко к побережью, а продолжил движение на северо-восток.

«Святой Гавриил» встретил на своем пути сильные ветры, чередующиеся с туманной погодой, и в следующий раз земля была замечена с борта только 12 августа. На следующий день Беринг, не видя больше берега, решил созвать совещание. Собрав у себя в каюте Алексея Чирикова и Мартына Шпанберга, он предложил им высказать мнение по следующим вопросам: следует ли считать полностью доказанным факт существования пролива между Азией и Америкой? И есть ли необходимость в таком случае двигаться к устью Колымы, как было указано в одном из многочисленных пунктов инструкции для экспедиции? Чириков предложил подойти к побережью и продолжить двигаться на северо-восток, пока не будет достигнуто устье Колымы или полоса льдов. Если погода будет неблагоприятной и сопровождаемой противными ветрами, то не позднее 25 августа повернуть обратно и зазимовать на земле, противоположной Чукотке, богатой лесом, о которой было известно от чукчей. То есть имелась в виду Аляска. Шпанберг придерживался острожной позиции, предлагая идти на северо-восток до 16 августа, а затем уйти зимовать на Камчатку. В итоге Беринг принял решение двигаться на север для дальнейшего прояснения обстановки.

Днем 14 августа, когда видимость стала более-менее приемлемой, со «Святого Гавриила» далеко на западе была замечена земля с высокими горами, скорее всего, это был мыс Дежнева. Витус Беринг и его спутники тогда еще не знали, что почти за 80 лет до них через этот пролив прошли русские казаки под руководством Семена Дежнева, и географическое место это было фактически открыто вторично. Выйдя в море, позже названное Чукотским, путешественники произвели многочисленные замеры глубин и другие наблюдения. Однако для арктических плаваний время было уже довольно позднее, и Беринг отдал приказ возвращаться. Через две недели «Святой Гавриил» вернулся в Нижнекамчатский острог, или Нижнекамчатск, где экспедиция осталась на зимовку 1728-1729 гг.

Летом 1729 г. Берингом была сделана попытка достигнуть американского берега. «Святой Гавриил» покинул место стоянки 5 июня, однако через три дня, пройдя более 100 миль на восток и встретив на пути сильный ветер, вынужден был повернуть обратно. Обогнув Камчатку с юга, открыв Авачинскую губу и Камчатский залив, 24 июля 1729 года бот прибыл в Охотск. За время этого похода члены экспедиции описали большую часть восточного и некоторую часть западного побережья Камчатки. Если брать в расчет подобные работы, проведенные в предыдущем, 1728 году, то общая протяженность береговой линии, исследованной Берингом и его спутниками, достигала почти 3,5 тыс. км. Из Охотска Беринг выехал в Санкт-Петербург с отчетами экспедиции и рапортами. Столицы он достиг спустя 7 месяцев.

Инструкции Сената и подготовка Второй Камчатской экспедиции

За время пятилетнего отсутствия Беринга в России произошли перемены. На престоле теперь восседала императрица Анна Иоанновна, чьи помыслы были далеки от проектов ее великого дяди. По итогам своих плаваний Витус Беринг и Алексей Чириков создали подробную карту, которая еще долгое время была в употреблении. Свое восхищение проделанной картографической работой высказывал впоследствии даже такой известный английский мореплаватель, как Джеймс Кук. Разумеется, на сделанной карте были неточности: Камчатка была несколько короче своего оригинала, не совсем верны очертания Чукотки - однако это был первый документ, известный в Европе, где были изображены доселе совершенно не изведанные земли.

Спустя два месяца пребывания в Петербурге, разобравшись в новых столичных реалиях, Витус Беринг в конце апреля 1730 года подает в Адмиралтейств-коллегию докладные записки. В первом документе, названном «Предложение», датчанин аргументировано доказывал очевидную близость Америки от полуострова Камчатки и необходимость налаживания торгово-экономических отношений с тамошним населением. Поскольку путешествие на Дальний Восток и обратно через Сибирь произвело на Беринга сильное впечатление, в том же «Предложении» он высказывался за более интенсивное освоение этого края - по его мнению, тут можно и нужно было добывать железную руду, поваренную соль и сеять хлеб. Во второй записке, переданной в Адмиралтейств-коллегию, была высказана необходимость дальнейшего исследования побережья Азии, перспективной отправки кораблей к устью Амура и Японским островам. Кроме того, Беринг настаивал на организации специальной экспедиции к побережью Америки с изучением вопроса основания колоний и торговых факторий. Капитан-командор изъявлял желание вновь отправиться на Дальний Восток и принять личное участие в новой экспедиции.

Дела в царствование Анны Иоанновны решались не столь динамично, как раньше, и до Сената докладные записки из Адмиралтейств-коллегии добрались лишь к концу 1730 года. Тем не менее документы, представленные Берингом, не стали добычей пыльных сундуков и долгих ящиков. Рассмотрев отчеты и рапорты, российская Академия наук признала, что Камчатская экспедиция, несмотря на достигнутые успехи, добилась не всех поставленных задач, и исследование Камчатки и в перспективе побережья Америки следует продолжить. Кроме того, следовало произвести плавание по Ледовитому океану с целью изучения возможности проложить в Камчатское море более удобный путь, нежели по суше. Фактически это были идеи создания Северного морского пути, воплощение которых стало возможным лишь много позже.

Проекты Беринга, дополненные учеными Академии наук, рисковали утонуть в гораздо более опасном море, нежели Камчатское, - в море сенатской и придворной бюрократии. Однако у них нашелся деятельный союзник - обер-секретарь Сената Иван Кириллович Кирилов. Он был выдающимся человеком своего времени: государственный деятель, ученый, сподвижник Петра I, Кирилов считается одним из основоположников российской академической географии. Картограф, историк и правовед, он был настойчивым сторонником налаживания взаимовыгодной торговли России с Востоком. В своей сопроводительной записке к материалам Беринга Кирилов перечислил многочисленные выгоды, которые могла бы получить Россия от организации новой экспедиции на Дальний Восток. Следует заметить, что именно тогда была высказана мысль об организации кругосветной экспедиции из Кронштадта к берегам Камчатки. Осуществлен этот замысел был только через семьдесят лет Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским на шлюпах «Нева» и «Надежда».

Преодолев все бюрократические проволочки, в апреле 1732 г. последовал высочайший указ об организации и снаряжении Второй Камчатской экспедиции, руководство которой вновь возлагалось на Витуса Беринга. Она должна была состояться в рамках еще более масштабного проекта, получившего в истории название Великой Северной экспедиции. Основные ее задачи и цели были сформулированы обер-секретарем Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Федоровичем Головиным. Предполагалось произвести обширные и комплексные исследования северных земель, Сибири и Дальнего Востока.

Для осуществления этого замысла планировалось снарядить 8 исследовательских отрядов, каждый из которых имел бы свою собственную задачу и регион исследования и действовал независимо от других. Отряд Беринга должен был пересечь Сибирь, достигнуть Камчатки и приступить к исследованию берегов Америки. Кроме того, необходимо было выяснить факт существования так называемой «Земли Хуана де Гамы», все еще волновавшей умы многих ученых. В помощь Берингу дали уже проверенного его товарища по путешествиям Алексея Чирикова, получившего к тому времени уже звание капитан-лейтенанта. Еще один соратник капитан-командора датчанин Мартын Шпанберг получил теперь самостоятельное задание: нанести подробно на карту малоизученные Курильские острова и далее плыть к берегам Японии.

Работу Великой северной экспедиции рассчитывали закончить через 6 лет, на снаряжение входящих в нее отрядов выделили значительную сумму - 360 тыс. рублей. Российская академия наук командировала большую группу ученых, которая стала Академическим отрядом Великой Северной экспедиции.

Второй раз через Сибирь на Дальний Восток

В начале 1734 г. Витус Беринг и его люди сосредоточились в Тобольске. Отсюда ими было отправлено несколько геодезических партий для изучения северных земель. Фактически именно на Беринга была возложена задача координации действий отдельных отрядов Северной экспедиции. В конце октября того же года Беринг прибыл в Якутск, где ему пришлось провести три года. Это не было пустое и бесполезное времяпровождение - усилиями капитан-командора и его соратников организовано строительство железноделательного завода, канатной мастерской для изготовления такелажа для будущих судов экспедиции. Было заготовлено и отправлено в Охотск необходимое снаряжение и продовольствие.

Тем не менее капитан-командор покинул город и отправился в Охотск только после того, как убедился, что его люди обеспечены продовольствием в должном объеме. В Охотске пришлось вновь столкнуться с «всемерным содействием» местных властей. С комендантом города у Беринга были откровенно плохие отношения. «Всевидящее око» Адмиралтейств-коллегии, которое почему-то считало себя таковым только из-за щедрого потока доносов, приходивших из Сибири, раздраженно подгоняло капитан-командора, открыто упрекая того в нерасторопности, указывая на то, что корабли должны были быть уже построены, а паруса сшиты, и надобно не рапорты писать, а поскорее отправляться в плавание. Высоким столичным чинам было невдомек, что трудности, с которыми столкнулся Беринг, были вызваны вовсе не его медлительностью, а местные условия по сложности сродни крепости арктических льдов и почти так же неодолимы.


Пакетбот «Святой Петр» (рисунок, XIX век)


Тем временем в Охотске под руководством корабельных мастеров Макара Ругачёва и Андрея Ивановича Кузьмина подходило к концу строительство двух экспедиционных судов - пакетботов «Святой Петр» и «Святой Павел». Эти двухмачтовые корабли имели водоизмещение около 200 тонн и вооружены были 14 орудиями. В начале июля 1740 г. пакетботы были спущены на воду, и началось их оснащение для будущего плавания. В сентябре того же года Витус Беринг отплыл из Охотска на Камчатку, где на восточном берегу была открыта удобная бухта, получившая наименование Петропавловской. Тут оба корабля и их команды зазимовали. Весной 1741 г. развернулись окончательные приготовления.

К берегам Америки

За несколько недель до предполагаемого отплытия состоялось совещание офицеров и штурманов, на котором вырабатывался маршрут движения. Основываясь на неточной карте, имеющейся у профессора де ла Кроера, с обозначенной на ней пресловутой «Землей Хуана де Гамы», они постановили идти курсом на юго-восток - для ее открытия и дальнейшего изучения. Это решение было зафиксировано письменным протоколом.

4 июня 1741 г. из Авачинской бухты вышли флагманский «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел», командиром которого являлся Алексей Чириков. Почти две недели корабли продвигались на юго-восток, пытаясь обнаружить то, чего нет. Наконец, когда все возможные расчеты и обманутые ожидания показали, что никакой земли в этом районе нет, Беринг приказал изменить курс на северо-восток. Экспедиция только зря потеряла время и припасы. 20 июня море окутал густой туман, в котором «Святой Петр» и «Святой Павел» потеряли друг друга. Три дня Беринг потратил на поиски Чирикова, пройдя на юг около 200 миль. Но все было напрасно. Дальше корабли следовали к берегам Америки самостоятельно.

17 июля 1741 года с борта «Святого Петра» была, наконец, замечена земля с заснеженными горами. Впоследствии самая высокая из них была названа горой Святого Ильи. Участники экспедиции поздравляли Беринга с долгожданным открытием, однако он не проявлял радости, а по наблюдениям окружающих, был угрюм и неразговорчив. Уже тогда у шестидесятилетнего капитан-командора проявилось недомогание.

«Святой Петр» направился вдоль побережья на запад, и через три дня был открыт остров Каяк у 60 градусов северной широты. Чуть северней была замечена удобная бухта, которой воспользовались для пополнения с берега пресной воды. Уже будучи больным, сам Беринг на американскую землю не высаживался. На берегу были обнаружены следы проживания людей: жилища, утварь и очаги. Вероятно, местные жители бежали, завидев невиданную для них конструкцию - парусный корабль.

21 июля корабль продолжил путь на запад - погода была дождливой и пасмурной. Почти треть команды страдала от цинги, сам Беринг не вставал с кровати. 2 августа был открыт остров Туманный (впоследствии остров Чирикова). 10 августа, когда больных на борту уже было много, Беринг принял решение возвращаться на Камчатку. У юго-западной оконечности Аляски 29 августа были обнаружены безлесые и пустынные острова, на которых спустя пару дней был похоронен матрос, первым скончавшийся от цинги. Впоследствии эта болезнь еще соберет свой урожай. В этом месте «Святой Петр» простоял около недели, тут же состоялся и первый контакт с аборигенами.

6 сентября пакетбот вышел в море и следовал курсом на запад. Временами на горизонте показывалась гористая земля - Алеутские острова. Не хватало провизии. Больных становилось все больше, что затрудняло управление кораблем. Зачастую моряков на вахты у штурвала отводили под руки их более здоровые товарищи. Не имея карт района, в котором находились, офицеры пакетбота вели его исключительно по звездам. Штормовое море отогнало «Святого Петра» к северу.

4 ноября показалась земля с покрытыми снегом горами. Экипаж ошибочно принял ее за Камчатку, однако это был остров. Не обнаружив подходящей для стоянки гавани, «Святой Петр» встал на якорь вблизи берега. Это сыграло фатальную роль в его судьбе. Дважды рвались якорные канаты, и в конце концов волны и ветер посадили корабль на камни.

Смерть Беринга, зимовка и окончание экспедиции

Поняв, что корабль уже не пригоден к дальнейшему плаванию, экипаж, как только позволила погода, начал высадку на берег. Это было 8 ноября. Вскоре выяснилось, что обнаруженная земля вовсе не Камчатка, а остров, берега которого были усеяны плавником. На берегу вырыли шесть прямоугольных ям, которые накрыли парусиной, - они стали жилищами путешественников на ближайшие месяцы. С корабля были выгружены все возможные запасы и снаряжение. Самого Беринга, уже тяжело больного, перевезли на носилках. Из экипажа в 75 человек вскоре после высадки на остров от цинги скончались 20. Из оставшихся не больше десятка могли стоять на ногах. Обессиленный, капитан-командор Витус Беринг пролежал в землянке почти месяц. По его просьбе его полузасыпали песком - больной говорил, что ему так теплее. 6 декабря 1741 г. отважного первопроходца не стало.


Крест на могиле Беринга на острове Беринга (Командорские острова)


Беринг был похоронен в земле острова, названного впоследствии его именем. А все острова архипелага получили название Командорские. Командование экипажем принял на себя старший офицер Свен Ваксель, швед по национальности. Вместе с ним все тяготы зимовки переживал и его десятилетний сын, взятый в плавание. Впоследствии Лаврентий Ваксель стал офицером русского флота. К середине зимы в живых осталось только 45 членов экипажа. К счастью, остров оказался набит топливом, на нем водилось множество песцов, а у берегов - вымершие к нынешнему времени морские млекопитающие, которых называли морскими коровами.

Полуразрушенный зимними штормами «Святой Петр» разобрали и из его компонентов начали строить небольшое судно для эвакуации. Поскольку оба корабельных плотника к этому времени умерли, при постройке возникли трудности, поскольку никто из офицеров и штурманов не являлся корабельным мастером. Положение спас красноярский казак Савва Стародубцев, который принимал участие в строительстве пакетботов в Охотске. С его помощью и удалось построить небольшое судно, названное также «Святым Петром». Впоследствии по рапорту Вакселя за эти заслуги Стародубцев был удостоен дворянства. 9 августа 1742 г. нового «Святого Петра» спустили на воду. 13 августа путешественники покинули приютивший их остров и 29 числа этого же месяца благополучно достигли Петропавловского острога на Камчатке.

Плавание пакетбота «Святой Павел» оказалось более коротким и закончилось благополучно. Потеряв из виду своего флагмана, Алексей Чириков в ночь с 14 на 15 июля заметил землю, оказавшуюся группой островов. Высадившиеся на берег 11, а потом еще 4 человека пропали без вести вместе с лодками, что сделало трудноосуществимой задачу пополнения пресной водой, и 25 июля было принято решение возвращаться на Камчатку. Пройдя вдоль Алеутских островов, 10 октября 1741 года «Святой Павел» вернулся в Петропавловск.

Реальное изображение Витуса Беринга

Долгое время точное место захоронение Витуса Беринга оставалась неизвестным. В 1991 году, когда исполнилось 250 лет плаванию Беринга и Чирикова к берегам Америки, клуб «Приключение» во главе с известным журналистом и исследователем Дмитрием Шпаро вместе с Институтом Археологии СССР и при поддержке других, в том числе и датских организаций, осуществили экспедицию на остров Беринга. В результате проведенных раскопок была найдена могила капитан-командора, его останки извлечены и переправлены в Москву для экспертизы. Впоследствии они были возвращены и перезахоронены на острове Беринга. В результате проведенных исследований удалось восстановить подлинный облик прославленного первопроходца. Известное изображение якобы Витуса Беринга на самом деле принадлежит его родному дяде, датскому придворному поэту XVII века. Подлинный облик капитан-командора был восстановлен.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга.

Вынужденная зимовка была организована на острове, который впоследствии был назван в честь великого мореплавателя. Здесь он и нашел свой последний приют 8 декабря 1741 года.

Что мы узнали?

При изучении темы «Витус Беринг» мы познакомились с годами жизни мореплавателя, его краткой биографией. Мы узнали, что открыл Витус Беринг, и какую роль сыграли его открытия в дальнейшем покорении северных земель.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 194.

Витус Ионассен Беринг (рожд. 12 августа 1681 г. – смерть 8 (19) декабря 1741 г.) – мореплаватель-датчанин, капитан-командор российского флота (1730 г.) Был руководителем 1-й и 2-й (1725-30 г. и 1732-41 гг.) Камчатской экспедиции. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, дошел до Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга был назван пролив между Евразией и Северной Америкой, остров в группе Командорских островов (названных также в его честь) и море на севере Тихого океана. 1741 год, декабрь – на обратном пути во время зимовки Беринг умер на острове (впоследствии назван его именем), расположенном к востоку от Камчатки.

Служба на голландском и российском флотах

Родился он в приморском городке Хорсенс в Ютландии в 1681 году. До переезда в Россию, в юности Беринг дважды ходил в Ост-Индию на голландских кораблях. 1703 год – в Амстердаме закончил морской кадетский корпус и был принят на службу в русский флот лейтенантом. 1710 год – капитан-лейтенантом был переведен на Азовский флот и принимал участие в Прутском походе (1711 г.) В 1712-1723 гг., повышаясь в чинах и командуя различными кораблями, служил на Балтике. 1724 год, 26 февраля – ушел в отставку. А спустя 5 месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Прошение было удовлетворено, и в чине капитана 1-го ранга, то есть с повышением, Беринг вернулся во флот.

Причины экспедиций

Но не службой на Балтийском и Азовском морях и боевыми заслугами смог прославиться Витус Беринг. Слава к нем пришла после двух крупнейших морских научных экспедиций в Тихом и Ледовитом океанах, последнюю из которых справедливо называют Великой. Командовать первой Беринг вызвался сам, в надежде дослужиться до звания контр-адмирала и обеспечить семью и свою старость.

Петр I, имея далеко идущие планы, решил выяснить, существует ли проход между Евразией и Америкой (о плавании Семена Дежнева двор не знал). В случае его обнаружения в планах было начать плавания Северным морским путем к восточным берегам России, в Китай и Индию.

Первая камчатская экспедиция

Витус Беринг приступил к выполнению царского приказа. Две недели спустя – 25 января 1725 г. – первые участники экспедиции были отправлены из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), и команда общим числом около 100 человек.

Дорога выдалась трудной и сложной. Добираться довелось разными способами: телегами, на санях с собаками, речными судами. По прибытии в 1727 г. в Охотск, начали постройку кораблей для выполнения главных задач экспедиции. На этих судах Беринг дошел до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске отстроили военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватели отправились дальше. Судно прошло через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за плохой погоды морякам не удалось увидеть берега американского континента.

Цель экспедиции частично была выполнена. Но, вернувшись в 1730 г. в Санкт-Петербург, Витус подавая отчет о проделанной работе, составил проект следующей экспедиции. В большинстве своем первые лица государства и академики не понимали, как и сам мореплаватель, что он открыл. Но основное было доказано – Азия и Америка не соединяются. А Витус Беринг получил звание капитан-коммандора.

Вторая камчатская экспедиция

По возвращении путешественника к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Следовало отстаивать свою честь и оправдать оказанное ему высочайшее доверие. Итак, была назначена вторая экспедиция, под командованием Беринга. Согласно биографии, написанной современниками мореплавателя, говорится, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, неким Шестаковым был открыт и пролив, и даже Курильские острова. Вот только все эти открытия не имели документальных подтверждений. А Беринг был образован, мог структурировать и анализировать полученный результат и хорошо составлял карты.

Перед второй экспедицией стояли следующие задачи: исследовать море от Камчатки до Японии и устья Амура, нанести на карту весь северный берег Сибири, достичь американского побережья и наладить торговлю с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что уже царствовала , Россия еще была верна петровским заветам. Потому проектом заинтересовалось Адмиралтейство. Указ о второй экспедиции был издан в 1732 г. Добравшись до Охотска, в 1740 году мореплаватель строит два пакетбота – «Святой Петр» и «Святой Павел». «Святого Петра» взял под свое командование сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» командовал Чириков. На них экспедиция вышла к побережью Камчатки, обогнули южную ее оконечность и вышли в Авачинскую бухту. Здесь остановились на зимовку и основали город-порт Петропавловск, названный так в честь обоих кораблей.

1741 год, 5 июня – плавание продолжилось. Суда шли вместе примерно три недели, а после потеряли друг друга из виду. Наконец, оба они достигли американского берега. Первым был «Святой Павел».

«Святой Петр» смог достичь берегов Америки на день позже, 17 июля 1741 года на северной широте 58°14?. Никого из европейцев там еще не было. Моряки увидали горные хребты со снежными вершинами. Самую высокую назвали горой Святого Ильи. Дальше двинулись вдоль побережья до о. Каяк.

Отсюда началось обратное плавание, которое завершилось трагически. Экипаж был измотан цингой, штормами и туманами. Первым скончался матрос Шумагин, в его честь были названы близлежащие вновь открытые острова. Силы моряков таяли. Заболел сам 60-ти летний капитан-командор.

Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске-Камчатском 1740 год

Смерть

В конце концов показался берег, который был принят за Камчатский. Там «Святой Петр» потерпел крушение. Оказалось, что это необитаемый остров из группы, названной в последствии в честь командора Беринга Командорскими островами. Там пришлось зазимовать. 19 человек умерло. Одним из первых 8 декабря 1741 года умер и Витус Беринг, завершив свой 38-и летний послужной список на благо России открытием и обследованием побережий Аляски и крайней северо-восточной оконечности Азии, никогда до того не виденных европейцами. Оставшиеся в живых летом следующего года разобрали корабль и построили небольшое судно, на котором в августе 1742 года смогли добраться до Камчатки.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов – 1741 год

Наследие

Заслуги капитан-командора не скоро смогли получить признание. Лишь в 1778 году по предложению , завершившего работы командора на побережье Северо-Восточной Азии, пролив между мысом Дежнева и Аляской был назван Беринговым, а находящееся южней краевое море Тихого океана – Беринговым морем. Судовые же журналы Беринга вышли в печати лишь в 1922 году в Нью-Йорке (материалы экспедиции считались секретными).

И сейчас не утихают ожесточенные споры по оценке действий Беринга в обеих экспедициях. Многие из ученых считают открытие (вторично после Дежнева) Берингова пролива и берегов Америки, прилегающих к Азии, заслугой Чирикова. Командора обвиняют в излишней осторожности и расчетливости. Но какими бы ни были ошибки начальника экспедиции, действительными или мнимыми, он был, есть и будет одной из самых значительных фигур во всей истории географических открытий.