Древняя индия как природно климатические. Природно-климатические условия в древней индии

Природные условия

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.

На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится.

Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Источники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Периодизация истории.

Историю Древней Индии можно разделить на следующие периоды:

1. Древнейшая (Индская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.) - возникновение первых городов, образование ранних государств в долине реки Инд.

2. Ведийский период, названный так по созданной в это время священной литературе Вед (конец II тыс. - VII в. до н.э.):

1) ранневедийский (XII-X вв. до н.э.) - расселение индоевропейских племен ариев в Северной Индии;

2) поздневедийский (IX-VII вв. до н.э.) - образование первых государств в долине Ганга.

3. Буддийский период (VI-III в. до н.э.) - время возникновения и распространения буддизма. Для этого периода характерно бурное развитие городов, появление крупных государств, создание общеиндийской державы Маурьев.

4. Классическая эпоха (II в. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет экономики и культуры, становление кастового строя.


Географический ареал Древней Индии - это весь Индостан, т.е. территория современных государств - Республики Индия, Пакистана, Непала, Бангладеш и Шри-Ланки. Древнюю Индию обрамовували Гималаи, величественную красоту которых передали на своих полотнах художники Николай и Святослав Реріхи. ее обмывали воды Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Поэтому в географическом отношении страна принадлежала к числу найізольованіших в древности.

На такой огромной территории природно-климатические условия, разумеется, не могли быть одинаковыми. Здесь сложились три географические зоны: Северо-Западная, Северо-Восточная и Южная.

Северо-Западная Индия охватывала широкую долину р. Инд и ее многочисленных притоков с прилегающими горными районами. В седой древности Инд имел семь основных притоков, однако впоследствии две из них пересохли, поэтому эта территория получила название "Страна пяти год" - Пенджаб. Край нижней течи Инд у назвали Синд. Здесь западный берег реки гористый, а на восток протянулась мертвая пустыня Тар, которая полностью изолировала бассейны обоих великих год, Инда и Ганга, что в значительной мере повлекло неодинаковость исторических судеб Северо-Западной и Северо-Восточной Индии. Разливы Инда, что вытекал из Гималаев, зависели от таяния снегов в горах и поэтому были нестабильными. Влажные муссоны не достигали долины Инда, дождей там выпадало очень мало, летом неистовствовали горячие ветры пустыни, поэтому земля покрывалась зеленью только зимой, когда Инд разливался.

Северо-Восточная Индия была расположена в зоне тропиков, ее климат определялся муссонами Индийского океана. Там вегетация длилась на протяжении целого года, а времен года было, как в Древнем Єгипті, три. В октябре - ноябре, сразу после жатвы, наступала зима, которая напоминала наш "бархатный сезон" в Крыму. Холоднее всего было в январе - феврале, когда температура воздуха снижалась до +5ос, нависали туманы, выпадала утренняя роса. Потом приходило тропическое лето, когда стояла адская жара. В отличие от Египта, где всегда прохладные ночи, в долине Ганга в марте - мае ночная температура воздуха, с почти стопроцентной его влажности, не падала ниже +30...+35 С, а днем временами поднималась до +50с. В такой зной трава обжигала, деревья сбрасывали свои листья, водоемы высыхали, земля казалась опустошенной и запущенной. Характерно, что именно в ту пору индийские крестьяне готовили поля под засев. В июне - августе наступал двухмесячный дождливый сезон. Тропические ливни несли желанную прохладу, возвращали земли красоту, поэтому население встречало их как большой праздник. Однако сезон дождей нередко затягивалось, тогда реки выходили из берегов и затапливали поля и селения, когда же он опаздывал - приходила страшная засуха.

"Когда в нестерпимую жару и духоту,-- делиться своими впечатлениями чешский журналист, - на небе черные тучи громоздятся, которые обещают сильный ливень, и вы часами зря ждете, когда она наконец прольется, а тем временем тучи на небе начинают рассеиваться и вместе с ними исчезает надежда на спасение душ, - вы и сами готовы упасть на колени и умолять кого из мощных индуистских богов, чтобы он сжалился и открыл наконец своей ваджрой "шлюзы небесных прудов".

Плодородный альмапласт, толщина которого в отдельных местах достигает сотен метров, тепличный климат превратили долину Ганга в настоящее царство Флоры. Склоны Гималаев покрывали девственные леса, долины местность -- бамбуковые заросли и мангові рощи, в низовьях Ганга изобиловали тростник, папирус, лотос. Сказочно богатым был и животный мир этого уголка планеты. В джунглях бродили королевские тигры, носороги, львы, слоны и множество другого зверья, поэтому этот регион был сущим раем для древних охотников-лучников.

Река Ганг, которая также вытекала из Гималаев и в 500 км от впадения в Бенгальский залив создала крупнейшую в мире дельту (илистую и непригодную для навигации), имела много притоков, крупнейшей из которых была Джамна. Обе священные реки сливались в одно русло возле современного Ілахабада - своеобразной Мекки индуистов, а до того на протяжении 1000 км текли параллельно.

Надра бассейнов Инда и Ганга были богатые сырьевые ресурсы, особенно на медной и железной руды. Богатейшими залежами металлических руд, которые к тому же залегали почти на поверхности земли, славился юго-восточный Бихар (на востоке бассейна Ганга).

Таким образом, природно-климатические условия в Северной Индии, где появились самые древние индейские цивилизации, были в целом благоприятными для хозяйственной деятельности человека. Вместе с тем идеальными их назвать нельзя. Сказывались и страшные засухи, и не менее катастрофические наводнения, необходима была ирригация, хотя искусственное орошение полей играло в сельскохозяйственном развитии страны гораздо более скромную роль, чем в Єгипті или Месопотамии. Наносили ущерб хлеборобу птицы и грызуны, люди не знали спасения от ядовитого гадюччя, что им кишели джунгли. Кстати, и сейчас индийские кобры ежегодно жалят сотни тысяч людей, причем каждый десятый из ужаленных ними умирает. Однако наиболее изнуряла индейцев неустанная борьба с дикими джунглями и сорняками, которые были способны в считанные дни превратить освоены тяжелым трудом земельные участки на непроходимые чащи. Ирригационный характер земледелия и потребность отвоевывать земли в джунглей были теми факторами, которые способствовали сплочению крестьян в трудовой коллектив, делали крестьянские общины на удивление прочными.

Характерно, что древние индийцы очень бережно относились к живой природе, старались не причинять ей вреда и даже преподнесли этот мудрый принцип в ранг религиозного закона, поэтому их хозяйственная деятельность оказалась менее губительной для экологической ситуации, чем других древних народов, прежде всего китайцев.

Иначе сложились природно-климатические условия в Южной Индии, разрезаю от Северной сплошной цепью горных кряжей. В центральной части материка (это крупнейшее на планете плоскогорья называют Деканом) было возможно лишь терасне земледелие. Реки Декану полноводные, пески крупнейших из них, Годавари и Кістані (Кришне), богатые на золото и алмазы. По крайнего юга материка, то его полноводные реки с крутыми берегами и бурным течением не играли существенной хозяйственной роли, поэтому цивилизация в этом регионе появилась позднее.

В древности Индию называли Ар"явартою - "страна ариев". Впоследствии появился также топоним Бхарат, который происходил от имени легендарного героя Бхарата (ош был, по одной версии, сыном царя Душ"янти и небесной красавицы - апсары, по другой - прародителем рода человеческого). В средние века существовала еще одна название Индии - Хіндостан (Хиндустан), европейским вариантом которой и стал топоним Индия. Топоним Хіндостан означает "страна Хинд" и происходит от персидского названия реки Хинд (индейцы называли эту реку Сіндху). В настоящее время в Республике Индия оба названия - Бхарат и Хиндустан - равноправные, хотя первая употребляется чаще.

Древняя Индия принадлежит числу первых мировых цивилизаций, наряду с шумерской и древнеегипетской. Возникнув в долине великой реки Инд, индийская цивилизация смогла достигнуть своего наивысшего расцвета, подарив миру одну из самых популярных и древних религий, удивительную культуру, самобытное искусство.

Природно-климатические условия Древней Индии

Индия занимает всю площадь полуострова Индостан, расположенного на юге Азии. С севера она надежно защищена самой высокой горной цепью в мире - Гималаями, оберегающими страну от сильных холодных ветров. Побережье Индии омывается теплыми водами Индийского океана, Бенгальского залива и Аравийского моря.

Самые крупные руки Индии - Ганг и Инд, благодаря которым почва в их долинах всегда была очень плодородной. Во время сезона дождей эти реки часто выходили из берегов, затапливая все вокруг.

Благодаря стабильно жаркому и влажному климату с большим количеством осадков, в стране издавна выращивали рис и тростник.

Рис. 1. Земледелие в Древней Индии.

В древности земледельцам приходилось нелегко, поскольку постоянно приходилось сражаться с буйной тропической растительностью, отвоевывая земли для посевов. Природа и люди были очень тесно связаны друг с другом, и эта связь нашла свое отражение в необычной культуре Древней Индии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Со времен глубокой древности жители Индии с большим уважением относились к водной стихии. Ведь благодаря воде можно было получить хороший урожай, а, значит, и возможность выжить в непростых условиях. До сих пор индийцы свято почитают самую полноводную реку страны - Ганг, и считают ее священной.

Особенности государства

В III тысячелетии до н. э. на полуострове Индостан было два центра индийской цивилизации - крупнейшие города Мохенджо-Даро и Хараппа. Большая часть населения была представлена дравидами, которые слыли прекрасными земледельцами.

В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.

Каждое арийское племя имело своего предводителя - раджу. Поначалу их выбирали, но со временем правление стало передаваться по наследству. Раджи были заинтересованы в расширении земель и укреплении своих царств, а потому находились в состоянии непрерывных войн друг с другом.

Рис. 2. Раджа.

В Древней Индии существовали две форма судов: высшие (царские) и низшие (внутриобщинные). Сторона, неудовлетворенная решением низшего суда, могла обратиться к царю и приближенным брахманам для повторного рассмотрения дела.

В этот период образовалась религия под названием брахманизм, в центре которой был бог Брахма - высшее божество, творец вселенной, самый первый и могущественный среди богов в индуистских мифах.

Под влиянием брахманизма все общество в Древней Индии было разделено на социальные группы - варны:

  • Брахманы - жрецы, жившие в храмах на доходы от жертвоприношений.
  • Кшатрии - каста воинов, которые прекрасно владели оружием, управляли колесницами, были отличными наездниками.
  • Вайшьи - земледельцы и ремесленники. Также к этой варне относились пастухи и торговцы.
  • Шудры - самая низшая и неуважаемая варна, состоящая из слуг.

Принадлежность к варне передавалась по наследству, и ее никаким образом нельзя было поменять. Так в обществе Древней Индии еще сильнее выкристаллизовалось социальное неравенство.

Большое значение в индуистских религиях имела дхарма - свод правил, необходимых для соблюдения космического баланса. Это праведный путь, нравственные принципы, соблюдение которых поможет человеку достичь просветления.

Культура Древней Индии

Важнейшим достижением культуры Древней Индии было создание алфавитного письма, состоящего из 50 знаков. Грамота была доступна только брахманам, которые очень ревностно оберегали свои познания.

Богатый литературный язык санскрит, что в переводе значит «совершенный», был словно специально создан для написания лирических произведений. Самыми знаменитыми стали две великие поэмы древнего мира - «Рамаяна» и «Махабхарата», которые оказали огромное влияние на развитие индийской культуры.

Большое развитие получили и научные знания в области медицины, математики, химии. Особенно хорошо была развита астрономия в Древней Индии - уже в древние времена индийцы знали, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.

Искусство Древней Индии, прежде всего, представлено уникальной архитектурой. Величественные дворцы и храмы отличались невероятно тщательной отделкой. Колонны, ворота и стены украшались резьбой, позолоченными изображениями фруктов, цветов и птиц, многие детали были отлиты из серебра.

Рис. 3. Храмы в Древней Индии.

Монастыри и храмы строились даже в пещерах. Древние зодчие прорубали в горах обширные коридоры и залы, монументальные колонны, которые затем украшали филигранной резьбой.

Большое развитие в Древней Индии получило и театральное искусство, которое представляло собой смесь актерского мастерства, поэзии и танцев.

Работы древних скульпторов и живописцев по большей части носили религиозный характер, но встречались и изображения и скульптуры, выполненные на светскую тематику.

Что мы узнали?

При изучении темы «Древняя Индии» по программе 5 класса истории Древнего Мира мы узнали, где располагалось древнеиндийское государство, каковы были его природно-климатические особенности. Мы выяснили, как происходило расслоение общества, каков был основной род деятельности населения. Также мы познакомились с культурой и религией Древней Индии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 204.

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Климат древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Климат древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Климат древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.

Не секрет, что люди и природа Древней Индии всегда были связаны друг с другом. Это влияние нашло свое отражение в культуре, искусстве и религии. Индия - это страна несметных богатств и удивительных тайн, которые ученым еще предстоит открыть.

Природа

Индостан - это огромный полуостров, расположенный на юге Азии, который как бы отделен от окружающего мира Гималаями - величественным горным хребтом с одной стороны и Индийским океаном - с другой. Лишь немногочисленные проходы в ущельях и долины связывают эту страну с другими народами и соседними государствами. Плоскогорье Декан занимает почти всю ее центральную часть. Ученые уверены, что именно здесь и зародилась цивилизация Древней Индии.

Великие реки Инд и Ганг берут свое начало где-то в горных хребтах Гималаев. Воды последней у жителей страны считаются священными. Что касается климата, то он очень влажный и жаркий, поэтому большая часть территории Индии покрыта джунглями. В этих непроходимых лесах обитают тигры, пантеры, обезьяны, слоны, много видов ядовитых змей и другие животных.

Занятия местного населения

Не секрет, что ученых всегда интересовала природа Древней Индии и люди, населявшие эту территорию с незапамятных времен. Основным занятием здешнего народа считалось оседлое земледелие. Чаще всего поселения возникали по берегам рек, так как здесь находились самые плодородные почвы, пригодные для возделывания пшеницы, риса, ячменя и овощей. Кроме того, из сахарного тростника, который в изобилии рос в этой болотистой местности, жители делали сладкий порошок. Этот продукт был самым древним сахаром в мире.

На своих полях индийцы выращивали и хлопчатник. Из него делали тончайшую пряжу, которая затем превращалась в удобные и легкие ткани. Они как нельзя лучше подходили для этого жаркого климата. На севере страны, где осадки выпадали не так часто, древние люди сооружали сложные оросительные системы сродни египетским.

Индийцы также занимались и собирательством. Они знали как полезные, так и вредные свойства большинства знакомых им цветов и растений. Поэтому разбирались в том, какие из них можно просто употреблять в пищу, а из каких получить пряности или благовония. Богатейшая природа Индии настолько разнообразна, что она давала жителям такие растения, которых больше нигде не было, а они, в свою очередь, научились возделывать их и использовать с максимальной пользой для себя. Чуть позднее большое разнообразие пряностей и благовоний привлекло сюда много купцов из разных стран.

Цивилизация

Древняя Индия с ее необыкновенной культурой существовала уже в III тысячелетии до нашей эры. Примерно к этому времени относятся и цивилизации таких крупнейших городов, как Хараппа и Мохенджо-Даро, где люди умели строить двух- и даже трехэтажные дома, используя при этом обожженный кирпич. В начале XX века британским археологам удалось найти развалины этих древних поселений.

Особенно удивительным оказался Мохенджо-Даро. Как предположили ученые, этот город строили не одно столетие. Его территория занимала площадь в 250 гектаров. Исследователи обнаружили здесь прямые улицы с высокими зданиями. Некоторые из них возвышались более чем на семь метров. Предположительно, это были постройки в несколько этажей, где не было ни окон, ни каких-либо украшений. Однако в жилых помещениях имелись комнаты для омовений, в которые подавали воду из специальных колодцев.

Улицы в этом городе были расположены таким образом, что они тянулись с севера на юг, а также с востока на запад. Их ширина достигала десяти метров, а это позволило ученым предположить, что его жители уже тогда использовали повозки на колесах. В центре древнего Мохенджо-Даро было выстроено здание, где имелся огромный бассейн. Ученым до сих пор не удалось точно определить его назначение, однако ими была выдвинута версия, что это городской храм, воздвигнутый в честь бога воды. Недалеко от него размещались рынок, просторные ремесленные мастерские и зернохранилища. Центр города был обнесен мощной крепостной стеной, где, вероятнее всего, прятались местные жители, когда им угрожала опасность.

Искусство

Помимо удивительной планировки городов и необыкновенных зданий во время масштабных раскопок, начатых в 1921 году, было найдено и большое количество различных культовых и бытовых предметов, которыми пользовались их жители. По ним можно судить о высокой развитости прикладного и ювелирного искусства Древней Индии. Печати, обнаруженные в Мохенджо-Даро, были украшены красивой резьбой, что указывает на некоторой сходство двух культур: долины Инда и Месопотамии времен Аккада и Шумера. Скорее всего, эти две цивилизации были связаны между собой торговыми отношениями.

Керамические изделия, найденные на территории древнего города, отличаются большим разнообразием. Лощеные и блестящие сосуды были покрыты орнаментом, где гармонично сочетались изображения растений и животных. Чаще всего это были покрытые красной краской емкости с нанесенными на них черными рисунками. Многоцветная же керамика встречалась очень редко. Что касается изобразительного искусства Древней Индии периода от конца II и до середины I тысячелетия до нашей эры, то оно и вовсе не сохранилось.

Научные достижения

Ученые Древней Индии смогли добиться больших успехов в различных отраслях знаний и, в частности, в математике. Здесь впервые появилась десятичная система счисления, которая предусматривала применение нуля. Именно ею до сих пор пользуется все человечество. Примерно в III-II тысячелетиях до нашей эры во времена цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, по мнению современных ученых, индийцы уже умели считать десятками. Те цифры, которыми мы пользуемся и по сей день, принято называть арабскими. На самом же деле их изначально называли индийскими.

Самый знаменитый математик Древней Индии, который жил в гуптскую эпоху, а это IV-VI века, - Арьябхата. Он смог систематизировать десятичную систему и сформулировать правила решения линейных и неопределенных уравнений, извлечений кубического и квадратного корней и многое другое. Индиец считал, что число π равняется 3,1416.

Еще одно доказательство того, что люди и природа Древней Индии неразрывно связаны между собой - это аюрведа или наука о жизни. Невозможно точно определить, к какому конкретно периоду истории она относится. Глубина знаний, которыми обладали древнеиндийские мудрецы, просто поразительна! Многие современные ученые по праву считают аюрведу прародительницей чуть ли не всех медицинских направлений. И это не удивительно. Она легла в основу арабской, тибетской и китайской медицины. Аюрведа вобрала в себя основные знания по биологии, физике, химии, естествознанию и космологии.

Загадки Древней Индии: Кутуб-Минар

В 20 км от старого Дели в городе-крепости Лал-Кот стоит загадочный металлический столб. Это Кутуб-Минар, сделанный из неизвестного сплава. Исследователи до сих пор теряются в догадках, а некоторые из них склоняются к мысли, что он имеет инопланетное происхождение. Колонне около 1600 лет, однако за 15 веков она не поржавела. Похоже, что древние мастера умели создавать химически чистое железо, которое трудно получить даже в наше время, обладая самыми современными технологиями. Весь Древний мир и Индия в частности полны необыкновенных тайн, которые ученые еще не смогли разгадать.

Причины упадка

Считается, что исчезновение Хараппской цивилизации связано с приходом на эти земли в 1800 году до нашей эры северо-западных племен ариев. Это были воинственные завоеватели-кочевники, которые разводили крупный рогатый скот и питались в основном молочными продуктами. Арии в первую очередь стали разрушать большие города. Со временем уцелевшие постройки стали приходить в упадок, а новые дома строились из старого кирпича.

Другая версия ученых, касающаяся природы и людей Древней Индии, заключается в том, что не только вражеское вторжение ариев способствовало исчезновению Хараппской цивилизации, но и значительное ухудшение экологии. Они не исключают такой причины, как резкое изменение уровня морской воды, что могло привести к многочисленным наводнениям, а затем и к возникновению различных эпидемий, вызванных страшными заболеваниями.

Общественное устройство

Одной из многочисленных особенностей Древней Индии является деление людей на касты. Такое расслоение общества произошло примерно в I тысячелетии до нашей эры. Его возникновение было обусловлено как религиозными взглядами, так и политическим строем. С приходом ариев к низшей касте стали относить почти что все местное население.

На высшей ступени находились брахманы - жрецы, правившие религиозные культы и не занимавшиеся тяжелым физическим трудом. Они жили исключительно за счет жертвоприношений верующих. На ступень ниже находилась каста кшатриев - воинов, с которыми брахманы не всегда ладили, так как часто не могли поделить власть между собой. Далее следовали вайшья - пастухи и крестьяне. Внизу находились шудры, которые выполняли только самую грязную работу.

Последствия расслоения

Общество Древней Индии было устроено так, что кастовая принадлежность людей передавалась по наследству. К примеру, дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а кшатриев - исключительно воинами. Подобное деление только тормозило дальнейшее развитие общества и страны в целом, так как много талантливых людей не могли реализовать себя и были обречены жить в вечной нищете.