Охарактеризуйте понятие конфликт и конфликтная ситуация. Понятие конфликтной ситуации. Основные структурные элементы конфликта

Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия (первопричина конфликта)

Инцидент – повод для конфликта.

Конфликт – открытое противоборство.

Разрешить конфликт – это значит:

а) устранить конфликтную ситуацию;

б) исчерпать инцидент.

К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента, так как часто невозможно устранить конфликтную ситуацию по объективным причинам. Поэтому, чтобы избежать конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

Пример 1: между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Анализ ситуации: конфликт здесь – жалоба; конфликтная ситуация – несложившиеся отношения; инцидент – случайно высказанные неудачные слова. Заставив извиниться руководитель исчерпал инцидент, но конфликтная ситуация осталась, так как обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться. Пострадавший, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.

Пример 2: 17-летний молодой человек хорошо учится, среди однокурсников слывет «ходячей энциклопедией», но в остальном ничем не выделяется. Однажды приходит из техникума с плохим настроением. Причина – никто из сокурсников не сказал ему о месте и времени встречи для совместного похода на дискотеку.

Анализ ситуации: Для подростков характерно желание самоутвердиться и обратить на себя внимание. В ход идут экстравагантные одежды, прически, поведения, превосходство в физической силе и т.п. Способ самоутверждения, выбранный героем этой ситуации, включает элемент превосходства над другими, а это не очень нравится сокурсникам, в этом состоит конфликтная ситуация. Инцидентом является случай с дискотекой.

Вторая формула конфликта: Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.

Пример 1 : Некоторые курильщики выходят покурить на балкон. Один из них, живущий на 7-м этаже, курил сигарету, периодически поплевывая вниз. Докурив, он сплюнул последний раз и удалился. Волею случая плевок попал в соседа, который жил на 6-м этаже. Он поднял голову, но никого не увидел. Решив, что это может быть только Леха с 8-го этажа, он поднялся и позвонил в дверь лехиной квартиры. Дверь открыл Леха, только что вышедший из ванны. Сосед накинулся на него с руганью, тот ничего не мог понять. Однако, разозлившись, ответил ему тем же. Завязалась ссора, закончившаяся дракой.



Анализ ситуации: Здесь проявляется эскалация конфликтогенов. Конфликт возник помимо воли участников (до злополучного плевка никто из них не собирался драться).

Первая конфликтная ситуация – бескультурное поведение курильщика.

Вторая конфликтнаяситуация – низкий имидж Лехи: плохая репутация приводит к тому, что при всяком происшествии неопределенность будет толковаться не в его пользу.

По способу разрешения конфликты подразделяются на:

- продуктивные (конструктивные)

- непродуктивные (деструктивные).

Деструктивные конфликты – это конфликты, разрушающие межличностные связи, резко снижающие эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения:

Стратегии поведения в конфликте Условия применения стратегии
Избегание (уход) – отсутствие тенденций к достижению собственных целей; стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. ▪ Необходимо ослабить напряженную обстановку; ▪ вы хотите выиграть время; ▪ вы знаете, что не сможете разрешить конфликт в свою пользу
Компромисс – взаимные уступки, согласие на частное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны ▪ Вы готовы к уступкам, чтобы договориться; ▪ вы хотите прийти к соглашению быстро; ▪ вы предпочитаете получить хоть что-то, чем всё потерять; ▪ вас может устроить временное решение
Приспособление (конформизм) – принесение в жертву собственных интересов ради другого ▪ Жертвуете малым, ради большого; ▪ вас особенно не волнует то, что происходит; ▪ вы хотите сохранить мир с оппонентом
Соперничество (конфронтация) – стремление к превосходству, максимальная настойчивость в удовлетворении собственных интересов ▪ вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения; ▪ вы чувствуете, что нет другого выбора и вам нечего терять; ▪ для вас очень важен исход, цена вопроса велика, выгоды больше чем ущерб
Сотрудничество – соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны; поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон ▪ вы сможете выиграть только тогда, когда выиграет ваш партнер; ▪ решение проблемы важно для обеих сторон; ▪ у вас взаимосвязанные отношения; ▪ у вас есть время поработать над возникшей проблемой; ▪ вы способны изложить суть интересов и выслушать друг друга; ▪ вы обладаете равной властью и на равных ищете решение проблемы

Последствия конфликтов:

1) функциональные (положительные):

Проблема решена, приемлемым для 2-х сторон путем;

Стороны расположены к сотрудничеству;

Конфликт привел к росту сплоченности группы.

2) дисфункциональные (отрицательные):

Неудовлетворенность, плохое психологическое состояние;

Текучесть кадров;

Снижение производительности труда;

Нежелание сотрудничать в будущем;

Представление об оппоненте как о враге;

Прекращение общения между конфликтующими сторонами;

Большое значение придается победе, а не решению проблемы.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

1. Понятие конфликтной ситуации.

«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели

Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы

Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

Ситуации деятельности;

Ситуации поведения;

Ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.

Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов.

Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил:

Ограничивать предмет спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

Учитывать уровень знаний, компетентность в данном вопросе противника; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а если малокомпетентный спорщик упрям, конфликтная ситуация может перерасти в конфликт;

Учитывать степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора эмоционально легко возбудимы, упрямы, спор неизбежно перерастет в конфликт;

Контролировать себя, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака. Конфликт всегда возникает на основе противоположного направления мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.)

Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и ли суждений, а также состояние противоборства между ними.

Конфликт – это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.


Познавательное развитие в дошкольном возрасте
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у норма...

Факторы формирования впечатлений
Особенностью нашего исследования является изучение данной тематики с точки зрения актуальности полученных ранее результатов на сегодняшний день. Современный контекст, в котором испытуемые формируют представление о личности по предложенным им (оригинальным) чертам, характеризуется высоким темпом изменений (на уровне образа жизни, ценност...

Различия в возрасте и продолжительности полового созревания.
1. Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические трансформации по-разному протекают у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков. 2. При отсутствии каких-либо признаков сексуальной зрелости у девочек в 14 лет и у мальчиков в 15 можно говорить...

Если противоречия интересов, которые отразились на предконфликтной этапе, решить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидной ю всем. Противоречие интересов достигает такой степени, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они мешают нормальной взаимодействия сторон и превращаются в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открытое защищать собственные интересреси.

На этой стадии развития конфликта противодействующие начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться к юридическим органы для защиты или подтверждение своих интересов. Каждый из субъектов противоборства стремится не перетянуть на свою сторону как можно больше союзников, материальные, финансовые, политические"информационные, административные и другие ресурсы. В ход идут не только общепринятые, но и"грязные"средства и техноло гии давления на оппонента, который с тех пор считается не иначе как"противникомм".

Достаточно вспомнить предвыборную кампанию внеочередных выборов в. Верховную. Раду Украины 2007 года и противоборство различных. СМИ, выливали на кандидатов в депутаты немало грязи зависимости от того, к какому го блока или партии они принадлежали и чьи интересы выражал то или иное средство массовой информации.

На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, и, напротив, доминирует установка на противоборство, в подтверждение собственных интересов. При. Этому м на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные отношения и различия, которые углубляют ситуациию.

Такова общая характеристика этого этапа развития конфликта. Однако и внутри этого открытого, этапа можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конф фликтологии обозначаются как: инцидент, эскалация и завершения конфликту.

. А). Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборства происходит в результате того или иного инцидента (от лат incidens-случай, что случается). Инцидент - это то событие, которое инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его поводу. Привод - это конкретное событие, которое служит непосредственным толчком к началу конфликта. При этом она может возникнуть случайно, а может и специально создаваться, но во всяком случае повод еще не является причиной конф фликту. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начатоок.

Например, убийство наследника австро-венгерского престола. Франца. Фердинанда и его жены, осуществленного 28 июня 1914 в городе. Сараево, было использовано. Австро-Венгрией как повод для решения. П. Первой мировой войни.

. Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент от дбуваеться осознание собственной включенности в конфликтахт.

. Инцидент информационный - событие, которое помогло хотя бы одному из противоборствующих субъектов осознать отличие (полную или частичную) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия

. Инцидент деятельностный - повод для объявления конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций, это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

Инцидент может быть спровоцированным, но чаще он является спонтанным, то есть это последняя капля, которая переполнила чашу терпения, здесь человек узнает пределы своей толерантности. Он также может быть скрыта им (проходящей на уровне эмоциональных переживаний и не проявляется внешне) или открытым (проявляется внешне является серией определенных действий).

Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так от дбуваеться том, что стороны конфликта расстаются, чтобы больше не встречаться, а в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, поскольку оппонентам удается во время инцидента решить все проблемми.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: сбор информации о действительных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте против иборство имеет относительно локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется, хотя все силы уже начинают приводиться в боевой стан.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров, и прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать эт ственной мирою.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и тд. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его е эскалация (нарастаниея).

. Б). Эскалация конфликта

. Эскалация конфликта - это ключевая, напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Это уже не локальный бой, а а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических тощщо.

На этой стадии становятся бесполезными любые переговоры или иные мирные пути решения конфликта. Эмоции часто начинают затмевать разум, а логика уступает чувством. Главная задача состоит в том, что о любой ценой нанести как можно больше вреда противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, а на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. В пр оцеси этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций. Развитие конфликта приобретает спонтанного, неуправляемого характерктеру.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить следующие:

Создание образа врага;

Демонстрацию силы и угрозу ее применения;

Применение насилия;

Тенденцию к расширению и углублению конфликта. Создание образа врага - это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ранней стадии и окончательно ст ладаеться в период эскалации. Существование определенных врагов является обязательным элементом, необходимым для поддержания единства членов группы и для осознания ими этого единства как одного из своих жизненных интересов, это может даже считаться проявлением политической мудростисті.

Как известно, внутреннее единство группы укрепляется, если на идеологическом уровне создается и постоянно поддерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого следует объединиться. Образ враг га дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплоченности группы, организации или общества. В этом случае их члены осознают, что они борются не за собственные интересы, а за общее дело, за страну, народ. Враг действительности может быть как реальным, так и воображаемым, то есть он может быть вымышленным или искусственно сформированным для укрепления единства группы или обществтва.

Демонстрация силы и угроза ее применения-это следующий важный элемент и характеристика эскалации конфликта. Одна из сторон или обе с целью устрашения противника постоянно пытаются показать что мощность и ресурсы одной стороны превосходят мощность другой стороны. При этом каждая сторона надеется, что такая позиция приведет к капитуляции противника. Однако обычно это приводит к того, что противник мобилизует все свои ресурсы, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напряженность ности, вражды и ненависти к противникника.

Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне. Понятно, что к ультиматума может прибегать только та сторона, которая в каком-либо отношении сильнее другую. Поэтому объявления ультиматума - это удел сильных, хотя не всегда идет о физический или материальный силы. Объявления голодовки в знак протеста против действий власти-или администрации предприятия - это тоже уль. Атум. В этом случае и власть, и администрация часто идут на уступки перед угрозой смерти человека и перед угрозой проявить свою собственную жестокость и антигуманностьість.

Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу ее применения является попытка защититься. Впрочем, как известно, лучший способ защиты - нападение. Если мощность и ресурсы противника не намного превышают или в вообще не превосходят силу того, кому угрожают, то угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликтату.

Применение насилия - еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта. Насилие выступает более жестким средством воздействия. Это последний аргумент в конфликте, его применения свидетельствует о том е, наступившей предел в эскалации конфликта, высшая фаза его развитияку.

Речь идет не только о физическом насилии. Это могут быть самые разнообразные его виды: экономическое, политическое, моральное, психологическое и т.п.. Если начальник в ответ на справедливую критику заставляет подлое еглого освободиться"по собственному желанию", это насилийво.

Насилие может проявляться не только в открытой форме-убийство, задачи физического или материального ущерба, хищения собственности и т.п., но и выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные в условия, ограничивающие права людей, или препятствия для отстаивания их законных интересов. Не предоставление возможности пойти в отпуск в удобное время, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете к ритичну статью на государственного чиновника - все это примеры замаскированного насилияа.

Насилие как высшая стадия эскалации конфликта может охватывать различные сферы человеческой деятельности (экономическую, политическую, бытовую и т.д.) и различные уровни организации социальной системы (индивида, группу, спил льнисть, общество). Одним из наиболее распространенных видов насилия сегодня семейное насилие. Это наиболее циничный и скрытый от посторонних взглядов вид насилия. Насилие в семье имеет найризно манитниши проявления и формы. Оно не ограничивается только побоями, а может быть и экономическим, сексуальным или психологическим. Домашнее насилие характеризуется тем, что оно не только носит скрытый характер, но и нередко продолжается в течение многих. Рокироків.

Тенденция к расширению и углублению конфликта - еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Начавшись в одном месте, он начинает охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув как чисто деловой конфликт между членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и идеологическую сферу, с межличностного уровня пе рейты на межгрупповой и т т.д.

Спор между продавцом на базаре и покупателем может начаться из-за того, что они не сошлись в цене. Но потом они могут уже обвинять друг друга во всех смертных грехах и, к тому же, в нем могу ут вмешаться окружающие. Следовательно, со временем это уже не спор между продавцом и покупателем, а противостояние двух лагереів.

. В) 3авершення конфликта

. Завершение конфликта -это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его завершения и может выражаться в коренном изменении ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность его продолжениемня.

На этом этапе развития противоборства возможны разные ситуации, которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпания ими ресурсов, что не позволяет вести дальнейшее противоборство;

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и осознание этого его участниками;

Выявление значительного преимущества одной из сторон и ее способность навязать

свою волю оппоненту;

Появление в конфликте третьей стороны, ее желание и способность прекратить противоборство

Способы завершения конфликта:

Устранение (уничтожение) одного или обоих участников конфликта;

Устранение (уничтожение) объекта конфликта;

Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения (силового давления);

Обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его помощью третейского судьи;

Ведение переговоров как одного из эффективных путей решения конфликта

По характеру завершения конфликты бывают:

а) за реализацией целей противоборства:

Победными;

Компромиссными;

Уязвимыми;

б) по формам разрешения конфликта:

Мирными;

Насильственными;

в) по функциям конфликта:

Конструктивными;

Деструктивными;

г) с точки зрения эффективности и полноты решения:

Полностью завершенными;

Отложенными на определенный или неопределенный срок

Следует заметить, что понятие завершения конфликта и разрешение конфликта не тождественны. Разрешение конфликта - одна из форм завершения конфликта, что выражается в положительном, конструктивном решении проблем мы основными участниками конфликта или третьей стороной. Формами завершения конфликта могут бытьи:

Затухание (угасание) конфликта;

Устранение конфликта;

Перерастание одного конфликта в другой конфликт

послеконфликтная период

Последней стадией в динамике конфликта есть после конфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, а отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и д доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта ведет к миру и согласию. Случается так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем аб бсолютно в других сферах жизнедеятельности. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической сфере, а после решения политических проблем может наступить период идеологического противостояния и тт.д.

Таким образом, после конфликтный период включает две фазы:

1 частично нормализация отношений, которая характеризуется наличием негативных эмоций, которые не дают возможности спокойно реагировать на действия противодействующей стороны. Для этой фазы характерны переживания, осмысления ния своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношение к партнеру, обострение чувства по отношению к нему. При таком завершении конфликта может наступить постконфликтный синдром, что проявляется в напряженных взаимоотношениях бывших участников конфликта, а при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объект ом конфликта, на новом уровне и с новым составом учасникиків.

2. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. На этом этапе приходит пора подведения итогов, оценки результатов и достигнутых или утратит ачених ценностей, отношений, ресурсов. Но в любом раскладе закончен конфликт влияет как на участников конфликта, так и на социальную среду, в котором происходил конфликт. Последствия конфликта весь ные для всевсіх.

В заключение следует сказать, что нельзя все конфликты подвести под единую универсальную схему. Есть конфликты типа столкновений, когда противников разделяют непримиримые противоречия и они рассчитывают т только на победу; есть конфликты типа дебатов, где возможна спор и определенные маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты вроде игр, где стороны действуют в предел х одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаютсяя.

Таким образом, предложенная схема рассматривает идеальную модель развития конфликтной ситуации, тогда как реальность дает нам множество примеров протекания конфликтов

Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:

Наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;

Неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;

Желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. ? М.: 1992. - 517 с.

Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:

Ка-к видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция - эта та мотивир-овк-а участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонента-м (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно -привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего “Я”, неосознаваемая им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент. В своей первой форме инцидент разворачивается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях. Открытый инцидент разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные иили групповые интересы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Динамика социального конфликта

Раздел ii динамика социального конфликта источники основания и причины социального.. сотрудничество стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем.. особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта если предмет конфликта имеет жизненно важное..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Конструктивные и деструктивные конфликты
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликт

Насильственные и ненасильственные действия
Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс. К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как: § междунар

Функции конфликта
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и де

Периоды и этапы в развитии конфликта
Любой конфликт имеет временные границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся

Динамика различных видов конфликтов
Динамика конфликтов может быть различной в зависимости от типа конфликта и его участников. Так, например, большинство конфликтов по вертикали (78%) завершается в течение трех месяцев, тогда как тол

Функции конфликтов
В повседневной жизни людей сложилось достаточно жесткое и однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Появление конфликта рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все

Функции конфликтов
Позитивные Негативные разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоци


Внешние и внутренние условия социального конфликта Источник, основания, причины и движущие силы конфликта Фазы развития конфликта 1. К необходимым условиям социального кон

Формы выражения, структура и функции социального конфликта
Структура конфликта Функции конфликта Формы выражения социального конфликта 1. Структура социального конфликта может быть представлена следующим образом: п

Модели развития социального конфликта на разных уровнях
Динамика внутри- и межличностного конфликта Динамика межгруппового конфликта Динамика социального конфликта 1. Внутри- и межличностный конфликт включает в себя не только

Основные подходы и стили разрешения конфликта
Подходы к разрешению конфликта в разных социальных системах Многообразие стилей разрешения конфликта Управление конфликтом 1. Разрешение конфликтов зависит от общих принц

Способы регулирования и разрешения конфликта
Способы разрешения конфликта Виды принуждения и протеста Виды компромисса Модели поведения в конфликтных ситуациях 1. Технологии разрешения любого конфликта строятся

Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг
Микросоциология конфликта Поведенческая (бихевиористская) модель конфликта Концепция согласия и насилия Иоханна Гальтунга 1. Микросоциология конфликта стала развиваться л

Методы исследования конфликта. диагностика и экспертиза конфликта
Общие и специальные методы исследования конфликта Специфика социологического изучения конфликта Комплексная диагностика социального конфликта Экспертиза социального конфликта

Пять типов конфликтных личностей
Исходя из результатов исследований отечественных психологов можно выделить пять основных типов конфликтных личностей. Рассмотрим их основные особенности. Конфликтная личность - демонстр

Решение конфликтов
Типы исхода конфликтных ситуаций: Первый – уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено «обвинение», переводит тему разговора в другое русло. При

Этапы разрешения конфликта
Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива. Разрешение конфликта - очень сложное и тонкое дело. Проводить его можн

Участников конфликта
Какие бы конкретные причины не лежали в основе поведения участников конфликта, и в первую очередь, противоборствующих сторон, в конечном счете, они обусловливают выбор позиции в конкретной ситуации

Техники постановки вопросов
Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, прав

Стили "адвокат" и "прокурор" в педагогической практике
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей "адвокат" и "прокурор". Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в т

Выход из конфликтной ситуации и конфликта
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация - это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает

Фазы развития конфликта
Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместн

Исходы конфликтных ситуаций
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение. Предупреждение