Кризис идентичности определение по истории. Смотреть что такое "Кризис идентичности" в других словарях. Юношеский период развития

Почему мы так тревожимся, приближаясь к середине жизни? Мы пока не умеем жить долго. Нам приходится изобретать собственные способы пройти через кризис, чтобы найти то, что нам действительно нравится, считает Наталия Кузнецова-Райс - человек, увлеченно следящий за переменами, которые происходят с нами и вокруг нас.

Однажды я прогуливалась по старинному английскому замку, в котором были воссозданы сцены из прошлого с сопровождающими их описаниями. Одно из описаний гласило: «Средняя продолжительность жизни в Англии в XVII веке составляла 35 лет». После этого я про замок мало что помню, потому что остаток времени думала про жизнь длиной 35 лет.

Но перенесемся на 350 лет вперед и вернемся в наше время. Для детей, рожденных в 2015 году, 100 лет жизни будет нормой, а футурологи и вовсе намекают на возможное бессмертие благодаря достижениям искусственного интеллекта.

Если учесть, что современному человеческому виду 200 000 лет, очевидно, что за крохотный исторический период его жизнь вдруг удлинилась в три раза. С одной стороны, конечно, приятно, что именно нам достался такой подарочек. С другой - нам приходится отвечать на вопросы, ответов на которые пока никто не знает.

Просто потому, что раньше их никто не успевал задать: человек рождался, рос, начинал довольно быстро производить на свет потомство, шел на войну или жил мирной жизнью, и за этими повседневными занятиями довольно быстро наступало 35 лет. Напомню, что ближе к нам, в XIX веке, бальзаковский возраст наступал в 30 лет, а старухе-процентщице было 42 года. Моей подруге тоже 42, и она ждет первого ребенка. Извините, отвлеклась.

Вот это увеличение продолжительности жизни втрое, которое происходит одновременно с улучшением качества этой самой жизни и нашествием технологий, порождает главный вопрос: а что, собственно, с этой жизнью делать? Особенно этот вопрос начинает нас беспокоить тогда, когда предыдущие поколения отправлялись на покой - а именно в 35-40 лет. То, в чем до этого виделся смысл, вдруг его утрачивает: внешний статус кажется надуманным; офисная жизнь больше утомляет, чем тонизирует; сам предмет деятельности начинает вызывать вопросы: «Я точно хочу этим заниматься еще 20 лет?».

Не хотелось бы выражаться этим крепким словом, но вокруг сорокалетия многие из нас испытывают экзистенциальный кризис.

Его усиливает постоянная угроза того, что искусственный интеллект отберет наши рабочие места. Мало того, что мы и так усомнились в смысле происходящего, прогресс еще на всякий случай сбил ориентиры и постоянно меняет правила игры. То, что вчера было профессией, завтра уже таковой не будет, а какими будут новые профессии, прогресс нам заранее не сообщает. Неопределенность - это тоже плата за утроенную продолжительность жизни.

Я сама пережила всю эту турбулентность: рождение ребенка и быстрые изменения в моей индустрии, как следствие - невозможность в нее вернуться; попытки быстро восстановить прежний статус при наличии не спящей несколько лет дочери и снова неудача; понимание того, что нужно искать новый путь, но при этом внутреннее сопротивление; и наконец, полное и глубокое осознание того, что старый путь кончился. А вся эта ситуация будто создана, чтобы я наконец приблизилась к своим желаниям, к тому, чем хотела заниматься с самого детства.

Испытав на себе в этот сложный период отрезвляющее и направляющее действие хорошего коучинга, я обнаружила себя в роли коуча. Большинство женщин, с которыми я встречаюсь, приходят с похожим вопросом: «Мне 35-40-45 лет, я много чего добилась и построила, но сейчас у меня есть ощущение отсутствия смысла и непонимание того, куда двигаться в следующие 20-30-50 лет своей жизни».

Если вы чувствуете нечто подобное, у меня для вас есть отличные новости.

Во-первых, вы в хорошей компании. Много умных, разносторонних, ищущих женщин испытывают схожие ощущения. Будем откровенны: быть женщиной в наше время - непростая задача. У нас много возможностей, но при этом от нас ожидается, что мы будем успешно реализовываться во многих ролях. Впрочем, «ожидается» - не совсем верное слово. женщины хотят реализовываться во многих ролях и находятся в постоянном поиске этого хрупкого баланса. С рождением детей эта дилемма становится острее: А стоит ли моя работа того, чтобы оставить детей няне? А если я останусь дома, что случится с моей карьерой и получится ли у меня вообще когда-нибудь вернуться? А может, есть третий вариант и мне пора начать что-то свое, в удобное для меня время?

Во-вторых, любой кризис - связан ли он с потерей работы, с приближающимся и немного пугающим юбилеем или со сменой жизненных обстоятельств - заставляет нас отвечать на вопросы, которых в более спокойные времена мы старательно избегаем. А именно:

Кто я и для чего я живу? Что мне дает ощущения смысла и полноты жизни? А от чего, наоборот, я испытываю ощущение пустоты и апатии?

Что я делаю по инерции и за что я боюсь взяться? А кстати, почему я этого боюсь? И так далее. Кризис очень хорошо приближает нас к нашей истинной сущности и не дает увернуться от сложных вопросов.

Если вы нашли в себе силы не убежать от этих вопросов и ответить на них, перед вами открывается жизнь совсем другого уровня - осознанная, гармоничная и, самое главное, ваша. Кризис возраста 35-40-45 лет хорош тем, что у нас уже есть ресурсы, чтобы реализовать те изменения, к пониманию которых мы пришли: жизненный опыт, круг поддержки, знание себя и своих возможностей. Конечно, часто бывает ощущение, что никаких ресурсов нет, а есть только ощущение тупика. Это нормальный этап кризиса, и пребывание в нем - тоже шаг на пути к осознанной жизни.

Людям в кризисе принято желать сил. Я же хочу пожелать интереса. Интереса, который выражается вопросом: «А как там, за этой дверью?». Просто представьте, как из-за этой двери пробивается солнечный свет и, какой бы тяжелой она ни казалась, откройте ее.

Сомневаетесь ли вы в той роли, которая отведена вам в жизни? Чувствуете ли, что не знаете реального себя? Если вы ответили на предыдущие вопросы положительно, скорее всего, вы переживаете как раз кризис идентичности. Название этому явлению дал Эрик Эриксон, считавший, что это один из самых важных конфликтов, с которыми люди сталкиваются в процессе своего развития.

Эриксон описал идентичность (1970) как «...субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека».

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Утрата человеком или социальной общностью представления о своем месте в обществе, о своей самоценности.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999)

Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.

Маш, а как мы наш колхоз-то назовём?
- А это что такое?
- Не знаю, ну уж больно душевно – на ё... твою мать смахивает…
Старый советский анекдот

Монашество (монах от греч. монос - одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к монос – один, одинокий) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию молитвой, аскетическим подвигам.

Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).
Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Православная энциклопедия «Азбука веры».

Кризис идентичности – это когда человек «теряет самого себя» и в результате смысл жизни. Происходит часто в младенческом и подростковом переходном возрасте, а также в результате тяжёлого психического поражения, например травмы.

Сублимация самоидентификации – это когда человек пытается избавиться от внутреннего психического напряжения путём переориентации своего рода деятельности, например на творчество. Успешно применяется в лечении психических заболеваний различной тяжести.
В принципе то, что сейчас происходит с небезызвестным иеромонахом Фотием, а также прочими батюшками, одержимыми – именно в пправославном понимании этого слова мЕссионерской деятельностью – проповедовать ценности Православия, катаясь на мотоциклах, байдарках и каноэ и на чем там ещё, прыгая с парашютом, занимаясь боевыми единоборствами и Бог его знает чем ещё - можно обозначить этими терминами – втиснуть в прокрустово ложе сухой науки то, что нашей воинствующе настроенной либеративной интеллигенции так не хочется умещать в прокрустово ложе православных канонов. Батюшке надоело монашество, и он решил себя попробовать в новом качестве. Ему бы к хорошему психологу, а то и психиатру, а он обратился с прошением к митрополиту и получил благословение на полное раскрепощение… ох, боюсь писать дальше – как это всё называется. Может, сами догадаетесь?

От рождения до смерти мы проходим 8 этапов развития, на каждом из которых нас ожидает кризис идентичности. Что это и в чем его опасность? Что происходит с нами в конкретные возрастные промежутки? Как помочь ребенку пережить переломный момент? Прочитав статью, вы не только найдете ответы на эти вопросы, но и узнаете, где спрятаны грабли, на которые можно случайно наступить.

Что такое кризис идентичности

Кризис идентичности - это период формирования личность человека посредством поиска своего места и роли в социуме, осознания собственной уникальности. Исследования относительно этого явления принадлежат американскому психологу Эрику Эриксону, который выделил восемь стадий психологического развития человека. Переход от одной ступени к другой сопровождается изменениями в восприятии себя и окружающего мира. Большинство из них происходят до 21 года, но и после этого возраста продолжается переоценка ценностей. Возрастные рамки могут меняться или сдвигаться, но очередность ступеней остается одинаковой для большинства.

Доверять или нет?

С первым кризисом человек сталкивается на первом году своей жизни. «Мир – это безопасное место или враждебная среда для меня?» – так звучит сейчас главный вопрос. Ребенок наблюдает за обстановкой и окружающими людьми, изучая на сколько последовательны, стабильны, доброжелательны действия по отношению к нему.

Самое важное, что должно произойти на первой ступени – это возникновение доверия ребенка к миру. Если обеспечить малыша регулярным уходом, вниманием, заботой, он почувствует себя в безопасности. А это – залог гармоничного развития личности. Кроме того, доверительные отношения с миром помогут человеку в дальнейшем более мягко переступать решающие пороги.

Борьба за независимость

От года до трех лет человек проходит следующую стадию развития, суть которой состоит в становлении личной независимости и противостоянии воспитанию взрослых. Ребенку во что бы то ни стало нужно отстоять границы своей автономии и право на выбор. Он стремится пользоваться обретенными навыками (самостоятельно одеваться, причесываться и так далее), настойчиво усовершенствуя свое мастерство.

Дети, которых не ограничивали в исследовании себя или своего окружения, а, наоборот, поддерживали их стремление к самостоятельности, имеют больше уверенности в себе. Они готовы защитить границы своей территории, собственное мнение, устояв перед давлением извне. Жесткая критика, постоянный контроль и упреки вроде: «На кого ты похож!», «Посмотри, что ты наделал!», «Все дети как дети, а ты!» воспитывают неуверенность в себе, вызывают чувства сомнения и вины. Если помешать ребенку заявить о себе, то в дальнейшем он будет во всем зависеть от других.

Инициатива или чувство вины

С трех до пяти лет начинается фаза самоутверждения. Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих межличностных навыков и самоорганизации. Жизнь ребенка сейчас очень динамична – дети придумывают игры, распределяют роли, проявляют инициативу и учатся взаимодействовать в коллективе.

Если он, чувствуя безопасность, сможет на этом этапе проявить свои организаторские способности, то дверь к гармоничному взрослению откроется легко и естественно.

Те родители, которые привыкли критиковать, одергивать или останавливать с целью предотвращения опасности, рискуют вызвать у ребенка чувство вины. Подавляя возникшую инициативу, пресекая «поток вопросов», а также требование ребенка объяснить ту или иную ситуацию, мы рискуем, что чадо почувствует себя отвергнутым и ненужным. Ощущение вины не только подавляет творческий потенциал, но и нарушает процесс общения с другими.
Перед взрослыми трудная, но выполнимая задача – уравновесить инициативу и естественное чувство вины.

Самодостаточность против неуверенности в себе

Период от 5 до 12 лет отличается активным постижением знаний, когда человек учится читать, писать и обрабатывать полученную информацию. Теперь источником формирования чувства самодостаточности являются не родители, а учителя и товарищи. Поощрение, поддержка инициативы, одобрение обеспечивают личность уверенностью в себе и своих силах.

Осуждение инициативы или чрезмерная критика со стороны окружающих провоцирует появление закомплексованности, неуверенности в себе. Кроме того, возникшее на этой почве чувство собственной неполноценности, приводит к нежеланию учиться и развиваться дальше.

Путь к осознанности

На пятой ступени мы находимся в возрасте от 12 до 21 года. За этот промежуток времени осуществляется переход от детства к взрослению, плавность которого играет важную роль в формировании целостной личности. Теперь приоритетным становится налаживание карьеры и личной жизни. Происходит отделение от родителей и тщательный поиск себя во всех жизненных сферах. Кто я? Где мне комфортно быть? Чего я хочу? Эти и другие вопросы, вызывающие психологический кризис, в результате приводят к определению своих профессиональной и половой ролей.

Если на этом этапе человек не будет иметь достаточно сил и опыта, чтобы идентифицировать себя, то может произойти путаница ролей. Что это значит? Внутренне неуверенный подросток склонен к резким экспериментам в поисках себя, которые зачастую сопровождаются негативными последствиями. Попытки приструнить его пыл и направить в какое-то русло провоцируют протест, бунт, отторжение.

Интимность и любовь

Эту ступень мы проходим быстрее всего, так как она находится в промежутке между 21 и 25 годами. Период посвящен исследованию любви и своего партнера. Развивается умение строить долгосрочные доверительные отношения, отдавать, жертвовать, быть ответственным за другого. Если создать ситуацию комфорта удается, личность переходит на следующий уровень развития Эго, успешно переживая кризис идентичности.

Если долгое время специально избегать серьезных отношений, то есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству, депрессивному состоянию или самоизолироваться от внешнего мира.

Активное развитие

С 25 лет, по мнению Эриксона, начинается новая стадия человеческого развития, которая является самой долгой, так как заканчивается к 65 годам. Это – время для создания семьи, карьеры, переход в роль родителя и так далее. От уровня реализации себя в этих жизненных сферах зависит то, насколько успешным будет чувствовать себя человек на протяжении всей жизни.

Если поставленные на прежних этапах цели не достигнуты, то есть вероятность остановки на пути к усовершенствованию. Чувство собственной непродуктивности способно загнать в тупик и глубокий психологический кризис, затормозив дальнейший период развития.

Мудрость против отчаянья

В возрасте старше 65 лет мы начинаем анализировать прожитую жизнь, но не останавливаемся на ее исследовании. В это время человеку хочется увидеть плоды своих трудов и стараний, осознав себя успешным. Но если вместо хорошего результата мы определяем, что прошлое прожито непродуктивно, цели не достигнуты, планы не реализованы, то есть вероятность, что наступит депрессия.

Если кризис идентичности на этой стадии пройдет гладко, человек, обретя мудрость, посмотрит в прошлое с чувством смирения, благодарности, полноты. Это позволит без страха приближаться к старости и окончанию жизни.

Что такое психологический кризис

Психологический кризис - это состояние, требующее изменений в прежней модели поведения личности. Такие переломные моменты периодически встречаются в жизни каждого человека и являются нормой развития. Но если взрослый человек имеет силы самостоятельно справиться со своим состоянием, то дети, особенно в подростковом возрасте, нуждаются в поддержке и понимании взрослых.

Как проявляется психологический кризис?

  • негативные эмоции тяжело контролировать (вспышки гнева, внезапные истерики и так далее)
  • возникает беспричинное волнения или паника
  • обостряется чувство собственной беспомощности, неполноценности
  • тяжело спланировать действия и придерживаться определенному алгоритму
  • осознание сделанных ошибок загоняет в тупик, из которого кажется, что не существует выхода

7 советов, как помочь подросткам пережить психологический кризис

  • Хвалить не только за достижения, но и за стремления к ним
  • Поощрять инициативы и стремление отстаивать собственные интересы
  • Относиться серьезно к волнующим подросткам темам, даже если они кажутся несерьезными или глупыми
  • Помогать в раскрытии способностей, ссылаясь на мысль о том, что каждый человек по-своему талантлив
  • Проявлять уважение к личности ребенка, не навязывать свои взгляды на жизнь
  • Воспитывать умение отвечать за свои поступки, таким образом приучая к ответственности
  • Принять факт взросления, дать возможность чаду найти себя, если, естественно, это не вредит его здоровью

Кризис идентичности - это процесс поиска себя, который время от времени стучит в двери каждого человека. Если с самого рождения мы обеспечены комфортными условиями для прохождения переломных этапов, то последующие визиты кризиса будем встречать с улыбкой и распростертыми объятьями. Но если этого не произошло? Обида на прошлое не даст результатов, а только спровоцирует внутренний конфликт. Уберечься от него возможно, оглянувшись по сторонам. Какой-то ребенок сейчас обязательно нуждается в вашей поддержке. А, как известно, чужих детей не бывает.

Последнее обновление: 02/05/2015

Наверняка вы слышали о «кризисе идентичности» и раньше, и, вероятно, даже имеете довольно хорошее представление о том, что этот термин означает. Но как появилось это выражение? Почему люди переживают этот кризис? Ограничен ли он подростковым возрастом?

Концепция кризиса идентичности берет своё начало в работах психолога , который считал, что формирование идентичности - один из наиболее важных аспектов жизни человека.

Что такое кризис идентичности?

Сомневаетесь ли вы в той роли, которая отведена вам в жизни? Чувствуете ли, что не знаете реального себя? Если вы ответили на предыдущие вопросы положительно, скорее всего, вы переживаете как раз кризис идентичности. Название этому явлению дал Эрик Эриксон, считавший, что это один из самых важных конфликтов, с которыми люди сталкиваются в процессе своего развития.

По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения. Интерес Эриксона к вопросу идентичности появился ещё в детские годы. Еврей по происхождению и воспитанный как еврей, Эриксон выглядел совсем не по-еврейски; нордическая внешность вкупе с еврейским происхождением часто заставляли его чувствовать себя изгоем везде. Много позже, изучая культуру юрок и сиу (коренных племён Северной Калифорнии и Южной Дакоты), он смог более точно сформулировать свои идеи о развитии личности и кризисе идентичности.

Эриксон описал идентичность (1970) как «…субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека ».

Исследование идентичности

Согласно теории психосоциального развития Эриксона, кризис идентичности возникает в подростковом возрасте - именно в этот период человек мечется между чувством самотождественности и сбивающими с толку ролями. Исследователь Джеймс Марсиа совместно со своими коллегами дополнил концепцию Эриксона; они добавили, что баланс между идентичностью и неопределённостью лежит в основе приверженности своей идентичности. Джеймсу удалось также разработать метод, позволяющий определить так называемый статус личности. Этот метод предполагает анализ трёх различных аспектов деятельности человека: профессиональных ролей, убеждений/ ценностей и сексуальной жизни.

Статусы идентичности по Дж. Марсиа

  • Достигнутая идентичность : человек пересмотрел различные идентичности и выбрал для себя одну.
  • Мораторий - состояние человека, который активно исследует различные идентичности, и до сих пор не определился с выбором.
  • Преждевременная идентичность . Человек отнёс себя к определённой идентичности, пропустив этап поиска.
  • Диффузная идентичность : человек не обладает идентичностью, и не пытается её определить.

Исследователи обнаружили, что те, кому удалось определиться со своей идентичностью, как правило, чувствуют себя счастливее и здоровее тех, кто её не нашёл. Статус диффузной идентичности, как правило, предполагает, что человек чувствует себя не на своем месте в мире, и, тем не менее, не стремится его найти.

В сегодняшнем изменчивом мире кризис идентичности случается чаще, чем во времена Эриксона. Эти конфликты, естественно, не ограничиваются подростковым возрастом. Люди сталкиваются с ними на протяжении всей жизни, особенно во время наиболее крупных перемен - поиска новой работы, начала новых отношений, заключения/расторжения брака или планирования/рождения ребенка. Исследуя себя с различных точек зрения и пробуя что-то новое в различных сферах жизни - на работе, в семье и в романтических отношениях, - можно укрепить собственную идентичность и тем самым достичь гармонии, которой порой так не хватает.

Вслед за техническим и научным прогрессом в жизнь людей приходит все больше беспокойств и человек окончательно теряет все жизненные ориентиры. Границы индивидуальности стираются, общество с прогрессивной экономикой диктует человеку, кем он должен быть, личность превращается в потребителя, в машину для получения удовольствий. Как же во всем этом безумном калейдоскопе декораций можно найти себя?


Остановиться и услышать себя

Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра - предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?

Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.

Кто я такой и почему я страдаю?

Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:

‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
ихā нāхи джāни - ‘кемане хита хайа’

«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»

Что же это за тройственные страдания?

  1. Страдания, источником которых являемся мы сами - наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
  2. Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
  3. Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).

В ответ он услышал такие слова:

В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:

«Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.

Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа - одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».

Ошибка в первом действии

Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.

Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.

Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.

Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!

Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.

Я дух от духа, а не плоть от плоти

Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато "йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.

Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.

Победа и поражение – понятия относительные

Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.

Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.

Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.

Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.

Источники:

  1. «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  2. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  3. «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Анна Горбунова