Знаменитые римские писатели и поэты. Лирическая поэзия древнего рима. Актер, который писал стихи

I

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

2. Ранние формы римской прозы

3. Первые римские поэты

3.2. Теренций

3.3. Сатиры Луцилия

II . Римская литература позднереспубликанского периода

1. Римская проза

1.1. Гай Юлий Цезарь

1.2. Гай Саллюстий Крисп

1.3. Марк Теренций Варрон

2. Римская поэзия I в. до н.э.

2.1. Тит Лукреций Кар

2.2. Гай Валерий Катулл

III . Литература ранней Империи

1. Литературная жизнь эпохи Августа

2. Вергилий

3. Творчество Горация

IV . Римская литература I - II вв. н.э.

1. Общий характер литературы

2. Марциал

V . Литература поздней Римской империи

VI . Литературное наследие Римской цивилизации

XII. Список литературы

I . Зарождение литературы в Риме

1. Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э.

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы

римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название «ателлан» происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н. э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

2. Ранние формы римской прозы

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

3. Первые римские поэты

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм –тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulaepraetextae.

Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.) . Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

3.1. Плавт

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв вРим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к самым разнообразным прослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, Тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

До н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!(Перевод М. Гаспарова.)

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия « » признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной

И зданий царственных превыше пирамид;

Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,

Ни ряд бесчисленных годов не истребит.(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,

Но млад и жив душой незлобной;

Если домашнее задание на тему: » Поэты Древнего Рима оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Эпоха Августа - период расцвета римской культуры. В его время были созданы такие произведения литературы и искусства, которые приобрели всемирно-историческое В. С. Дуров ПОЭТ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ. Жизнь и творчества Горация (Гораций. Собрание сочинений. - Спб., 1993. - С. 5-20) Выдающийся Іспит: Антична література Настає золоте століття Р. поезії, століття Августа, що відкриває собою новий період (четвертий). Проза відступає, у свою чергу, «Энеида» Ивана Котляревского «гремела» на всю Украину, слухи о ней дошли в свое время и до России. Она будто сосредоточивала Экзамен: Зарубежная литература Западноевропейская литература зрелого Средневековья. Общая характеристика средневекового романа (происхождение, важнейшие циклы). Классический артуровский роман в творчестве Кретьена де

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Римская культура основывалась на древнегреческой. Многие древнеримские поэты просто подражали грекам. Но спустя какое-то время ситуация в Риме изменилась. Появились яркие самобытные поэты, такие как:

Гай Валерий Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) Родился в Вероне, городе Цизальпинской Галлии. Так уж получилось, что в годы жизни поэта Рим был охвачен гражданской войной. Правил в те времена Гай Юлий Цезарь. Против его политики выступали республиканцы. Именно к ним и присоединился молодой поэт. Он писал в адрес своих противников едкие и острые на язык стихи и эпиграммы. В своем творчестве поэт попробовал себя и в «ученой поэзии», посвященной мифам и мотивам произведений. Но подобного рода произведения были интересны лишь определенной малочисленной группе людей. Поэт прославил своё имя, благодаря любовной лирике, посвященной Лесбии. Это его лучшие творения. Ибо они пропитаны искренней любовью к женщине. Вдохновение поэт черпал в своих глубоких чувствах к некой римской матроне Клодии Пульхре, к которой в стихах обращался по имени Лесбия. Этот псевдоним был взят не случайно. Ибо родиной великих древнегреческих поэтов Алкея и Сапфо был остров с красивым названием Лесбос. Катулл в своих стихах воспевал красоту любимой и её обаятельность. Рассказывал читателям о своей пылкой страсти к красавице. В его стихах чувство любви описано наиболее полно: зарождение и восторженность, счастье от разделенной любви и наслаждение эмоциями, боль измены и бесконечные страдания по этому поводу. Знатная римлянка Клодия, прославившая своё имя любовными похождениями, по началу ответила поэту взаимностью, но вскоре он ей надоел и она нашла отраду в другом своем поклоннике. Катулл страдал. Его стихи отражали эмоциональную силу горечи и разочарования. Позже в поэте зародилось новое чувство — чувство презрения к изменнице. В своих стихах Катулл писал: «А ты, Катулл, терпи! Пребудь, Катулл, твердым!» Возможно, мир узнал бы из произведений этого древнеримского поэта и о других человеческих чувствах, но поэт умер, не дожив и до 30 лет. были увлечены творчеством Катуллы. Его стихи переводил А.С.Пушкин, его творчество изучал А.Блок.

Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н.э.) Родился в Венузии, очень стареньком городишке на юге Италии. Отец поэта мечтал о хорошей жизни для сына и сделал всё возможное, чтобы Гораций попал в привилегированное общество Рима. Он скопил небольшое состояние и дал сыну прекрасное образование на литературном и философском поприще в Афинах. В годы жизни поэта Римом правил Октавиан Август. Когда в империи вспыхнула гражданская война в 44 г., поэт примкнул к республиканцам, которые потерпели поражение. Гораций был арестован. Но попав под амнистию, вернулся на родину и приступил к своему творчеству. Все началось с того, что эпический ввёл Горация в литературный кружок богача Мецената. Меценат всячески поддерживал поэта и оказывал ему своё покровительство. Гораций в своих произведениях призывал жить скромно, держась «золотой середины» (Впоследствии это выражение стало крылатой фразой), он был противником всякой роскоши и богатой излишне сытой жизни. Он держался подальше от императорского двора и писал сатирические произведения, обнажая человеческие пороки: жадность, зависть, властолюбие, расточительство. При этом Горацио старался не касаться острых политических тем, похвальные псалмы в адрес императора писал сдержанно и редко. А вот гимны вину и любви, сатирические насмешки над человеческими пороками — это любимые темы Горация. Творчество Горация составляют сборники од и сатир, «Посланий», одним из которых является знаменитая «Наука поэзии» Именно здесь поэт делится своими взглядами на литературу. А знаменитая ода Горация «К Мельпомене» , известная также под названием «Памятник», переводилась различными поэтами Европы и России в разное время. Например, нам хорошо знакомое со школьной скамьи стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Горацио был одним из самых популярных и востребованных поэтов древности. Он чаще других изучался и имел огромное влияние на европейскую лирику. Это влияние мы можем наблюдать и в творчестве русских поэтов. Например, оно ощутимо в произведениях Ломоносова, Державина, Пушкина, Фета, Брюсова и т.д.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. — 17 г. н.э.) Величайший поэт, познавший немилость императора. В годы жизни поэта правил Октавиан Август, блюститель порядка и нравов. Ему не понравилось творчество Овидия, в котором поэт воспевал удовольствия и утонченную роскошь городской жизни. Овидий прославился «Любовными элегиями» и знаменитой поэмой «Наука любви» . В этой поэме Овидий очень точно, талантливо и, в ряде случаев, иронично описывает любовные переживания. Август сослал поэта в возрасте 50 лет (8 г.н.э.) в город Томы (Констанца), расположенного на побережье Чёрного моря. Овидий очень страдал и тосковал по родине. Он писал жалостливые стихи, пытаясь смягчить черствое сердце императора и получить разрешение вернуться домой. Но Августа не тронули пронзительные строки страдающего поэта. 10 лет провел Овидий на чужбине и там умер. Если говорить обобщенно, то творчество Овидия условно можно разделить на три основных направления: любовная поэзия (Сборник «Любовные стихотворения» , «Наука любви» ), мифологическая поэзия («Фасты» , «Метаморфозы» ) и творчество на чужбине («Песни скорби» , «Послания с Понта» ) Мировую славу Овидию принесла поэма «Метаморфозы» , состоящая из 15 книг, где поэт подробно и детально обработал множество мифологических сюжетов и преданий. Начинается поэма с сотворения мира и заканчивается превращением императора Юлия Цезаря в комету. От начала и до конца поэмы происходит множество событий с участием богов, которые делятся на сильных и служивших им плебеев. Боги живут на небе, но их жизнь очень сильно напоминает жизнь римского общества. Сильные, т.е. патриции, плетут интриги и принимают участие в любовных приключениях. В целом творчество Овидия оказало очень сильное влияние на поэтов всех времен и европейских народов. Многие сюжеты поэм Овидия послужили образцом и основой для создания других художественных произведений: стихов, балетов, опер и т.д. Во время ссылки А.С.Пушкин часто сравнивал свою судьбу с судьбой великого Овидия. А знаменитые Ромео и Джульетта были созданы Шеспиром под влиянием 4 книги Метаморфоз о Пираме и Фисбе.

В заключение хочу предложить мультфильм, созданный по мотивам сюжета об Аполлоне и Дафне поэмы «Метаморфозы» Овидия.

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его лирические стихи, посвященные Лесбии, -- так он называл Клодию, сестру народного три-буна Клодия. Клодия была типичной представительни-цей своего времени, когда в высших классах «нравы пред-ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшими-ся браками и столь же легкими связями. Любовные по-хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя-щенных ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную, хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз-рывов и счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э. становятся излюбленным развле-чением римлян. На устройство игр и цирковых пред-ставлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если толь-ко они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плу-ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре-месленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изоб-разительного искусства происходит в III -- I вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля -- базилики; с начала II в. до н.э. появляются монументальные декоративные со-оружения -- триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь укра-шаются римские площади, общественные и частные зда-ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне созда-ют новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, -- реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также разви-тие фресковых росписей, которые со II в. до н.э. начи-нают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпа-ми, кроме того, в нем живет теперь множество провин-циалов -- это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум пре-вращается в площадь, украшенную храмами, базилика-ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь -- прекрасный новый Форум, ставший впоследствии об-разцом для такого типа сооружений.

Латинская культура основана на поэзии.

Одним из самых ранних жанров в римской поэзии была обрядовая - плачи по умершим, «похвальные речи» перед гробом покойного на Форуме. Во время триумфального шествия солдаты импровизировали, распевая «триумфальные песни», где похвалы полководцу перемежались с непристойными шутками. Функция этих песен или словесных перепалок – отвратить беду от удачливого военачальника, уберечь его от зависти богов и призвать к умеренности.

Первые римские поэты были либо вольноотпущенники, либо уроженцы нелатинских областей. И профессия поэта была в то время откровенно презираемой римской знатью.

В 3 в. до н.э. Таранта Рим в глазах всего античного мира приобретает новый политико-экономический и военный вес. Теперь он должен обеспечить пропаганду своего образа жизни, а это может дать только литература. Поэтому официальный Рим прибегает к услугам профессиональных литераторов, получивших греческое образование.

Для римлянина в эпоху расцвета Республики поэзия все еще оставалась синонимом праздности. Пройдет немного времени, и аристократы осознают, что не могут игнорировать развитие литературы без опаски потерять и свой престиж, и свою власть. Поэтому они становятся защитниками поэтов, которые из благодарности посвящают им хвалебные оды. Становится модным иметь при себе двух-трех поэтов, но в обществе их чаще всего презирают, и жили поэты на содержании – если они хотели жить хорошо, они нуждались в материальной поддержке.

Для развития литературы необходимы литературные круги. В кружке сторонников аристократии и эллинофилов, поэтов, историков, философов, римлян и греков, Сципиона Эмилиана рождались произведения, которые пользовались одобрением и почетом.

Латинская литература своим расцветом и распространением обязана многим политическим, экономическим, социальным факторам и моде. Прежде всего это иностранное влияние. Мода на все греческое привела к тому, что многие и писать стали только на греческом. Цицерон блистал в диалоге на манер диалогов Сократа. Исторические сочинения зачастую сводились к автобиографиям.

Автор никогда не мог иметь успеха в своих постановках, если его не поддерживал кто-нибудь из богатых граждан, обладающих достаточным влиянием, чтобы рекомендовать эти пьесы эдилам, ответственным за организацию спектаклей. Прославиться, не числясь в каком-нибудь литературном кружке или свите богатого патриция, было крайне нелегко.

До конца Республики в литературе безраздельно властвовали патриции. С наступлением Империи литературные направления будут меняться по прихоти монарха.

Первым римским поэтом из знати был Гай Луцилий (ум. ок. 102 г. до н.э.). Из богатой семьи всадников, никогда не занимая государственные должности, автор тридцати книг сатир (сохранилось менее двадцатой части, в разрозненных фрагментах), он был также первым римским поэтом, который сделал окружающую его действительность и собственную жизнь главным объектом своей поэзии, смело рассказывая обо всем, что его волнует. Обилие бытовых зарисовок, исключительно пестрая тематика сатир, разнообразие форм (диалог, письмо, речь и др.). Именно Луцилий создал сатиру как форму актуальной полемики, причем персональной. И именно у него сатира становится сатирической в современном понимании.

Тит Лукреций Кар (ум. ок. 55 г. до н.э.), автор поэмы «О природе вещей» задался целью проповеди среди римской знати учения Эпикура, которое способствовало внедрению в сознание римлян идеала, заключенного в понятии досуг . Учение Эпикура не отрицает существование богов, но отрицает существование каких-либо сверхъестественных начал, управляющих людьми, утверждая тем самым идею всеобщего равенства. Цель эпикурейской философии – освободить человека от власти тяготеющих над ним предрассудков и суеверий, препятствующих достижению истинного удовольствия, которое не является привилегией избранных, а доступно всем людям, независимо от их социального положения.

Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем,

Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает.

На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить

Длительность смерти никак и добиться ее сокращенья

Эпикур у Лукреция – мудрец, научивший не страшиться смерти, путь освобождения от суеверий и страха перед богами – путь познания природы и ее законов, объясненных с помощью разума. Учение, которое полагало, что удовольствие есть покой и безмятежность, проповедовавшее «Живи незаметно!» и изоляцию от политической жизни, воспринималось в Риме как чрезвычайно опасная: Цицерон даже заявил о необходимости изгнать эпикуреизм из Рима особым постановлением Сената.

Чтобы выделиться в литературных кругах своего времени, писатели искали новые жанры, способы выражения, изобретали новые слова или использовали старые в новом значении. Произведение, не породившее желания подражать себе, вскоре исчезает и предается забвению. Произведение не может быть полностью отрезано от публики. Если оно резко выделяется на общем фоне, может породить моду.

В 1 в. до н.э. спонтанно сформировался кружок молодых поэтов - неотериков, то есть новых поэтов (poetae novi), новаторов. Они хотели жить, чувствовать и творить по-другому . Они хотят внести в свои стихи фантазии, выражение своих самых разнообразных чувств. Ради этого нет остановки перед чувством меры. Нужно шокировать хранителей окостеневшей традиции, скучной торжественной поэзии, которой не хватало метрического разнообразия, изящества и утонченности. Стремясь к чистоте форм и новой эстетике, они обращаются к поэтам-александрийцам, особенно к Каллимаху, с его эрудированностью стихов, насыщенностью мысли («Истоки»), воспеванием личных чувств («Эпиграммы»). Воспевая наслаждения, для римлян они воплощали новизну.

В их числе был Катулл, восемнадцать лет попавший в Рим. Рекомендательные письма отца позволили ему посещать высшее общество. Нововведения Катулла: тщательный отбор лексики, способной передать все оттенки чувства; забота о простой композиции, поддерживающей любопытство читателя различными приемами (неожиданность высказываемых мыслей, многообразие тем); поиск разнообразных и отточенных размеров. Он обращается к опыту архаических поэтов (заимствует у Сафо описание симптомов влюбленности). Катулл вводит литературную моду на короткие стихотворения на случаи («шутки», «стишки» и т.д.), затрагивающие незначительные темы повседневной и чувственной жизни (ссоры, отъезды и пр.), но содержащие порой жестокую сатиру. Стихи живые, порой малопристойные, удовлетворявший пристрастие к вычурному слогу, к мнимой простоте, к отточенному стиху, изъясняющемуся намеками.

Гай Валерий Катулл . Родился в Вероне в 87 г. до н.э., прожил более тридцати лет. Все сведения о жизни поэта – в его ста шестнадцати сочинениях, собранных в одной книге: небольшие стихотворения «полиметры», «ученые поэмы» и «эпиграммы». В Риме Катулл встретил и страстно полюбил образованную, но легкомысленную замужнюю женщину, которую в стихах называет Лесбией. «Непосредственность и экспрессия, с которыми Катулл рассказывает о своих душевных переживаниях, не имеют аналогов во всей любовной поэзии античности».

Лесбия часто меня в присутствии мужа порочит,

А для него, дурака, радость немалая в том.

Не понимает осел: молчала бы, если б забыла, -

Значит, в здравом уме. Если ж бранит и клянет, -

Стало быть, помнит, притом – и это гораздо важнее –

Раздражена, - потому так и горит, и кипит .

Ссорясь, примиряясь, ревнуя, поэт сознавал, что уважать Лесбию не может, но не в силах перестать любить ее.

И ненавижу тебя и люблю. - Почему же? - ты спросишь.

Сам я не знаю, но так чувствую я – и томлюсь.

Практически все стихотворения Катулла имеют аналоги в греческой поэзии. Например: «Люблю и не люблю тебя, / И буйствую и не буйствую…» (Анакреонт). Но греческие мотивы, темы, элементы поэтической техники, мифологические образы и стихотворные размеры выглядят у Катулла по-новому – опыт греков поэт усваивал творчески, поэтому всё, что он писал, производило впечатление сказанного впервые.

Следует сказать, что не только Катулл, но и поэты последующих столетий «соревновались» с греками, обогащая греческие образцы чертами исключительно римскими. «Для античного человека оригинальность поэта заключалась не в абсолютной новизне его творчества, а в возобновлении и совершенствовании уж достигнутого до него. Именно в сплаве нового и старого усматривали древние своеобразие того или иного автора. Установка только на эксперимент и новаторство была несвойственна самому духу римской литературы...». Например, у греков-александрийцев личный опыт поэта служил лишь поводом для написания стихотворений, у римлян он становится основной темой их поэзии.

Отмеченные печатью личного опыта, стихи Катулла глубоко интимны и предельно конкретны. Всеми отмечаемая особенность поэзия Катулла – ее естественность; неистовость чувства, владеющего им, он передает с непревзойденной непосредственностью и наглядностью. Его стилистическая палитра часто представляет собой причудливое смешение гротеска и лиричности, сарказма и патетики. Подражали Катуллу многие - Гораций и Вергилий, восхищались его искусством Ф.Петрарка, А.Блок, переводили А.Пушкин, А.Фет, В.Брюсов.

В истории римской литературы особое место занимает эпоха правления императора Августа (31 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Это годы наивысшего расцвета поэзии, достигшей своей вершины в творчестве Вергилия, Горация, Овидия – общепризнанных классиков мировой литературы. Поэтическая техника и искусство стихосложения достигают совершенства. Создается классический язык латинской поэзии. Благодаря поэтам и литераторам латинский язык становится средством распространения цивилизации в самых отдаленных уголках громадной империи. Культурное влияние Рима сравнялось с его политическим авторитетом.

Император Август прославился среди римлян как человек, возвративший Италии мир. Эпоха кровавых гражданских войн закончилась. Сосредоточив в своих руках всю полноту государственной власти, Август стремился укрепить нравственные устои государства путем возвращения к старым добрым нравам: трудолюбию, умеренности, уважению к долгу, благочестию, целомудрию. Возрождение древнего благочестия, уважения к старинным римским обрядам и церемониям становится отличительным признаком культурно-идеологической программы императора. Созданная Августом политическая структура дала возможность объединить самые разные слои населения под общим лозунгом реставрации древних римских ценностей. При Августе были созданы условия для культуры, которая синтезировала ценности прошлого и достижений заката Республики. Наиболее подходящей формой для прославления новых идеалов становится поэзия . Ораторское искусство возвращается с Форума обратно в школы. Гражданин перестает быть политическим деятелем. Страстью подданного империи становится литература, точнее все таланты притянула поэзия. Император объявляет себя покровителем поэтов. Более того, поэзия становится модой. Многие отправлялись в Рим только для того, чтобы увидеть великих писателей.

После гражданских войн публика отдыхает и слушает, как поэты воспевают деяния ее императора. Август назначает «министром» культуры Мецената, увлеченного поэзией и помогавшего поэтам. Новый подъем переживает воспевание чувств. Поэты оспаривают друг у друга честь быть отправленным в путешествие за счет государства. Нерон писал лирику, сатиры, эпопеи. Чтобы заслужить благоволение императора и сохранить свой престиж, знать бросалась наперегонки за императорами в сочинении од, драм, стихов, менее образованные покупали за баснословные деньги рабов, которые в нужный момент могли подсказать им стих из греческих классиков. Толпы поэтов заполонили улицы и площади. …Во времена Адриана и Марка Аврелия (2 в.) доминирует философия. Повсюду увлекаются археологией, изучением древних авторов, интеллектуальными играми. Риторы славословят архаизм. А известных поэтов той эпохи не наберется и десяток.

Появляются и литературные праздники. В театрах читают произведения известных авторов. Появляются литературные соревнования. Нерон учредил конкурс – Неронианы. Домициан построил одеон и устроил конкурс поэзии на греческий манер. Популярность чтения поэзии в одеонах и театрах объясняется прежде всего тем, что они являлись своего рода учебными заведениями для масс. Но и позволяли распространять произведения литературы среди разных сословий, которые иначе не смогли бы ознакомиться с достижениями поэзии.

По примеру эллинистических монархов Август создает публичные библиотеки (частные уже существовали) и, видя в литературе средство формирования общественного мнения, поощряет поэтов и прозаиков. Увеличился спрос на книги, расцветает издательская и - весьма прибыльная - книготорговая деятельность. Тираж книг, пользовавшихся повышенным спросом, доходил иногда до тысячи экземпляров. Однако авторы материальной выгоды от этого не извлекали. Чьей-либо собственностью опубликованное однажды сочинение уже не считалось, авторского права в современном смысле слова не существовало.

Отсутствие у писателей материально-правовой базы стало причиной расцвета меценатства (зародилось в птолемеевской Александрии). Покровительство литературе и искусству связано с именем Гая Цильния Мецената , богатого римского всадника, не занимавшего официальных должностей, выходца из знатного этрусского рода, друга и соратника Августа. Будучи убежденным эпикурейцем, Меценат считал высшей ценностью на земле – дружбу, и покровительствуемые им поэты становились именно его друзьями .

Гай Азиний Поллион положил начало «рецитациям» - публичным чтениям, в которых авторы знакомили приглашенных со своими произведениями еще до их публикации.

Если в эпоху Республики литературная деятельность служила для знати «досугом», то при Августе она становится единственным занятием тех слоев общества, которые живут в тени меценатства, оплачивая свой покой тем, что на все лады прославляют величие Рима и восстановленный в Италии мир. Причем, для поэтов той эпохи, познавшим тяготы гражданских войн, прославление мира (и Августа как его гаранта) было искренним.

Мода на поэзию в 1 в. сказалась на общем качестве литературы.

Вергилий .

Публий Вергилий Марон родился на севере Италии (Анды) в 70 г. до н.э. в семье ремесленника. В тридцать один год заканчивает свое первое значительное произведение «Буколики» . Вошел в кружок Мецената, по совету которого пишет (в течение семи лет) поэму «Георгики» . Последние годы жизни он сочиняет эпическую поэму – «Энеида». Умер в 19 г. до н.э.

Образцом для «Буколик» (название связано с тем, что действие ряда стихотворений посвящено идиллической жизни пастухов) послужили «Идиллии» греческого поэта 3 в. до н.э. Феокрита. Но в использовании феокритовских тем, мотивов, образов, отдельных слов и выражений Вергилий необычайно изобретателен и оригинален, он существенно обогатил жанр идиллии. «Главный герой» «Буколик» - сольное или попеременное пение пастухов, пение - сама радость, следовательно, и полноценная жизнь. В «Буколиках» слились реальность и фантазия, мотивы литературные и автобиографические. Пейзажи соотнесены с реальной местностью. И везде доминирует чувство ностальгии, постепенно основной темой становится ощущение утраты. В 4-й эклоге («избранное стихотворение») поэт предсказывает рождение ребенка, которому суждено увидеть «золотой век» на Земле; это – развитие стоической концепции о возвращении «золотого века», возрождение которого связывается с деятельностью Августа.

…Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурного царство.

Снова с высоких небес посылается новое племя.

К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену

Роду железному род золотой на земле расселится .

Дева, в данном отрывке, – Правда, Справедливость, дочь Юпитера и Фемиды, во время золотого века Сатурна жившая среди людей. С наступлением железного века превратилась в звезду в созвездии Девы.

«Георгики» - это рассказ о полевых работах, временах года, атмосферных явлениях и небесных знамениях, явившихся в год смерти Цезаря, садовых растениях, виноградарстве, домашних животных, пчелах.

Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле,

Надобно веры узнать и различные смены погоды,

Также отеческих мест постигнуть обычай и способ;

Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет:

Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится .

Но это не предписания по ведению сельского хозяйства, а воспевание крестьянского труда, прославление труда как средство нравственного возвышения, восхваление добродетельной жизни – спокойной и размеренной. Изображение счастливой жизни земледельцев должно, по замыслу Вергилия, привести читателя к мысли о совершенстве природы и неразумности людей, которых честолюбие толкает на братоубийственные войны. Что же касается целой книги о пчелах, то пчелиный улей – это государство в миниатюре: благодаря совместному труду и рациональному распределению обязанностей в нем постоянно царит согласие. Слаженная жизнь пчел – образец идеального государственного устройства.

В основу «Энеиды », ставшей национальным римским эпосом, был положен миф о родоначальнике римлян – сыне богини Венеры Энее , прародителе рода Юлиев (к которому принадлежал Август), который, избежав смерти при падении Трои, добирается до Италии, чтобы в устье Тибра основать новое государство. Воспевая Энея, поэт одновременно воспевал и Августа. Везде в тексте рассеяны намеки на современные события, скрытые аналогии и обобщения.

Слезы из глаз полились у Анхиза, когда отвечал он:

«Сын мой, великая скорбь твоему уготована роду:

Юношу явят земле на мгновенье судьбы – и дольше

Жить не позволят ему. Показалось бы слишком могучим

Племя римлян богам, если б этот их дар сохранило.

Много стенаний и слез вослед ему с Марсова поля

Город великий пошлет!.. »

Анхиз – в греческой и римской мифологии отец героя Энея, который в ночь падения Трои вынес отца на своих плечах из горящего города. Анхиз умирает в пути, а Эней сыном Юлом заканчивают путешествие в Лации.

Приведенный отрывок имеет аналогию с реальными событиями конца 1 в. до н.э. Император Август назначил 16-летнего сына своей сестры Марцелла наследником и приказал ему жениться на своей 14-летней дочери Юлии (тем самым вернувшись в древнейшим традициям архаических царств, в которых легитимность наследования власти обеспечивалась женитьбой на девушке царского рода). Вскоре Марцелл внезапно умирает. Тело юноши кремировали на Марсовом поле в Риме.

Высокие художественные достоинства поэмы сделали ее самым популярным произведением античности. Многие вергилиевские стихи стали крылатыми выражениями. На протяжении веков Вергилия воспринимали как пророка и чудотворца. У Данте в «Божественной комедии» поэт является воплощением земного разума.

Гораций.

Родился в 65 г. до н.э. в римской колонии в семье вольноотпущенника. Учился в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне. После нее, ради заработка в Риме, стал членом коллегии квесторских писцов. Первый свой поэтический труд – «Сатиры» посвящает Меценату (стремившегося поставить поэзию на службу государству), от него же получил вознаграждение в виде небольшого поместья. Умер в 8 г. до н.э.

Каждая из восемнадцати сатир Горация представляет собой отдельное художественное законченное произведение. Осуждение скупости, зависти, домогательства любви замужних женщин, рассказ о своей личной жизни, восхваление жизни в деревне, вскрытие и высмеивание пороков и заблуждений…

Цель поэта – узнать и изобразить людей такими, какие они есть в действительности, без язвительности, но с доброжелательностью, веселой серьезностью, найти гармонию между обществом и личностью. Гораций как бы приглашал слушателей к совместному обозрению недостатков и размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы.

Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,

Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят –

Пению нет и конца !

Несовершенство жизни и человеческие слабости заслуживают снисхождения, с их наличием надо смириться. Тема самовоспитания становится едва ли не самой главной в его поэзии. В форме шутливой беседы поэт указывает путь праведной жизни. Включение в сатиру философии сообщило жанру универсальный характер.

Если раскроет кто летопись мира, веков и народов,

Должен признать, что закон происшел – от боязни неправды!

Правды с неправдой натура никак различить не умеет

Так, как она различает приятное – с тем, что противно !

Заслуга Горация-сатирика в том, что он первым в римской литературе сознательно связал жанр сатиры с теорией смешного. «При этом ни один античный автор не рассказал о себе так искренне и доверительно, как это сделал в своих стихах Гораций, открывший самые сокровенные глубины своей души и показавший самые разные стороны своей повседневной жизни…».

Сплю до четвертого часа; потом, погулявши, читаю

Или пишу, про себя, что-нибудь, что меня занимает;

После я маслом натрусь, не таким, как запачканный Натта,

Краденным им из ночных фонарей .

«До четвертого часа» по-нашему до десятого.

Лирические стихотворения Горация вышли при его жизни под названием «Песни», но еще в античные времена их стали называть одами. Уже в первой книге од появляется тема, постоянно звучащая в античной поэзии: «Лови день, меньше всего веря грядущему». Гораций призывает не гнаться любой ценой за наслаждениями, а довольствоваться малым; отказ от всего лишнего есть достояние мудрости. «Лови день» сочетается у поэта, убежденного в непрочности всего существующего, с требованием держаться в жизни «золотой середины», которая есть источник счастья. Проповедь умеренности – основополагающий элемент так называемой горацианской мудрости, чрезвычайно популярной в Новое время.

Другая главная тема Горация – стремительный бег времени и неотвратимость смерти. Единственное средство, дающее человеку бессмертие, - поэзия. Человечность Горация «…в совокупности с совершенным владением поэтическим мастерством составляет секрет его поэзии. При чтении стихов Горация складывается впечатление, что поэту всё известно, что всё им выстрадано, преодолено и достигнуто. Выдавая себя за человека обыкновенного, …он устанавливает между собой и читателем отношения исключительной доверительности».

К концу жизни Гораций создает две книги «Посланий». В одном из них – «Наука поэзии» - поэт утверждает, что совершенство заключается в соединении полезного с приятным, наставления с развлечением – для достижения этого поэт должен обладать жизненным опытом, здравым умом и душевным равновесием. Он полемизирует со сторонниками мистического учения о поэзии как о «божественном исступлении»: рассуждая о соотношении таланта (ingenium) и искусства, Гораций считает, что одного природного дарования недостаточно, его надо дополнять изучением поэтического мастерства. «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить!» . Художественное же мастерство поэта выражается в тщательной обработке и совершенной форме произведения, которое следует скрывать девять лет, прежде чем оно будет опубликовано.

Поэзия Горация вдохновляла Петрарку. Особенно часто к Горацию обращались русские поэты.

В эпоху появляются в Риме первые сборники элегий на тему любви: Проперция, Тибулла и Овидия. Считается, что обстоятельные рассказы о любовных переживаниях, которые авторы представляли как свои собственные, - это реакция поэтов на попытки стороны правителей вторгнуться в духовный мир поэта и посягнуть на свободу его творчества.