Что такое поэма кратко. Что такое поэма? Определение и понятие. Зарубежные классические произведения
Поэма!
Поэма (др.-греч. Ποίημα ) — это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. д.
Поэма — произведение повествовательного или лирического содержания, написанное в стихах. Также поэмой называют произведения, созданные на основе народных сказаний, преданий, эпических рассказов. Классическим видом поэмы принято считать эпопею. В переводе с греческого языка поэма — это творение.
Возникнув в первобытном родовом обществе в виде песен, поэма прочно сложилась и широко развернулась в последующих эпохах. Но вскоре поэма потеряла значение ведущего жанра.
Поэмы разных эпох имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является определённая эпоха, суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека (в эпике и лиро-эпике) или в виде описания мироощущения (в лирике).
В отличие от стихотворений, для поэм характерен посыл, так как в них провозглашаются или оцениваются общественные идеалы. Поэмы практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах отдельные фрагменты стремятся превратиться в единое повествование.
Поэмы - самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого.
Ранние образцы эпических поэм: в Индии - народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.), в Греции - «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме - «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.) и др.
Наибольшую законченность поэма получила в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее», классических образцах данного жанра - эпопеях. В них отражались большие события, а целостность охвата действительности позволяла останавливаться на мелочах и создавать сложную систему персонажей. В поэмах-эпопеях утверждался широкий народный смысл, борьба за силу и значение народа.
Поскольку условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены, поэмы в своей подлинной форме не могли вновь появиться - поэма деградирует, получая целый ряд отличий.
В античной Европе появились пародийно-сатирические (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактические («Труды и дни» Гесиода, 8-7 вв. до н. э.) поэмы. Они развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).
Её композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). В Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).
Поэма! Поэму часто называют романом в стихах.
Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне).
В русской литературе начала 20 века возникла тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Интимнейшие переживания соотносятся с историческими потрясениями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание » А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет скрыт за чередованием лирических высказываний.
В советской поэзии существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо! » Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.
Поэма как лироэпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и исторические события, остаётся продуктивным жанром мировой поэзии, хотя в современном мире мало авторов этого жанра.
Другие статьи этого раздела:
- Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
- Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
- Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
- Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
- Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
- Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
- Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
- Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
- Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
- Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
- Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
- Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!
- Живопись! Живопись это искусство! Живопись это искусство художника! Каноны живописи. Мастера живописи.
- Вернисаж – «vernissage» - торжественное открытие художественной выставки!
- Метафорический реализм в живописи. Концепция о «метафорическом реализме» в живописи.
- Стоимость картин современных художников. Как купить картину?
Что такое поэма? Это произведение, которое находится на стыке двух литературных "миров" - поэзии и прозы. Как проза поэма имеет логику повествования, настоящий сюжет с развязкой и эпилогом. А как поэзия — передает глубину субъективных переживаний героя. Многие классические произведения, которые каждый проходил в школе, были написаны в этом жанре.
Вспомним, поэма "Мертвые души" пера украинского классика - Н. В. Гоголя. Здесь прекрасный масштабный замысел перекликается с умением находить глубину в человеке.
Вспомним поэзию гениального А. Пушкина - "Руслан и Людмила". Но кроме них, есть еще много интересных произведений.
История развития жанра
Поэма взросла из самых первых фольклорных песен, через которые каждый народ передавал исторические события и мифы своим детям. Это всем известная "Илиада" и "Одиссея", и "Песнь о Роланде" — французский эпос. В русской культуре прародителем всех поэм была историческая песнь - "Слово о полку Игореве".
Затем поэма выделилась из подобного синкретического искусства, люди стали дополнять эти былины, вводить новых героев. С течением времени появлялись новые идеи и новые сюжеты. Новые авторы придумывали свои истории. Затем появились новые виды: бурлескная поэма, ироикомическая; жизнь и утверждение народа перестали быть главной темой произведений.
Так развивался жанр, становился глубже и сложнее. Постепенно формировались элементы композиции. И теперь это направление в искусстве уже является целой наукой.
Структура художественного произведения
Что мы знаем о поэме? Ключевая особенность — произведение имеет четкую взаимосвязанную структуру.
Все части между собой связаны, герой как-то развивается, проходит испытания. Его мысли, так же как и чувства, в центре внимания рассказчика. И все события вокруг героя, его речь — все передано определенным стихотворным размером и выбранным ритмом.
К элементам любого произведения, в том числе и поэмы, относятся посвящения, эпиграфы, главы, эпилог. Речь, так же как в рассказе либо повести, представлена диалогами, монологами и авторской речью.
Поэма. Особенности жанра
Этот жанр литературы существует с давних пор. Что такое поэма? В переводе — "творю", "создаю". По жанру - лирическое масштабное стихотворное произведение, которое не только дарит читателю приятные впечатления от красивых строк, но имеет и цель, и структуру.
Создание любого произведения начинается с темы. Так вот, поэма очень хорошо раскрывает и тему, и характер главного героя. А также произведение имеет свои элементы, особый авторский стиль и основную идею.
Элементы поэмы следующие:
- тема;
- форма;
- структура;
- и ритм.
Действительно, так как это поэтический жанр, здесь обязательно должен присутствовать ритм; но как в рассказе, обязан соблюдаться сюжет. Выбирая тему, поэт обозначает, о чем именно произведение. Мы рассмотрим поэму "Кому на Руси хорошо" и известную историю Гоголя о Чичикове и его приключениях. Они обе имеют общую тему.
Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" Н. Некрасова
Начинал писатель свое произведение в 1863 году. Через два года после отмены крепостного права, и продолжал работать 14 лет. Но так и не закончил свой главный труд.
В центре внимания - дорога, символизирующая выбор направления в жизни, который каждый выбирает в своей жизни.
Н. Некрасов стремился передать достоверно и проблемы народа, и лучшие черты простого мужика. По сюжету, спор, который завязался между простыми тружениками, затянулся, и семеро героев пошли искать хоть одного из тех, кому действительно в то время жилось лучше.
Поэт ярко изобразил и ярмарки, и сенокос — все эти массовые картины служат ярким подтверждением основной идеи, которую он хотел донести:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?
Персонажи в главном произведении Н. Некрасова
Вот основа сюжета поэмы "Кому жить хорошо..." — по российским дорогам идут представители народа, крестьянские мужики, и исследуют проблемы таких же простых людей.
Поэт создал множество интересных персонажей, каждый из которых ценен, как уникальный литературный образ, и говорит от имени крестьян 19 столетия. Это и Григорий Добросклонов, и Матрена Тимофеевна, которую описывал Некрасов с явной признательностью к русским женщинам, и
Добросклонов — основной персонаж, который хочет выступить народным учителем и просветителем. Ермила же - это другой образ, он защищает крестьян своим способом, переходя полностью на его сторону.
Николай Гоголь, "Мертвые души"
Тема этой поэмы перекликается с некрасовской темой. Здесь также важна дорога. Герой по сюжету ищет не только деньги, но и свой путь.
Главный герой произведения - Чичиков. Он приезжает в небольшой город со своими великими планами: заработать целый миллион. Герой встречается с помещиками, узнает их жизнь. И автор, который ведет рассказ, высмеивает глупые мысли и вздорные пороки элиты того времени.
У Николая Гоголя получилось хорошо передать социальную действительность, несостоятельность помещиков как класса. И также прекрасно у него описаны портреты героев, отображающие их личностные качества.
Зарубежные классические произведения
Наиболее известными поэмами, написанными в темные времена Средневековой Европы, являются "Божественная комедия" Алигьери и "Кентерберийские рассказы" Чосера. Через рассказы, описанные талантливым поэтом Джеффри Чосером, мы можем узнать об английской истории, как в этой стране жили разные слои общества.
Ведь что такое поэма — это эпос, рассказывающий об ушедших временах и включающий большое количество персонажей. Д. Чосер отлично справился с этой задачей. Но, конечно, это эпос, который не предназначен для школьников.
Современные взгляды на поэму
Итак, понятно, что изначально это были только эпические произведения. А сейчас? Что такое поэма? Это современные сюжетные построения, интересные образы и нетривиальный подход к действительности. могут поместить героя в выдуманный мир, передать его личные страдания; описать неимоверно интересные авантюрные приключения.
В распоряжении современного автора поэм большой опыт предыдущих поколений и современные идеи, и разнообразие приемов, с помощью которых объединяется сюжет в единое целое. Но во многих случаях ритм стиха уходит на второй, а то и на третий план, как необязательный элемент.
Вывод
Теперь четко обозначим, что такое поэма. Это почти всегда лиро-эпическое объемное произведение в стихах. Но бывает и иронически построенная история, где автор высмеивает пороки отдельного класса, к примеру.
Инструкция
Откройте книгу с художественным произведением. Спросите себя, в какой форме написан текст: в или ? Это будет полезным, т.к. всей художественной литературы на эти две основные разновидности происходит не только на основе формальных критериев, но и смысловых. Проза чаще всего содержит в себе повествование о каких-либо или событиях, отвечая при этом на вопросы что?, где? и когда? Стихотворное же произведение стремится передать чувства, эмоции, впечатления лирического героя и, как правило, не имеет сюжета.
Возьмите себе на заметку, что в в связи с этим используется термин «литературный род», и приведенные выше два типа произведений относятся соответственно к эпическому и лирическому родам.
Откройте произведение А. С. пушкина "Руслан и Людмила". Убедитесь, что оно написано в стихах и попытыйтесь определить чувства и эмоции, выраженные лирическим героем. Нет сомнений, что это вызвало у вас затруднения. Неудивительно, ведь в поэме вовсе нет лирического героя с его чувствами. Зато есть сюжет, и вам не составит труда пересказать во всех подробностях перипетии судьбы Руслана на его пути к сердцу Людмилы. Очевидно, что в поэме два рода - лирический и эпический - соединяются вместе и образуют промежуточный, пограничный род, который носит название лиро-эпического. Таким образом, можно сделать вывод, что отличительная черта поэмы - это стихотворная форма в сочетании с развернутой сюжетной линией.
Видео по теме
Обратите внимание
В истории литературы эти лиро-эпические произведения – поэмы – известны давно и встречаются довольно часто. Еще в Античности титаны художественного слова Гомер и Вергилий писали свои стихотворные поэмы-эпопеи – всем известные «Илиада» и «Одиссея».
Поэмы были особенно популярны в эпоху Романтизма, когда писатели стремились к поиску новых, синтетических жанров, позволивших бы не просто рассказать, но и чувственно описать жизнь. Тогда Дж. Байрон написал свою поэму «Паломничество Чайлд Гарольда», С. Кольридж – «Поэму о старом моряке», У. Вордсворт - «Майкла».
Поэмами являются и такие известные произведения русских авторов, как «Демон» М. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина, «Василий Теркин» А. Твардовского.
ПОЭМА
- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мёртвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко).
Словарь литературоведческих терминов. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЭМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ПОЭМА в Литературной энциклопедии:
[греч. poiein — «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем … - ПОЭМА в Большом энциклопедическом словаре:
(греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) … - ПОЭМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос … - ПОЭМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
см. … - ПОЭМА в Современном энциклопедическом словаре:
(греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос … - ПОЭМА
[греческое] 1) сюжетное литературное произведение лиро- эпического характера в стихах, стихотворная повесть или рассказ (например, "медный всадник" пушкина); 2) название … - ПОЭМА в Энциклопедическом словарике:
ы, ж. 1. Большое лирико-эпическое повествовательное произведение в стихах. 2. перен. О чем-нибудь возвышенном, прекрасном. П. … - ПОЭМА в Энциклопедическом словаре:
, -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы". … - ПОЭМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
ПО́ЭМА (греч. рoiema), поэтич. жанр большого объёма, преим. лироэпический. В древности и ср. века П. называли монументальный героич. эпос (эпопею) … - ПОЭМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? см. … - ПОЭМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
поэ"ма, поэ"мы, поэ"мы, поэ"м, поэ"ме, поэ"мам, поэ"му, поэ"мы, поэ"мой, поэ"мою, поэ"мами, поэ"ме, … - ПОЭМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
-ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая … - ПОЭМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
"Мцыри", … - ПОЭМА в Новом словаре иностранных слов:
(гр. poiema создание) 1) большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; перен. о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2) название нек-рых муз. … - ПОЭМА в Словаре иностранных выражений:
[ 1. большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; * о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2. название нек-рых муз. произведений - небольших … - ПОЭМА в Словаре синонимов Абрамова:
см. … - ПОЭМА в словаре Синонимов русского языка:
дастан, книга, рамаяна, … - ПОЭМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и … - ПОЭМА в Словаре русского языка Лопатина:
по`эма, … - ПОЭМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
поэма, … - ПОЭМА в Орфографическом словаре:
по`эма, … - ПОЭМА в Словаре русского языка Ожегова:
о чем-нибудь возвышенном, прекрасном П. любви. П. весны. поэма большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Эпические … - ПОЭМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
(греч. poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) … - ПОЭМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
(по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события …