Кочевники месопотамии. Какие коренные европейские народы — кочевники

Есть люди - патриоты территории, на которой они обитают. Для них понятие «сосед» - священно, для них власть на этой территории - высшая. Назовем таких людей «огородниками». И есть люди, не зависящие от территориальных объединений. Это - «кочевники».

В Азии говорят так: «Если у узбека или туркмена появляются деньги, он покупает или строит себе красивый хороший большой дом. Если у татарина или казаха появляются деньги, он покупает себе самый дорогой джип и носится на нем по степи».

У кочевников и огородников совершенно разное восприятие мира. Эти два типа людей живут в разных условиях и формируются по-разному.

Огородник напрягается два раза в году, во время сева и уборки. Все остальное время он лежит на спине, плюет в потолок и предается пьянству, тупости и прочим не позитивным занятиям. Но когда приходит сев или уборка, огородник надрывается изо всех сил. То есть он живет в режиме безделья, сменяющегося авральным, запредельным напряжением. Такой образ жизни неизбежно отражается на характере огородника.

Кочевник занят 365 дней в году - он ни на один день не может оставить без внимания стада. Я говорю не о каком-нибудь там деревенском пастушке, у которого десять коров, и он, как правило, умственно отсталый, их пасет. Представьте себе, как живут пять-шесть пастухов, которые гоняют по степи две-три тысячи голов скота. Такая деятельность накладывает отпечаток на всю жизнь кочевника.

Кочевники смотрят на огородников с превосходством, потому что огороднику некуда деться, а кочевник всегда может уйти. Кочевник считает себя выше любой власти, потому что над ним никого нет. Если пришла власть, неугодная кочевнику, он просто развернет свои стада и уйдет на другую территорию.

Ему плевать на эту власть. Если же пришла власть, неугодная огороднику, он все равно подчинится ей. Потому что уже власти абсолютно наплевать на то, нравится она огороднику или нет, а у него нет выбора - он привязан к своей земле.

Можно у кочевника отобрать его стада, но если он сохранит хоть пару баранов - у него через год-два появятся новые стада. И любое имущество он сможет восстановить.

Жена для огородника - это хозяйка. Хозяйка не только дома и огорода, но и его самого. Ведь женщина занята 365 дней в году, она не может оставить дом без своей работы. При этом мужчина-огородник занят только два раза в году, а все остальное время предается пьянству, тупости и безделью. Значит, все это остальное время он задавлен своей деятельной женой.

Жена для кочевника - это партнер. Когда кочевье перемещается, впереди, где самая опасная территория, идут вооруженные взрослые мужчины, по бокам идут молодые юноши, а позади - дети и старики, которые, тем не менее, представляют какую-то ударную силу.

А женщины и маленькие дети идут всегда в середине. Но вот кочевье останавливается на временную стоянку. Взрослые мужчины и молодые юноши разъезжаются во все стороны, дозорами. Дети и старики становятся вокруг кочевья. А женщины должны поставить юрты, приготовить пищу, чтобы накормить дозорных, которые вернутся, и детей и стариков, которые их охраняют. Это - партнерство, и положение женщины-партнера отличается от положения женщины - хозяйки огорода.

С другой стороны, каждая женщина у кочевников прекрасно понимает, что если она потеряет мужа, она потеряет все - имущество, свободу, возможно, и жизнь. А любой мужчина прекрасно понимает, что если он потеряет женщину, его жизнь очень усложнится. Ему придется какое-то время обходиться без еды, потому что нельзя одновременно и самого себя охранять, и готовить пищу, придется обходиться без комфорта, без юрты, без тепла. Кочевая жизнь формирует совершенно другой тип отношений между мужчиной и женщиной.

Для огородников брат - это соперник. Либо с братом надо поделить отцовский огород, либо его надо выгнать вон, чтобы оставить огород себе одному. Брат для кочевника - это напарник, тот, кто всегда первым придет на помощь. Это накладывает отпечаток на общность людей.

Разный образ жизни формирует совершенно разное отношение к действительности.

Например, для кочевника что-то украсть - это доблесть, гениальная тема, а для огородника - это кошмар, ужас, преступление. Точно так же уничтожение того, кто на тебя покушался, кочевники сочтут доблестью, а огородники - преступлением.

Как относятся друг к другу кочевники и огородники?

Огородник для кочевника - пьяница, лентяй, бездарь, земляной червь и вообще недочеловек. Это ресурс, который можно использовать как раба, или просто грязь под ногами, если его использовать нельзя. Кочевник для огородника - свободный человек, на которого смотрят с завистью, ненавистью и страхом.

В качестве примера я приведу телефонный разговор во время одного из конфликтов на юге страны:

Я - мэр города.

Ты, червяк земляной, слушай меня внимательно, - говорит Кочевник и излагает свою позицию. Кочевник не может общаться иначе, потому что для него любой огородник - это раб, независимо от того, какой пост тот занимает.

У страны, в которой мы с вами живем, России, есть своя специфика, особый менталитет.

Обратите внимание, что русские - единственный народ, который для своего названия использует прилагательное. Все остальные народы используют существительные - «англичанин», «француз», «немец», «шотландец» и так далее.

В давние времена было существительное «русич».

Неправильно думать, что прилагательное «русский» произошло от него - это абсолютно разные слова.

Этимология этих слов очень проста, и она очень многое объясняет.

Сколько времени существовала государственная структура на территории России, в ней всегда было очень четкое деление - на правителей и народ, который к правителям отношения не имел. Когда-то приехали веселые ребята, выходцы из области Рус, что в южной Швеции. Они называли себя «русы». Эти пришельцы захватили власть, стали править местным народом и продавать его, как скот, в рабство. У меня всегда вызывало недоумение - почему князья продавали в рабство свой народ, ведь так никто из правителей нигде не поступал. Разгадка проста - это был не их народ. Русы - завоеватели земли. Русич - это потомок руса.

Тысячелетия, века рабства наложили на жителей страны свой отпечаток. Когда вы смотрите на человека, у вас в голове сразу щелкает, и вы на уровне подсознания определяете - холоп он или барин, хозяин или раб. И люди привыкли только к двум моделям поведения - хозяина или раба, третьего не дано.

Ведь прошло всего сто пятьдесят лет, только семь поколений сменилось после отмены крепостного права.

И в двадцатом веке в течение семидесяти лет мы пребывали в системе «холоп-барин». Там, где есть жесткое сословное деление, всегда существует противопоставление, а единения нет и быть не может.

Если мы посмотрим на народы, у которых такого жесткого сословного деления не было, или оно было очень давно и уже забыто, мы увидим совсем другую модель поведения.

Справка

Вадим Вадимович Шлахтер - один из ведущих психологов-практиков России, автор оригинальных психологических методик, кандидат психологических наук, член-корреспондент Балтийской педагогической академии. С 2002 по 2005 год В.В. Шлахтер был Председателем Ученого Совета ШЭЛ. Тренинги Вадима Шлахтера, разработанные в 1993-2006 годах, посвящены развитию интуиции, пробуждению резервных возможностей психики, подготовке к действиям в экстремальных ситуациях. Сегодня тренинги по методикам Вадима Шлахтера проводятся в разных странах и городах мира. Ученики и последователи МАСТЕРа готовят сегодня выдающихся спортсменов, бойцов войск специального назначения, топ-менеджеров, офицеров. Тренинги Вадима Шлахтера - своеобразный путь силы, встав на который обычный человек обретает экстраординарные способности.

Редакция 365info c большим интересом и уважением относится к историческому прошлому Казахстана. В данной статье мы предлагаем перевод наиболее интересных, на наш взгляд, выдержек из монографии американского журналиста и путешественника Брюса Чатвина. В своих трудах автор пытается осмыслить жизнь кочевников и их набеги на оседлую цивилизацию в общефилософском смысле, через древний принцип единства и борьбы противоположностей.

В 2017 году мы опубликовали перевод монографии британского деятеля о регионе Центральной Азии, когда она входила в СССР и у власти стоял И. Сталин. В статье прослеживается особо уважительное отношение к кочевникам-тюркам и их образу жизни.

В том же году была напечатана любопытная статья американского политолога российского происхождения , как осуществлялась идеологическая политика Советской власти в Центральной Азии.

Интерес авторов обусловлен их профессиональной деятельностью. Олаф Каро был одним из высших руководителей британской Индии и на Центральную Азию и ее народы смотрел с точки зрения недопущения влияния СССР на полуостров Индостан.

Соломон Шварц имел серьезные идеологические расхождения с большевистской властью, за что подвергался репрессиям и эмигрировал на Запад.

В этой статье мы предлагаем перевод выдержек из монографии американского журналиста Брюса Чатвина. Его работа «Механика кочевых вторжений» была опубликована в знаменитом и авторитетном научно-популярном журнале History Today .

Кочевник – это угроза ценностям, богатствам, отношениям, складывающимся веками в рамках оседлого образа жизни

Все думы ведут к Риму

В одном из первых письменно зафиксированных Западом сообщений говорилось о появлении грозной силы с Востока весной 376 года. Римская разведка донесла командованию о приближении неизвестного народа к границам Римской империи, а именно — к Дунаю. Там же сообщалось, что этот народ уничтожил королевство Эрманарих (Херманарайх, а попросту Страна германцев) в Крыму.

Разведчики отмечали звериный облик воинов, а также особую тактику ведения боя при помощи лучников на лошадях

Римский историк тех лет Аммин Марсел писал, что родина гуннов «близка к океану, схваченному льдом», а также, что «в стране гуннов никто землю не пашет, их руки никогда не трогали плуга… Им неведомы дом, закон и оседлая жизнь. Они кочуют с места на место в своих кибитках.

Спроси любого гунна, откуда он, и он скажет, что зачали его в одном месте, рос он в другом, а возмужал без отцовской руки»

В исторических книгах рассказывается, что беженцы-готы просили римских правителей дать им убежище в пределах империи. Признав власть римского императора, они получили разрешение переправиться через Дунай

«…тысячами, словно хлопья пепла, порожденного извержением Этны…»

Через 2 года готы восстали в битве при Адрианополе и убили императора Рима Валента Второго.

Наши предки Древний Рим не разрушали. Но они так затравили древних варваров-германцев,

что те весь свой страх, гнев и отчаяние выплеснули на римлян. С этого начался распад великой Римской империи.

О кочевых «зверях» и городских «дегенератах»

Возвращаясь к статье Чатвина, следует отметить, что автор рассматривает падение Римской империи как малый эпизод в древней и непрерывной борьбе двух несовместимых, но комплиментарных друг другу систем – кочевничества и оседлого образа жизни.

«…Нашествие гуннов было не первым прецедентом большого кочевого набега на Европу. Римляне называли «невспаханной степью» территории от современной Венгрии до Манчжурии. Там жили киммерийцы, скифы и сарматы, которым временами становилось тесно в степях и они заходили на земли оседлых народов, подвергая их насилию и грабежам.

Древние Месопотамия и Египет периодически страдали от набегов кочевников и считали их бедствием в одном ряду с эпидемией, засухой и наводнением.

Венгерский историк Андреас Альфольди писал, что «…по рекам Дунай и Рейн пролегает «моральный барьер» между варварами и цивилизованными людьми.

Грандиозные римские укрепления, а с ними и Великая китайская стена есть вторичные последствия этого морального раздела».

В более современной трактовке –

конфронтация продолжается, существует барьер между революционной подвижной стихией и оседлой властью…»

Далее Чатвин развивает вышесказанные факты отсылкой к истокам христианской веры и цивилизации. «Противостояние кочевника и оседлого человека есть то же самое, что конкуренция Авеля-пастуха с Каином-агрономом и основателем первого города.

Истинные кочевники – сыновья Исмаила

Древние евреи стали кучковаться вокруг Авеля, что больше бы подошло бедуинам. Иегова счел подношение Авеля в виде первенца из стада более привлекательным, чем плод, поднятый с земли Каином. Братоубийственное преступление Каина рассматривается как типичный преступный акт оседлого человека, за который он был наказан отлучением от семьи и скитанием.

Истинные кочевники – это сыновья Исмаила, дикого человека, «…чья рука восстает против каждого мужа, и рука каждого мужа против него», носитель духа перемещения и завоевания.

Книга Иешуа (Шестая книга Ветхого завета) есть хвалебная песнь идеалам кочевого и боевого образа жизни

Французский путешественник Морье отмечал, говоря о кочевниках Персии, что они презирают городского и сельского жителя, считая его дегенератом, и хвалил стойкость и простоту манер людей, живших в простых палатках, одновременно понося тех, кто нежится в роскоши отдельного строения под защитой городского образования…»

Отмечая древнейшее презрение воина-кочевника к оседлому «человечишке», Чатвин отмечает, что оседлый житель, которого автор называет «гражданином», «презирает кочевника как дикого разрушителя достижений прогресса.

А поскольку

литература сама по себе есть изобретение оседлых людей, и все, что написано о кочевниках, окрашено в черный цвет

Один из древнеегипетских чиновников так писал о кочевниках-бедуинах семито-хамитского происхождения: «…Само имя их смердит хуже птичьего помета…»

Китайский имперский секретарь по делам восточно-гуннских земель так описывал кочевников: «В груди у них бьется сердце зверя… С самых древних времен никто не взирает на них, как на часть человечества».

Власти Рима считали своих граждан людьми, всех извне – животными. Уничтожение готтов гуннами в 340 годы до н. э. римские историки изящно сравнили с медицинским вмешательством salubria medicamenta. Во всех других случаях

вторжение кочевников приравнивалось к чуме, саранче и клубкам ядовитых змей»

Охотник не есть кочевник

Автор статьи попытался проникнуть в образ мышления кочевых народов. «…Во времена монгольских завоеваний в 13 веке наблюдатели уверенно прогнозировали конец света. Монгольский хан был Антихристом, а его конница – легионом гог-магогов.

Военная машина монголов породила в мире такое же беспокойство, что и атомная бомба

По этой причине механика кочевого набега есть нечто большее, чем просто предмет преходящего интереса.

Слово «номад» происходит от греческого nomos – пастбище. Кочевник – это работник на пастбищах, владелец скота и человек, который разводит одомашненный скот. Называть охотника кочевником – значит неправильно понимать значение слова «номад».

Охота – это техника убийства животного, а «номадизм» преследует цель сохранить и приумножить поголовье животных. Психология охотника также отличается от психологии кочевника, как психология кочевника от психологии растениевода-ботаника.

«Номадизм» порожден обширностью территории, на которой можно экономически развернуться, будь то саванна, степь, пустыня или тундра. Там, где есть условия для передвижений растущего поголовья.

Для кочевника постоянное движение есть главный нравственный принцип

Без движения животные умрут. Ботаник же привязан к своему наделу. Если он забросит свой клочок земли, на ней пышным цветом порастут сорняки…»

Территория номадов – это тропа, соединяющая их пастбища

Чатвин сделал один удачный и меткий вывод: «…кочевники никогда бесцельно землю не топтали, как то могут заявлять некоторые хрестоматии. Миграция кочевника – это маршрутизированный вояж животных по предсказуемой последовательности пастбищных угодий.

Миграции кочевников столь же не гибки, сколь не гибки миграции всех диких животных в природе, поскольку оба типа миграции определяют экологические условия. Одомашнивание лишает животное такого инстинкта, как ощущение времени и пространства. Пастух подменяет это ощущение своим наработанным и соответствующим его интересам навыком.

Территория номадов – это тропа, соединяющая их привычные пастбища. Обитатель юрты-кибитки-палатки придает этой тропе такое же эмоционально-ценностное значение, что и оседлый житель придает своему дому и наделу.

Кочевники требуют, чтобы остальной мир уважал их собственность, неправильные миграции могут привести к конфликту интересов между племенами. Кочевники претендуют на безграничное господство над своими тропами, но на практике их жизнь полна просьб дать друг другу право перехода через определенные территории в определенное время года.

Земля не представляет для кочевника никакой ценности после того как он тронулся с места

Таким образом для кочевника наличие официальной государственной границы есть своего рода безумие…»

«Обитатель дома — недочеловек»

Еще несколько интересных наблюдений Чатвина. «Сегодняшние кочевники переживают кризис, находясь в руках оседлых администраторов. Их образ жизни в современном государстве считается анахронизмом.

Кочевники к переменам относятся с сопротивлением и отрицанием. «Проблема племен» остается висящим в воздухе вопросом для многих современных правительств мира также, как это было для правителей древних городов, расположенных вблизи большого Востока.

Доведенная до автоматизма дисциплина ведения пастбищной экономики порождает самые высокие стандарты верности и преданности среди родни. В большинстве номадических культур «человек» — это «тот, кто мигрирует».

Слово «араб» означает «тот, кто живет в палатке», в противоположность слову «хазар», которое значит «обитатель дома». «Обитатель дома», опять же, это недочеловек».

Кочевники и религия

«Кочевники не религиозны. Их мало интересуют ритуалы, церемонии и торжества веры. Миграция сама по себе есть ритуальное представление, некий тип «религиозного» катарсиса, нечто революционное.

Моменты, когда кочевник разбивает лагерь и когда его покидает, обретают сакральный смысл нового старта. Это объясняет агрессивную и насильственную ответную реакцию кочевника на любые блокировки его передвижений.

Если мы предположим, что религия – это реакция на страх и беспокойство, кочевой образ жизни тогда должен удовлетворять основные амбиции человека, чего не дает оседлость.

Парадоксально, но неудивительно, что все великие религии, включая ислам, иудаизм, христианство, буддизм и зороастризм, проповедовались среди оседлых народов, которые когда-то были кочевниками. Церемониалы этих религий пропитаны пасторальной метафоричностью, их процессии и посещение святых мест есть повторение миграций кочевников…»

Рецепт от меланхолии по-гуннски

«Что снискало кочевникам плохую репутацию? Неправильно считать, что «дух передвижения и завоевания» является генетически наследуемой поведенческой моделью, которая в рамках естественного отбора получила высокое развитие среди кочевников.

В книге «Эволюция человека и общества» проф. Дарлингтон предполагает, что инстинкты цыган, равно как и охотников эпохи Палеолита, приспособились к подвижному образу жизни. А также считает, что королевские фамилии Европы, также как и монголы, имели генетически обусловленную адаптацию к лошади. Это

дало их предкам возможность побеждать в войнах, но в условиях «войны моторов» завело их под косилку

Тем не менее, генетический подход к истории показал ошибочность и стал объектом постоянной критики. Невозможно объяснить воинственность монголов с точки зрения генетики. Монголы были охотниками, которые однажды зашли в степи, где обрели искусство верховой езды и скотоводства. Они оставили позади своих «кузенов» – тунгусов и самоедов, которые были и есть самые мирные люди на планете, «тщедушные и робкие дикари, дрожащие от грохота выстрелов», как писал про них английский историк Гиббон .

Другие историки предположили, что россыпи человеческих черепов там, где прошел Чингисхан, или ужасающие рынки рабов в Бухаре только доказывают, что

у человека первичным инстинктом является желание атаковать, доминировать и убивать себе подобных

Инстинктом, зачастую подавляемым институтами цивилизованной жизни и высвобождаемым более естественными условиями номадического варварства. Опять же, этот взгляд в корне неверен.

Вместо этого, возможно, нам надо допустить, что человеческой натуре свойственен «драйв» двигаться по обширной территории. Передвижение в пространстве способствует выработке ощущения душевного и физического благосостояния, в то время как монотонность длительного пребывания в одном месте или регулярного посещения места постоянной работы способствует появлению утомления и ощущения собственной неадекватности.

То, что этнологи называют «агрессией», на деле есть простое проявление гнева в ответ на необходимость прервать путешествие и пребывать в замкнутом месте.

Груднички часто плачут просто потому что им надоедает лежать на одном месте.

Плачущее дитя — крайне редкое явление для кочевого аула

То, как кочевники отчаянно цепляются за свой образ жизни, отражают то удовлетворение, которое человек получает, находясь в состоянии вечного передвижения.

Мы, представители оседлой цивилизации, вытравливаем свои фрустрации посредством пеших прогулок. Средневековая церковь ввела институт пешего паломничества как способ лечения мрачного настроения, которое может привести к срыву и убийству».

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мировой истории потребовались сотни лет, чтобы населяющие Землю народы поселились там, где живут сейчас, однако даже сегодня далеко не все люди ведут оседлый образ жизни. В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о том, кто такие кочевники.

Кого можно назвать кочевниками, чем они занимаются, какие народы к ним относятся – все это вы узнаете ниже. Также мы покажем, как живут кочевники на примере быта одного из самых известных кочевых народов – монгольского.

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

Слово «кочевник» происходит от тюркского «кош», что в переводе значит «деревня по дороге». В русском языке есть понятия «кошевой атаман», а также «казак», которые по этимологии считаются родственными ему.

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Интересный факт выявили в ходе исследований — уровень рождаемости у кочевников ниже по сравнению с оседлыми народами.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.


Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

  • земледельцами;
  • ремесленниками;
  • торговцами;
  • охотниками;
  • собирателями;
  • рыболовами;
  • наемными рабочими;
  • воинами;
  • грабителями.

Кочевники нередко устраивали набеги на оседлых животноводов, стараясь отвоевать у них «лакомые» кусочки земли. Что любопытно, они довольно часто побеждали, потому что были выносливее физически благодаря более суровым условиям жизни. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.


Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Великий русский ученый Лев Гумилев – востоковед, историк, этнолог и сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой – изучал жизнь кочевых этнических групп и написал трактат «Изменения климата и миграции кочевников».

Народы

С точки зрения географии по всему миру можно выделить несколько крупных кочевнических участков:

  • ближневосточные племена, разводящие коней, верблюдов, ослов – курды, пуштуны, бахтияры;
  • пустынные арабские территории, в том числеСахара, где в основном используют верблюдов – бедуины, туареги;
  • восточноафриканские саванны – масаи, динка;
  • высокогорья Азии – тибетские, памирские территории, а также южноамериканские Анды;
  • аборигены Австралии;
  • северные народности, которые разводят оленей – чукчи, эвенки;
  • степные народы центральной Азии – монголы, тюрки и другие представители алтайской языковой группы.


Последние наиболее многочисленны и представляют наибольший интерес хотя бы потому, что некоторые из них сохранили кочевой образ жизни. К ним относились народности, показавшие свое могущество: хунны, тюрки, монголы, китайские династии, маньчжуры, персы, скифы, предшественники нынешних японцев.

Китайские юани – валюта Поднебесной – названа так благодаря кочевникам рода Юань.

Также к ним относились:

  • казахи;
  • киргизы;
  • тувинцы;
  • буряты;
  • калмыки;
  • авары;
  • узбеки.

Восточные народы вынуждены были выживать в суровых условиях: открытые ветра, засушливое лето, сильные заморозки в зимнее время года, бураны. Вследствие этого земли были неплодородны, и даже взошедший урожай мог погибнуть от погодных условий, поэтому люди в основном разводили животных.


Кочевники современности

Сегодня азиатские кочевники сосредоточены в основном в Тибете и Монголии. Возрождение кочевничества было замечено после распада СССР в бывших союзных республиках, но сейчас этот процесс сходит на нет.

Все дело в том, что государству это невыгодно: трудно контролировать передвижения людей, а также получать налоговые сборы. Кочевники, постоянно меняя местопребывание, занимают большие территории, которые экономически более целесообразно сделать сельскохозяйственными угодьями.

В современном мире стало популярно понятие «неокочевников» или «номадов». Оно обозначает людей, которые не привязаны к определенной работе, городу и даже стране и путешествуют, меняя местожительство несколько раз в год. К ним обычно относят актеров, политиков, гастарбайтеров, спортсменов, сезонных рабочих, фрилансеров.

Род занятий и быт кочевников Монголии

Большинство современных монголов, обитающих за пределами города, живут традиционно — точно так же, как и их предки еще несколько столетий назад. Основная их деятельность – животноводство.

Из-за этого они перемещаются два раза каждый год — летом и зимой. В зимнее время люди селятся на высокогорных долинах, где строят загоны для скота. Летом спускаются ниже, где попросторнее и достаточно подножного корма.


Современные жители Монголии обычно в своих перемещениях обычно не уходят за пределы одного региона. Также утратило значимость понятие племени, в основном решения принимают на семейном собрании, хотя к главным тоже обращаются за советом. Люди живут небольшими группами в несколько семей, селясь неподалеку друг от друга.

Голов домашних животных в Монголии в двадцать раз больше, чем людей.

Из домашних животных разводят овец, быков, крупный и мелкий рогатый скот. На немногочисленную общину часто набирается целый табун лошадей. Своеобразным транспортом является верблюд.

Овец разводят не только ради мяса, но и ради шерсти. Монголы научились делать тонкую, толстую, белую, темную пряжу. Грубая используется для возведения традиционных домов, ковров. Из тонких светлых нитей изготавливают более деликатные вещи: шапки, одежду.


Теплую одежду изготавливают из кожаного, мехового, шерстяного материала. Предметы быта вроде посуды или утвари из-за постоянных перемещений не должны быть хрупкими, поэтому он производятся из дерева или даже кожи.

Семьи, живущие у гор, лесов или водоемов, занимаются также растениеводством, рыбным промыслом, охотой. Охотники ходят с собаками на горных козлов, кабанов, оленей.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется .


Большинство населения живет именно в них.

Даже в столице, Улан-Баторе, где высятся новостройки, на окраинах есть целые кварталы с сотнями юрт.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

Слева в юрте располагается мужская часть – здесь живет хозяин дома и хранятся инструменты для разведения животных и охоты, например лошадиная упряжка, оружие. Справа – женская часть, где располагаются принадлежности для кухни, средства для уборки, посуда, вещи детей.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.


Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи.

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Традиции

Каждый, кому довелось близко познакомиться с монголами, отметит их невероятное гостеприимство, терпение, выносливый и неприхотливый характер. Эти черты отразились также в народном творчестве, который представлен в основном эпосом, воспевающим героев.

Многие традиции в Монголии связаны с буддийской культурой, откуда берут начало многие обряды. Также здесь распространены шаманские ритуалы.

Жители Монголии суеверны по своей натуре, поэтому их жизнь соткана из череды защитных обрядов. Особенно они стараются защищать детей от нечистых сил с помощью, например, особых имен или одежды.

Монголы любят отвлекаться от повседневности во время праздников. Событие, которого ждут люди целый год – Цаган Сар, буддийский Новый год. О том, как его празднуют в Монголии, вы можете почитать .


Другой крупный праздник, продолжающийся не один день – Надом. Это своеобразный фестиваль, во время которого проводятся разные игры, конкурсы, соревнования по стрельбе из лука, скачки.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим, что что кочевники – это народы, которые сезонно меняют место жительства. В основном они занимаются разведением крупного и мелкого скота, чем и объясняются их постоянные перемещения.

В истории существовало множество кочевых групп практически на всех материках. Самыми известными кочевниками современности являются монголы, быт которых мало изменился за несколько столетий. Они все так же живут в юртах, занимаются животноводством, а летом и зимой перемещаются внутри страны.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вы нашли ответы на свои вопросы и смогли лучше узнать про быт современных кочевников.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем присылать вам новые увлекательные статьи на почту!

До скорых встреч!

Схожее, но не тождественное значение имеет слово номады, номадизм, и именно в силу этой схожести значений, в русскоязычном и возможно других лингво-культурно несхожих оседлых обществах (персидском, сино-китайском, и многих других, исторически страдавших от военных экспансий кочевых народов) существует седентаристский феномен подспудной исторической неприязни, приведший к очевидно намеренной терминологической путанице "кочевник-скотовод", "номад-путешественник", "бродяга-трэвеллер" и т.п. и т.д. [ ]

Кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские этносы, и другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевого мира [неизвестный термин ] . На основании языковой близости к урало-алтайской семье и расовой принадлежности, некоторые историки [кто? ] считают предков современных японцев, древних конных воинов-лучников, завоеваших Японские острова, выходцами из урало-алтайской кочевой среды. Также и корейцы, которых некоторые историки (и генетики) [кто? ] считают отделившимися от протоалтайских народов.

Многие древние и средневековые династии Китая императорские династии, например древние Хань, названа в честь кочевого хана. Или одна из знаковых императорских династий, Тан, по названию народа Табгач, и другие самые знаковые в истории страны Чин, династии произошли от кочевников. Вклад, и древний, и средневековый, и относительно недавний, кочевников в общий (и северный, и южный) сино-китайский этногенез, вероятно, немал. Последняя династия Цин была кочевого, манчжурского происхождения. Национальная валюта Китая юань названа в честь кочевой династии чингизидов.

Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников - кочевое скотоводство , торговля , различные ремесла , рыболовство , охота , различные виды искусства (цыгане), наёмный труд или даже военный грабёж, либо "военные завоевания". Обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребенка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода или эля , и тем более кочевого аристократа. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это следствие родоплеменной воинской системы общества и государства.

Если придерживаться оседлого взгляда, то "каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место", ведут "кочевой" образ жизни, то есть могут классифицироваться в современном русскоязычном смысле как кочевники (в порядке традиционной терминологической путаницы), или номады, если этой путаницы избегать. [ ]

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Михаил Кривошеев: "Сарматы. Древние кочевники южнорусских степей"

    ✪ Кочевники узбеки и казахи были одним народом. История Казахстана и Узбекистана

Субтитры

Кочевые народы

Кочевы́е наро́ды - мигрирующие народы , живущие за счёт скотоводства . Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии , - рыболовством . Термин кочевье используется в славянском переводе Библии применительно к станицам измаильтян (Быт. )

В научном смысле кочевничество (номадизм, от греч. νομάδες , nomádes - кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведёт подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие, как цыгане, и т.д)

Этимология слова

Слово «кочевник» происходит из тюркского слова qoch, qosh, көш. Данное слово есть, к примеру, в казахском языке .

Однокоренным является термин "кошевой атаман" и украинская (т.н. козацькая) и южнорусская (т.н. казацкая) фамилия Кошевой.

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками (хотя, прежде всего надо было разграничить в русском языке использование термина кочевник и номад, другими словами, кочевники далеко не то же самое, что обычные номады, и далеко не все номадные народы это кочевники, причем интересен культурный феномен, состоящий в том что всякая попытка устранения намеренной терминологической путаницы - "номад" и "кочевник", традиционно существующей в современном русском языке, натыкается на традиционное же игнорирование). Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство (Пасторализм) как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях [сомнительная информация] или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2 % [сомнительная информация], в Туркменистане - 3 %, в Казахстане - 13 % [сомнительная информация] и т. д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран , заморозки, эпизоотии и другие стихийные бедствия могли быстро лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники не существовали изолированно от земледельческого мира, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (IV тыс. до н. э.) и появление колесниц (II тыс. до н. э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы учёных переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н. э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространённые схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое, полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное,
  • Жайлау , кыстау (тюркс.)» - зимнее и летнее пастбище).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы, равнины),
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т. д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь , крупный рогатый скот , овца , коза , верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки , монголы , казахи , киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы , хунну , тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток , где номады разводят мелкий рогатый скот , а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры , бассери, курды , пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара , где преобладают верблюдоводы (бедуины , туареги и др.);
  4. Восточная Африка , саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка , масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет , Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як (Азия), лама , альпака (Южная Америка) и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы , чукчи , эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией».

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчинённой стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

Кочевничество и оседлый образ жизни

Все кочевники евразийского пояса степей прошли через таборную ступень развития или стадию нашествия. Сдвинутые со своих пастбищ, они беспощадно все уничтожали на своем пути, поскольку перемещались в поисках новых земель. ... Для соседних земледельческих народов номады таборной стадии развития всегда пребывали в состоянии «перманентного нашествия» . На второй стадии кочевания (полуоседлой) появляются зимовники и летовки, пастбища каждой орды имеют строгие границы, а скот перегоняют по определённым сезонным маршрутам. Вторая стадия кочевания была самой рентабельной для скотоводов.

В. БОДРУХИН, кандидат исторических наук.

Однако оседлый образ жизни, разумеется, имеет свои преимущества перед кочевым, и возникновение городов - крепостей и прочих культурных центров, а в первую очередь - создание регулярных армий, часто строившихся по кочевническому образцу: иранские и римские катафрактарии, перенятые у парфян; китайская панцирная кавалерия, строившаяся по образцу гуннской и тюркютской; русская дворянская кавалерия, впитавшая традиции татарского воинства вместе с эмигрантами из переживающей смуту Золотой Орды; и т. д., со временем дало возможность оседлым народам успешно противостоять набегам кочевников, которые никогда не стремились полностью уничтожить оседлые народы так как не могли полноценно существовать без зависимого оседлого населения и обмена с ним, добровольного или принудительного, продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Омельян Прицак даёт такое пояснение постоянным набегам кочевников на оседлые территории:

«Причины этого явления следует искать не во врождённой склонности кочевников к грабежам и крови. Скорее, речь тут идёт о четко продуманной экономической политике»

Между тем, в эпохи внутреннего ослабления даже высокоразвитые цивилизации нередко гибли или значительно ослаблялись в результате массированных набегов кочевников. Хотя по большей части агрессия кочевых племен была направлена в сторону своих соседей кочевников, зачастую набеги на оседлые племена кончались утверждением господства кочевой знати над народами земледельцами. Например господство кочевников над отдельными частями Китая, а иногда над всем Китаем, повторялось много раз в его истории.

Другим известным примером тому является крушение Западной Римской империи, которая пала под натиском «варваров» во время «великого переселения народов», в основном в прошлом оседлых племен, а не самих кочевников, от которых они спасались на территории своих Римских союзников, однако конечный результат был катастрофичен для Западной Римской Империи, которая так и осталась под контролем варваров несмотря на все попытки Восточной Римской Империи вернуть эти территории в VI-м веке , что по большей части также было результатом натиска кочевников (Арабов) на восточные границы Империи.

Кочевничество, не связанное со скотоводством

В различных странах существуют этнические меньшинства, ведущие кочевой образ жизни, но занимающиеся не скотоводством, а различными ремеслами , торговлей, гаданием , профессиональным исполнением песен и танцев. Это цыгане , ениши , ирландские путешественники и другие. Такие «кочевники» путешествуют таборами , живя обычно в транспортных средствах либо случайных помещениях, зачастую нежилого типа. По отношению к таким гражданам властями часто применялись меры, направленные на насильственную ассимиляцию в «цивилизованное» общество. В настоящее время властями разных стран применяются меры по наблюдению за исполнением такими лицами родительских обязанностей по отношению к малолетним детям, которые в результате образа жизни их родителей не всегда получают полагающиеся им блага в области образования и здравоохранения.

В СССР 5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая или принуждая их вместо кустарного