Религиозные военные ордена. Духовно-рыцарские ордена средневековья. Расцвет духовных орденов

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Духовно-рыцарские ордены — военные монашеские братства в Зап. Европе в XII—XVII вв.

Целью их создания была защита христиан и христианской веры, защита и расширение владений на Ближнем Востоке, на Пиренейском п-ове, в Прибалтике. Виды Д.-р. о.: 1) военно-странноприимные, возникшие в XII—XIII вв. в Святой Земле в связи с ; 2) военные подразделения монашеских орденов, возникшие, как правило, в ходе на Пиренейском п-ове; 3) королевские национальные ордены, создававшиеся с целью консолидации знати в интересах королевской власти.

Ранее других возникли Д.-р. о., ставившие задачи обеспечения пути паломников в Святую Землю, выкупа пленных. Хотя их члены при посвящении принимали монашеское послушание и монашеским обеты (целомудрия, и добровольной нищеты), такие Д.-р. о. являлись преимущественно военными организациями. Таковы иерусалимские ордены: Св. Лазаря (конец XII в.), Св. Гроба (1099), Госпиталя Св. Иоанна (госпитальеры, они же , 1113—1130; впоследствии орден был известен как Родосский, а с 1530 — как Мальтийский), орден Храма ( , 1118), (1190), орден Меченосцев, основанный в в 1197 для христианизации Прибалтики; в 1237 он объединился с тевтонским. В 1218 в для выкупа пленников был учрежден орден Богоматери-Искупительницы, или орден Милосердия Святой Девы (Nuestra Señora de Merced); в 1317 его рыцари перешли в новый орден Монте`сы. Ранняя история орденов изобилует множеством полудостоверных сведений.

Воины-монахи (milites,chevaliers) духовно окормлялись духовенством соответствующих монашеских орденов (например, цистерцианского). Структурно Д.-р. о. делились на нации, приорства, бальяжи и командорства, за счет доходов от которых финансировалась их деятельность. Организация Д.-р. о. была строго иерархической: во главе стоял магистр или великий магистр, подчинявшийся папе римскому, за ним следовали командор, маршал, казначей. Рыцари были освобождены от , пошлин и налогов, за исключением коммерческой деятельности, наделены и другими экономическими и правовыми привилегиями. На Пиренейском п-ове великие магистры рыцарских орденов имели право на титульный предикат перед личным именем. Далеко не все воины принадлежали к привилегированному сословию, часть рекрутировалась из свободного крестьянства; рыцарями они не становились. Кроме рыцарей в орден входили монастырские братья и клирики церквей соответствующих приходов. Визуально различия отражались в церемониальном одеянии. Знаком орденов был крест: красный мечевидный процветший (), красный процветший (), зеленый процветший (Алька`нтара, ), черный процветший, обремененный красным крестом (Монте`сы), восьмиконечный белый (иоанниты), красный костыльный (Св. Гроба), черный лапчатый (тевтонский) и др.

Возникшие на Пиренейском п-ове ордены Алькантара (1154), Калатрава (1158), Ависский (св. Бенедикта) (1167), Сантьяго (1170), постепенно продвигая границы христианских королевств к югу, сыграли важную роль в Реконкисте. Им даровались замки, населенные пункты, земли и права, что включало их в сеньориальную и экономическую структуру регионов. С момента завершения Реконкисты (в Португалии в 1249) проблемой стали взаимоотношения Д.-р. о. с короной. Идеальный пример сотрудничества представляет португальский орден Христа, созданный в 1319 после ликвидации ордена тамплиеров (22 марта 1312) на основе их имущества. В Валенсии имущество тамплиеров было передано ордену Монтесы (1317), который в 1400 объединился с орденом Св. Георгия Альфамы, основанным в 1201 и признанным в 1373.

Королевские национальные, так называемые светские, Д.-р. о. создавались с целью консолидировать знать вокруг королевской власти и отличались гораздо меньшим религиозным компонентом. Таковыми во Франции являлись орден Звезды (1352), орден Св. Михаила (1469), орден Св. Духа (1570); в Англии орден Бани (1339), орден (1349); в Дании орден Белого Слона (1464); в Бургундии орден (1430). Основанный в конце XIV в. восточноевропейский рыцарский орден Дракона, формально считавшийся странствующим, относится к национальным королевским орденам. Старые ордены сближались с короной, создавались новые региональные. В орденах первого типа великий магистр избирался рыцарями, в орденах второго избирался рыцарями и утверждался капитулом монашеского ордена, а затем папой; в орденах королевского типа назначался из принцев или бастардов королевского дома. В XVI в. многие ордены были аннексированы короной.

В Новое время к членам в Д.-р. о. стали предъявлять строгие требования подтверждения знатности. В ходе либеральных революций начала XIX в. военные ордены были ликвидированы, но их наименования подчас были возвращены в виде орденов — наград за заслуги. Большая часть Д.-р. о. исчезла или продолжала номинальное существование. Ряд Д.-р. о. был восстановлен под старыми названиями в самые недавние времена; часть существует как самопровозглашенные.

Лит.: Антошевский И. К. Державный Орден святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. СПб., 1914; История Мальтийского Ордена XI—XX века. М., 1999; Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII—XIII вв. Л., 1978; Bielenfeld F. F. von. Geschichte und Verfassung aller Ritterorden. Weimar, 1841; Bonnet M.-R., Cierbide R. Les statuts de l’ordre de Saint-Jean de Jérusalem. Ed. critique des manuscrits en langue d’Oc (XIVe siècle). Bilbao, 2007; Cappelletti L. Storia degli ordini cavallereschi. Livorno, 1904; Chaffanjon A., Galimard Flavigny B. Ordres et contre-ordres de chevalerie. Paris, 1982; La Commanderie: Institution des ordres militaires dans l’Occident medieval. Paris, 2002; Idem. Brève histoire des ordres religieux militaires. Gavaudun, 1997; Idem. Chevaliers du Christ, les ordres religieux-militaires au Moyen Age. Paris, 2002; Favyn A. Histoire des ordres de chevalerie. Vol. I—II. Paris, 1620; Lawrence-Archer J. H. The Orders of Chivalry. London, 1887; Novoa Portea F. Le Glaive et la Croix, templiers, hospitaliers, chevaliers teutoniques et autres ordres militaires au moyen âge. Paris, 2005; Pinoteau H. Études sur les Ordres de Chevalerie du roi de France, et tout spécialement sur les ordres de Saint-Michel et du Saint-Esprit. Paris, 1995.

Вокруг рыцарей,которых одни называют неус-

трашимыми воинами,защитниками слабых,

галантными кавалерами,а другие-неустойчи-

выми в бою,дикими насильниками,алчными грабителями,вертелась в сущности история

европейского Средневековья,потому что они в те времена были реальной силой,которая тво-

рила историю.Рыцарь - это прежде всего про-фессиональный воин.Но не просто воин. Ры-

царь ”,” Рейтер ”,”Шевалье” …на всех языках

значит “всадник” .Снаряжение Рыцаря было весьма дорогим:ещё в конце Хстолетия,когда

расчёт вёлся на скот,комплект вооружения

вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобы -лиц.Аэто величина стада или даже табуна целой деревни!

Но мало взять в руки оружие – им надо уметь

отлично пользоваться.Для этого надо беспрес-

танные тренировкм с самого юного возраста.

Следовательно,тяжёловооружонный всадник должен быть богатым человеком, располагающим временем.

-1-

В XI - XII вв.термин «рыцарь» получил более

широкое значение и обозначал человека благо-

родного происхождения,принадлежащего к военному сословию.

За клятву верности сеньору рыцарь получал

землю с работающими на него крестьянами,

право на суд над ними,право сбора и присвое- ния налогов.

Как же происходил настоящий бой?Два зако-

ванных в железо всадника,закрытых щитами,выставив вперед длинные копья,сши-

бались с налета,и от страшного таранного удара,усиленного тяжестью доспехов и весом

лошади в сочетании со скоростью движения,

один из них с треснувшим щитом и распоро-

той кольчугой или просто оглушенный выле-

тал из седла.Если же доспехи выдерживали,

а копья ломались,начиналась «рубка» на мечах

Удары были редкими,но страшными.Об их силе говорят останки воинов,погибших в сра-

жениях Средневековья,-разрубленные черепа,

перерубленные берцовые кости.Вот ради та-

кого боя и жили рыцари.

Рыцарская честь понималась весьма своеоб-

Разно.Устав тамплиеров разрешал рыцарю

нападать на противника спереди и сзади,спра-

-2-

ва и слева,везде,где можно нанести удар.Но ес-

ли противник заставлял отступить хотя бы

несколько рыцарей,их соратники,заметив это,

как правило,ударялись в паническое бегство,

которое не в силах был остановить ни один

полководец.

Никакой дисциплины у рыцарей не было и быть не могло.Ибо рыцарь-индивидуальный боец,привелигированный воин с болезненно острым чувством собственного достоинства.

Он профессионал от рождения и в военном де-

ле равен любому из своего сословия,вплоть до

короля.В бою он зависит только сам от себя

и может выделиться,быть первым,только по-

казав свою храбрость,добротность своих дос-

пехов и резвость коня.И он показывал это все-

ми силами.

Рыцарей было мало.Например,во всей Англии

в 70-х гг. XIII в.насчитывалось 2750 рыцарей.В

боях участвовало обычно несколько десятков рыцарей,и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями,редко переваливая за тысячу.Понятно,что это мизерное количест-

во полноценных бойцов нельзя было растрачи- вать,распылять по мелочам.И тогда с конца

XI в.,во время крестовых походов,стали возни-

-3-

кать духовно-рыцарские ордена со строгими

уставами,регламентирующими боевые дейст-

вия.

ТАМПЛИЕРЫ. Официально этот орден назы-

вался «Тайное рыцарство Христово и Храма

Соломона»,но в Европе был известен как Ор-

ден рыцарей Храма.Его резиденция находилась в Иерусалиме,на месте,где,по преданиям,был

расположен храм царя Соломона.Самих же рыцарей называли храмовниками.

На печати тамплиеров были изображены два

рыцаря,скачущих на одной лошади,что долж-

но было говорить о бедности и братстве.Сим-

валом ордена стал белый плащ с красным вось-

миконечным крестом.

Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях,а особенно об охране паломников».Устав запрещал любые светские развлечения,смех,пение и т.д.Рыцари

должны были дать три обета:целомудрия,

бедности и послушания.Дисциплина была жесткой.Орден подчинялся только своему Ве-

ликому магистру и Папе римскому.

-4-

ГОСПИТАЛЬЕРЫ.Официальное название-

«Орден всадников госпиталя Святого Иоанна

Иерусалимского».Первоначально главной зада-

чей ордена был уход за больными и ранеными.

Рыцари раздавали безвозмездную помощь бед-

някам,устраивали для них три раза в неделю

бесплатные обеды.Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младен-

цев.Однако с середины XII в.главной обязанно-

стью рыцарей становится война с неверными

и охрана паломников.

Рыцари принимали три обета:бедности,це-

ломудрия и послушания.Символом ордена стал

восьмиконечный белый крест.Первоначально

он находился на левом плече черной мантии.

Позднее рыцари стали носить красное одеяние

с нашитым на груди крестом.В ордене были три категории:рыцари,капелланы и служащая

братия.Во главе ордена стоял Великий магистр.Для принятия важных решений соби-

рался генеральный капитул.

ТЕВТОНЦЫ .(«Орден Дома Святой Марии

Тевтонской»).В XII в. В Иерусалиме существо-

вал госпиталь немецкоязычных паломников.

Он и стал предшественником Тевтонского

ордена.

-5-

Рыцари ордена давали обеты целомудрия,по-

слушания и бедности.В отличие от других ор-

денов,рыцари которых были разных «языков»

(национальностей),Тевтонский орден в основ-

ном состоял из немецких рыцарей.

Символом ордена были белый плащ и прос-

той черный крест.

Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению

раненых.Орден стал заниматься «благой дея-

тельностью»-огнем и мечом нести слово Хри-

тово в восточные земли.Земли,которые завое-

вывали рыцари,становились их владением при

верховной власти ордена.

Рыцари покорили страны Прибалтики,осно-

вав город Ригу.Они покорили пруссов и отобра-

ли у Польского государства северные земли.Од-

нако план присоединения русской территории

к землям Тевтонского ордена потерпел пол-

ный крах.

В XX в. германские фашисты превозносили прежние заслуги ордена и его идеологию.Они

использовали и символику тевтонцев.Желез-

ный крест (черный крест на белом фоне) был

важной наградой «Третьего рейха».

Тевтонский орден формально существует в

Германии и по сей день.

-6-


Ученицы 3-а класса

Украинской гимназии№1

Корсюченко Евгении

КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ называют воен-

ные экспедиции,организованные западным хри-

стианским миром против мусульман.Их целью

являлось завоевание Иерусалима и Святой зем-

ли(Палестины).С 1095г. по 1291г. было пред-

принято восем крупных походов в Святую зем-

лю.Кроме того,крестовыми походами также

считаются экспедиции против язычников или

еретиков в самой Европе(например,завоевание

прибалтийских земельТевтонским орденом,

войны с маврами в Испании,войны с еретика-

ми-альбигойцами в Южной Франции,военные операции венгерских войск против еретиков в Боснии.

Крестовые походы были вызваны не только чисто религиозными устремлениями,но и тем

что с конца Хв.Европа переживала экономиче-

ское возраждение и вела с мусульманским миром борьбу на торгових путях Средиземно-

морья:контроль над Полестиной значительно

облегчил бы торговые предприятия европей-

ских купцов.В это же время в условиях срав-

нительного благополучия увеличивалось евро-

пейское население,а так как военное дело было

довольно выгодным занятием,то в Европе ско-

пилась огромная военная сила,готовая к

-7-

самым рискованным предприятиям и не нахо-

дящая применения дома.

18 ноября 1095г. во французском городе Клермоне Папой Урбаном II был созван церко-

вный собор,поддержавший идею войны с му-

сульманами за христианские святыни на Вос-

токе.Участникам похода даровалось проще-

ние всех грехов.Отправляющиеся в Святую

землю давали обет нести крест на плечах

своих до конца и действительно пришивали к своей одежде кресты,отчего и звались крестоносцами.

1

Современное официальное название — Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2


Официальное название — орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3


Официальное название — Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели — защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей — Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5


Официальное название — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7


Официальное название — Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8


Орден меченосцев — немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9


Духовно — рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10


Официальное название — Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.