В каком году были тамплиеры. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Связь с Храмом Соломона

История ордена тамплиеров, основанного в XII веке для защиты паломников, оказалась тесно связана с европейской социально-экономической политикой. Кредиторы королей, всесильные банкиры, воины и потерявшие совесть еретики — кем в действительности были эти монахи-рыцари? И правда ли, что их погубило именно стяжательство?

В темную ночь на 13 октября 1307 года из небольшого фламандского городка Сен-Леже спешно выехала кавалькада рыцарей. Путь их лежал на север, куда не простиралась власть Филиппа IV Французского, и им ничто не угрожало. Предвидевший этот маневр королевский прево решил «отрезать» Сен-Леже как раз с севера и двинулся на перехват отбывавшей кавалькады с вооруженным отрядом. Чиновник боялся опоздать, но — удивительно! — следы на дороге показывали: в последние часы городок никто не покидал. Напротив, получалось, что несколько всадников с севера около получаса назад проскакали его же курсом. Неужели заносчивые храмовники настолько обезумели, что вызвали подмогу, решив защищаться от законных властей? Лишь обнаружив наутро опустевшее командорство Сен-Леже и узнав, что накануне вечером тамплиеры перековывали лошадей, прево понял, как ловко его провели...

«Дальнейшая судьба тамплиеров из Сен-Леже нам неизвестна», — так часто приходится говорить исследователям, когда речь заходит о рыцарях этого Ордена, которые и из истории ушли так же, как из Сен-Леже, — в неизвестность. Однако мы можем рассказать, кем были эти неуловимые рыцари и почему их преследовал французский король.

Откуда у монахов деньги?

Прошло несколько десятков лет после образования Ордена, и белые с красным крестом плащи храмовников стали внушать ужас на Востоке и зависть на Западе. После того как в 1128 году Орден официально был признан на соборе в Труа, тамплиеры не сразу отправились домой, в Иерусалим. Сначала они разъехались по Европе, открывая отделения Ордена, а главное — принимая пожертвования для благородной службы на Святой земле. Дары бывали разные: от медного гроша до огромных поместий, которыми наделили Орден королева Португалии, французский король, граф Барселонский… «Конкурс щедрости» выиграл Альфонсо Арагонский, завещавший свое королевство поровну трем орденам (тамплиерам, госпитальерам и рыцарям Гроба Господня).

Католические иерархи не остались в стороне: европейские прелаты передавали храмовникам земли, церкви, права сбора десятины! Не отставали купцы и ремесленники, отдававшие Ордену дома, лавки, части угодий, среди пожертвований встречается и право использовать сено с какого-то луга, часть болота, амбар, скот, лошадей… Взамен дарители получали радость от совершения богоугодного дела и перспективу лежать после смерти на орденском кладбище. Тамплиеры сложили из пожертвований десятки своих экономических единиц — командорств. Деньги пришлись очень кстати: содержание боеспособных войск и замков в Палестине обходилось баснословно дорого, одними трофеями и контрибуциями не обойдешься. Для финансовой поддержки действий на Востоке тамплиеры создавали в Европе международную финансовую корпорацию — по всем правилам средневекового банковского дела, речь о котором чуть ниже. Хронист Матвей Парижский в XIII веке оценил количество командорств в 9 тысяч, и это число явно завышено, но вот в цифре 800—900 сомневаться не приходится. Распределялись командорства неравномерно, Орден еще не приобрел «интернациональности», львиная доля экономических ячеек приходилась на территорию современной Франции. Вначале это были типичные сельские хозяйства, ведомые несколькими братьями или сдаваемые в аренду. Позже храмовники получили возможность выбирать для командорств места там, где было необходимо охранять паломников.

После основания на Востоке государств крестоносцев тысячи и тысячи людей пускались в долгие и дорогостоящие путешествия, причем не всегда добровольно: послушание могла наложить и церковь — на раскаявшегося еретика, например. Путешествия эти, однако, не были безопасными, и организация вроде тамплиерской оказалась очень к месту. В тогдашнем христианском мире существовало два основных паломнических маршрута: в Иерусалим из Западной Европы через порты Марселя, Пизы, Генуи, Бари или Бриндизи и в Сантьяго-де-Компостелла — к месту предполагаемого погребения апостола Иакова — через Лангедок, Бискайю и Астурию. Маршруты совпадали с основными торговыми коммуникациями эпохи, вот и располагались командорства на расстоянии дневного перехода друг от друга. Создав сеть таких опорных пунктов, тамплиеры помогли паломникам не только в вопросах личной защиты и комфорта, но и в сохранности имущества во время путешествия, а также ссудами на путешествие. Скоро такие займы и передача земель храмовникам в «трастовое управление» стали популярными способами получения денег в долг. Неудивительно, что Орден превратился в одного из самых состоятельных собственников в Европе.

Drang Nach Osten образца XI века

В 1095 году в провинциальном французском городе Клермоне папа Урбан II с площади перед Кафедральным собором призвал епископов, баронов и рыцарей отправиться в поход на мусульман, занимавших Палестину, и вернуть Гроб Господень.
Поводом послужили вопиющие факты притеснения христиан, о которых писал византийский император Алексей Комнин, и призыв Урбана произвел огромное впечатление. Европа откликнулась страстно: десятки тысяч горожан и крестьян семьями покидали дома, ремесленники и купцы продавали лавки, монахи бросали монастыри и устремлялись в Иерусалим. За ними шла более серьезная сила: в 1097 году рыцарские отряды, ведомые знатнейшими баронами, вторглись на территории ближневосточных эмиратов и через год взяли Святой город. Возникли Иерусалимское королевство и три христианских княжества: Эдесское, Антиохийское и Триполийское. Территории их разделились на сеньориальные феоды (фьефы), причем одним воинам, естественно, достались «лучшие куски», другим — похуже, а кому — и вовсе ничего.
Именно рыцари-«неудачники» и образовывали рыцарские сообщества — братства, одно из которых со временем превратилось в орден рыцарей-тамплиеров.

Финансисты «от бога»

Орден должен был объединять добропорядочных рыцарей, не стремившихся к наживе путем обмана: монахи, по определению, лишены личного имущества. Но автор устава храмовников учел «человеческий фактор», и статьи, регулировавшие отношения братьев с деньгами, выглядели более чем сурово. Рядовому рыцарю или сержанту запрещалось пользоваться какими-либо казенными суммами без особого разрешения, а если после смерти храмовника находили припрятанные монеты или другие доказательства его финансовой нечистоплотности, над таким предписывалось не читать заупокойных молитв и не хоронить его в освященной земле. Устав не делал исключений даже для магистра. Существовали и особые условия, тормозившие коммерческую деятельность этого первого «всемирного банка»: Орден не мог давать деньги в рост — ростовщичество церковь осуждала. Но тамплиеры нашли выход! Они прятали чистую прибыль от полученной операции и формально не получали ссудного процента. Первые документы о подобных финансовых делах относятся к 1135 году и повествуют о ссуде некой пожилой чете, отправлявшейся в паломничество на Святую землю. Оговоренный процент в договоре отсутствует — по возвращении супругов во Францию тамплиеры собирались получить назад ту же сумму, что выдали. А пока паломники путешествовали, Орден получал все бенефиции с их владений.

А как решался вопрос с безземельными людьми? В их документах изначально проставлялась большая сумма займа, чем та, что доставалась получателю. При этом был обязателен залог, например, в виде драгоценностей. Ставки такого скрытого кредитования не афишировались, но некоторые историки (например, Пирс Пол Рид в «Тамплиерах») считают, что они поначалу были умеренными — около 12% годовых — при том, что самые надежные и знаменитые банкиры той эпохи, ломбардцы, требовали 24! Как же последние не разорились, столкнувшись с такой демпинговой конкуренцией? Все просто: опасаясь обвинений в ростовщичестве, храмовники выдавали кредиты только на богоугодные дела. Им и этого хватало с лихвой.

Утрата крестоносцами Иерусалима в 1187 году заставила магистра задуматься об альтернативных источниках дохода, и командорства разворачивают полноценную банковскую деятельность: выдают займы, гарантируют чужие финансовые операции, осуществляют то, что мы называем денежными переводами. Каждому клиенту открывали текущий счет: всякий, внеся определенную сумму, скажем, в Нормандии, сможет спокойно получать ее где-нибудь в Акре, причем уже конвертированной: в марки, ливры, мараведи. Не надо дрожать перед грабителями в странствиях, достаточно иметь при себе лишь заемное письмо, для верности зашифрованное. Судя по всему, казначеи командорств умели распознавать подлинность таких писем, но как именно, мы пока не знаем. Рыцари-финансисты осуществляли и безналичные расчеты, производя соответствующие записи в книгах. Заключались контракты даже об оказании услуг по аудиту и надзору за поступлением клиенту средств. В общем, современники говорили: «бухгалтерских книг в командорствах больше, чем духовных». Нельзя сказать, что тамплиеры изобрели банковские операции: многое они позаимствовали у ломбардских банкиров и итальянских купцов, но неоспоримо одно: благодаря сети командорств, покрывавших почти всю Европу, храмовники впервые создали транснациональную финансовую систему.

Им удалось решить основную торговую проблему — безопасного перемещения денежных средств. У Ордена были конкуренты, и не только ломбардцы: другие монашеские ордена также оказывали клиентам финансовые услуги, но создать единую финансовую корпорацию удалось только храмовникам. Кстати, один из главных творцов финансовой империи тамплиеров, брат Эсташ, ставший в 1165 году казначейским советником французского короля Людовика VII, был ломбардцем.

Цепь командорств, густо «насаженных» на важнейшие торговые пути, позволяла Ордену оказывать и не финансовые услуги — например, по доставке срочной корреспонденции. Тамплиеры даже поставили рекорд — письмо из Акры пришло в Лондон через 13 недель после отправки — неслыханная для Средневековья скорость. Имелись и другие опорные пункты: в Ла-Рошели, Генуе, а главный — в известном замке Тампль в центре Парижа. То была резиденция французского магистра — крупнейшее командорство площадью более шести гектаров, с огромной башней-донжоном, где хранились средства, окруженное мощной стеной со специальными окнами. Через эти «кассовые окошки» многочисленные «операторы», скромные клерки великого Ордена, получали и передавали монеты, векселя, гарантийные письма — изо дня в день, из года в год.

В 1118 году девять рыцарей во главе с Гуго де Пейном и Жоффруа де Сент-Омером обратились к королю иерусалимскому Бодуэну II с предложением создать специальную гвардию, своего рода «телохранительское» агентство для защиты паломников к Святым местам. Монарх выделил в распоряжение новой организации участки земли, в том числе — часть королевской резиденции, которая примыкала к так называемому Храму Соломона. К библейскому царю храм отношения не имел — то была арабская постройка, но рыцари уверились в обратном, и за ними скоро закрепилось название «храмовники» (templiers от temple, «храм»).
Прошло еще десятилетие, и в 1128 году шесть тамплиеров явились на церковный собор во французском Труа, где их приняли с необычайным почетом: слава о палестинской «милиции» докатилась до Европы. Сыграло роль и покровительство влиятельных лиц, вроде графов Шампанского и Анжуйского, а самую решительную поддержку тамплиерам оказал племянник одного из основателей, Бернар Клервоский — глава могущественного ордена цистерцианцев, он же разработал и устав по цистерцианскому образцу. Сначала в устав вошли 72 статьи, регулировавшие не только монашеские аспекты жизни Ордена, но и военные. Братья разделялись на рыцарей и сержантов в зависимости от происхождения («чистые» священники добавились позже). И те, и другие давали обеты целомудрия, нищеты и послушания. Главной фигурой объявлялся великий магистр со штаб-квартирой в Иерусалиме, а избирало его специальное собрание — конвент. Ниже в иерархии стояли великий сенешаль, великий маршал и командоры крупнейших крепостей на Востоке, а в Европе (поделенной на орденские провинции) — региональные магистры и великий визитатор («надсмотрщик»), нечто вроде «постпреда» великого магистра в Европе. Вскоре Орден обрел и свой отличительный знак — красный крест на белом поле, символ чистоты и веры.

Сеньоры в кабале у вассалов

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что храмовники сформировали структуру вроде «теневого правительства» всей Европы, держа в руках министров и королей. Это не так: монархи Англии, Германии, Франции чаще всего относились к Ордену без пиетета. История сохранила примеры, как эти монархи просто назначали магистров из числа своих приближенных, и конвент с этим мирился. (Так, Ричард Львиное Сердце посадил на эту должность своего адмирала Робера де Сабле, а ставленниками французского двора были Рено де Вишье и Гийом де Боже). Высокие особы и грабили Орден, и даже публично уничижали их магистра, хотя те по положению приравнивались к кардиналам и подчинялись только папе. Известно, что опальный и неоднократно отлученный от церкви германский император Фридрих II вовсе выгнал тамплиеров из своих владений, передав значительную часть их имущества тевтонским рыцарям, после того как храмовники не поддержали его в Крестовом походе, а по некоторым сведениям, даже пытались организовать его убийство.

Но даже сдав некоторые позиции, рыцари Храма оставались крупнейшими игроками на финансовом рынке Европы XII—XIII веков. Они являлись кредиторами многих европейских правителей, что в средневековой политической ситуации, впрочем, не позволяло им диктовать условия высокопоставленным должникам. Выход был в том, чтобы стать казначеями этих должников. В 1204 году «министром финансов» Филиппа-Августа Французского был назначен брат Эймар, в 1263-м ту же должность при дворе Людовика IX занимал брат Амори де Ла-Рош. Тамплиеры помогали собирать прямые и экстраординарные налоги, эскортировали караваны с собранными деньгами в Париж, отвечали за взимание специальной мзды на новые крестовые походы. Рыцари изо всех сил следили, чтобы никто из братьев не злоупотреблял доверием королей: если бы тамплиеров обвинили в казнокрадстве, это стало бы отличным поводом для конфискации их завидных богатств. Сталкиваясь же со злостными неплатежами, они подключали тяжелую артиллерию: известна булла папы Луция III, где он требует от епископов Юга Франции вернуть Храму долги в течение месяца.

При всех выдающихся успехах Ордена к концу XII века общая репутация его ухудшилась. Прежде всего из-за событий на Святой Земле, где храмовники, располагавшие двумя десятками мощных замков и армией в 300 рыцарей и нескольких тысяч сержантов, не смогли защитить Иерусалим. Интересы тамплиеров часто шли вразрез с интересами крестоносных государств и других орденов. В результате они срывали дипломатические договоренности, сражались в междоусобных войнах, участвовали в войнах итальянских республик, даже поднимали меч на братьев-госпитальеров! Все помнили, как после падения Иерусалима победитель Саладин предложил льготные условия выкупа паломников и жителей, оставшихся в городе, но сказочно богатый Орден, созданный для защиты этих людей, не дал ни гроша. Шестнадцать тысяч христиан ушли тогда в рабство!

А вероломство? Вот храмовники предоставляют убежище влиятельному арабскому шейху Насреддину, претенденту на трон в Каире, даже пожелавшему принять христианство, но тут его… продают его же врагам на родине за 60 тысяч динаров. Несчастного немедленно казнили. Когда в 1199 году тамплиеры отказались вернуть положенные на хранение средства епископа Сидонского, тот в ярости предал анафеме весь Орден, и скандал наделал много шума. Слухи о позорных делах расходились по Европе. Папа Иннокентий III в 1207 году даже писал великому магистру: «Преступления твоих братьев нас чрезвычайно огорчают… их [монашеские] одежды — чистое лицемерие».

Воду на ту же мельницу лила и стратегическая бездарность командования. Все знали о печальной роли магистра Жерара де Ридфора в решающей битве с мусульманами при Хаттине, где погибли все принимавшие в ней участие тамплиеры: Ридфор уговорил последнего иерусалимского короля Ги де Лузиньяна совершить самоубийственный марш. Позже, когда всех попавших в плен к Саладину храмовников казнили, этот горе-советник остался жив и, находясь в плену, приказал сдать врагу крепость Газа.

Пятница, тринадцатое

…Но все же такой жестокой развязки никто не ожидал: рано утром, в пятницу 13 октября 1307 года, все храмовники Франции были арестованы. Королевские агенты ворвались и в Тампль, где арестовали самого великого магистра Жака де Моле, великого визитатора Гуго де Пейро, казначея и еще четверых высших сановников Ордена. Акция готовилась давно: еще за два месяца до рокового дня все королевские бальи и прево получили секретные письма с подробными указаниями, а нотариусы заранее провели инвентаризацию собственности обреченных. Официальные обвинения в адрес храмовников звучали жутко: ересь и идолопоклонство, массовая содомия и надругательство над святынями. Объявили, что они плюют на крест, поедают тела умерших товарищей и младенцев, служат мессы дьяволу, имя которому Бафомет. Полный список составил 117 обвинений. Согласно инквизиционной процедуре храмовников подвергли пыткам. Позже один из них свидетельствовал перед папской комиссией о десятках братьев, умерших в застенках, и в качестве доказательства даже демонстрировал свои пяточные кости, обнажившиеся после поджаривания на жаровне. Другой «подследственный» признался, что, если к нему повторно применят те пытки, какие он уже пережил, он сознается, что убил самого Христа.

Под пытками арестованные признали лишь некоторые обвинения из предъявленного списка, но почти каждый сознался в богохульном надругательстве над крестом. Однако когда папа создал собственную следственную комиссию, большинство храмовников заявили: их признания сделаны под пытками, и — отреклись от прежних показаний. Когда же по приказу короля Филиппа Красивого под Парижем сожгли 54 тамплиеров, отрекшихся от насильственных признаний, как «вторично впавших в ересь», — Орден потерял охоту бороться. Решением Вьенского собора 1312 года он был распущен.

Под французским давлением понтифик Климент V от Ордена безоговорочно отрекся: «мы... запрещаем орден тамплиеров, его устав, одежды и название... мы полностью запрещаем его; любой, кто с этого времени называет себя его именем, или носит его одежды, или ведет себя как тамплиер, будет отлучен. Кроме того, мы конфискуем все имущество и земли Ордена...» Все владения тамплиеров отошли в первую очередь госпитальерам, а также другим рыцарским орденам или вернулись дарителям ценностей. Суды над храмовниками прошли почти во всех странах Европы, однако вне Франции большинство из них просто скрылись или перешли в другие ордена, а в Португалии местное «отделение» и вовсе сохранили, дав ему новое имя — орден Христа.

Хронология
. 1118 год — первые упоминания о братстве рыцарей, которое позже станет орденом тамплиеров
. 1120 год — братство получает в качестве резиденции часть мечети аль-Акса, которую считали Храмом Соломона
. 1128 год — церковный собор в Труа принимает официальный устав Ордена, Орден получает различные владения во Франции
. 1129 год — братство получает первые владения в Европе —от королевы Тересы Португальской
. 1134 год — смерть Альфонсо, короля Арагонского, завещавшего свое королевство трем орденам: тамплиеров, госпитальеров и ордену Гроба Господня
. 1135 год — первые свидетельства о финансовой деятельности Ордена
. 1137 год — Орден получает первые владения в Англии от королевы Матильды
. 1139 год — первая папская булла, дарующая привилегии храмовникам
. 1165 год — тамплиеры становятся финансовыми советниками французского двора
. 1170 год — тамплиеры получают первые владения в Германии
. 1187 год — битва при Хаттине, войско Ордена полностью уничтожено. Саладин захватывает Иерусалим
. 1191 год — тамплиеры обосновываются в новой штаб-квартире в Акре
. 1204 год — тамплиеры становятся казначеями французского королевства
. 1204 год — захват крестоносцами Константинополя. Орден получает различные владения в Греции
. 1248—1254 годы — крестовый поход французского короля Людовика IX Святого в Тунис. Почти все тамплиеры, принимавшие в нем участие, погибли
. 1291 год — падение Акры. Тамплиеры теряют свой последний оплот в Святой Земле
. 1307 год — большой «тамплиерский погром» во Франции и начало процесса над Орденом
. 1312 год — папа распускает Орден
. 1314 год — суд над высшими сановниками Ордена

Скупой и нищий рыцарь

А теперь, имея перед глазами внешнюю канву событий и учитывая почти полное отсутствие источников, попытаемся разобраться в истинных причинах падения тамплиеров. Наиболее растиражированная версия гласит: жадный король Филипп IV инспирировал избиение храмовников, дабы захватить их сокровища и земли. Почему бы и нет? Чуть раньше примерно таким же образом французский король разделался с главными финансистами эпохи — евреями и ломбардцами. Однако при ближайшем рассмотрении схема «жадный Филипп против богатых храмовников» ничем не подтверждается. Поэтому зададимся вопросом: а был ли Орден так богат в 1307 году? Рассмотренная выше могущественная финансовая организация, казалось бы, автоматически предполагает положительный ответ, но развитие системы, пытавшейся сочетать в себе несовместимые начала — экономический гений и религиозный устав, — привело к ее краху.

К моменту кровавой развязки две из трех основных статей доходов Ордена уже целое столетие находились в кризисе: обслуживание паломников, число которых неуклонно уменьшалось с потерей Святых мест, сходило на нет, значит, сокращались и пожертвования Ордену. Факт подтверждается анализом уцелевших картуляриев (сводов грамот) нескольких французских провинций: с начала XIII века пожертвований тамплиерам стало существенно меньше, а со второй половины — они свелись к минимуму (как результат скверной репутации, о которой мы писали выше).

Обладал ли на тот момент Орден колоссальными сокровищами? В материалах следственного процесса отсутствуют упоминания о возврате земель, денег и драгоценностей, бывших в залоге. Очевидно, финансовая деятельность Ордена на тот момент находилась в кризисе, отдавать им было нечего. Королевские агенты, следившие за деятельностью командорств, ворвавшиеся в обители тамплиеров в пятницу 13-го, из всех искомых драгоценностей обнаружили лишь обычную церковную утварь, указанную в инвентарном списке, упомянутом выше. Теперь о том, что касается вопросов политики. Куда подевались влиятельные заступники богатеев-храмовников (например, аристократия удаленных от Франции государств)? Почему не подняли они голос в защиту «великого банка», ведь поддержка таких богачей могла обернуться для них немалой выгодой? Могли ли гипотетические богатства Ордена стать прямой причиной его гибели?

Допустим, что мифические «сокровища» существовали, и определимся с тем, о чем говорим: в уставе Ордена понятие «сокровища», естественно, отсутствовало. Существовали казна Ордена, казна провинций и отдельных центральных командорств. В год роспуска храмовников, в том же 1312-м, основная их казна находилась на Кипре, что зафиксировано в документах процесса кипрских тамплиеров, и дальнейшая судьба ее неизвестна. Казну «английского крыла» в значительной части переправили на Восток еще во второй половине XIII века и, скорее всего, израсходовали там на естественные нужды Ордена. Средства португальских тамплиеров отошли к новоиспеченному ордену Христа. Что же до Испании, то, учитывая, что там располагались гарнизоны и замки, требовавшие больших затрат на содержание, то, по косвенным свидетельствам, средства разошлись на выплату пожизненных пенсий испанским тамплиерам. Значит, нас должна волновать судьба самой крупной казны — французских храмовников из парижского Тампля.

Рыцари и демон

Историческая традиция и вслед за ней масскульт кидаются то в демонизацию, то в романтизацию тамплиеров. Помимо путаных домыслов о том, что храмовники доставили в Европу и где-то припрятали чашу Грааля (как утверждает скандально известный Дэн Браун в своем романе «Код Да Винчи», основные идеи которого он почерпнул у авторов книги «Святая кровь и святой Грааль» Майкла Бейджента и Ричарда Ли), циркулирует масса версий по поводу обвинений тамплиеров в ереси. Одним из поводов для этого явилось поклонение Бафомету, «идолу» до сих пор невыясненного происхождения: ведь некоторые арестованные храмовники подтверждали, что поклонялись некой таинственной голове. Позже реликварий в форме этой головы фигурировал на процессе в качестве вещдока, но вынужденные ее описания настолько отличались и друг от друга, и от этой головы, что идентифицировать ее оказалось невозможно. Что до странного имени, то под ним фигурировали различные персонажи, например, масоны описывают его как демона мудрости, увенчанного головой козла или петуха, бородатого или безбородого, с крыльями или без. Научная же версия происхождения Бафомета такова: испытуемые тамплиеры признавались под пытками — изменившие вере предатели, мол, поклоняются Магомету, то есть принимают ислам. Для средневековых писцов, мало что знавших об этой религии, имя звучало вполне «демонически», и они записали его так, как услышали. Филологи называют лингвистические приключения Магомета «старофранцузской бастардизацией имени», подтверждая это сохранившейся поэмой середины XIII века, где Магомет назван Бафометом.

Где же сокровища?

Загипнотизированные «тайной сокровищ тамплиеров», авторы делятся на две группы: одни пишут, что Филипп IV, захватив казну Ордена, существенно обогатился, а другие — что его эмиссары не нашли в Тампле ни гроша. На самом деле у историков нет ни одного документа, повествующего о том, что находилось в Тампле в злосчастную пятницу. Оздоровления финансовой ситуации во Франции в последующие годы не замечено. Значит, если что-то и было реквизировано из Тампля, то либо очень незначительные суммы, либо все богатства Ордена были спрятаны, что маловероятно — государство в ту пору очень нуждалось в средствах. Теоретически Орден мог обладать и сокровищами, и бесценными реликвиями, и важными документами и, вероятно, имел возможность их укрыть. Беда в том, что кочующие из статьи в статью, из романа в роман рассказы то о 15 галерах, уплывших из Ла-Рошели, то о таинственных повозках с сеном, выехавших из Тампля в ночь перед налетом, не только полностью выдуманы, но и не сходятся с одним соображением. Деньги тамплиеров было некому прятать: вся верхушка Ордена на тот момент сидела под арестом и активно сотрудничала с королевскими прокурорами.

Здесь, однако, мы порадуем любителей загадок — имя магистра Франции Жерара де Вилье, одного из самых влиятельных сановников Ордена, по непонятным причинам не появляется в материалах процесса. Что с ним произошло? Он внезапно умер? Был убит? Или же ему… удалось бежать — вместе с богатствами и реликвиями? Но куда и как? Этой загадке посвящено огромное количество статей и публикаций разной степени серьезности. Иногда пишут о бегстве в Шотландию и даже называют заветную часовню Росслин, но в Шотландии было всего несколько командорств и с десяток тамплиеров, а часовня не имеет к Ордену никакого отношения. Канадец Алан Батлер пишет о «швейцарском векторе»: якобы именно сокровища Ордена через 500 лет заложили финансовую основу этого будущего государства банкиров, но ведь даже спустя век после процесса швейцарцев считали в Европе дикарями, да и не было у Ордена там владений.

Место, куда тамплиеры могли эвакуировать казну Тампля, должно было находиться вне зоны досягаемости французского короля и располагать мощной военизированной структурой Ордена. На ум приходят Португалия и Испания: ведь португальский орден Христа стал наследником местного отделения храмовников. На белых парусах кораблей Колумба был изображен тамплиерский красный крест, а замок Томар — штаб-квартира храмовников в Португалии — до сих пор поражает воображение своими размерами и величием. Этим умозаключениям, впрочем, мешает то, что португальские тамплиеры подчинялись не великому магистру, а португальскому королю. И все же, кто знает — может, какой-нибудь замок на Пиренеях до сих пор хранит в подземельях богатства рыцарей-банкиров?

Что погубило орден?

Итак, если не гипотетические сокровища Ордена сыграли злую шутку с его судьбой, то что? Душой банковского дела является не хранение денег в сейфах, а финансовые операции. А они-то во времена Филиппа IV, укреплявшего монархию, постепенно заходили в тупик. И хотя мы не имеем возможности пошагово проследить движение денежных потоков в указанное время, ясно одно: деньги тамплиеров «работали», и не в последнюю очередь на французского короля. Например, приехавший накануне расправы над Орденом с Кипра последний магистр Жак де Моле обнаружил: казначей французского Тампля выдал Филиппу IV огромный кредит… не спросив разрешения магистра. Подобное нарушение субординации было для де Моле преступлением, казначея с позором изгнали, не помогло ему заступничество ни короля, ни папы. Если бы де Моле настоял на возврате кредита, была ли у королевской казны возможность рассчитаться с храмовниками? Не проще ли было королю разогнать Орден, чтобы устранить неудобного кредитора? Непримиримый к оппозиции Филипп действовал по законам времени: его не устраивало существование подобной независимой корпорации, он даже прочил в магистры одного из своих сыновей, но получил дерзкий отказ. Так что у короля были не только финансовые, но и политические причины желать его разгрома.

Сложность ситуации с храмовниками усугубляло и то, что они были служителями церкви. Богобоязненный Филипп начинал ненавидеть монахов, упустивших Гроб Господень, одиозно знаменитых своим стяжательством и обвинявшихся в ереси. Два слова о былом заступнике храмовников — Папе Римском Клименте V, отношения с которым складывались не лучше, чем с Филиппом. Де Моле отверг полезную для крестоносного движения идею понтифика об объединении тамплиеров с госпитальерами, да и вообще, похоже, зарвался. Хронист пишет: получив папское письмо с просьбой помиловать казначея парижского Тампля, де Моле швырнул его в огонь, не читая. Орден вознамерился выступить в Европе таким же игроком, что и на Востоке, где он не считался ни с местной церковью, ни с аристократией. Храмовники переоценили свои силы. Их скверная репутация и непопулярность, заносчивость и нежелание подчиняться светским и духовным властям, финансовое влияние, уже не подкрепленное реальной военной силой, вкупе с преувеличенным молвой богатством привели Орден к бесславному концу.

В 1314 году к пожизненному заключению приговорили четырех высших сановников Ордена. По легенде, услышав приговор, великий магистр и приор Нормандии громко заявили: Орден свят и невиновен, а сами они повинны лишь в том, что предали и оклеветали его. В тот же день приговор изменили и их сожгли на костре. Предание гласит, что объятый пламенем старик де Моле выкрикнул: «Король и папа властны над нашими телами, но не над душами!» Прокляв своих губителей, де Моле пообещал в течение года призвать их на суд Божий. И как бы мы ни относились к этому преданию, но папа Климент V и король Филипп IV действительно умерли в назначенный срок, причем последний при невыясненных обстоятельствах. Францию ожидали полтора столетия бедствий— угасание королевской династии, чума, Столетняя война.

Эдуард Заборовский

В истории человечества существует немало загадок, которые волнуют сердца любителей старины и авантюристов. Среди таких тайн, покрытых пылью веков, есть одна, разгадку которой, наверное, не найдет никто. Никто точно не знает, кто такие тамплиеры, фото, точнее, изображение которых можно найти в нашей статье. Формально их история знакома со школьной статьи. Но слишком много белых пятен, которые дают пищу фантазии.

Начало начал

Прежде чем разобраться с вопросом: «Тамплиеры - это кто?», необходимо окунуться в прошлое и изучить мировую обстановку тех лет. Только закончился первый крестовый поход, организованный западным миром. Религиозная молодежь, которая откликнулась на зов папы Урбана II, решает создать свой орден. Первыми участниками его были девять знатных рыцарей, которые ставили перед собой благородную цель: защищать паломников, идущих в Святую землю. Главой был избран Гуго де Пейн.

Итак, тамплиеры - это члены сообщества, с религиозным уклоном. Датой его основания принято считать 1119 год, а их первый устав появился только спустя девять лет, в 1128-м. Но вполне вероятно, что таинственный орден возник намного раньше, в 1099 году. Тогда Годфруа Булонский отправил в богатый Иерусалим девять избранных человек, которым были даны особые инструкции. Они и основали сообщество, известное нам как Орден Храма. А затем началась массовая вербовка всех желающих, но при этом достойных людей.

Тайна первая

И тут кроется первая загадка, которую оставили тамплиеры. Кто такие эти доблестные рыцари? Фанатики, воины или мистификаторы? Можно утверждать, что возник их орден именно в 1099 году, поскольку эта дата совпадает с крестовым походом. Но разве могли девять человек обеспечить надежную защиту паломникам? Конечно же, нет, тем более что они остались в Иерусалиме, где занимались какими-то делами. А вот что делали храмовники эти двадцать лет до официального появления устава - никому не известно. И почему они замалчивали свое существование?

Отпрыск династии Меровингов

Человек, который является организатором Ордена, носил имя Годфруа Булонский. Он относится к династии Меровингов, старинному королевскому роду. У него могли бы быть какие-то тайны, потерянные в истории, а также свой интерес в Иерусалиме, откуда вышли его предки. Вполне вероятно, что он имел свои претензии на престол, как представитель рода Давидова. Таким образом, тамплиеры - это люди, которым Годфруа доверял, и которые помогали добиться его тайной цели. Умер он спустя год после взятия главного города Святой земли. Интересно, что он был избран но не был коронован, да, в принципе, и не хотел этого. Первым правителем города считается его родной брат. Похоронили Годфруа, Защитника Гроба Господня, как он себя называл, в храме, где любили заседать члены сообщества.

Другие основатели

Кроме Годфруа Булонского, основать сообщество мог Гуго де Пейн или Сент-Омер. О втором практически ничего не известно, кроме имени. Первый же участвовал в крестовом походе и лично знал Годфруа. И они тесно общались в то время, были товарищами по оружию. В Святую землю Гуго приехал с прозвищем Поганый (Язычник). Но в семье Годфруа его любили, и следующие короли Иерусалима (Балдуин Первый и Второй) оказывали ему содействие. В Орден вступил и граф Шампанский, сеньор Пейна, что свидетельствует о том, что Гуго был личностью незаурядной. А иначе мог бы знатный дворянин подчиняться своему вассалу?

Название и эмблема

Особенными были с самого начала тамплиеры. Кто такие эти бедные рыцари? Обычные защитники Гроба Господнего или организация со своими тайными целями? Наверное, истина где-то посредине. Название свое они получили после традиции проводить совещания в мечети Аль-Акса. Так возник Орден Храма. А эмблема появилась намного позже, после принятия устава, где то в 1147-1148 годах. Красный крест нашивали на фирменные белые одежды, что отличало братьев от других рыцарей.

Сказочное богатство ордена

Итак, совершенно очевидно, что тамплиеры - это крестоносцы, которые остались в Иерусалиме со своей целью. Орден, который вначале насчитывал только девять человек, стал очень почитаемым на западе. При каждом королевском дворе был свой представитель братьев, они обладали землями, замками и были успешными в финансовых операциях. Даже короли одалживали у них средства на свои нужды! Богатство тамплиеров росло как на дрожжах, что привлекало многих людей. А еще братьям прощались все проступки и грехи, совершенные ими ранее. Могущество рыцарей росло вместе с доходами. Они покупают остров Кипр, где создают собственную резиденцию. Поэтому резонно спросить: тамплиеры - кто такие, бедные рыцари или настоящие Ротшильды?

Это не могло не понравиться европейским монархам, которые зачастую имели полупорожнюю казну. Французский вместе с папой обвинил Орден во всех смертных грехах, приказал арестовывать братьев и отбирать их имущество в свою пользу. Последний магистр Жак де Моле проклял и монарха, и папу-отступника, который благословил расправу, до тринадцатого колена. Все участники уничтожения храмовников канули в Лету, умерев позорной смертью в течение года после этого события. Проклятие тамплиеров - это еще одна загадка Ордена. Хотя отомстить за сожжение магистра и других братьев могли оставшиеся рыцари.

Причины уничтожения Ордена

Почему были уничтожены тамплиеры? Кто такие они - мы уже частично разобрались, но приведем ниже причины, по которым Орден предали суду. Первая - это несметные богатства, которые многим и не снилось - ни монархам, ни церковникам. Конечно же, многие хотели бы, чтобы этими сокровищами поделились с ними. Правда, как показало время, к моменту ликвидации сообщества рыцари уже утратили все свои имущество: казна их оказалась пустой. Может, они успели все спрятать? И это главная загадка рыцарей, которая не дает покоя любителям легкой наживы.

Вторая причина - влияние и могущество братьев, которые представляли серьезную угрозу для власти любой христианской страны. Третья - это то, что храмовники были освобождены от десятины, то есть не платили подать Папе Римскому. И это тоже не могло быть по душе понтифику.

Масонская ложа

Можно смело утверждать, что тамплиеры - это масоны. Перед смертью великий магистр все же успел назначить преемника, который продолжил вести их деятельность, хоть и в строжайшем секрете. Он же успел организовать четыре масонские ложи - в Париже, Эдинбурге, Стокгольме и Неаполе, то есть для востока, севера, запада и юга. Вероятно также, что оставшиеся рыцари нашли убежище у масонов, которые действовали задолго до основания Ордена Храмовников. Эти закрытые организации существуют до сих пор.

Стоит отметить, что после падения Акки в 1291 году рыцари перебрались на Кипр, а потом в Париж, выбрав французскую столицу своей штаб-квартирой. Тут они построили свою резиденцию и храм, который напоминал Иерусалимскую святыню, массивные крепостные стены. Но большая часть зданий не сохранилась: они либо были разрушены, либо стали частью других церквей. Но детище Ордена в виде масонских лож действует и сегодня. В Париже братья расположились на тихой улице Кадэ, 16. Здесь работает штаб-квартира, музей и несколько других учреждений. Интерьеры украшены соответствующими символами и регалиями. Даже пол в залах расчерчен красно-белыми квадратами. А кто такие тамплиеры и масоны на самом деле - предстоит еще разобраться.

Ассасины и храмовники

Чтобы говорить о связи этих двух легендарных сообществ, нужно хорошо знать, и тамплиеры. Храмовники - это рыцарский орден, в который принимали исключительно христиан, желающих посвятить себя благому делу - защищать паломников и Гроб Господний в Иерусалиме. Ассасины - это детище «Старца Горы» Хасана-ас-Сабаха, исповедовавшего ислам. Члены сообщества готовы были идти на смерть, потому что их ждала награда - райский сад с девственницами. А еще поговаривали, что глава использовал одурманивающие травы, в частности гашиш, и гипноз.

Эти две организации имеют общие черты: железная дисциплина, глубокая вера в бога, вплоть до фанатизма, беспрекословное исполнение воли магистра, сила и влияние на мир, богатство. Даже изображения их членов весьма похожи. Однако они исповедовали разные религии, которые боролись за господство на планете. Поэтому, отвечая на вопрос «кто такие ассасины и тамплиеры», можно утверждать, что это противники, а не союзники.

Другие ордена крестоносцев

Читатель знает уже, кто такие тамплиеры. Госпитальеры, тевтонцы - это другие организации, которые появились во времена крестовых походов. У их было много общего, но также существовали и отличия. Нередко братья, принадлежащие к разным орденам, воевали друг с другом. Ведь рыцарям-христианам разрешено было участвовать в войнах с неверными и проливать кровь во имя Христа. Обвиняя друг друга в ереси, они сражались за влияние. Но если храмовников ликвидировали и запретили, то тевтонцы и госпитальеры могли спокойно существовать и продолжать свое дело. Правда, такие успехи, как у тамплиеров, им даже не снились.

Орден Госпитальеров

Свое начало Орден берет в 1070 году, когда некий купец - Мауро из Амальфи - основал дом для странников и паломников, так называемый госпиталь. В нем собрались люди, которые ухаживали за ранеными и больными, поддерживали порядок в обители. К общество настолько выросло и окрепло, что папа пожаловал ему звание духовно-рыцарского ордена.

Госпитальеры принимали обет послушания, целомудрия и бедности. Их символом стал белый крест с восемью концами, который наносили на черные одежды с левой стороны. Мантия имела узкие рукава, которые говорили об отсутствии свободы у братьев. Позже рыцари наряжались в красные одежды, а крест нашивали на грудь. Члены подразделялись на три категории - капелланы, собственно рыцари и служащие. Важные решения принимал Великий магистр и генеральный капитул.

Орден Госпитальеров с самого начала ставил перед собой цель - помогать больным и раненым, бедным паломникам и брошенным детям. Но потом рыцари начали активно принимать участие в войнах и крестовых походах. В начале четырнадцатого века они обосновались на острове Родос и обитали там до середины шестнадцатого столетия. Затем они поселились на Мальте, где продолжали вести борьбу с неверными. Потом Мальту захватил Наполеон и изгнал братьев. Так госпитальеры попали в Россию.

В орден могли вступать дворяне и вольные люди, монархи и даже женщины (тамплиеры же принимали лишь мужчин). Но Великими магистрами становились исключительно аристократы. Атрибутами братства являлась корона, меч и печать. С середины девятнадцатого века Орден госпитальеров (Иоаниты, Мальтийские рыцари) считается духовно-благотворительной корпорацией с резиденцией в Риме.

Тевтонский Орден

В Иерусалиме в двенадцатом веке немецкоязычные паломники организовали свой странноприимный дом. Это и можно считать началом развития Тевтонского ордена, который сперва являлся формальной частью госпитальеров. В 1199 году был утверждён устав и избран Великий Магистр. Но только в 1221-м тевтонцы получили привилегии, полагающиеся рыцарскому ордену. Братья принимали три обета - послушания, целомудрия и бедности. А вступали в Орден только представители немецкоязычного населения. Символами сообщества являлись обычный чёрный крест, нанесенный на белый плащ.

Очень скоро рыцари перестали исполнять обязанности госпитальеров, полностью перейдя к войне с неверными. Но у них не было такого влияния у себя на родине, какое имели тамплиеры в Англии или во Франции. Германия переживала не лучшие времена, была раздробленной и бедной. Тевтонцы оставили Гроб Господень другим рыцарям, направив усилия на захват восточных земель, которые становились их собственностью. Потом они обратили взор на северные территории (Прибалтика), где и основали после завоевания Ригу, и владения пруссов. В 1237 году тевтонцы объединились с другим немецким орденом - Ливонским, вместе с которым пошли на Россию, но проиграли.

Орден активно воевал с Польско-Литовским государством. А в 1511 году магистр Альберт Гогенцоллерн провозгласил себя правителем Пруссии и Бранденбурга и лишил организацию всех привилегий. Тевтонцы так и не сумели оправиться от последнего удара, влача жалкое существование. И только в двадцатом веке фашисты превозносили былые заслуги рыцарей и использовали их крест в качестве высшей награды. Орден существует и по сей день.

Вместо послесловия

Так кто такие тамплиеры? История пока не может дать точного ответа на этот вопрос, слишком много забыто или замалчивается. Поэтому белые пятна заполняются разного рода фантазиями и оригинальными трактовками, наподобие теории Дэна Брауна и его коллег. Но от этого Орден храмовников становится только привлекательнее для любителей старины.

После первого крестового похода девять рыцарей-монахов отправились в Святую землю с тайной миссией. В 1118 году они прибыли в Иерусалим и поселились недалеко от того места, где, по легенде, когда-то стоял знаменитый храм царя Соломона. Рыцари получили прозвище тамплиеров, или храмовников (по-французски > - >). Это была организация, быстро становящаяся могущественной, и вдобавок окружённая для непосвящённых людей плотной завесой таинственности. Похоже, что даже само создание ордена поначалу таилось в полной тайне. Его основали в 1118 или 1119 году - даже дата точно неизвестна - девять французских рыцарей, среди которых был и некий Гуго де Пейн из Шампани. Чтобы объяснить властям цель своего присутствия в Иерусалиме, тамплиеры объявили, что будут охранять дороги, по которым тысячи христианских паломников устремились в Палестину и Сирию. Однако в военных действиях рыцари не участвовали, существенную помощь в защите пилигримов из Европы оказать также не могли. Чем же занимались храмовники на древней земле? Девять лет они хранили о новом рыцарском братстве полное молчание, во всяком случае, о тамплиерах не сообщает в эти годы ни одна из хроник. Но известно, что в 1127 году рыцари вернулись из Святой земли на родину (в город Труа), где и объявили о себе.

В следующем году орден и его устав были официально признаны на церковном Соборе, проходившем в городе Труа, центре Шампани. Заседание проходило под строгой охраной. Ни слова из обсуждавшегося не было вынесено за стены монастыря. Известен лишь результат столь представительного собрания: иерархами церкви был официально утверждён новый военно-католический Орден тамплиеров. Ему предоставлялись весьма обширные привилегии. Первым магистром (руководителем) ордена был избран Гуго де Пейн.

Резиденция храмовников была поначалу в самом Иерусалиме. Король Балдуин отвёл им место в ограде храма царя Соломона, откуда и пошло название ордена. Официально он назывался так - >. Рыцари Храма выбрали своей покровительницей Кроткую Матерь Божию. Вступая в орден, они торжественно клялись >.

Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной стороны рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. По историческому факту есть ещё одна версия: Хуго де Пейн (великий магистр ордена) и другой рыцарь по имени Готфрид Сент-Омер имели поначалу одну боевую лошадь на двоих. По этой причине и как символ бедности, на гербе ордена изображались два рыцаря, едущих на одной лошади. И ещё одна версия такого изображения на печати: говорило о бедности и братстве.

Носили храмовники простой белый плащ с красным крестом на груди. Знамя ордена было полосатое, белое с чёрным, поэтому называлось Босеан - на старофранцузском языке это слово означает пегую лошадь; на знамени были крест и надпись-девиз: >.

Орден храма быстро стал мощной, хорошо организованной и дисциплинированной организацией. В её основе лежал принцип - >. Подчинялись рыцари лишь своему магистру и Папе Римскому.

Таинственная жизнь тамплиеров.

Слава о новом рыцарском ордене, члены которого воевали с неверными, охраняли паловников и торговые караваны, искусно лечили раны, быстро разнеслась по всей Европе. Орден, исповедующий бедность, быстро стал богатеть. Каждый, вступающий в него, безвозмездно приносил в дар братству своё состояние. Ордену дарили земли французские и английские короли; уже в 1130 году у тамплиеров были владения во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии. Ещё десять лет спустя к этому добавились владения в Италии, Австрии, Германии, Венгрии.

В 12 веке вместе с обширными землями, замками, крепостями тамплиеры вели торговые операции, владели портами, верфями, имели собственный мощный флот. Великие магистры, случалось, ссужали деньгами самих королей; и всё больше и больше храмовники забывали о том, что устав предполагает бедность и отказ ото всех земных радостей, запрещает любые светские удовольствия, даже смех и пение.

Хотя некоторые положения в уставе ордена вызывали удивление у многих, отступали от христианских догм, а иногда и просто противоречили им. Так, в одном из пунктов указывалось, что члены ордена могут не пребывать в обители, хотя для членов других монашеских сообществ постоянное присутствие было обязательным. Рыцарям-тамплиерам разрешалось исповедоваться только капелланам, принадлежащим к Ордену Храма, а это означало, что деятельность его членов была не подотчётна и не подконтрольна католическому духовенству. Орден имел право заниматься коммерческой деятельностью и владел собственностью (земельными угодьями и людьми, обрабатывающими их). Тамплиеров освободили от власти местных феодалов и даже от уплаты церковных налогов. Конечно, всё это вызывало множество вопросов. Почему столь малочисленное сообщество было выделено среди множества подобных? Что такого особенного совершили девять рыцарей за десять лет пребывания в Святой Земле, удостоившись такой награды? Кто был тайным покровителем рыцарей?

Считается, что за всей деятельностью Ордена Тамплиеров стоял могущественный католический лидер Бернар Клервосский, настоятель монастыря в Клерво. Он и был инициатором создания ордена и его тайным координатором. Исследователь тамплиеров Луи Шарпантье указывает, что именно по поручению Бернара Клервосского в Иерусалим отправились > и > монахи. Историкам вряд ли удасться точно узнать о находках тамплиеров. Но Шарпантье утверждает, что рыцари-монахи не столько занимались военными действиями, сколько собирали древние манускрипты, а основной целью их приезда был Заветный Ковчег Соломона, таящий ключ к тайным знаниям. Его-то и доставили храмовники в Европу. И именно Заветный Ковчег стал тем > и >, который прошли рыцари.

За время существования Ордена Храма число его членов возросло до сотни тысяч. Ему оказывали поддержку известнейшие аристократические семейства Европы. Организация тамплиеров отличалась жёсткостью и беспрекословным подчинением рядовых членов высшему руководству. Тамплиеры были разделены на воинов-монахов, участвовавших во всех конфликтах католической церкви, и тех, кто занимался хозяйственной деятельностью.

> деятельность тамплиеров заслуживает особого внимания. Командорства рыцарей-монахов находились во всех европейских странах. Они стали крупнейшими центрами образования и ремёсел. Особенно покровительствовали тамплиеры строительству. С началом их деятельности удивительным образом совпадает возведение в Европе крупнейших готических храмов: в Шартре, Париже, Бурже, Реймсе, Амьене, Тулузе, Суассоне и других городах.

Готический храм - очень сложное архитектурное сооружение, возведение которого требует обширнейших знаний. В Европе же после трёхсотлетних варварских войн почти не осталось мастеров, способных сделать каменную кладку, отремонтировать крышу. Воины-монахи свозили в казну ордена не только награбленные сокровища сарацинов, но и бесценные греческие, египетские, арабские манускрипты. Многие рукописи считались церковью еретическими, но храмовники бережно их сохраняли. И именно через библиотеки и школы тамплиеров европейцы восполняли утраченные знания.

В боях с > рыцари Храма проявляли вероломство, особенную жестокость, вызывая ненависть мусульман. Не случайно, разгромив в 1187 году войско короля иерусалимского, Салах ад-Дин весьма милостиво обошёлся со всеми пленными христианскими рыцарями, за исключением тамплиеров.

Впрочем, и после этого поражения, потрясшего Иерусалимское королевство, орден Храма ещё долго владел крупными поместьями в Святой земле и продолжал увеличивать свои богатства и славу - и добрую, и зловещую.

Храмовники воевали с мусульманами в Святой земле, а в Европе учреждали одно командорство за другим. Они вмешивались в дела государств, выступали в роли третейских судей, разрешая конфликты между монархами.

Рыцарям храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчёты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов. Вдобавок они поощряли развитие науки.

Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав приписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах.

3. Как закончилась история Ордена.

Тамплиеры с успехом занимались и коммерческой деятельностью. Ростовщичество, торговля, земельные и денежные пожертвования сделали их крупнейшими собственниками в Европе и на Ближнем Востоке и кредиторами почти всех королевских дворов. Влияние их росло из года в год, но особенно усилилось, когда великие магистры свернули свою деятельность на Востоке после падения Иерусалима под ударами турок, а освободившиеся средства направили в Европу.

И тут орден, достигший своего могущества, неожиданно прекращает существование. Почему? В этом заключается ещё одна тайна, которой окутана история Ордена тамплиеров.

Конечно, косвенной причиной этого послужил конфликт между королём Франции Филиппом 4 Красивым и магистрами Ордена Храма. Только во Франции у тамплиеров было около 2000 командорств, которые владели более чем 2 миллионами гектаров земли, не подлежащих налогообложению. А если добавить ещё и прекрасно налаженную хозяйственную деятельность да накопленные за столетия сокровища, собственный флот и порты! Конечно же, у разорившегося Филиппа 4 возникало страстное желание заполучить богатства тамплиеров, пополнить ими собственную казну, да к тому же это привело бы к устранению сильного соперника, влиявшего на европейскую политику. 12 сентября 1307 года был разослан указ Филиппа 4 всем губернаторам Франции, предписывающий в один день арестовать всех храмовников. Всё братство, включая Великого магистра, обвинялось в ереси, отказе от христианской веры, поклонении идолам.

Конечно, тамплиеры знали о готовящихся репрессиях, наверняка > предупредили их о дате. Но почему, столь могущественные рыцари-монахи не оказали сопротивления и не скрылись? Это ещё одна тайна тамплиеров. Климент v, ставший главой Католической церкви с помощью французского короля, поддержал его действия и послал подобные указы в Испанию, Португалию, Англию. Тысячи тамплиеров были брошены за решётку. Власти, добиваясь признания в ереси, применяли к ним пытки. Рыцари Ордена Храма всегда отличались стойкостью и непреклонностью и тайны ордена не выдали.

Начались казни: время от времени по приказу короля рыцарей небольшими группами сжигали на кострах в самом Париже или других городах королевства. Не дожидаясь конца следствия, Папа Римский Климент v объявил о роспуске ордена и его запрете по всему христианскому миру.

Сокровища тамплиеров не стали достоянием ни французского короля, ни Папы Римского. Говорили, что последний Великий магистр ордена Жак де Моле точно знал о дате предстоящего разгрома, но специально не стал покидать Францию. За день до ареста он, чтобы усыпить бдительность Филиппа, даже прибыл ко двору для участия в траурной процессии по случаю смерти жены брата короля. Великий магистр ордена Жак де Моле провёл в темнице пять с половиной лет, подвергаясь изощрённым пыткам. Наконец настал день, когда он, босой, в жёлтом колпаке еретика, в последний раз прошёл по Парижу, сопровождаемый стражей и монахами. На одном из островков Сены уже был разложен костёр.

Великого магистра рыцарского братства сожгли на костре 18 марта 1313 года. Последними его словами были проклятия - королю Франции Филлипу, Папе Римскому Клименту v и Гийому де Ногарэ, военачальнику, арестовавшему Великого магистра и лично пытавшего его. Проклятие оказалось пророческим: в течение года один за другим умерли все трое.

Но и сам орден храмовников перестал существовать. Переходили к короне их замки и земли, конфисковались корабли. Многое из имущества тамплиеров передавалось госпитальерам, вечным соперникам; отошёл к ним и сам замок Тампль в Париже.

Только в Португалии и Испании, боровшихся с арабами, монархи не дали тамплиеров в обиду: братья-рыцари нужны были им как мощная союзная военная сила. Правда, чтобы формально выполнить всё же запрет Папы Римского, учреждены были новые рыцарские ордена, которым переходили и имущество храмовников, и они сами. Нетронутыми были владения храмовников, сохранившиеся на острове Кипр.

Загадки Храмовников.

Немногое осталось от Ордена, некогда могущественного и влиятельного.

Филиппу, желавшему заполучить богатства тамплиеров, досталась пустая сокровищница. Вместе с казной исчезли боевое знамя, священные сосуды и реликвии, старинные рукописи. Бесследно пропали и богатства во всех командорствах Ордена Храма во Франции. Судьба сокровищ тамплиеров затерялась в веках.

Зато остались загадки, на которые не нашлось ответа. И надо сказать, они и по сей день волнуют воображение многих людей.

Загадочными стали верования храмовников, есть даже специальные исследования на этот счёт - и достаточно научные, и полные мистики. Выдвинуты, например, предположения: что же, всё-таки, олицетворял собой идол Бафомет, которому будто бы поклонялись рыцари Храма - вполне возможно, что в верованиях рыцарей, традиции и атрибуты которых они создавали десятилетиями, причудливым образом смешались ненависть к > и. к самому Папе Римскому.

Ведь ни что не ценили Храмовники столь высоко, как абсолютную независимость и власть над всем и всеми. Настолько они уверовали в своё могущество, что как раз по этой причине и были разгромлены так легко и быстро.

Но помимо мистики и теологии, есть у храмовников загадки и более материального плана.

И за многие века, начиная с 1307 года, не переводились желающие найти и казну ордена, и его архив.

Обнаружатся ли они когда-нибудь? Ведь теперь для историков архивы ордена, пожалуй, не менее драгоценны, чем все собранные за века тамплиерами сокровища.

О том же, что учённые и по сей день не теряют надежды, свидетельствует гипотеза, выдвинутая не так давно французским исследователем Жаном де Майе. Она хоть и кажется на первый взгляд неожиданной и неправдоподобной, однако все звенья её выстраиваются довольно стройной цепочкой.

Учёный обратил внимание на одну странность, связанную с орденом Храма. Дело в том, что был он настолько могущественным, что и свою собственную монету чеканил. Однако почему-то не из золота, как все другие, кто имел на это право, а из серебра.

Ещё одна странность: среди тех морских портов, которыми владели тамплиеры, есть один - Ля-Рошель, - назначение которого не очень понятно: лежит он в стороне от всех торговых морских путей того времени. А между тем крепость-порт Ла-Рошель защищали сильные стены, вели туда семь дорог из разных мест Франции.

А вдобавок к этим странностям нашлось и любопытное свидетельство о том, что в ночь накануне арестов выехали из Парижа три крытые повозки, сопровождаемые сильным конвоем. Груз должен бал прибыть в один из портов, принадлежащих ордену, где его дожидались корабли.

Сопоставляя все эти факты, французский учёный и предположил: задолго до Колумба. тамплиеры плавали в Америку, и именно для этой цели служил им порт Ля-Рошель. В повозках же, вывезенных из Парижа, вероятнее всего находились сокровища и архив Ордена.

Вы спросите, а где подтверждения? Есть и они. Ведь уже знаем, что монеты храмовники чеканили из серебра, а оно хлынуло в Европу большим потоком именно из Америки и только после того, как корабли европейцев регулярно стали плавать через океан.

Другое подтверждение нашлось в национальном архиве Франции: одна из древних грамот скреплена печатью ордена, на котором можно рассмотреть. изображение человека в уборе из перьев, какие носят индейцы.

В принципе ничего нет невероятного в том, что корабли храмовников способны были плавать в Америку,- ведь викинги отправлялись туда на гораздо менее совершенных кораблях за века до основания ордена. Именно на судах храмовников, между прочим, впервые в Европе появился компас. А если храмовники и в самом деле нашли путь в Новый Свет, вряд ли стали бы афишировать такое открытие - ведь загадочность, таинственность сопоставляли самую суть ордена.

Хотя могущество Ордена было подорвано, его символику продолжали использовать. Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров белым полотнищем с красным восьмиугольным крестом.

Недавно в Шотландии была обнаружена старинная часовня Росслин. Возможно, часовня является хранилищем несметных сокровищ рыцарей тамплиеров. Мы не знаем, что ждёт исследователей внутри таинственного замка могущественных рыцарей. С полной уверенностью можно сказать лишь, что древняя часовня рыцарей Храмовников и в наши дни, как и тысячи лет назад, остаётся символом истинной веры и беззаветного служения своему делу.

В 1119 году в Святой земле был основан духовно-рыцарский Орден, который назвали Орденом бедных рыцарей Христа. Они действительно были очень бедны и имели всего одну лошадь на двоих, но в дальнейшем с развитием своей деятельности даже имели в должниках королей и правителей разных стран. Речь идет о тамплиерах, а кто они такие, будет поведано в этой статье.

Кратко о рыцарском Ордене тамплиеров

Изначально его целью было защищать паломников, идущих в Святую Землю, а в дальнейшем, наделенный широкими церковными и юридическими привилегиями, данными ему папой римским, Орден защищал государства, созданные крестоносцами на Востоке. Когда последние были изгнаны из Палестины, тамплиеры занялись торговлей и ростовщичеством. Папа и многие короли европейских государств оказались в должниках у рыцарей, в результате чего численность Ордена в ходе репрессий, казней и пыток существенно уменьшилась и в конце концов папа Климент пятый его упразднил.

Символ Ордена тамплиеров

Символом Ордена тамплиеров является Лотарингский крест. Бытует мнение, что он был выполнен из фрагментов креста, на котором распяли Иисуса Христа. Две поперечные перекладины носят название «золотой середины» и символизируют двойную защиту: духовную и физическую. Одежду они носили чисто белого или чисто черного цвета, а вот плащ был только белым с изображением красного креста. Уникальным символом Ордена храма являются два рыцаря на коне. То есть пехота сидит на конях кавалерии, что наделяло войска быстротой, ловкостью и оперативностью. В марте 22 числа 1312 года Орден прекратил свое существование.

Тайны Ордена тамплиеров

История Ордена храмовников наполнена огромным количеством загадок, которые легли в основу таких мистификаций, как «Код да Винчи» и «Железный Рыцарь». Вот три наиболее известные тайны тамплиеров:

  1. Так и неизвестна судьба сокровищ тамплиеров. Их так и не нашли, что породило множество легенд, начиная от финансирования рыцарями масонских организаций до строительства на эти средства Нового Света. По одной из легенд главным источником богатства Ордена были серебряные копи, которые осваивались на американском континенте.
  2. Тамплиеры знали, где находится Святой Грааль и пользовались теми благами, которые он приносит.
  3. Тамплиеры обладали легендарным реликтом – Ковчегом завета. Они вынесли его из храма Соломона вместе со скрижалями с 10 заповедями, манной небесной и посохом Аарона.

Большие споры сегодня вызывает и религиозная составляющая Ордена. В материалах, дошедших до наших дней, есть информация о том, что рыцари «отрекаются от Христа», «плюют на распятие» и признаются в принадлежности к сатанинским культам. Так и не выяснилось, кому тамплиеры отдавали почести, так как по одной из версий, это была голова христианской святой Евфимии Всехвальной, а по другой двуликий Янус. В ходе арестов и гонений их обвиняли в том, что они поклонялись некому коту, который являлся им на собраниях, и другим идолам как представителям Бога и Спасителя. Учитывая, что представители Святой инквизиции подвергали членов Ордена страшным пыткам, доверять всем этим версиям нельзя.

Тамплиеры сегодня

В 18 веке у Ордена появилось множество декларированных последователей. Появилась информация, что Орден никогда и не прекращал свое существование, просто действовал далеко за пределами Франции. В конце 19 века австрийские и германские мистики придумали Орден Восточного храма, доктрина которого состояла из смеси сатанизма, герметических учений и магии. Сегодня в средствах СМИ нет-нет, да и всплывет информация об очередном потомке великих тамплиеров, да и само слово встречается в названии самых разных организаций. Так, в наше время действует организация «Добрые тамплиеры», которые пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от наркотиков и алкоголя.

Орден тамплиеров был основан в 1118 году, после неудачного Первого крестового похода. Название ордена происходит от слова “храм” (по-латински “темплум”).Под храмом имеется в виду Храм царя Соломона, на развалинах которого в Иерусалиме первоначально размещалась штаб-квартира рыцарей этого ордена. Крестоносцы, которые вели на Святой земле беспрестанные сражения, остро нуждались в пополнении своих постоянно редевших рядов, и особая активность тамплиеров в этой великой компании быстро вывела их на первые роли, дав и богатые трофеи, и политическое влияние.

Но вместе с богатством и мощью ордена росло высокомерие рыцарской верхушки. Великий Мастер (Магистр) ордена де Ридфорд сделал ряд опрометчивых шагов, и в 1187 г. христианский Иерусалим пал. Пришельцы из Европы смогли удержать в своих руках лишь узкую прибрежную полосу, на которой тамплиерам принадлежали лучшие земли и главные крепости.
Европейские монархи тем временем вели междоусобные войны и в конце концов перестали посылать солдат и деньги на отвоевывание у мусульман Святой земли.

К рест тамплиеров

Символ креста присутствует во многих религиях мира и являет собой основной элемент веры. Православие также ставит его в качестве центральной фигуры и придает ему множество значений и функций: защиту и спасение от всякого зла.

В своем первоначальном значении крест тамплиеров обозначает мир в своем единстве. Четыре равноценных луча говорят о том, как устроен мир: солнце, земля, вода и воздух едины в своей совокупности и олицетворяют собой все живое в нашем мире. Свое первое название крест тамплиеров получил, исходя из подобно трактовки амулета: круг солнца.

П осле 1206 года

В 1206 г. египетский султан сумел сначала потеснить обосновавшихся на побережье крестоносцев, а вскоре вместе с рыцарскими орденами скинуть их в море. Святая земля была окончательно потеряна для христиан, и тамплиеры перенесли свой лагерь на остров Кипр, мечтая со временем восстановить свою былую славу и могущество.
Пока тамплиеры собирались с силами для нового похода против мусульман, король Франции Филипп IV задумал собственный «крестовый поход» против тамплиеров. Дело в том, что он задолжал этому рыцарскому ордену крупную денежную сумму, - орден располагал значительными средствами, осуществляя выгодные банковские операции. Теперь Филипп IV желал освободиться от этого неудобства. Деньги, что он должен был тамплиерам, требовались ему для войны с английским королем Эдуардом I.
Французскому королю помогла двадцатилетняя тяжба Англии с Католической церковью, изрядно подорвавшая силы обеих враждующих сторон. И тут Филиппу IV выпали сразу два козыря: умер его заклятый враг Эдуард I, и на английский трон вступил его слабый и нерешительный сын Эдуард II. К тому же Филиппу удалось возвести на трон святого Петра своего человека - Климента V.


Вскоре на Кипр пришло известие о намерении нового папы организовать Крестовый поход, и тамплиеры увидели в этом предвестие скорого возвращения им былой славы. Когда Великого Мастера Ордена тамплиеров престарелого Жака де Моле пригласили во Францию, он прибыл туда с готовым планом освобождения Иерусалима. Париж встретил его с большими почестями, которые длились до рокового дня 13 октября 1307 г. На рассвете по приказу Филиппа всех тамплиеров арестовали и заковали в цепи. Немедленно начались пытки с требованием признаться в ереси.
Когда папский приказ об аресте тамплиеров пришел в Лондон, молодой Эдуард II никаких репрессивных действий не предпринял. Более того, он выразил понтифику сомнения в вине тамплиеров. Только после выхода официальной буллы папы римского английский король был вынужден совершить какие-то шаги. Лишь в январе 1308 г. он издал приказ об аресте находившихся в Англии рыцарей Ордена тамплиеров. Но те еще три месяца назад получили предупреждение и смогли как следует приготовиться: многие тамплиеры ушли в подполье, а те, кого все-таки арестовали, нашли способ бежать из тюрем. Свои сокровища, драгоценности, святыни и важнейшие документы тамплиеры надежно спрятали. В Шотландии папский приказ даже не был обнародован. Таким образом, Англия и особенно Шотландия стали тайным прибежищем для тамплиеров континентальной Европы, и о полной его надежности говорит то, что тамплиеры помогали друг другу и пользовались поддержкой извне.
Трон английского короля перешел от Эдуарда II к Эдуарду III, а тот завещал корону своему десятилетнему внуку, который, став Ричардом II, наблюдал из своего Тауэра, как бушевали в Лондоне восставшие крестьяне Уота Тайлера.

Тем временем английский народ был вынужден испытывать много всяческих тягот. Беспрестанные войны опорожнили королевскую казну, а придворная камарилья растащила ее остатки. Эпидемия чумы унесла треть населения страны, свою жатву покойников собрали годы страшного голода. Королю по-прежнему требовались деньги на войну с Францией, и он вводил новые хитроумные налоги. Простой люд находился под гнетом многочисленных хозяев жизни. Закипал разрушительный котел народного гнева.
Церковь не была в состоянии исправить положение. Землевладельцы в сутанах были столь же безжалостны к своим крепостным, как и их коллеги из родовитого дворянства. А в среде ушедших в подполье тамплиеров царила религиозная смута. Организация рыцарей-монахов ранее не подчинялась никому в мире, кроме Святого Отца, как именовался папа римский. Когда папа, наместник Христа на земле, ополчился на них, казалось, разорвалась связь с самим Господом. Тамплиерам необходимо было найти новый способ общения с Богом. А в те времена всякое отклонение от учения Церкви клеймилось как безбожная ересь.