Предмет и результат учебной деятельности

Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.

Обучаемость - это совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности».

Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Интеллектуальные свойства, определяющие обучаемость Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Обобщение и анализ, лежащие в основе умственных способностей, по С. Л. Рубинштейну, определяют возможности быстрого, качественного переноса и развития теоретического мышления. Лежащие в основе обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются исследователями и как ее компоненты. В то же время обучаемость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

Показатели обучаемости. Основные показатели обучаемости - темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала. Суммарными показателями обучаемости, по З. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А. К. Марковой показатели обучаемости: - активность ориентировки в новых условиях; - инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной и

Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на ее стиль. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный». Приведенная выше таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили. Они в значительной мере основываются на обучаемости.

11. Общая характеристика учебной деятельности.

Учебная деятельность - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность- деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Основные характеристики учебной деятельности .

1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

3) общие способы действия предваряют решение задач (И. И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д. Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением. Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики. Прежде всего подчеркнем, вслед за Д. Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.

12. Предметное содержание учебной деятельности. Предмет учебной деятельности .

Предмет учебной деятельности - учебная деятельность направленная на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства и способы учебной деятельности . Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С. Л. Рубинштейна - мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов). Способ учебной деятельности - это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продукт учебной деятельности, ее результат. Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта - это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае - на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием .

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению - оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено . В то же время, так как учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта (что в значительной мере проявляется в младшем школьном возрасте, когда учебная деятельность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрасте), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учебной деятельности.

Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности , отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). К этим трем добавляют еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Т.о., можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, следует рассмотреть собственно деятельностные характеристики: ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.

Предмет То, на что направлена деятельность

УД направлена на:

    усвоение знаний,

    овладение обобщенными способами действий,

    отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

То есть УД направлена на изменение самого субъекта (обучающегося человека).

Средства То, с помощью чего осуществляется деятельность

Средства осуществления УД рассматриваются в трех направлениях:

1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций УД интеллектуальные действия (мыслительные операции):

    анализ,

    синтез,

    обобщение,

    сравнение,

    классификация.

2) средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт:

    знаковые.

    языковые,

    вербальные.

3) фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Способы То, как получают знания. Выделяют следующие действия как способы УД:

В. В. Давыдов, В. В. Рубцов:

    репродуктивные,

    проблемно-творческие,

    исследовательско-познавательные.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина:

    ориентировку,

    этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,

    контроль.

Продукт То, что получается в итоге

    структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики

    внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Результат То, к чему приводит деятельность

Результат есть поведение субъекта – испытываемая им потребность:

    продолжать деятельность,

    уклоняться от деятельности.

      Внешняя компонентная структура учебной деятельности.

Учебная деятельность:

    учебная мотивация (направленность на различные стороны УД, которая формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса.

    Учебная ситуация (1) учебная задача (в форме учебного задания)- отраженное в сознании требование выполнить некое действие, чтобы привести в соответствие неизвестное и требуемое. (2) учебное действие (предметные и вспомогательные) – акты активности субъекта, составляющие операциональную часть учебной деятельности.

    Контроль (самоконтроль) отслеживание промежуточных результатов и плана действие.

    Оценка (самооценка) оценка есть система критериев для соотнесения образа результата и реальных результатов (промежуточного и конечного), а так же моделей действий и реальных действий.

      Понятие и виды учебной мотивации.

Мотив учения – направленность на различные стороны учебной деятельности, которая формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса.

Определяется:

    Образовательной системой

    Организацией образовательного процесса

    Особенностями обучающегося.

    Особенностями педагога

    Спецификой учебного предмета

Виды мотивации:

    Внешняя

    Внутренняя

Мотивы по Божович:

    Познавательные

    1. Широкие познавательные мотивы

      Учебно – познавательные мотивы

      Мотивы самообразования

    Социальные мотивы

    1. Широкий социальный мотив

      Узкий социальный мотив

      Мотивы социального сотрудничества

Динамическая характеристика мотива:

    Устойчивость мотива: ситуативный, устойчивый (пограничный), устойчивый постоянный

    Сила мотива

    Эмоциональная окраска

    Современные концепции научения и организации учебной деятельности

Среди основных современных концепций научения и организации учебной деятельности выделяют следующие:

    Проблемное обучение

    Программированное обучение

    Знаково – контекстное обучение (Метод деловой игры)

    Метод проектов

    Коллективный способ обучения

    Научение путем открытия

    Теория осмысленного научения Аусобеля.

    Модель обучение до полного усвоения Блума и Кэрола.

    Модульное обучение

    Теория Гальперина

    Теория Занкова

    Теория Давыдова

    Теория П.Я.Гальперина о поэтапном (планомерном) формировании понятий и умственных действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий - учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе - представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории:

1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;

2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);

3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план - как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.

В ходе психического развития ребенка совершенствуются процессы интериоризации и экстериоризации (вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте). В Т.п.ф.у.д. различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием:

    наличие необходимой мотивации

    правильное выполнение действия в его исходной внешней форме

    планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.),

    полноценное воспроизведение действий в умственном плане.

    Теории развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Развивающее обучение Л. В. Занкова

Развивающее обучение разрабатывалось в 50 –70-е годы на основе известных Л. В. Занкову педагогических технологий для улучшения качества начального образования. В настоящее время не является широко распространенной и систематизированной концепцией обучения

Основная идея: успехи в психическом развитии являются основой сознательного и прочного усвоения знаний, процесс общего развития зависит от деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий.

Принципы обучения:

    Обучение на высоком уровне трудности. Обучая, необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития», активизируя мыслительный процесс учащихся.

    Принцип ведущей роли теоретических знаний. Повышение удельного веса теоретических знаний активизирует психическую деятельность, знания переосмысливаются, систематизируются. Это позволяет организовывать обобщение, поиск существенных закономерностей.

    Принцип «идти вперед быстрым темпом». Высокий уровень трудности, призванный развивать духовный потенциал ученика, требует постоянного движения вперед, обогащения.

    Осознанность школьниками своего процесса учения, связана с рефлексией, помогающей ученику понять свои трудности.

    Принцип «дать простор индивидуальности» – предполагается индивидуализация и дифференциация обучения.

Развивающее обучение Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Анализируя традиционное обучение, В. В. Давыдов назвал его эмпирическим, когда процесс познания направлен от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому. Свою концепцию обучения он назвал развивающим, а развивающее мышление ребенка в процессе такого обучения – теоретическим, так как мышление будет идти от общего к частному. По мнению В. В. Давыдова, при эмпирическом мышлении (главная форма – индуктивное умозаключение) отражаются только внешние связи. В развивающем обучении учащиеся сначала овладевают с помощью знаков, символов, моделей теоретическими знаниями и понятиями, затем с помощью дедукции школьники усваивают конкретные проявления знания, решение задач практического характера. В. В. Давыдов опирался на исходное положение Д. Б. Эльконина: ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы или способы организации обучении.

Основу развивающего обучения составляет теоретическое знание:

    оно формируется в результате мыслительных операций анализа и синтеза;

    устанавливает связи всеобщего и единичного;

    форма его существования – обобщенные способы действий.

Дидактические принципы:

    преемственность– каждая стадия обучения соотносится с разными этапами психического развития;

    доступностьтрансформируется в развитие, когда можно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия;

    сознательностьтрансформируется в принцип деятельности, когда ученики получают знания не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая закономерности;

    наглядность фиксируется как принцип предметности. Обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели.

Психолого-педагогические принципы:

    усвоение научных понятий имеет следующую динамику: анализ условий формирования, уяснение общего принципа, применение его к частным, конкретным случаям;

    теоретические знания составляют основу мышления и влияют на практическое выполнение деятельности;

    школьники усваивают научные понятия в процессе учебной деятельности. Их мыслительные действия аналогичны исторически сложившимся способам деятельности человека.

    Современные психологические концепции проблемного обучения.

    Ребенок является субьектом

    Характерны наличие проблемы

    Связь обучения с жизнью ребенка

Относится к типу развивающего обучения

Цели проблемного обучения:

Приобретение знаний, умений навыков.

Усвоение способов

Виды проблемного обучения

    Научное творчество

    Практическое творчество

    Художественное творчество

Для решения проблемной ситуации, предложенной педагогом необходимо:

    Побуждение учеников к теоритическому обьяснению

    Использование жизненных ситуации

    Постановка учебных, практических задач

    Побуждение к анализу

    Выдвижение к анализу

Уровни проблемности:

    Учитель ставит проблему – сам решает

    Учитель ставит проблему – ученики решают

    Ученик ставит проблему – учитель помогает

    Ученик сам ставит и решает проблему

    Концепция программированного обучения

Программированное обучение

Возникновение программированного обучения связано с именем Б. Ф. Скиннера , который призвал в 1954 году педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом.

Дидактические принципы программированного обучения:

    последовательность;

    доступность;

    систематичность;

    самостоятельность.

Основной элемент – обучающая программа – упорядоченная последовательность задач.