Пришлось подписать невыгодный контракт. Частица не пишется слитно. Основные случаи употребления отрицательных частиц

4)За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

5)Когда Колумб высадился на берег Америки, местных жителей, во многом отличавшихся друг от друга, назвал «индейцами», считая, что добрался до Индии.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в первом предложении? Выпишите это слово.

Поэтому Потому

Даже Вследствие этого

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОРЕННЫМИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в 2 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Коренной, -ая, - ое.

1. Изначальный, исконный. Коренной горожанин. Коренное месторождение (залежи в горных породах, не подвергшихся изменениям).

2. Касающихся самых основ, корней чего-нибудь, самый главный, решающий. Коренной перелом. Коренной вопрос. Изменить коренным образом (совсем, полностью).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

не´дуг ободрена´ плодоноси´ть

све´кла налита´

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним . Запишите подобранное слово.

Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.

ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Носов – один из самых УДАЧЛИВЫХ спортсменов.

Вокруг села располагался ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

много ПОЛОТЕНЕЦ хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ сейчас же с ДВУМЯСТАМИ бойцами

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВАДЦАТЬ ВТОРОМУ году

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова.

2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первом снеге».

3) Циолковский писал, что «основная цель моей жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд».

4) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущими в этом году.

5) Сделавшись 50 – 100 тысяч лет назад творцом, художником, у первобытного человека изменилось сознание.

6)Мы спросили о том, что можем ли мы вдвоём выполнять одну проектную работу.

7) Толстой стремился глубоко показать внутренний мир своих героев и потому подвергает их различным испытаниям.

8) Мы часто бываем и рассказываем о музеях.

9) Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

л..зурь покл..ниться

прик..сновение комп..тентный тр..петать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

сверх..зысканный, контр..гра пр..способленный, пр..мудрый,

о..бить, по..ставить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

угр..вой преодол..вающий горноста..вый

корч..вать запуг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преобразу..мый распущ..нный замет..вший

перекин..шь сломл..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Работать пришлось в (не) исследованной местности.

Пришлось подписать (не) выгодный контракт.

Семён Ростиславович казался (не) довольным.

Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники .

(Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

Павел Петрович (не)раз помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, как (бы0 извернуться и найти недостающую сумму.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ткань износилась на складках и образовала вокруг них бахрому.

2) Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску.

3) Беспрестанные насмешки и проказы шалунов сменило какое-то почтение какая-то особенная приязнь и расположение.

4) В снегу утопали не только заборы но даже и колодцы и дома и вся улица.

5) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

16. Расставьте знаки препинания:

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее – завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18)За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

(По Д. Шеварову)

20. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1) Человек должен уметь защищать свою честь.

2) Гибель Пушкина на дуэли бессмысленна и бесцельна.

3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно.

4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.

21. Определите тип речи текста.

1) описание и повествование

2) рассуждение

3) описание и рассуждение

4) повествование

22. Укажите предложение с фразеологическим выражением.

1) 9 2)13 3)3 4)4

23.Какое предложение связано с предыдущим при помощи вводного слова?

1) 8 2) 5 3) 3 4) 10

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

ВАРИАНТ 2

Ф.И.____________________________________________________________________

ОУ______________________________________________________________________

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) зАгнутый 2) снЯла 3) красивЕе 4) звОнит

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора 3) более восемьсот миллионов

2) ярче солнца 4) поезжайте поездом

А3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

2)М. Горький неоднократно говорил, что труд - основа культуры.

3)Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.

4) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.

А4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)в..рсистый, ут..пический, м..рзлота

2)б..сиком, ок..ймлять, приг..рать

3)ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение

4)компр..мисс, соприк..снувшись, обог..щение

А5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)по..солнечник, о..бросить, пре..писание

2)пр..ключение, пр..обрёл, пр..брежный

3)во..хождение, бе..культурье, ра..бросать

4)с..гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм

А6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.

2)Работать пришлось в (не)исследованной местности.

3)Пришлось подписать (не)выгодный контракт.

4)Семён Ростиславович казался (не)довольным.

А7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века () и за время своего существования она получила широкое признание.

1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Старый сад (1) казалось (2) один освежал эту (3) когда-то (4) оживлённую деревню и был живописен в своём запустении.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

А9. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Конспектирование - вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

2)Орден Святого Андрея Первозванного, который выдавался только в редких,

исключительных случаях, был учреждён Петром I в 1698 году.

3)Монголия - самое большое по территории государство мира, которое не имеет выхода к морю.

4)Скептик - это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5

(1)... (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин. (З)Его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (4)Им был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях у представителей разных отрядов млекопитающих и человека. (5)Выразительные движения рассматривались Ч. Дарвином как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (6)... эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, - результат эволюционного процесса.

В1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Периоду естественнонаучного изучения психики человека предшествовало длительное осмысление особенностей его организма.

2)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что первичные эмоции сформировались задолго до появления человека.

3)В учении, разработанном Спинозой, анализируется природа и происхождение

аффектов.

4)Одной из важнейших черт личности является её устойчивость.

В2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1)Ведь3) Именно

ВАРИАНТ 28 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Археологи находят в славянских землях много кладов. (2)Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). (3) самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Так как ювелирные изделия позволяют воссоздать картины жизни и быта древних славян, они представляют для археологии большую ценность.

2. Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий.

3. Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество.

4. Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего потому, что они дают представление о жизни и быте древних славян.

5. Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Но Поскольку Наоборот, Другими словами, Вопреки этому

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ , я, ср.

1) Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).

2) Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.

3) Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.). П. – образ предмета или явления.

4) Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете. * Представления не имею (разг.) – совершенно не знаю, не осведомлён. Куда он ушёл? – представления не имею.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

загнУтый снялА молЯщий щЁлкать облегчИть

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Чтобы приготовить маринад для рыбы, запечённой в углях, нужно СТРЯХНУТЬ семена из четырёх-пяти стручков кардамона, добавить щепотку шафрана и растереть их в ступке с солью.

Девочка резким движением откинула чёлку со лба и неожиданно спокойно и ДОВЕРЧИВО посмотрела Алексею в глаза.

ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.

Аналитики утверждают, что в наступившем году на рынке ценных бумаг можно ОЖИДАТЬ значительных изменений.

Конспектирование ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА более ВОСЕМЬСОТ миллионов

ЯРЧЕ солнца ПОЕЗЖАЙТЕ поездом

пара ТУФЕЛЬ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Б) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве.

В) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

Г) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Д) Орден Святого Андрея Первозванного был учреждён Петром I в 1698 году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ок. .ймлять приг..рать благораспол..жение соприк..снувшись оч..ровать

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнух, о..бросил пр..обрёл, пр..дача

во..хождение, ра..вод пр..дедушка, п..днос пр..следовал, пр..зыв

Ответ:_______________________________________

10. Е .

услужл..вый придирч..вый выдёрг..вать замш..вый подчёрк..вать

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

ка..вшийся бор..шься встреч..нный настраива..мый движ..мый

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ДОЖДАВШИЕСЯ ужина путешественники легли спать.

Работать пришлось в (НЕ)ИССЛЕДОВАННОЙ ещё местности.

Пришлось подписать далеко (НЕ)ВЫГОДНЫЙ контракт.

Семён Ростиславович казался (НЕ)ДОВОЛЬНЫМ.

Без труда (НЕ)ВЫЛОВИШЬ и рыбку из пруда.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов.

(В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову.

В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного.

Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.

Басни Крылова в (ТО)ВРЕМЯ явились совершенно новым явлением в русской литературе (ПО)СРАВНЕНИЮ с баснями Сумарокова, которые были написаны в традициях классицизма.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

2. Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

3. Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования она получила широкое признание.

4. Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

5. Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Старый сад (1) казалось (2) один освежал эту (3) когда-то (4) оживлённую деревню и был живописен в своём запустении.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания

Поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) П.И. Чайковский создал лучшие свои оперы (4) более всего вдохновляла композитора.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Высшее, чего может достичь человек, – это мудрость.

(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать – как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта.

(4)Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (6)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.

(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Да-же не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(11)Знания отвечают на вопрос «Почему?», а информация – только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней – оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение – это всего лишь некоторое отношение к чему- либо, а знание – это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стре-милось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо ещё мыслить правильно.

(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мною директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него в школе дети без всякой подготовки пишут со-чинения на самые сложные темы. (21)И привёл примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то своё. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой?

(28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны...

(По Б. Бим-Баду*)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник НИИ общей педагогики.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Невнимание человека к проблемам экологии может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.

2) Достоверность информации нуждается в проверке.

3) Единственное, чему следует учить подрастающее поколение, – это умение добывать информацию.

4) Необходимо приучать людей к мудрости.

5) Чтобы мнение стало знанием, его необходимо обосновать, доказать.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит описание.

2) В предложении 6 содержится рассуждение.

3) В предложениях 8-10 содержится пример, подтверждающий высказанное в предложении 7 суждение.

4) В предложениях 14-18 представлено рассуждение.

5) В предложениях 23-28 представлено описание.

Ответ:_______________________________________

22. В каком из приведённых ниже предложений употреблены синонимы? Выпишите номер этого предложения.

5 10 17 18 26

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 7-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Стремясь точнее раскрыть содержание сложных понятий, автор использует такие приёмы, как (А) _____ (предложения 4, 5) и (Б) ____ (предложение 15), а также синтаксическое средство – (В) ______(например, предложения 3, 5, 7). Приглашая к серьёзному размышлению, автор использует такой приём, как (Г) _____ (предложения 23-25)».

Список терминов:

1) литота

2) фразеологизм

3) эпитет

4) анафора

5) противопоставление

6) восклицательное предложение

7) парцелляция

8) ряд однородных членов

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 8

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и (……..) нарёк местных жителей «индейцами». (2)Несмотря на очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент.(3) Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Несмотря на очевидную ошибку, название «индейцы» закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент, поэтому они создали разнообразные обычаи.

2)До конца своих дней Колумб так и не признал своей ошибки и был убеждён, что, благополучно переплыв Атлантику и высадившись на берег Америки, он добрался до Индии, именно поэтому он назвал местных жителей американского континента «индейцами».

3)Общее название «индейцы» закрепилось за коренными жителями Америки благодаря Колумбу, потому что у жителей американского континента много общих черт: смуглая кожа, высокие скулы, чёрные волосы и глаза, химический состав крови.

4)За коренными жителями Америки, которые не были единым народом, закрепилось ошибочное название «индейцы», так как Колумб, открывший Америку, считал, что добрался до Индии.

5)Когда Колумб высадился на берег Америки, местных жителей, во многом отличавшихся друг от друга, назвал «индейцами», считая, что добрался до Индии.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в первом предложении? Выпишите это слово.

Поэтому Потому

Даже Вследствие этого

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОРЕННЫМИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в 2 предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Коренной, -ая, -ое.

1. Изначальный, исконный. Коренной горожанин. Коренное месторождение (залежи в горных породах, не подвергшихся изменениям).

2. Касающихся самых основ, корней чего-нибудь, самый главный, решающий. Коренной перелом. Коренной вопрос. Изменить коренным образом (совсем, полностью).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

не´дуг ободрена´ плодоноси´ть

све´кла налита´

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.

ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга.

В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Носов – один из самых УДАЧЛИВЫХ спортсменов.

Вокруг села располагался ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

много ПОЛОТЕНЕЦ хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ

ПОЕЗЖАЙ сейчас же с ДВУМЯСТАМИ бойцами

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ДВАДЦАТЬ ВТОРОМУ году

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывал в доме-музее Чехова.

2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первом снеге».

3) Циолковский писал, что «основная цель моей жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд».

4) Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущими в этом году.

5) Сделавшись 50 – 100 тысяч лет назад творцом, художником, у первобытного человека изменилось сознание.

6)Мы спросили о том, что можем ли мы вдвоём выполнять одну проектную работу.

7) Толстой стремился глубоко показать внутренний мир своих героев и потому подвергает их различным испытаниям.

8) Мы часто бываем и рассказываем о музеях.

9) Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

л..зурь покл..ниться

прик..сновение комп..тентный тр..петать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

сверх..зысканный, контр..гра пр..способленный, пр..мудрый,

о..бить, по..ставить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

угр..вой преодол..вающий горноста..вый

корч..вать запуг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

преобразу..мый распущ..нный замет..вший

перекин..шь сломл..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Работать пришлось в (не) исследованной местности.

Пришлось подписать (не) выгодный контракт.

Семён Ростиславович казался (не) довольным.

Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники.

(Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В) ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В) ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА) СЧЁТ условий поединка.

(В) СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В) СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

Павел Петрович (не)раз помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, как (бы0 извернуться и найти недостающую сумму.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ткань износилась на складках и образовала вокруг них бахрому.

2) Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску.

3) Беспрестанные насмешки и проказы шалунов сменило какое-то почте¬ние какая-то особенная приязнь и расположение.

4) В снегу утопали не только заборы но даже и колодцы и дома и вся улица.

5) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.

16. Расставьте знаки препинания:

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Малиновые горы на Среднем Урале (1) по рассказам известных путешественников (2) получили своё название благодаря тому, что по увалам и россыпям росла в особенном изобилии малина. Она (3) правда (4) была мельче лесной, но, вызревая на солнце, эта горная малина приобретала неповторимый вкус.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются...» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5)Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».

(7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее – завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

(18)За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное – неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

(По Д. Шеварову)

20. Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1) Человек должен уметь защищать свою честь.

2) Гибель Пушкина на дуэли бессмысленна и бесцельна.

3) Потомкам достается имя и честь отцов, все остальное неважно.

4) Дуэль была способом восстановить нравственное равновесие.

21. Определите тип речи текста.

1) описание и повествование

2) рассуждение

3) описание и рассуждение

4) повествование

22.Укажите предложение с фразеологическим выражением.

1) 9 2)13 3)3 4)4

23.Какое предложение связано с предыдущим при помощи вводного слова?

1) 8 2) 5 3) 3 4) 10

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Каждая строчка, каждое слово Дмитрия Шеварова пронизаны искренним уважением к личности Пушкина. Эмоциональное неравнодушное отношение автора выражено с помощью такого синтаксического средства, как (А) ______ (предложения 7,17), а также лексических – (Б)____(«подлец», «пошляк», «сплетник») и (В)____ («честь и имя» в предложениях 18-19). (Г)______ («звон…. стали) в слове……», в предложении 3, «разряд… силы» в предложении 8, «слово…. Отливалось в свинец» в предложении 13) придают особенную образность тексту Д. Шеварова.

Список терминов:

    риторический вопрос

2)лексический повтор

3)эмоционально-оценочные слова

4)гипербола

5)эпитеты

6)метафоры

7)вопросно-ответная форма изложения

8)сравнительный оборот

9)риторическое восклицание

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

8 вариант

Вражеский

Хорошо проповедует

Трепетать

Сверхизысканный контригра

Запугивать

Заметивший

Не дождавшиеся

Также насчёт

Де ли
те пред

Ло
НО или РАЗДЕЛЬНО.

Вом пи
то ром НЕ(НИ) со сло
ние, в ко
шет
ся СЛИТ

Крой
те скоб

Рас
пи
ши
ки и вы

1 вариант
те это слово.
1. Определите предложение, в котором НЕ(НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скоб­
ки и выпишите это слово.
Археологи Ростовской области обеспокоены застройкой (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫХ учёными терри­
торий.
Отнюдь (НЕ)ПРАЗДНОЕ любопытство привело нас в этот город.
Сквозь (НЕ)ЗАДЁРНУТЫЕ шторы видно было большую ярко освещённую комнату.
Книга до сих пор (НЕ)ПРОЧИТАНА.
(НЕ)БОЛЕЕ трети учащихся дали верные ответы на задания повышенной сложности.


выпишите это слово.
Я (не)нашелся, что сказать.
Слова мои были (не)расслышаны.
Он удивленно поводил вокруг глазами, точно (не)понимая, что с ним произошло.
Ее лицо было (не)проницаемо.
Багратион оглядел свиту ничего (не)выражающими глазами.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
Эти просторы навевают никогда (не)проходящее чувство грусти
Учащимся нужны (не)вызубренные, а осознанные правила.
Там (не)когда гулял и я.
Эта задача была (не)решена.
Путники поднимались по далеко (не)безопасной тропинке.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смер­
ти.
Ключи до сих пор (не)найдены.
Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
Брат (не)удостоил Мишу даже взглядом.
Здание (не)построено в срок.
Ответ: _____________________________________________________
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Никогда ещё в его жизни не было такой кромешной (не)ясности.
В углу под настольной лампой стоял чёрный с золотом «Зингер», драпированный складками ещё
(не)оконченного шитья.
Малый он был далеко (не)глупый, выражался бойко и довольно забавно.
(Не)прекращавшийся в течение суток дождь.
Почти (не)тронутая дождём почва.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
Еще (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу прозрачный веер солнечных лучей.
И ведь (не)кому пожаловаться!
Мы бредем по дорожкам, где (не)кошена трава.

(Не)с кого спрашивать, когда сам виноват.
Голос Пушкина никогда (не)переставал звучать в русской поэзии.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.

(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не)исследованной местности.
До нас (не)долетал грохот взорвавшихся снарядов.
Отказаться от такого угощения никто (не)вправе
Наказывать солдат было (не)за что.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как­то отчуждённо.
Синий рассвет заглянул в (не)занавешенное с вечера окно.
Давно ему (не)дышалось так легко.
Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
М. Врубель создал сказочно­символический образ девичьей красоты, (не)меркнущей с годами свеже­
сти, таинственности и величавости.
Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
По мнению Базарова, роль общества важнее, чем влияние отдельной личности: «Исправьте общество,
и болезней (не)будет».
Где­то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнялась
дивными звуками.
Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век меха­
нически.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
Мне (не)(к)(кому) обратиться за помощью.
Человеку, (не)верящему в свои силы, трудно победить.
Он предпочёл остаться (не)узнанным.
Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Ошибки в работе по­прежнему (не)исправлены.
Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
Ещё (не)просохшая после дождя дорога была усеяна лужами.
(Не)досказанность делает финал романа открытым.
(Не) вылеченная вовремя простуда может привести к серьёзным осложнениям.
Компьютер (не)подключен к сети.
Брат (не)удостоил его даже упрёком.

Ответ: _____________________________________________________

выпишите это слово.
Лежа хлеба (не)добудешь.
Лучше (не)досолить, чем пересолить.
(Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.
Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.
Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.
Ответ: _____________________________________________________
Опре

Де ли
те пред

Ло
НО или РАЗДЕЛЬНО.
Задание 12 ЕГЭ. Правописание НЕ и НИ.

Вом пи
то ром НЕ(НИ) со сло
ние, в ко
шет
ся СЛИТ

Ки и вы
крой
те скоб

Рас
пи
ши

2 вариант
те это слово.
1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.
Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.
Разговаривать им больше (не)о чем.
Никто (не)отзывался.
(Не)место красит человека, а человек место.
Ответ: _____________________________________________________
2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Луна (не)бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда (не)получал писем.
(Не)исследованные места влекут меня, а глухие дебри.
Дорога (не)ровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, (не)проверив пароля.
Ответ: _____________________________________________________
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.
Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.
Тянулась глубокая осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая, ветреная.
Никого кругом (не)было.
Листва висит (не)шелохнувшись.
Ответ: _____________________________________________________
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
В решете воды (не)удержишь.
Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто (не)научит.
(Не)сколько женщин ходили по берегу реки.
В голос завыли бабы, падая в (не)нагретую солнцем землю.
Ливень (не)прекращался.
Ответ: _____________________________________________________
5. В Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Мальчики (не)узнавали леса.
(Не)котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто­лиловую тучу.

Какой­то он (не)такой, как все, тихий, ласковый.
Ответ: _____________________________________________________
6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая­то (не)уверенность.
В сгустившихся сумерках уже (не)видны силуэты людей.
Экспедиция (не)должна была приступать к работе.
Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не)весенним вечерком.
Ответ: _____________________________________________________
7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
(Не)дочитанная до середины книга лежала на тумбочке.
Рассеянный, (не)внимательный пассажир оставил зонтик в метро.
Тайна (не)раскрыта.
(Не)заметь реставратор трещины, древнейшие фрески могли бы погибнуть.
В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
Ответ: _____________________________________________________
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
(Не)доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку.
Теперь (не)легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.
Остался ящик с рукописями, никому (не)нужными.
Чего только (не)услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.
В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи.
Ответ: _____________________________________________________
9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не)хожеными тропами.
Он широко шагал по еще (не)расчищенным от снега улицам.
Удобрение (не)вывезено на поля.
Дождей больших еще (не)было.
Я (не)готов к уроку.
Ответ: _____________________________________________________
10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Если человек привык бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца, искоренить эту вредную привычку
очень сложно.
Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ шум беспокойных
волн.
Блюдо было ещё (НЕ)ГОТОВО, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат.
Для жителей тайги охота была (НЕ)ЗАБАВОЙ, а способом выживания.
От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
Ответ: _____________________________________________________
11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Вскоре показались еще (не)ухоженные сады городской окраины.
Ни разу мальчик (не)видел такого зрелища.
За давно (не)крашенным забором оказался приезжий зверинец.
В «Мёртвых душах» весь город обсуждал чичиковских мужиков, которых уже (не)было на свете.
Общество, (не)навидящее личность, само обрекает себя на гибель.
Ответ: _____________________________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Они шли по ещё (не)засеянному полю.

Уроки были (не)сокращены.
Ответ другого ученика тоже оказался (не)верным.
(Не)доделанная до конца работа не давала Олесе покоя.
На экзамене (не)разрешается пользоваться никакими справочниками и учебниками.
Ответ: _____________________________________________________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
Добиться встречи с послом было вовсе (не)легко.
На стене висел персидский ковер с отнюдь (не)броским орнаментом.
Александру пожелали, чтобы каждый новый день его жизни был (не)похож на предыдущие.
Маша сыграла на пианино очень красивую мелодию (не)известного мне композитора.
Стол был (не)убран.
Ответ: _____________________________________________________
Ответы к заданию

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1 вариант
незадёрнутые
непроницаемо
некогда
небольшой
неясности
некому
неисследованной
несмотря
незабываемые
небольшом
неузнанным
недосказанность
недосолить
2 вариант
невысокого
неровная
неспешным
несколько
некого
неуверенность
невнимательный
несчастной
нехожеными
неумолкающий
ненавидящее
неверным
неизвестного
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система Дмитрия
Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/