Правила орфографии. Образовательный портал Все правила по русскому с 1

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Правила по русскому языку для начальной школы (в стихах).

1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?

Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

ТЕКСТ - это группа предложений, расположенных

в определённой последовательности и связанных

по смыслу, стилю и грамматически.

сказать; то, ради чего он пишет текст.

ВИДЫ ТЕКСТОВ

по цели высказывания

о каких-либо событиях.

или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слово или несколько слов,

связанных по смыслу и выражающих законченную

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

По цели высказывания предложения бывают:

повествовательные (сообщают о чём-либо ),

вопросительные (задают вопросы ),

побудительные (просят, требуют, советуют ).

По интонации предложения бывают:

восклицательные (произносим с особым чувством ),

невосклицательные (произносим спокойно ).

ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это главные члены

предложения.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ - это главный член предложения,

который обозначает о ком или о чём говорится

в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

(подчёркивается одной чертой)

СКАЗУЕМОЕ - это главный член предложения,

который обозначает, что в предложении говорится

о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?

что делают? что сделал? что сделала?

(подчёркивается двумя чертами)

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два слова, связанных

по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а

другое зависимое.

Например: день (какой?) ясный ,

гулял (где?) в парке .

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая

обозначает предмет, явления природы, события, вещи,

людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что?

Например: (кто?) девочка, медведь ;

(что?) урок, клён .

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая

обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Например: (какой?) красный, лесной,

(какая?) весёлая ,

(какое?) яркое,

(какие?) умные.

ГЛАГОЛ - это часть речи, которая обозначает

действие предмета и отвечает на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

Например: (что делает?) читает ,

(что делал?) рисовал,

(что сделал?) купил .

О ФОРМАХ СЛОВ

Изменения слова - это ФОРМЫ СЛОВА.

Например: (есть) школьник - (нет) школьника ;

(он) школьник - (они) школьники .

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных -

это форма единственного числа. Слова в этой форме

отвечают на вопросы: кто? что?

Например: (кто?) школьник , школьница ;

(что?) урок , тетрадь , окно .

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных -

это форма мужского рода единственного числа. Слова

в этой форме отвечают на вопрос: какой?

Например: (какой?) грамотный , сильный .

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов - это форма, которая

отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Например: (что делать?) писать ;

(что сделать?) написать ;

(что сделать?) помочь.

ОРФОГРАММЫ

1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне

слова, надо подобрать родственное слово или другую

форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало

ударение.

Например: во да - во дный, во да - во ды.

2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ

СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать

родственное слово или другую форму этого слова так,

чтобы после согласной была гласная.

Например: голуб ка - голубу шка, завод - заводы .

3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся,

но не произносятся.

Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ,

надо подобрать родственное слово так, чтобы эта

согласная хорошо слышалась .

Например: сол нце - солн ышко ,

капуст ный - капуста .

4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня

слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.

Например: платье , скамья , вью га, соловьи , вьё т 10

11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не с пешить, не р исовать.

12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь .

Например: девочк а, ручн ой, каменщ ик, помощн ик,

конч ик.

13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после

Ц пишется буква Ы.

Например: голубцы , птенцы , леденцы .

В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И.

Например: ци ркуль, ци фра, ци ркач.

Исключения: цы ц, цы ган, цы плёнок, цы кать,

на цы почках.

14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее

из одного слога, не переносится.

Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, де нь.

Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить

на другую строку.

Например: я ко рь, И ра , Ю лия .

Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от

стоящей впереди буквы.

Например: май -ка, конь -ки, подъ -езд.

При переносе слов с двойными согласными одна буква

остаётся на строке, а другая переносится.

Например: суб -б ота, хок -к ей, кол -л екция.

Безударные падежные окончания имён существительных

Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения

на -ать и -еть так:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,

А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся начальных классов и соответствует требованиям ФГОС. В доступной форме представлены основные правила по русскому языку: правила переноса; правописание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН; буквы И и Ы после Ц; разделительный Ъ и Ь; проверяемые согласные в корне, безударные гласные в корне; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; Ь после шипящих на конце существительных; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах и т. д. Страницы книги можно вырезать по пунктирной линии, специально отмеченной в книге ножницами, и использовать как карточки, выкладывать которые можно при прохождении темы, чтобы акцентировать внимание на правилах, вешать над столом и т.д. Все это поможет лучше запомнить и усвоить наиболее сложный материал.
Книга окажет неоценимую помощь школьникам при подготовке к уроку и выполнении домашних заданий для систематизации знаний, а также родителям и педагогам при контроле знаний учащихся.