Где нельзя умирать по закону. Когда смерть вне закона: арктический город, в котором запрещено умирать. Всему виной вечная мерзлота

В 1994 году в небольшой стране в самом центре африканского континента - Руанде - произошел геноцид, который можно поставить в один ряд с самыми жестокими массовыми преступлениями в истории. За три месяца (с апреля по июнь) было вырезано от 800 тысяч до миллиона человек.
Это стало своеобразным кровавым рекордом: такой скорости убийства не было за весь ХХ век.

Предыстория беды .

Хуту и тутси - две основных народности, составляющих население этой страны. В этническом смысле их было сложно разделить: у них общий язык, до начала острого противостояния в Руанде обычными были смешанные браки. Разница была скорее социальная. Тутси исконно кочевники, а хуту преимущественно оседлые земледельцы, составляющие большинство. В силу, вероятно, более подвижного, «авантюрного» жизненного уклада тутси оказались более предприимчивы и утвердились в качестве местной аристократии. Такому разобщению весьма способствовали и бельгийские власти (в бытность Руанды колонией Бельгии), что является, в общем-то, типичной политикой метрополий по отношению к зависимым странам и народам - тот самый имперский принцип «разделяй и властвуй».



Неудивительно, что существующее положение не могло устраивать доминирующих в количественном отношении хуту . Как вспоминал впоследствии один из участников геноцида: «В принципе, размолвки между хуту и тутси начались в 1959 г. Всё идёт от наших стариков. Собираясь по вечерам у огонька, они вроде бы безобидно разглагольствовали о слабых и наглых тутси, а дети слушали все эти гадости про тутси и принимали их на веру. С 1959 г. старики во всяких забегаловках постоянно твердили о необходимости поголовного уничтожения тутси и их стад, которые вытаптывали посевы… Мы, молодежь, посмеивались над их ворчанием, но не возражали».

В 1959 году начались массовые беспорядки, в результате которых хуту получили административный контроль. А в 1962 году бельгийцы покинули Руанду, и в стране настала эпоха апартеида: пришедшие к власти хуту фактически узаконили дискриминацию тутси . В 1973 году детям тутси было запрещено учиться в средней школе, не говоря уже об университете.

Столь откровенная политика социальных ущемлений привела к массовому бегству тутси в соседние страны. В соседней Уганде при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий в Руанде режим хуту. В 1990 году это почти удалось осуществить: началась гражданская война и военный успех вполне сопутствовал тутси. Спустя три года президент Руанды Жювеналь Хабиариман а (хуту ) вынужден был согласиться на замирение и создание коалиционного с тутси правительства.
Обстановка в стране оставалась чрезвычайно сложной. Радикальные хуту, возмущенные соглашениями с тутси, планировали отстранение от власти президента Хабиариманы. «Голубые каски», которым вменялся контроль за соблюдением соглашений и выполнение миротворческой миссии, получили информацию об этом, но не предприняли никаких мер.

6 апреля 1994 года президенты Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямир (тоже хуту ) возвращались в Кигали с международной конференции по примирению на одном самолёте. На подлете к аэропорту Кигали авиалайнер был сбит из ПЗРК, все пассажиры и члены экипажа погибли. Гибель президента Хабиариманы, в которой СМИ Руанды обвинили тутси, стала сигналом для радикалов хуту к началу массовых убийств.

Геноцид .

В течение ста дней страна была завалена трупами. Хуту убивали тутси везде, где их находили, забивали мачете — сосед соседа, родные близких — мужчин, женщин и детей, и нигде им не было пощады — ни в церкви, ни в школе, ни в больнице. Излюбленным оружием боевиков было мачете, в ход также шли топоры, дубины и железные прутья. Некоторые из обречённых людей умоляли своих палачей избавить от мук, просто застрелив их, однако мало кому так «повезло»). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях. Если тутси догонял запыхавшийся преследователь после долгой гонки, его для начала покалывали острием мачете, а конец его был ужасен

Просто поражает, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных. Один из участников бойни вспоминал: «Некоторые уставали от этого кровавого однообразия. Другим доставляло удовольствие причинять страдания тутси, которые в эти дни заставили их попотеть… некоторые свирепствовали, и им всё было мало. Убийства их пьянили, и они испытывали разочарование, когда тутси умирал молча. Ну, разве это развлечение? Поэтому они избегали наносить смертельные удары, чтобы подольше слушать крики и получить удовольствие».



Государственное радио и аффилированная с ним частная станция, известная как «Тысяча холмов» (Radio Television Libre des Mille Collines), подогревали обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки потенциально опасных персон, бургомистры на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями.

Благодатная страна («тропическая Швейцария в сердце Африки»), по которой протекает река Кигара, прежде чем водопадом низринуться в озеро Виктория, превратилась в ад. Со словами «отправляйтесь к себе в Эфиопию» в Кигару сбрасывали трупы, и они плыли по ней, неделя за неделей, пока не исчезали в самом красивом озере Африки.

Международный трибунал по преступлениям в Руанде

В ноябре 1994 года в Танзании начал работу Международный трибунал по преступлениям в Руанде. Среди подследственных — организаторы и вдохновители массового уничтожения граждан Руанды весной 1994 года, среди которых в основном бывшие чиновники правящего режима. В частности вынесен пожизненный приговор бывшему премьер-министру Жану Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды госрадиостанции RTLM, призывавшей уничтожать граждан народности тутси.

В декабре 1999 года приговорён к пожизненному заключению Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»). В октябре 1995 года Рутаганде был арестован.

1 сентября 2003 года рассматривалось дело Эммануэля Ндиндабахизи (Emmanuel Ndindabhizi), бывшего в 1994 году министром финансов Руанды. По данным полиции он причастен к массовому уничтожению людей в префектуре Кибуйе. Э. Ндиндабахизи лично отдавал приказы убивать, раздавал оружие добровольцам из народности хуту и присутствовал во время нападений и избиений. По данным свидетелей он заявлял: «Немало тутси проходят здесь, почему вы их не убиваете?», «Вы убиваете женщин-тутси, которые замужем за хуту ?.. Идите и убейте их. Они могут вас отравить».

Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нем очень продолжительны, а подсудимые не могут быть наказаны смертной казнью. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных судов, вынесшая не менее 100 смертных приговоров.

Население Руанды составляет свыше 7 миллионов человек и состоит из трех этнических групп: хуту (85 процентов населения), тутси (14 процентов) и тва (1 процент).

До колониальной эпохи тутси обычно занимали более высокое положение в социальной системе, а хуту - более низкое. Однако было возможно изменение социального статуса: представитель хуту, который приобрел много скота или другого имущества, мог ассимилироваться с группой тутси, а к обедневшему тутси относились, как к хуту. Кроме того, существовала клановая система, и клан тутси, который назывался Ньингинья, был наиболее могущественным. На протяжении XIX века Ньингинья расширил свое влияние путем завоеваний и предоставления защиты в обмен на выплату дани.

Начало этнического конфликта

Бывшая колониальная держава Германия в ходе первой мировой войны утратила владение Руандой, и эта территория была передана под управление Бельгии. В конце 50-х годов в ходе широкого процесса деколонизации напряженность в Руанде возросла. Политическое движение хуту, которое выступало за передачу власти большинству, набирало силу, в то время как часть обладавших властью тутси противилась демократизации и утрате своих привилегий. В ноябре 1959 года острый инцидент спровоцировал восстание хуту, во время которого сотни тутси были убиты и тысячи были изгнаны и вынуждены бежать в соседние страны. Это послужило началом так называемой «крестьянской революции хуту» или «социальной революции», которая продолжалась с 1959 по 1961 годы и которая ознаменовала конец господства тутси и обострение этнических трений. К 1962 году, когда Руанда обрела независимость, 120 тысяч человек, в основном тутси, нашли убежище в соседних странах, чтобы избежать насилия в период постепенного перехода власти к общине хуту.

После получения независимости начался новый этап этнического конфликта и насилия. Беженцы тутси в Танзании и Заире, стремясь вернуть свои прежние позиции в Руанде, начали организовывать нападения на отдельных представителей хуту и на правительственные учреждения хуту. В период между 1962 и 1967 годами было совершено десять таких нападений, каждое из которых повлекло ответные действия и расправы над большим количеством тутси из числа гражданского населения в Руанде и вынудило еще большее число людей бежать из страны. К концу 80-х годов около 480 тысяч руандийцев находились на положении беженцев, в основном в Бурунди, Уганде, Заире и Танзании. Они настойчиво требовали выполнения своего законного права вернуться в Руанду; однако тогдашний президент Руанды Жювеналь Хабиаримана придерживался мнения, что перенаселенность в стране слишком велика, а экономические возможности слишком малы, чтобы страна смогла принять многочисленных беженцев тутси.

Гражданская война

В 1988 году в Кампале, Уганда, как политическое и военное движение был создан Руандийский патриотический фронт (РПФ), объявивший своими целями обеспечение репатриации находящихся в изгнании руандийцев, а также реформирование системы государственного управления, в частности, раздела политической власти. В РПФ вступали, в основном, живущие в Уганде тутси, многие из которых служили в армии национального сопротивления при президенте Йовери Мусевени, который в 1986 году отстранил от власти предыдущее правительство Уганды. Хотя среди членов РПФ были и хуту, большинство, особенно в руководстве, составляли беженцы тутси.

1 октября 1990 года РПФ начал масштабное наступление на Руанду из Уганды силами около 7 тысяч человек. В результате этих наступательных действий, когда тысячи людей бежали из родных мест, и проведения правительством целенаправленной пропагандистской кампании, все тутси в стране были заклеймены как пособники РПФ. А хуту, принадлежавшие к оппозиционным партиям, были объявлены предателями. СМИ, особенно радиостанции, распространяли безосновательные слухи, которые лишь усугубляли этнические проблемы.

В августе 1993 года, благодаря усилиям по мирному урегулированию, предпринятым Организацией африканского единства (ОАЕ) и рядом правительств этого региона, подписание Арушских мирных соглашений, казалось, положило конец противостоянию между тогдашним правительством, в котором преобладали хуту, и оппозиционным РПФ. В октябре 1993 года Совет Безопасности учредил (МООНПР), мандат которой предусматривал действия по поддержанию мира, оказание гуманитарной помощи и поддержку мирного процесса в целом.

Однако с самого начала стремление к достижению и упрочению мира натолкнулось на противодействие некоторых руандийских политических партий - участников соглашений. Последовавшие задержки с их осуществлением привели к еще более широкомасштабному нарушению прав человека и ухудшению ситуации в области безопасности.

Впоследствии стали известны неопровержимые факты того, что экстремистские элементы, принадлежавшие к доминирующей группе хуту, выступая на словах за мир, фактически планировали уничтожение тутси и умеренных хуту.

Геноцид

6 апреля 1994 года, после гибели президентов Бурунди и Руанды в авиационной катастрофе, произошедшей в результате ракетного обстрела, начались продолжавшиеся несколько недель широкомасштабные и систематические массовые убийства. Эти убийства, которые повлекли за собой гибель около одного миллиона человек, потрясли международное сообщество и явили собой очевидные акты геноцида. Кроме того, по оценкам, от 150 до 250 тысяч женщин были изнасилованы. Сотрудники президентской охраны начали убийства гражданских лиц из числа тутси в районе аэропорта в Кигали. Меньше чем через полчаса после крушения самолета на дорогах были организованы контрольно-пропускные пункты, на которых ополченцы хуту, нередко с помощью жандармов (военизированная полиция) или военнослужащих, выявляли тутси.

7 апреля радио и телевизионная станция Libres Des Mille Collines (RTLM) выпустила в эфир программу, в которой ответственность за крушение самолета возлагалась на РПФ и на контингент военнослужащих ООН, а также содержались подстрекательские призывы уничтожить «тараканов тутси». В тот же день премьер-министр Агата Увилингийимана была зверски убита вместе с десятью бельгийскими миротворцами, которым было поручено ее охранять, во время нападения солдат правительственных войск на ее дом. Другие лидеры умеренных хуту были также убиты. После гибели военнослужащих Бельгия вывела весь свой контингент. 21 апреля, после того, как другие страны обратились с просьбой о выведении своих контингентов, численность сил МООНПР сократилась с 2165 до 270 человек.

Отсутствие приверженности политике национального примирения со стороны некоторых руандийских политических партий было одной из причин трагедии, однако нерешительность международного сообщества стала причиной эскалации ситуации. Возможности Организации Объединенных Наций облегчить страдания людей в Руанде были серьезно ограничены нежеланием государств-членов отреагировать на изменение обстановки в Руанде путем укрепления мандата МООНПР и предоставления дополнительных военных контингентов.

22 июня 1994 года Совет Безопасности развертывание сил под командованием Франции для проведения гуманитарной миссии. Эта миссия, получившая название « », помогла спасти жизни сотен гражданских лиц на юго-западе Руанды; однако, по некоторым данным, ее действия позволили солдатам, должностным лицам и ополченцам, участвовавшим в геноциде, бежать из Руанды через территорию, находившуюся под ее контролем. В других районах убийства продолжались до 4 июля 1994 года, до момента установления РПФ военного контроля над всей территорией Руанды.

Последствия геноцида

Правительственные чиновники, солдаты и участники формирований ополченчев, причастные к актам геноцида, бежали в Демократическую Республику Конго (ДРК), тогдашний Заир, а вместе с ними - примерно 1,4 миллиона мирных жителей, в основном хуту, которым внушили, что они будут уничтожены РПФ. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, передаваемых через воду. Лагеря беженцев использовались также солдатами армии бывшего правительства Руанды для перевооружения и организации вторжений в Руанду. Это послужило одной из причин, приведших в 1996 году к войне между Руандой и Демократической Республикой Конго. Отряды бывших руандийских вооруженных сил продолжали действовать на территории ДРК наряду с конголезскими ополченцами и другими вооруженными группами, которые сеяли смерть, горе и страдания среди мирного населения.

Лишь в конце 1996 года руандийские власти начали возбуждать дела по обвинению в геноциде. Задержка объясняется тем, что страна потеряла большое количество работников правовой системы, не говоря уже о разрушениях зданий судов, тюрем и другой инфраструктуры. К 2000 году суда ожидали свыше 100 тысяч подозреваемых в совершении актов геноцида. В 2001 году, для решения проблемы огромного количества скопившихся дел, правительство начало вводить систему правосудия с участием общественности, известную как «Гачача». Общины выбирали судей для рассмотрения дел подозреваемых в геноциде и обвиняемых в любых преступлениях за исключением планирования актов геноцида и изнасилования. Подсудимые, чьи дела рассматривались судами «Гачача», в ожидании суда были выпущены на свободу. Освобождение из-под стражи вызвало бурю негодования среди пострадавших, которые рассматривали такой шаг как своего рода амнистию. В Руанде по-прежнему используется национальная судебная система для рассмотрения дел тех, кто принимал участие в планировании актов геноцида или в изнасилованиях в рамках обычного уголовного права. Эти суды не применяют практику временного освобождения обвиняемых в преступлении геноцида.

Суды «Гачача» смягчают приговоры тем, кто раскаялся и ищет пути примирения с обществом. Эти суды призваны способствовать участию общественности в процессе отправления правосудия и достижения примирения в стране.

На международном уровне 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил , который в настоящее время находится в Аруше, Танзания. Расследования были начаты в мае 1995 года. Первые подозреваемые предстали перед судом в мае 1996 года, а слушания по первому делу начались в январе 1997 года. Юрисдикция Трибунала ООН распространяется на все виды нарушений международно признанных прав человека, которые были совершены в Руанде в период с января по декабрь 1994 года. Трибунал обладает полномочиями преследовать в судебном порядке высокопоставленных членов правительства и военных, многие из которых бежали из страны и тем самым могли бы избежать наказания. За истекший период Трибунал приговорил Жана Камбанду - премьер-министра страны во время геноцида - к пожизненному заключению. Этот Трибунал впервые обвинил подозреваемого в изнасиловании в совершении преступления против человечности и в преступлении геноцида. Трибунал также рассмотрел дело трех владельцев СМИ, обвиняемых в использовании СМИ для разжигания ненависти на почве этнической неприязни и геноцида. К апрелю 2007 года Трибунал вынес двадцать семь решений, касавшихся тридцати трех обвиняемых.

Сейчас очень многие удивятся при прочтении данной статьи, но существуют даже места, в которых нельзя умирать . Давайте всё-таки узнаем почему же в этих местах нельзя умирать.
1. Сарпуренкс (Франция).
На самом деле, захоронение было бы возможно, если бы один из судов разрешил расширить местное кладбище. Решение не хоронить там людей было принято мэром Жераром Лаланна.

2. Здание парламента (Великобритания)
Это является нарушением закона.

3. Итсукошима (Япония)
Этот остров считается священным и даже после войны, которая велась на тех землях в 1555 году, убрали землю вместе со всеми телами. Куда именно-никому неизвестно.

4. Биритиба-Мирим (Бразилия)
Мэр города запретил хоронить там людей по той причине, что город находится на слиянии трёх рек, которые могут быть заражены, что очень вредно для окружающей среды.

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

5. Ланхарон (Испания)
Этот населённый пункт находится в автономном сообществе Андалусия и там тоже существует данный закон. А захоронение здесь невозможно из-за нехватки земель.

6. Ле-Леванду (Франция)
В этом городке во Франции также запрет на похороны и также из-за переполненных кладбищ. Закон вступил в действие относительно недавно.

7. Лонгийр (Норвегия)
На острове одного из архипелагов в Норвегии также запрещено умирать. Дело в том, что из-за слишком низких температур, тела не разлагаются. Это привлекает различных животных. Здесь людей, которые находятся в тяжёлом предсмертном состоянии увозят в другие города страны.
В этой статье мы рассказали о весьма странных местах, где невозможно захоронение и ведь в некоторых местах это считается серьёзным нарушением закона, а также предполагается наказание. Сразу всплывает вопрос: «Как же наказывают этих нарушителей закона?».