Описание литературного персонажа мальчик христа на елке. «Мальчик у Христа на елке»: анализ

Резко выделяется несколько законченных художественных произведений. Широко известен рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (см. полный его текст на нашем сайте).

26 декабря 1875 г. Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день, 27 декабря, он в обществе А. Ф. Кони побывал в колонии для малолетних преступников (на окраине Петербурга, на Охте, за Пороховыми заводами). И в те же дни, «перед ёлкой, и в самую ёлку перед рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню. Все эти впечатления, многократно отраженные в записной тетради Достоевского в декабре 1875 – январе 1876 г., получили художественно-публицистическое воплощение на страницах январского выпуска «Дневника писателя». Подготовляя его, автор в начале января писал, что намерен сказать в первом номере возобновленного «Дневника» «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без елок, о детях преступниках…» (письмо к Вс. С. Соловьеву от 11 января 1876 г. С размышлениями писателя «о русских теперешних детях», составляющими стержень двух первых глав январского выпуска «Дневника» и связан «святочный рассказ» «Мальчик у Христа на ёлке». Он написан в традиционной форме фантастического рождественского рассказа, чей жанр и многие детали восходят к классическим образцам этого жанра: «Девочке с серными спичками» Г. Х. Андерсена и «Рождественским рассказам» Ч. Диккенса .

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Аудиокнига

Писатель встречает в морозный вечер перед Рождеством мальчика лет семи, который ходит «с ручкой», т. е. просит милостыню. Описывается несчастная судьба маленьких нищих, ютящихся в подвалах среди пьяных и развратных «халатников» и вырастающих бродягами и воришками. Эта встреча вызывает у автора образ замерзшего до смерти зимой мальчика, которого Христос приводит к себе на ёлку.

Все залито светом; вокруг «Христовой ёлки» кружатся и летают сияющие дети; их матери стоят тут же: «Каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо». Видение Христовой ёлки для маленьких замученных детей – первый набросок видения Алёши Карамазова . Алёша видит в «Кане Галилейской» такой же светлый праздник, такую же победу над смертью и тлением.

В святочном рассказе уже найден тот незабываемый взволнованно – умиленный тон, который пронзает нас в «Кане Галилейской». Замерзший мальчик спрашивает: «Кто вы мальчики? Кто вы девочки? – «Это Христова ёлка, – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки...» И Он Сам посреди их и простирает к ним руки и благословляет их и их грешных матерей». Так же спрашивает Алёша старца Зосиму и так же радостно указывает тот ему на «Солнце наше» – Христа.

В рассказе тема замученных детей еще не отделена от темы мистической вечери Агнца. Замена в «Братьях Карамазовых » рождественского сюжета (ёлка) евангельской притчей о браке в Кане переносит нас в более высокий план религиозной символики. Так, воскресение в «детском раю» замерзшего мальчика предваряет воскресение старца Зосимы на брачном пире Христа.

По свидетельству жены Фёдора Михайловича, А. Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на ёлке» принадлежал (наряду со «Столетней» и «Мужиком Мареем») к числу тех художественных произведений из «Дневника писателя», которые писатель в конце жизни больше всего ценил.

3 апреля 1879 г. Достоевский публично читал «Мальчика у Христа на ёлке» в пасхальные дни на литературном чтении для детей в пользу Фребелевского общества в Петербурге, в Соляном городке. На чтение писатель взял с собою сына и дочь. Прием был восторженный, группа маленьких слушателей поднесла чтецу букет цветов. 16 декабря 1879 г. Достоевский снова прочел рассказ на литературном утре в пользу общества вспоможествования нуждающимся ученикам Ларинской гимназии.


В рассказе Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» ставится проблема детских страданий в мире взрослых.

Главный герой произведения – маленький мальчик, которому хочется найти место в окружающем мире. Но этому миру он оказывается не нужен. В городе все «кричат, бегут и едут», ночью светло, как днем, а от людей, которых встречает одинокий ребенок на своем пути, он видит либо равнодушие, либо угрозу. «Блюститель порядка» отвернулся, прошел мимо, «большой злой мальчик» ударил, барыня дала ему в руку копеечку, а сама «отворила ему дверь на улицу». В итоге герой погибает, замерзнув на каком-то дворе.

Автор сочувствует мальчику и жалеет его. В его гибели и страданиях он винит взрослых людей, которые проявили равнодушие и бесчеловечность по отношению к ребенку. Ведь дети очень уязвимы и беззащитны. И взрослые об этом забывать не должны.

Я согласна с позицией писателя.

Дети не должны умирать от холода и голода, от людского равнодушия, как герой рассказа Ф.М. Достоевского. Ведь главное в жизни – это добро и сострадание, именно на них держится наш мир. Поэтому взрослые люди должны оберегать детей, окружать заботой, вниманием и помогать преодолевать им жизненные трудности.

Проблема детских страданий поднималась часто в литературных произведениях.

Вспомним знаменитую сказку Г.К. Андерсена «Девочка со спичками». Героиня произведения - маленькая девочка, которую отец отправил в город продавать спички. Она брела по улицам с непокрытой головой и босая. Домой вернуться девочка не могла, так как боялась гнева отца. Ведь за весь день она не продала ни одной спички.

И никто из окружающих людей не проявил к ней сострадания. Героиня сказки замерзла на улице, зажигая спички, и попала туда, «где нет ни холода, ни голода, ни страха – к Богу». Она вместе с бабушкой вознеслась на небо. Ганс Кристиан Андерсен не хотел мириться с жестокостью по отношению к детям, и через свое произведение он пытался пробудить в людях милосердие и сострадание к тем, кто в первую очередь нуждается в помощи.

В произведении А.П. Чехова «Ванька» идет речь о девятилетнем мальчике, которого отправили на ученье в город к сапожнику. Там его бьют, не кормят досыта. Он даже не может спать по ночам, так как качает люльку с ребенком. Мальчику плохо у сапожника, ему хочется вернуться домой, к дедушке. И он пишет ему письмо, где описывает свои страдания. Но дедушка не приедет и даже не узнает о переживаниях Ваньки. Ведь такого почтового адреса, который написал мальчик на письме, не существует. И про обиду и боль героя рассказа никто не узнает.

Данные примеры показывают нам, что каждый человек способен изменить мир и сделать его лучше, добрее и благороднее. Он только должен приложить усилия. Именно так считал Ф.М.Достоевский, утверждая о том, что человек не имеет права проходить мимо несчастий, происходящих рядом с ним, так как он несет ответственность как за свои собственные поступки, так и за любое зло, которое происходит в мире.

Обновлено: 2017-11-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Маленький рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» написал Ф. И. Достоевский. Он очень сильно перекликается с рассказом великого датского сказочника Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Если в них вдумываешься, то сразу вспоминаются страшные судьбы детей, повинных только в том, что они нищие, а потому лишены всех радостей, которое им положены. Их удел - несбывшиеся мечты и страдания. Ниже будет изложено краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» - шедевра русского гения.

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

Ребенок, просящий милостыню, сам себя называл «мальчик с ручкой». Принесенные деньги родители тут же пропивают. Иногда, чтобы посмеяться над ребенком, ему насильно вливают в рот водку, и он от этой отравы, задыхаясь, бессильно падает на пол. Когда мальчики подрастают, их отправляют работать на фабрику, деньги у них отбирают и снова пропивают. Чтобы выжить, дети пускаются воровать и быстро привыкают к жульничеству, даже не понимая, что совершают преступление.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними - скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» - спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать - такая профессия.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему - легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

Незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке» .

Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.

Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.

Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие попрошайничают на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский помогает нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка» , «скрипочка» , «копеечка» , «халатик» и т. д.

Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.

Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

  • «Преступление и наказание», анализ романа
  • «Идиот», анализ романа
  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

Анализ пьесы Вадима Леванова «Выглядки» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Героем рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» является мальчик «с ручкой», т.е. просящий милостыню, «очень маленький, лет шести или даже менее».

Подвал сырой и очень холодный. Мальчик одет в какой-то халатик. Спал на нарах, «где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его». «Какой-то один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.» Жутко было ребёнку находиться в подвале, кругом царила темнота.

В рассказе сравниваются два города: город, откуда он с мамой приехал, и город, где волей судьбы мальчику пришлось оказаться и погибнуть.

Первый город, оставшийся в памяти ребёнка, - это город, где «по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется - никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать…»

Второй город резко противопоставлен первому: «… а здесь - господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, … и мороз, мороз!» Кругом царит жестокость и страшное равнодушие: «Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их… и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь… Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.» Ребёнок видит улицу – «ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно…» Несмотря на обилие цвета, блеска, рождественской мишуры, этот город несёт смерть.

Смерть мальчика изображена в конце рассказа, когда он прибежал в подворотню, на чужой двор, присел в укромном темной месте, за дровами, чтобы скрыться от жестокого, черствого, равнодушного, убивающего мира. В предложении «… он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка!..» многоточие между союзами И указывает на переход мальчиком границы между жизнью и смертью.

Матери, которые присутствуют у Христа на елке, называются «грешными». А как может безгрешная, настоящая мать допустить, чтобы у её ребенка, не успевшего познать радости жизни, так чудовищно трагически оборвалась маленькая безгрешная жизнь? К тому же всё происходит в канун Рождества. Как можно забыть о душе, добре, любви к ближнему?

В конце события разворачиваются в каком-то фантастическом времени, т.е. сообщение о смерти мальчика не является финальным. Фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой - воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. В образе главного героя отражается мотив "божественного дитя": младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Последний абзац, в котором повествователь как бы сомневается в необходимости таких сюжетов в литературе, умело наводит нас на мысль, что такие события могут происходить и в действительности. И каждый должен извлечь из этого рассказа нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости – всего, чего так порой нам не хватает в этой непростой жизни.

Героями пьесы В.Леванова «Выглядки» являются два мальчика: Никита 5-и с половиной лет и Денис 4-х с половиной лет. Мальчики живут мне непонятно где. Нет конкретного описания жилища. Какая-то квартира. Дети одни на протяжении всего последнего в их жизни диалога. Всё время они ждут, что придет ОНА. Лишь в конце пьесы мы узнаём, кто это ОНА: «ОНА придет скоро... Скоро... МАМА!.. МА...»

Квартира – это какая-то пустота, ужас, какой прижизненный гроб. Внешний мир страшен, хотя именно он доставляет массу приятных предсмертных детских воспоминаний: где-то на улице вкусный снег, кто-то угощает мороженым, кто-то принёс картошки, она должна принести белое и черное: белое – это хлеб, черное – это ржаной…

С внешнего мира они с теплотой вспоминают лишь «дяденьку, который был с бородой. И он меня катал на КАРУСЕЛИ!.. И он меня к себе на коленки сажал, и мы с ним кружились так!.. Он мне еще покупал... знаешь чего? МОРОЖЕНОЕ! Оно такое было холодное, БЕЛОЕ, как снег, вкусное! сладкое! он - мой папка. Вот.» Возможно, он для них герой. Господи, как мало надо ребенку, чтобы быть счастливым!

Смерть братьев изображена в конце пьесы. Мальчики практически одновременно умирают. После многочисленных пауз в диалоге, обозначенных многоточием, и молчаний, мы слышим, как старший мальчик говорит о какой-то бороде, которая колется и щекотит, т.е. доставляет радость. Здесь звучит тот же мотив, что и у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке»: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя".

Пьеса заканчивается словами, которые явно принадлежат Иисусу Христу:

ПУСТЬ ДЕТИ ПРИХОДЯТ КО МНЕ, НЕ ПРЕПЯТСТВУЙТЕ ИМ,

ИБО ТАКИМ, КАК ОНИ, ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВИЕ БОЖЬЕ.

Эти слова опять заставляют нас извлечь из этого произведения нравственный урок добра, милосердия, гуманизма, чуткости.

Оба произведения близки в своей идейной направленности. В них звучит один и тот же мотив: в образе главных героев отражается мотив "божественного дитя". Отличие в том, что повествование у Достоевского ведётся от третьего лица, но художественные средства передают душевное состояние мальчика, заставляют читателя ощутить боль и страдания героя, а у Леванова говорят сами герои, но боль их ощутима не менее. Восклицательные предложения пронизывают тексты, они передают то восхищение и радость героев, то их боль и страх. В вопросительных предложениях голоса автора и мальчиков сливаются. Эффект «присутствия» у Достоевского усиливают однородные члены предложений, а у Леванова, конечно же, диалог. Всё это делает описание более детальным, заставляет обратить внимание на скорбные подробности жизни маленьких мальчиков.

Леванов в пьесе «Выглядки» отсылает читателя к рассказу Ф.М. Достоевского. Героям произведений плохо от человеческой бессердечности, душевной мёртвости. «Живые куколки» у Достоевского противопоставлены мёртвым душой людям, а у Леванова - одно из самых страшных зол, когда мать бросает своё дитя. Всегда и у всех людей ребёнок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Среди «униженных и оскорблённых» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания мучила Ф.М.Достоевского в XIX век, как и современного нам писателя В. Леванова.