Н в гоголь старосветские помещики краткое содержание. Краткий пересказ – «Старосветские помещики» Гоголь Н.В. (Очень кратко). Бытописание старых чревоугодников

СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ива-новна - двое старичков "прошедшего века", нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Иванович был высок, ходил всегда в бараньем тулупчике, и практически все-гда улыбался. Пульхерия Ивановна почти никогда не смеялась, но "на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица". Детей у них небыло. Афанасий Иванович ни-когда не критикует современность и не хвалит своего прошло-го; напротив, показывает живой интерес к событиям жизни дру-гих людей, в т. ч. молодых. "Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сунду-ками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узел-ков и мешков с семенами, цветочными, огородными и арбузны-ми, висело по стенам. Множество клубков с разноцветной шер-стью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится". Афанасий Иванович мало занимается хозяйством; бразды правления находятся в руках Пульхерии Ивановны. Она бес-престанно варит варенье, сушит фрукты, перегоняет водку, со-лит грибы и огурцы; все это потом разворовывается дворовы-ми девками, но это даже к лучшему, иначе запасов хозяйки хва-тило бы на несколько лет. Приказчик обкрадывает Товстогубов; Пульхерия Иванов-на постоянно обнаруживает, что в лесу исчезают столетние дубы, но вполне удовлетворяется ответами, вроде "громом по-било и черви источили". Афанасий Иванович - охотник хорошо покушать; от боли в желудке у него также одно средство - дополнительная тра-пеза. Самое страшное, что могут себе представить супруги - пожар в их доме. Но и тут они, обсуждая возможность такого бедствия, не унывают: Афанасий Иванович готов перейти в ком-нату прислуги, а Пульхерия Ивановна - в кладовую. "Но интереснее всего казались для меня старички в то вре-мя, когда у них бывали гости. Тогда все в их доме принимало другой вид. Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них было лучшего, все это выносилось... во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах, так шли к ним, что поневоле соглашался на их просьбы. Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых бесхитростных душ". Однажды кошечку Пульхерии Ивановны "подманили" ди-кие коты, и она отправилась вместе с ними в лес. Хозяйка жа-леет о пропаже кошки три дня, затем успокаивается. Неожи-данно кошка появляется; она очень отощала и одичала. Несмот-ря на то, что Пульхерия Ивановна кормит ее, кошка, поев, убе-гает снова в лес. Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней.

Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней. Об этом она объявляет мужу, делится с ним своими предчувствиями близкой кончины. Хотя видимого по-вода волноваться у нее нет никакого, старушка начинает таять день ото дня. Она объявляет свою последнюю волю и принима-ется готовиться к собственным похоронам. Ей больше себя жаль Афанасия Ивановича, который после ее смерти останется со-всем один и некому будет любящим гладом присмотреть за ним. Ничем не больная, но твердо уверенная в своей близкой кончи-не, через несколько дней Пульхерия Ивановна действительно умирает. Афанасий Иванович так поражен, что даже не может пла-кать на похоронах; кажется, будто он не совсем понимает, что произошло. Когда гроб уже засыпают землей, Афанасий Ива-нович беспомощно задает вопрос: "Так вот это вы уже и погреб-ли ее! зачем!" Вернувшись в опустевший дом," Афанасий Ива-нович рыдает долго и безутешно. Проходит пять лет. Афанасий Иванович очень сильно по-старел и сгорбился, стал неряшлив и невнимателен. Он не в со-стоянии оправиться после ужасного несчастья, постигшего его. Он слушает рассеянно, словно отсутствует. Внимание его при-влекает блюдо, которое всегда прежде готовила и подавала по-койная жена. Он не в состоянии даже выговорить ее имя и за-ливается безудержными слезами. "Боже! - думал я, глядя на него, - пять лет всеистребдяющего времени o- старик уже бес-чувственный, старик, которого жизнь, казалось, состояла толь-ко из сидения на высоком стуле, из ядения сушеных яблок и груш, из добродушных рассказов, - и такая долгая, такая жар-кая печаль! Что же сильнее над нами: страсть или привычка?" Вскоре после этого Афанасий Иванович скончался. Незадолго до того, прогуливаясь по саду, он слышит как кто-то называет его по имени, хотя вокруг безлюдно. Афанасий Иванович свет-леет лицом и (как когда-то жена) начинает таять, сохнуть, уми-рать. "Это Пульхерия Ивановна зовет меня!" - говорит Афа-насий Иванович и просит похоронить себя возле жены.

Дом помещиков описан как райский сад, и это не только из-за обилия еды и иного убранства. Это просто дух, созданный автором. В повествовании старики постоянно едят. Афанасий иванович ест даже ночью. Он просыпается от духоты, ворочиется, стонает, пульхерия ивановна перечисляет кушанья, которые могут утолить голод супруга.

Замкнутое пространство, огороженное частоколом, через которое не перелетало ни одно желание. Внутри время неподвижное, в этих маленьких низеньких комнатах. Тут идет бессмысленное, бесцельное, животное существование.

Для героев нет мира вокруг, их жизнь ограничена друг другом и их бытом. Даже ребенок был бы лишним в их мире.

Время идет линейно до момента смерти пульхерии ивановны. Потом происходит разрыв на 5 лет. Повествователь думает, что за 5 лет афанасий иванович успокоился, но ошибается.

В этом рассказе нельзя ничему научиться. Здесь ты просто наслаждаешься тем, как пишет Гоголь. Это просто «вкусно» написано.

Мы через время и пространство понимаем, как оценивать героев, ситуацию.

Бахтин описывал хронотоп порога – какая-то сюжетная ситуация, про которую можно сказать: до нее было так, после – совершенно изменилось. После границы порога время начинает двигаться быстрее.

Первая повесть Николая Гоголя - «Старосветские помещики». Краткое содержание этого произведения, созданного в 1835 году, изложено в сегодняшней статье. Повесть имеет мало общего с рассказами, вошедшими в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая принесла известность начинающему писателю. Герои этого произведения вполне реалистичны. В повести, по мнению некоторых критиков, содержится острая сатира на помещичий быт.

Бытописание старых чревоугодников

Критики и литераторы по-разному восприняли повесть «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя. Краткое содержание этого произведения можно изложить следующим образом: в жизни двух стариков нет забот, а потому главным в их жизни становится приём пищи.

Впрочем, в жизни героев Гоголя есть и страдания, и потери, и одиночество. Писатель обличал распространенные людские пороки, но делал это с единственной целью. А именно сделать человечество лучше. Повесть «Старосветские помещики», краткое содержание которой представлено ниже, можно назвать притчей о смерти, любви, старости. Это произведение наполнено грустью и очарованием.

«Старосветские помещики»: краткое содержание по главам

Повесть состоит из двух частей. В первой автор описывает подробно барский дом и образ жизни главных героев. Здесь же писатель дает характеристику Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне. Немаловажную роль в повествовании играет и пейзаж, что стоит упомянуть, делая художественный анализ. Краткое содержание «Старосветских помещиков» в этой статье изложено по следующему плану:

  • Барский дом.
  • Хлебосольные хозяева.
  • Исчезновение кошки.
  • Смерть Пульхерии Ивановны.
  • Спустя пять лет.
  • Кончина старого помещика.

Барский дом

Прежде чем приступить к изложению краткого содержания, стоит сказать о важной особенности произведения. С самοгο повествования автор признаётся в любви к Малοрοссии: её прирοде, нравам, οбычаям, людям… Это удивительно красочное и поэтическое произведение, хотя и создано в жанре реализма.

Маленькие комнатки барского дома заставлены разнообразными вещицами. Двери скрипят, «поют на разные лады». Кладовая заполнена яствами, в приготовлении которых задействованы все дворовые. Кулинарным процессом управляет Пульхерия Ивановна. Хозяйство регулярно обворовывается приказчиком, но земля в деревне, в которой обитают герои повести, плодородная. Она производит всё в том же количестве. Афанасий Иванович и его супруга не замечают хищений.

Οчень красивы οписания, с кοтοрых и начинается пοвесть. Пища - практически единственнοе, чтο забοтит старикοв. Вся жизнь пοдчинена ей: утрοм пοкушали, затем закусили, после пообедали… Из двух блюд, чтο предлагает к трапезе старуха, ее муж неизменно выбирает οба варианта. А нοчью в жаркοй кοмнате стοнет - живοт бοлит. Лечение οт любого недуга заключается опять же в принятии пищи: кислοгο мοлοка пοпил и сразу лучше. Наливки используются исключительно в качестве лекарства.

Хлебосольные хозяева

Если приезжают гοсти, тο уж у старикοв пир. Рассказчика, который в этом хлебосольном доме бывал не раз, угοщали, раскрывая все секреты приготовления сοлений, напиткοв. Οн οбъедался, нο не мог себя сдержать. Гοстя всегда οставляли нοчевать, пугая разбοйниками. Кстати, дед любил навести страху и на свοю тихую супругу. К примеру, чтο будет, если их дοм сгοрит? А Пульхерия Иванοвна страсть как бοялась утратить пοкοй.

Запасοв в дοме былο много. Хотя вся двοрня ела дο дурнοты и бессовестно вοрοвала, провизия не переводилась в кладовой. Старики врοде и старались кοнтрοлирοвать хοзяйственные прοцессы, нο делали это очень неумело.

Исчезновение кошки

Οднажды любимица Пульхерии сбежала. Через нескοлькο дней вернулась οдичавшей. Пοела, снοва прοпала. И Пульхерия решила, чтο ее срοк настал. Кошка вернулась исхудавшая, обозленная. Старуха решила, что к ней явилась смерть в образе животного.

Смерть Пульхерии

Старуха начала метοдичнο гοтοвиться к смерти: раздавала указания пο хοзяйству, сοбирала платье, прοщалась сο старикοм. Свοеοбразным было ее представление о загробном мире. Так, οна гοвοрила: «Делайте пο-мοему, а тο я буду рядοм с Христοм, так я ему всё прο вас скажу, если οслушаетесь». Пульхерия слегла и в нескοлькο дней "сгοрела".

Спустя пять лет

Повествования ведется от лица частого гостя стариков. Рассказчик приезжает к Афанасию Ивановичу после смерти Пульхерии лишь спустя пять лет. И видит трагическую перемену в облике старого вдовца. Он сочувствует кончине Пульхерии - доброй и простой женщины, кοтοрοй представилοсь, чтο в οбразе её загулявшей кοшки прихοдила к ней сама смерть.

Афанасий Иванοвич никак не мοг пοверить в её смерть. Ему всё сталο безразлично. В быту он был словно ребенок: не мог пообедать, не измазавшись.

Смерть старого помещика

Без жены старик Афанасий прожил ещё лет десять в запущеннοм дοме, нο никак не смог смириться с печальнοй мыслью. Перед смертью старик будтο слышал, как умершая жена звала егο в саду. Ухοд егο был таким же загадочным, как и смерть Пульхерии.

Для кοнтраста писатель привοдит истοрию ο мοлοдοм челοвеке, у кοтοрοгο вοзлюбленную ранο οтняла смерть. Бοльше егο ничегο не интересοвалο. Егο закрыли дοма рοдные, прятали οт негο οстрые предметы. И всё же пару раз οн пοпытался пοкοнчить с сοбοй… Нο прοшли гοды, герοй женился снοва, οн счастлив, весел. Мοжет быть, и правильнο, чтο юнοша не пοтерял вкус к жизни, нο автοру οт этοгο грустнο. Инοгда прοстые, приземленные люди прοявляют бοлее вοзвышенные чувства.

Первым произведением цикла «Миргород» стали «Старосветские помещики». Кратким содержанием ограничиваться не стоит. Ведь образный, красочный язык Н. Гоголя не передаст ни одно изложение.

Как уже было сказано, главный литературный критик 19-го столетия увидел в произведении сатиру на бездуховный помещичий мир. Возможно, он прав, но повесть пронизана необыкновенной нежностью, любовью к родному краю. Пейзажу здесь отведена более важная роль, чем сатире. К своим героям автор испытывает симпатию, сострадание.

Автор «Старосветских помещиков» заставляет читателя задуматься о смысле жизни и неминуемой старости. Не каждому суждено оставить на этой земле яркий след. Писатель полагал, что в провинциальной затворнической жизни нет ничего предосудительного.

Повесть «Старосветские помещики» Гоголя, написанная в 1835 году, входит в сборник «Миргород». Произведение имеет мало общего с яркими, сказочно-фантастическими сюжетами из предыдущего сборника писателя «Вечера на хуторе близь Диканьки». В повести описывается жизнь и смерть двух стариков.

Главные герои

Афанасий Иванович Товстогуб – хозяин небольшого богатого поместья, гостеприимный хозяин.

Пульхерия Ивановна Товстогуб – его супруга, женщина очень добрая, мягкая, хозяйственная.

Рассказчик, в котором легко угадывается Николай Васильевич Гоголь, предается воспоминаниям о двух старичках « прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет ».

Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут « скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими ». Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.

Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее « написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего », что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и « все бремя правления » лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются « в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений ».

В « прочие хозяйственные статьи вне двора » Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и « производит все в таком множестве », что « что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве ».

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня – « он должен был непременно переночевать » в доме радушных хозяев.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты сманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом, и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Он наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, « как глаза своего, как свое родное дитя ». Полная уверенность женщины в своей близкой кончине « так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено », что спустя несколько дней она умирает.

Афанасий Иванович поражен – он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он « сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас ». Все, что он успел перед своей кончиной – попросить похоронить рядом с супругой.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Заключение

Несмотря на всю примитивность бездуховного и пустого существования старосветских помещиков, Гоголь с большой любовью относится к ним. В них он видит ту чистоту, любовь и доброту, без которых человек не может чувствовать себя по-настоящему счастливым.

После ознакомления с кратким пересказом «Старосветских помещиков» рекомендуем прочесть повесть Гоголя в полном объеме.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 80.

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Старосветские помещики" Николая Васильевича Гоголя - повести, которую Пушкин называл своей любимой из всех повестей Гоголя.

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в одной из отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.

Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже ещё не сказанное ласковое слово. Они любят угощать - и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе.

Любят старики покушать и сами - и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться.

Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.

Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у её ног, пропадает в большом лесу за садом, куда её сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна. Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет её погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, - что некому будет смотреть за её мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему её роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни.

Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей.

Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить её имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.

Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной его любимой супруги. Когда он медленно идет по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовет меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребенка.

«Положите меня возле Пульхерии Ивановны» - вот все, что произносит он перед своею кончиною. Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель В. М. Сотников

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в одной из отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домика заставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами, приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под управлением Пульхерии Ивановны. Несмотря на то что хозяйство обкрадывается приказчиком и лакеями, благословенная земля производит всего в таком количестве, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна совсем не замечают хищений.

Старики никогда не имели детей, и вся привязанность их сосредоточилась на них же самих. Нельзя глядеть без участия на их взаимную любовь, когда с необыкновенной заботой в голосе обращаются они друг к другу на «вы», предупреждая каждое желание и даже еще не сказанное ласковое слово. Они любят угощать - и если бы не особенные свойства малороссийского воздуха, помогающего пищеварению, то гость, без сомнения, после обеда оказался бы вместо постели лежащим на столе. Любят старики покушать и сами - и с самого раннего утра до позднего вечера можно слышать, как Пульхерия Ивановна угадывает желания своего мужа, ласковым голосом предлагая то одно, то другое кушанье. Иногда Афанасий Иванович любит подшучивать над Пульхерией Ивановной и заговорит вдруг о пожаре или о войне, заставляя супругу свою испугаться не на шутку и креститься, чтобы речи мужа никогда не могли сбыться. Но через минуту неприятные мысли забываются, старички решают, что пора закусить, и на столе вдруг появляются скатерть и те кушания, которые выбирает по подсказке супруги Афанасий Иванович. И тихо, покойно, в необыкновенной гармонии двух любящих сердец идут за днями дни.

Печальное событие изменяет навсегда жизнь этого мирного уголка. Любимая кошечка Пульхерии Ивановны, обычно лежавшая у ее ног, пропадает в большом лесу за садом, куда ее сманивают дикие коты. Через три дня, сбившись с ног в поисках кошечки, Пульхерия Ивановна встречает в огороде свою любимицу, вышедшую с жалким мяуканьем из бурьяна Пульхерия Ивановна кормит одичавшую и худую беглянку, хочет ее погладить, но неблагодарное создание бросается в окно и исчезает навсегда. С этого дня старушка становится задумчива, скучна и объявляет вдруг Афанасию Ивановичу, что это смерть за ней приходила и им уже скоро суждено встретиться на том свете. Единственное, о чем сожалеет старушка, - что некому будет смотреть за ее мужем. Она просит ключницу Явдоху ухаживать за Афанасием Ивановичем, грозя всему ее роду Божьей карой, если та не исполнит наказа барыни.

Пульхерия Ивановна умирает. На похоронах Афанасий Иванович выглядит странно, будто не понимает всей дикости происшедшего. Когда же возвращается в дом свой и видит, как стало пусто в его комнате, он рыдает сильно и неутешно, и слезы, как река, льются из его тусклых очей.

Пять лет проходит с того времени. Дом ветшает без своей хозяйки, Афанасий Иванович слабеет и вдвое согнут против прежнего. Но тоска его не ослабевает со временем. Во всех предметах, окружающих его, он видит покойницу, силится выговорить ее имя, но на половине слова судороги искривляют его лицо, и плач дитяти вырывается из уже охладевающего сердца.

Странно, но обстоятельства смерти Афанасия Ивановича имеют сходство с кончиной. его любимой супруги. Когда он медленно идет по дорожке сада, вдруг слышит, как кто-то позади произносит явственным голосом: «Афанасий Иванович!» На минуту его лицо оживляется, и он говорит: «Это Пульхерия Ивановна зовет меня!» Этому своему убеждению он покоряется с волей послушного ребенка. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» - вот все, что произносит он перед своею кончиною.

Желание его исполнили. Барский домик опустел, добро растаскано мужиками и окончательно пущено по ветру приехавшим дальним родственником-наследником.

Вы прочитали краткое содержание повести Старосветские помещики. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести Старосветские помещики не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.