Диагностические таблицы в начальной школе по фгос

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА

УУД

по ФГОС

Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. Для этого существует множество диагностических методик.

Предлагаю вашему вниманию методики, которые были отобраны мною для проведения стартовой диагностики в 1 классе.

Назначение диагностических методик:

· обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности ;

· выявить индивидуальные различия между детьми.

Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

" РУКАВИЧКИ" ()

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

· продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

" ЛЕСЕНКА "

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Получить полный текст

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т. д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т. д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т. д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях» . Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Получить полный текст

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

МЕТОД ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

Выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоем классе?

а) мало

б) много

в) нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

а) нравится

б) не очень

в) не нравится

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ

№ вопроса

Ответы А

Ответы Б

Ответы В

Диагностическое обследование в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Реализация ФГОС нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом школы.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи:
-систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
-формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Психологическое сопровождение стандартов. Основные направления деятельности.

Направления деятельности психологов по сопровождению обучающихся:

  • проведение мониторинговых исследований,
  • направленных на диагностику метапредметных и личностных результатов;
  • диагностика личностного развития обучающихся;
  • работа с социально дезадаптированными учениками и индивидуальные консультации одаренных детей,
  • проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков.

Психологическая диагностика

Стандарт предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).

Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий

Концепция ФГОС предполагает оценку не только предметной компетентности, но и оценку сформированности у школьников универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

  • Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
  • Регулятивные УУД - обеспечивают организацию школьниками своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.
  • Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
  • Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Циклограмма психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий.

В гимназии мониторинг УУД осуществляется ежегодно с 1 по 4 классы в начале года (стартовая диагностика, сентябрь-ноябрь) и в конце учебного года (итоговая диагностика, апрель-май)

Циклограмма контроля формирования УУД в 1-х классах

Периодичность

Ответств.

Примечание

Личностные

Мотивация

психолог

Смыслообразование

сентябрь

психолог

Оценка поступков

психолог

Социальная адаптация

психолог

Анкета, рисунок «Ч мне нравится в школе?»

самооценка

психолог

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Учебно-познавательный интерес

учитель нач. кл.

II . Регулятивные

учитель нач. кл.

Внешний контроль

учитель нач. кл.

III . Познавательные

Кодирование

сентябрь

психолог

Аналогии

сентябрь

психолог

Простые аналогии

Слуховая память

сентябрь

психолог

Методика А.Р.Лурия «10 слов»

Зрительная память

сентябрь

психолог

Методика А.Р.Лурия «10 слов»

Внимание

сентябрь

психолог

IV . Коммуникативные

Навыки сотрудничества

сентябрь

психолог

Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман)

Лист наблюдений

учитель нач. кл.

Циклограмма контроля формирования УУД во 2-х классах

Периодичность

Ответств.

Примечание

промежуточн

Личностные

Мотивация

сентябрь

психолог

Анкета (в модификации Н.Г.Лускановой)

Смыслообразование

сентябрь

психолог

Беседа о школе (модификационная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Оценка поступков

психолог

Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой)

Самооценка

психолог

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Учебно-познавательный интерес

учитель нач. кл.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензоновой)

II . Регулятивные

Комплексная диагностическая работа на межпредметной основе

учитель нач. кл.

Текст МО учителей начальных классов;

Текст администрации гимназии;

Внешний контроль

Уровень сформированности учебной деятельности

учитель нач. кл.

Оценка уровня сформированности учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.)

III . Познавательные

Кодирование

психолог

Тест Д.Векслера в версии А.Ю. Панасюка

Аналогии

психолог

Простые аналогии

Слуховая память

психолог

Методика А.Р.Лурия «10 слов»

Зрительная память

психолог

Методика А.Р.Лурия «10 слов»

Внимание

психолог

Методика «Проставь значки» Немов Р.С. т.3

IV . Коммуникативные

Навыки сотрудничества

сентябрь

психолог

Методика «Дорога к дому» модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»

Лист наблюдений

учитель нач. кл.

Матрица МО уч. нач. кл. гимназии

Циклограмма контроля формирования УУД в 3-х классах

Периодичность

ответственный

примечание

промежуточн

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Личностные
  • Регулятивные

Мотивация

психолог

Анкета (в модификации Н.Г. Лускановой)

Смыслообразование

начало апреля

психолог

опросник мотивации

учитель нач.кл.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензоновой)

конец апреля

психолог

Самопознание

психолог

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

Самооценка

психолог

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

Комплексная диагностическая работа на межпредметной основе

учитель нач. кл.

Текст МО учителей начальных классов;

Текст администрации гимназии;

Внешний контроль

Уровень сформированности учебной деятельности

учитель нач. кл.

Оценка уровня сформированности учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.)

III . Познавательные

Аналогии

психолог

Методика «Аналогии»

Слуховая память

психолог

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Зрительная память

психолог

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Внимание

психолог

IV . Коммуникативные

Навыки сотрудничества

сентябрь

психолог

Лист наблюдений

учитель нач. кл.

Матрица МО уч. нач. кл. гимназии

Циклограмма контроля формирования УУД в 4-х классах

Периодичность

ответственный

примечание

Смыслообразование

сентябрь

психолог

Исследование учебной мотивации школьников М.Р.Гинзбург

Самооценка

сентябрь

психолог

Модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Определение уровня учебно-познавательного интереса

учитель нач.кл.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензоновой)

Определение уровня сформированности нравственно-этических показателей

сентябрь

психолог

Анкета «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой)

Комплексная диагностическая работа на межпредметной основе

учитель нач. кл.

Текст МО учителей начальных классов;

Текст администрации гимназии;

Внешний контроль

Уровень сформированности учебной деятельности

учитель нач. кл.

Оценка уровня сформированности учебной деятельности (Репкина Г.В., Заика Е.В.)

III . Познавательные

Аналогии

сентябрь

психолог

Методика «Аналогии»

Слуховая память

сентябрь

психолог

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Зрительная память

сентябрь

психолог

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Внимание

сентябрь

психолог

Методика «Корректурные пробы» Р.С. Немов т.3

IV . Коммуникативные

Навыки сотрудничества

сентябрь

психолог

Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики Архитектор-строитель»

Лист наблюдений

сентябрь

учитель нач. кл.

Матрица МО уч. нач. кл. гимназии

1.Асмолов.А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. . -М.: Просвещение.- 2008

2. Возняк И.В., Узянова И.М., Родченко О.А. и др. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4-х классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. – Волгоград: Учитель, 2014.

3.Димидова М.Ю, С.В. Иванов, О.А. Корбанова. Оценка планируемых результатов в начальной школе. -М.: Просвещение.- 2009

4.Кривцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе.- М.,

5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996

6.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого – педагогические основы развивающего обучения Д.Б. Эльконин. – В.В. Давыдов –М.,2002

7. Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2002

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС Н. В. Нилова у читель начальных классов, р уководитель МО МБОУ СОШ № 32

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости - подсказывает пути их коррекции. Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Отличия педагогической и психологической диагностики. № параметры Педагогическая диагностика Психологическая диагностика 1. Предмет изучения личность учащегося личность учащегося 2. Цель изучения В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности 3. Уровень диагностики Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация) Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания) 4. Методы и инструментарий Метод наблюдения, несложные экспресс- методики Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста 5. Форма Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -поиск средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо -видовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года - проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Виды диагностики виды задачи Предварительная (вводная) выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы. промежуточная оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. итоговая выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются: 1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа. 2. Диагностические (для количественного измерения) : шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).). 3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы. 4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики педагог выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка - Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. - Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). - Методика «Ты гражданином быть обязан» Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, ха­рактеризующих его гражданскую сферу. Личностные УУД

1. Методика «Как поступить?» Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика). 2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика). 3. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля. Метапредметные УУД

1. Методика “Ковёр” Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи. 2. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. 3. «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля). Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика). Коммуникативные УУД

Проведение педагогической диагностики и ее анализ - дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, опре -деленных в новом стандарте начального образования, педагоги- ческая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Предварительный просмотр:

Изучение методов педагогической диагностики

В соответствии с новым ФГОС.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости - подсказывает пути их коррекции.

Отличия педагогической и психологической диагностики.

параметры

Педагогическая диагностика

Психологическая диагностика

Предмет изучения

личность учащегося

личность учащегося

Цель изучения

В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия

Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности

Уровень диагностики

Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация)

Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания)

Методы и инструментарий

Метод наблюдения, несложные экспресс- методики

Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста

Форма

Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)