Будут ли старшеклассники учиться по субботам. Последние обсуждения на форуме

Закончилось ли объединение вузов? Сколько часов ребенок должен делать домашние задания? Что лучше - пятидневка или шести­дневка? На эти и другие вопросы отвечала на "Деловом завтраке" в "РГ" министр образования и науки России Ольга Васильева.


Ольга Васильева: Слово "услуга" неприемлемо в школе, как и в медицине, и в культуре. Фото: Пресс-служба Министерства образования и науки

Ольга Юрьевна! Это правда, что вы своим сотрудникам запретили упоминать слово "услуга"?

Ольга Васильева: Я попросила не употреблять слово "услуга", когда идет разговор о школе. Это слово тут неприемлемо, как и в медицине, и в культуре. Образование - это воспитание и обучение. Причем воспитание на первом месте.

"Сын-восьмиклассник сидит над уроками до 9 часов вечера. Правильно ли требовать выполнения домашних заданий, несмотря ни на что? Считаю, что ребенок должен иметь возможность отдохнуть. Но не представляю, как при этом выкручиваться со школой?" - спрашивает Алексей из Новосибирска.

Ольга Васильева: Есть четко регламентированная в санитарных нормах нагрузка. Она зависит от возраста. Учебная нагрузка в 8-м классе - 33 часа при пятидневном обучении, и на выполнение домашнего задания ребенок не должен тратить больше 2,5 часа. С этим согласны и педагоги, и психологи, и медики. Самый простой ответ на вопрос вашего читателя: школа должна таким образом строить учебный процесс, чтобы нагрузка не превышала этих норм. Это классика.

Но у всех детей разные психологические и физиологические особенности, в том числе скорость восприятия, способности. Поэтому даже в одной семье бывает, что один ребенок с разницей в два класса тратит на домашние задания полтора часа, а другой сидит по 5-6 часов. Родителям надо прежде всего понять, почему сын сидит над выполнением домашнего задания шесть часов. В нашей семье была такая же история: один ребенок делал все очень быстро, другой очень медленно, хотя на выходе результаты были одинаковые. Я, например, все делала очень быстро, потому что любила спорт, общение с друзьями, плюс у меня была музыкальная школа. Надо было все успеть. А сестра моя была мечтательная, она сидела за уроками гораздо дольше.

"Можно ли рассмотреть возможность отмены субботы как учебного дня?" - интересуется читатель Сергей Бокарев.

Ольга Васильева: Можно, и это зависит от школы. По закону об образовании школа имеет огромные права. В том числе решает, пять или шесть дней будут учиться дети. В России есть и пятидневка, и шести­дневка. Решение об этом принимают администрация школы и управляющий совет.


Спит? Значит, устал. Школа должна так строить учебный процесс, чтобы нагрузка не превышала норму. Фото: depositphotos

Школа - это прежде всего люди, педагоги. А они утверждают, что введение новых технологий, электронного дневника, электронного журнала разрушает педагогический дух коллектива. Во многих школах уже нет учительских, а сами школы стали такими большими, что учителя не всегда даже знают друг друга в лицо. Вас эта проблема беспокоит?

Ольга Васильева: Мое глубокое убеждение: если люди хотят, чтобы в школе был коллектив, - он будет. Если не отдают этому должного внимания, то нет. Здоровая педагогическая среда может противостоять любому негативу. Я работала в школе 12 лет и хорошо это понимаю. Конечно, школа была другой, но как историк могу сказать: человек не меняется, меняются декорации. И пять тысяч лет назад люди плакали и сопереживали точно так же, как и сейчас. Надо прикладывать усилия и не ждать, когда кто-то придет и поможет создать хороший педагогический коллектив. Я много езжу по стране и вижу: есть школы, которые не имеют такого хорошего оснащения, как в крупных городах, но там есть дух воспитания, педагоги уважают детей и друг друга. Что касается оптимизаций, укрупнений, которые прошли в ряде регионов, хочу подчеркнуть, никаких федеральных распоряжений ни я, ни мой предшественник не давали.

В последнее время директорами школ становятся люди, не имеющие педагогического образования, менеджеры, которые говорят: "Зачем так много уроков русского языка? Зачем библиотеке книги, если есть гаджеты?" Как вы к этому относитесь?

Ольга Васильева: Ни один директор не может сказать: "Зачем так много уроков русского языка?" У нас есть жесткая программа, которую надо выполнять. Проблема в том, что менеджеры, особенно молодые, считают, что можно управлять всем и вся, не зная предмета. Как правило, через короткое время жизнь показывает, что это не так. Думаю, потихонечку все наносное отлетит и останется то, что и должно быть в школе. Все страны прошли через те же тысячи вариативных программ, которые были у нас, ставили похожие эксперименты. И все возвращаются к опорной традиции и инновационному движению вперед.

Допустим, в Китае все школы занимаются по единым учебникам по всем базисным предметам. При этом есть и углубленные учебники. В Англии принят единый учебный план для всех школ. То же самое в Германии, за исключением региональных земель. Когда мы создавали историко-культурный стандарт, мы не были первыми. Первыми стали Нидерланды, а после нас единый учебник по истории создала Великобритания. Школа - живой организм, в котором есть многое, чем нельзя управлять, будучи просто менеджером.

"Уже два раза в школе поменялась программа по английскому языку, а с ней и учебники. На дополнительных занятиях красивые и интересные учебники, а в школе - скучные. Почему в школе нельзя взять книги иностранного издательства?" - спрашивает наша читательница из Вологды.

Ольга Васильева: До 1953 года наша страна изучала немецкий язык, и то поколение, которое воевало на фронтах Великой Отечественной войны и окончило 10-й класс с 1937 по 1941 год, знало немецкий так хорошо, что многие могли помогать работе военных переводчиков. Начиная с 1953 года и по сей день мы никак не можем выйти на должный уровень преподавания иностранного языка. Учебники иностранных издательств иначе построены, там заложен принцип изучения иностранного языка как родного.

Пять или шесть дней будут учиться дети, решает сама школа

Мы тоже не учим с 1-го класса на русском языке правила пунктуации и орфографии. Почему мы, изучая иностранный язык со 2-го класса, плюс институт и аспирантура, не можем говорить так же свободно, как люди во многих других странах? Чтобы ответить на этот вопрос, должна пройти большая аналитическая работа. Мне кажется, язык должен быть инструментом для общения и, наверное, это могло бы стать главной задачей школы. Кстати, словарный запас Шекспира - 40 тысяч слов, у нас, когда мы говорим о бытовых вещах, - 350 и три тысячи, когда рассказываем о чем-то красивом.

Закончилось ли объединение вузов? Будут ли еще реорганизации?

Ольга Васильева: На сегодняшний день остановлены все реорганизации. В этом процессе четыре вуза. Я буду настаивать на том, чтобы каждый из этих вузов был отдельным и самостоятельным. Среди них есть, кстати, Геологоразведочный университет, который принес огромную славу нашей стране. Министерство даст возможность каждому вузу представить программы развития для того, чтобы они могли выйти на тот хороший уровень, который был раньше. Будут ли дальнейшие объединения? Есть хорошая идея создания опорных вузов. Такой вуз мог бы дать толчок развитию региона. Уже создано 11 опорных вузов. У нас есть программы по созданию в этих вузах инновационных центров, мы готовы помогать и поддерживать университеты.

12 мая Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № "О внесении изменения в статью 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации деятельности образовательных организаций, реализующих программы начального общего и основного общего образования). Данный законопроект представил один из его авторов Виктор Шудегов:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В последние годы в российском обществе всё чаще поднимается вопрос о переводе обучения в школах на пятидневку. Многочисленные просьбы избирателей об этом перерастают в требования, поэтому депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подготовили соответствующий законопроект, который и предлагается сейчас вашему вниманию.

Многочисленные избиратели Удмуртии также приходили ко мне в общественную приёмную, требуя подготовки и внесения в Государственную Думу подобного законопроекта. Да, сотни писем получает наша фракция по поводу этого вопроса.

Приведу лишь одно, зачитаю типичное письмо. Пишет 32-летний Михаил, программист: "У меня сын учится шесть дней в неделю, но мы с женой частенько по субботам его в школу не водим, жалко ребёнка, пусть выспится, да и нам проще, можно заняться чем-то всей семьёй в субботу, за город съездить, например. Кстати, также поступают большинство родителей наших одноклассников.

Когда я сына в субботу в школу отвожу, вижу, что на уроках присутствуют меньше, чем полкласса. Ну и зачем тогда вообще устраивать занятия? Всё равно дети их часто пропускают, а потом приходится самостоятельно разбираться в пройденном".

Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта, я считаю, позволит решить целый ряд очень важных вопросов. Хочу отметить, что сейчас в законодательстве даётся право образовательным организациям, совместно родителям самим решать этот вопрос и решается, конечно, он не в пользу родителей и, конечно, учащихся.

Хотя многие субъекты или многие школы в субъектах уже перешли на пятидневку, например, в Москве, в Санкт-Петербурге. Неслучайно сегодня в качестве альтернативного законопроекта мы будем рассматривать законопроект представленный законодателями города Санкт-Петербурга, в Калужской, в Белгородской областях, в Саратовской области.

Например, в городе Балашове, когда они переходили на пятидневку, все 100% учителей проголосовали за этот переход и 98% родителей. Это говорит о том, что действительно вопрос этот является очень важным.

Кроме того, новый закон "Об образовании в Российской Федерации" в качестве главных лиц, которые отвечают за воспитание и обучение ребёнка, обозначил родителей. Как же могут родители воспитывать ребёнка, если они его видят реже, чем учитель в школе.

Напомню, что у взрослых людей 40-часовая рабочая неделя, у школьников получаются разрешённые СанПиНом 37 часов. К тому же надо отметить, что после этого школьник, приходя из школы, должен ещё готовить домашние уроки, домашнее задание, а многие из школьников готовятся к поступлению в вузы и работают с репетиторами, и таким образом общий объём часов приходится на школьника от 70 до 90.

И возникает вопрос. Шестидневная учебная неделя таким образом нарушает конституционное право несовершеннолетних на отдых. Большинство детей просто не успевает отдохнуть, восстановить силы за один выходной день. То есть, дети учатся сегодня, фактически, больше, чем взрослые тратят времени на работу.

Второй момент, очень важный – это здоровье наших школьников. По-моему, он даже и важнее. На сегодняшний день в России 70% школьников имеют те или иные отклонения в здоровье. По статистике каждый второй учащийся нуждается в санаторном лечении, каждый четвёртый – в лечении в стационаре. При этом каждый третий имеет различные патологии, самая распространённой из которых является проблема со зрением. Такую удручающую статистику приводит наше Министерство здравоохранения.

И, конечно же, введение пятидневки позволит школьникам за два дня отдохнуть, реабилитироваться, а также принимать активное участие в дополнительных занятиях, в том числе физкультурой и спортом.

И третье, коллеги. Учителя – это тоже люди, это родители, большинство из них тоже хотели бы отдохнуть со своими детьми в выходной день. Недавно было заседание Общероссийского народного фронта, где был проведён опрос, где наши учителя высказались, что в среднем они работают на 1,6 ставки. Таким образом, чтобы реабилитироваться, им тоже нужен второй выходной.

Таким образом, если всё это объединить, безусловно, получается, пришло время для того, чтобы вводить в качестве обязательной нормы пятидневку в школах.

Конечно, основной аргумент, который приводит и Правительство, и на комитете было сделано заявление, что сейчас ещё у нас в школах обучаются и в две смены, а есть школы, где ещё и в три смены обучаются. Коллеги, но мы не должны подстраиваться под те нормативы, которые есть сегодня в нашей стране или во многих субъектах.

Дело в том, что федеральные государственные образовательные стандарты и СанПиНы требуют, чтобы школьники обучались в одну смену. Таким образом, мы должны с вами создавать условия под нами же разработанные требования – федеральные государственные образовательные стандарты и СанПиНы.

Ещё в качестве аргумента отмечу, что сегодня одним из важных показателей работы губернаторов является именно то, какой процент ребятишек в данном регионе обучается в одну смену, пусть губернаторы думают над этой проблемой.

И ещё в качестве одного из аргументов приведу ситуацию, на которую обычно любят наши товарищи ссылаться, о странах, которые сейчас являются к нам недружелюбными. В Соединённых Штатах Америки в двадцати штатах учатся по четырёхдневке, во Франции – 4,5 дня, в Великобритании – 5 дней. Таким образом, в основных западных странах давно уже перешли на пятидневку, поэтому пришло время и у нас принять такой закон.

Спасибо за внимание.

Вполне возможно, что в 2018 году будет принят закон о пятидневной учебной недели в школах. Но наверняка, постановление разрешит отдельно взятой школе самой решать, внедрять пятидневку или оставить шесть учебных дней.

Достаточно взвесить все «за» и «против», чтобы понять, станет ли суббота выходным для учащихся в 2018 году.

Почему мы учимся 6 дней в неделю

Школы не раз практиковали введение 5-ти дневки, но по каким-то причинам она не прижилась. А причины вполне понятны. Тяжело усвоить всю школьную программу, если пр этом урезать часы учебы. Да, было испробовано раскинуть субботние уроки на каждый из дней недели, но тогда большинство учащихся переутомлялось и успеваемость падала. Еще одним плюсом 6-ти учебных дней в неделе, является негативное влияние двух выходных пятидневки. Школьники слишком расслаблялись за субботу и воскресенье, и в понедельник большинству было сложно сконцентрироваться на учебном процессе.

Почему пятидневка не будет введена в 2018 году

Скорее всего, те кто успел застать пятидневку в советское время, будут последними. В наше современное время люди стали трудится больше. У большинства взрослых суббота — рабочий день недели. Таким образом, государству бы не хотелось, чтобы в субботу, когда родители на работе, школьники оставались бес присмотра.

С другой стороны, школьная программа усложняется с каждым годом. Так как успеть все отчитать учителям за пять дней? Прибавить по уроку на каждый день. Да, можно, но все учителя и ученики знают, что последний урок, а тем более, если он 6-й или 7-й практически не усваивается школьниками. По этим и другим причинам, пятидневку в 2018 году ждать не стоит.

Закон о пяти учебных днях не был принят

Законопроект о пятидневке пытаются протолкнуть каждый год, но раз за разом он не принимается депутатами по ясным причинам: за пятидневку намного меньше, чем против. Все это объясняется все теми же причинами, что мы рассмотрели выше. А основной из них является то, что большинство школьников останутся без присмотра в субботу утром, и не стоит объяснять, к чему это приведет в масштабе всей России.

Любовь Артымович

скачать фото

Казахстанские школьники в скором времени не будут учиться по субботам. Пятидневка в начальных классах вводится уже с 1 сентября этого года.

Ученики вторых, пятых, седьмых и девятых классов также перейдут на пятидневную учебную неделю в 2017 году. Еще через год их примеру последуют и все остальные классы. Вопрос о том, сколько дней в неделю ребенку учиться в школе - пять или шесть, волнует многих. Ученики, родители и учителя ратуют за субботний выходной. Многие родители отдают предпочтение пятидневке, полагая, что минимум два дня в неделю дети должны проводить с родителями.
- Я знаю, что многие родители и учительская общественность давно об этом мечтали. Вот мечта сбывается, - сказала вице-премьер Дарига Назарбаева, выступая перед учителями и учащимися специализированной гимназии № 81 AstanaEnglishSchool акимата Астаны. - Пятидневка, как уже Глава государства озвучивал, в этом году для первоклашек. Почему только для первоклашек? Потому что именно они впервые пойдут в школу с учебниками, которые были написаны «Назарбаев Интеллектуальными школами».
По ее словам, данные школы уже много лет на рынке, очень хорошо себя зарекомендовали, накоплен положительный опыт, который содержится в учебниках.
- Постепенно такие же требования, как в «Назарбаев Интеллектуальных школах», будут во всех учебных заведениях страны. То есть мы к этому будем поэтапно двигаться и к этому стремиться. Поэтому эти учебники для первоклашек предусматривают и развитие функциональной грамотности, и интегрированные предметы, за счет чего будет уменьшаться в целом учебная нагрузка, - сказала Дарига Назарбаева.
Чиновники от образования также видят необходимость перехода на пяти-дневку. Надо отметить, что столичные школы уже практикуют пятидневку в начальных классах.
- Школьная нагрузка очень отражается на здоровье детей. А одного дня недостаточно для того, чтобы восстановить силы и отдохнуть. На сегодняшний день в нескольких учебных заведениях Астаны по решению педагогического совета школы введена пятидневная форма обучения для учащихся первых и вторых классов. Всеобщий переход на пятидневное обучение связан с обновлением учебной программы, - сказала первый заместитель руководителя столичного управления образования Баглан Сматаева.
По ее словам, суббота станет важным днем для самообразования преподавателей и днем общения отцов и детей.
- Главное воспитание мы получаем в семье, и в субботу у детей должно быть время на общение с родными, приобщение к семейным традициям, - сказала она.
Однако надо учитывать, что в связи с уменьшением учебной недели начало летних каникул сместится на более поздний срок - в среднем на две недели.
По статистике Министерства образования, казахстанские ученики младших классов учатся больше своих японских и российских сверстников. Учебная нагрузка для учеников первых классов составляет 792 часа, вторых классах - 850 часов, для учеников третьих и четвертых классов - 986 часов. Для сравнения: в России нагрузка третьеклассников и четвероклассников составляет 850 часов, а в Японии - 750 часов. Справедливости ради отметим, что кыргызстанские школьники изучают в школах 1088 часов.
В Минобразования РК отмечают, что уровень учебной нагрузки в школах соответствует международным нормам. Чиновники отметили, что основная учебная нагрузка учащихся составляет не более пяти уроков в начальной школе.
Психологи в один голос говорят о том, что шестидневка препятствует правильному эмоциональному и психическому взрослению молодого поколения.
- Международный опыт введения пятидневки доказывает, что у школьников появилась возможность отдохнуть от учебной нагрузки, а это укрепляет физическое и психическое здоровье. Чем больше будет времени у школьников младших классов на посещение различных кружков, общение с родителями, тем более гармонично будут развиваться дети как в интеллектуальном, так и психологическом плане, - говорит психолог столичной школы Айгуль Сакенова.
По ее мнению, введение пятидневного обучения может стать ориентиром современного образования.

Любовь АРТЫМОВИЧ,
фото Павла МИХЕЕВА, Астана

Категория: Росчерк пера 03

Святое писание, пришедшее к нам из глубины веков, гласит: шесть дней в неделю трудись, а седьмой — отдыхай и посвящай себя Господу. Это не обошло и детей. Но юный организм не способен трудиться шесть дней подряд: для усталости ему хватит и пяти. Надо в детском приложении к Библии записать так: пять дней учись, шестой день помогай старшим. Ну а в воскресение играй и молись о хороших отметках!

Пятидневка

Невозможно идеально точно сказать — сколько учебных дней в неделе. В России официально шестидневное обучение, но есть масса частных школ, где дети учатся пять дней в неделю. А в церковных школах вообще нет выходных: даже в воскресение дети активно молятся и служат Господу. А ещё Россия — это федерация. И каждый регион вправе вносить свои корректировки в учебный процесс. Пять дней в неделю обучаются многие учащиеся начальных классов: ведь сложно после детского сада шесть дней подряд грызть гранит науки. Вот что говорит о преимуществах пятидневки депутат российской думы, бывший педагог:

Эта женщина половину жизни посвятила школе, знает все нюансы и позитивные моменты двух выходных дней. Даже уровень знаний способен увеличиться при обучении пять дней. Да и учителям будет больше простора для отдыха и личного совершенствования.

Преимущества пятидневки

Между специалистами в области школьного образования идут споры: сколько дней учиться в неделю. Тяжело учесть все положительные и отрицательные стороны вопроса. Но ключевые назвать можно. Достоинства пяти дней в школе:

  • Два выходных. Отдых способствует укреплению здоровья.
  • Меньше затрат на проезд и школьное питание.
  • Больше времени на подготовку уроков.
  • Возможность отправиться в увлекательную поездку классом.
  • Больше времени проводится с родителями.
  • Субботу удобно использовать для внешкольных мероприятий.
  • Экономия школы на отоплении. Если это отдалённый сельский район, то экономится топливо для школьного автобуса.
  • Возможность наверстать учебный процесс, прерванный карантином или другими негативными обстоятельствами.

Из недостатков можно назвать:

  • Более продолжительный учебный день (минимум на один урок).
  • Без присмотра остаются дети, родители которых работают в субботу.
  • Труднее настроиться на учебный ритм после двух выходных.
  • Сложности при составлении расписания.

Сильные мира сего

О переходе на пятидневку просят врачи и родители школьников. Существует множество прошений, в которых целые родительские комитеты обращаются к думе и президенту. Был и соответствующий законопроект. Прежнее голосование провалилось: переход на пятидневку не имел одобрения. Но новая Государственная дума может снова поднять этот вопрос: ведь недаром её в сентябре переизбрали. На прежнее предложение перейти на пятидневку президент Путин наложил вето. Даже трудно объяснить его решение.

Ведь пятидневка поможет оптимизировать многие процессы учёбы, сократить расходы худеющего бюджета. А совсем недавно он встречался с Ольгой Юрьевной Васильевой. Это новый министр образования. Пока нельзя точно сказать её отношение к пятидневке, но ряд серьёзных предложений Владимиру Владимировичу было сделано. Это женщина очень консервативных взглядов, но на введение пятидневки в ближайшем будущем надежда появилась. Из политических партий закон о пятидневной форме обучения в школах больше всего лоббирует «Справедливая Россия» во главе с Мироновым.

Чего ждать

Просто надеяться на кого-то в наше время глупо. Надо извлекать положительные моменты из всего. Если ребёнок дома пять дней, а у Вас много дел, то можно привлекать его к полезному труду, научить зарабатывать первые деньги. Даже помощь бабушке на огороде приветствуется. А в большом городе в выходной день всегда можно найти подработку. Но если Вы состоятельный человек — отправьте его в кино и прочий мир развлечений.

Если в субботу он учится, а Вам скучно, то можно переделать все домашние дела, убрать в его комнате. А воскресенье полностью посвятить родной кровинке! Экономические проблемы в стране заставят власти перейти на пятидневку. А в некоторых государствах принято учиться всего четыре дня!

На эпиграф:

«Отдых школьнику сгодится, чтоб гулять и веселиться,

Так отметки выше станут, и болезни не пристанут!»