Уменьшение педагогической нагрузки по инициативе работодателя. Рабочее время учителя: что изменил министерский приказ

В данном материале мы рассмотрим а примере судебной практики необходимость уведомления педагога и получения согласия на изменение нагрузки.

Обязательное получение согласия требуется лишь при увеличении нагрузки. Это указано в п. 1.7 Порядка определения учебной нагрузки, утвержденного Приказом Министерством образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014. Данный пункт закрепляет: «временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объёма учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговорённой в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения».

Когда учебная нагрузка снижается, получать согласие педагога не нужно, однако, работодатель обязан уведомить его не позднее, чем за два месяца до фактического снижения нагрузки (пункт 1.8 Порядка).

Так, старший преподаватель института обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав, компенсации морального вреда и выплате заработной платы. Требования мотивированы тем, что ей не была оплачена переработка выполненной педагогической нагрузки. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке изменил нормы аудиторской нагрузки на основании приказа, с которым истица не была ознакомлена. Работодатель также не уведомил её в письменной форме.

Исковые требования удовлетворены.

Решение суда мотивировано следующим образом. Изменение педагогической нагрузки не является существенным изменением условий труда и допускается без согласия работника, поскольку объём нагрузки снижен. Вместе с тем, работодатель обязан был уведомить работника об изменении условий труда, установленных трудовым договором не менее чем за 2 месяца.

Вместе с тем, суды иногда принимают сторону педагога и ориентируются не только на указанный выше Порядок, который не обязывает получать согласие при уменьшении нагрузки.

Так, в процессе о восстановлении педагогической нагрузки, уменьшенной без согласия преподавателя физической культуры, суд опирался исключительно на Трудовой кодекс. При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что нормы учебной нагрузки лежат в основе оплаты труда педагогического работника, поэтому изменение условий трудового договора в данной части возможно исключительно с согласия обеих сторон договора.

Действия по уменьшению педагогической нагрузки признаны незаконными, администрацию техникума обязали восстановить прежнюю нагрузку, а также выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату и компенсацию морального вреда.

Нередки ситуации, когда педагог выражает своё несогласие с изменением учебной нагрузки, однако администрация школы всё равно её изменяет. В таких случая суд всегда принимает сторону педагога.

Так, после получения 3 группы инвалидности, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, совмещающему данную должность со ставкой «учителя», была изменена педагогическая нагрузка без её согласия. При ознакомлении с приказом об изменении педагогической нагрузки, было выражено несогласие, дополнительное соглашение к трудовому договору также не подписано. При издании приказа и составлении дополнительного соглашения работодатель ссылался на рекомендации индивидуальной программы реабилитации, однако из неё не усматривается невозможность работы в прежнем объёме. Для защиты своих прав гражданка обратилась в суд.

Приказ директора школы об измени педагогической нагрузки признан незаконным и отменён, поскольку он был издан при отсутствии согласия самого работника.

Учитель истории обратился в суд для обжалования уменьшения педагогической нагрузки без его согласия. Администрация школы произвела изменение педагогической нагрузки в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком другого учителя истории.

Приказ директора школы об изменении нагрузки признан незаконным и отменён.

Своё решение суд мотивировал тем, что выход из отпуска иного сотрудника не подтверждает наличие изменений организационных условий труда, которые явились бы основанием для изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора.

Иногда изменение учебной нагрузки педагога администрация школы мотивирует объективными причинами, не зависимыми от её действий. Такие ситуации всегда рассматриваются индивидуально, оцениваются конкретные доводы.

Например, учитель русского языка и литературы обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что администрация школы направила ему уведомление об изменении учебной нагрузки и оформлении данного факта дополнительным соглашением к трудовому договору. Уведомление также содержало информацию о том, что в случае несогласия с изменением условий трудового договора, он будет расторгнут. Истец выразил своё несогласие, вследствие чего трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя.

В ходе рассмотрения дела суд сделал вывод о том, что объём учебной нагрузки истца был снижен вследствие перехода школы на односменное обучение 5-11 классов, а также распределения часов учебной нагрузки на три ставки учителей русского языка и литературы с фактическим занятием этих ставок педагогами. Таким образом, предложение работодателя о сокращении педагогической нагрузки было обусловлено объективными причинами, изменением организационных условий труда и невозможностью сохранения прежних условий трудового договора и само по себе о нарушении прав работника не свидетельствует. Кроме того, о предстоящем изменении организационных условий труда истец был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Поскольку истец не согласился на работу в изменённых условиях, работодатель правомерно издал приказ об увольнении.

В удовлетворении исковых требований отказано.

Встречаются и обратные ситуации. Учитель биологии обратилась в суд с требованием о признании приказа директора школы «о тарификации» незаконным в части уменьшения педагогической нагрузки истца. Иск мотивирован тем, что истцу было направлено уведомление об уменьшении часов по биологии до 5 часов и о предложении 14 часов биологии надомного обучения. При этом было произведено перераспределение часов биологии истца другим учителям. Свои действия администрация школы обосновала сокращением часов по предмету и тарификацией. Уведомление об уменьшении педагогической нагрузки было направлено после фактического уменьшения нагрузки истца, согласие на изменение нагрузки получено не было.

Приказ о «тарификации» был признан незаконным в оспариваемой части, на школу возложена обязанность восстановить нарушенное право истца в полном объёме.

Разрешая спор, суд пришёл к следующим выводам. По мнению суда, руководитель школы не имеет права произвольно в нарушение принципа преемственности преподавания предметов в классах перераспределять учебную нагрузку между учителями при отсутствии объективных причин. Так же не имеет права уменьшать учебную нагрузку учителя, одновременно увеличивая нагрузку других учителей, тем более при высвобождении некоторого объема учебной нагрузки по предмету в связи с увольнением одного из учителей. Кроме того, суд подчеркнул, что коллективный договор прямо устанавливает согласование с профкомом приказа об установлении объема учебной нагрузки, доказательств которого не представлено.

Как нам стало известно, в ближайшее врем ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовит подробные разъяснения по новому приказу, а пока мы попросили директоров воронежских школ и представителей Воронежского обкома профсоюза ответить на вопрос, каковы принципиальные отличия принятого документа от предыдущего.

Валентина Семеновна Зеленина, заведующая отделом труда и заработной платы Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ:

Отличие, которое есть в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы остались прежними, как и в прошлом приказе. Но появились и две новых должности – педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньше это не было определено. Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесены педагоги-библиотекари и тьюторы.

Если говорить подробнее о приложениях, первое дает подробное разъяснение о продолжительности рабочего времени. Что касается предельного объема учебной нагрузки, раньше у нас это определялось типовым положением, и в школьных образовательных организациях предельного объема учебной нагрузки не было. Только в средних специальных учебных заведениях это оговаривалось, кроме учебных заведений педагогической направленности. То есть, у преподавателей педагогических училищ нагрузка составляет 18 часов на ставку, как и у школьных педагогов. Если среднее профессиональное учебное заведение не педагогической направленности, там есть ограничение в 720 часов в год на одну ставку, а максимальное ограничение – 1440 часов. Так было в старом приказе и осталось в новом.

Что касается высших учебных заведений, в них максимальная нагрузка составляет 900 часов, ниже – можно, но выше нельзя. А в институтах усовершенствования учителей годовая нагрузка ограничивается 800 часами.

Приложение № 2 называется «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Как я уже сказала, в прошлом приказе такого приложения не было. Теперь здесь определяется объем учебной нагрузки на начало учебного года. Пункт 1.1: « Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда». А в пункте 1.4 читаем: « Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность». И если на следующий год учебная нагрузка меняется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, если изменилось количество часов по учебному плану.



Интересен пункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год. Исключения указаны в специальном пункте приложения, а раньше они перечислялись в типовых положениях. Теперь типовых положений нет, и все вписано в общее положение. Пункт 1.7 тоже можно считать защищающим интересы работников, в нем значится: «Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка». То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебная нагрузка снижена быть не может.

Также в пункте 1.9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)». В предыдущем приказе такое участие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.

Важен пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пункта убрали слова «как правило», и он стал более жестким, обязательным к исполнению.

Большое внимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесь осталось все то, что было и в старом приказе.

Еще одно новшество, которого раньше в приказе не было. Положение V говорит об «особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какая нагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другими учителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывались в отдельных локальных актах и в типовых положениях.

В разделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников. Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент, я уже о нем упоминала, - это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году. Меньше можно, выше нельзя.

Можно сказать, что новшества есть, и они достаточно полезны в интересах социальной защиты работников.

Надежда Тихоновна Фурсенко, директор гимназии имени Алексея Кольцова:

Нам об этом приказе стало известно еще в конце декабря, но каких-то особенных новшеств я в нем не увидела. Например, относительно ставок – как была ставка в 18 часов для учителя средней и старшей школы, так она и осталась, 18 часов в начальной школе было и есть. Норма часов педагогической работы на ставку не изменилась. Единственный момент – это необходимость вносить в трудовое соглашение все изменения. Еще можно сказать о принципе преемственности, который сохраняется с принятием нового документа. Уменьшать нагрузку нельзя, если нет на то объективных оснований, оговоренных в специальных пунктах, или по обоюдному соглашению.

Раньше правила изменения нагрузки регламентировались различными документами, и руководитель образовательного учреждения тоже не мог исключительно по своему усмотрению изменить почасовую нагрузку на учителя. Я не могла в одностороннем порядке взять и сократить в течение года учебную нагрузку преподавателя. Сейчас это также сохраняется. Еще один момент: определение рабочего времени прописано более четко и включает не только аудиторную, но и внеаудиторную нагрузку, в том числе участие в педсоветах, индивидуальную работу с учащимися и так далее.

Еще как руководитель могу сказать, что я не увидела какого-то специально прописанного верхнего предела нагрузки для школьного преподавателя. Нагрузка определяется по соглашению с работником исходя из его возможностей и запросов организации. Если это тарификация, она должна быть оговорена в трудовом договоре, ну а замещение может, конечно, носить временный характер. К трудовому договору необходимо заключать дополнительное соглашение, если человек берет нагрузку больше ставки или меньше. Раньше он просто писал заявление, что согласен на неполную нагрузку, а сейчас нужно будет составлять дополнительное соглашение к трудовому договору.

Вячеслав Васильевич Минаков, директор школы № 1:

В принципе, ничего особо нового нет, каких-то заметных отличий я не нашел. Что касается порядка определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, - раньше это тоже было. У нас несколько лет назад проводилась проверка трудовой инспекцией, и она обязала нас каждый год делать дополнение к трудовому договору. Есть общий трудовой договор, в котором написано, какая нагрузка идет на текущий учебный год, а на следующий учебный год мы делаем дополнение к трудовому договору. И каждый год мы его составляем на каждого учителя.

Но один момент обратил на себя внимание. Пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка».

Пункт 1.7 перечисляет объективные, скажем так, причины: сокращение числа обучающихся, классов-комплектов и так далее. Раньше, в прежнем приказе, к словам « сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания» добавлялось выражение «как правило». Сейчас формулировка более жесткая. И учебное заведение ставится в более жесткие условия. Но дальше идет пункт, на мой взгляд, достаточно правильный: «Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)». То есть, учитель, выпустивший 11-й класс, не должен терять свои часы, а берет пятые классы, классное руководство, и его интересы соблюдаются.

А в остальном, нормы часов остались прежними, это важно.

Ответ от 20.09.2013 01:26

Основным нормативным документом, регламентирующим трудовые отношения, в том числе и норму рабочего времени, является Трудовой кодекс Российской Федерации, который устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. На педагогических работников распространяется действие Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), устанавливающего в статье 55 сокращенную продолжительность рабочей недели - не более 36 часов. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются Кодексом законов о труде РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Существует также отраслевой перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Такой перечень утвержден министром просвещения СССР 17 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями. Эти же вопросы регламентируют и Типовые положения о всех видах образовательных учреждений, утвержденные постановлениями Правительства РФ. Так, например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008, в п. 66 определяет порядок установления объема учебной нагрузки (объема педагогической работы) педагога. Общие требования законодательства конкретизируются в локальных актах каждого образовательного учреждения: Уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, а также в должностной инструкции и трудовом договоре. Именно в этих документах могут и должны быть отражены особенности продолжительности рабочего времени педагогических работников. Устав образовательного учреждения в соответствии с требованиями статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в обязательном порядке содержит раздел о порядке комплектования работников образовательного учреждения и условиях оплаты их труда. Здесь же в обязательном порядке регламентируется и рабочее время педагогов. Более детальное отражение этот вопрос должен найти в правилах внутреннего трудового распорядка, принимаемых в каждом учреждении в соответствии со статьей 189 ТК РФ на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом Министерства просвещения СССР от 23.12.85 № 223 «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР». Трудовой договор и должностная инструкция работника призваны конкретизировать общие понятия, правила, индивидуально применять их к конкретному работнику. В трудовом договоре обязательно должны найти отражение следующие вопросы: какое рабочее время применяется к данному работнику (полное, сокращенное, неполное), какой режим работы (сменность, начало и окончание и т.д.), выходные дни и другие вопросы устанавливаются в соответствии со статьей 57 ТК РФ. В связи с необходимостью изменений в организации труда допускается изменение существующих условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. В этом случае может быть изменен и режим работы (рабочее время) работника в соответствии со статьей 73 ТК РФ. Администрация обязана предупредить работника об этом за 2 месяца, так как это относится к изменению существенных условий труда, и только не ранее чем через 2 месяца после предупреждения ввести новые условия. При отказе работника работать в новых условиях трудовой договор с ним расторгается по основаниям п. 7 статьи 77 ТК РФ. Особое внимание необходимо обратить как руководителям, так и педагогическим работникам на то, что и трудовой договор (контракт), и должностная инструкция, и приказ об изменении существенных условий труда должны быть предъявлены работнику для подписи. Отсутствие подписи работника или акта об его отказе от подписи влечет за собой недействительность этих документов. Следует также иметь в виду. что не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения.

2. ЧТО ВХОДИТ В РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ?

Рабочим временем педагогических работников считается часть календарного времени (определенные дни и часы), в течение которого работники согласно распорядку, графику расписания, разработанному в соответствии с установленной законом нормой продолжительности труда, должны выполнять порученную работу. Рабочее время педагогического работника складывается из объема учебной нагрузки (объема педагогической работы), которая устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, а также времени, которое затрачивается на дополнительную работу (проверку тетрадей, классное руководство и т.д.). К рабочему же времени относится и занятость педагогических работников в заседаниях педагогических советов, методических объединений и т.д. Правилами внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР (приказ Министерства просвещения СССР от 23.12.85 № 223) в п.п. 31. 32 предусмотрено, какое количество времени и как часто должен затрачивать педагогический работник на педсовет, на родительские собрания и т.д. Например. занятия внутришкольных методических объединений уч1|велей и воспитателей проводятся не чаще двух раз в учебную четверть и по продолжительности, как правило, не должны быть более 2 часов. В целом общая продолжительность рабочего времени педагога не должна превышать 36 часов в неделю. Продолжительность пребывания преподавателя в образовательном учреждении и рабочий график (в том числе количество рабочих дней в неделю) должны устанавливаться индивидуально и регулироваться правилами внутреннего трудового распорядка. При этом необходимо учитывать, что. рабочее время педагога состоит не только из протарифицированных часов, но и из часов работы, за которые установлены доплаты и надбавки (классное руководство, работа в методобъединениях, заведование кабинетом и др.). и времени, которое по правилам внутреннего трудового распорядка должно использоваться на заседания педсоветов и методобъеди нений, родительские и ученические собрания и др. Все эти периоды времени и составляют рабочее время педагога, которое в соответствии со статьей 55 Закона РФ «Об образовании» не может превышать 36 часов.

3. КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЗА СТАВКУ У УЧИТЕЛЯ?

Ставки заработной платы назначаются: за 3 часа педагогической работы в день (18 часов в неделю) учителям-предметникам 5-1 1-х классов школ и школ-интернатов всех типов и наименований, колледжей, лицеев, гимназий и др.. учителям трудового обучения 2-3-х классов специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания; руководителям кружков, педагогам дополнительного образования; за 20 часов учителям начальных классов школ и школ-интернатов, учителям-логопедам, учителям-дефектологам всех классов школ и школ-интернатов всех типов и наименований, заведующим логопедическими пунктами; за 24 часа учителям-дефектологам слуховых кабинетов, концертмейстерам, аккомпаниаторам и культорганизаторам, музыкальным руководителям; за 36 часов педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, воспитателям общежитии, мастерам производственного обучения, инструкторам по труду, руководителям физвоспитания, преподавателям основ безопасности жизнедеятельности, воспитателям и воспитателям-методистам детских садов, старшим вожатым: за 25 часов воспитателям специальных коррекционных образовательных учреждений (групп) для детей и подростков, имеющих отклонения в развитии (недостатки в физическом или умственном развитии), с задержкой психического развития; за 30 часов старшим воспитателям, воспитателям школ-интернатов, школ и детских домов всех видов и наименований, учреждений здравоохранения. воспитательно-трудовых колоний, учреждений начального профессионального образования для подростков с девиантным поведением. инструкторам по физкультуре.

4. ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЬ В КАНИКУЛЫ?

Периоды школьных каникул, если они не совпадают с очередным отпуском работника, являются для него обычными рабочими днями, во время которых он может выполнять организационную работу, подготовку к учебному процессу, оформление кабинета в пределах той учебной нагрузки, которая была установлена ему до начала каникул по тарификации.

5. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МИНИМАЛЬНЫЙ И МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ?

Минимального объема педагогической работы, которая подлежит зачету в педстаж для исчисления заработной платы по основному месту работы, не установлено. В то же время у ряда категорий педагогических работников имеется нижний предел нагрузки для исчисления педагогического стажа для выслуги, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Для зачета в педстаж времени педагогической работы по совместительству необходимо, чтобы ее объем в учебном году составлял не менее 180 часов. При этом зачету в педагогический стаж подлежат только те месяцы. в которые эта работа выполнялась. Верхний предел учебной нагрузки учителя в одной школе согласно п. 6 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» может устанавливаться Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Однако Типовым положением об общеобразовательном учреждении так называемого верхнего предела учебной нагрузки не установлено. Согласно п. 66 указанного Типового положения объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану, программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении. Федеральный закон «Об образовании» (п. 6 статьи 55) предусматривает, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре (контракте). Это означает, что работник при заключении письменного трудового договора (контракта) принимает на себя обязательства работать с установленной ему учебной нагрузкой, а администрация (на все время трудового договора (контракта) обязана обеспечивать учителю предусмотренный в договоре объем учебной нагрузки. Первоначально оговоренный в договоре объем учебной нагрузки в дальнейшем может быть изменен сторонами (с согласия работника и администрации), что должно найти отражение в договоре путем внесения в него соответствующих изменений.