Диагностика воспитанности - организация воспитательной работы - сидоров сергей владимирович

воспитателей и специалистов

1. Способность к творчеству.

2. Способность воспитывать.

3. Нравственность

4. Педагогическая этика

5.

6.

1) конформная

2) эгоистическая

3) гуманистическая

4) авторитарная

5) методическая , или познавательная (требованиях

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
педагога

1 – барьер некомпетентности;

Анкета


воспитателя к саморазвитию

3 балла – и да, и нет;

1 балл – не соответствует.

В о п р о с ы а н к е т ы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

7. Я много читаю.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
к гуманизации обучения

Показатели готовности:

Уровни готовности:

Анкета для воспитателя

1. Ф. И. О.

2. Педстаж.

Му развитию РТВ;

– диагностика?

а) у руководителей;

б) у коллег;

в) у Вас;

г) у детей и родителей.

Диагностические методики

Показатели эффективности деятельности педагога

Традиционные

Современные

2. Уровень знаний и умений детей.

3. Дифференциация обучения с целью предупреждения неуспеваемости.

4. Качество учебно-воспитатель-ной работы определяется традиционными приоритетами:

1) ориентация на внешние результаты (внешний контроль);

2) на репродуктивный уровень усвоения;

3) однозначная трактовка каждого изучаемого явления;

4) одинаковое содержание образования;

5) при управлении деятельностью детей – установка на содержательно-процессуальные аспекты (что сделал и усвоил);

6) доминирование монолога, единообразия, идеологии

Многоуровневая – с целью развития творческих способностей де тей

Качество УВР определяется личностной ориентацией педагогического процесса:

1) на стимулирование собственных возможностей личности ребенка и воспитателя;

2) на поисковый и творческий уровень;

3) различные альтернативные трактовки изучаемых явлений;

4) вариативное содержание образования;

5) приоритет ценностно-смысло-вых аспектов (в чем видит смысл и назначение деятельности и др.);

6) доминирование диалога, индивидуальности, общечеловеческих ценностей

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Диагностическая программа мастерства и творчества

воспитателей и специалистов (перечень критериев-показателей)

1. Способность к творчеству. Творчество – процесс создания нового. Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Способность воспитывать. Воспитание – регулируемый процесс передачи жизненного и общечеловеческого опыта, формирования сознания и мышления, взглядов и убеждений, духовного, нравственного и физического потенциалов, качеств и свойств личности.

3. Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества и выполнение этих правил.

4. Педагогическая этика – наука о морали, понимание норм в педагогической деятельности. Моделирование воспитывающих ситуаций – способность педагога вызывать и чувства, и поступки дошкольников.

5. Культура педагогического общения – способность воспитателя воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувств.

6. Культура педагогического общения. Общение – сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как процесс сопереживания.

1) Педагогическое общениепрофессиональное общение преподавателя с учащимися, направляемое на создание благоприятного психологического климата и на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности, требующее от учителя эмпатических способностей (умения проникнуть в душевное состояние другого человека) и рефлексии – познать субъективные, внутренние психические аспекты и состояния.

2) Игровое общение – профессиональное общение, т. к. игра – это норма жизни ребенка, средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность.

Направленность педагогической деятельности – определенный тип центрации:

1) конформная – центрация на мнениях своих коллег – у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с различными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, неконфликтны;

2) эгоистическая – «Я»-центрация – характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с администрацией и коллегами при ограничении свободы движений. При благоприятных условиях реализует свои возможности, создавая педагогические изобретения;

3) гуманистическая – профессионально значимая центрация на интересах (потребностях) личности ребенка. Вся деятельность процесса обучения. Его индивидуальная дидактическая система характеризуется вниманием и чуткостью к детям;

4) авторитарная – центрация на требованиях администрации – характерна для педагогов с нереализованными возможностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендации «сверху». При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности;

5) методическая , или познавательная – характерна для педагогов теоретического, дидактического типа, – центрация на интересах (требованиях ) средств и методов. Основное направление их деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
для изучения «барьеров» (затруднений) в работе
педагога

1. Барьеры психологической неготовности:

1 – барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;

2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родителями.

2. Барьеры неготовности сознания:

1 – барьер некомпетентности;

2 – барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые учителя ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а на выполнение планов, нормативов, инструкций.

3. Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность):

1 – тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;

2 – коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его;

3 – организационная неготовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планирования и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности;

4 – барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;

5 – барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.

Анкета

для самодиагностики способности
воспитателя к саморазвитию

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

В о п р о с ы а н к е т ы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специально время.

6. Я анализирую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.

О ц е н к а и е е к р и т е р и и:

75–55 баллов – активное саморазвитие;

54–36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;

35–15 баллов – остановившееся саморазвитие.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
для определения уровня готовности педагога
к гуманизации обучения

Показатели готовности:

1. Понимание задач гуманизации обучения.

2. Знание методов гуманистически направленного обучения.

3. Умение проектирования учебного процесса, ориентированного на развитие личности учащихся.

4. Умение отбора материала для реализации гуманистической направленности обучения.

5. Умение применять активные методы обучения.

6. Навыки педагогического общения (побуждение учащихся к самореализации).

7. Умение устанавливать демократические отношения с коллегами, администрацией ДОУ, участвовать в соуправлении.

Уровни готовности:

1 – высокий (мастерский) – «знаю, владею свободно».

2 – средний (поисковый) – «владею и знаю не всегда».

3 – низкий (интуитивно-эмпирический) – «не знаю, не владею».

Анкета для воспитателя

1. Ф. И. О.

2. Педстаж.

3. Что в воспитательно-образовательной работе получается «очень хорошо»; «хорошо»; «испытываю затруднения»:

– создание развивающей среды;

– планирование работы с детьми;

– планирование и организация занятий по познавательно-

Му развитию РТВ;

– диагностика?

4. Соответствуют ли результаты Вашей педагогической деятельности Вашим действительным возможностям?

5. Как Вы считаете, у кого наиболее верное мнение о Ваших результатах работы:

а) у руководителей;

б) у коллег;

в) у Вас;

г) у детей и родителей.

6. Какая методическая помощь Вам необходима?

7. Каковы слабые места в методической работе Вашего дошкольного учреждения?

8. Какими умениями Вы бы хотели овладеть в первую очередь?

Диагностические методики

Показатели эффективности деятельности педагога

Традиционные

Современные

1. Выполнение государственных учебных программ.

2. Уровень знаний и умений детей.

3. Дифференциация обучения с целью предупреждения неуспеваемости.

4. Качество учебно-воспитатель-ной работы определяется традиционными приоритетами:

1) ориентация на внешние результаты (внешний контроль);

2) на репродуктивный уровень усвоения;

3) однозначная трактовка каждого изучаемого явления;

4) одинаковое содержание образования;

5) при управлении деятельностью детей – установка на содержательно-процессуальные аспекты (что сделал и усвоил);

6) доминирование монолога, единообразия, идеологии

Многоуровневая – с целью развития творческих способностей де тей

Качество УВР определяется личностной ориентацией педагогического процесса:

1) на стимулирование собственных возможностей личности ребенка и воспитателя;

2) на поисковый и творческий уровень;

3) различные альтернативные трактовки изучаемых явлений;

4) вариативное содержание образования;

5) приоритет ценностно-смысло-вых аспектов (в чем видит смысл и назначение деятельности и др.);

6) доминирование диалога, индивидуальности, общечеловеческих ценностей

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Диагностическая программа мастерства и творчества

воспитателей и специалистов (перечень критериев-показателей)

1. Способность к творчеству. Творчество – процесс создания нового. Педагогическое творчество – творчество, направленное на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Способность воспитывать. Воспитание – регулируемый процесс передачи жизненного и общечеловеческого опыта, формирования сознания и мышления, взглядов и убеждений, духовного, нравственного и физического потенциалов, качеств и свойств личности.

3. Нравственность – правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества и выполнение этих правил.

4. Педагогическая этика – наука о морали, понимание норм в педагогической деятельности. Моделирование воспитывающих ситуаций – способность педагога вызывать и чувства, и поступки дошкольников.

5. Культура педагогического общения – способность воспитателя воспринимать, понимать, усваивать, «держать себя», передавать содержание мыслей и чувств.

6. Культура педагогического общения. Общение – сложный многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия личностей, и как процесс сопереживания.

1) Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися, направляемое на создание благоприятного психологического климата и на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности, требующее от учителя эмпатических способностей (умения проникнуть в душевное состояние другого человека) и рефлексии – познать субъективные, внутренние психические аспекты и состояния.

2) Игровое общение – профессиональное общение, т. к. игра – это норма жизни ребенка, средство вовлечения воспитанников в творческую деятельность.

Направленность педагогической деятельности – определенный тип центрации:

1) конформная – центрация на мнениях своих коллег – у педагогов, склонных к организаторской и воспитательной работе с различными возрастными группами. Подвержены коллективным идеям, неконфликтны;

2) эгоистическая – «Я»-центрация – характеризует педагогов с яркой индивидуальностью, отстаивающих право на нешаблонную работу. Возможны конфликты с администрацией и коллегами при ограничении свободы движений. При благоприятных условиях реализует свои возможности, создавая педагогические изобретения;

3) гуманистическая – профессионально значимая центрация на интересах (потребностях) личности ребенка. Вся деятельность процесса обучения. Его индивидуальная дидактическая система характеризуется вниманием и чуткостью к детям;

4) авторитарная – центрация на требованиях администрации – характерна для педагогов с нереализованными возможностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Меняют стиль и методы преподавания, если это рекомендации «сверху». При переносе методик не адаптируют их к условиям собственной деятельности;

5) методическая , или познавательная – характерна для педагогов теоретического, дидактического типа, – центрация на интересах (требованиях ) средств и методов. Основное направление их деятельности – совершенствование педагогической технологии обучения и воспитания.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
для изучения «барьеров» (затруднений) в работе
педагога

1. Барьеры психологической неготовности:

1 – барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;

2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми, родит

«Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, …движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса и перелома…»

Диагностику в педагогике определяют как педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.

Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели воспитательных систем, способствующих «переводу учащихся с одного уровня воспитанности на другой».

Перед любой школой, взявшейся за организацию качественного управления процессом воспитания, встают как минимум два вопроса: первый - это вопрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй - выбор инструментария, позволяющегося многократно измерять эти показатели.

То есть оценка качества воспитательной работы в школе в значительной мере зависит, во-первых, от выбора показателей, контролируя которые можно объективно судить о качестве этой работы и, во-вторых, от выбора инструментария, позволяющего проводить измерение этих показателей. Следует при этом подчеркнуть, что до сих пор не создано универсальной методики для оценки воспитательной работы, которая безоговорочно была бы востребована практикой.

Так, например, результаты коллективной творческой деятельности и общения учащихся являются достаточно хорошими косвенными показателями качества воспитания. При этом, однако, не учитывается динамика и тенденции развития личности детей, не учитываются их запросы. Поэтому существует острая необходимость создания такой методики и программы оценки с описанием типичных показателей и признаков, которая позволяла бы конкретно оценивать цели воспитательного процесса, определять тактику и стратегию работы учителей, дифференцированно подходить к оценке учащихся с разным уровнем воспитанности и обеспечивать индивидуальный подход.

Характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит, прежде всего, из целей обучения и воспитания. Критерии оценки избираются разные. Одни учителя считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников.

При этом возникают вопросы: может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Говорит ли о невоспитанности участие подростка в неформальном объединении? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого рода воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного роста.

Другой важный вопрос и проблема: что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю или классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника? Какой должна быть мера педагогического воздействия на поведение учащегося? Каковы условия формирования нравственной ответственности школьников?

Одна из ключевых задач, решаемых воспитателями-практиками, состоит в том, чтобы обеспечить нормативную регуляцию поведения школьников. Наблюдение за жизнью школьников показывает, что поведение в соответствии с нормами, принятыми в обществе, возникает тогда, когда требования выдвигаются всеми членами группы. Соблюдение этих норм может рассматриваться как способ разрешения противоречия или конфликта. Главное здесь - готовность следовать определенной норме при отсутствии внешнего давления. Подобные нормы функционируют чаще всего в самостоятельной деятельности школьников, в процессе общения сверстников, во временных неформальных объединениях.

Отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В.А. Яковлев, А.С. Белкин и др.);

Активная жизненная позиция (Т.Н. Мальковская, Н.Ф. Родионова);

в) направленность личности;

г) операциональные умения (организаторские качества личности).

Эти параметры имеют наиболее суще-ственное значение.

Включая в программу изучения воспитанности указанные фак-торы, учитель может активизировать субъективные силы школь-ника.

Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности по-знать самого себя как личность, обладающую именно ей прису-щими качествами, в отличие от всех других. Это порождает у под-ростков стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Новые обстоятельства, характеризующие жизнь подростков, связаны с повышенными требованиями к ним со стороны взрос-лых и сверстников. Их мнение определяется уже не столько успе-хами в учении, сколько его личностными взглядами, способнос-тями, особенностями характера, умением соблюдать «кодекс чести», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Под влиянием этого у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относитель-но устойчивые образцы поведения.

Кризис переходного возраста протекает значительно легче, если у школьника возникают относительно устойчивые личностные ин-тересы (или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения). Эти интересы характеризуют первый доминирующий параметр — цен-ностные ориентации учащихся. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыща-емостью»; чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивы-ми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, по-знавательные интересы, эстетические потребности и прочее. Удовлетворение таких потребностей связано с активным поиском предмета их удовлетворения. Таким образом, наличие у подростков устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным.

Коммуникативная культура (второй доминирующий фактор) включает, прежде всего, потребность в общении и способность к самоуправлению в общении. Подростки с высокой потребностью в общении характеризуются стремлением к поддержанию и уста-новлению хороших отношений с людьми, со сверстниками, спо-собностью простить проступок ради восстановления отношений, стремлением помогать другим, склонностью к участию в совмест-ных мероприятиях с целью установления хороших отношений. Анализ уровня коммуникативной культуры и операциональных умений в общении составляет еще один пласт анализа воспитан-ности подростков.

Направленность личности (третий доминирующий фактор) выра-жается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тен-денциях, которые служат источником многообразной и разносторон-ней деятельности. В младшем подростковом возрасте (5-6 классы) у школьников доминирует эгоцентрическая направленность. Это свой-ство зачастую вызвано просчетами в воспитательной работе в школе, неправильным обращением с ребенком в семье или включением школьника в группы сверстников, имеющих негативную социальную направленность.

Наиболее вероятными причинами развития эгоцен-трической направленности школьников могут быть: перехваливание детей в школе, их заласканность в семье, недостаток контактов со сверстниками или неправильное распределение ролей в структурах межличностного взаимодействия. Такая негативная направленность, как правило, сопровождается плохо развитыми социально-перцеп-тивными навыками и умениями и недостаточно сформированным ме-ханизмом децентрации.

Для возрастной категории школьников 7-8 классов интерес представляет выяснение направленности личности на себя, надело или на общение. В работе с детьми это служит условием для разви-тия их рефлексии и самопознания. В этом возрасте создаются ус-ловия для формирования организаторских способностей (четвер-тый доминирующий фактор), деловитости, предприимчивости и многих других полезных личностных качеств, связанных с взаи-моотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять меж-ду собой обязанности и т.п. Эти личностные качества могут ус-пешно развиваться практически во всех видах деятельности, в ко-торые вовлечен подросток, и могут быть организованы на основе учения, труда или игры.

В зависимости от состава и полноты формируемых качеств лично-сти, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня воспитанности - достаточный, средний и низкий. Кроме того мы выделяем еще и такую характеристику личности, как невоспи-танность (неудовлетворительный уровень). Невоспитанность про-является, в частности, в отрицательном опыте повеления, неразвито-сти самоорганизации и саморегуляции, несформированности компонентов личности, нарушающих ее целостность или деформи-рующих ее структуру.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявле-нием положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблю-даются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями стар-ших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуля-ция и самоорганизация ситуативны, нечетко выраженная психоло-гическая готовность к общению и взаимодействию.

Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное по-ведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная обще-ственная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целост-ности личностной характеристики, некоторая потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.

Признаками высокого уровня воспитанности являются наличие устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонен-тов в их единстве, целостностью личностной характеристики, посто-янным стремлением к участию в практической деятельности, устой-чивой психологической установкой на общение и взаимодействие, наличием определенных навыков.

Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики:

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения - в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов.

Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.

Анкетирование и другие опросные методы дают сведения и личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы на всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа - более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности - это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?».

Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие, не всегда умеют ее проводить. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.

Тест - стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. В другой группе диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные здесь получают на основе анализа действий испытуемого с материалом, в работе с которым открываются особенности его восприятия, поведения. Работая с предложенным материалом, он, сам того не осознавая, рассказывает о себе.

Если тесты первых двух групп создаются и используются в основном специалистами и психологами, то некоторые проективные тесты может применять классный руководитель.

Диагностические методики исследования воспитанности учащихся:

1. Методика «Сфера интересов».

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженно-сти интересов к активным видам деятельности, общению, развлече-нию, творчеству.

Методика направлена на выявление следующих ценностных ори-ентаций:

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

Наличие хороших и верных друзей;

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих
возможностей, сил и способностей);

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование);

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

Творчество (возможность творческой деятельности);

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в приро-де и в искусстве);

Любовь (близость с любимым человеком).

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов:

1 балл ставится, когда сфера не значима для учащегося,

2 балла — когда она малозначима,

3 балла — сфера средней значимости,

4 балла — когда сфера значима,

5 баллов - очень значима.

Напротив номера называемой сферы ставится тире и ответ циф-рой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оце-нок значимости интересов.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. Телевидение, радио.

2. Общение в семье.

4. Спорт, занятия физической культурой.

5. Общение с противоположным полом.

6. Домашний труд.

7. Общение с педагогом, с руководителем.

8. Музыка любая.

9. Бизнес.

11. Коллектив класса, группы.

12. Одежда.

13. Самовоспитание личности.

14. Общение с друзьями.

15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

16. Походы.

17. Экскурсии, краеведение.

18. Техническое творчество.

19. Общение с природой.

20. Чтение художественной литературы (вне программы).

21. Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.

22. Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

23. Занятие без особой цели - ничегонеделание.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «СФЕРА ИНТЕРЕСОВ»

Широта интересов определяется по числу различных высокозна-чимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности - учи-тываются оценки 4 и 5 баллов по вопросам 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 21, 22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным облас-тям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5):

§ общение - 2, 5,7, 14,19

§ развлечения - 1,8,10,12, 20

§ творческая деятельность - 15, 16, 18,21,22

§ коллектив группы - 11

§ организуемый взрослыми труд - 3,6

§ самовоспитание - 13.

С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Блан-ке ответов» (см. Приложение 1). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 2), данные по школе в целом - в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 5) и графы «Стремление к об-щению» таблицы «Уровень коммуникативности» (см. Приложение 6).

Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:

Графическое изображение облегчает анализ данных. По каждому учащемуся можно построить график значимости различных сфер интересов, где по оси Х отмечаются номера сфер интересов, а по оси Y проставляются баллы конкретного ученика. После анализа индиви-дуальных данных по отдельным сферам интересов можно построить по такому же принципу график усредненных оценок всего класса и школы в целом.

Сфера интересов

График 1. Значимость различных сфер интересов учащихся.

Общая стратегия действий учителя — активизировать и поддер-жать (с помощью организации самовоспитания, прямого вовлечения, влияния через друзей) интересы к активным и творческим видам дея-тельности. Не пенять за увлечение общением с друзьями, развлечения-ми, а вовлекать в новые сферы деятельности, стремясь к гармоничному сочетанию активных и пассивных интересов, интересов к физической культуре с творчеством в других областях и общением.

2. Методика «Самоанализ (анализ) личности».

Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления соци-ально ценных качеств личности:

Активность нравственной позиции;

Коллективизм;

Гражданственность в труде;

Трудолюбие;

Волевые качества.

Каждый фактор представлен четырьмя вопросами и разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фак-тору - 20, по подфактору - 10, минимальный соответственно 4 и 2.

Инструкция.

Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать вопросы, а вы должны записать но-мер вопроса и напротив него свой ответ.

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, на вопрос № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.

2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.

3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.

4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.

5. Хочу, чтобы моя труд приносил пользу обществу.

6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками чело- века.

7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.

8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.

9. Часто изобретаю свой подход к делу.

10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.

11. Я - целеустремленный человек.

12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.

13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.

14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.

15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за об-щий успех.

16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.

17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.

18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям, водоемам и т. д.

19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.

20. Люблю самостоятельную, трудную работу.

21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.

22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.

23. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.

24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ «САМОАНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ»

1. Активность нравственной позиции - 1, 2, 13, 14

1а) уважение к людям, совестливость - 1, 13

16) стремление к нравственному самовоспитанию - 2,14

2. Коллективизм - 3,4, 15, 16

2а) ответственность перед коллективом - 3,15

26) чуткость и взаимопомощь - 4, 16

3. Гражданственность в труде - 5, 6, 17, 18

3а) осознание значимости своего труда для общества - 5, 17

36) бережное отношение к результатам труда, к природе - 6, 18

4. Трудолюбие - 7, 8, 19, 20

4а) добросовестность - 7, 19

46) самостоятельность в преодолении трудностей - 8, 20

5. Творческая активность - 9, 10, 21, 22

5а) стремление к улучшению процесса работы - 9, 21

56) стремление к новому, инициатива - 10, 22

6. Волевые качества - 11, 12, 23, 24

ба) целеустремленность - 11, 23

6б) настойчивость и самообладание - 12, 24

Интервалы уровней проявления фактора качества у школьника:

Низкий 1,00 - 3,65;

Средний 3,66 - 4,32;

Высокий 4,33 - 5,00.

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается сред-няя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делит-ся при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов от 1 до 5.

Учителю и родителям рекомендуется также сделать анализ лично-сти каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследо-ваний учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личнос-ти учащихся, родители - несколько более высокие, а дети - самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно сни-жается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.

Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психо-логический климат в классе. При большом расхождении (более 1 бал-ла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств. Такое самопознание является на-чальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год выявляет динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

Ответы на поставленные вопросы учащиеся записывает на «Бланке ответов» (см. Приложение 1). Данные по классу представляются в виде таблицы (см. Приложение 3), данные по школе в целом - в виде аналогичной таблицы (см. Приложение 6). Итоговый уровень по каж-дому учащемуся (см. Приложение 3) определяется как среднее ариф-метическое уровней проявления факторов; итоговые уровни по клас-су в целом (см. Приложение 6) выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.

3. Методика «Я - лидер».

Цель : изучение операциональных коммуникативных умений (ли-дерских, организаторских качеств) учащихся.

Методика направлена на определение лидерских качеств и вклю-чает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жиз-ни в коллективе, умение управлять собой, умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с группой и т.п.

Инструкция.

Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовывать различные дела и особенностях ва-шей личности. Я буду читать номер утверждения и самоутверждение, а вы должны записать номер и напротив него - свой ответ.

Ответ выбирается по следующей шкале:

Полностью согласен - 4

Скорее согласен, чем не согласен - 3

Трудно сказать - 2

Скорее не согласен, чем согласен - 1

Полностью не согласен - 0.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены недостижение понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую свое время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступлю так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, руги иным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-
либо дела.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После ответов на вопросы необходимо подсчитать сумму очков по следующим качествам:

А - умение управлять собой - 1, 9, 17, 25, 33, 41.

Б - осознание цели (знаю, чего хочу) - 2, 10, 18, 26, 34,42.

В - умение решать проблемы- 3, 11, 19, 27, 35,43.

Г - наличие творческого подхода - 4, 12, 20, 28, 36, 44.

Д - влияние на окружающих - 5, 13, 21, 29, 37, 45.

Е - знание правил организаторской работы - 6, 14, 22, 30, 38, 46.

Ж - организаторские способности - 7, 15, 23, 31, 39, 47.

3 - умение работать с группой - 8, 16, 24, 32, 40, 48.

И - искренность в самооценке - 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41.

Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подверга-ются сомнению, и требуют дополнительной работы с учащимся.

Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей:

Ответы на поставленные вопросы учащиеся записываю на «Блан-ке ответов» (см. Приложение 1). Данные по классу представляются к виде таблицы (см. Приложение 4), по школе в целом - в виде анало-гичной таблицы (см. Приложение 7). Итоговый уровень по каждому учащемуся (см. Приложение 4) определяется как среднее арифмети-ческое уровней операциональных умений; итоговые уровни по клас-су в целом (см. Приложение 7) выражаются в процентах от количе-ства учащихся в классном коллективе.

4. Методика «Направленность личности».

Цель: определение личностной направленности учащихся.

Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграж-дение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склон-ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность .

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность
в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность надело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция.

— На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначае-мых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, вы-полняйте работу самостоятельно.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает :

А - оценка работы;

Б - сознание, что находишься среди друзей;

В - сознание того, что работа выполнена хорошо.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть :

А - известным игроком;

Б - выбранным капитаном команды;

В - тренером, который разрабатывает тактику игры.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые :

А - имеют индивидуальный подход;

Б - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения;

В - увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые :

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они препода-ют, их не интересует.

5. Я рад, что мои друзья :

А - всегда верны и надежны;

Б - помогают другим, когда для этого представляется случай;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех :

А - на которых можно надеяться;

Б - с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

В - которые могут больше, чем я.

7. Я хотел бы стать известным, как те, кто :

А - может сильно любить;

Б - отличается дружелюбием и доброжелательностью;

В - добился жизненного успеха.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть :

А - опытным летчиком;

Б - начальником отдела;

В - научным работником.

9. Когда я был ребенком, я любил:

А - когда меня хвалили;

Б - игры с друзьями;

В - успехи в делах.

10. Больше всего мне не нравится, когда :

А - меня критикуют;

Б - в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

11. Основная роль школ должна заключаться в :

А - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

Б - нос питании в учениках качеств, благодаря которым они мог-ли бы уживаться с людьми;

В - подготовке учеников к работе по специальности.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых :

А - человек теряет индивидуальность в обшей массе;

Б - недемократическая система;

В - невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использо-вал его :

А - для обеспечения отдыха;

Б - для общения с друзьями;

В - для любимых дел и самообразования.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда :

А - мои усилия достаточно вознаграждены;

Б - работаю с симпатичными людьми;

В - у меня работа, которая меня удовлетворяет.

15. Я люблю, когда :

А - другие ценят меня;

Б - приятно провожу время с друзьями;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы :

А - похвалили меня за мою работу;

Б - сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы;

В - отметили дело, которое я выполнил.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель :

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - вызвал дискуссию по разбираемым вопросам;

В - стимулировал меня на более интенсивный труд.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

А - обозначают направленность на собственную личность;

Б - на общение с другими людьми;

В - на деловую активность.

Ответы на поставленные вопросы учащиеся записывают на «Блан-ке ответов» (см. Приложение 1). Данные по классу и школе в целом представляются в виде таблицы (см. Приложение 8).

5. Методика «Мой выбор».

Цель определение личностной направленности учащихся.

Методика позволяет определить направленность личности. Реко-мендуется проводить вместо методики «Направленность личности» в 5-6 классах или как дополнение в 7-10 классах.

Инструкция.

Ребята! Перед Вами таблица, состоящая из трех столбцов. Вам надо пронумеровать строки в каждом столбце от 1 до 11. Номера строк расставляются в порядке значимости слов от самого значи-мого к менее значимому. Номера расставьте, пожалуйста, рядом с каждым словом с правой его стороны. Свои мысли не обсуждайте, выполняйте работу самостоятельно.

Метод ранжирования ставит школьника перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, зна-чимое для человека. Можно предложить в качестве варианта проранжировать ряды для идеальной личности, а затем сделать ранжиро-ванный ряд для себя.

Слова расставляются в порядке значимости (от более значимого к менее значимому) на «Бланке ответов» (см. Приложение 1).

Результаты диагностики могут быть использованы при проведении качественного анализа направленности личности учащихся и их ценнос-тных ориентации, а также при определении итогового уровня воспитанно-сти в случае равных долей соотносимых уровней предыдущих методик.

6. Методика «Мишень».

Цель: заключается в возможности узнать, как школьники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видеть (это одна из социометрических методик).

Детям предлагается нарисовать две «мишени» в пять кругов. Эти круги условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру «мишени») - школьники всегда активны, от них исходит ини-циатива, предложения; второй - учащиеся активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы и не про-являют; третий крут - активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих ребят трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого потребует старший; четвертый - в делах коллектива участвуют редко и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг - предпочитают избегать общих дел, отказываются уча-ствовать в них.

После того, как учитель объяснит своим воспитанникам на-значение этих кругов, необходимо попросить их отметить в первой «мишени» знаком +, как далеко от центра круга находится каж-дый; во второй - где бы каждому хотелось находиться. Листы дол-жны быть подписаны. Затем необходимо перенести полученные ответы на две итоговые «мишени», разместив номера детей по спис-ку класса. Таким образом, возникает картина самооценки школь-никами их реальной позиции в классном коллективе и желаемого положения.

Методика является хорошим дополнением к методике «Я - лидер».

Айша Тажетдинова

Человек, изучая что-либо, всегда старался определить и оценить свои результаты. И сегодня это касается практически любой сферы человеческой деятельности. В частности, необходимым компонентом образовательного процесса, безусловно, является диагностика, определяющая достижение поставленных нами целей. Эффективное и рациональное управление этим процессом без диагностики просто невозможно.

Определение педагогической диагностики было сформулировано и предложено К. Ингенкампом в 1968 году. По его утверждению, педагогическая диагностика - это теоретико-прикладная отрасль педагогики, которая изучает закономерности диагностических суждений о параметрах педагогических отношений и систем, методы, принципы, формы диагностики, касающиеся педагогической сферы .

Диагностика является более глубоким понятием, чем проверка знаний, умений, навыков обучаемых. Диагностирование рассматривает результаты, учитывая способы их достижения, и помимо проверки, контроля и оценивания, включает в себя накопление и анализ статистических данных, выявление динамики происходящих изменений.

Важно отметить, что технология диагностики воспитанности в настоящее время является достаточно новым направлением в педагогической диагностике и находится на стадии теоретической разработки .

Диагностика воспитанности - это процесс, направленный на определение уровня сформированности качеств и личностных свойств человека, которые реализуются в системе межличностных отношений. Уточнение или коррекция содержания и направленности компонентов воспитательной технологии осуществляется на основе анализа её результатов.

Диагностировать уровень воспитанности - очень сложная задача, на решение которой огромное влияние оказывают как внутренние, так и внешние условия: нечеткая разработанность методик, возможное их отсутствие, окружающие люди и другое. В ходе процесса диагностики воспитанности данные диагностического изучения сравниваются с исходными характеристиками воспитанности. Эффективность процесса воспитания определяет разницу между начальным и конечным результатами.

В основе эталонных показателей, по которым сравниваются полученные результаты, используются критерии воспитанности , с помощью которых определяются уровни сформированности каких-либо качеств коллектива или личности.

На сегодняшний день существует три основных классификации критериев воспитанности.

Первая классификация делит критерии воспитанности по способу, направленности, месту применения на две группы:

Связанные с теми явлениями, которые не может увидеть воспитатель - планами, убеждениями, мотивами;

Связанные с выявлением результатов воспитания во внешней форме - оценках, поступках, суждениях.

Согласно другой классификации, критерии воспитанности подразделяются на содержательные и оценочные. Содержательные критерии связаны с выделением адекватных показателей усвоенного содержания воспитания (имеющихся у воспитанников или коллектива в целом знаний, опыта общественного поведения, полезных привычек, личностных качеств и черт характера). Оценочные ориентированы на чёткую фиксацию отдельного диагностируемого качества (определение его уровня сформированности).

По третьей классификации выделяются частные и общие критерии воспитанности. Частные критерии используются для того, чтобы проанализировать промежуточные результаты; общие отражают достигнутый уровень воспитанности коллектива и личности.

Для диагностирования воспитанности рекомендуется придерживаться технологии , включающей в себя следующую последовательность этапов.

1. Проводится обсуждение на классном собрании каждого ученика.

2. Осуществляется самооценка и самохарактеристика по всем показателям.

3. Проводится педагогическое собрание, где обсуждаются полученные материалы, которые сравниваются с результатами психологических исследований.

4. Выносится общая оценка воспитанности для каждого ученика.

5. Происходит регистрация результатов диагностики в различных формах: шкалах, цифровых индексах и т.д.

Свои методы диагностика воспитанности во многом заимствовала у психологической диагностики. Приведём некоторые из методов, применяемых при диагностике воспитанности.

Наиболее простым из них является наблюдение. Благодаря наблюдению можно изучить особенности личности на основе анализа проявления его поведения в различных условиях его существования.

Другой часто используемый метод - это диагностическая беседа, с помощью неё воспитатель может определить уровень воспитанности ребенка.

Довольно распространен метод анкетирования, при котором изучается содержание письменных ответов на подготовленный список вопросов.

Для оценивания результатов, полученных опытным путём, в диагностике воспитанности применяются методы анализа, а также методы математической обработки данных. Это помогает сделать вывод о закономерностях личностной направленности определенного человека, его поведения, характера и др. При изучении воспитанности следует помнить, что в основе оценки воспитанности лежит нравственная сущность личности, а не только её отдельные качества. Поэтому аналитические выводы по результатам диагностики должны также отражать целостность личности, в которой все диагностируемые качества находятся в тесной взаимосвязи.

В настоящее время используется довольно много различных методов диагностики воспитанности (метод изучения документов, биографический метод и ряд других). При этом ни один метод нельзя назвать универсальным, каждый из них имеет ограничения по использованию. Поэтому одним из условий получения наиболее точных результатов диагностики воспитанности является применение не единичного метода, а комплекса диагностических методов.

К основным возможностям данной технологии можно отнести следующие:

Позволяет четко проанализировать личностные качества учащихся;

Снижает влияние субъективного фактора в оценивании воспитанности, поскольку опирается на установленные факты, которые характеризуют суждения, поведение, поступки учеников;

Позволяет определить недостатки в воспитанности учащихся, а также в организации воспитательного процесса.

Внедрение компьютеризации в технологию диагностики воспитанности значительно облегчает весьма трудоёмкий процесс накопления и обработки полученных данных, расширяет доступ к более четким результатам. Однако, как и в любой педагогической технологии, в технологии диагностики воспитанности имеются свои недостатки:

Недостаточно полная изученность и недостаточная методическая разработанность диагностики воспитанности (при планировании диагностических процедур педагог вполне может столкнуться с отсутствием надёжных методик диагностики интересующего его качества личности, а это значит, что и полученные результаты могут оказаться недостаточно точными);

Большинство методов, применяемых в этой технологии требует больших затрат времени, являются довольно трудоемкими (к примеру, эффективность метода наблюдения прямо пропорциональна его продолжительности);