Скульптуры тома де т ростральные. Васильевский остров - стрелка, ростральные колонны, биржа. Почему колонны ростральные

Где встречаются четыре великие русские реки? Наверное, каждый российский школьник знает ответ на этот вопрос - на Стрелке Васильевского острова. Именно здесь находятся Ростральные колонны, у основания которых располагаются четыре скульптуры, олицетворяющие реки Волгу, Волхов, Неву и Днепр.

При переносе в 1730-хх годах Петербургского порта на Васильевский остров, в восточной части его начинают формировать площадь. Одновременно со строительством нового здания Биржи архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон проектирует две колонны, которые эффектно вписываются в общий архитектурный ансамбль Стрелки. Ростральные колонны устанавливают в 1810 году, и первое время они выполняют функцию фонарей. Их зажигают по ночам или в сильный туман, чтобы облегчить путь судам. Южная колонна показывает направление к Большой Неве, а северная - к Малой. Внутри колонны, в свободном пространстве, располагается крутая винтовая лестница. Она ведет на площадку, на которой установлена огромная чаша. Всю конструкцию удерживает металлическая тренога. В старину в чаши наливали конопляное масло и поджигали: во время горения образовывался огромный столб пламени, при этом горящие брызги летели на головы прохожих. В 1896 году в целях безопасности и для простоты обслуживания к колоннам подводят электричество, но такое освещение оказывается очень дорогим. После событий Октябрьской революции фонари длительное время бездействуют. И только в 1957 году, к празднованию 250-летия города, маяки газифицировали. И 23 июня 1957 года первый раз над Ростральными колоннами вспыхнули огненные столбы высотой семь метров. В наше время полюбоваться горящими маяками можно по праздничным дням.

По замыслу Тома де Томона на колоннах разместили ростры, выполненные из металла, полые внутри и украшенные фигурами различных речных богов. В Древнем Риме торжественные колонны украшали носами побежденных вражеских кораблей. Именно эти части судов носят название “ростр”. Украшая колонны рострами, архитектор стремился подчеркнуть мощь и величие Российского морского флота. История сохранила для нас фамилии кузнецов, выполнивших ростры и якоря: Васильев, Шапов, Корольков. Долго работая над проектом, архитектор в итоге выбрал идеальные пропорции - высота Ростральных колонн составляет тридцать два метра.

Над созданием Ростральных колонн трудился известный каменотес-самородок Самсон Суханов, работавший также над колоннадой Казанского собора, Александровской колонной. Именно он, не пользуясь никакими измерительными инструментами, вытесал огромные шары из гранита, установленные на спуске Стрелки Васильевского острова. Сами колонны выложены из красного кирпича артелью под его управлением.

Высятся сооружения на фундаментах, выполненных из гранита, которые одновременно являются постаментами для четырех скульптур. Модели фигур были изготовлены архитекторами Жозефом Камберленом и Жаном Тибо. У северной колонны расположены скульптуры Днепра и Волги, а у южной - Невы и Волхова. Мужскую фигуру, символизирующую Днепр, выполнил Камберлен, остальные - Тибо. Изначально предполагалось отлить статуи из металла, чугуна или бронзы, но это оказалось дорого и трудоемко. Тогда было принято решение изготовить фигуры из камня. Но где взять достойный материал? Выбор пал на камень, обладающий интересным свойством. В селе Пудость Гатчинского района добывали известковый туф, имеющий приятный желтый цвет и мягкую пористую структуру. Только что добытый камень – достаточно мягкий и легко поддается обработке. На воздухе же он затвердевает, создавая прочные изваяния. Высекать фигуры из пудостского известняка доверили все тому же Самсону Суханову. И мастер не подвел: вот уже более 200-х лет статуи вызывают восхищение у петербуржцев и гостей города. Увы, туф не способен противостоять питерскому климату и загрязненной атмосфере, поэтому сейчас фигуры утратили первоначальный светло-желтый цвет.

Первая реставрация Ростральных колонн проводилась в начале XX века, в 1928 году. При этом были восстановлены утраченные металлические детали и очищены от постороннего материала скульптуры. По словам очевидцев, с каждой из фигур сняли две-три телеги гипса, цемента, штукатурки, а сами колонны оказались выкрашены масляными красками.

Следующие реставрационные работы проходили после Великой Отечественной войны. Памятник сильно пострадал от обстрелов, часть украшений была разрушена осколками, и их пришлось заменить. И, наконец, последняя реставрация проходила в 1998-1999 годах.

Сейчас памятник доступен к осмотру в любое время. Ростральные колонны выглядят неизменно эффектно: как во время белых ночей, так и при ярком солнечном освещении, как в темное время суток при искусственной подсветке, так и в привычный хмурый питерский дождь.

На Стрелке Васильевского острова особенно оживленно в праздничные вечера. Огромные газовые факелы, ярко полыхающие на Ростральных колоннах, освещают радостные лица гуляющих, бросают мерцающие отблески на здания по берегам. В такие вечера Стрелка представляет поистине чарующее зрелище, а языки пламени над Ростральными колоннами словно возвращают к тем временам, когда здесь в XVIII - начале XIX века располагался петербургский порт.

К первой трети XIX века относится превращение Стрелки в один из замечательных архитектурных ансамблей города. Авторы проекта - Тома де Томон и Андреян Захаров.

Несколько отступя от берега, на Стрелке возвышается здание б. Биржи - прямоугольное в плане, приподнятое на высокий цоколь и окруженное торжественной колоннадой. По сторонам строго симметрично расположены более скромные здания бывших складов - пакгаузы, а перед ними, ближе к берегу - две Ростральные колонны, служившие маяками.

Много десятилетий прошло с тех пор, как порт переместился на побережье Финского залива, и, пожалуй, почти забыты времена, когда Стрелка была оживленным местом торговли, а здание Биржи - центром финансовых операций купцов. Однако скульптура, оформляющая старые портовые сооружения, исполненная на темы, связанные с торговлей и мореходством, сохраняет память о былой роли Стрелки. Воедино слиты в этом ансамбле архитектура и скульптура, не только украшающая здания, но и конкретизирующая назначение сооружений, позволяющая осмыслить эпоху, в которую они создавались.


"Нептун с реками Невой и Волховом". Группа на здании б. Биржи

Здание Биржи со стороны Невы и Менделеевской линии оформлено двумя скульптурными группами, расположенными над колоннадой.

В центре композиции, обращенной к Неве, бог моря Нептун с короной на голове и трезубцем в левой руке; правой, вытянутой вперед, он словно указывает на широкий речной простор, приветствуя приходящие корабли. Он восседает на колеснице, в которую впряжена четверка морских коней. По сторонам от него - фигуры женщины и старца: они сидят, опершись на наклоненные сосуды, из которых струится вода. Вероятно, это символические изображения Невы и Волхова - рек, по которым в древности проходили основные торговые пути стран северо-запада. Группа отличается четкостью и законченностью композиции, мастерством исполнения.

В центре второй скульптурной группы - фигура женщины, о наименовании которой существуют различные версии: одни утверждают, что это - Навигация, другие - богиня морей, супруга Нептуна, Амфитрита. На голове у нее корона в виде башни с зубчатыми стенами. По сторонам помещены две женские фигуры, олицетворяющие реки, и статуя Меркурия - бога торговли. В отличие от первой, эта группа более измельчена и схематична. Предполагают, что первая группа была исполнена И. П. Прокофьевым, вторая - Ф. Ф. Щедриным. Обе композиции выполнены из пудостского камня-мягкой, легко поддающейся обработке породы, затвердевающей на воздухе до прочности обожженного кирпича. (Добыча пудостского камня производилась в деревне Пудость, недалеко от Гатчины - отсюда и его название.)

В полной тематической и композиционной согласованности со скульптурой на здании Биржи выполнена и скульптура Ростральных колонн. Стволы колонн украшают "ростры" - фигурные выступы, напоминающие изображение носовой части старинного корабля (поэтому колонны называются Ростральные). У подножья каждой колонны на ступенчатом цоколе расположены статуи старика и женщины. Старик правой рукой сжимает рулевое весло, а левая покоится на сосуде, из которого струится вода. Примерно в той же позе сидит старик у второй колонны, левой рукой он властно опирается на лот. Обе женщины изображены с мореходными атрибутами; одна из них держит еще и рог изобилия, наполненный фруктами. Скульптура выполнена из пудостского камня. Рассчитанная на обзор издалека, вблизи она кажется массивной и несколько грубоватой по исполнению.

Как и по поводу скульптурных групп на здании Биржи, в определении наименования фигур у подножия Ростральных колонн также отсутствует единство мнений. Предполагают, что эта скульптура символизирует реки России - Волгу, Днепр, Волхов и Неву, тем самым тематически согласуясь со скульптурным оформлением Биржи. Не установлены до сих пор и авторы - создатели скульптур у Ростральных колонн. Известно только, что высекал их из камня Самсон Суханов.

Скульптурное оформление сооружений на Стрелке Васильевского острова, идейно и композиционно связанное со всем архитектурным ансамблем, повествует о славных страницах истории России - крупнейшей морской державы.

Ростральная колонна - это отдельно стоящая колонна, которая украшена носами кораблей (или рострами), либо их скульптурными изображениями. Обычай использовать ростры кораблей врагов, как элементы парадных сооружений была известна еще со времен Древнего Рима. Вновь она возродилась в эпоху главенствования стиля ампир. Самыми известными в России являются расположенные на стрелке Васильевского острова Петербурга ростральные колонны.

В 30-е гг. 18 века. Петербургский порт перенесли в восточную часть Васильевского острова. Потом там появилась Биржевая площадь. Ее ансамбль, оформляющий стрелку Васильевского острова, приобрел свой нынешний вид лишь в начале 19 в. По проекту Тома де Томона здесь было построено здание Биржи в 1804-1810 гг., которая была торжественно открыта в 1816 г. По проекту архитектора Ж.Ф. Тома де Томона в ансамбль Стрелки Васильевского острова также вошли две ростральные колонны, выполняющие роль маяков. Долго и тщательно архитектор работал над выверением пропорций этих колонн.

Колонны появились здесь в 1810 г. Поскольку во всем внешнем виде городского порта должна была присутствовать тема морских побед России, то любые сооружения возводились подобно античным постройкам. Так, здание Биржи напоминает античный храм, а ростральные колонны воссоздают формы триумфальных сооружений античности.

Одна из колонн выполняла роль маяка для судов Малой Невы, а другая колонна указывала путь к Большой Неве. Маяки служили до 1885г., их зажигали в туман и ночью.

Ростральные колонны имеют высоту 32м и выполнены из пудожского камня. Внутри каждой колонны расположена винтовая лестница. На верхней площадке каждой из них установлен металлический треножник-жаровня, который предназначен для зажигания сигнальных огней. Сначала на жаровнях жгли конопляное масло, но брызги раскаленного масла падали вниз и попадали на головы проходящих людей. В 1896г. на маяках были установлены электрические лампы, но этот способ через некоторое время отвергли в связи с большими расходами на электричество. В 50-е гг. ХХ в. на ростральных колоннах были установлены мощные горелки и подведен газ к жаровням. В 1957г., когда Петербург с опозданием отмечал 250-летний юбилей, впервые над ростральными колоннами взметнулись огненные факелы семиметровой высоты. В наше время ярко-оранжевые факелы вспыхивают на ростральных колоннах в праздничные дни и дни торжественных мероприятий в городе на Неве.

Главным украшением Ростральных колонн являются ростры. Самая крупная пара ростр расположена внизу колонны. Она укреплена таким образом, что одна носовая часть корабля обращается к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества - наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую - изображения морских коньков. У подножия каждой из колонн расположены скульптурные изображения аллегорических фигур, символизирующих четыре главные реки России: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Изначально скульптуры были изготовлены из белой жести, а во время реставрационных работ в 1946-1947гг. их вычеканили из листовой меди.

Аллегорические статуи изготовлены по моделям, выполненным французскими скульпторами И. Камберленом и Ж. Тибо, с которыми был хорошо знаком Тома де Томон. Тома де Томон первоначально предполагал, что статуи, изображающие реки будут отлиты из чугуна, но потом от этой идеи пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки создавались при участии знаменитого каменотеса Суханова С.К., который был выходцем из бедных вологодских крестьян со знаменитыми петербургскими архитекторами, но потом умер в безвестности.

Монументальным сооружениям ростральных колонн придавалось огромное значение. Об этом говорит тот факт, что все работы по их проектированию и строительству контролировались Советом Академии художеств, возглавляемым Захаровым А.Д. Обсуждению подвергалось все – от художественного значения колонн до их практического назначения.

Ростральные колонны, имеющие выразительный силуэт, пропорции, цвет и монументальный объем, отчетливо видны издалека на фоне неба и являются своеобразным символом города на Неве.

Тома-де-Томон Ж., Суханов С.

Ростральные колонны являются неотъемлемой частью ансамбля стрелки Васильевского острова . Построены они по проекту архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей. Отсюда и их название, так как нос корабля моряки называли латинским словом "рострум", что переводится как "клюв". Такой обитый металлом "клюв" во время морских битв использовался для тарана противника. Впоследствии, ещё в древнем Риме, рострами украшались триумфальные колонны в честь морских побед.

При работе над архитектурным ансамблем стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров . Он советовал: "Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу ". [Цит. по: 3, с. 22, 23]

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем" обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Однако, Комиссия посчитала запрошенную ими цену слишком большой. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить работу за меньшие деньги нашлись. Согласно финансовым отчётам Комиссии авторами аллегорических фигур у Ростральных колонн стали И. Камберлен и Ж. Тибо. Производством якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова.

Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально Тома де Томоном предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. В 1809 году было принято решение о создании скульптур из камня, что было сделано в 1809-1813 годах. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной. Однако, у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой), что позволяет спорить о действительной интерпретации скульптур. Фигура Днепра выполнена мастером из Антверпена Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо.

Считается, что изначально Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то рядом торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. Некоторые историки подвергают это сомнению. Ведь маяки обычно ставят на берегу моря, океана. У реки - весьма редко. И уж тем более не очевидна необходимость маяков в центре большого города. Возможно, Ростральные колонны, как и сейчас, всегда являлись лишь триумфальными колоннами, а факел их горел только по праздникам.

Украшения Ростральных колонн значительно пострадали во время Великой Отечественной войны. Они были пробиты осколками бомб и снарядов и сплошь проржавели. В 1947-1948 годах их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырёхугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники. Восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский.

В 1957 году к горелкам Ростральных колонн был проведён газ.

Совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни - это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня - мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой - к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.