Александрино — усадьба на Петергофской дороге. Александрино — усадьба на Петергофской дороге Из научных источников: парк пос. Александрино

Усадьба Александрино классицизм

пр. Стачек, 226

Одна из сохранившихся старинных усадеб.

Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге - один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х-нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола - квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором - лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г.

(исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил rose-apple)

С 1714 г. здесь располагалась дача младшей сестры Петра I - Натальи Алексеевны.

В 1746 г. дача была пожалована заведующему шляхетским кадетским корпусом В. Н. Репнину. В 1762 г. его сын продал имение И. Г. Чернышеву - президенту Адмиралтейств-коллегии. По его заказу арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот строит новое каменное здание в стиле классицизма.

В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться "Александрино". При новом владельце были сохранены интерьеры.

Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.

В 1960-х гг. главное здание было восстановлено - арх. М.М. Плотников, без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

Сейчас здесь детская художественная школа.

Александрино - одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца - А. Д. Шереметева.

В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два.

Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.

В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.

После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3».

Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей.

Бывший достаточно обширный земельный участок под дачи, некогда принадлежавший младшей сестре Петра I Наталье, был поделен на две части в 1716 году. Сенатор, известный за пределами России дипломат, действительный тайный советник Петр Андреевич Толстой стал хозяином западной его части.

В 60-х годах XVIII века владельцем этой земли стал президент Адмиралтейств-коллегии, также успешный дипломат Иван Григорьевич Чернышев. Французу-архитектору Валлен-Деламоту он поручил разработать проект загородного особняка. Великолепное здание из камня в стиле классицизма(а в то время это было новое направление в России) закончили строить в 1746 году. Главная его часть походит на Таврический дворец - объемная и основательная центральная часть сопряжена с двумя продолговатыми флигелями длинными галереями, расходящимися в противоположные стороны.

В начале XIX века купец Ильин стал следующим хозяином имения, а в середине столетия усадьбу купил граф Шереметев Дмитрий Николаевич, который приходился правнуком фельдмаршалу Шереметеву. В 1835 году ему присвоено звание ротмистра Кавалергардского полка, позже он получает чин флигель-адъютанта, камергера и гофмейстера при Дворе Его Императорского Величества. Будучи в чинах и занимая одно из видных и влиятельных мест в числе придворных, он владел действительно огромным состоянием и несколькими знаменитыми усадьбами и дворцами. Архитекторы Бенуа и Мюллер были разработчиками проекта и создателями пейзажного парка, который впоследствии стал носить имя Александровского в честь своего хозяина. Название Александрино также распространилось и на все имение. Александр Шереметев стал последним владельцем усадьбы в предреволюционные годы.

После того как большевики национализировали Александрино, оно перевоплотилось в жилой дом с коммунальными квартирами. Большие комнаты перегородили, чтобы заселить как можно большее количество людей. А к главному залу отнеслись и вовсе непочтительно, организовав там подсобное хозяйство - приют для свиней.

Вышеперечисленные обстоятельства, а также бомбежки во время блокады Ленинграда и расположение в непосредственной близости к линии фронта подвергли усадьбу разрушению, едва ли ее не уничтожив.

В 1960-е годы благодаря реставрационному проекту архитектора Плотникова главный дом усадьбы и парк были отреставрированы, но флигели и интерьеры восстановлены не были. Сегодня здесь размещается художественная школа для детей. Здание представляет художественную ценность как пример классицизма в архитектуре, а также историческую - в том числе и как место, где делала привал Екатерина во время переезда в Петергоф.

(Россия, Смоленская область, Новодугинский район, Александрино)

Как добраться? На автомобиле от Москвы по Минскому шоссе не доезжая г. Вязьмы правый поворот сразу после эстакады. Есть указатель — «На Сычевку и Зубцов». Далее все время прямо (как до усадьбы Высокое). В Торбеево левый поворот и все время прямо, — на Александрино вскоре будет указатель.

Сохранились: главный дом, два флигеля, служебный корпус, служебный корпус «Дом черкесов», обширный парк с прудами и дубовой аллеей

Имение Лобановых-Ростовских представлялось мне вполне благополучным, ведь где-то я слышала, что здесь функционировал дом отдыха… функционировал, лет 10 тому назад…
Выйдя из авто я поняла, что предстоит еще одна встреча с поруганным советско-усадебным прошлым. Впрочем имение Александрино еще достаточно молодо — оно было отстроено во вт. пол. XIX столетия. Из построек сохранились кирпичные и оштукатуренные господский дом, два флигеля и два служебных корпуса, один из которых носит странное название «Дом черкесов».
Все постройки группируются вокруг прямоугольного курдонера, с цветочной клумбой в центре. Как символ минувшей эпохи — на сером постаменте высится в «облупленной» покраске Максим Горький (вероятно, здравница носила его имя). Мощные дубы и липы осеняют брошенные постройки густой листвой, дорожки поросли травой — местные здесь ходят редко… ведь взять-то уже нечего из разграбленного дома отдыха…

Чем еще может гордиться Александрино, так это парком — самым обширным из сохранившихся на Смоленщине. В его составе около 20 пород деревьев, из экзотов — лиственницы. Благоговение вызывает аллея, имеющая в своих шеренгах около 150 вековых дубов.
Некоторые элементы парка и в частности характер посадок, позволяют предположить, что начало его формирования относится к первой половине XVIII столетия. Особенностью парка является обилие воды, по одну сторону дороги в пейзажном массиве живописный лабиринт из трех террасных прудов, соединенных между собой перешейками. Продольная композиционная ось, пронизывающая ансамбль, за домом продолжена широкой просекой, упирающейся в большой овальный водоем.




Этот прием, позволяющий от дома обозревать зеркало пруда, а из-за пруда в просвете рукотворной аллеи — видеть дом — весьма трогателен, не смотря на свою распространенность.
В Александрино вообще все трогательно и печально… Интерьеры дома безжалостно переделаны в конце XX в. с применением в конструкциях железобетона... Полы с мозаичной крошкой, обшивка стен вестибюля деревянной обрешеткой — сама когда-то так проектировала отделку до Перестройки… В доме не осталось ничего кроме стен, да, — еще где-то на верху сохранилась эстрада, а под ней я нашла несколько билетиков для отдыхающих, билетиков из давно перечеркнутого светлого коммунистического прошлого…
P.S. Усадьба перешла к казанской фирме ASG для реставрации, с последующей адаптацией объекта культурного наследия к современной жизни.

Из научных источников: парк пос. Александрино

Расположен в 15 км на юго-запад от районного центра, в пос. Александрино в живописном уголке Смоленщины у небольшой речки Теплянки, притоке Салика, впадающего в Вазузу. Границы парка точно не определены. Площадь его находится в пределах 60-100 га. По площади это один из крупнейших старых парков области.
Регулярный парк и примыкающий к нему пейзажный вместе с системой запрудных озёр являются частью усадьбы князей Лобановых-Ростовских. Один из них - Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1842- 1896 гг.) - русский дипломат, министр иностранных дел 1895-96 гг.

Дом, флигели и служебные постройки размещены в центральной части усадьбы, в верхней части пологого склона, у основания которого находится пруд - наиболее крупный в системе прудов регулярного и пейзажного парков. Главный дом был построен в стиле позднего классицизма. С 1950 г. и до середины 90-х годов прошедшего столетия в усадебных постройках размещался дом отдыха.
Регулярный парк располагался к югу и к востоку от основного комплекса усадебных зданий. Он практически не сохранился. Трудно угадываются его размеры и планировка. По остаткам аллей с близким расположением деревьев в рядах, их высоте и состоянию, можно предположить, что его начали создавать в первой половине XVIII века в регулярном стиле. Планировочную его основу составляют две аллеи: одна ориентирована на центр главного усадебного дома, другая проходит в южной часта парка и служит его границей. Их соединяли три поперечные аллеи. Строгая регулярность парка существенно нарушена посадками более позднего времени, а также деревьями семенного и порослевого происхождения. Восточной границей парка служит запрудное озеро, единственное из водоёмов, используемое до недавнего времени для отдыха (на озере существовала лодочная станция). Первоначально на месте этого озера было открытое пространство, обсаженное липами.
Из старых деревьев в парке преобладают липа, дуб, лиственница. Возраст их от 100 до 200 лет. Для многих из них характерны суховершинность, дупла, трещины. Среди молодых насаждений преобладают липа, берёза, вяз, ясень. Встречается ель, сосна, ива, тополь. Богатый подлесок представлен неравномерно. В подлеске встречаются: калина, черёмуха, рябина, жимолость, бузина красная, клён татарский, сирень, жёлтая акация, шиповник.

Западнее комплекса усадебных зданий простирался довольно большой массив пейзажного парка с оригинальными аллеями и сложной системой прудов. Создавался он, вероятно, во второй половине XVIII века без учёта классических приёмов паркостроения того времени. По сравнению с регулярным, этот парк сохранился относительно неплохо. Здесь больше старых деревьев, лучше их состояние. Видовое разнообразие древесных пород, так же как и в регулярном парке, невелико. Всего в парках насчитывается более 20 видов древесных растений, в основном это растения местной флоры. Из экзотов здесь выделяется лиственница сибирская с обхватом стволов до 260-280 см. Но более могучими выглядят отдельные дубы с обхватом стволов 310-330 см.
Планировка этого парка хорошо просматривается. Главная ось в нём проходит от усадебной территории на юго-запад. Её образует четырёхрядная аллея, внутренние ряды которой выполнены дубом, наружные - липой. Ширина аллеи - 8 м. Деревья в рядах находятся на расстоянии 3-5 м друг от друга. Обхват их стволов - 190-240 см. Примерно в 100 м от усадебной территории центральная аллея пересекается с липовой аллеей, идущей почти в перпендикулярном направлении. Вдоль этой аллеи проходит мелиоративная канава, являющаяся частью мелиоративной сети, устроенной в западной части парка. Система мелиоративных каналов в основном сохранилась, но эффективность её действия низка из-за сильного заиления. В этой части парка сохранились также три каскадных пруда, соединённых между собой неширокими каналами. Больший из прудов имеет треугольное очертание, меньший - круглое, с небольшим островком в центре.
Отдельные каналы продолжаются к востоку от прудов вдоль основных аллей. Интересны в пейзажном парке рядовые посадки (4-5 рядов) липы, лиственницы, дуба. Их можно рассматривать как своеобразные многорядовые аллеи.

Парк сильно зарастает. В настоящее время он напоминает лесной массив, особенно в западной части, где в связи с этим трудно определить его границу. Воспроизводство насаждений, в том числе и малоценных пород (ольхи, осины, ивы и др.), осуществляется стихийно. Насаждения молодого возраста заметно преобладают и существенно меняют облик парка.
В целом оба парка можно рассматривать как единый, с определёнными закономерностями в построении. Отличается он и своеобразием аллей. Здесь встречаются двурядные и многорядные аллеи, внешние и внутренние ряды которых представлены разными породами (внутренние - дубом, внешние - липой). В некоторых аллеях хорошо просматривается чередование древесных пород (дуба, сосны, липы) в одном ряду. Из однопородных аллей заметно выделяется дубовая, идущая от общего массива парка к югу. В ней около 130 дубов. Обхват стволов некоторых деревьев этой аллеи превышает 2 метра. Ширина аллеи - 10 метров, деревья в рядах расположены на расстоянии 7-8 м друг от друга.
Из-за интенсивного зарастания парк всё более заметно утрачивает свой первоначальный облик и превращается в заурядный лесной массив.

Красивое желтое здание с приземистым куполом - главный дом усадьбы «Александрино» . Возвышающееся на уступе - это, пожалуй, самое заметное из сохранившихся звеньев ансамбля Петергофской дороги. Сейчас в нем находится художественная школа.

Изначально это была западная часть владений Натальи Алексеевны, жены Петра I. В 1718 году она досталась крупному дипломату, посланнику в Константинополе Петру Андреевичу Толстому за успешное «дело» царевича Алексея. Однако в 1727 году он не поладил со всесильным в ту пору Меншиковым и оказался сослан в Соловецкий монастырь. Конфискованный приморский двор был пожалован Степану Лопухину, возвращенному из ссылки, куда его отправили по делу царевичу Алексея проводившегося Толстым, в 1719 году. Но в 1743 году по обвинению в заговоре Лопухин был снова отправлен в ссылку.

В 1762 году владельцем дачи становится президент Адмиралтейств-коллегии, граф Иван Григорьевич Чернышев, которому мы и обязаны современным видом усадьбы. Чернышев сразу приступает к возведению на своем участке нового каменного дома. Граф много лет провел за границей, где проникся любовью к роскоши и европейскому искусству. Поэтому неудивительно, что возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж. Б. Валлен-Деламоту, представителю нового для России классицизма.

Дошедшее до нас здание усадьбы «Александрино» построено в классических формах архитектуры. Его центральный в два этажа корпус, украшенный колонными портиками с балконом, увенчанный бельведером, соединялся одноэтажными застекленными галереями с симметричными двухэтажными боковыми флигелями.

В 1780-х - начале 1790-х годов господский дом претерпел перестройку: бельведер был перекрыт сферическим куполом, круглые окна его барабана превращены в большие полуциркульные. Вместо балкона портик увенчал треугольный фронтон. Теперь здание приобрело современный, истинно классический вид. Он стал похож на Таврический дворец (архитектор И. Е. Старов). Тогда же были заново отделаны сохранявшиеся до войны интерьеры овальной гостиной и парадной лестницы. Возможно, автором проекта перестройки был Джакомо Кваренги.

В середине главного корпуса был устроен необычный восьмигранный зал. Освещался он сверху через широкие полуциркульные окна восьмигранного барабана, завершавшего этот оригинальный интерьер. В 1820-х годах появилась великолепная роспись в центральном зале и в вестибюле, авторство которой приписывалось лучшему живописцу-декоратору 1-й трети XIX века Д. Скотти. Фрагменты ее сохранялись до 1941 года.

При Чернышове на территории имения был устроен пейзажный сад с прудами, описанный еще в 1776 и 1777 годах в мемуарах французского дипломата де Корберона и английского астронома Бернулли. Как и сейчас значительная часть парка представляла собой открытые пространства, луга. Лесопарк начинался уже за южной системой прудов на основе того самого безымянного ручья, часть русла которого сохранилась в районе проспекта Стачек между усадьбой и церковью Петра Митрополита. В 1898 году дачу купил владелец Ульянки Александр Дмитриевич Шереметев, и именно тогда она стала называться по имени владельца «Александрино». Дом был отремонтирован, но его ценные интерьеры сохранены.

После революции он стал обыкновенным жилым домом. Большие комнаты были разделены перегородками, а в центральном зале держали свиней. В годы Великой Отечественной войны усадьба, оказавшаяся у самого переднего края обороны, почти полностью была превращена в руины: от нее остался искалеченный снарядами остов, галереи и восточный флигель оказались полностью разрушенными. В 1960-х годах по проекту архитектора М. М. Плотникова было восстановлено главное здание усадьбы, ему вернули первоначальный облик, но без воссоздания интерьеров.

Усадьба, расположенная на возвышении, очень живописно смотрится в окружении серебристых ив, нависших над рукотворными прудами и каналами. В советское время лесопарк, где любят отдыхать местные жители, официально поставлен под охрану государства, но вновь возводимые дома наступают на территорию усадьбы.

Среди дошедших до нашего времени дворянских усадеб Санкт-Петербурга выделяется усадьба «Александрино», расположенная у Петергофской дороги. Имение заинтересует посетителей уникальной историей, красотой и архитектурными изысками.

Своим названием усадьба обязана последнему частному владельцу – графу А. Д. Шереметеву. Находится «Александрино» в западной части одноименного парка. Во времена Петра I на этом месте находился хутор Пяткелле. Первым владельцем усадьбы стал видный государственный вельможа, глава Тайной канцелярии императора граф П. А. Толстой.

В конце правления Екатерины I граф стал жертвой политической игры князя А. Д. Меншикова, и в возрасте 82-х лет был сослан в Соловецкий монастырь, где и скончался 17 февраля 1729 г.

Новым владельцем усадьбы стал князь В. Н. Репнин. В 1760 г. разорившиеся потомки Репнина продали имение дипломату И. Г. Чернышеву, фавориту сразу двух цариц – Елизаветы Петровны и Екатерины II. Проведя за рубежом большую часть жизни, дипломат проникся европейским духом. Прибыв в Петербург, он сразу пригласил из Франции архитектора Ж. Валлен-Деламота, которому поручил строительство усадебного дома. Именно это строение дошло до нас.

Валлен-Деламот построил длинный особняк в стиле классицизма с двухэтажным главным корпусом. В качестве украшения архитектор использовал колонны, портики, балкон с бельведером. С двумя флигелями главный корпус соединили крытые атриумы-галереи. Особняк стал примером для многих зодчих, строивших в России дворянские усадьбы. Основной особенностью строения было расположение помещений вокруг основного зала.

В соответствии с французской архитектурной традицией, Валлен-Деламонт разместил дом на невысоком искусственном холме. Ставшего привычным для русских усадеб сада здесь нет, лишь аккуратно постриженные газоны. В оранжерее при усадьбе Чернышев приказал посадить цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины. Фрукты прекрасно вызревали и радовали гостей дипломата.

Через усадьбу протекает два ручья, соединяющиеся в искусственный пруд. В центре пруда – остров с тенистыми аллеями и красивыми беседками.

Среди петербуржской аристократии усадьба Чернышева считалась эталоном роскоши и красоты. Главный дом очень похож на резиденцию светлейшего князя Г. А. Потёмкина – Таврический дворец.

В 1790 г. здание подверглось реконструкции. К дому пристроили с западной стороны дополнительный корпус, увеличивший площадь строение в 2 раза. Строители накрыли бельведер куполом-сферой, вместо круглых окон на барабане сделали полукруглые. Балкон был заменен на фронтон. Имя архитектора, проводившего реставрацию особняка неизвестно: предположительно, проект разработал знаменитый зодчий Д. Кваренги.

Уникальной считается восьмиугольная конфигурация основного зала в головном корпусе усадьбы. Сквозь окна барабана-восьмигранника вниз льется свет, полностью освещающий даже самые отдаленные закоулки помещения. В 1820 г. в убранство зала была добавлена великолепная настенная роспись, выполнил которую итальянский декоратор Д. Скотти.

Род Чернышевых недолго владел усадьбой. Сын дипломата быстро промотал отцовские деньги и продал имение неизвестному купцу. Предприниматель с надбавкой стоимости реализовал недвижимость: новым владельцем усадьбы стал музыкант и меценат граф А. Д. Шереметев.

В революционные годы имение было экспроприировано в пользу государства. В помещения особняка заселили трудящихся – по сути дела, дом стал одной из самых необычных в Петербурге коммунальных квартир. Бальные залы с помощью листов фанеры были поделены на комнаты. В центральном зале был организован загон для животных. В 30-е гг. неподалеку от усадьбы появился рабочий поселок.

В войну «Александрино» оказалось на минимальном расстоянии от фронта. Артиллерийские снаряды сильно повредили главный корпус, служебные флигели были уничтожены. В 1960 г. архитектор-реставратор М. М. Плотников сумел добиться от властей Ленинграда принятия плана полной реконструкции усадьбы.

Михаил Михайлович провел титаническую работу – его смело можно считать полноценным автором «Александрино» наравне с Валлен-Деламотом. Кроме «Александрино», Плотников восстановил Китайский дворец и Катальную горку в Ораниенбауме, усадьбу «Знаменка». За создание и реализацию проекта реставрации «Александрино» архитектор удостоился Госпремии СССР.

В наше время в имении находится детская школа художественных искусств. Посетителей «Александрино» заинтересует и как место съемок сериалов. Например, в имении сняты многие сцены сериала «Бедная Настя».

Сразу за усадьбой и парком начинается охраняемая государством лесопарковая зона. К сожалению, федеральный охранный статус не защитил лесопарк от жилой застройки – многоэтажные дома приближаются все ближе к усадьбе.

В «Александрино» можно совершать длительные прогулки, неподалеку от имения работает кафе, где можно пообедать.

Зимняя видеосъемка усадьбы с высоты птичьего полета:

Как добраться:

Санкт-Петербург, проспект Стачек, 226