Движения наличии общих свойств и. Свойства движения общего вида. Основная теорема движений. Равенство геометрических фигур. Аналитическое задание движений

Экономическая полити­ка определялась рядом факторов. С одной стороны, война в значи­тельной степени разрушила экономику страны: остро ощущалась нехватка самых необходимых товаров; были разорваны хозяйствен­ные связи между регионами. С другой стороны, возросла актив­ность масс, они ощущали себя хозяевами на производстве. Наибо­лее популярным лозунгом было установление рабочего контроля над производством. Рабочий контроль был организован на каж­дом предприятии. Решения органов рабочего контроля были обя­зательны для предпринимателей. Однако часто рабочий контроль приводил к столкновениям с предпринимателями. Рабочие не имели специальных знаний, и их вмешательство приводило к ос­тановке производства. Известны случаи, когда рабочие, взяв пред­приятия под свой контроль, просто-напросто продали их обору­дование.

К весне 1918 г. идея рабочего контроля полностью себя диск­редитировала. Необходимо было найти другой инструмент уп­равления экономикой. Таковым стало создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Целью ВСНХ стала организация на­родного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ имел пол­номочия конфисковывать, приобретать или в принудительном по­рядке объединять все отрасли производства и коммерческой дея­тельности.

В течение зимы 1917 г. ВСНХ взял под контроль текстильную и металлургическую промышленность. Эта мера напоминала поли­тику Временного правительства по управлению экономикой, ко­торая была, по существу, государственно-капиталистической.

В декабре 1917 г. вышел первый декрет о национализации ряда промышленных предприятий. Национализация первых предприятий проводилась по инициативе с мест и была своеобразной ме­рой наказания неуступчивых владельцев. Национализация кос­нулась банковской сферы, К лету 1918 г. была национализирована вся крупная промышленность. Управление национализирован­ными предприятиями передавалось главкой дирекции (главку)

«Красногвардейская атака на капитал» не способствовала на­лаживанию хозяйства. Экономические проблемы нарастали, раз­рушались старые связи, падала материальная заинтересованность и производстве, вышли из равновесия рыночные отношения.

Революционными были преобразования большевиков в соци­альной сфере. Они издали декрет об установлении 8-часового ра­бочего дня. Было ликвидировано сословное деление общества, уравнены гражданские права мужчин и женщин, церковь отделе­на от государства и школа от церкви.

Военный коммунизм .

В условиях складывания единого антибольшевистского фронта советский режим мог выжить лишь при осу­ществлении чрезвычайных мер, которые позволили бы мобили­зовать все материальные и людские ресурсы. Комплекс социаль­но-экономических и политических мер, проводимых большевист­ским режимом летом 1918-в начале 1921 г., получил название политики военного коммунизма. В самом названии отразилась вера части членов РКП (б) в возможность в кратчайший срок постро­ить коммунистическое общество. Политика военного коммунизма включала национализацию всех средств производства, внедрение


централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии. Национализация охватила как крупные и средние, так и мел­кие предприятия, что привело к ликвидации частной собствен­ности в промышленности. Одновременно формировалась жесткая система управления экономикой. Весной 1918 г. была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю.

Жизненно важным для большевиков был вопрос о снабжении городов продовольствием. Решить этот вопрос можно было, либо, восстановив какое-то подобие рынка, либо прибегнув к насильственным мерам. Избрали второй путь. 11 июня 1918 г. были со­зданы комитеты крестьянской бедноты (комбеды), которые за­нимались изъятием излишков сельскохозяйственной продукции у зажиточных крестьян. Комбеды предполагалось поддерживать

частями «продовольственной армии» (продармия), состоящими

111 рабочих и членов РКП(б), численность которой к концу Гражданской войны достигла 80 тын, человек. Деятельность комбедов и продармии вызвала сопротивление крестьянства. Осознавая, что это могло причинить серьезный урон власти большевиков, они в конце 1918 г. распустили комбеды. С 1 января 1919 г. вместо изъятия излишков продуктов вводилась система продразверстки. Каждая область, уездная волость, село обязывались сдать государству заранее установленное количество зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Декретом от 21 ноября 1918 г. устанавливалась монополия государства на внутреннюю торговлю; частная торговая деятельность запрещалась.

Продразверстка была неэффективной. Крестьяне сокращали 11 посевные площади, во многих районах возрождалось натуральное хозяйство. План продразверстки удалось выполнить в 1919 г. лишь па 38 %. Нехватка продуктов питания в городах заставила власти ввести карточную систему их распределения; государство ограничивало продажу продовольствия и промышленных товаров; вводилась уравнительная оплата труда.

В социальной политике проводился классовый принцип: «Кто не работает, тот не ест». В 1920 г. была введена всеобщая трудовая повинность. Широко практиковалась принудительная мобилизация населения при помощи трудовых армий, работавших на восстановлении разрушенного народного хозяйства. Гражданская война 1918-1920 гг.. явилась страшным бедствием для России. Потери в войне составляли 8 млн. человек (погибшие в боях, от голода, болезней, террора). 2 млн. человек эмигрировали из России, большей частью это были представители интеллектуальной элиты общества. Гражданская война привела к разрушению экономики, подорванной еще в годы Первой мировой

§ 87. Новая экономическая политика.
Образование СССР

Причины новой экономической политики (нэпа).

Завершавшаяся Гражданская война упрочила советскую власть. Политические противники были повреждены, но страну охватил глубокий кризис, затронувший все стороны жизни: экономику, социальные отношения административное управление государством.

Хозяйственная жизнь находилась в глубоком упадке. Объем промышленного производства в 1921 г. составлял 12% от довоенного. Государственные органы ВСНХ оказались неспособными эффективно управлять национализированными предприятиями.

Еще более тяжело политика военного коммунизма сказалась на сельском хозяйстве, на положении крестьянства. Крестьянину было невыгодно производить товар для нужд города, который не мог обеспечить потребностей села. Продразверстка и связанная с ней политика уравниловки лишали крестьян экономических сти­мулов производства, ибо любые излишки товара тут же изыма­лись.

Кризисные явления не только охватили экономику, но и ска­зались на положении в правящей партии; в ней все в большей мере проявлялись разногласия, наметился раскол. В годы Граж­данской войны в партию вступили люди, которые были далеки от революционных идеалов: мелкие чиновники, служащие, лица «не­пролетарского» происхождения. Заметной стала бюрократизация партии, отрыв партийной элиты от масс.

Недовольство политикой большевиков вызывало восстания. На Украине во главе крестьянского движения стал Н. И. Махно, со­здавший многочисленную крестьянскую армию. После победы над белыми Махно был объявлен вне закона, а его армия разбита. В январе 1921 г. началось крупное крестьянское восстание в Там­бовской губернии. Крестьянская армия, возглавляемая эсером А. С. Антоновым, захватила всю губернию. Среди требований вос­ставших были созыв Учредительного собрания на основе всеоб­щих выборов; передача земли тем, кто ее обрабатывает; отмена продразверстки. Понадобилось несколько месяцев для подавления восстания.

Наиболее опасным для советской власти стало Кронштадтское восстание, вспыхнувшее в феврале 1921 г. на кораблях Балтийско­го флота в самом сердце русской революции - Кронштадте. Мат­росы, выходцы из крестьянской среды, приняли резолюцию, в которой требовали переизбрания советов на основе свободных выборов, политических свобод, освобождения всех политзаклю­ченных, прекращения насильственных конфискаций, полной сво­боды крестьянам в распоряжении «своей землей». Призыв моряков к новой революции показал всю серьезность положения, в котором оказалась партия большевиков. Военные действия против восставших длились 10 дней.

Продолжение террора, политики военного коммунизма грози­ло обернуться новой войной против большевиков, в которую были бы втянуты значительные массы населения, и, прежде всего кре­стьянство. Необходимо было отказаться от изжившей себя поли­тики военного коммунизма.

8 марта 1921 г. начал свою работу Х съезд РКП (б). В центре его внимания стояли два вопроса: первый - о запрещении фракции внутри партии и второй - о замене продразверстки продналогом. С введения продналога началась новая экономическая политика (нэп).

Занятие 1

Политика "военного коммунизма".

Новая экономическая политика: идеология, сущность, про­тиворечия, причины свертывания.

Занятие 2

Проблемы индустриализации страны. Коллективизация сельского хозяйства.

Первая мировая война, последствия революции подо­рвали производительные силы страны, нанесли народному хозяйству колоссальный ущерб, оказали отрицательное вли­яние на психологию масс, обесценили человеческую жизнь. В цифрах и фактах покажите ущерб, который понесла стра­на за эти годы.

Что собой представляла политика "военного коммуниз­ма"? Когда она была введена и с какой целью? Останови­тесь подробнее на продразверстке, как центральном звене политики "военного коммунизма". Покажите, что эта поли­тика была рассчитана не только на период гражданской вой­ны и интервенции, но являлась методом строительства но­вого общества. В этом вам поможет статья Г.Х.Попова, ука­занная в списке литературы. Как отнеслось крестьянство к этой политике? Почему политика "военного коммунизма" не способствовала повышению заинтересованности в резуль­татах своего труда ни у рабочих, ни у крестьян? К чему при-

вела эта политика? Что вы знаете о голоде 1921-1922 гг., о крестьянских мятежах, о Кронштадтском восстании?

Новая экономическая политика (НЭП) должна была раз­решить создавшийся кризис. НЭП - одна из самых крупных реформ в Советской России. Эта политика определяла не только экономическое развитие, но и политическую атмос­феру в стране. Когда был введен НЭП? Обратите внима­ние, что НЭП не был суммой чрезвычайных мероприятий, он представлял собой систему радикальных мер, направ­ленных на развитие экономики страны. Какие мероприятия включала новая экономическая политика? Что собой пред­ставлял продналог, его отличие от продразверстки.

В целом переход к НЭПу дал значительные положитель­ные результаты в социально-экономическом развитии, хотя не все шло гладко. На конкретных цифрах и фактах покажи­те эффективность НЭПа, а также в чем он не оправдал на­дежд. Одним из коренных противоречий НЭПа был разрыв между экономическими и политическими реформами. В чем это проявлялось? С какой точки зрения рассматривали НЭП партийные и государственные лидеры? (Уступка середняку, шаг назад и т.д.) Предполагали ли подобные взгляды поли­тические реформы? Назовите кризисные ситуации, пережи­ваемые страной в период НЭПа. Остановитесь подробнее на кризисах хлебозаготовок 1925 г. и зимы 1927-1928 гг. Кри­зисные ситуации преодолевались административными ме­тодами. В чем они заключались? В итоге в конце 20-х годах происходит смена курса. Каковы были причины свертыв? ния НЭПа?

Раскрывая вопросы второго занятия, необходимо вспомнить, что Россия в 1917 г. входила в пятерку развить стран мира по валовому производству продукции. Докажи- те это конкретными цифрами. Однако революции, граждан- ская война отбросили страну назад. И только благодаря НЭПу СССР к 1925 г. восстановил свое народное хозяйство.

Почему в середине 20-х годов встал вопрос об индуст­риализации? Что это за процесс? Проходил ли он в доок-

тябрьской России? В чем была особенность социалистичес­кой индустриализации? Какие главные задачи она решала? Какие основные источники были найдены для ее проведе­ния? Когда и как принимался первый пятилетний план? К чему привела произвольная корректировка цифр этого пла­на? Какие дополнительные источники были найдены для индустриализации после срывов намеченных планов? Был ли выполнен первый пятилетний план? Как подводились ито­ги его выполнения? Расскажите об итогах индустриализа­ции в последующих довоенных пятилетках. Какие уроки нуж­но вынести из опыта индустриализации СССР?

Проблема коллективизации тесно связана с индустриа­лизацией страны. Что собой представляла российская де­ревня во второй половине 20-х годов? Расскажите о поло­жительных последствиях НЭПа. Чем был вызван кризис хле­бозаготовок в 1927 г.? В чем увидели его причины И.Сталин и Н.Бухарин? Какие они видели пути выхода из этого кризи­са? Почему встал вопрос об ускоренной коллективизации сельского хозяйства в СССР? Как это соотносилось с циф­рами пер-вого пятилетнего плана? Каким был механизм со­здания колхозов? Могло ли это не вызвать сопротивления крестьян? Расскажите о правительственной политике про­тив кулаков. Какие последствия она имела? Почему в 1930 г/ правительство вынуждено было отступить от курса "сплош­ной коллективизации"? Какие последствия это имело? От­казалось ли правительство окончательно от этого курса? Расскажите о государственной политике в деревне в нача­ле 30-х годов. К чему она привела? Когда в СССР оконча­тельно сложился колхозный строй?

Литература

Бурдаков В.П., Кабанов В.В. "Военный коммунизм": идеоло­гия и общественное развитие // Вопросы истории. -1990. - № 3. , Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борь­ба идей и реальность // Отечественная история. -1993. - № 3.

Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. - М., 1991.

Владимирский А. План ГОЭЛРО // Родина. - 2004. - № 3.

Воскресенский Л. 1921 гад: уроки правды // Знание - сила. -1988.-№6.

Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. - М., 2000.

Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. -1993. - № 2.

Голланд Ю. Как свернули НЭП // Знамя. -1988. - № 10.

Данилов В.П., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. НЭП и его судьба // Историки спорят. - М., 1989.

Дмитренко В. Иллюзия творцов нового общества // Родина. -1993.-№2.

Документы свидетельствуют. 1927-1929.1929-1932. - М., 1989.

Есиков С.А., Протасов Л. "Антоновщина": новые подходы // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.

Зеленин И.Е. Коллективизация и единоличник (1933 - первая половина 1935 гг.) // Отечественная история. -1993. - № 3.

Иголкин А.А. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы // Вопросы истории. -2001.-№6.

Измозик В. НЭП через замочную скважину // Родина. - 2001. -№8.

История Отечества: лкади, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.

Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929.-М., 1990.

Кондрашин В. В. Голод 1932-1933 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории. - 1991. - № 6.

Кулешов С. Лукуллов пир // Родина. -1991. - № 9,10.

Лельчук В. Особая политика пролетарского государства // Ро­дина.-1993.-№2.

Лютов Л. Неэффективность промышленности в условиях НЭПа // Вопросы истории. - 2000. - № 4, 5.

Наумов В., Курин Л. НЭП. Суть. Опыт. Уроки // Урок дает исто­рия.-М., 1989.

Новейшая история Отечества: XXвек: в 2-х т. учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002.

НЭП в контексте исторического развития России XX века / отв. ред. А.К.Соколов. - М., 2001.

Попов Г.Х. Программа, которой руководствовался Сталин // Наука и жизнь. -1989. - № 7.

Попов Н. Спецпереселенцы // Родина. - 2000. - № 12.

Рогалина П. Утопия творцов нового общества // Родина. -1993.-№2.

Рогачевская Л.С. Как составлялся план первой пятилетки // Вопросы истории. -1993. - № 8.

Россия нэповская / под ред. акад. А.Н.Яковлева. - М., 2002.

Телицын В. НЭП: взгляд из русского зарубежья // Вопросы истории. - 2000. -№ 8.

Трагедия советской деревни: коллективизация и раскулачи­вание: документы и материалы: в 5 т.: 1927-1939; т. 5: 1937-1939. Кн. 1:1937 / сост. В.Данилов и др. - М., 2004.

Фаин Л. Нэповский "эксперимент" над российской коопераци­ей // Вопросы истории. - 2001. - № 7.

Эньюань У. (КНР) Нэпманы, их характеристика и роль // Оте­чественная история. - 2001. - № 5.

Тестовый самоконтроль знаний

Задание 1. Выбери правильный ответ.

1. Одним из элементов НЭПа было:

б) ликвидация кулачества как класса,

в) денационализация промышленности.

2. Продовольственная разверстка проводилась в период:

б) политики "военного коммунизма",

в) всего периода строительства социализма и коммунизма.

3. НЭП предполагал:

а) запрет товарно-денежных отношений,

б) раскулачивание,

в) замену продналога продразверсткой,

г) замену продразверстки продналогом.

4. Политика "военного коммунизма" вводила:

а) свободу торговли хлебом,

б) продналог,

в) национализацию крупной, средней и даже кустарной про­- мышленности.

5. В период НЭПа происходил рост:

а) кулацких хозяйств,

б) середняцких хозяйств,

в) бедняцких хозяйств.

6. Политика "военного коммунизма" привела к:

а) либерализации политической системы,

б) введению продразверстки,

в) свободе торговли хлебом,

г) все вышеперечисленное.

7. Событие, ускорившее переход к НЭПу:

а) поражение в войне с Польшей,

б) восстание в Кронштадте,

в) переход к продналогу.

8. В результате НЭПа:

а) экономика пришла в несоответствие с политическими установками большевиков

б) экономика стала соответствовать политическим установ-­ кам большевиков.

9. Новая экономическая политика была введена в:

10. Политика "военного коммунизма" была:

а) только вынужденной мерой на период гражданской вой­- ны и иностранной интервенции,

б) не только вынуоденной мерой, но и методом строитель-­ ства социализма.

11. Продовольственный налог:

а) ничем не отличался от продразверстки,

б) принципиально отличался от продразверстки,

в) отличался от продразверстки только по количественной норме.

12. Произвольное изменение показателей первого пятилет­- него плана привело к:

а) снижению темпов промышленного производства,

б) перевыполнению плановых заданий,

в) окончательному свертыванию индустриализации.

13. Колхозы в СССР создавались:

а) постепенно, путем добровольного вхождения крестьян в них,

б) форсированно, под нажимом государства,

в) строго в соответствии с цифрами первого пятилетнего плана.

14. Индустриализация в СССР вела к:

а) размыванию цивилизационных различий и этнических границ,

б) развитию и обособленности национальных культур,

в) резкому различию в уровнях развития народов, населя­- ющих СССР.

15. Индустриализация в СССР началась с развития тяжелой промышленности, т.к.:

а) "у советских собственная гордость", поэтому нельзя было пойти по пути капиталистических стран,

б) нельзя было растягивать процесс индустриализации из- за необходимости укрепления обороноспособности страны.

16. В результате индустриализации СССР по объему промыш­- ленной продукции занял:

а) 5-е место в мире, достигнув уровня развития царской России,

б) 2-е место в мире, уступив только США,

в) 1-е место в мире, обогнав США.

17. Форсированную индустриализацию советское правитель­- ство планировало проводить за счет:

а) иностранных займов,

б) экспроприации нэпманов,

в) сельского хозяйства.

18. Для ликвидации голода 1932-1933 гг. советское правитель-­ ство принимало следующие меры:

а) крестьяне голодающих регионов были переселены в бла-­ гополучные районы,

б) за границей закупался хлеб и другие продукты,

в) по распоряжению центра местные органы власти про- должали изымать хлеб и не выпускали крестьян из зон бедствия.

19. Для оплаты труда советского крестьянина использовалась следующая единица расчета:

в) трудодень. 20. Индустриализацию в СССР планировалось проводить:

а) за счет внешних займов,

б) за счет внутренних резервов.

Задание 2. Выбери правильные ответы.

1. Политика "военного коммунизма" включала следующие мероприятия:

а) национализация крупных, средних и даже кустарных про­- мышленных предприятий,

б) продналог,

в) прямой продуктообмен,

г) свобода торговли хлебом,

д) уравнительная система распределения,

е) натурализация заработной платы.

2. Моряки Кронштадта в марте 1921 г требовали:

а) ликвидировать власть Советов,

б) ликвидировать диктатуру большевиков,

в) свободы слова, печати,

г) установить власть Советов, а не партий,

д) сформировать правительство, в которое входили бы мат-­ росы Кронштадта.

3. Основные мероприятия НЭПа:

а) введение продразверстки,

б) создание частных предприятий,

в) введение хозрасчета,

г) запрет на свободу торговли хлебом,

д) национализация всей промышленности,

е) допущение иностранного капитала,

ж) введение твердой валюты - золотого червонца.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога «сайт»!

Сегодня мы разбираем такую непростую тему, как политическое и экономическое развитие СССР в 20-30 годы.

Советское государство в первой половине 20-х годов XX века

Кризис конца 1920 — начала 1921 года

Состояние экономической и социальной сферы РСФСР по окончании Гражданской войны оставляло желать лучшего. Многим заводам и месторождениям был нанесен серьезный ущерб, значительно сократилось население, уменьшилось количество возделываемых земель. К тому же правительство не сразу осознало провал политики «военного коммунизма», так как после победы большевиков «продотряды» продолжали изымать продукцию у населения, а власти предпринимали действия, противоречащие требованиям рабочих и крестьян (подготовка к отмене денег, усиление распределительной экономической политики). Все это привело к голоду в 1921 году и началу забастовок. После подавления восстания матросов в Крондштадте (март 1921) правительство начало предпринимать меры по восстановлению экономики и удовлетворению требований народа.

Новая экономическая политика

На X съезде РКП(б) (март 1921) Ленин предложил новую экономическую политику. Она состояла в создании многоукладной экономики при сохранении главных «рычагов» в руках правительства (внешняя торговля, централизованная денежная система, государственный сектор в промышленности).

Главными целями НЭП были:

  • Устранение социальной напряженности
  • Предотвращение разрухи и выход из кризиса
  • Создание базы для построения социалистического общества

И для их достижения правительству пришлось отступить от некоторых положений Декретов, принятых в октябре 1917 года, а именно:

  • Отменить всеобщую национализацию
  • Ослабить централизацию в экономике
  • Возродить частную торговлю

Для быстрого восстановления экономики необходимо было увеличить количество средств, поступающих в государственный бюджет, а также предоставить гражданам больше возможностей эти средства заполучить. С этой целью были проведены следующие мероприятия:

  • Замена продразверстки на продналог (меньше в 2 раза)
  • Разрешение на сбыт сверхплановой продукции
  • Разрешение на открытие и аренду мелких и средних предприятий
  • Предоставление концессий
  • Нацеливание гос. предприятий на самоокупаемость
  • Разрешение на аренду земли и использование наемного труда

Произошли некоторые изменения в банковской системе:

  • Появление частных банков
  • Выпуск и принудительное распространение гос. займов
  • Денежная реформа в 1922 году – сокращение объема выпуска бумажных денег (эмиссии) и введение советской купюры 10 рублей

Естественно, экономические реформы не обошлись без преобразований в социальной сфере:

  • Принятие нового кодекса законов о труде (1922) (отмена всеобщей трудовой повинности, введение свободного найма)
  • Реформа системы оплаты труда – введение тарифной сетки
  • Прекращение трудовой мобилизации

Новая экономическая политика вскоре дала свои положительные результаты : стремительно развивалась легкая промышленность, улучшились условия жизни населения, началась отмена карточек. Но все это решало лишь одну из поставленных задач нэпа – преодоление разрухи.

НЭП стала причиной возникновения разногласий внутри партии, что грозило ее разладом. Одни выступали за расширение хозяйственных прав профсоюзов и демократизацию управления («рабочая оппозиция»). Другие стояли за полную централизацию управления и ликвидацию профсоюзов (Троцкий). Во избежание усиления сил оппозиции правительство провело «чистку» среди членов партии. Также многие деятели культуры, которые не поддерживали политику большевиков, были высланы из страны (1922 год «философский пароход»).

Несмотря на декрет об отделении церкви от государства, Советское правительство всеми способами пыталось взять контроль над РПЦ и даже ликвидировать ее. В 1922 году во время массового голода у церкви изымали имущество. Усилилась пропаганда атеизма, началось преследование священников и разрушение храмов.

Все эти вышеописанные действия можно назвать одним словосочетанием – устранение оппозиции правящей партии. И итогом этих мероприятий стало укрепление однопартийной системы и установление диктатуры ЦК РКП(б).

Итоги внутренней политики начала 20х годов

Первое время НЭП оказывала положительное влияние на экономику. Но вскоре данная политика вызвала определенные трудности.

Сельское хозяйство по-прежнему преобладало над промышленностью. Страна нуждалась в повышении обороноспособности, тяжелая отрасль требовала больших капиталовложений. Правительство попыталось решить эту проблему следующим образом: на промышленные товары устанавливалась очень низкая закупочная цена, но в то же время цены её сбыта сильно завышалась. Это фактическое выкачивание денег породило проблему появления на рынке дорогих товаров низкого качества, которые население отказывалось покупать (кризис сбыта в 1923 году). К этому добавился кризис цен 1924 года, когда крестьяне не согласились продавать зерно государству по низким ценам, желая получить за товар больше выгоды на рынке. Все это привело к сокращению экспорта сельхоз продукции, как следствие лишило государство средств на закупку заграничного промышленного оборудования.

В ответ на это государство усилило централизацию управления, ограничило свободу предприятий, увеличило налоги и цены, то есть приступило к свертыванию политики.

Но правительство не могло просто так сознаться перед народом в своих ошибках, поэтому партийное руководство объявило «врагов народа» (зажиточные крестьяне, агрономы, инженеры, нэпманы) причиной своих неудач и начало их преследовать.

Образование СССР

Перед образованием Союза Советских Социалистических Республик между некоторыми из государств, вошедших в него, уже существовали экономические и политические связи.

В период Гражданской войны Россия заключила союз с Украиной и Белоруссией(1919), по которому страны обязывались оказывать военную и политическую помощь в противостоянии антисоветским силам. После Гражданской войны между государствами сохранились политические и усилились экономические связи.

В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию. Принципы Конституции ЗСФСР были такими же, как и у РСФСР.

Для совместного восстановления и развития хозяйства, улучшения обороноспособности и укрепления социалистического строя связи между республиками требовали выхода на новый уровень.

В декабре 1922 года состоялись съезды Советов во всех республиках, которые приняли предложение Ленина о создании союзного государства федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 года прошел Первый Всесоюзный съезд, утвердивший Декларацию и Договор об образовании СССР. Первыми в советский союз вошли РСФСР, ЗСФСР, Украинская и Белорусская ССР.

В январе 1924 года Второй съезд утвердил Конституцию СССР.

В следующем посте, посвященном истории России мы разберем тему «Внешняя политика СССР в 20-30 годы», поэтому подписывайтесь на обновления сайта и нажимайте на кнопочки социальных сетей. Ну а сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с видеоуроком по политической жизни СССР в 20-30 годы. Для его просмотра поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать представление о социально-экономической политике большевиков в 20-е годы.

Образовательные задачи: охарактеризовать признаки экономической политики большевиков после гражданской войны; доказать неизбежность введения НЭПа в 1921 г., установить его итоги (положительные и отрицательные). Показать актуальность полученных учащимися знаний по данной теме.

Развивающая задача: закрепление навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога

Воспитательные задачи: Формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.

Способствовать формированию уважительного отношения к историческому прошлому и учить искать ответы на актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Оборудование

1. Рабочий лист (документы: “Из письма крестьян Панфиловской волости Вологодской губернии”, Декрет ВЦИК “О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом” от 21 марта 1921 года, Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге; сравнительная таблица “Социально-экономическая политика Советской республики с 1918– к.20-х гг. ХХ в.”. (“военный коммунизм ” и НЭП). Приложение 1

2. Презентация “Советская страна в годы НЭПа”.

3..Учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожин Россия и мир. ХХ век. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006.

План урока

  1. Вступительное слово.
  2. Изучение нового материала.
    1. Причины перехода к НЭПу.
    2. Переход к НЭПу.
    3. Содержание НЭПа.
    4. Противоречия НЭПа.
    5. Итоги НЭПа (положительные, отрицательные).
  1. Закрепление
  2. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

После прихода большевиков к власти коренным образом изменилось место России в мировой истории. В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть. Правящая партия поставила целью построение невиданного общества – “бестоварного, бесклассового, безгосударственного”.

Как называлась политика большевиков, проводимая ими в условиях гражданской войны? (“военный коммунизм”).

Какова была цель этой политики? (реализация социалистических идей в экономической сфере в условиях гражданской войны).

Проверка выполнения опережающего задания.

При подготовке к уроку вам было дано задание, заполнить левую часть сравнительной таблицы: “Социально-экономическая политика Советской Республики с 1918 – к. 20-х гг. ХХ в.”: характерные черты “военного коммунизма”.

Предполагаемое выполнение.

К концу урока у учащихся в тетради выполнена таблица №1:

Таблица№1

Характерные черты НЭПа (начало 1921 – конец 20 годов XX века)

1.Продразвёрстка
2.Трудовая повинность
5.Запрет наёмного труда.
6.Запрет торговли.
8.Отмена денег.

В ходе урока мы вместе заполним правую часть таблицы: “Характерные черты НЭПа”.

Объявление темы урока: Тема урока особенно актуальна сегодня, т. к. мы живем в условиях широкомасштабных экономических преобразований общества.

Главный итог гражданской войны?

Почему, победив в гражданской войне, большевики не продолжили строить коммунизм, а перешли к НЭПу.

II. 1. Причины перехода к НЭПу
(слайд №4, 5, 6, 7 учебник стр. 116)

Предполагаемый ответ: (слайд 8)

– После гражданской войны кризисное состояние хозяйства, финансов, продовольственный кризис;

– Ослабление союза рабочих и крестьян (крестьяне выражали недовольство системой “военного коммунизма”: 13 августа 1920 года началось выступление крестьян под руководством Антонова (40 тысяч крестьян и рабочих в Тамбовской губернии); январь 1921 года – 60 тысяч крестьян восстали в Западной Сибири);

Начались выступления в армии: март 1921 года Кронштадтский мятеж.

Пути выхода из кризиса: (слайд 9)

  • Продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие и репрессии
  • Полное удовлетворение требований мятежников
  • Тактический маневр, при котором командные высоты останутся за большевиками

Какие последствия вызвали бы эти три варианта выхода из кризиса?

Запись вывода в тетради: Продолжая “военный коммунизм”, большевики рисковали потерять власть.

Работа с документом. Что требовали крестьяне?

(Слайд 10) Какие выводы сделал Ленин? (Ленин, осознав опасность ситуации, сделал два вывода: надо идти на соглашение с крестьянами и ужесточить борьбу с оппозицией, вплоть до ее полного уничтожения.)

2. Переход к НЭПу: (слайд№11, учебник стр.117).

Запись в тетради:

– 28 февраля 1921 года – выступление моряков в Кронштадте (требовали пересмотра хозяйственной политики и демократизации советского строя: “Советы без коммунистов!”);

– март 1921 года– Х съезд РКП (б) – решение перейти к НЭПу.

Анализ исторического документа Декрет ВЦИК “О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом” от 21 марта 1921 года, Ленин В.И. Доклад о продовольственном налоге. (Приложение1)

Вопросы к документу: 1. Чем заменялась продразвёрстка? 2. Каков размер продналога?. 3. Способствовало ли это повышению заинтересованности их в труде? 4. В чём принципиальные отличия налога от развёрстки? 5. В интересах какого слоя населения была предпринята данная мера?

3. Содержание НЭПа: (слайд 12, 13) 1-м шагом НЭПа стала замена продразверстки продналогом. Он был вдвое меньше, объявлялся весной и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки оставались у крестьян. Чтобы этот механизм заработал, большевики разрешили свободную торговлю. В области промышленности была отменена ее полная национализация. Мелкие и средние предприятия передавались в частные руки. Разрешались иностранные концессии. Это потребовало отмены принудительного труда, введения тарифной системы зарплаты, формирования рынка труда. Была проведена денежная реформа, восстанавливалось денежное обращение. Был выпущен “золотой червонец”. В то же время крупные предприятия остались в руках государства. В 1923 г. были созданы тресты и синдикаты, работавшие на самоокупаемости. Ленин считал, что НЭП вводится “всерьез и надолго”.

Учащиеся анализируют сравнительную таблицу №1 и делают выводы. (слайд 14) В данный исторический период сложилось две экономические модели социализма: 1. Лето 1918– нач.1921 года– “Гос.социализм”; 2. Начало 1921 года – конец 20-х годов – “Строй цивилизованных кооператоров”, в котором взаимодействовали разные уклады и формы собственности.

Таблица№1

“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.

Характерные черты “Военного коммунизма” (с лета 1918 – начало 1921 года)

Характерные черты НЭПа (начало 1921 – конец 20 годов XX века)

1.Продразвёрстка 1. Продналог.
2.Трудовая повинность 2.Оплата по труду.
3. Продуктообмен, уравнительность в распределении. 3.Отмена трудовой повинности.
4.Полная национализация промышленности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.
5.Запрет наёмного труда. 5.Разрешение наёмного труда.
6.Запрет торговли. 6.Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке
7.Бесплатные коммунальные услуги. 7.Существование нескольких форм собственности.
8.Отмена денег. 8.Создание концессий
9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности. 9. “Командные высоты сохранились в руках государства”

4. Противоречия НЭПа: Анализ слайда №15, 16, 17. Запись в тетрадях: Между экономической и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления, и было главное противоречие.

Экономические противоречия. Высокие темпы экономического роста в период НЭПа объяснялись во многом “восстановительным эффектом”. В промышленности восстанавливались мощности, а в деревне земля вновь вводилась в севооборот. В конце 20-х годов эти резервы иссякли и потребовались огромные капиталовложения. Привлечь иностранные инвестиции, или внутренние сбережения (они были минимальны) большевики не могли.

Госсектор был малодоходным. Середняцкие хозяйства в деревне не могли поставлять большое количество товарного хлеба для продажи его за границу. Это привело к сокращению закупок иностранной техники почти в двое, а собственное производство было малоразвито. Все это привело к замедлению темпов экономического роста во 2-й половине 20-х гг.

Нэпманы были лишены избирательных прав, не могли вступать в профсоюзы, но в то же время обладали высокими доходами. Нэпманы, зная непрочность своего положения, стремились вкладывать деньги не в промышленность, а в торговлю.

5. Результаты НЭПа: слайд №17, учебник стр.118-120. Самостоятельная работа с текстом учебника по группам. Учащиеся составляют сравнительную таблицу “результаты НЭПа”

I группа: положительные.

II группа: отрицательные.

Выступают представители групп. Ответы обобщаются в виде таблицы №2.

Таблица №2

Результаты НЭПа

Таблица №2

Результаты НЭПа

Положительные результаты

Отрицательные результаты

1.Большевики удержались у власти.

1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства.

2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень (к 1925 году в сельском хозяйстве, к 1928 году в промышленности).

2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.

3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

3.К 1928 году безработица – более 2 млн чел.

4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).

4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.

5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.

5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.

6. Золотой червонец – твёрдая валюта.

6. Инфляция второй половины 20-х годов

7.Концессии

7. Большой чиновничий аппарат.

К НЭПу быстро приспособились мелкая промышленность, торговля и деревня. Промышленность развивалась медленнее. К 1928 г. она достигла довоенного уровня. Но промтоваров по-прежнему не хватало, цены на них были высокими и жизненный уровень населения был низким. Быстрыми темпами росла безработица. В деревне довоенный уровень был достигнут к 1927 г.

Изменения коснулись и социального состава деревни – большая часть крестьян стала середняками, а кулаки составляли 3,5%.

Еще одним итогом НЭПа стало создание непомерно раздутого чиновничьего аппарата. Он пользовался привилегиями, и его численность достигла 2,5 млн. человек.

К концу 1920-х годов НЭП закончил своё существование, и страна продолжила строительство социализма путём большевистской модернизации.

Темой этого видеоурока будут свойства движения, а также параллельный перенос. В начале занятия мы еще раз повторим понятие движения, его основные виды - осевую и центральную симметрию. После этого рассмотрим все свойства движения. Разберем понятие «параллельный перенос», для чего он используется, назовем его свойства.

Тема: Движение

Урок: Движение. Свойства движения

Докажем теорему: при движении отрезок переходит в отрезок .

Расшифруем формулировку теоремы с помощью Рис. 1. Если концы некоторого отрезка MN при движении отобразились в некоторые точки M 1 и N 1 соответственно, то любая точка Р отрезка MN обязательно перейдет в некоторую точку Р 1 отрезка M 1 N 1 , и наоборот, в каждую точку Q 1 отрезка M 1 N 1 обязательно отобразится некоторая точка Qотрезка MN.

Доказательство.

Как видно из рисунка, MN = MР + РN.

Пусть точка Р переходит в некоторую точку Р 1 " плоскости. Из определения движения следует равенство длин отрезков MN = M 1 N 1 , MР = M 1 Р 1 ", РN = Р 1 "N 1 . Из этих равенств следует, что M 1 Р 1 ", M 1 Р 1 "+ Р 1 "N 1 = MР + РN = MN = M 1 N 1 , то есть, точка Р 1 " принадлежит отрезку M 1 N 1 и совпадает с точкой P 1 , в противном случае вместо приведенного равенства было бы справедливо неравенство треугольника M 1 Р 1 "+ Р 1 "N 1 > M 1 N 1 . То есть мы доказали, что при движении любая точка любая точка Р отрезка MN обязательно перейдет в некоторую точку Р 1 отрезка M 1 N 1 . Вторая часть теоремы (касательно точки Q 1) доказывается абсолютно аналогично.

Доказанная теорема справедлива для любых движений!

Теорема: при движении угол переходит в равный ему угол.

Пусть дан ÐАОВ (Рис. 2). И пусть задано некоторое движение, при котором вершина ÐО переходит в точку О 1 , а точки А и В - соответственно в точки А 1 и В 1 .

Рассмотрим треугольники АОВ и А 1 О 1 В 1 . По условию теоремы, точки А, О и В переходят при движении в точки А 1 , О 1 и В 1 соответственно. Следовательно, имеет место равенство длин АО = А 1 О 1 , ОВ = О 1 В 1 и АВ = А 1 В 1 . Таким образом, АОВ = А 1 О 1 В 1 по трем сторонам. Из равенства треугольников вытекает равенство соответствующих углов О и О 1 .

Итак, любое движение сохраняет углы.

Из основных свойств движения вытекает масса следствий, в частности то, что любая фигура при движении отображается на равную ей фигуру

Рассмотрим еще один вид движения - параллельный перенос.

Параллельным переносом на некоторый заданный вектор называется такое отображение плоскости на саму себя, при котором каждая точка М плоскости переходит в такую точку М 1 той же плоскости, чтобы (Рис. 3).

Докажем, что параллельный перенос является движением .

Доказательство.

Рассмотрим произвольный отрезок MN (Рис. 4). Пусть при параллельном переносе точка М перешла в точку М 1 , а точка N - в точку N 1 . При этом выполнены условия параллельного переноса: и . Рассмотрим четырехугольник

ММ 1 N 1 N. У него две противоположные стороны (MM 1 и NN 1) равны и параллельны, как это продиктовано условиями параллельного переноса. Следовательно, данный четырехугольник является параллелограммом согласно одному из признаков последнего. Отсюда вытекает, что и другие две стороны (MN и M 1 N 1) параллелограмма имеют равные длины, что и требовалось доказать.

Таким образом, параллельный перенос, действительно, является движением.

Подведем итоги. Мы знакомы уже с тремя видами движений: осевой симметрией, центральной симметрией и параллельным переносом. Мы доказали, что при движении отрезок переходит в отрезок, а угол - в равный ему угол. Кроме того, можно показать, что прямая при движении переходит в прямую и окружность переходит в окружность того же радиуса.

1. Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

2. Фарков А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. - М.: Экзамен, 2010.

3. Погорелов А. В. Геометрия, уч. для 7-11 кл. общеобр. учрежд. - М.: Просвещение, 1995.

1. Российский общеобразовательный портал ().

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().

1. Атанасян (см. список литературы), стр. 293, § 1, пункт 114.