Социально-экономическое развитие ссср. Мероприятия по укреплению обороноспособности государства. Вооружённые силы Советского Союза

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

В связи с нарастанием военной угрозы советское руководство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Был завершен переход от территориально-кадровой к единой кадровой системе организации вооруженных сил. В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» (сентябрь 1939 г.) вооруженные силы страны увеличились с 1,9 млн человек в 1939 г. до 5 млн человек в начале 1941 г. Оборонные заводы переводились на серийный выпуск новых видов вооружений.

На территории БССР вдоль западной границы страны были построены 193 боевых укрепления («линия Молотова»). Увеличивалась пропускная способность магистральных железных дорог, шедших до границы, войска обеспечивались новой боевой техникой и средствами связи. Много внимания уделялось строительству авиационных заводов в Минске и Могилеве, танко-ремонтных заводов в Витебске и Барановичах. Действовали многочисленные оборонные и спортивные общества. Проводилась большая работа по воспитанию у советских людей чувства патриотизма, готовности защищать Отечество. Однако многие меры по укреплению обороноспособности страны были частичными и запоздалыми. Система укреплений на западных рубежах к началу войны не была целиком построена, медленно шло перевооружение войск новой техникой, некоторые воинские части не были полностью укомплектованы личным составом.

Нападение фашистской Германии на СССР потребовало от Коммунистической партии и Советского правительства принятия чрезвычайных мер по мобилизации всех ресурсов государства для отражения агрессии, коренной перестройки жизни и деятельности страны на военный лад.

В первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР издал указы о мобилизации военнообязанных 1905 - 1918 гг. рождения, о введении военного положения на территории ряда республик и областей, передаче функций государственной власти в деле обороны и обеспечения общественного порядка и государственной безопасности военным советам фронтов, военных округов и армий, а там, где не было военных советов, - высшему командованию войсковых соединений.

23 июня 1941 г. СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о вводе в действие мобилизационного плана по производству боеприпасов. На следующий день на заседании Политбюро ЦК были рассмотрены насущные нужды танковой промышленности. В постановлениях по танкостроению как первоочередная ставилась задача создания мощной комплексной танкостроительной промышленности в Поволжье и на Урале - районах, где ранее танки не производились. На восьмой день войны ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 года, предусматривавший увеличение производства военной техники.

24 июня 1941 г. для руководства эвакуацией из прифронтовых районов населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей создается Совет по эвакуации.

Руководствуясь идеями В. И. Ленина о защите социалистического Отечества, Центральный Комитет Коммунистической партии в первые же дни войны выработал развернутую программу перестройки деятельности партии и страны в соответствии с новой обстановкой и новыми задачами, мобилизации всех сил советского народа на борьбу с врагом. ЦК ВКП(б) сформулировал освободительные цели Великой Отечественной войны, указал пути и способы достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Эта всеобъемлющая программа действий Коммунистической партии и Советского правительства по превращению страны в единый боевой лагерь под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» излагалась в директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. Она была разослана всем членам ЦК ВКП(б), центральным комитетам компартий союзных республик, краевым, областным, городским и районным комитетам партии, народным комиссарам и легла в основу организаторской и идеологической работы государственных, партийных, комсомольских и других общественных организаций.

В этом документе подчеркивалась смертельная опасность, нависшая над Советской страной, раскрывался справедливый, освободительный характер войны со стороны Советского государства, защищавшего свою свободу и независимость, разоблачался преступный, захватнический характер войны со стороны фашистской Германии. «...В навязанной нам войне с фашистской Германией, - говорилось в директиве, - решается вопрос о жизни и смерти Советского государства, о том - быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение» {86} .

Центральный Комитет партии и Советское правительство призвали советских людей осознать всю глубину опасности, нависшей над страной, отрешиться от благодушия, беспечности и настроений мирного времени. Партия не скрывала трудностей предстоявшей борьбы. Предупреждая о том, что «враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов» {87} , СНК СССР и ЦК ВКП(б) требовали от коммунистов, всех советских людей высокой политической бдительности, призывали их разоблачать измышления вражеской пропаганды.

В директиве определялись задачи партийных организаций в условиях начавшейся войны. Всю деятельность партии, формы и методы ее работы необходимо было быстро перестроить и подчинить разгрому врага.

Центральный Комитет призывал советский народ еще теснее сплотиться вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, превратить всю страну в единый боевой лагерь и подняться на священную и беспощадную борьбу с врагом, отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови; всемерно крепить боевую мощь Вооруженных Сил и оказывать широкую и всестороннюю помощь действующей армии; перестроить на военный лад работу тыла и максимально увеличить выпуск военной продукции; развернуть партизанскую борьбу в тылу врага.

«В занятых врагом районах, - говорилось в директиве, - создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия» {88} .

В директиве указывалось, что при вынужденном отходе частей Советской Армии необходимо «угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы» {89} .

ЦК ВКП(б) потребовал от партийных организаций перестроить идейно-политическую работу на фронте и в тылу в соответствии с условиями военного времени, широко разъяснять трудящимся массам и воинам Вооруженных Сил характер и политические цели Отечественной войны, их обязанности и создавшееся положение, воспитывать у советских людей ненависть к немецко-фашистским захватчикам, оперативно и конкретно руководить всей военной, хозяйственной и политической деятельностью. «Теперь, - говорилось в директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б), - все зависит от нашего умения быстро организоваться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом» {90} .

Основные положения директивы от 29 июня были изложены и развиты в выступлении Председателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. и конкретизированы в последующих решениях партии и правительства. Выступая по поручению Политбюро ЦК партии, И. В. Сталин указал на опасность, нависшую над страной, на необходимость всемерно поддерживать советские войска, героически сражавшиеся со злейшим, «вооруженным до зубов танками и авиацией» врагом. В выступлении была раскрыта программа защиты завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, достижений строительства социализма, свободы и независимости Страны Советов и выражена непоколебимая вера в победу советского народа. «Наши силы неисчислимы, - заявил И. В. Сталин. - Зазнавшийся враг должен будет скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа» {91} .

Чтобы успешно выполнить разработанную программу, Коммунистическая партия должна была прежде всего подчинить всю свою деятельность главной цели - разгрому врага, перестроить стиль и методы работы государственного аппарата, максимально централизовать управление страной и обеспечить координацию усилий высших партийных и правительственных органов для организации обороны страны и оперативного решения всех политических, военных и экономических задач, вставших перед государством в условиях войны.

Органом, в руках которого сосредоточилась вся власть в стране, стал учрежденный 30 июня 1941 г. совместным решением ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и Совнаркома СССР Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И. В. Сталиным. В состав ГКО вошли члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б) В. М. Молотов (заместитель председателя), К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, несколько позже - Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, А. И. Микоян. Постановления Государственного Комитета Обороны являлись обязательными для партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций и военных органов, для всех граждан СССР.

В функции Государственного Комитета Обороны входило решение государственных и народнохозяйственных вопросов, связанных с ведением войны. Важнейшими и первоочередными из них были мобилизация людских и материальных ресурсов, перестройка народного хозяйства на военный лад, перемещение производительных сил из угрожаемых районов на восток и налаживание военного производства на новых местах. ГКО организовывал подготовку резервов для армии и флота, устанавливал объем и сроки поставок промышленностью военной продукции, предоставлял Верховному Командованию необходимые силы и средства для ведения вооруженной борьбы. Глубоко вникая во все вопросы строительства Вооруженных Сил, ГКО контролировал проведение мероприятий по совершенствованию их структуры и расстановку военных кадров, определял общий характер и направление боевой деятельности армии и флота. В поле зрения ГКО находились также вопросы руководства борьбой советского народа в тылу врага.

В соответствии с решениями Политбюро ЦК и ГКО перестраивали свою работу республиканские, краевые, областные, районные партийные и советские организации. В короткий срок вся система партийных и государственных органов в стране была приспособлена к условиям военного времени.

Проводя первоочередные военно-политические мероприятия, партия сосредоточила главное внимание на укреплении Вооруженных Сил, повышении их боеспособности. Для этого требовалось прежде всего своевременно провести мобилизацию военнообязанных. Напряженная работа партийных и государственных органов обеспечила призыв в армию к 1 июля (за первые восемь дней войны) 5,3 млн. человек {92} .

Для руководства военными действиями советских войск 23 июня была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил Союза ССР в составе маршала С. К. Тимошенко (председатель), генерала Г. К. Жукова, И. В. Сталина, В. М. Молотова, маршалов С. М. Буденного и К. Е. Ворошилова и адмирала Н. Г. Кузнецова. Рабочим аппаратом Ставки являлись Генеральный штаб и центральные управления Наркомата обороны. 29 июня учреждается должность командующего Военно-Воздушными Силами с назначением на нее генерала П. Ф. Жигарева, создается Военный совет ВВС, членом которого назначается корпусной комиссар П. С. Степанов.

Решением ГКО 10 июля 1941 г. были созданы промежуточные органы стратегического руководства - главные командования войск направлений.

Главное командование войск Северо-Западного направления во главе с маршалом К. Е. Ворошиловым (начальник штаба генерал М. В. Захаров) объединило управление войсками Северного и Северо-Западного фронтов. Ему оперативно подчинялись Северный и Краснознаменный Балтийский флоты.

На главное командование войск Западного направления, которое возглавил маршал С. К. Тимошенко (начальник штаба генерал Г. К. Маландин, с 19 июля - маршал Б. М. Шапошников, а с 30 июля - генерал В. Д. Соколовский), возлагалась ответственность за организацию отпора врагу в полосе действий подчиненного ему Западного фронта.

Главное командование войск Юго-Западного направления (главком маршал С. М. Буденный, начальник штаба генерал А. П. Покровский) возглавило управление боевой деятельностью войск Юго-Западного и Южного фронтов и оперативно подчиненного ему Черноморского флота.

Вскоре при главкомах направлений учреждаются военные советы. Членами военных советов назначаются А. А. Жданов (Северо-Западное направление), Н. А. Булганин (Западное направление) и Н. С. Хрущев (Юго-Западное направление).

10 июля Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования под председательством И. В. Сталина. В ее состав вошли В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Б. М. Шапошников и Г. К. Жуков.

19 июля 1941 г. Сталин назначается народным комиссаром обороны СССР, а 8 августа - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. Ставка Верховного Командования переименовывается в Ставку Верховного Главнокомандования.

Ставка была постоянно действующим органом при Верховном Главнокомандующем. Члены Ставки одновременно выполняли другие ответственные обязанности, часто находясь за пределами Москвы. В выработке ими оперативно-стратегических решений и обсуждении других проблем ведения вооруженной борьбы участвовали члены Политбюро ЦК партии ж ГКО. Принимавшиеся решения оформлялись в виде директив.

Генеральный штаб по-прежнему являлся рабочим органом Ставки. Анализируя и обрабатывая поступающую информацию, Генштаб готовил предложения, которые после рассмотрения Ставкой составляли основу ее директив. Постановлением ГКО от 23 июля с Генерального штаба были сняты функции по формированию новых частей и соединений, подготовке маршевых пополнений для действующей армии, проведению призывов военнообязанных из запаса и руководству военно-учебными заведениями. Задачи формирования, комплектования и боевой подготовки частей и соединений возлагались на созданное в августе 1941 г. Главное управление формирования и укомплектования войск Советской Армии во главе с генералом Е. А. Щаденко. Для организации и руководства обязательным военным обучением граждан СССР при Наркомате обороны было образовано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), которое возглавил генерал H. H. Пронин.

Для улучшения тылового обеспечения войск действующей армии решением ГКО в июле 1941 г. создается Главное управление тыла и учреждается должность начальника тыла Советской Армии, на которую был назначен генерал А. В. Хрулев. Во фронтах и армиях соответственно создавались управления тыла.

Были проведены и другие изменения в центральном аппарате, направленные на улучшение руководства Вооруженными Силами, их строительства и обеспечения. Ряд управлений НКО реорганизуется в главные управления, восстанавливается должность начальника артиллерии Советской Армии с назначением на нее генерала H.H. Воронова. В августе - сентябре учреждаются должности командующих воздушно-десантными войсками и гвардейскими минометными частями, на которые назначаются генералы В. А. Глазунов и В. В. Аборенков, а в ноябре 1941 г. - начальника инженерных войск Советской Армии и командующего Войсками ПВО территории страны с назначением на них генерала Л. З. Котляра и генерала М. С. Громадина; создаются Главное управление ПВО страны и Управление истребительной авиации ПВО.

Завершив первую очередь мобилизации, Государственный Комитет Обороны приступил к формированию новых стрелковых, кавалерийских, танковых, авиационных и артиллерийских частей и соединений, к подготовке командных, политических и военно-технических кадров. В создание резервов включились все союзные и автономные республики.

Решая вопросы военного строительства, Коммунистическая партия особое внимание уделяла усилению партийного влияния в Вооруженных Силах, укреплению морального духа войск и повышению уровня партийно-политической работы в армии и на флоте. При этом она руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, что «где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед» {93} .

В соответствии с директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партия определяет главные направления партийно-политической работы в условиях войны, осуществляет организационную перестройку политорганов и парторганизаций, вносит изменения в формы и методы их деятельности. 16 июля 1941 г. Политбюро ЦК и Президиум Верховного Совета СССР принимают решение «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-Крестьянской Красной Армии». 20 июля 1941 г. это решение было распространено на Военно-Морской Флот.

Во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота был введен институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах - институт политических руководителей (политруков). Институт военных комиссаров являлся чрезвычайной формой партийного руководства в Вооруженных Силах. В сложных условиях, когда враг имел значительное преимущество в силе, в опыте ведения войны, военные комиссары должны были повышать боевой дух войск, стремление любой ценой остановить врага.

Военные комиссары наряду с командирами несли полную ответственность за выполнение боевых задач, за стойкость личного состава в бою. Они сыграли важную роль в улучшении партийно-политической работы, в укреплении армии и флота.

В период войны, как и в мирное время, руководство партийной работой в Вооруженных Силах осуществляли политические органы. Они обеспечивали повседневное влияние партии на жизнь и деятельность армии и флота. Реорганизация политорганов способствовала повышению их роли в Вооруженных Силах. Главное управление политической пропаганды Красной Армии и Главное управление политической пропаганды Военно-Морского Флота были преобразованы в главные политические управления, а управления и отделы политической пропаганды фронтов, флотов, армий и соединений - в политические управления и отделы. В результате повысилась их роль в решении боевых задач, стоявших перед войсками, улучшилось руководство партийными и комсомольскими организациями.

Успешное решение задач по мобилизации личного состава армии и флота на разгром немецко-фашистских захватчиков требовало укрепления армейских и флотских партийных организаций, пополнения их новыми силами. В самые трудные периоды войны Коммунистическая партия направляла в армию и на флот своих лучших представителей. Подчеркивая важность перераспределения партийных сил из тыловых (территориальных) организаций в военные, В. И. Ленин в 1923 г. писал: «Как мы действовали в более опасные моменты гражданской войны? Мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии...» {94} .

В соответствии с решением ЦК партии на военную работу перешло значительное количество коммунистов. В Вооруженные Силы было направлено 500 секретарей ЦК компартий республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов, 270 ответственных работников аппарата ЦК, 1265 работников областного и районного звена, входивших в номенклатуру ЦК партии {95} .

ЦК ВКП(б) направил в распоряжение Главного управления политической пропаганды Красной Армии около 2,5 тыс. человек с Ленинских курсов, из Высшей школы парторганизаторов, Высшей партийной школы. По решению ЦК значительное число коммунистов было призвано в качестве красноармейцев-политбойцов для укрепления частей действующей армии.

27 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». На его основе проводилась первая после начала войны мобилизация 18,5 тыс. коммунистов и комсомольцев. 29 июня Политбюро обязало обкомы 26 областей отобрать в трехдневный срок еще 23 тыс. коммунистов и лучших комсомольцев и направить их в распоряжение Наркомата обороны.

Основная задача политбойцов в действующей армии состояла в том, чтобы помочь командирам и политработникам в укреплении политико-морального состояния личного состава, в повышении боеспособности частей. Обычно они вливались в подразделения группами. Военные советы и политорганы проявляли заботу о правильном использовании политбойцов на фронте, о том, чтобы они словом и личным примером мобилизовывали воинов на успешное выполнение боевых задач.

Укрепление партийных и комсомольских организаций действующей армии происходило в результате притока коммунистов и комсомольцев по общей мобилизации военнообязанных, партийных и комсомольских мобилизаций, а также приема в партию и комсомол отличившихся в боях воинов.

Центральный Комитет ВКП(б) и политорганы подчинили всю партполитработу в армии и на флоте главному - мобилизации личного состава на разгром врага. Они разъясняли справедливые, освободительные цели войны Советского Союза; воспитывали у воинов любовь к Родине и жгучую ненависть к фашистским захватчикам, железную дисциплину, высокую бдительность, мужество, бесстрашие в бою, готовность к самопожертвованию, выносливость и непоколебимую волю к достижению победы над врагом; широко популяризировали подвиги бойцов и командиров. Партийные и комсомольские организации обеспечивали авангардную роль коммунистов и комсомольцев в бою.

В начале июля 1941 г. ЦК ВКП(б) одобрил патриотическое движение, развернувшееся по инициативе ленинградцев и москвичей, за создание в помощь фронту частей и соединений народного ополчения. Уже к 7 июля в Москве и области было сформировано 12 дивизий общей численностью около 120 тыс. человек, а в Ленинграде за короткий срок - 10 дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, в которых насчитывалось свыше 135 тыс. человек {96} .

С первых дней войны принимались решительные меры к обеспечению в прифронтовой полосе строжайшего порядка, к организации беспощадной борьбы с вражескими диверсионными группами. Из добровольцев - коммунистов и комсомольцев создавались истребительные батальоны. Решением СНК СССР от 25 июня 1941 г. был введен институт фронтовых и армейских начальников охраны войскового тыла. Им подчинялись пограничные и внутренние войска НКВД, находившиеся в зоне боевых действий. Органы охраны вели борьбу с агентурой противника, обеспечивали безопасность тыла, работу связи и коммуникаций. Они оказывали помощь местным государственным органам в эвакуации населения и материальных ценностей.

Коммунистическая партия выступила организатором борьбы советских людей в тылу фашистских оккупантов. 30 июня ЦК КП(б) Украины сформировал оперативную группу для развертывания партизанской борьбы, а 5 июля принял специальное решение о создании вооруженных отрядов и организаций партийного подполья в районах, которым угрожала фашистская оккупация {97} . 30 июня ЦК КП(б) Белоруссии издал директиву [56] № 1 «О переходе на подпольную работу партийных организаций районов, занятых врагом» {98} . 4 июля аналогичное решение было вынесено ЦК КП(б) Карело-Финской ССР.

18 июля ЦК ВКП(б) принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск» {99} . В нем конкретизировались задачи и мероприятия по превращению партизанской борьбы в подлинно массовое движение.

Учитывая важность оперативной информации о событиях, происходивших в мире, на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу страны, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 июня приняли решение о создании Советского информационного бюро во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А. С. Щербаковым {100} . Сводки Совинформбюро, которые ежедневно публиковались в печати и передавались по радио, являлись не только источником информации, но и действенным средством воспитания советских людей, мобилизации их на беспощадную борьбу с врагом.

Для централизации руководства пропагандой и контрпропагандой среди войск и населения противника постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1941 г. было создано Советское бюро военно-политической пропаганды {101} .

Война против фашистской Германии выдвинула новые задачи в области внешней политики Советского Союза. Необходимо было сорвать расчеты гитлеровцев на международную изоляцию СССР и организовать единый фронт государств и народов для разгрома агрессоров.

СССР выступал за восстановление демократических свобод и суверенных прав народов в странах, оккупированных Германией. Целью Отечественной войны Советского Союза против фашистских угнетателей, подчеркивалось в выступлении И. В. Сталина 3 июля 1941 г., является не только ликвидация опасности, нависшей над Советской страной, но и помощь всем народам Европы, порабощенным германским фашизмом.

Внешнеполитическая программа Коммунистической партии выражала интересы трудящихся всех стран. Она явилась мощным стимулом мобилизации свободолюбивых сил на разгром фашизма. Коммунистическая партия была уверена в том, что освободительная война советского народа сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, что они выступят единым фронтом против фашизма и агрессии. В июле 1941 г. Советское правительство подписало соглашения о совместных действиях в войне против Германии с правительствами Великобритании, Чехословакии и Польши. Было положено начало созданию антифашистской коалиции.

Принятые Коммунистической партией и Советским правительством важнейшие решения и меры сыграли огромную роль в перестройке всей жизни страны на военный лад, в создании необходимых условий для успешного ведения войны.

Начальный период войны был самым трудным в борьбе Советского Союза с фашистскими захватчиками. Его последствия длительное время определяли условия и характер военных действий на советско-германском фронте.

В результате неблагоприятного исхода приграничных сражений и больших потерь в людях и военной технике советские войска были вынуждены с тяжелыми боями отступать в глубь страны. К середине июля противник занял Латвию, Литву, часть Белоруссии, Правобережной Украины, вторгся в западные области Российской Федерации, вышел на дальние подступы к Ленинграду, угрожал Смоленску и Киеву.

Потери советских войск за этот период характеризовались следующими данными: из 170 дивизий вышли из строя 28 и свыше 70 лишились половины своего состава в людях и боевой технике {102} ; на захваченной противником территории осталось около 200 складов с горючим, боеприпасами и вооружением. В итоге соотношение сил на советско-германском фронте еще более изменилось в пользу гитлеровцев.

Успехи немецко-фашистской армии в начале войны объяснялись теми большими временными преимуществами, которые она получила в результате милитаризации гитлеровской Германии, использования ею военно-экономических ресурсов почти всей Западной Европы, длительной подготовки агрессии против СССР. Немецкие войска имели опыт ведения современной войны, накопленный в ходе военных кампаний на Западе, были полностью отмобилизованы и оснащены самолетами и танками новых типов и обладали превосходством в подвижности и маневренности. Большая часть сил вермахта заблаговременно сосредоточилась у советских границ и внезапно вторглась в пределы СССР.

Сыграли свою роль и допущенные просчеты в определении возможного времени нападения Германии на Советский Союз и связанные с этим упущения в подготовке к отражению первых ударов агрессора.

Незавершенность развертывания советских войск по планам прикрытия и несвоевременный их вывод на рубежи обороны отрицательно сказались на ходе и исходе первых операций, послужили причиной того, что армии прикрытия не смогли организованно вступить в приграничные сражения.

Вражеской авиации и диверсантам удалось вывести из строя многие узлы и линии связи в звене дивизия - армия - фронт. Это создало большие трудности для командования и штабов всех степеней в своевременном получении исчерпывающей информации о положении на полях сражений и усложнило управление войсками.

Высокая степень моторизации немецко-фашистской армии позволяла ее ударным группировкам, и прежде всего танковым соединениям, стремительно развивать наступление, с ходу преодолевать крупные водные преграды, перехватывать коммуникации, упреждать советские войска в занятии оборонительных рубежей, срывать или ослаблять их контрудары. Ограниченная подвижность стрелковых соединений Советской Армии нередко не позволяла им своевременно выходить из-под ударов противника и занимать оборону на новых рубежах.

Поспешно организуемая оборона при недостатке противотанковых и противовоздушных средств оказывалась непрочной. Армиям и фронтам приходилось действовать в широких полосах (армии - от 100 до 200 км, фронты - от 300 до 500 км), что вынуждало командующих почти все силы располагать в один эшелон. При таком оперативном построении войск оборона не имела необходимой устойчивости.

Глубокие прорывы немецких подвижных соединений вынудили советское командование ввести в сражение резервные армии значительно раньше, чем это предусматривалось планами. Некоторым из них пришлось начать боевые действия, не успев закончить сосредоточение своих частей и соединений.

На неблагоприятном исходе начальных операций сказалось также отсутствие боевого опыта у большей части командного и политического состава Советской Армии. Во главе соединений и оперативных объединений наряду с военными кадрами, прошедшими суровую школу в гражданской войне, в боях на Халхин-Голе, в военном конфликте с Финляндией, стояло немало молодых командиров и военачальников, выдвинутых на ответственные посты непосредственно перед войной. Оказавшись в исключительно сложных условиях динамично развивавшихся событий, они не всегда принимали обоснованные решения.

Таковы основные причины неудач, постигших Советские Вооруженные Силы в начале военных действий.

Вместе с тем уже в тот тяжелый для Советского Союза период войны обнаружилась нереальность планов политических и военных руководителей фашистской Германии. Не оправдались расчеты гитлеровцев на то, что с выходом к Днепру им удастся окончательно сломить сопротивление советских войск, открыть путь для беспрепятственного продвижения к важнейшим политическим и экономическим центрам Советского Союза и тем самым в короткий срок достичь конечных целей войны.

План «Барбаросса», основывавшийся на идее молниеносного разгрома СССР, в самом начале войны дал серьезную трещину. Руководители вермахта допустили грубый просчет в оценке боеспособности и возможностей Советских Вооруженных Сил.

Встретив активное противодействие, агрессор в первых же операциях понес крупные потери в людях и боевой технике. К середине июля лишь в сухопутных войсках они составили около 100 тыс. человек {103} и около половины танков, участвовавших в наступлении. Немецкая авиация к 19 июля потеряла 1284 самолета {104} . Общие потери сухопутных войск вермахта к концу июля превысили 213 тыс. человек {105} .

Жизнь решительно опровергла иллюзии руководителей фашистской Германии, считавших социально-политический строй СССР непрочным, а Советское многонациональное государство - политически слабым. Вопреки их расчетам народы Советского Союза перед лицом грозной опасности, нависшей над страной, еще более сплотились вокруг Коммунистической партии, укрепилась воля советских людей к достижению победы.

Провалились также авантюристические расчеты агрессоров на внешнеполитическую изоляцию СССР. Благодаря дальновидной внешней политике партии, ее программе, выражавшей надежды и чаяния свободолюбивых народов мира, Советский Союз в самом начале войны приобрел союзников. Все демократические силы поднимались на борьбу с гитлеровской агрессией. Были заложены прочные основы для создания антифашистской коалиции.

§ 20. СССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?

1. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Англия и Франция объявили войну Германии. Так началась самая кровавая в мировой истории война. 17 сентября, когда польское правительство уже покинуло территорию страны, части Красной Армии получили приказ пересечь западную границу и освободить территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Советские войска практически не встретили сопротивления. Польские военнослужащие в массовом порядке сдавались в плен на востоке. Судьба их сложилась по-разному, для многих трагически. Тысячи польских офицеров были позднее расстреляны в Катынском лесу под Смоленском.

28 сентября между СССР и Германией был заключён новый договор «О дружбе и границе», определивший прохождение общей границы между двумя странами.

В октябре 1939 г. в западных областях Украины и Белоруссии прошли выборы в Народные собрания, которые провозгласили советскую власть и обратились с просьбой к Верховному Совету СССР принять их в состав Советского Союза. В ноябре 1939 г. новые области законодательно были включены в состав УССР и БССР.

Осенью 1939 г. СССР предложил Эстонии, Латвии и Литве заключить договоры о взаимопомощи. В них содержались положения о размещении войск Красной Армии на территории этих государств. В течение октября—ноября 1939 г. такие соглашения были заключены.

Аналогичный договор СССР предложил заключить и Финляндии. Советская сторона, ссылаясь на необходимость обеспечения своей безопасности, предлагала финнам передвинуть государственную границу от Ленинграда и передать в аренду военно-морскую базу на полуострове Ханко. В качестве компенсации предлагалось передать Финляндии значительную часть территории Карелии. После отказа финской стороны уступить советское руководство приняло решение об использовании военной силы.

30 ноября 1939 г. началась советско-финляндская война. Части Красной Армии начали военные действия против Финляндии в расчёте на быструю победу. Однако война приняла затяжной характер. Армия Финляндии оказала ожесточённое сопротивление. В течение двух месяцев Красная Армия не могла преодолеть мощную систему укреплений — линию Маннергейма. Только после сосредоточения мощной группировки удалось сломить сопротивление противника. В марте 1940 г. был подписан мирный договор, в соответствии с которым граница была отодвинута от Ленинграда на 120—150 км, полуостров Ханко передавался в аренду на 30 лет.

Красный флаг над Выборгом. Художник М.Б. Храпковский (участник боёв). 1940 г.

Советские потери в войне были велики. 126,9 тыс. убитых (почти в 3 раза больше, чем потери финской армии), 248 тыс. раненых, контуженных и обмороженных (почти в 6 раз больше). Германское командование после этой войны уверовало в слабость Красной Армии, что также подтолкнуло его к разработке агрессивных планов в отношении СССР.

Россия сейчас не опасна. Она сегодня ослаблена многими внутренними процессами. Кроме того, у нас есть договор с Россией. Договоры, однако, соблюдаются только до тех пор, пока они соответствуют целям... Мы сможем выступить против России только тогда, когда будем свободны на Западе.

Жители Кишинёва поднимают красный флаг в несть вступления в Бессарабию частей Красной Армии. 1940 г.

Советский Союз понёс также определённые политические потери. В декабре 1939 г. он был исключён из состава членов Лиги Наций.

В июне 1940 г. СССР под предлогом враждебной деятельности в отношении гарнизонов советских войск в прибалтийских государствах потребовал формирования в них новых правительств. Проведённые парламентские выборы привели к победе прокоммунистических сил и формированию народных правительств, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва и Эстония стали советскими социалистическими республиками.

В июне 1940 г. под давлением СССР Румыния передала ему контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. В августе 1940 г. была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав УССР.

Несмотря на начавшуюся Вторую мировую войну и события в соседних государствах, СССР не прекратил диалога с Англией, Францией и США. Английский премьер-министр У. Черчилль добивался от СССР дружественного нейтралитета в начавшейся войне. При этом он заявлял, что Англия окажет помощь СССР в случае агрессии против него Германии. СССР рассчитывал также на английское влияние на Турцию с целью того, чтобы в возможной войне СССР с Германией она сохраняла нейтралитет.

С ноября 1939 г. начались контакты высших руководителей СССР и США. Поражение англо-французской коалиции в июне 1940 г., выведение из войны Франции, обострение американояпонских отношений заставили США пойти на активизацию отношений с СССР. В начале 1941 г. США заявили советским представителям, что будут готовы оказать помощь СССР, если он станет жертвой германской агрессии.

Продолжались и контакты СССР с лидерами Германии, Японии, Италии. Их целью было максимально возможное сдерживание от готовящейся войны против СССР. В ноябре 1940 г. состоялся визит в Берлин В. М. Молотова. Важным успехом советской дипломатии стало заключение в апреле 1941 г. договора о нейтралитете с Японией.

В апреле—июне 1941 г. Черчилль неоднократно предупреждал Сталина о готовящемся нападении Германии на СССР. Но после перелёта в Англию заместителя А. Гитлера Р. Гесса недоверие Сталина к англичанам лишь усилилось. Он считал предупреждения Черчилля большой провокацией.

2. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Начавшаяся Вторая мировая война повлияла на выполнение планов третьей пятилетки. Подготовка к возможной войне стала основой развития экономики. К весне 1941 г. продукция оборонной промышленности выросла в 2,8 раза. До начала войны было построено 3 тыс. промышленных предприятий. Из общей суммы капиталовложений в 1940 г. более 50 % было направлено на оборонные стройки и предприятия. Для повышения специализации производства Наркомат оборонной промышленности в 1939 г. был разделён на наркоматы авиационной промышленности, вооружений, боеприпасов и судостроительной промышленности. Расширялось количество оборонных заводов, в том числе и заводов-дублёров на востоке страны. В 1939 г. насчитывалось 17 авиастроительных заводов, а к лету 1941 г. — 24. Оборонные заказы размещались на тысячах предприятий, вплоть до фабрик музыкальных инструментов и заводов детских игрушек. В 1940 г. из гражданских ведомств в оборонные наркоматы было передано 40 заводов. Производство танков с 1940 г. начали осваивать Сталинградский и Челябинский тракторные заводы. Для более быстрого создания, проведения испытаний и внедрения в производство новых образцов военной техники и вооружения возрастает количество научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (КБ). В предвоенные годы возникли ОКБ под руководством талантливых конструкторов А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, П. О. Сухого, М. И. Гуревича и др. Началось серийное производство истребителей МиГ-1, МиГ-3, Як-1, штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика СВ. К 1939 г. появились новейшие конструкции танков. К ним относились средний танк Т-34 (М. И. Кошкин и др.), тяжёлый танк КВ (Ж. Я. Котин).

Танк Т-34

Однако серийное производство новых образцов вооружений задерживалось. Неблагополучно было положение с производством автоматов, зенитной и противотанковой артиллерии, сократился выпуск ручных и станковых пулемётов. Два года не могли запустить в серийное производство реактивные снаряды М-13 для миномётной установки, получившей в дальнейшем название «катюша». Процесс перевооружения армии и флота на новые образцы техники планировалось завершить только в 1942 г.

3. Реорганизация Красной Армии. 1 сентября 1939 г. был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Его принятие свидетельствовало о начале реформы вооружённых сил, переходе к кадровой системе комплектования. Призывной возраст снижался с 21 года до 19 лет, что позволяло призвать на службу дополнительно два возраста. 2 сентября 1939 г. Совнарком СССР принял постановление об увеличении более чем в 3 раза количества стрелковых дивизий (с 51 до 173).

Руководством страны были проанализированы ошибки и неудачи военных действий Красной Армии в ходе советско-финляндской войны. Был снят с должности нарком обороны маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов и в мае 1940 г. назначен С. К. Тимошенко. На руководящие должности были выдвинуты командиры, зарекомендовавшие себя в ходе военных действий у реки Халхин-Гол и «зимней» войны с Финляндией.

Боеспособность Красной Армии во многом зависела от уровня подготовки военных кадров, а в ней ощущался явный недостаток командиров. Это объяснялось как проходившей реорганизацией, которая привела к резкому увеличению числа воинских частей, так и бурным ростом численности вооружённых сил в стране. Накануне войны численный состав армии превышал 5 млн человек. Произошло значительное увеличение сети военных учебных заведений. В 1941 г. подготовку кадров вели 15 военных академий, 203 средних военных училища и другие учебные заведения. В 1939 г. были назначены на новые должности более 240 тыс. человек (69 % всего командного состава). Возрос образовательный уровень командного состава. Среди них высшее военное образование имели в 1941 г. 52 %. Однако опытных командных кадров было явно недостаточно. К началу 1940 г. до 70% командиров полков и свыше 70% командиров дивизий находились в этой должности менее года. Это явилось во многом следствием репрессий 1937—1938 гг., когда было арестовано более 9,5 тыс. командиров, 434 человека в звании комбригов и выше были расстреляны. В центральном аппарате наркомата обороны были расстреляны 8 заместителей наркома обороны, 24 начальника управлений. Правда, в 1939—1941 гг. были освобождены и восстановлены в должности около 4 тыс. военнослужащих.

Определённые просчёты были допущены в организационном строительстве танковых войск. В 1939 г. механизированные корпуса были расформированы исходя из опыта войны в Испании. После советско-финляндской войны и действий германской армии во Франции было принято решение о создании шести танковых корпусов, которые стали называть механизированными. В начале 1941 г. принимается решение о формировании ещё 20 механизированных корпусов. Для их комплектования были использованы все танковые бригады и отдельные танковые батальоны Красной Армии. В результате полностью укомплектовать корпуса не удалось, а пехотные части лишились танковой поддержки.

Партийное собрание в танковой части. 1940 г.

В отличие от вооружённых сил Германии (вермахта) советские военно-воздушные силы не были максимально централизованы, а находились в подчинении фронтов, армий, флотов.

Таким образом, реорганизация, проводившаяся в Красной Армии, не была завершена, что снижало её боеспособность.

4. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Накопившиеся кризисные явления в экономике негативно влияли на промышленное производство. Повышение норм выработки, низкая заработная плата приводили к текучести рабочей силы, которая была характерна для многих предприятий.

26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Рабочий день увеличивался на один час. Вместо 6-дневной рабочей недели (5 рабочих дней и выходной) вводилась семидневная рабочая неделя (6 рабочих дней и выходной). Сверхурочные работы стали обязательными. Рабочие закреплялись по месту своей трудовой деятельности, для перехода с одного места работы на другое требовалось разрешение дирекции предприятия. Предусматривалась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин. Это был достаточно жёсткий указ, но он выполнялся в течение нескольких месяцев, а затем дирекция, отвечавшая за выпуск продукции, находила различные формы смягчения этого указа. Например, штрафы компенсировались выплатами премиальных.

Руководители промышленных наркоматов могли перемещать инженерно-технических работников, административный персонал и рабочих с одного предприятия на другое в разные районы страны, причём работники не имели права отказаться от выполнения этого приказа. Для всех работников вводились трудовые книжки, в которых регистрировались сведения о поступлении на работу, увольнениях и причинах, их обусловивших.

В июле 1940 г. был принят указ об ответственности за выпуск недоброкачественной некомплектной продукции. К уголовной ответственности привлекались уже директора предприятий, начальники отделов и цехов.

В целях обеспечения промышленности квалифицированной рабочей силой 2 октября 1940 г. последовал указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал создание ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ. Планировался ежегодный выпуск около миллиона квалифицированных рабочих. Ужесточение трудовой дисциплины коснулось и учащихся. Указом от декабря 1940 г. предусматривалась уголовная ответственность, вплоть до заключения в колонию сроком до года, за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища.

5. Военно-патриотическое воспитание населения. В 1938 г. Сталин говорил, что весь народ необходимо держать в состоянии мобилизационной готовности перед лицом военной опасности. Широкое развитие в те годы получила деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др. В конце 1930-х гг. Осоавиахим превращается в мощную военизированную организацию, его основной задачей стала допризывная подготовка и подготовка резерва армии и флота. Общество стало представлять собой государственный орган, деятельность которого находилась под строгим контролем партии, правительства и армии. В рядах организации к осени 1939 г. находилось более 10 млн человек.

В кружках Осоавиахима велась подготовка стрелков, телефонистов-морзистов, лётчиков и кавалеристов и т. д. В системе противовоздушной и противохимической обороны только за 1939 г. прошли обучение около 8 млн человек. В обществе Красного Креста и Красного Полумесяца основы медицинской подготовки проходили в основном девушки.

Только за 1938—1939 гг. около 2,5 млн человек сдали нормы ГТО и БГТО («Будь готов к труду и обороне»). Крупной материальной базой располагали спортивные общества. К концу 1939 г. в стране было 62 тыс. физкультурных коллективов, объединявших 5 млн человек. В начавшейся войне военная подготовка населения сыграла свою большую положительную роль.

Парад советских физкультурников в Москве на Красной площади

В пропагандистской работе ставилась цель сформировать у советских людей убеждение, что война будет носить только наступательный характер, вестись на чужой территории. Другие варианты не рассматривались. В художественной литературе, в периодической печати, в кинематографе, в стихах и песнях прославлялись доблесть и сила Красной Армии.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Благодаря последовательной и прагматичной внешней политике советскому руководству удалось почти на два года отсрочить вступление СССР в войну (и соответственно лучше подготовиться к ней), а также создать предпосылки для формирования в будущем антигитлеровской коалиции. Форсированный рост военного производства накануне войны, несмотря на «перегрев» промышленности, создал предпосылки для последующего быстрого перевода экономики страны на военные рельсы. Хотя в полной мере мирная передышка 1939—1941 гг. использована так и не была.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности? 2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны? 3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер? 4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии. 5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?

Работаем с картой

1. Покажите на карте изменения в национально-государственном устройстве СССР 1939—1941 гг. 2. Покажите западные границы СССР к июню 1941 г.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939—1941 гг. Как решались эти задачи? 2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооружённых сил СССР? 3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособности нашей страны? 4. В чём вы видите значение военно-патриотического воспитания молодёжи для укрепления обороноспособности страны? 5. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику СССР в начале Второй мировой войны. 6. Прослушайте исполнение известной советской песни братьев Покрасс и В. И. Лебедева-Кумача «Если завтра война». Опираясь на исторические факты и аргументы, дайте анализ текста песни и оцените готовность СССР, советского народа к войне.

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

Сталинская стратегия победоносной наступательной войны в 1941 г. обернулась тяжёлыми поражениями Красной Армии. Вместо «прыжка» на Запад был осуществлён «бросок на Восток».

В. Д. Данилов

Нет никаких серьёзных аргументов и фактов, способных доказать готовность СССР к наступательной войне летом 1941 г.

Перевод ГО на военное положение - это один из наиболее ответственных и сложных периодов деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяются заблаговременно в мирное время.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности ГО:

· «Повседневная» ;

· «Первоочередные мероприятия ГО первой группы»;

· «Первоочередные мероприятия ГО второй группы»;

· «Общая готовность гражданской обороны».

Приведение в готовность ГО и перевод ее с мирного на военное положение обеспечивает устойчивое управление силами ГО в военное время, снижение потерь населения и личного состава службы путем проведения мероприятий по медицинской защите, повышению устойчивости работы объектов ГО в военное время и подготовку сил и средств к всестороннему обеспечению населения при нападении противника.

Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением Президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.

Для сокращения сроков перевода ГО на военное положение, еще до ввода в действие планов гражданской обороны, предусматривается выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй группы, повышающих готовность служб гражданской обороны. Эти мероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок и ремонтных работ.

При планомерном переводе системы гражданской обороны с мирного на военное положение, с получением распоряжения о проведении первоочередных мероприятий ГО первой группы , начальник ГО осуществляет оповещение и сбор руководящего состава ГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органа управления по делам ГОЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяет руководящий состав согласно штату и направлениям деятельности.

Непосредственно в пункте постоянной дислокации органа управления организуется круглосуточное дежурство руководящего состава штаба ГО, члены которого приступают к выполнению своих обязанностей согласно штатному расписанию. Специалистами органа управления и членами штаба ГО в соответствии со своими функциональными обязанностями уточняются разделы плана ГО по обеспечению населения в военное время.

В ходе выполнения первоочередных мероприятий ГО первой группы приводятся в готовность защищенные стационары для укрытия нетранспортабельных больных и обслуживающего персонала.

В этот период осуществляется подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты личному составу формирований из запасов объектов экономики. Со складов мобилизационного резерва организуется вывоз на пункты выдачи противогазов и приборов радиационной и химической разведки.

На запасные загородные пункты управления (ЗЗПУ) министерств и ведомств, субъектов РФ, в целях медицинского обеспечения боевых расчетов ПУ осуществляется закладка медикаментов.

В учреждениях государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля ГО (СНЛК) приводятся в рабочее состояние технические средства и оснащение, предназначенные для обнаружения и индикации радиоактивного, химического и биологического заражения продуктов, пищевого сырья и питьевой воды.

Уточняется укомплектованность формирований и учреждений ГО личным составом и дефицитными специалистами, обеспеченность техникой и имуществом. Определяется наличие и исправность автомобильной и другой техники, поступающей на доукомплектование из различных организаций; подготавливается заявка соответствующему начальнику ГО на недостающее количество техники и имущества согласно нормам оснащения.

Важным разделом работы штаба ГО при выполнении первоочередных мероприятий ГО первой группы является уточнение планов-графиков наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время по следующим показателям:

1. Обеспеченность формирований и учреждений ГО автономными источниками электроэнергии.

2. Состояние укомплектованности формирований и учреждений ГО специалистами.

3. Обеспеченность формирований и учреждений ГО всеми видами имущества.

4. Готовность дублеров штабов ГО взять на себя управление.

5. Состояние связи и управления.

Одновременно на объектах ГО проводятся подготовительные мероприятия к введению режимов светомаскировки и усилению мер противопожарной защиты.

При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй группы осуществляется перевод руководящего состава ГО на круглосуточную работу. Начальник ГО дает распоряжение всем подчиненным штабам на организацию посменной круглосуточной работы и контролирует его выполнение. На загородный запасный пункт управления ГО направляется оперативная группа.

Приводится в полную готовность система связи со всеми подчиненными штабами ГО. Уточняется план выезда на ЗЗПУ основного состава штаба ГО, доводятся до работников штаба места сбора и их основные обязанности.

Загородные запасные пункты управления ГО создаются заблаговременно. Они оборудуются вне зон возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зон возможного катастрофического затопления. При выборе мест расположения ЗЗПУ учитывается возможность использования существующих и строящихся линий связи.

В этот период приводятся в готовность в пунктах постоянного размещения медицинские формирования повышенной готовности и санитарно-транспортные формирования. Для этого соответствующий начальник ГО дает распоряжение оповестить и собрать личный состав формирований в установленных местах; организовать выдачу и получение личным составом средств индивидуальной защиты, табельного имущества и приборов; доукомплектовать медицинские формирования личным составом, подготовить технику и приборы к работе; проверить готовность, организовать обучение личного состава формирований, не прошедших подготовку по ГО.

Одновременно приводятся в готовность все имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения, предназначенные для укрытия личного состава службы и больных. Осуществляется проверка убежищ на герметичность и работоспособность систем, наличия аварийных запасов воды, продовольствия, наличия средств связи и оповещения и подготовка их к работе. В убежища категорированных городов закладываются коллективные медицинские аптечки, предназначенные для оказания медицинской помощи укрываемым. Закладка коллективных медицинских аптечек осуществляется непосредственно медицинскими службами ГО городов, городских районов, объектов экономики в срок до 12 часов, а в быстровозводимые убежища - по мере их введения в эксплуатацию. Номенклатура и количество медикаментов, перевязочных средств, медицинских предметов зависят от количества укрываемых.

На 100-150 человек закладывается аптечка коллективная по описи №1, на 400-600 человек - по описи №2. При наличии в звене (группе) по обслуживанию убежища фельдшера комплектуется дополнительно набор фельдшерский, врача - набор врачебный.

Аптечки коллективные и наборы комплектуются медицинскими учреждениями (медпунктами), медико-санитарными частями, амбулаториями (поликлиниками), обслуживающими объекты экономики в период приведения в готовность защитных сооружений за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов в аптечной сети и магазинах ТПО «Медтехника».

Из запасов объектов рабочим и служащим выдаются средства индивидуальной защиты и медицинские средства индивидуальной защиты.

В этот период производится выписка части больных из лечебных учреждений на амбулаторное лечение. Сокращаются госпитализация больных для планового лечения и сроки стационарного лечения.

Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточную работу с ведением постоянного наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой на закрепленной за ними территории. Специалистами СНЛК два раза в сутки снимаются показания на зараженность объектов внешней среды отравляющими и радиоактивными веществами. Мероприятия по индикации бактериальных (биологических) средств проводятся по показаниям.

При наличии эпидемических показаний в этот период проводится массовая иммунизация населения. Прививочные бригады создаются на базе лечебно-профилактических учреждений. Соответствующие вакцины и сыворотки обеспечиваются за счет учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях обеспечения радиационной безопасности, персоналу АЭС и населению, проживающему в 30-километровой зоне, выдаются препараты стабильного йода. На объектах здравоохранения проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов здравоохранения - приводятся в готовность автономные источники энергоснабжения, пункты управления объектов, подготавливается аварийное освещение.

Одним из наиболее важных мероприятий, проводимых в этот период, является проведение подготовки к дополнительному развертыванию больничных коек в загородной зоне. В этих целях начальник МС ГО субъекта РФ во взаимодействии с начальником отдела медицинской защиты главного управления по делам ГО и ЧС области (края, республики в составе РФ) организуют проверку наличия ордеров приписываемых зданий и помещений для развертывания лечебных учреждений больничной базы, а также степени готовности этих зданий к развертыванию в них лечебных учреждений ББ МС ГО в соответствии с заданием. Проводятся мероприятия по завершению в сжатые сроки выполнения приспособительных работ второй очереди.

В целях обеспечения своевременного развертывания лечебных учреждений в загородной зоне за каждым лечебно-эвакуационным направлением закрепляется необходимое количество формирований гражданской обороны. Для оснащения лечебных учреждений МС ГО подготавливается медицинское имущество, уточняется их обеспеченность санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. В этот период осуществляется выдача медицинского имущества лечебным учреждениям загородной зоны со складов мобилизационного резерва.

Одновременно приводятся в готовность имеющиеся противорадиационные укрытия (ПРУ), ведется работа по приспособлению подвалов для укрытия медицинского персонала и больных в лечебных учреждениях. Личному составу формирований ГО выдаются приборы радиационной и химической разведки, медицинские средства индивидуальной защиты вывозятся со складов мобилизационного резерва. В убежищах объектов экономики категорированных городов, продолжающих производственную деятельность в военное время, развертываются медицинские пункты.

При введении «Общей готовности ГО» штаб ГО совместно с отделом медицинской защиты главного управления по делам ГОЧС области (края, республики) приводит в готовность органы управления, формирования и учреждения службы, организует работу учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора в составе СНЛК, проводит мероприятия по защите личного состава служб ГО. С этой целью организуется своевременное оповещение и сбор личного состава органов управления, их работа по установлению связи с выше- и нижестоящими штабами ГО, взаимодействие со службами ГО, уточнение планов обеспечения населения.

В этот период осуществляется подготовка к эвакуации медицинских учреждений и к вывозу запасов медицинского имущества из категорированных городов. Проводится комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Без прекращения работы в медицинских учреждениях, на базе которых они создаются, приводятся в готовность все формирования медицинской службы ГО. В этот период в круглосуточном режиме организуется работа учреждений СНЛК по ведению наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды, атмосферного воздуха, продовольствия и питьевой воды РВ, ОВ, БС.

При переводе ГО на военное положение особое внимание должно уделяться проведению мероприятий по защите личного состава формирований МС ГО, медицинского персонала и больных, находящихся в лечебных учреждениях, от средств поражения вероятного противника путем укрытия их в защитных сооружениях. Укрытие названных контингентов осуществляется следующим образом: в категорированных городах - в защитных сооружениях и быстровозводимых убежищах; в загородной зоне - в противорадиационных укрытиях и приспособленных подвалах.

В этот период приводятся в готовность и передаются в оперативное подчинение соответствующим начальникам МС ГО санитарно-транспортные формирования ГО.

Нетранспортабельные больные в категорированных городах укрываются в защищенных стационарах, развертываемых в убежищах, строительство которых предусматривается из расчета 10% коечной емкости учреждения мирного времени.

При проведении мероприятий «Общей готовности ГО» проводится подготовка лечебных учреждений категорированных городов к эвакуации в загородную зону, что требует большого внимания со стороны медицинской службы ГО: необходимо провести подготовку к выписке части больных на амбулаторное лечение; определить группы нетранспортабельных больных и больных, подлежащих эвакуации; наметить очередность вывоза имущества, с учетом его необходимости при оказании медицинской помощи; выслать оперативные группы к местам развертывания лечебных учреждений МС ГО в загородной зоне с целью приема приписанных помещений и организации приспособительных работ; уточнить количество необходимых для эвакуации ЛПУ транспортных средств.

С учетом возможности внезапного нападения противника, важным мероприятием в этот период является развертывание в загородной зоне дополнительных больничных коек МС ГО силами здравоохранения сельской местности и некатегорированных городов.

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий при степени готовности «Общая готовность ГО» направлено на сохранение здоровья населения и личного состава формирований и учреждений ГО, а также на профилактику возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. Эти мероприятия проводятся Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и создаваемыми на их базе санитарно-противоэпидемическими формированиями ГО на всей территории области (края, республики в составе РФ), в том числе в районах, предназначенных для размещения рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуированного населения, а также на маршрутах эвакуации и в местах развертывания эвакуационных органов.

При получении соответствующих распоряжений медицинская служба ГО организует медицинское обеспечение частичной эвакуации населения и вывод медицинских формирований повышенной готовности в загородную зону.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. "ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ"

Первые мероприятия советской власти в области экономики. Пришедшие к власти в России большевики были профессиональными революционерами. Программа партии была нацелена на захват власти, а экономические проблемы обозначались в ней лишь в общих чертах. Предполагалось, что после победы пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата наступит переходный период от капитализма к социализму. За это время необходимо было ликвидировать частную собственность, сосредоточить производство в руках "рабоче-крестьянского" государства, сформировать хозяйственные связи, основанные на административном распределении продукции из единого центра.

В ноябре 1917 г. Ленин определил первоочередные меры в экономической области: "...рабочий контроль над фабриками, следующая за этим экспроприация их, национализация банков, создание высшего экономического совета, регулирующего все хозяйство страны". 14 ноября был принят декрет и "Положение о рабочем контроле".

Рабочий контроль вводился во всех промышленных, торговых, транспортных, банковских и других предприятиях, где применялась наемная рабочая сила. Некомпетентное вмешательство рабочих контролеров в деятельность предприятий вызывало недовольство предпринимателей. В знак протеста многие из них стали закрывать свои фабрики и заводы. В ответ большевики начали экспроприацию частных предприятий. Однако первоначально национализация выступала не как инструмент создания социалистической экономики, а как ответная реакция государства на враждебные шаги со стороны предпринимателей.

Декретом ВЦИК от 1 декабря 1917 г. впервые в мировой экономической практике был создан особый государственный аппарат регулирования и управления народным хозяйством - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Началось массированное наступление на частную собственность. 14 декабря в Петрограде были национализированы частные банки, банковское дело объявлялось государственной монополией. Государственный банк был переименован в народный. В 1918-1919 гг. все банки, кроме народного, были ликвидированы. Были вскрыты все сейфы, конфискованы ценные бумаги, царские рубли, золото.

В январе 1918 г. началась национализация железнодорожного транспорта, речного и морского флота. В апреле 1918 г. был издан декрет о национализации внешней торговли. Советское правительство объявило о непризнании внутренних и внешних долгов царского и Временного правительства. 1 мая 1918 г. были отменены права наследования. Декрет от 28 июня 1918 г. "О национализации ряда отраслей промышленности" передавал в руки государства все крупные промышленные предприятия важнейших отраслей промышленности: металлургической, горной, машиностроительной, химической, текстильной и др.

Закон о социализации земли. В то время как советская власть экспериментировала в области промышленного производства, в деревне, согласно декрету о земле, крестьяне делили помещичью, монастырскую и удельную земли. 19 февраля 1918 г., в день отмены крепостного права, был опубликован Закон о социализации земли. Он явился результатом хрупкого компромисса, который сложился между большевиками и левыми эсерами.

К весне 1918 г. первый передел земельного фонда был почти полностью завершен. Земельные отношения теперь выглядели следующим образом: частная собственность на землю была ликвидирована; верховным собственником всей земли являлось государство; оно наделяло крестьян землей по уравнительно-трудовой норме, при этом крестьяне являлись лишь пользователями земли, но не ее хозяевами.

Большевики, занятые политическими проблемами, до поры до времени сквозь пальцы смотрели на события в деревне, передоверяя решение многих проблем левым эсерам, которые контролировали не только народный комиссариат земледелия, но и большинство местных земельных комитетов. Однако вскоре ситуация резко изменилась.

Установление продовольственной диктатуры. Экономические связи между городом и деревней в первое полугодие советской власти строились по схеме, доставшейся от Временного правительства. Сохраняя хлебную монополию и твердые цены, хлеб получали при помощи товарообмена. Нарком продовольствия имел в своем распоряжении предметы промышленного производства и на определенных условиях направлял их в деревню, стимулируя тем самым хлебосдачу.

Однако в условиях нестабильности, отсутствия необходимых промышленных товаров крестьяне не спешили отдавать хлеб правительству, наделившему их землей. К тому же весной 1918 г. военно-политическая ситуация резко ухудшилась. От Центра оказались отрезанными хлебные районы Украины, Кубани, Поволжья, Сибири. Над территорией советской России нависла угроза голода. В конце апреля 1918 г. суточная норма хлебного пайка в Петрограде была сокращена до 50 г. В Москве рабочие получали в среднем 100 г. в сутки. В стране начались голодные бунты.

На основании декрета от 13 мая 1918 г. ВЦИК установил нормы душевого потребления для крестьян - 12 пудов зерна, 1 пуд крупы и т. д. Весь хлеб, превышающий эти нормы, получил название "излишков" и подлежал изъятию. Для выполнения этой задачи создавались вооруженные рабочие продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.

Большевики опасались, что "крестовый поход", объявленный городом деревне, может вызвать объединение всего крестьянства для организованной хлебной блокады. Поэтому ставка была сделана на раскол деревни, на противопоставление бедноты остальным крестьянам. 11 июня 1918 г., несмотря на возражения левых эсеров, был издан декрет об образовании комитетов деревенской бедноты (комбедов).

Переход к продразверстке. Деятельность комбедов до предела накалила обстановку в деревне. Во многих районах они вступали в конфликт с местными Советами, стремясь отобрать у них власть. В деревне создалось двоевластие. 2 декабря 1918 г. был обнародован декрет о роспуске комбедов. Это решение было вызвано как экономическими, так и политическими причинами. Расчеты на то, что комбеды помогут увеличить поставки хлеба, не оправдались. Цена же хлеба, который удалось получить в результате "вооруженного похода в деревню", оказалась неизмеримо высокой - всеобщее возмущение крестьян, вылившееся в серию крестьянских восстаний против большевиков. Этот фактор мог оказаться решающим в деле свержения большевистской власти. Необходимо было вернуть доверие прежде всего среднего крестьянства, которое после передела земли определяло лицо деревни. Роспуск комитетов деревенской бедноты был первым шагом по пути политики умиротворения среднего крестьянства.

11 января 1919 г. был издан декрет "О разверстке хлеба и фуража". Согласно этому декрету государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем это количество распределялось (разверстывалось) по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Причем продразверстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных "государственных потребностей", что на деле означало изъятие всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов. Новым элементом по сравнению с политикой продовольственной диктатуры являлось лишь то обстоятельство, что крестьяне заранее знали намерения государства, но и это было немаловажным фактором для крестьянской психологии.

Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Был взят курс на ускоренную национализацию промышленных предприятии, включая и мелкие, "с числом рабочих более десяти или более пяти, но с использованием механического двигателя". Все оборонные предприятия и железнодорожный транспорт были переведены на военное положение. Провозгласив лозунг "Кто не работает, тот не ест", советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения для выполнения работ общегосударственного значения: лесозаготовительных, дорожных, строительных и т.д. Введение трудовой повинности повлияло на решение проблемы заработной платы. Первые эксперименты советской власти в этой области перечеркнула безудержная инфляция. Чтобы обеспечить существование рабочих, государство пыталось компенсировать зарплату "натурой", выдавая вместо денег продуктовый паек, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости. Затем была отменена плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги. Государство, мобилизовав рабочий класс, почти полностью брало на себя его содержание.

Логическим продолжением экономической политики большевиков стало фактическое упразднение товарно-денежных отношений. Сначала была запрещена свободная продажа продовольствия, затем других товаров широкого потребления, которые распределялись государством в качестве натурализированной заработной платы. Однако, несмотря на все запреты, нелегальная торговля продолжала существовать. По различным подсчетам, государство распределяло лишь 30-45% реального потребления. Все остальное приобреталось на "черном рынке", обменивалось у "мешочников" - нелегальных продавцов продовольствия.

Вся совокупность чрезвычайных мер получила название политики "военного коммунизма" . "Военного" - потому что политика эта была подчинена единственной цели - сконцентрировать все силы для военной победы над политическими противниками; "коммунизма" - потому что предпринимаемые большевиками меры удивительным образом совпадали с марксистским прогнозом относительно некоторых социально-экономических черт будущего коммунистического общества.

Новая программа партии, принятая в марте 1919 г. на VIII съезде Российской коммунистической партии (большевиков) - как стала называться РСДРП(б), уже напрямую связывала "военно-коммунистические меры" с теоретическими представлениями о коммунизме.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.