Поэтический мир цветаевой. Поэтический мир марины цветаевой. Раскрыть для себя художественный мир поэтессы

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога - мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима - в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань - война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

ХОД УРОКА

I. Введение. Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт - защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы - и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что - Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно - слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

III. Вехи жизни.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б ) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание )

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги - “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание )

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках - воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

(А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок - символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой - славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин - тога, Пушкин - схима,
Пушкин - мера, Пушкин - грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин - имя
Благодарное - как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город - Москву.)

Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить - знать, любить - мочь, любить - платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще - разрыв. Невероятная откровенность, открытость - неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас - через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной...”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям - поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем -
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали - поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу -
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край - всем краям наоборот!
Куда назад идти - вперед
Идти, - особенно - тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее - Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - в ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои - дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Моим стихам
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.


УРОК 57

ТЕМА: ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

Имя этой женщины – Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни – трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева – выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».

Марина Цветаева как будто заранее предчувствовала свою судьбу и еще в юности писала стихи о смерти. Можно, конечно, считать это данью литературной моде, однако предчувствие ее не обмануло. Как заметил один из критиков: «Мало сказать, что жизнь не баловала Марину Цветаеву,- она преследовала ее с редким ожесточением». Хотя вначале ничто не предвещало трагического конца. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября(8 октября)1892 г. В семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе память тем, что был основателем Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, была из обрусевшей немецко-польской семьи. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, но мать заболела чахоткой, ей предписали мягкий климат, и у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, где девочки учились в частных пансионах, а в 1906 г. мать умерла. Осенью этого же года Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии, сделав это вполне сознательно, чтоб как можно реже бывать в осиротевшем доме. В это время она начинает писать стихи, основным мотивом которых становится мотив смерти и одиночества, хотя в первых стихах (она начала писать в 6 лет) таких мотивов не было. Марина очень много читает, придумывает себе кумиров, одним из которых стал в 1905 году лейтенант Шмидт, потом был Наполеон и герцог Рейхштадтский, его незадачливый сын. Марина вообразила себя бонапартисткой и повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы. Были потом в ее жизни и другие герои, которых объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами – бунтарями, как она сама. Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у нее был трудный, упрямый характер, она порой даже казалась дикой и дерзкой, и хотя была ужасно застенчивой, легко шла на конфликт. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков, и всегда интересовалась своей родословной.

^ Какой-нибудь предок мой был – скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром?

Писала Цветаева в одном из своих стихотворений. В другом она вспоминала своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...»Литературные кумиры тоже были многочисленны: Пушкин, Гете, Блок, Пастернак, Ахматова.

Первый сборник стихов Цветаевой вышел в печать в 191- г. и был одобрен такими поэтами, как Брюсов, Волошин, Гумилев. Особую поддержку она получила в лице М.Волошина, с которым она подружилась, несмотря на разницу в возрасте. В доме Волошина в 1911 г. Цветаева познакомилась с С.Эфроном, который в 1912 г. стал ее мужем. В этом же году вышел второй сборник ее стихов – «Волшебный фонарь»- и родилась дочь Ариадна. В 1913 г. умер отец Цветаевой. Однако, несмотря на горечь утраты, Марина обрела душевное равновесие и на протяжении последующих 5-6 лет была невероятно счастлива. Это был «роман с собственной душой», как писала она потом. В печати появляется еще один сборник ее стихов – «Из двух книг», она пишет много стихов о Москве, адресуя их Блоку, Ахматовой, Мандельштаму. Началась Первая мировая война, Сергей Эфрон ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, что рисковал жизнью. Для поэтессы эти годы становятся временем творческого взросления. В 1917 г. родилась вторая дочь – Ирина. Произошли две революции, Эфрон в Крыму, но дважды тайно пробирается в Москву. Марина вместе с детьми терпит огромные лишения, от истощения умирает Ирина. Цветаева в отчаянии, она не видит никакого выхода, но продолжает много писать: в это время было создано свыше 300 стихотворений, поэма «Царь-девица», шесть романтических пьес, множество записей-эссе. Позднее критики скажут, что это был период небывалого расцвета ее творчества, в котором преобладали трагические мотивы и мотив разлуки. Однако были и другие особенности в ее творчестве: оно было насыщено народными образами, темами и мотивами. В 1921 г. Цветаева через И.Эренбурга получает письмо от Эфрона, который жил в то время в Праге, и решает выехать из России (1922г.).Вначале она едет в Берлин, а оттуда в Прагу, где живет три года, здесь родился сын Георгий (Мур). Много пишет. Главной темой творчества становится философия и психология любви, причем не только любви мужчины и женщины, но и любви ко всему, что есть на свете.! Ноября 1925 г. переезжает в Париж. Живется трудно. Хотя Цветаеву много и охотно печатают, гонорары скромны, денег не хватает. Во Франции вместе с мужем она прожила 13 с половиной лет. Она стала признанным поэтом, но натянутыми были отношения с русскими поэтами и прозаиками, многие из которых ей откровенно завидовали. Особенно напряженными были отношения с Мережковским и Гиппиус. В 1937 г. на родину возвращается Ариадна, затем Эфрон, Цветаева осталась одна с сыном и более полугода ничего не писала. 12 июня 1939 г. Марина Цветаева вернулась в СССР, вся семья воссоединилась и устроилась в подмосковном Болшеве. Но эта последняя радость длилась недолго: в августе 1939 г. арестовали дочь, в октябре – мужа, и она в который раз остается одна с сыном. Вновь начались скитания. Мужа своего Цветаева больше не увидела, говорят, он был расстрелян в 1941г. Началась Великая Отечественная война, Цветаева в это время работала над переводом стихов испанского поэта Ф.Гарсиа Лорки. Теперь работа прервалась Переезд в Татарию, в город Елабуга. Найти работу невозможно. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где жила Цветаева с сыном, ее подкармливала жен местного милиционера, которой она помогала стирать.

Новые испытания оказались Цветаевой уже не под силу, ее воля к жизни с каждым днем слабела. Последней надеждой была работа в Чистополе, где жили в основном московские эвакуированные писатели. Там открылась столовая, и Цветаеву должны были взять на работу посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она повесилась, оставив три записки – своим знакомым с просьбой не оставлять ее сына, и сыну, в которой были такие слова: «Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Через три года прогиб на войне и сын Цветаевой.

Такая страшная судьба впала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной. Но хоть в одном пророчества Цветаевой оправдались. Двадцатилетней романтической девушкой она написала в одном из своих стихотворений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

^ 2.ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей было присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем становится неизбежным и для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности:

^ Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший сер!...

С этой безмерностью в мире мер?!

Поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

^ Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы-и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что-Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Поэтому такой важной считала Цветаева миссию поэта, дар которого возносит над обыденностью, но одновременно и лишает обычных человеческих радостей.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. В ее творчестве можно найти русские народные поэмы-сказки и интимнейшую психологическую лирику.

^ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

-«Гришка-вор тебя ополячил» - стр.24

- «Писала я на аспидной доске…»

(По книге:

Педчак Е.П.Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.)

Тема Родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера отобразилось в стихах о Москве. В первых стихах – Москва- символ гармонии, минувшего, в более поздних- символ Родины, святыни. С темой Родины связан и мотив странничества как символа неприкаянности, самоотречения, непокоя. Вообще душа всегда была главной темой цветаевского творчества.

Свобода и свободолюбие, а также любовь - вечные и дорогие темы творчества Цветаевой.

3.Итог урока.

Мы лишь немного прикоснулись к творчеству М.Цветаевой.Ее литературное наследие необыкновенно велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧЕБНИК, СТР.64-78 (2 ТОМ)

(. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2 ч./В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост.Е.П.Пронина; Под ред.В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2001.)

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ: «БЕССОННИЦА», «ПОДРУГА», «УЧЕНИК», «ДЕРЕВЬЯ», «МОЛОДОСТЬ», «ЧАС ДУШИ», «СТОЛ».

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЙ «РОМАНТИЗМ» И «РОМАНТИЧЕСКИЙ».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога - мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима - в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань - война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М. Цветаева, 1913

ХОД УРОКА

I. Введение. Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт - защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы - и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что - Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно - слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

III. Вехи жизни.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б ) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание )

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги - “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание )

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках - воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

(А. Н. Некрасова.)

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок - символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой - славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин - тога, Пушкин - схима,
Пушкин - мера, Пушкин - грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин - имя
Благодарное - как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами - то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город - Москву.)

Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить - знать, любить - мочь, любить - платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще - разрыв. Невероятная откровенность, открытость - неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед...
Целую вас - через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной...”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям - поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем -
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали - поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу -
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край - всем краям наоборот!
Куда назад идти - вперед
Идти, - особенно - тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее - Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - в ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  1. Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  2. Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои - дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  3. Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)

V. Заключительное слово.

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

Моим стихам
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.

24 апреля 2017 года заведующий отделом обслуживания Сверчкова Татьяна Михайловна провела для учащихся 10 кл. Топчихинской СОШ №2 литературный урок «Поэтический мир Марины Цветаевой (к 125-летию поэтессы) . Ребята познакомились не только с биографией Марины Ивановны, но и более глубоко смогли прочувствовать ее поэтический мир. М. Цветаева одна из немногих женщин-поэтесс известна и любима многими поклонниками ее творчества.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых! (18 августа 1918)

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская! (23 мая 1920)

Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила.

УРОК 57

ТЕМА: ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

«Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

Имя этой женщины – Марина Цветаева». Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко, угадав, может быть, главную трагедию ее жизни – трагедию одиночества и ощущение своей ненужности. Его же словами можно определить и то, чем являлась Марина Цветаева для русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева – выдающийся профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Такой замечательный поэт, как Ахматова, которая так восхищалась Цветаевой, была лишь хранительницей традиций, а не их обновителем, и в этом смысле Цветаева выше Ахматовой».

Марина Цветаева как будто заранее предчувствовала свою судьбу и еще в юности писала стихи о смерти. Можно, конечно, считать это данью литературной моде, однако предчувствие ее не обмануло. Как заметил один из критиков: «Мало сказать, что жизнь не баловала Марину Цветаеву,- она преследовала ее с редким ожесточением». Хотя вначале ничто не предвещало трагического конца. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября(8 октября)1892 г. В семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который оставил по себе память тем, что был основателем Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, талантливый музыкант, ученица Рубинштейна, была из обрусевшей немецко-польской семьи. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, но мать заболела чахоткой, ей предписали мягкий климат, и у семьи Цветаевых началась кочевая жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, где девочки учились в частных пансионах, а в 1906 г. мать умерла. Осенью этого же года Марина записалась в интернат при Московской частной гимназии, сделав это вполне сознательно, чтоб как можно реже бывать в осиротевшем доме. В это время она начинает писать стихи, основным мотивом которых становится мотив смерти и одиночества, хотя в первых стихах (она начала писать в 6 лет) таких мотивов не было. Марина очень много читает, придумывает себе кумиров, одним из которых стал в 1905 году лейтенант Шмидт, потом был Наполеон и герцог Рейхштадтский, его незадачливый сын. Марина вообразила себя бонапартисткой и повесила у себя в комнате портреты своих кумиров, а в 16 лет поехала в Париж, где прослушала в Сорбонне летний курс истории старофранцузской литературы. Были потом в ее жизни и другие герои, которых объединяло одно общее качество: все они были страстными, ищущими натурами – бунтарями, как она сама. Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у нее был трудный, упрямый характер, она порой даже казалась дикой и дерзкой, и хотя была ужасно застенчивой, легко шла на конфликт. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков, и всегда интересовалась своей родословной.

Какой-нибудь предок мой был – скрипач,

Наездник и вор при этом.

Не потому ли мой нрав бродяч

И волосы пахнут ветром?

Писала Цветаева в одном из своих стихотворений. В другом она вспоминала своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...» Литературные кумиры тоже были многочисленны: Пушкин, Гете, Блок, Пастернак, Ахматова.

Первый сборник стихов Цветаевой вышел в печать в 191- г. и был одобрен такими поэтами, как Брюсов, Волошин, Гумилев. Особую поддержку она получила в лице М.Волошина, с которым она подружилась, несмотря на разницу в возрасте. В доме Волошина в 1911 г. Цветаева познакомилась с С.Эфроном, который в 1912 г. стал ее мужем. В этом же году вышел второй сборник ее стихов – «Волшебный фонарь»- и родилась дочь Ариадна. В 1913 г. умер отец Цветаевой. Однако, несмотря на горечь утраты, Марина обрела душевное равновесие и на протяжении последующих 5-6 лет была невероятно счастлива. Это был «роман с собственной душой», как писала она потом. В печати появляется еще один сборник ее стихов – «Из двух книг», она пишет много стихов о Москве, адресуя их Блоку, Ахматовой, Мандельштаму. Началась Первая мировая война, Сергей Эфрон ушел на фронт братом милосердия, ездил на санитарном поезде, бывало, что рисковал жизнью. Для поэтессы эти годы становятся временем творческого взросления. В 1917 г. родилась вторая дочь – Ирина. Произошли две революции, Эфрон в Крыму, но дважды тайно пробирается в Москву. Марина вместе с детьми терпит огромные лишения, от истощения умирает Ирина. Цветаева в отчаянии, она не видит никакого выхода, но продолжает много писать: в это время было создано свыше 300 стихотворений, поэма «Царь-девица», шесть романтических пьес, множество записей-эссе. Позднее критики скажут, что это был период небывалого расцвета ее творчества, в котором преобладали трагические мотивы и мотив разлуки. Однако были и другие особенности в ее творчестве: оно было насыщено народными образами, темами и мотивами. В 1921 г. Цветаева через И.Эренбурга получает письмо от Эфрона, который жил в то время в Праге, и решает выехать из России (1922г.).Вначале она едет в Берлин, а оттуда в Прагу, где живет три года, здесь родился сын Георгий (Мур). Много пишет. Главной темой творчества становится философия и психология любви, причем не только любви мужчины и женщины, но и любви ко всему, что есть на свете.! Ноября 1925 г. переезжает в Париж. Живется трудно. Хотя Цветаеву много и охотно печатают, гонорары скромны, денег не хватает. Во Франции вместе с мужем она прожила 13 с половиной лет. Она стала признанным поэтом, но натянутыми были отношения с русскими поэтами и прозаиками, многие из которых ей откровенно завидовали. Особенно напряженными были отношения с Мережковским и Гиппиус. В 1937 г. на родину возвращается Ариадна, затем Эфрон, Цветаева осталась одна с сыном и более полугода ничего не писала. 12 июня 1939 г. Марина Цветаева вернулась в СССР, вся семья воссоединилась и устроилась в подмосковном Болшеве. Но эта последняя радость длилась недолго: в августе 1939 г. арестовали дочь, в октябре – мужа, и она в который раз остается одна с сыном. Вновь начались скитания. Мужа своего Цветаева больше не увидела, говорят, он был расстрелян в 1941г. Началась Великая Отечественная война, Цветаева в это время работала над переводом стихов испанского поэта Ф.Гарсиа Лорки. Теперь работа прервалась Переезд в Татарию, в город Елабуга. Найти работу невозможно. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку. Ей не ответили, так как Союз писателей Татарии был тогда арестован в полном составе и там оставался только какой-то завхоз. Как рассказывали хозяева дома, где жила Цветаева с сыном, ее подкармливала жен местного милиционера, которой она помогала стирать.

Новые испытания оказались Цветаевой уже не под силу, ее воля к жизни с каждым днем слабела. Последней надеждой была работа в Чистополе, где жили в основном московские эвакуированные писатели. Там открылась столовая, и Цветаеву должны были взять на работу посудомойкой. На этом заявлении стоит дата 26 августа 1941 года. А 31 августа она повесилась, оставив три записки – своим знакомым с просьбой не оставлять ее сына, и сыну, в которой были такие слова: «Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Через три года прогиб на войне и сын Цветаевой.

Такая страшная судьба впала на долю Марины Цветаевой, одного из самых замечательных поэтов России. Она не собиралась умирать рано и всегда говорила: «Меня хватит на 150 миллионов жизней». Однако ей не пришлось дожить и одной. Но хоть в одном пророчества Цветаевой оправдались. Двадцатилетней романтической девушкой она написала в одном из своих стихотворений:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам

Настанет свой черед.

2.ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей было присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем становится неизбежным и для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший сер!...

С этой безмерностью в мире мер?!

Поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой-

Что ей хоромы-и что ей хаты!

Что Чингиз-хан ей и что-Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных - и сытость сытых!

Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Поэтому такой важной считала Цветаева миссию поэта, дар которого возносит над обыденностью, но одновременно и лишает обычных человеческих радостей.

Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. В ее творчестве можно найти русские народные поэмы-сказки и интимнейшую психологическую лирику.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

-«Гришка-вор тебя ополячил» - стр.24

- «Писала я на аспидной доске…»

(По книге:

Педчак Е.П.Литература: Устный и письменный экзамены. Серия «Единый госэкзамен». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003.)
Тема Родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера отобразилось в стихах о Москве. В первых стихах – Москва- символ гармонии, минувшего, в более поздних- символ Родины, святыни. С темой Родины связан и мотив странничества как символа неприкаянности, самоотречения, непокоя. Вообще душа всегда была главной темой цветаевского творчества.

Свобода и свободолюбие, а также любовь - вечные и дорогие темы творчества Цветаевой.

3.Итог урока.

Мы лишь немного прикоснулись к творчеству М.Цветаевой.Ее литературное наследие необыкновенно велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: УЧЕБНИК, СТР.64-78 (2 ТОМ)

(. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений.В 2 ч./В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост.Е.П.Пронина; Под ред.В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2001.)


ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ: «БЕССОННИЦА», «ПОДРУГА», «УЧЕНИК», «ДЕРЕВЬЯ», «МОЛОДОСТЬ», «ЧАС ДУШИ», «СТОЛ».

ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ПОНЯТИЙ «РОМАНТИЗМ» И «РОМАНТИЧЕСКИЙ».