Конце 60 годов хх столетия. Платья и брюки. Народное образование и высшая школа

Тема: «Либеральные р
еформы 60­70­х годов

XIX
века»
Цели:
образовательная: знакомство с основными положениями земской,
городской, военной, судебной реформ, преобразований в области
просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство»,
«управа», «присяжный заседатель».
воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между
положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением,
показ важности изучения данной темы для становления современного
правового государства.
развивающая: формирование умения самостоятельной работы с
историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка
умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы.
Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы
«Система земских органов самоуправления», «Структура городского
самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.».
Тип урока: комбинированный.
Деятельность учителя
и учащихся
1. Опрос домашнего задания
(13 минут).
Фронтально.
Индивидуально.
Фронтально.
Индивидуально (письменно, у
доски). Фронтально.
Подведение итогов опроса.
Приемы и средства обучения
Определите значение понятий: «уставная
1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом
уроке?
2. К какой главе относится эта тема?
3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш
взгляд, внесла личность Александра II?
4. Определите важнейшие причины отмены
крепостного права.
5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская
реформа являлась реформой «сверху»? Почему?
6. Каковы основные положения реформы?
7.
грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне»,
«отрезки»?
8.
крестьян при годовом оброке 12 рублей?
9.
составлена уставная грамота; крестьяне переводились в
положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬
ли выплачивать ссуду государству?
10.
Отмена крепостного права коренным образом изменила
структуру общественных отношений. Изменившаяся
ситуация требовала принятия новых законов, введения
новых институтов управления.
В течение какого срока: должна была быть
Рассчитайте сумму выкупного платежа
В чем состояло значение реформы?

2. Запись темы урока на доске
и в тетрадях. Доведение
целевой установки урока до
сведения учащихся.
Изучение нового материала
(25 минут).
Работа с документом.
Постановка проблемного
задания.
Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­
70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково
основное содержание реформаторских преобразований
Александра II.
«Реформы 60­70­х годов XIX века».
План изучения нового материала:
Земская (1864) и городская (1870) реформа.
I.
Судебная реформа (1864).
II.
Военная реформа (1874).
III.
IV.
Преобразования в области просвещения и цензуры.
I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов
местного самоуправления. Закон о местном
самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру
земских учреждений и их компетенцию.
Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них
имело распорядительные (земские собрания) и
исполнительные (земские управы) органы. Ими были
землевладельцы, собственники неземельных недвижимых
имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям
осуществлялись на основе имущественного ценза.
Губернские собрания избирались на заседании уездных из
числа гласных (выбранных населением уездов депутатов).
Прочитайте документ на странице 157 учебника и
укажите круг полномочий земств.
ДОКУМЕНТ
Заведывание имуществами и земельными сборами
Устройство и содержание принадлежащих земству
Попечение о развитии местной торговли
Меры обеспечения народного продовольствия.
Заведование земскими благотворительными
Дела, подлежащие ведению земских учреждений...
1.
земств.
2.
зданий, других сооружений и путей сообщения.
3.
4.
заведениями... способы прекращения нищеты.
5.
и промышленности.
6. Участие... в попечении о народном образовании, о
народном здравии и тюрьмах. Земские органы
первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти
российских губерний, где было сильным влияние
дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что
земства не могли работать в полную силу: бюджет
удовлетворял реальные потребности земств только на
80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства
не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а
активно включились в политическую борьбу, став основой
либерального движения в России.
На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была
проведена городская реформа. Обратимся к схеме.

СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городской глава
Активизация класса. Работа со
схемой.
Городская управа
Городская дума

Мелкие Средние Крупные
Плательщики городских сборов
Представительными органами городского самоуправления
были городские думы, избиравшиеся на четыре года из
числа городских собственников ­ плательщиков городских
налогов. Избиратели заносились в список по порядку
уменьшения суммы налога, который они платят. Затем
список делился на три равные части, от каждой из
которых избиралась треть депутатов (гласных) в
городскую думу. Городская дума избирала членов
городской управы и городского голову (исполнительные
органы городского самоуправления). В компетенции
органов городского самоуправления были вопросы
благоустройства, заведование школьным, медицинским и
благотворительным делом.
Прослушайте выдержки из документа и определите,
каким образом органы городского самоуправления
зависели от царской администрации.
ДОКУМЕНТ
Из городового положения (1870 г.)
Активизация класса. Работа с
документом. Постановка
проблемного задания.
Городское общественное управление,
«Попечение и распоряжение по городскому
1.
хозяйству и благоустройству предоставляется
городскому общественному правлению, а надзор за
законным его
исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил
настоящего Положения.
2.
в
постановлениях и распоряжениях своих не может
выходить из круга указанных ему дел.
Всякое
постановление его, в противность сего
состоявшееся, недействительно.
3.
Лица, избранные на должность Городского Главы, а
также назначенные для временного замещения сей
должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских
городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах
­ Губернатором».
В целом органы городского самоуправления не принимали
участия в общественном движении из­за политической

Запись на доске и в тетрадях.
Бессословность.
Гласность.
Состязательность.
Выборность судей.
инертности купечества.
II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по
настоянию общественности правительство провело
судебную реформу. Реформа вводила новые принципы
судопроизводства.
Принципы судопроизводства:
1.
2.
3.
4.
5. Независимость судей от администрации.
Основным звеном судебной системы являлся окружной
суд с присяжными заседателями. 12 присяжных
заседателей избирались по жребию на каждый судебный
процесс. Кандидаты на должность присяжного должны
были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­
имущественный ценз. На основании вердикта присяжных
(«виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает
снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной
инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие
уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного
судьи, избираемого на три года городскими думами и
земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог
быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в
судопроизводство.
Несмотря на прогрессивность
основных положений судебной реформы, она осталась
незавершенной: были сохранены сословные суды;
существовали ограничения вправе быть присяжным
заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по
схеме.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г.
Активизация класса. Работа со
схемой.
Сенат
Судьи
Прокурор 12 присяжных Адвокат
(имущественный ценз)
Мировой судья
Городские думы Мировой суд Земства
III. Вспомните причины поражения России в Крымской
войне и подумайте, проведение каких мер в армии было
необходимо.
Одно из важнейших преобразований александровского
Активизация класса.

Запись в тетрадях.
Запись в тетрадях.
Закрепление (5минут)
царствования ­ военная реформа, которая проводилась с
1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением
реформы военный министр Дмитрий Алексеевич
Милютин.
Содержание реформы сводится к следующему:
1. отмена рекрутской системы комплектования армии;
2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на
флоте;
3. изменение тактических приемов; принимаются новые
воинские уставы;
4. улучшение руководства вооруженными силами,
Россия делится на военные округа;
5. перевооружение армии;
6. пополнение офицерского состава квалифицированными
кадрами.
Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов.
Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая
война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой
подготовки армии.
Проведение реформ требовало подготовки
IV.
квалифицированных специалистов,
поэтому перед
правительством Александра II встала задача коренного
реформирования народного образования.
Изменение в системе просвещения можно свести к
следующему:
1. введение новых университетского (1863) и школьного
(1864) уставов;
2. восстановление автономии университетов;
3. выборность ректора, деканов, преподавателей;
4. создание совета, решавшего все внутренние
дела университета;
5. значительное увеличение числа начальных и средних
учебных заведений, в том числе для детей из
малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты
«Временные правила» о цензуре, согласно которым
отменялась предварительная цензура рукописей. Но в
целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех
преобразований 60­70­х гг.

последовательный характер?

продуманной системой?

Чем вы можете объяснить большую или меньшую
глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней
России?

капитализм, а что тормозило его развитие?
Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг.
«великими». И действительно, были созданы новые,
современные органы самоуправления и суда, реформы
Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее
Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой
Что в реформах давало возможность развивать

Подведение итогов.

способствовали росту производительных сил страны, ее
обороноспособности,
гражданского
развитию
самосознания среди населения,
распространению
просвещения, улучшению качества жизни. Россия
подключалась к общеевропейскому процессу создания
передовых, цивилизованных форм государственности. Но
реформы имели половинчатый характер: в местном
управлении были сильны пережитки крепостничества,
оставались нетронутыми многие дворянские привилегии,
Объяснение домашнего
задания (2 минуты).
реформы не затронули верхних этажей власти.
Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение
реформ».
Ответить на вопросы на стр.167 учебника.
(При подготовке домашнего задания обратите внимание
на документы, помещенные на полях и в конце параграфа)
Запомнить даты, исторические понятия, персоналии
темы.

Либеральные реформы 60-70 гг. XIX вв.

Цели:

Познакомить учащихся с реформами 60-70 гг., показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность, с другой

Задачи:

Обучающие:

    Продолжить работу по раскрытию исторических терминов и понятий, формированию хронологических знаний.

    Продолжить работу по формированию специальных и общеучебных умений и навыков, таких как работа с историческим документом, тетрадью, дидактической картой.

Развивающие:

    Развивать умения строить, определять понятия, анализировать, анализировать и разрешать проблемы

    развитие у школьников способностей устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;

Воспитывающие

    Воспитание патриотизма за свою родину,

    воспитание культуры труда

План урока:

Проверка домашнего задания.

Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

другим - по мужику

Изучение нового материала.

За отменой крепостного права последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, военном деле, которые принято называть либеральными. На уроке мы рассмотрим три реформы: земскую, реформу суда и военную реформу. Определим их основное содержание.

Работа с документами по рядам (5 минут)

1 ряд земская реформа

2 ряд – судебная

3 ряд – военная

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу «Реформы 60-70 гг. XIX века в России»

Судебная

Городская

Обсуждение: заслушиваем ответы учащихся, затем обсуждаем ряд вопросов:

Земская реформа.

В 1864 г. была проведена реформа земская реформа, которая учредила в стране органы местного самоуправления. Основной вклад в ее разработку внесли Н. А. Милютин и П. А. Валуев

Какие «заботы» возлагались на земства? Насколько органы самоуправления были самостоятельны в своей деятельности?

В земской школе акцент делался главным образом на содержательной стороне образования, на усвоении учащимися определенной суммы знаний. Церковно-приходская школа во главу угла ставила воспитательные задачи, обучение основам православия и русской традиции.

Как вы думаете, в какую школу крестьянин отдаст своего сына и на какую из них пожертвует деньги? Почему?

В 1865 г. в 29 губерниях в составе губернских земских собраний было 74,2% - дворян и чиновников, 10,6% - крестьян, 10,9% - купечества, 4,3% - прочих сословий. Среди же уездных гласных было предлставлено41,7% - дворян и чиновников, 388,4% - крестьян, 10,4% - купцов, 9,5% - прочих сословных групп населения.

Ленин называл земства «пятым колесом в телеге», но при этом признавал, что «Земство – кусочек конституции» подтвердите, что земства являлись представительной формой управления.

Насколько широко были отражены в них интересы различных слоев населения?

В 1870 г. по образцу земской реформы была проведена реформа городского самоуправления содержанием которой, вы познакомитесь дома самостоятельно по учебнику.

Судебная реформа.

В 1864 году была проведена еще одна важная реформа – судебная.

По словам одного из активных участников судебной реформы С. И. Зарудного, «при крепостном праве, в сущности не было надобности в справедливом суде. Настоящими судьями были только помещики… Наступило время, когда и для России точно также, как и для всякого порядочного государства, явилась безотлагательная надобность в суде скором и справедливом»

Какие основные принципы провозглашались реформой 1864 г? что нового появилось в судебной системе России?

Почему и в наши дни вопрос о присяжных заседателях стал актуален?

Судебная реформа по праву считается наиболее последовательной среди реформ 60-70 гг. Однако при ее проведении сохранялись пережитки сословности, в частности сохранялся волостной суд для крестьян и телесные наказания для них.

Военная реформа.

В середине 60- гг. военный министр Д. А. Милютин отменил телесные наказания в армии. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Расширялась система высшего военного образования. Наконец в 1874 г. был принят новый военный устав. Современники называли это событие 19 февраля 1861 г. в русской армии.

Каковы основные положения устава, почему современники давали такую оценку названному документу?

Однако в 1901 г. Ленин писал: «В сущности, у нас не было, и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

Объясните, чем вызваны такие суждения? Аргументируйте свое мнение.

Объясните следующие цифры: земства вводились лишь в 34 губерниях империи, городские думы – в 509 городах, судебная реформа проводилась только в 44 губерниях. Почему?

Справедливо ли называть реформы 60-70 гг. «великими»?

Как повлияли эти преобразования на повседневную жизнь российского общества? Как вы можете объяснить слова историка Ключевского о том, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к восприятию?

Гипермаркет знаний >>История >>История 8 класс >>Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

§ 21-22. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

Реформы местного самоуправления.

После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований.

Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления - земств.

К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение , просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.

В то же время, учреждая земства, правительство не могло не считаться с настроениями дворянства, значительная часть которого была недовольна отменой крепостного права. «Дворянство, - писал К. Д. Кавелин, - не может примириться с мыслью, что правительство освободило крестьян, как ему хотелось, а не как хотели дворяне, что дворянство даже не было порядочно выслушано. Роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкая и унизительная». Поэтому одной из причин земской реформы было желание возместить для дворян - хотя бы частично - утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными полезными делами.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления - земств (в волостях земства не создавались).

Быть избирателями по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс.рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали лишь своих уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных).

Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах сначала избирали выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных земских собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные - земские собрания - состояли из представителей всех сословий в лице избранных гласных (депутатов). Гласные как в уезде, так и в губерниях избирались на 3 года.

Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали 3 года. Председателем земского собрания был предводитель дворянства.

Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т. д. За законностью действий земств следил губернатор.

Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Земства не были введены в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там помещики не были русскими.

Земская реформа имела недостатки. Прежде всего, был непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен.

Тем не менее создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев домов, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/з всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/з городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных, что обеспечивало преобладание крупных собственников.

Городское общественное самоуправление ведало решением хозяйственных вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т. д.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она, как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа.

Самым последовательным преобразованием Александра II стала судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864 г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенство всех сословий перед законом; гласность суда; независимость судей; состязательность обвинения и защиты; выборность некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Мировым судьей мог стать только «местный житель» не моложе 25 лет, обладавший безупречной репутацией. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз: высшее или среднее образование и владение недвижимым имуществом вдвое выше, чем при выборах в земства по землевладельческой курии. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2,2 до 9 тыс. рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором.

Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, князь А. И. Урусов и другие, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Хотя новая судебная система еще сохраняла ряд пережитков прошлого (особые волостные суды для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее она оказалась самой передовой в тогдашнем мире.

Военные реформы.

Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отставание в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии.

Они осуществлялись под руководством военного министра Д. А. Милютина, вступившего в эту должность в ноябре 1861 г. Реформы растянулись на несколько лет и охватили все стороны армейской жизни. Учитывая опыт ряда европейских стран, одной из основных задач преобразований Д. А. Милютин считал сокращение армии в мирное время при возможности значительного увеличения ее в военный период за счет создания обученного резерва. В 1863-1864 гг. было проведено реформирование военно- учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища. В них принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии. Пересматривались и совершенствовались программы высших военных учебных заведений. В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. - Морская академия.

Коренным образом изменился порядок пополнения армии: вместо рекрутских наборов, существовавших со времен Петра I, вводилась всесословная воинская повинность. Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20 лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. Во флоте - 10 лет: 7 лет - действительной, 3 года - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до 6 месяцев (для имевших высшее образование).

От действительной военной службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчения, собираемые лишь во время войны. Не подлежали призыву представители народов Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.

В армии были отменены телесные наказания; улучшено питание; расширялась сеть солдатских школ.

Происходило перевооружение армии и флота: в 1867 г. вместо гладкоствольных были введены нарезные орудия, началась замена чугунных и бронзовых орудия на стальные; в 1868 г. были приняты на вооружение винтовки, созданные русскими изобретателями при содействии американского полковника X. Бердана (берданки). Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате военных реформ Россия получила массовую армию современного типа. Из нее во многом были изгнаны муштра и палочная дисциплина с жестокими телесными наказаниями. Большую часть солдат теперь учили не только военному делу, но и грамоте, что существенно подняло авторитет воинской службы. Переход ко всеобщей воинской повинности был серьезным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах. Отныне такие училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковно-при- ходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

С ноября 1864 г. основным типом учебного заведения средней ступени стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения в классических гимназиях сначала был семилетний, а с 1871 г. - восьмилетний. Реальные гимназии были призваны готовить «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение в них было семилетним. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжать учебу в технических высших учебных заведениях.

В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний, даваемый в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, который восстанавливал автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы.

Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не могли поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве , Петербурге, Казани, Киеве. В дальнейшем девушек стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Претворение реформ в жизнь. Воплощение реформ в жизнь проходило очень сложно. Еще в ходе их разработки у Александра II не раз проявлялось стремление внести в них «исправления» в консервативном духе, чтобы таким образом уберечь страну от потрясений. На практике это выразилось в том, что реформы разрабатывали молодые либеральные чиновники, а претворяли их в жизнь старые чиновники-консерваторы.

Почти сразу же после обнародования крестьянской реформы в отставку были отправлены ее активные участники - министр внутренних дел С. С. Ланской и его ближайший помощник Н. А. Милютин. Министром внутренних дел был назначен консерватор П. А. Валуев. Он объявил, что главной его задачей является «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе». Примирительный дух Валуева выразился в том, что он начал гонения на тех мировых посредников, которые слишком рьяно отстаивали, по его мнению, интересы крестьян при проведении реформы. Он арестовал организаторов съезда мировых посредников в Твери, на котором было заявлено, что мировые посредники будут руководствоваться в своей деятельности не распоряжениями правительства, а взглядами общества.

Однако остановить ход крестьянской реформы было уже невозможно, и консерваторы начали наступление на другие реформы. Толчком к этому послужило покушение в 1866 г. члена тайной революционной организации Д. Каракозова на Александра II, закончившееся неудачей. Консерваторы обвинили либерального министра просвещения А. В. Головнина в развращении молодежи идеями нигилизма и добились его отставки.

Вслед за уходом Головнина последовали отставки других высших чиновников. На их места назначались представители консервативных сил. Пост министра просвещения занял Д. А. Толстой, шефом жандармов был назначен генерал граф П. А. Шувалов, во главе полиции Петербурга был поставлен генерал Ф. Ф. Трепов. Тем не менее Александр II сохранил в правительстве некоторых либералов, так что реформаторская деятельность не была свернута. Ее главным проводником стал военный министр Д. А. Милютин, брат деятеля крестьянской реформы Н. А. Милютина.

В 1871 г. Д. А. Толстой представил Александру II доклад, в котором подверг резкой критике реальные гимназии. Он утверждал, что распространение в них естествознания и материалистического мировоззрения приводит к росту нигилизма среди молодежи. Получив одобрение императора, Толстой провел в том же году реформу среднего школьного образования, которая сводилась к ликвидации реальных гимназий и введению нового типа классических гимназий, в которых практически было исключено естествознание и в еще большем объеме вводились древние языки. Воспитание в гимназиях строилось отныне на строжайшей дисциплине, беспрекословном повиновении, поощрении доносительства.

Вместо реальных гимназий создавались реальные училища, срок обучения в которых был уменьшен до 6 лет. Они были освобождены от задачи подготовки учащихся в высшие учебные заведения и давали лишь узкие технические знания.

Не решаясь изменить университетский устав, Толстой тем не менее значительно увеличил число надзирающих за высшими учебными заведениями органов.

В 1867 г. консерваторам удалось существенно ограничить права земств. С одной стороны, были расширены властные полномочия председателей земских собраний (предводителей дворянства), а с другой - усиливался контроль за их деятельностью со стороны правительственных органов. Была ограничена гласность земских собраний, стеснено печатание земских отчетов и докладов.

Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Несмотря на все ограничения, многие новшества, появившиеся в России в результате реформ, вступали в противоречие с принципами самодержавного строя и требовали существенных изменений в политической системе. Логическим завершением земской реформы должно было бы стать расширение представительных учреждений, как вниз - в волости, так и вверх - до общегосударственного уровня.

Император был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он неоднократно заявлял, «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для России и привело бы ее к распаду». И тем не менее Александр II был вынужден пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной этого стал террор, развязанный против высших чиновников, и постоянные попытки убийства самого императора со стороны членов тайных революционных организаций.

После второго неудачного покушения на Александра в апреле 1879 г. царь специальным указом назначил в Петербурге, Харькове и Одессе временных генерал-губерна- торов, которым были предоставлены чрезвычайные полномочия. Чтобы успокоить взбудораженное население и охладить головы революционерам, в качестве генерал-губернаторов были назначены популярные военачальники - И. В. Гурко, Э. И. Тотлебен и М. Т. Лорис-Меликов.

Однако в феврале 1880 г. новая попытка покушения на императора была предпринята уже в самом Зимнем дворце. Через несколько дней Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником харьковского генерал-губернатора М. Т. Лорис-Мели- кова, получившего полномочия фактического правителя страны.

Михаил Тариелович Лорис-Меликов (1825-1888) родился в армянской семье. Он был известен как выдающийся генерал, прославившийся в войне с Турцией. За храбрость и личное мужество Лорис-Меликов был пожалован графским титулом. Его заслугой стала и победа над чумой, свирепствовавшей в Астраханской губернии. Назначенный харьковским генерал-губернатором, Лорис-Мели- ков начал наводить порядок в губернии с обуздания произвола местных чиновников, чем заслужил симпатии населения.

По своим политическим взглядам Лорис-Меликов не являлся поклонником конституционного правления. Он опасался, что собранные вместе народные представители принесут с собой массу справедливых жалоб и упреков, на которые в данный момент правительству очень трудно будет дать удовлетворительный ответ. Поэтому он считал необходимым в полном объеме претворить в жизнь планы всех реформ, а уж затем допустить некоторое участие представителей населения в обсуждении государственных дел. Свою первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с антиправительственным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий».

Деятельность на новом посту Лорис-Меликов начал с перестройки полицейских органов. III отделение Собственной его императорского величества канцелярии было присоединено к Министерству внутренних дел. Министр внутренних дел стал шефом жандармов. Все охранные органы были сосредоточены в одних руках - Министерстве внутренних дел. В результате борьба с террористами стала вестись более успешно, количество покушений пошло на убыль.

Осознавая роль газет и журналов, Лорис-Меликов ослабил цензуру, содействовал открытию запрещенных ранее и появлению новых изданий. Он не препятствовал критике правительства, публичному обсуждению вопросов политики, за исключением лишь одной проблемы - введения конституции. В отношении печатных органов Лорис-Ме- ликов не применял запретов и наказаний, предпочитая проводить личные беседы с редакторами, во время которых в мягкой форме давал советы по поводу желательных для правительства тем для обсуждения в газетах и журналах.

Прислушиваясь к общественному мнению, Лорис-Меликов приступил к смене некоторых высших чиновников. Он настоял на увольнении министра народного просвещения графа Д. А. Толстого и этим шагом привлек к себе симпатии в широких кругах общественности.

Время, когда Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства, было названо современниками «диктатурой сердца». Сократилось число террористических покушений, обстановка в стране, казалось, стала более спокойной.

28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором предлагал для окончательного успокоения страны завершить «великое дело государственных реформ» и привлечь для этой цели общественные силы. Он считал, что для разработки соответствующих законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии - административно-хозяйственную и финансовую. Состав комиссий должен был определить сам император. Подготовленные в них проекты законов Лорис-Меликов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления. После одобрения в Общей комиссии законопроекты поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии. Таково содержание проекта, который получил название «Конституция Лорис-Меликова».

Данный проект мало походил на реальную конституцию, так как предложенные в нем меры не могли существенным образом повлиять на политическое устройство Российской империи. Но его претворение в жизнь могло стать началом создания основ конституционной монархии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Однако завершить экономические и политические преобразования императору не удалось.

? Вопросы и задания

1. Почему после отмены крепостного права государство оказалось перед необходимостью проведения других реформ?

2. Какими обстоятельствами было обусловлено создание местного самоуправления? Дайте характеристику земской реформы. В чем вы видите ее плюсы и минусы?

3. Какие принципы были положены в основу судебной реформы? Как вы думаете, почему именно судебная реформа оказалась наиболее последовательной?

4. Какие изменения произошли в армии? Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?

5. В чем вы видите достоинства и недостатки реформы в области просвещения?

6. Дайте оценку проекта М. Т. Лорис- Меликова. Можно ли считать этот проект конституционным?

Документы

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений...

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
II. Устройство и содержание принадлежавших земству зданий, других сооружений и путей сообщения...
III. Меры обеспечения народного продовольствия.
IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочими мерами призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей...
VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

О новом суде (из воспоминаний популярного певца П. И. Богатырева)

Не улеглось еще увлечение мировыми судьями, быстро, без каких-либо формальностей и накладных расходов разбиравшими публично гражданские и уголовные дела, выступавшими одинаково в защиту личных и имущественных прав как знатного, так и простолюдина, применявшими арест за самоуправство и буйство, хотя бы оно было учинено богатым обывателем, бывшим прежде застрахованным от такого наказания и отделывавшимся негласным денежным взносом. Слишком велико было обаяние мирового суда в среде московского мелкого люда, незнатных горожан, мещан, ремесленников и домашней прислуги, для которых мировой суд после полицейской расправы был откровением. В первые годы камеры мировых судей ежедневно наполнялись, кроме участвующих в деле, посторонней публикой... Сильнейшее впечатление на общество производили тогда и заседания окружного суда с присяжными заседателями. Перед введением их немало раздавалось голосов, предостерегавших от увлечения этой формой суда у нас в России на том основании, что наши присяжные заседатели, в число которых первоначально допускались и неграмотные крестьяне, не поймут возлагаемых на них обязанностей, не сумеют их выполнить и, пожалуй, явят из себя судей, доступных подкупу. Такими толками еще более увеличивался интерес общества к первым шагам новоявленных присяжных, а независимо от этого до крайности любопытным представлялись первые выступления государственного обвинителя - прокурора и в качестве защитников - членов сословия присяжных поверенных. И с первых же заседаний суда стало очевидным, что страх за наших присяжных заседателей совершенно напрасен, так как они, относясь вдумчиво и с сознанием нравственной ответственности и важности нового дела, верно и правильно выполняли возложенную на них задачу и вносили в отправление правосудия то, чего до сих пор не хватало нашим дореформенным уголовным судам, - живое, не стесняемое формальностями чувство справедливости, знание жизни в разнообразнейших ее проявлениях и общественное понимание и оценку, не всегда согласные с писаным законом иных преступлений, а также гуманность. Приговоры присяжных горячо обсуждались в обществе, вызывая, конечно, различные мнения и страстные споры, но в общем Москва была довольна новым судом, и обыватели всех сословий шли в судебные заседания по гражданским, особенно же уголовным делам и с напряженным вниманием следили за течением процесса и речами сторон.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр. Крушение этого строя диктовало необходимость дальнейших реформ. Земская и городская реформы Отмена крепостного права образовывала много пустых мест в существовавшей ранее системе местного управления, т.к. эта последняя была теснейшим образом связана с крепостным правом. Так, прежде каждый помещик в своем имении был для своих крестьян олицетворением власти. Да и в уездном и губернском управлении большая часть должностей еще со времен Екатерины II замещалась по выбору дворянства и из числа его представителей. После отмены крепостного права вся эта система рухнула. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности (особенно из нечерноземных губерний), которая ходатайствовала о введении местного всесословного самоуправления. Эти идеи были высказаны Н.А. Милютиным в записке на имя императора. После утверждения последним, они стали руководящими принципами реформы. Принципы эти выражались в формуле: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности и возможно больше единства. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Началась земская реформа, в ходе которой в России создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Распорядительными органами земства были уездные и губернские земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда (курии). К первой курии (частных землевладельцев) относились лица, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Ко второй (сельских обществ) - выборные от волостных сходов. Третья курия (городских избирателей) включала в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. Каждый из съездов избирал определенное равное число гласных (сроком на три года). Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местное хозяйство (строительство и содержание местных дорог др.), народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. В то же время эта реформа имела серьезное значение. Выборность земских органов, их относительная независимость от бюрократических структур позволяли рассчитывать на то, что эти органы, при всех своих недостатках, будут исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу. Эти надежды в целом оправдались. Уже вскоре после создания земств Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. Политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860-х - 1870-е гг. была направлена на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; еще большие права были даны им в отношении "лиц, служащих по найму”, - земских врачей, учителей, статистиков: по малейшему поводу их не только изгоняли из земства, но и высылали за пределы губернии. На аналогичных основаниях в 1870 г. было опубликовано Городовое положение (закон о реформе городского самоуправления). Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др.), а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом, попечение о развитии торговли и промышленности. На Городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм (эти расходы поглощали от 20 до 60% городского бюджета). Городовое положение устранило сословное начало в формировании городских органов самоуправления, заменив его имущественным цензом. В выборах в городскую думу участвовали лица мужского пола, достигшие 25 лет по трем избирательным съездам (куриям) (мелких, средних и крупных налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Судебная реформа. В 1864 г. была проведена и судебная реформа, в корне преобразовавшая структуру русского суда и весь процесс судопроизводства. Прежние суды существовали безо всяких существенных изменений со времен Екатерины II, хотя необходимость судебной реформы осознавалась еще Александром I. Главные пороки старой судебной системы состояли в сословности (для каждого сословия свой суд и свои законы), полной подчиненности администрации и закрытости судебного процесса (открывавшей невиданные возможности для злоупотреблений и беззакония). Подсудимому не всегда сообщались даже все основания, на которых основывалось выдвинутое против него обвинение. Приговор выносился по совокупности системы формальных доказательств, а не по внутреннему убеждению судьи. Взяться за реформу удалось только после отмены крепостного права, заставившего отказаться от принципа сословности и смены консервативного министра юстиции гр. В.Н. Панина. Автором судебной реформы стал давний сторонник перемен в этой области статс-секретарь Государственного Совета Сергей Иванович Зарудный. В 1862 г. императором были утверждены разработанные им основные положения судебной реформы: 1) бессословность суда, 2) равенство всех граждан перед законом, 3) полная независимость суда от администрации (что гарантировалось несменяемостью судей), 4) тщательный подбор судейских кадров и их достаточное материальное обеспечение. Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный - две независимые друг от друга системы, которые объединялись лишь подчинением одному высшему судебному органу - Сенату. От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы. Кроме того в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение формулировалось, обосновывалось и поддерживалось прокурором, а интересы подсудимого защищались адвокатом из числа присяжных юристов. Мировой суд, задачей которого было предоставить русским людям суд “скорый, правый и милостивый” состоял из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного коронного суда). В задачу мирового суда входило примирение виновных, а при нежелании сторон судье предоставлялся значительный простор в назначении наказания - в зависимости не от каких-нибудь внешних формальных данных, а от внутреннего его убеждения. Введение мировых судов значительно разгрузило коронные суды от массы мелких дел. И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Кроме того, уже вскоре после начала реализации судебной реформы, во многом под влиянием небывалого размаха терроризма, власть начала подчинять суды господствующей бюрократической системе. Во второй половине 1860-х - 1870-е годы была значительно ограничена публичность судебных заседаний и освещение их в печати; усилилась зависимость судебных чиновников от местной администрации: им предписывалось беспрекословно “подчиняться законным требованиям" губернских властей. И все-таки, можно без колебаний признать, что судебная реформа была наиболее радикальной и последовательной из всех Великих реформ 1860-х гг. Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, он провел в 1860-х - I пол. 1870-х гг. ряд военных реформ. Одной из главных задач военных реформ было сокращение численности армии в мирное время и создание возможности для значительного увеличения ее в военное время. Одновременно для упорядочение системы военного управления была создана стройная, строго централизованная структура. В 1862 - 1864 гг. Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных Военному министерству. В 1865 г. учрежден Главный штаб - центральный орган управления войсками. Серьезное значение имели и преобразования в сфере военного образования: вместо закрытых кадетских корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в учрежденные в 1860-е гг. специализированные юнкерские училища - артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные. Важной чертой этих училищ была их всесословность, открывшая доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Высшее военное образование давали академии - Генерального штаба, артиллерийская, военно-медицинская, морская и др. Было проведено перевооружение армии (первые нарезные казнозарядные орудия, винтовки Бердана и др.). Военные реформы встречали сильное противодействие консервативных кругов генералитета и общества; главным противником реформ был генерал-фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Военные “авторитеты” критиковали реформы за бюрократический характер, умаление роли командного состава, ниспровержение вековых устоев русской армии. Итоги и значение реформ 1860-х - 1870-х гг. Реформы 60--70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованный от прошлых эпох.

Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в период демократического подъема, явились побочным продуктом революционной борьбы.

Реформы в России были не причиной, а следствием развития социально-экономических процессов. В то же время, после реализации, реформы объективно оказывали обратное влияние на эти процессы. Проводимые преобразования имели противоречивый характер – царизм пытался приспособить старую политическую систему самодержавия к новым условиям, не изменяя ее классовой сущности. Реформы (1863-1874) отличались половинчатостью, непоследовательностью и незавершенным характером. Они проектировались в годы революционной ситуации, а проводились некоторые из них через 10-15 лет в обстановке спада революционной волны. Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местного управления – земства. Формально земские Учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом. Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ (по последней курии выборы были многостепенными). Председателем собраний являлся предводитель дворянства. Создавались также исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах они контролировались губернаторами и МВД. Вводились земства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это время их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Однако, несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.). Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная на основании «Городового положения».(1870), была основана на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, соадаваемым в соответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей, не имеющих установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным от выборов. В результате реформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах (особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах – представители крупной буржуазии. Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.

Наиболее архаичной в середине XIX в, оставалась система российского судопроизводства.

Суд носил сословный характер, заседания имели келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников. Наиболее рельефно буржуазное начало проявилось в новых судебных уставах 1864 г., в основу которых были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательный характер процесса, гласность и независимость судей. Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: коронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обвиняемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанавливали судья и два члена суда. Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами. Однако и на новой системе судопроизводства лежал отпечаток старых феодальных пережитков. Так, были сохранены специальные суды для отдельных категорий населения (например, волостные суды для крестьян). Ограниченными оказались и гласность судопроизводства и независимость судей от администрации. Военные реформы. Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение Германии под главенством Пруссии, франко-прусская война 1870 г.), требовала осуществления коренных военных реформ. Эти реформы были проведены под руководством военного министра Д.А.Милютина. В 1864 г. он ввел систему военных округов, несколько позднее осуществил централизацию военного управления. Была реформирована система военных учебных заведений, приняты новые военные уставы. Проводилось перевооружение армии. В 1874 г. в России была введена всесословная воинская повинность с ограниченным сроком воинской службы. Воинская служба вместо 25 лет устанавливалась сроком 6 лет (на действительной службе) и 9 лет в запасе. На флоте служили 7 лет и 3 года в запасе. Эти сроки существенно сокращались для лиц, имевших образование. Таким образом в стране была создана массовая армия буржуазного типа, имеющая ограниченный кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны. Однако по-прежнему кадровый офицерский состав русской армии состоял преимущественно из дворян, солдаты же – выходцы из крестьянской массы – были бесправны.

Земская реформа. После принятие Крестьянской реформы, появилась необходимость преобразовать органы местного самоуправления. В 1864 году в Российской Империи начала вводиться земская реформа. В уездах и губерниях были сформированы земские учреждения, которые представляли собой выборные органы. Земства не обладали политическими функциями, преимущественно в их компетенцию входило решение проблем местного значения регулирование работы школ и больниц, строительство дорог, контроль над торговлей и мелкими промышленными объектами. Земства были подконтрольны местным и центральным властям, которые имели право опровергнуть решения этих органов или приостановить их деятельность. В городах создавались городские думы, которые имели те же полномочия, что и земства. Главенствующая роль в земствах и городских думах принадлежала представителям буржуазного сословия. Несмотря на то, что реформы имели весьма узкую структуру и фактически не решали проблем социално экономической жизни, они стали первым шагом на пути внедрения в Российской Империи либеральной демократии. Дальнейшее введение реформ полностью остановила смерть императора. Его сын Александр II видел для России совершенно другой путь развития. Финансовые реформы. Развитие капиталистических отношений привело к реорганизации финансовой системы империи, сильно расстроенной в годы войны. Среди важнейших мероприятий по упорядочению финансов было создание Государственного банка (1860), упорядочение процесса формирования государственного бюджета, преобразование государствепиого контроля. Следствием «трезвенного» движения стала отмена винных откупов. Несмотря на то что финансовые преобразования носили буржуазный характер, они не изменили сословного характера системы налогообложения, при котором вся тяжесть налогов падала на податное население. Реформы в области просвещения и печати. Потребности экономической и политической жизни страны делали необходимыми изменения в организации народного образования. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», которое расширило сеть начальных учебных заведений. По «Положению» начальные училища разрешалось открывать общественным учреждениям и даже частным лицам, однако все они находились под контролем училищных советов. Преподавали в начальной школе письмо, чтение, правила арифметики, закон божий и церковное пение. Большинство начальных школ было земскими (создавались земствами), церковно-приходскими и «министерскими» (учрежденные Министерством народного просвещения). В 1864 г. был введен новый устав гимназий, которые стали разделяться на классические (ориентированные на дворянских и чиновничьих детей) и реальные (в основном для детей буржуазии). Учились в гимназиях 7 лет. В классических гимназиях делался упор на тщательное изучение древних языков (латыни и греческого), в реальных вместо «классических» языков читались расширенные курсы естественных наук. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, «реалистю», в основном, шли в технические высшие учебные заведения. Количество начальных и средних учебных заведений в России в пореформенный период быстро возрастало. В конце 50-х годов их было около 8 тысяч, в начале 80-х годов – свыше 22 тыс., а к середине 90-х годов свыше 78 тыс. Однако и к концу XIX в. Россия оставалась страной неграмотных, их было почти 80%. В 1863 г. вступил в действие новый университетский устав, который восстанавливал и расширял автономию университетов. В стране открывались новые высшие учебные заведения, в том числе технические, а также женские курсы в Москве, Петербурге, Киеве. В ходе преобразований правительство было вынуждено пойти на ряд уступок в области цензуры. «Временные правила для печати» (1865) частично отменяли предварительную цензуру в столицах, но вместе с тем устанавливали судебную ответственность для лиц, нарушивших законодательство в этой области. Таким образом, несмотря на противодействия консервативных кругов, в России в 60-70-е годы был реализован целый комплекс буржуазных реформ. Многие из них были противоречивыми и непоследовательными, однако в целом они были шагом вперед по пути превращения русской феодальной монархии в монархию буржуазную, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений. Революционная ситуация в стране не переросла в революцию. Реформировав политическую надстройку общества, самодержавие сумело сохранить за собой основные позиции, это создавало предпосылки для возможного поворота, движения вспять, которое проявилось в период реакции и контрреформ 80-90-х годов XIX в. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 60-х – середине 90-х годов XIX в. После отмены крепостного права развитие капитализма в стране пошло невиданными ранее темпами. Капиталистические отношения охватывали все сферы экономики, способствовали ускорению темпов развития народного хозяйства России. На период 60-90-х годов XIX в. приходятся такие важнейшие явления в экономике страны, как завершение промышленного переворота и быстрое развитие ряда важнейших отраслей, постепенная перестройка на новый капиталистический лад аграрного сектора, формирование пролетариата и русской промышленной буржуазии.