Отставка лорис меликова год. Конституция, которой не было. Как Лорис-Меликов не спас Россию от революции

На рубеже 1870 - 1880-х гг. во внутриполитической жизни страны от-четливо проявляются признаки кризиса:

Возросло число крестьянских выступлений.

В деревне распространялись слухи о скором переделе по-мещичьей земли, отмене подушной подати .

Брожение в крестьянской среде проходило на фоне нарастания кризиса в аграрной сфере. Помещичьи хозяйства в основной своей массе не приспособились к капиталистиче-ским условиям производства, а крестьянские развивались медленно.

Каз-на была опустошена огромными военными расходами, которые превыси-ли годовой бюджет.

1870-х гг. был отмечен крупными стачками и забастовками рабочих Санкт-Петербурга, Москвы, Харькова и других крупных про-мышленных центров. Активизировалась деятельность революционеров-террористов. В начале февраля 1880 г. С. Н. Халтурин совершил очередное покуше-ние на императора. Возрастало давление общества на правительство. В периодической печати конца 1870-х гг. преобладали либеральные из-дания, выступавшие за дальнейшее развитие реформ.

14 августа 1881 г. было введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»:

· Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду,

· закрывать учебные заведения й органы печати,

· приостанавливать деятельность земств.

· в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение.

По инициативе нового министра внутренних дел была образована Комиссия для составления проектов местного управления под председательством М. С. Каханова.

Весной 1882 г. Н. П. Игнатьев выступил с проектом созыва Земского собора. Предполагалось, что повестку работы Собора подготовит Комиссия М. С. Каханова.

Идею созыва Земского собора не поддержали К. П. Победоносцев и М. Н. Катков.

Министром внутренних дел стал Д. А. Толстой, сторонник проведения жесткого консервативного курса.

В августе 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие административный контроль за содержанием периодических изданий и ужесточившие карательную цензуру.

В августе 1884 г. был принят новый Университетский устав, фактически упразднивший автономию университетов. Ректор и профессора назначались министром просвещения, а деканы — попечителями учебных округов. Значительно возрастала плата за обучение, был упразднен университетский суд. Надзор за студентами осуществляла особая инспекция.

В декабре 1886 г. Д. А. Толстой представил Александру III «всеподданнейший доклад», в котором излагалась программа пересмотра реформ 1860-1870 гг.

Практическая реализация программы Д. А. Толстого свелась к следующим мерам:

· Введение института земских начальников(1889г.). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянским населением: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинности сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Осуществление последней меры стало возможно с упразднением мирового суда. Подлежавшие их рассмотрению дела передавались земским начальникам, которым были подконтрольны и волостные суды. Таким образом, институт земских начальников был призван укрепить позиции правительства на местах и существенно расширить права помещиков по отношению к крестьянам.

· Пересмотр законодательства о земствах (1890 г.). Думы санкционировались губернским начальством, ограничилось число заседаний Думы. Таким образом, городское самоуправление практически переходило под контроль правительства.

· Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887 г.). Из ведения суда присяжных изымались дела о«сопротивлении властям» (1889 г.), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887 г.).

· В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность».

Реформы 1860 - 1870-х гг. не развивались, а консервировались и даже усекались. Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих. В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. Учреждался Крестьянский банк (1882 г.),который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889 г.). Однако все это не улучшило благосостояния крестьянского населения.

Экономическое развитие России во второй половине 19 века

Реформы 60 - 70-х гг. придали ускорение экономическому развитию страны, способствовали росту городского населения, изменили со-циальную структуру общества Именно в это время складывается профессиональный слой рабочих, окончательно порвавших с деревней и постоянно про-живавших вместе с семьями в крупных промышленных центрах.

Основой российской экономики оставалось сельское хозяйство, утратившее замкнутый натуральный характер и все более ориентиро-вавшееся на внутренний и внешний рынок.

Россия превращалась в крупнейшего экспортера хлеба. Значительная часть помещиков вела свое хозяйство на основе от-работочной системы: крестьянин обрабатывал землю помещика сво-им инвентарем за плату деньгами, продуктами или за право использо-вать помещичью землю и угодья. Сохранение же крестьянской общины с ее коллективным земле-пользованием и круговой порукой в уплате налогов было скорее вы-годно рядовому крестьянину, но мешало нарождавшимся кулакам рас-ширять свои земельные владения.

Российская промышленность развивалась циклично: в 60-е и до се-редины 70-х гт. наблюдался подъем, в 80-е наступил некоторый спад, в 90-е гг. — вновь новый экономический подъем. В пореформенные годы быстрыми темпами развивалась хлопчатобумажная промышлен-ность.

Не менее высокие темпы развития были характерны для сахарной промышленности. По произ-водству сахара Россия к концу 90-х гг. вышла на четвертое место в мире.

Конец 1860 - начало 1870-х гг. — время интенсивного железно-дорожного строительства, которое осуществляли фактически на госу-дарственные средства «железнодорожные короли» — подрядчики, на-живавшие на этом огромные состояния. Железнодорожное строительство стало мощным факто-ром развития промышленности.

Значительно вырос спрос на металл, топливо. Возникают акционерные общества. производство. Значительно увеличились инвестиции иностранного капитала в про-мышленность России.

Успехи отечественной промышленности не без основания связы-вают с деятельностью С. Ю. Витте (министр финансов в 1892-1903 гг.) и его политикой форсированной индустриализации. Составными ее частями являлись: перекачка средств из аграрного сектора в промыш-ленность; увеличение косвенных налогов и установление винной мо-нополии; защита отечественных товаропроизводителей от иностран-ных конкурентов посредством высоких таможенных пошлин; введение золотого денежного обращения; привлечение иностранного капитала. Реализация программы С. Ю. Витте значительно увеличила поступле-ния в казну финансовых средств, которые затем использовались в кре-дитовании промышленности. Тем самым на порядок усиливалось влия-ние государства на экономику страны.

В пореформенный период возрос объем внешней торговли России. В 1868 г. принимается один из самых либеральных таможенных та-рифов.

1881 - дворцовые идеологи выступают за низкий курс рубля. Бунге выпускает монеты.

(граф Михаил Тариэлович, 1825-1888) - один из замечательнейших государственных и военных деятелей России, родился в Тифлисе в семье состоятельного армянина, ведшего обширную торговлю с Лейпцигом; учился сначала в Лазаревском институте восточных языков, потом в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров. В Петербурге он близко сошелся с Некрасовым, тогда еще безвестным юношей, и несколько месяцев жил с ним на одной квартире. В 1843 г. Лорис-Меликов выпущен был корнетом в лейб-гвардейский гродненский гусарский полк, а в 1847 г. переведен на Кавказ, где участвовал в нескольких экспедициях. Когда во время Восточной войны 1853-56 гг. Н. Н. Муравьев обложил Карс, ему нужна была партизанская команда, которая пресекла бы всякие внешние сношения блокированной крепости. Лорис-Меликов организовал многочисленный отряд, состоявший из армян, грузин, курдов и других (здесь, как и во многом другом, Лорис-Меликову помогало знание нескольких восточных языков), и блистательно исполнил возложенную на него задачу. В 1861 г. Лорис-Меликов сделан был военным начальником Южного Дагестана и дербентским градоначальником, а в 1863 г. - начальником Терской области. Здесь он пробыл почти 10 лет, проявив блестящие административные способности: в несколько лет он так хорошо подготовил население к восприятию гражданственности, что уже в 1869 г. оказалось возможным установить управление областью на основании общего губернского учреждения и даже ввести в действие судебные уставы императора Александра II. Особую заботливость проявлял Лорис-Меликов о народном образовании: число учебных заведений из нескольких десятков возросло при нем до 300 слишком; на его личные средства учреждено во Владикавказе ремесленное училище, носящее его имя.

При открытии русско-турецкой войны 1877-78 гг. Лорис-Меликов, состоявший уже в чине ген. от кавалерии и в звании генерала-адъютанта, назначен был командующим отдельным корпусом на кавказско-турецкой границе. 12 апр. 1877 г. Лорис-Меликов вступил в турецкие владения, штурмом взял Ардаган и сосредоточил свои главные силы близ Карса, отрядив ген. Тергукасова на Эрзерум. Между тем турки собрали большие силы под начальством Мухтара-паши и опасения за отряд ген. Тергукасова побудили Лорис-Меликова атаковать их у Зевина (см.). Атака была неудачна; Мухтар спустился с Саганлуга, а русские войска сняли осаду Карса (27 июня). Получив подкрепления, Лорис-Меликов вновь перешел в наступление, разбил Мухтара-пашу на Аладже (см.), взял штурмом Карс (см.), считавшийся неприступным, разгромил соединенные силы Мухтара- и Измаила-пашей на Деве-Бойну и среди жестокой зимы, в безлесной местности, на высоте 700 фт. предпринял блокаду Эрзерума. Благодаря доверию к Лорис-Меликову местного населения и подрядчиков он даже на неприятельской территории вел войну на кредитные деньги, чем доставил казне сбережение в несколько десятков миллионов. По заключении мира Лорис-Меликов награжден титулом графа (1878).

В январе 1879 г., когда в Ветлянке (см.) появилась чума, Лорис-Меликов назначен был временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором, облеченным неограниченными полномочиями. Когда он 27 января прибыл в Царицын, эпидемия уже потухала, отчасти благодаря крайне суровым карантинным мерам, принятым самим населением зачумленных станиц, так что Лорис-Меликову оставалось лишь предупредить возобновление ее путем улучшения местных санитарных условий. Оцепив четверным кордоном войск всю Астраханскую губ., Лорис-Меликов лично посетил Ветлянку и, убедившись в миновании опасности, сам представил об уничтожении своего генерал-губернаторства, израсходовав из разрешенного ему 4-млн. кредита не более 308 тыс. руб.

Возвращение Лорис-Меликова в Петербург совпало с учреждением временных генерал-губернаторов, облеченных почти безграничными полномочиями в видах искоренения крамолы (апрель 1879 г.). Лорис-Меликов послан был в качестве временного генерал-губернатора 6 губерний в Харьков, где незадолго перед тем был убит губернатор кн. Крапоткин. Из всех временных ген.-губернаторов Лорис-Меликов был единственным, старавшимся не колебать законного течения дел, умиротворять общество и укреплять связь его с правительством на началах взаимного содействия. Исключительный успех, увенчавший деятельность Лорис-Меликова в Харькове, привел к его призыву (12 февраля 1880 г.) на пост главного начальника верховной распорядительной комиссии (см.). Назначение это было встречено всеобщим сочувствием, особенно ввиду заявления Лорис-Меликова, что в поддержке общества он видит "главную силу, могущую содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни". 20 февраля Млодецким было сделано неудачное покушение на жизнь Лорис-Меликова. После упразднения верховной комиссии (6 августа 1880 г.) Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и продолжал играть руководящую роль; большинство других министров докладывали государю в его присутствии.

Исходной точкой деятельности Лорис-Меликова служило убеждение, что нет никакой надобности стеснять всех мирных граждан для предотвращения или раскрытия преступлений горсти людей, как бы опасны они ни были, и что, наоборот, отмена общих ограничений и исключительных мероприятий, успокаивая общество, может только отнять почву у революционной пропаганды. Некоторое отражение системы Лорис-Меликова можно найти в "Письмах о современном состоянии России" Р. А. Фадеева, бывшего товарища Лорис-Меликова по службе на Кавказе. Лорис-Меликов испросил у государя разрешение на напечатание этой книги за границей и на допущение ее затем в Россию. Излагая сущность книги, Лорис-Меликов в докладе своем государю (см. "Русскую мысль", 1889 г., кн. I. стр. 169) пояснял, что с отменой крепостного права, лишившей дворянство его прежнего значения, между правительством и подданными образовался как бы промежуток, дающий место и простор всяким противообщественным явлениям; земство - единственная живая общественная сила, могущая стать для власти такой же несокрушимой опорой, какой было прежде дворянство; а так как громадное большинство русских людей искренно верует в царскую власть, то земство, выражающее собой это большинство, представляет вместе с тем и силу самую благонадежную.

В качестве подготовительных шагов к осуществлению системы Лорис-Меликова предпринят был ряд мер, которые можно назвать общим именем освободительных (упразднение III отделения, ограничение административной расправы, фактическое расширение круга действий земского и городского самоуправления, облегчения в цензурной практике , учреждение комиссии для пересмотра законов о печати, реформы в учебном деле; гр. Д. А. Толстой уступил место А. А. Сабурову). В то же время задуман был ряд мер, направленных к улучшению экономического положения народа. В видах лучшего уяснения народных нужд предприняты были сенаторские ревизии, а декабрьским циркуляром предложено было земским собраниям обсудить желательные изменения в законоположениях о крестьянах. Ревизующим сенаторам вменялось в обязанность собрать и выяснить факты, свидетельствующие как об экономическом положении крестьянского и фабричного населения и о влиянии на него правительственных мер, так и о настроении умов и о степени воздействия на них практиковавшихся правительством в борьбе с "неблагонадежными элементами общества" мероприятий вроде административной высылки; им предлагалось также постараться раскрыть "причину неуспеха деятельности земств", не скрывая, что такая причина может быть найдена в плохой организации земских выборов или в стеснении земств администрацией, и ставя вопрос, "может ли быть изыскана удобная форма для совместных суждений земств разных губерний по таким вопросам, которые бы требовали совокупных мер"; в качестве таких вопросов инструкция намечала борьбу с эпидемиями, эпизоотиями, вредными насекомыми и устройство пограничных мостов и переправ.

В обширной записке о нуждах сельского населения (отрывок в "Трудах Московского общества сельского хозяйства", вып. XI, стр. 8-9, M., 1882) Лорис-Меликов указывал, что "улучшение сельскохозяйственной культуры всегда было результатом общего подъема как нравственных, так и материальных сил"; что "в настоящую минуту улучшение сельского хозяйства в среде крестьян зависит не столько от тех или других способов возделывания земли, сколько от условий их личного положения"; что "мерами наиболее существенными и наиболее способными оказать благотворное влияние в этом отношении могут быть признаны только такие, которые поставили бы крестьянина в лучшие условия по отношению к существующим уже формам культур". Как главнейшие из таких мер Лорис-Меликов намечал: 1) понижение выкупных платежей, 2) содействие крестьянам в покупке земли при помощи ссуд и 3) облегчение условий переселения и содействие к выселению крестьян из густонаселенных губерний. Из реформ экономического характера Лорис-Меликов успел провести только отмену соляного налога и повышение гильдейских пошлин.

Ход преобразований тормозила борьба с революционной агитацией, не прекращавшаяся ни на одну минуту. Раскрытие революционной организации шло весьма деятельно; число захваченных и осужденных анархистов было велико; известно, что и Желябов, главный организатор катастрофы 1 марта, был арестован ранее этого дня. Тем не менее, Лорис-Меликов продолжал выработку общего плана реформ. На центральные учреждения предполагалось возложить обязанность ко времени окончания сенаторских ревизий собрать материал, относившийся к возбужденным министром внутренних дел вопросам, и установить основные задачи, требовавшие разрешения. Разработанные этими учреждениями предположения, равно как и материалы сенаторских ревизий, должны были поступить на рассмотрение "подготовительных комиссий", которые составились бы из членов правительственных ведомств и приглашенных с высочайшего соизволения сведущих (служащих и неслужащих) лиц; подготовительные комиссии обязаны были выработать законопроекты, которые до внесения в Государственный совет были бы переданы на обсуждение "общей комиссии". В состав последней имелось в виду призвать: 1) лиц, принимавших участие в работах подготовительных комиссий, 2) выборных от губернских земств тех губерний, в которых введено положение о земских учреждениях (по одному или по два члена, смотря по населенности губернии), и от городских дум некоторых значительных городов (в столицах - по два, в других городах - по одному члену), причем выбор мог падать как на гласных, так и на других лиц, принадлежащих к населению губернии или города, и 3) назначенных особым порядком членов от неземских губерний. Для занятий общей комиссии назначался определенный срок; работы ее должны были иметь в глазах правительства лишь совещательное значение. Этот план одобрен был имп. Александром II 17 февраля 1881 г., и день 4 марта был назначен для выслушания его в заседании совета министров.

Страшное событие 1 марта оказалось роковым для начинаний Лорис-Меликова. Потрясенный нравственно и физически, Лорис-Меликов остался верен своим прежним взглядам, но скоро убедился в невозможности их осуществления. 7 мая 1881 г. он сложил с себя должность министра внутренних дел и последние годы жизни провел, по расстроенному здоровью, за границей; ум. 12 декабря 1888 р. в Ницце, похоронен в Тифлисе. Несмотря на удаление Лорис-Меликова, многие черты его программы, получившей впоследствии в известном лагере ироническое название "новых веяний", не были забыты и привели к довольно крупным результатам. Сюда относятся поземельное устройство тех групп крестьян, на которые не распространялись положения 1861 г., некоторые другие законоположения 1880-х годов о крестьянах (см.), охрана фабричных рабочих, перенесение части податного бремени на более достаточные классы населения (налог с наследств, налог на денежные капиталы, раскладочный сбор и т. п.).

Человек редкого бескорыстия, остроумный и веселый собеседник, всем доступный, со всеми обходительный, Лорис-Меликов охотно и внимательно выслушивал возражения, но, отличаясь терпимостью к чужим мнениям, оставался непоколебим в своих основных убеждениях. По политическим своим воззрениям, говорит известный доктор Н. А. Белоголовый, близко сошедшийся с Лорис-Меликовым во время его жизни за границей (см. воспоминания Белоголового в "Рус. старине", 1889 г., № 9), Лорис-Меликов был "умеренный постепеновец, последовательный либерал, строго убежденный защитник органического прогресса, с одинаковым несочувствием относившийся ко всем явлениям, задерживающим нормальный рост и правильное развитие народов, с какой бы стороны эти явления ни обнаруживались. Непоколебимо веруя в прогресс человечества и в необходимость для России примкнуть к его благам, он стоял за возможно широкое распространение народного образования, за нестесняемость науки, за расширение и большую самостоятельность самоуправления и за привлечение выборных от общества к обсуждению законодательных вопросов в качестве совещательных членов. Дальше этого его реформативные идеалы не шли".

Недюжинный оратор, Лорис-Меликов хорошо владел и пером. В печати появились следующие его труды: "О кавказских правителях с 1776 г. до конца XVIII стол., по делам ставропольского архива" ("Русск. архив", 1873 г.); "Записка о Хаджи-Мурате" ("Русск. старина", 1881 г., т. XXX); "О судоходстве на Кубани" ("Новое время", 1882 г.) и "Записка о состоянии Терской области" ("Русская старина", 1889 г. № 8). Письма к нему H. H. Муравьева и кн. М. С. Воронцова - в "Русской старине" (1884 г., т. ХLII). См. Внутреннее обозрение в "Вестнике Европы", 1881 г., № 6, и 1889 г., № 1.


О беседе графа Лорис-Меликова с представителями петербургских периодических изданий, происходившей 6 сентября 1880 г.,см. № 9 "Отечественных записок" и № 11 "Вестника Европы" за 1880 г. (внутреннее обозрение).

УДК 94/99 Ю.Н. КРЯЖЕВ

Курганский государственный университет

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ДИКТАТОР М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВ И ЕГО ПРОЕКТ

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МОНАРХИИ

Данная статья посвящена государственному деятелю России конца XIX в. М.Т. Лорис-Меликову, автору малоизвестной, но, по существу, очень важной и необходимой в то время для страны стратегической программы преобразования самодержавия. Став фактическим диктатором империи, он ослабил систему полицейского террора, привлекая на свою сторону оппозиционно настроенную часть общества. Явился автором ряда проектов проведения государственных реформ в России с привлечением к законодательству выборных представителей самых разных либеральных слоев российской общественности. Все эти проекты были приняты и одобрены Александром И. Обсуждение проектов, получивших в обиходе название «Конституции Лорис-Меликова», состоялось уже при новом императоре.

Министр внутренних дел А.Е. Тимашев, обеспокоенный ростом народнического движения в стране, в 1877 г. предложил для крайней ситуации подготовить проект, составленный «в конституционном духе» . Одновременно режим принимал чрезвычайные меры, призванные обуздать радикальные группы. По данным статистики, за период с 1866 по 1917 г. жертвами террористов стали около 3 тыс. чиновников и столпов режима, казнено около 2500 человек. Конечно, не эта затяжная конфронтация привела к гибели режима, но она повлияла на характер политического реформизма. Вызревает идея создания Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Казалось бы, этот шаг отвечал настояниям консервативных кругов, призывавших образовать правительственный орган с чрезвычайными диктаторскими полномочиями. Наконец-то царь «опомнился» и распорядился власть употребить. «Создание Верховной распорядительной комиссии являлось результатом кризиса самодержавия, означавшего невозможность управлять прежними методами», - резонно замечает П.А. Зайончковский [ 1 ].

Главой комиссии император по предложению военного министра Д.А. Милютина, близкого к либеральным кругам, назначил не председателя Комитета министров, а М.Т. Лорис-Меликова, для которого это назначение означало карьерный взлет (временный генерал-губернатор в Харькове - либеральный диктатор - вице-император), но с риском позорного падения в случае провала возложенной на него миссии. Полномочия Дорис-Меликовав короткий, но насыщенный событиями период (февраль 1880-март 1881 гг.) были огромны и чрезвычайны. Но и миссия была почти невыполнима: «разрядить» ситуацию, которую молодой В.И. Ульянов-Ленин оценил как революционную.

Курс, избранный «либеральным диктатором», на первый взгляд казался парадоксальным. «Либеральный диктатор» выработал беспрецедентный комплекс мер по восстановлению стабильности в российском обществе. Стратегия укрепления системы просматривалась в сочетании тактических разреши-

тельных и запретительных мер (ослабление цензуры, борьба с чиновничьим произволом, законодательное обеспечение вольнонаемного труда, более широкий доступ к высшему образованию для лиц недворянского происхождения). Казалось, деятельность Лорис-Меликова находит понимание в обществе. Но у элиты были свои планы, отличные от политических намерений «вице-императора». Потому его действия порой приводили сановников в недоумение.

Уже на третий день своего пребывания на новом посту Лорис-Меликов публикует воззвание «К жителям столицы», в котором высказывает твердое намерение пресечь действия террористов и оградить интересы благонамеренного общества. Искренность подобной «галантности» общественность оценила после двух акций. Одной из них было смещение с постов министра народного просвещения и обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого - воинствующего консерватора. Значимость такого шага не мог не оценить даже враждебно настроенный к диктатору революционный лагерь. В одном из листков «Народной воли» говорилось: «Отставка этого министра народного помрачения есть действительная заслуга диктатора».

Далее следует значимый политический ход полномочного «вице-императора», осуществленный в несколько этапов и с учетом меняющейся политической обстановки. Сначала он подчиняет себе }