Тема: «история сибири в составе россии. История освоения урала. Последнее башкирское восстание

ТЕМА 26. ВОССТАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ Е.И. ПУГАЧЕВА (1773-1775 ГГ.)

1.ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ.

1.1 Недовольство яицкого казачества мероприятиями правительства, направленными на ликвидацию его привилегий. В 1771 г. казаки потеряли автономию, лишились права на традиционные промыслы (рыболовство, добыча соли). Кроме того, нарастала рознь между богатой казацкой "старшúной " и остальным "войском".

1.2. Усиление личной зависимости крестьян от помещиков, рост государственных налогов и владельческих повинностей, вызванные начавшимся процессом развития рыночных отношений и крепостническим законодательством 60-х гг.

1.3. Тяжелые условия жизни и труда работных людей , а также приписных крестьян на заводах Урала.

1.4 .Негибкая национальная политика правительства в районе Среднего Поволжья.

1.5. Социально-психологическая атмосферав стране, накалившаяся под влиянием надежд крестьянства на то, что вслед за освобождением дворян от обязательной службы государству начнется и их раскрепощение. Эти чаяния порождали слухи, что "манифест о вольности крестьянской" был уже подготовлен царем, но "злые дворяне" решили его скрыть и совершили покушение на жизнь императора. Однако он чудом спасся и только ждет момента, чтобы объявиться перед народом и повести его на борьбу за Правду и возвращение трона. В этой атмосфере и появлялись самозванцы, выдававшие себя за Петра III.

1.6. Ухудшение экономической обстановки в стране в связи с русско-турецкой войной.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОССТАНИЯ

2.1. Характер движения . События 1773-1775 гг. представляли собой наиболее широкомасштабное казацко-крестьянское восстание в истории России, имевшее как черты крестьянской войны, так и типичного народного бунта. Его характер позволяют уточнить манифесты и указы Пугачева, содержание которых менялось в ходе восстания.

2.2. Лозунги восставших. Если на начальном этапе цели восставших ограничивались восстановлением привилегий казачества и предоставлением казацкой свободы всем участникам движения, то с вовлечением в него работных людей, а главное, помещичьих крестьян, характер требований значительно изменился.

В июльском манифесте 1774 г . провозглашалось освобождение крестьян от крепостной неволи и податей, передача им земли, ликвидация чиновников и дворян, как главных "возмутителей империи и разорителей крестьян".

Четкая антикрепостническая и антигосударственная направленность движения не придавала ему какого-либо конструктивного содержания, вот почему, в целом, оно не выходило за рамки бунта - "бессмысленного и беспощадного".

2.3. Особенности и движущие силы.

2.3.1. Это движение отличалось своимразмахом, ожесточенностью борьбы и большей, чем раньше,степенью организованности . Например, восставшими была создана Военная коллегия, ставшая главным штабом, высшей гражданской и судебной властью на "освобожденной" восставшими территории.

2.3.2 . Впервые появилисьэлементы - хотя и незрелые -идеологии восстания , сформулированные в манифестах и указах Пугачева.

2.3.3. В движении приняли участие яицкиеказаки , ставшие главной военной силой восстания,крепостные крестьяне, работные люди Урала, обеспечивавшие повстанческую армию артиллерией,народы Поволжья (башкиры, татары, калмыки), организовавшиеся в конные отряды.

2.4. Руководителями восстания стали Емельян Иванович Пугачев - донской казак,

выдавший себя за спасшегося царя Петра Федоровича; и его соратники И. Зарубин (Чика),

И. Белобородов, А. Соколов по прозвищу "Хлопуша", Салават Юлаеви др.

3.ХОД ВОССТАНИЯ.

Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье и прошло следующие этапы:

3.1. Первый период (сентябрь 1773-март 1774).Восстание началось 17 сентября с выступления небольшого отряда казаков, который, пополнившись и захватив ряд небольших крепостей, подошел к Оренбургу. Сходу взять город не удалось и восставшие перешли к осаде. Посланные на помощь царские отряды были разбиты на подступах к Оренбургу.

В этот период происходила организация пугачевского войска, достигшего 30 тыс. человек, была создана Государственная военная коллегия . Движение охватило новые территории, предпринимались попытки захвата Уфы. Но 22 марта 1774 г. подТатищевой крепостью карательные войска нанесли повстанцам жестокое поражение. Казалось, что Пугачев, ушедший с 500 казаками на Урал, уже не поднимется.

3.2. Второй период (апрель-июнь 1774 ). Особенность стихийных народных выступлений заключалась в том, что они быстро восполняли людские потери за счет притока новых тысяч угнетенных. Новая армия Пугачева захватила ряд заводов на Урале и, преследуемая царскими войсками, вышла к Казани. Примерно 20 тыс. повстанцев приступили к штурму города, но, так и не успев взять Казанский кремль, они были разбиты правительственными войсками под руководствомМихельсона .

Именно в критические дни боев под Казанью Екатерина II, чтобы воодушевить дворян и подчеркнуть свою солидарность, объявила себя "казанской помещицей". Разбитый Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги.

3.3. Третий период (июнь-сентябрь 1774 г.).Однако это бегство придало движению невиданный размах. Оказавшись в зоне сплошного крепостничества, Пугачев быстро пополнил свои силы. При приближении его отрядов крестьяне сами расправлялись с помещиками и чиновниками.

В июле вышел его знаменитый манифест, отвечавший чаяниям русского крестьянства. Власти уже ожидали похода восставших на Москву, но Пугачев, понимая, что

крестьянская армия в военном отношении не может противостоять правительственным войскам, повернул на юг, надеясь поднять Донское казачество. В августе измотанные и плохо вооруженные отряды Пугачева подошли к Царицыну, но взять город не смогли и вскоре были настигнуты и полностью разбиты Михельсоном. Пугачев с небольшой группой переправился на левый берег Волги, где его схватили и выдали властям находившиеся с ним яицкие казаки.

3.4. Завершающий период (сентябрь 1774 - январь 1775 г.). На этом этапе были подавлены последние очаги восстания, а в январе 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева, который вел себя достойно и мужественно.

4.ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАНИЯ

4.1 Слабость организации и крайне плохое вооружение восставших.

4.2. Отсутствие четкого понимания своих целей и конструктивной программы восстания.

4.3 . Разбойный характер и жестокость восставших, вызвавшая широкое возмущение в различных слоях общества.

4.4. Сила государственного механизма, сумевшего мобилизоваться и организовать подавление столь масштабного восстания.

5. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ

5.1. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной, полностью ликвидировать автономию казачьих войск. Река Яик была переименована в р. Урал.

5.2. Восстание показало иллюзорность представлений о преимуществах патриархального крестьянского самоуправления, т.к. стихийные крестьянские выступления проходили под руководством общины.

5.3. Память о "пугачевщине" и стремление ее избежать стало одним из факторов политики правительства и, в итоге, подтолкнуло его позже к смягчению и отмене крепостного права.

5.4. Выступление крестьян повлияло на развитие русской общественной мысли и духовную жизнь страны.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы причины, характер и особенности восстания Пугачева? Что в его выступлении соответствует понятию "крестьянской войны", а что подтверждает его характеристику как типичного народного бунта?

2. Расскажите об основных этапах восстания. Каковы их особенности? Можно ли считать, что оно развивалось по восходящей линии?

3. В чем, по-вашему, причины поражения восстания Пугачева?

4. Найдите в хрестоматии и проанализируйте программные документы восставших. Чем вызывалось изменение их содержания? К чему бы могла привести реализация требований восставших?

5. Какую роль сыграло восстание Пугачева в жизни страны?

6. Каковы особенности крестьянских выступлений в России по сравнению с народными движениями эпохи средневековья в Западной Европе, Китае?

ЛИТЕРАТУРА

1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

2. История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

3. Окунь С.Б. История СССР: Лекции. Ч. 1. Л., 1974.

4. Мавродин В.В. Крестьянская война под руководством Пугачева. М., 1973

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

7. Рындзюнский П.Г. О некоторых спорных вопросах истории крестьянского движения в России // Вопросы истории. 1987. N 8.

8. Сахаров А.Н. Демократия и воля в нашем Отечестве // Свободная мысль. 1991. N 17.

9. Соловьев В.М. Актуальные вопросы изучения народных движений // История

СССР. 1991. N 3.

10. Три века: Россия от смуты до нашего времени. Т. IV. М., 1992.

11. Эйдельман Н.Я. Твой 18-й век. Прекрасен наш союз. М., 1991.

Башкирское восстание 1705-1711 годов оставило заметный след в истории России. Этот период не слишком широко освещен. На фоне Северной войны и реформ Петра Первого бунты порой представляются историками как незначительные внутренние проблемы.

Вместо предисловия

Канули в Лету зачинщики, поднявшие башкирское восстание. Участники этих событий не упомянуты в художественных произведениях в отличии, например, от крестьянского Между тем история народов, вошедших в состав Российской империи, стала и ее историей. Стоит отметить, что границы расселения, язык и обычаи башкир в прошлом отличались от современных. Перед тем как описывать башкирские восстания начала восемнадцатого века, ненадолго обратимся к истории этого народа.

Географическая справка

Возможных предков башкир упоминают в своих трудах Птолемей и Геродот. Считается, что их этническая территория - это степи Южного Урала. Арабские источники девятого века прямо свидетельствуют об этом. По словам Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живущие на южных склонах Урала, занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке являются печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы.

Шариф Идриси, географ двенадцатого века, сообщал, что башкиры селились у истоков Камы и Урала. Он говорил о большом поселении под названием Немжан, расположенном в верховьях реки Лики (возможно Яика или Урала). Башкиры занимались плавкой меди, добычей лисьего и бобрового меха, обработкой драгоценных камней. В городе Гурхане, в северной Агидели, башкиры изготавливали украшения, сбрую и оружие.

Происхождение народа

Письменные источники свидетельствуют о том, что башкиры уже издавна населяли Южный Урал. Долгое время они являлись самым многочисленным народом этого региона. О том, когда именно башкиры пришли на Южный Урал, как сложилась их общность, сформировался язык, доподлинно неизвестно. Дело в том, что находились они на столь низком уровне развития, что не оставили чётких следов. Одновременно эти земли населяли многочисленные угорские племена, владевшие искусной обработкой металла и другими ремеслами. Об их пребывании свидетельствуют курганы и другие археологические находки.

Более или менее четкое представление о башкирских народах появилось только в 16-17-м веках. Первоначально это были разрозненные этнические группы. Впоследствии у этих групп сформировались глубокие различия в культуре. По одной из версий, башкиры пришли на Южный Урал из приуральской низменности, по другой - это группа финно-угорских племен, подвергшаяся значительной тюркизации. Третья и наиболее точная версия заключается в том, что башкиры - это остатки кочевых племен, перешедших на оседлый образ жизни. Резкая смена образа жизни способствовала исчезновению одних культурных традиций и замене их другими. По времени смена кочевого скотоводства на полукочевое произошла в период с 17-го по 19-й век. В это же время Южный Урал активно осваивался русскими. Таким образом, культурные традиции башкир заменялись русскими или финно-угорскими. У башкир появились охотничьи промыслы и земледелие. Часть же традиционной культуры была утеряна. Колонизация народа проходила относительно мягко, так как многие сохраняли кочевой образ жизни. Лишь слухи о насильственной христианизации башкир вызвали недовольство.

Языковая принадлежность

Башкирский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе, входящей в кыпчакскую группу, тюркской ветви алтайской группы языков. Выделяют три диалекта: южный, восточный, северо-западный. В древности башкиры пользовались тюркским руническим письмом, в период становления ислама - арабским алфавитом. Была предпринята попытка перевести язык на латиницу, на данный момент в башкирском алфавите тридцать три русские буквы и девять дополнительных, обозначающих специфические звуки.

Религия

По свидетельству древних арабов, исконно у башкир были языческие верования. Древние племена поклонялись двенадцати богам, воины отождествляли себя с дикими животными. Очевидно, что древняя религия напоминала шаманизм. Период описания народов Предуралья арабскими историками совпадает с началом принятия мусульманства башкирами. Отстаивание башкирами права исповедовать ислам повлекло кровопролитные, разрушительные восстания.

Вхождение в состав России

В 13-14-м веках башкиры входили в состав Золотой Орды. После ее падения нация была разделена территориально. Западные и северо-западные башкиры находились под властью Население центральной, южной и юго-восточной части Башкирии было под властью Зауральская часть относилась к В период башкиры всех ханств поочередно приняли московское подданство.

Условия принятия предопределили башкирские восстания. Произошло это после Вхождение было добровольным, чему способствовало обращения русского царя к башкирам. Иван грозный пошел на беспрецедентные уступки башкирам, дав им вотчинное право на землю, сохранив мусульманство и местное самоуправление.

История восстаний

Попытка в дальнейшем нарушить манифест вызвала массовое недовольство со стороны народа Башкирии. После вступления на престол Романовых башкирские земли начали активно раздавать помещикам, тем самым нарушая вотчинное право народа на владение землей. Первый бунт произошел в 1645 году. Далее башкирские восстания случались с 1662 по 1664 год, с 1681 по 1684 год, с 1704 по 1711 (1725) год. Самое долгое по времени выступление связывают с попыткой искоренить мусульманство. Все башкирские восстания доставили немало хлопот российскому государству и усложнили освоение новых земель. Царская власть еще раз утвердила вотчинное право и даровала башкирам новые привилегии для примирения.

Башкирское восстание 1705-1711 годов

По одной из версий, восстание породили слухи о запрете мусульманской религии, по другой - захват вотчинных земель и повышение налогов. В августе 1704 года в Башкирию прибыли сборщики налогов Дохов, Жихарев и Сергеев. Они объявили о новом государственном указе. Было заявлено о введении налогов на мечеть, муллу и прихожан молитвенного дома. Мечети надлежало строить по образцу православного храма, кладбище устраивать рядом с церковью, вести записи смерти прихожан и регистрации браков, проводить их в присутствии православных священников. Все эти нововведения воспринимались как подготовка к запрету мусульманской религии.

В ходе Северной войны требовались ресурсы, и с башкир потребовали дополнительно 200 000 лошадей и 4000 воинов. Всего указ, привезенный сборщиками податей, содержал 72 новых налога. В частности, был введен налог на цвет глаз. Башкирская знать воспротивилась и стремилась отделиться для вхождения в состав Османской империи. Первые бунты произошли под предводительством Алдара и Кузюка.

К 1708 году башкирами были захвачены Самара, Саратов, Астрахань, Вятка, Тобольск, Казань. Восстание удалось лишь ограничить, но только к 1711 году подавить окончательно. Государственные «прибытчики» - сборщики налогов Дохов, Сергеев и Жихарев - были осуждены и понесли наказание за сбор незаконных и непредусмотренных указом податей. Тем самым были устранены причины башкирского восстания 1705-1711 гг. Несмотря на установившийся мир, лишь в 1725 году башкиры вновь присягнули на верность российскому императору. Итоги башкирского восстания были неутешительны. Погибло много русских и башкир, недовольство по-прежнему сохранялось.

Стремление народа к самоопределению не утихало после уступок царского правительства, однако новое восстание поднялось не скоро. Все без исключения бунты подавлялись, а зачинщики жестоко карались.

Этапы восстания

Рассмотрим, как развивалось башкирское восстание. Таблица, представленная ниже, наглядно демонстрирует этапы и события.

Начало восстания, сбор лошадей для нужд армии превратился в грабеж и вызвал ответную реакцию у местного населения

Этап наивысшего размаха движения, захват российских городов, выдвижение хана Хази Аккускарова, попытки повстанцев наладить связь с Османской империей, восставшими крестьянами и казаками с Дона

Борьба в Зауралье. Объединение повстанцев с каракалпаками. Разгром бунтовщиков с помощью колымского войска

Окончание восстания

Подписание присяги

Поражение

Причины поражения башкирского восстания многочисленны. Разрозненность этнической группы и ее полукочевой образ жизни служили как на пользу царским войскам, так и против них. Поймать и уничтожить небольшие конные отряды бунтовщиков, защитить от них русские поселения было крайне сложно. В свою очередь, бунтовщики, не имея жесткой централизации, действовали разрозненно. Цели отдельных групп - от банальных грабежей до создания независимого государства. Башкиры были плохо вооружены, не имели укреплений, не умели вести осаду. Победы их объясняются помощью местного населения, подавляющим превосходством в численности и фактором внезапности. Причины поражения башкирского восстания также кроются в неумении вести переговоры, постоянной междоусобной борьбе и политических просчетах зачинщиков.

Последнее башкирское восстание

Следующая попытка башкир поднять бунт была даже более кровопролитной. Причины башкирского восстания схожи с предыдущими. Раздача вотчинных земель служилым людям повлекла бунт коренного населения. В ходе восстания башкирами был избран собственный правитель - султан-гирей. Благодаря «верным» России башкирам восстание было подавлено. Башкирское восстание 1735-1740 годов унесло жизнь каждого четвертого башкира.

В 1755 -1756 годах, воспользовавшись плодами победы, Российская империя решает обратить башкир в христианство. Вспыхивает новая волна бунта. Восставшие не имели единства, под натиском русских войск многие из них ушли в казахские степи. Елизавета II привлекла на свою сторону волжских татар, и восставшие снова были разгромлены.

В 1835-1840 годах в связи со слухами о переходе башкирских крестьян под крепостное право помещиков вспыхнуло крестьянское восстание. Участвовало в нем всего около 3000 человек. Крестьяне не могли дать достойный отпор войскам и были разбиты. На этом заканчиваются башкирские восстания. Крепостное право в России приходит в упадок, и вотчинные земли более не трогают. Развивается промышленное производство и добыча ресурсов, которые благоприятно влияют на экономику края.

Основная часть переселенцев направляется за Уральские горы - на восточный склон Урала и в Сибирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхотурского уезда до реки Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами и населены казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла. Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян - слободчиков, призывавших "охочих людей" для освоения пашни. Сами слободчики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайск, Шадринск, Камышлов и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни.

За 56 лет (1624-1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами.

В конце XVI I в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с "государевой десятинной пашней" в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.). Крестьяне переселялись целыми группами по 25-50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чусовской - коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня - Черемисская.

В XVII в. Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сибири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 - из Кайгородского, 3,6% - из Чердынского уезда. Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных рек Урала. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу. Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение рек Нейвы и Ницы.

В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья.

Увеличение посадского тягла в 1649-1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения.

Сегодня Россия - самая большая по площади страна в мире. Ее территория простирается от черного и балтийского моря на западе до тихого океана на востоке. Огромные территории занимает Урал, Сибирь, дальний восток. Все это является наследством наших предков, колонизировавших Сибирь в XVI-XVII веках.

Освоение Сибири - очень важный период в развитии Русского государства, предопределивший будущее нашего государства, его историю, существенным образом повлиявший на все дальнейшее развитие страны, вплоть до сегодняшних дней. На протяжении последних столетий Сибирь являлась важнейшим добывающим и промышленным краем. Большие залежи полезных ископаемых, выход к морю, большая протяженность территорий, возможность вести торговлю со странами на востоке - все это способствовало развитию экономики России, ее силе и укреплению авторитета России среди других крупных держав.

В данной работе описывается процесс колонизации и присоединения Сибири к русскому государству в XVI-XVII веках. Рассматриваются причины колонизации, причины массового перехода русского населения на менее пригодные и трудные в освоении земли, различные точки зрения на походы русских первооткрывателей. Отдельно рассматривается роль государства в процессе колонизации, кому принадлежала инициатива освоения новых земель. Особое внимание уделяется походу Ермака в 80-ых годах XVI века, его успехи в борьбе с Сибирскими ханами. Изложение процессов, происходивших во время колонизации, различные точки зрения на происходившие события и их оценка, будет описываться со стороны походов русских первопроходцев, взаимодействие русских с местным населением.

Причины освоения Сибири

Каковы основные причины освоения Сибири? Примечательно, что освоение Сибирь, присоединение к Русскому государству новых территорий осуществлялось в основном не стрелецкими дружинами, не армией государства и не по приказу царя. Освоением Сибири, открытием новых земель занимались различные народные массы, в стихийном порядке. Причем это были как беглые крестьяне, бежавшие в большом количестве от своих помещиков, так и крупные промышленники, купцы.

Соответственно и цели они имели различные. Крестьяне, например, могли заниматься здесь свободным трудом, на свободной земле, а купцы и промышленники искали здесь материальных выгод: у местного населения, например, можно было выменять ценный мех. Третье могли искать здесь славы, делать географические открытия, чтобы остаться в памяти народа. И действительно, о многих первопроходцах и об их подвигах мы помним до сих пор, например, поход Ермака. Однако это были только первооткрыватели, основная часть переселенцев направилась в Сибирь в первой половине XVII века. В Сибирь бежали крестьяне, сбежавшие от феодалов, и усиления крепостничества.

Из этих крестьян и сложилась основная часть сибирского населения, и таким образом появилось многочисленное русское население, колонизировавшее Сибирь, в конце XVII века русское население составляло уже половину населения Сибири. Государственная власть пришла сюда уже после прихода населения. Правда нельзя сказать, что бежавшие сюда крестьяне полностью освободились от феодальной зависимости и стали свободными: они подвергались нападкам со стороны местных племен, попадали в зависимость от разбогатевших здесь купцов. Но даже такие лишения были менее болезненны для крестьян, чем угнетение в центральной и южной России.

Природа здесь тоже была не очень подходящей для земледелия, крестьяне расселялись неравномерно, стараясь занять наиболее пригодные для земледелия участки, большая часть земли была занята тайгой. В результате огромных усилий, крестьянам все-таки удалось создать пригодные для пашни земли на достаточной большой территории Сибири, к концу XVII века уже не было необходимости завозить хлеб из центральных районов. Таким образом, Сибирь наполнилась русским населением, которое вело на этой территории успешное хозяйство, крестьяне обрабатывали землю, купцы занимались здесь торговлей, устанавливались контакты с местным населением.

Освоение Сибири в XVI веке

Сибирь - территория от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахстана и границы с Монголией на юге.

Освоение Сибири началось с северного Зауралья. В XI - XII веках Сибирь привлекла мехами, и другими богатствами края, первопроходцы охотились здесь, добывали меха, обменялись с местным населением: меняли меха на железные изделия. Также в походы в Сибирь снаряжались новгородские военные отряды, собиравшие дань (в основном меха) с местных племен.

Уже в те времена Югорская земля была под властью Новгорода пусть и формально: не всегда сбор дани с этих земель заканчивался мирно. После падения Новгорода в 1478 году и установления власти Москвы, Югорская земля так же перешла под власть Москвы. Московские отряды не однократно снаряжались для походов на Урал. В 1483 князь Федор Курбский перейдя Уральские горы, завоевал Пелымский княжество, одно из крупнейших хаты-мансийских племенных объединений в бассейне Тавды. После спуска вниз по Тавде и Тоболу, его отряд оказалась в Сибири (такое название осталось от угорского племени сыпыр). После этого отряд прошел вдоль Иртыша на среднюю Обь, где успешно воевал с угорские князья.

Зимой 1499—1500 года четырехтысячный отряд возглавляемый князьями Семеном Курбским и Петром Ушатым совершил поход в низовья Оби. Этот поход привел к тому, что угорские князья признали себя вассалами русского государя и обязались платить дань Московскому княжеству, которую сами собирали с подвластного им населения. Однако отсутствие на этой территории русских городов и крепостей, постоянных представителей царской администрации и русского населения делало эту зависимость слабой.

В XVI веке увеличилось движение российских охотников и рыболовов в западную Сибирь. В то время было две главных дороги в Сибирь: сухопутная и морская. Сухопутная дорого проходила через каменный пояс, через который шли новгородцы. Этот путь проходил через Печору и ее притоки и далее через Уральские горы и притоки Оби. Этим путем, еще в начале века русские промышленники перешли Обь и попали в бассейн реки Таз. Эти земли были очень богаты ценными мехами, в связи с этим в Сибирь стали отправляться купцы и промышленники.

В результате, к концу XVI века бассейны рек Обь и Таз были полностью освоены купцами промышленниками, построившими здесь многочисленные укрепления и крепости, служившие промысловыми и торговыми центрами. Только в начале XVII века государство установило в этом районе свою власть. Открытие и освоение этого района было результатом вольно-народной колонизации (беглые крестьяне, казаки). В 1600 году здесь появился первый государственный военный отряд и был построен город Мангазея, ставший главным административным центром Урала, несколько десятилетий поставлявший ценную пушнину в царскую казну. Мангазея долгое время служила перевалочным пунктом для дальнейшего продвижения на восток. К концу XVI столетия промышленники продвинулись дальше на восток и вышли в низовья Енисея.

Другой путь в северо-западную Сибирь был морским. Этим путем русские корабли шли из Поморья для ловли рыбы в устья Оби и Енисея, или в Мангазею. К середине XVI века этот путь в Сибирь был хорошо освоен, но в 1619 году царь запретил использовать этот путь, чтобы иностранные купцы не узнали путь в Сибирь.

Присоединение к Руси в середине XVI века Казанского ханства открыла более короткий и быстрый путь в Сибирь: через Каму и ее притоки. Этот путь в дальнейшем сыграл важную роль в ходе присоединения и освоения Сибири, особенно это касается вольно-народной, крестьянской колонизации. В то же время в верховьях Камы начали свою промысловую деятельность Строгановы. Это были крупные солепромышленники, купцы и землевладельцы, вышедшие из разбогатевших поморских крестьян. В 1558 году Анике Строганову Иван Грозный пожаловал большие владения по Каме и Чусовой. Строгоновы - одни из крупнейших промышленников в России. Родом из поморских крестьян.

Известны Аникей Федорович (1497-1550), его потомки - Григорий Дмитриевич (1556-1615), организовавший поход Ермака, объединивший все владения Строгоновых и его сыновья Александр, Сергий и Николай. Строгановы развивали на землях, пожалованных государем, земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили крепости, в которых содержали свои военные отряды, охранявшие их землю и использовавшиеся для присоединения к России новых территорий. Эти владения явились основной базой продвижения на восток, а сами Строгановы сыграли в этом большую роль.

Биография Ермака

Ермак глубоко запечатлелись в народной памяти, в народном творчестве. Ермак Тимофеевич - казачий атаман, возглавлял поход в Сибирь 1582-1585 года, давшего начало освоению Сибири, в результате которого распалось сибирское ханство. По одному из мнений, Ермак - по одной из версий, сокращенное от Ермолай, другие считают, что Ермак пошло от имени Ерема, иркутский историк. Существует много различных версии о происхождении Ермака. Некоторые историки считают, что Ермак был волжским или донским казаком, и более 20 лет нес службу. Друге историки полагают, что он был из крестьян Строгоновых и что его настоящее имя Василий Тимофеевич Аленин. Так же есть мнение, что Ермак родом из соледобывающих владений Строгоновых, из деревни Борок на Двине.

Во время Ливонской войны (1558-1583 годы) Ермак командовал казачьей сотней. В 1581 году участвовал в походе на Литву, дошел до Могилева после чего защищал осажденный Псков и участвовал в битве при Лялицами.

Погиб Ермак в 1585 году на реке Вагай в бою с ханом Кучумом.

Поход Ермака

Исторические источники по-разному описывают поход Ермака, в связи с чем происходит противоречивость данных, а наиболее раннее подробное описание колонизации Сибири, Есиповская летопись было написано лишь в 1636 году, то есть через 50 лет после похода Ермака.

Препятствовали продвижению в Сибирь остатки ханств Золотой Орды. Это были не очень сильные ханства, образованные в результате завоевания и порабощения местных племен. Начали завоевывать эти ханства и прокладывать дорогу дальнейшего освоения Сибири отряды волжских казаков под предводительством казацкого атамана - Ермака. Поход (1582-1585 годы) Ермака повлек за собой фактическое присоединение территорий Сибири к Руси.

В конце XVI века во внешней политике Русского государства появилось еще одно важное восточное направление - освоение Сибири. Существует несколько точек зрения на походы Ермака. Некоторые ученые считают, что Ермак был послан на завоевание Сибири правительством, другие считают, что Ермака с дружиной отправили Строгоновы, третьи считают, что казаки совершили поход в Сибирь самостоятельно.

Под командованием Ермака находились сотники Яков Михайлов, Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк. Сам отряд состоял из русских, татар, литовцев. В сентябре 1581 года отряд Ермака, состоящий по разным оценкам из 450-600 человек, на 80 стругах выдвинулся вверх по реке Чусовой и Серебрянке, после чего перешел через Уральские горы, вышел к рекам Тагил и Баранча и двинулся по рекам Тобол и Тура. Первое столкновение с сибирскими татарами произошло вблизи Туринска, где мурза Епанчи напал на отряд Ермака, но был разогнан огнем из пушек, после чего Ермаку удалось захватить город Чинги-туру. В июле в устье Туры произошли военные столкновения Ермака с татарскими князьями Матмас и Каскар. В конце июля войско Ермака огнем из пушек разогнало несколько тысячную конницу Маметкула.

В августе отряд Ермака захватил Карачин. 4 ноября вблизи слияния рек Иртыша и Тобола Ермак разбил многотысячное войско Кучума: хотя силы Кучума превосходили отряд Ермака по численности, основные силы хана ушли в поход на Пермь, а вогулы и остяки оставили хана во время сражения. Кучуму пришлось бежать в степь. В ноябре 1582 года казаки захватили Кашлык - столицу Сибирского ханства. На верность Ермаку стали присягать местные князья: татары, ханты и другие. Ермак принял их под свою защиту от Кучума, взамен они обеспечивали казаков продовольствием, платили дань (ясак). Одному из военачальников Кучума - Маметкулу в конце 1582 года удалось разбить один отряд русских казаков, напав на них из засады, но в начале 1583 года Маметкул был взят в плен казаками на реке Вагае.

В конце 1582 года Ермак понимает, что ему необходимо подкрепление, тогда он решает отправить в Москву к царю посланников с данью ценными мехами, сообщении об успешных завоеваниях в Сибири и присоединении ее к Русскому государству. Царь принял посланников во главе с сотником Иваном Кольцо, щедро их одарил и отправил обратно к Ермаку, а своему воеводе - Семену Болховскому с дружиной из 300 стрельцов отправится в Сибирь для помощи Ермаку в борьбе с Сибирскими ханами, в частности, с Кучумом. Строгоновым царь поручил принять отряд Болховского и дополнить его полусотней добровольцев из своих людей. Зиму 1584 года стрелецкий отряд провел у Строгоновых и пришел в Кашлык только зимой 1584 года. Ермак же в это время захватил татарские города по Оби и Иртышу, включая город Назым.

Так же Ермак сплавлялся по Тавде, захватывал земли вогуличей, таким образом, увеличив площадь завоеванных земель и объем дани, однако нередко сталкивался с ожесточенным сопротивлением, так в 1584 году в Назыме был полностью уничтожен отряд Никиты Пана. Как уже было сказано, зимой 1584-1585 года дружина из 300 человек, под предводительством Семена Болховского, прибыла в Кашлык. Однако не взяла с собой достаточного количества продовольствия, а казаки не успели сделать запасы на зиму в необходимом объеме, усугубила положение казаков особенно сильная Сибирская зима, холодные северные ветра, глубокие сугробы, препятствовавшие охоте. В результате голодной зимы стрелецкий отряд полностью (или почти полностью) умер от голода, сократилась и численность казаков, из-за чего Ермак уже не решался вступать в открытые столкновения с Кучумом.

Весной 1585 года против Ермака восстал мурза Карача, до этого присягавший Ермаку. При попытке подавить восстание был убит сотник Иван Кольцо, а его отряд был полностью уничтожен. Вскоре после поражения Ивана Кольцо, потерпел поражение и отряд Якова Михайлова, а восставшие войска подошли к Кашлыку и взяли город в осаду. 12 июня 1585 года сотнику Матвею Мещеряку удалось с большими потерями прорвать окружение и нанести удар татарам, осаждавшим город. 6 августа 1585 года погиб и сам Ермак. Он с небольшим отрядом остановился на ночевку на берегу реки Вагай, ночью на отряд напали татары и почти полностью его уничтожили, по одной из версий Ермак поплыл к стругам, но утонул под тяжестью кольчуги, по другой версии, Ермак был смертельно ранен в бою.

После того, как погиб Ермак, многие воеводы со своими дружинами совершали походы в Сибирь, например, И. Манусоров, И. Мясной, П. Горчаков и другие. Окончательная победа над сибирским ханом Кучумом произошел лишь в 1598 году. После победы Ермака и потери Искера хан Кучум с остатками своих войск бежал в степи, на юг, и оттуда совершал набеги на русские селения и волости татар, признавших власть Москвы. Для разгрома войск Кучума, на реке Тара были создан город, откуда в 1598 году выступило войско из 40 тысяч человек, который нанес окончательное поражение Кучуму на реке Обь. Позднее Кучум был убит бухарцами.

Оценки деятельности Ермака

Большинство историков считают, что до похода в Сибирь Ермак занимался грабежами на Волге, грабя торговые караваны. Хотя некоторые историки опровергают это мнение, утверждая, что источники этих сообщений относятся к более позднему периоду, чем жизнь и поход Ермака, таким образом, опровергая тот факт, что Ермак и его отряд занимался грабежом и на Волге. В действительности же само появление войска Ермака, да и вообще казачьего войска - есть результат бегства крестьян от своих феодалов, вызванного усилением гнета феодалов, ограничение свободы, окончательное закрепощение крестьян:

В 1497 году введен Юрьев день - один день в году, когда крестьяне могли, заплатив все долги, перейти к другому помещику.

1581 год - отмена Юрьева дня («Заповедные лета»).

1597 год - право помещика на розыск беглых крестьян и его возвращение в течение 5 лет («Урочные лет»).

1649 год - бессрочный сыск беглых крестьян («Соборное уложение 1649 года»).

Поэтому для беглых крестьян оставался только один выход - бежать на реки, где формировались казачье войско из беглых крестьян. Даже было установлено негласное правило, что «с Дона выдачи нет», то есть с Дона беглых крестьян не возвращают. Бегство крестьян, часть из которых вместе с Ермаком выдвинулась в поход на завоевание Сибири, было своеобразным протестом против тирании и гнета помещиков.

Историки не сошлись во мнениях по поводу начала кампании Ермака. Известно, что поход Ермака начался 1 сентября, но какого года - не известно.

Существует много различных версий по поводу того, когда начался поход Ермака начиная с 1578 и заканчивая 1582 годом, но пока что большинство историков считают, что поход начался в1581 году.

Одним из самых важных остается вопрос, о роли государства в экспедиции Ермака, кто является инициатором поход: сами казаки, во главе с Ермаком, государство или Строгоновы. Если рассматривать поход Ермака, как государственный приказ, то кампании Ермака является осуществлением правительственных целей, а прямым результатом похода является освоение Сибири служивыми казаками по указанию Москвы. Также широко распространена версия по которой поход Ермака был организован по инициативе Строгоновых: им был необходима защита и расширение своих владений, тогда Строгоновы решил нанять волжских казаков во главе с Ермаком на службу, снарядить и отправить в Сибирь.

Эта точка зрения основывается на Строгоновской «хронике», однако она была написана через сто лет после похода Ермака и написана для прославления Строгановых. Третья точка зрения на причину похода Ермака заключается в том, что казаки сами по своей воле отправились в Сибирь, и Строгоновы случайно попадаются на пути Ермака и снаряжают отряд Ермака не вследствие найма казаков для решения своих задач, а под угрозой применения силы со стороны казаков. Ермак сам берет у Строгоновых все, что ему необходимо для похода.

Конечно, нельзя отрицать роли государства в освоении Сибири хотя бы из-за того, что именно царские войска в итоге смогли завершить разгром царства Кучума и окончательно присоединить Сибирь к территории Руси. Так же нельзя отрицать и участия Строгоновых, так или иначе снарядивших Ермака для похода. Однако инициатива самого похода остается за казаками. Самостоятельный поход казацкого войска в Сибирь стал началом народного освоения Сибири.

Колонизация Сибири в XVII веке

Освоение Сибири в XVII веке шло преимущественно на востоке в менее населенных районах, но богатых ценными мехами, пушниной. Колонизация Сибири в степных и южных районах ведется не так активно из-за угрозы набегов со стороны кочевников, монгольских ханов и князей Кыргызстана, под властью которых находились местные племена. С востока русские люди шел через город Мангазея с Оби на Енисей, потом через Лену. Еще в конце XVI века русские промышленники проходили этим путем к Лене.

В 1607 году появилась необходимость в создании еще одной базы, находившейся еще восточнее, чем Мангазея, тогда был создан город Туруханск, который вначале был местом для зимовки, но со временем стал основной базой для дальнейшего освоения Сибири и движения на восток. Через какое-то время воевода Мангазеи перенес свою резиденцию в Турхаянск. Все новые и новые охотники и купцы приходили в Сибири за ценными мехами, дойдя уже до восточных притоков Енисея - Нижней Тунгуски и Подкаменной Тунгуски.

Каждую зиму в Турханске собирались купцы, шала бурная торговля. Отсюда отправлялись на ловлю рыбы, и на охоту, здесь же и продавали добычу, рассказывали о новых землях и маршрутах. В 20-ых годах XVII века из Турхаянска для открытия новых земель выступил отряд промышленников из пятидесяти человек, возглавляемых Пендой. Этот поход длился несколько лет, участники похода прошли несколько тысяч километров. Отряд Пенды поднялся вверх по Нижней Тунгуске, перешли к Лене и далее спустились по Лене до места, где в дальнейшем был основан Якутск. Оттуда Пенда поднялся по Лене, вернувшись к ее истокам, и проник в бурятские степи, вышел к Ангаре и спустился по ней, после чего по уже известному пути вернулся обратно в Турхаянск.

Стихийное освоение Сибири вольными людьми опередила появление в этих краях правительства. Только после освоения Сибири вольными людьми, по проложенным ими дорогам сюда добирались государевы люди, наводившие здесь прядок власти и облагавшие местное население данью государству. Так, государственным отрядом, в 30-ых годах приходившим в Сибирь для установления царской власти, поручалось идти в Сибирь туда, куда купцы и охотники ходят, то есть идти за купцами.

Однако о походах государственных воевод и дружин известно гораздо больше, чем о тех первооткрывателях, которые проложили им дорогу. Дело в том, что многие из путешественников и первооткрывателей докладывали царю о своих открытиях и не пред кем не отчитывались, для них было важно только найти прибыльно место, как можно больше заработать. Выше был описан только один пример путешествия в XVII веке вольных людей, возглавляемых Пендой, известный из доклада служивого человека, но в действительности таких небольших отрядов первопроходцев было значительно больше.

В начале XVII века по оби русские путешественники добрались до Енисея. В 1619 году на Енисее был построен Енисейск. Однако при движении вверх по Енисею русские столкнулись с сопротивлением монгольских племен и киргизских князей. В связи с этим русские люди стали передвигаться по Ангаре и дальше переходить на Лену. Позднее был открыт маршрут с Ангары на Илим, с Илима на Куту, с Куты на Лену. Пройдя этим путем, казацкий сотник Бекетов с отрядом из нескольких десятков человек в 1632 году основал на Лене острог Якутск, ставший в дальнейшем базой для дальнейшего освоения Сибири.

Отношения русских первопроходцев с народами Сибири

С притоком в Сибирь большого количества населения, Сибирь стала быстро развиваться. Пришедшее сюда трудоспособное население начало развивать земледелие, торговлю, появились новые города, улучшилась жизнь коренных народов. Еще до присоединения и колонизации Сибири, российское государство имело довольно большую территорию и было многонациональным, поэтому коренные народы не подвергались массовым гонениям и истреблениям, что способствовало более мирному присоединению и быстрому продвижению русских первопроходцев на восток. Нередко передовые отряды состояли всего лишь из нескольких сотен, а иногда и из нескольких десятков человек. Коренные племена не проявляли сопротивления, и находились далеко друг от друга из-за большой территории, больших политических сил и военных формирований у них в начале XVII уже тоже не было. Дань (ясак), которой их облагали не вызывала ни каких вопросов и недоумений, потому что раньше они платили дань до XVII века они платили дань Кучуму.

Переход под покровительство русского государства для местного населения было даже выгоднее, потому что они получали более сильную защиту, а зависимость была менее тяжелой, поэтому многие племена перешли на сторону Руси еще при походе Ермака. Народы, проживающие на юге Сибири, сами переходили под защиту Руси, так как постоянно переживали набеги со стороны джунгарских и монгольских феодалов. Были и обратные случаи, когда давление со стороны русских колонизаторов было сильнее, чем на юге, тогда народы переселялись на юг, но вскоре возвращались. Российское государство не сгоняло местных народов с земли, не пыталось их уничтожить, способствовало дальнейшему благоприятному развитию хозяйства, подъему культуры местного населения, препятствовало их изолированности от всего остального мира.

Заключение

В результате можно сказать, что колонизация Сибири в XVI - XVII веках имела рад особенностей, в сравнении с тем, как происходили географические открытия и колонизации европейскими странами. Русские первопроходцы не истребляли местное население, а сама территория Сибири находилась в непосредственной близости от России и сразу становилась с Россией (территориально) единым целым. Освоение Сибири было не похоже даже на присоединение других земель русским государством. Характерной, отличительной чертой колонизации была ее народность, массовость, относительно мирный характер. После похода Ермака в Сибирь и окончательного разгрома Кучума в конце XVI века, в Сибири не осталось крупных политических и военных сил, однако казаки и другие первопроходцы были лишь первой волной, отчистившей просторы Сибири от опасных соседей. Настоящая колонизация, основной приток русского населения, состоящий из беглых крестьян, купцов, происходила в первой половине XVII века, когда население Сибири стало активно увеличиваться за счет наплыва русских.

Тут возникает вопрос, какую роль в освоение Сибири играло государство, отправляло ли оно отряд Ермака для завоевания новых земель или казаки сами, по своей воле отправились покорять Сибирь, или их направили промышленники Строгоновы? Вероятно, здесь повлияли все факторы, но вряд ли воля государства был здесь определяющей, интересы государства были устремлены на запад, если бы была необходимость расширения на восток, можно было бы сразу отправить в Сибирь стрелецкий отряд. Скорее всего казаки, состоящие из беглых крестьян, вольных людей, занимавшихся грабежом, стремились уйти туда, где власть царя еще не добралась. Это же касается и крестьян, бежавших от своих помещиков и приходивших в Сибирь после Ермака в XVII веке.

Таким образом, колонизация Сибири носила вольно-народный характер, характеризовалось мирным сосуществованием с местными народами, а жесткий контроль и государственная власть пришли сюда уже позже.

Список использованной литературы

Андреевич В.К. История Сибири. Часть 1. Спб., 1889.

Огоновская И.С. История России. Екатеринбург, 2002.

Преображениский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII в. М., 1972.

Сергеев В.И. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака // Вопросы истории

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.