Больше определяет поведение человека. Резкая смена настроения. Формы поведения людей

совокупность реальных действий, внеш. проявлений жизнедеятельности живых существ, в т. ч. человека. В обыденной речи и пед. практике традиционно принята более узкая трактовка П. как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и др.). Соответственно П. определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм П. и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

П. любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внеш. среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биол. факторов. П. животных по своей сути является реактивным, т.е. представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте П. рассматривается в рамках бихевиоризма. Его сторонники (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении П. животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны мн. ученых, доказавших несостоятельность биологизации П. человека. Действительно, мн. поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внеш. среды. Но человеческое П. этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены внеш. побуждениями, т. е. П. человека в своих отд. проявлениях может быть реактивно. Но многие более сложные действия определяются внутр. побуждениями человека, и, т. о., его П. выступает как подлинная активность. Осн. содержанием П. животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен выйти за рамки реактивного приспособления. Высш. проявления его П. носят характер деятельности. С науч.-методологич. точки зрения, деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внеш. условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого П.

На ранних этапах развития П. ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому пед. рекомендации бихевиористов оказываются чрезвычайно эффективными для детей мл. возраста, впоследствии их роль снижается.) П. ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, т.е. обусловленное внеш. полем - той материальной обстановкой, к-рая последовательно предстает перед ребенком. Если психич. развитие нарушено, как это бывает при разл. психич. заболеваниях и аномалиях (напр., шизофрении, раннем дет. аутизме.

и др.), П. и впоследствии долго остается полевым, непроизвольным. Напр., разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего ранним дет. аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психич. развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции П., когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (П. становится т. н. поленезависимым). П. постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосреду-ется сознательно поставленными целями.

Формирование навыков специфически человеческого П. предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Подобно тому, как ребенок сначала беспорядочно манипулирует любыми предметами, а впоследствии осваивает их практич. назначение и свойства, так он усваивает и социальный характер своих поступков, учится соотносить действия и их результаты. Решающая роль при этом принадлежит взрослым, к-рые первоначально выступают для ребенка внеш. регуляторами его П., но постепенно перекладывают эту роль на самого ребенка. В итоге он оказывается способен самостоятельно произвольно регулировать свои действия, т.е. регуляция становится внутренней. Со стороны взрослых педагогически неоправданно жестко придерживаться своей направляющей, регулирующей функции, не считаясь с возрастающей способностью ребенка эту функцию присвоить. Такого рода присвоение должно осуществляться постепенно, однако если взрослые намеренно тормозят этот процесс, ребенок может еще долго не усвоить навыков управления своим П.

Побудительной силой человеческого П. выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Недостаточная сформированность мотивационной сферы или ее искажение, возникшее вследствие неблагоприятных условий становления личности, приводит к нарушениям П., к-рые в пед. практике наряду с недостаточной произвольной регуляцией оцениваются как неудовлетворительное П. Напр., деятельность мл. школьников, особенно первоклассников, определяется преим. игровыми мотивами. Лишь постепенно в результате целенаправленного формирования происходит становление собственно уч. мотивации.

П. человека выступает внеш. выражением его внутр. мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем, знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его П., если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное П., внутр. установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутр. регуляторов деятельности посредством практич. осуществления определенного П.

В П. каждого человека находят отражение его индивидуально-психол. особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отд. индивидуальные черты могут накладывать на П. негативный отпечаток. Напр., эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном П. Задача педагога состоит в коррекции нежелательного П. с учетом особенностей формирования внутр. мира конкретного ребенка, его индивидуальных черт.

Многие отклонения в П. детей являются проявлением эмоционального неблагополучия, внутр. конфликтов. Коррекционные воздействия при этом должны быть направлены на смягчение психол. дисбаланса, устранение болезненных переживаний, порождающих негативное П.

Лит. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Выготский Л. С., Л у p и я А. Р., Этюды по истории поведения, М; см. также лит. при ст Деятельность, Мотивы. П. С. Арискин.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

    Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

    Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

    Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

    Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

Человек вынужден ежеминутно отдавать предпочтение определенному поведению. Выбор диктуется подсознанием. Увеличивает вариативность текущего поведения большая энергетика сознания. При различных пограничных психических расстройствах, нестабильном психоэмоциональном состоянии, переживая негативные эмоции человек, сам того не осознавая, направляет все усилия на то, чтобы выйти из некомфортного состояния .

Позитивный настрой располагает к тому, что индивидуум способен выполнить множество действий. Но и они ограничены рамками его сознания. Окружение и обстановка, в которой происходит закладка фундаментальных личностных качеств, способствует впитыванию индивидуумом определенных ограничений. О генезисе таких ограничений можно и не догадываться, но они изображают некий вид внушения, исходящего от окружающих.

Факторы определяющие поведение человека

Окружающий мир, внешняя и предметная среда, общественно выработанный опыт взаимозависимые и принимают косвенное участие в становлении характера индивидуума и его поведения. Социум – это люди, материальные и духовные ценности, которыми они окружают себя. Внутренние необъяснимые запреты и основополагающие принципы поведения неотделимы от социальной группы, национальности, от принадлежности личности к определенной группе людей. Например, поведение индивидуума на улице, в домашней обстановке разительно отличается от поведения на работе, в учебном заведении.

Чем детерминирован образ действий человека:

1) национальностью (в этнопсихологии выделяется система отношений этнической общности, именуемая национальным характером), проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, и установленной манере поведения:

  • японцы славятся своим трудоголизмом, им присуще обостренное чувство прекрасного;
  • немцы всегда организованы и экономны;
  • французы находят время для наслаждения красивым видом, хорошей едой или интересным фильмом;
  • финнам свойственна чрезмерная любовь к чистоте;

2) религией, способствующей самоидентификации и противопоставлению «свой» — «чужой»;

3) индивидуальной психологической характеристикой личности (склонность к конфликтам, спокойный и уравновешенный характер или агрессивный по отношению к окружающим);

4) характерные черты группы людей, в окружении которой находится индивидуум (семья, сотрудники, одногруппники);

5) положением в обществе (начальник, сотрудник, подчиненный, лидер);

6) референтной группой или группой людей, взгляды и установки которой являются ориентиром для конкретного человека;

7) самооценкой и уровнем развития мышления (высокая самооценка и позитивный настрой исключают агрессию и неадекватное поведение, а при низкой самооценке вероятность проявления раздражения, агрессии возрастает).

8) эстетическая составляющая или то, как человек воспринимает литературу, живопись, музыку, красоту природы.

Присутствуя в определенной среде, людям присуще демонстрировать эмоции, жесты, позы, понятные и привычные для этой среды. Так, подражая взрослым, дети перенимают опыт своих родителей, их язык, имитируют манеру вести себя и реагировать на внешние обстоятельства. Появившись в кругу незнакомых людей, человек неосознанно повторяет их движения и позы, пытаясь таким образом адаптироваться к новым условиям. Подобное поведение психологи называют эффектом хамелеона: личность будто сливается с окружением.

В произведении «Мы боги» автором Бернаром Вербером описан интересный эксперимент. Суть его заключается в следующем: в клетке находится 5 приматов, а на потолке подвязаны бананы. Как только одно из животных пытается достать банан, всех приматов тут же опрыскивают холодной водой. Так повторяется несколько раз. На каждого примата, который в дальнейшем будет пытаться достать лакомство, остальные животные будут бросаться со злостью. Постепенно заменив по очереди всех приматов, которых водой не обливали в клетке и они не видели, чем заканчивались попытки достать банан, оказывалось, что обезьяны агрессивно реагируют на каждого собрата, который решается достать еду. Подобное поведение присуще и людям: мы действуем чаще соответственно тому, как заведено.

Людям свойственны некие стандарты поведения. Психологи выделяют несколько положений, которые дают представление о поведении личности:

  1. понятие о теории личностных черт, согласно которой поведение человека обусловлено личностными характеристиками;
  2. понятие о бихевиоризме, которое заключается в различных способах реакции личности на внешние воздействия;
  3. социальное научение или подражание (родителям, учителям, коллегам);
  4. психоаналитический подход при анализе поведения, при котором акцент ставится на подсознание;
  5. когнитивная методология заключается в возможности человека интерпретировать происходящее вокруг него в соответствии с полученным опытом;
  6. гештальт — психология – восприятие окружающего мира как целостного объекта;
  7. теория групповой динамики – как человек воспринимает себя в кругу других людей или коллективный разум.

Поведение человека – это преднамеренное деяние, на которое он способен оказывать влияние как автор. Это сознательный выбор индивидуума. Но существует множество факторов, причастных в различной мере к поведенческим реакциям и преднамеренным действиям. Привычки, ценностные ориентиры могут изменяться при смене окружения, ситуации, даже времени суток. Отдельно стоит упомянуть о влиянии культуры, СМИ, традиций народа на складывание поведенческой парадигмы личности.

Поведение человека продиктовано принадлежностью к конкретной социальной категории, которая ложиться в основу неких действий и предсказуемости поведения.

Поведение (англ. behavior, behaviour) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит Сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником Поведения являются потребности живого существа. Поведение осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение поведения в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.

Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «Поведение» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В.П. Зинченко)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Поведение - совокупность действий, поступков, совершаемых индивидом в его взаимодействии с окружающей средой, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

В психиатрии имеют значение Поведение агрессивное, бредовое, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм), делинквентное (с нарушением законов), неадекватное окружающей обстановке, установочное (симуляция, диссимуляция, осознанное или неосознаваемое желание представить себя в определенном свете).

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Поведение девиантное - система поступков и действий, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Причиной его может быть психическое заболевание или же дефекты правового и нравственного сознания.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Поведение - родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т.д., то есть любая измеряемая реакция организма. Долгое время предпринимались попытки установить набор последовательных ограничений на определения этого термина. Несомненно, это было вызвано интересной, но в основном безнадежной идеей определить психологию как "науку о поведении". Проблема состояла в том, что, поскольку диапазон явлений, входящих в область психологии, увеличился, возникла потребность расширить и границы того, что с полным правом называлось "поведением".

Быстрый краткий обзор истории дисциплины показывает, что, в общем, вопрос о включении действия в класс вещей, называемых "поведением", решался в зависимости от того, насколько оно измеряемо. Например, строгие бихевиористы в традиции Уотсона и Скиннера имеют тенденцию включать только те реакции, которые являются явными и которые возможно наблюдать. Следовательно, они исключили бы скрытые мысленные конструкции сознания, такие как схемы, идеи, стратегии, память, образы и т.д. (за исключением тех, которые проявляются во внешнем поведении). Такой подход, однако, не учитывает многое из того, что кажется существенным для понимания человеческого поведения, и некоторые психологи сегодня мирятся с таким жестким определением поведения. Более умеренную, компромиссную позицию заняли те, кого принято называть необихевиористами, они допускают логические выводы о внутренних состояниях, промежуточных переменных, гипотетических конструкциях, посреднических процессах и т.п. Оставаясь бихевиорис-тами в общем подходе, такие ученые настаивали на том, что постулирование этого скрытого поведения правомерно только тогда, когда оно может быть связано с измеряемым.

Еще более гибкими при определении поведения были сторонники когнитивного или психического подхода. Здесь поведение рассматривалось скорее как мысленное представление, чем как внешний измеряемый поведенческий акт. Благодаря этому направлению действия и процессы мышления были признаны аспектами, заслуживающими изучения. Например, язык анализируется здесь в связи с базовыми знаниями правил грамматики и общими знаниями – это важная особенность, ведь исследовались не внешние акты говорения, которые можно наблюдать.

И, наконец, ведется еще одна продолжительная дискуссия о том, считать ли физиологические, неврологические процессы поведением. Здесь можно увидеть тот же исторический образец. Поскольку эти внутренние действия были относительно последовательны и определенны (например, действия мышцы, рефлекторной дуги, секреции желез), ранние теоретики считали удобным называть их поведением. Но поскольку область исследования расширилась, включив в себя детализированное изучение таких вещей, как Электроэнцефалография , связи между конкретными нейромедиаторами и определенными нервными путями и т.д., вопрос, конечно, стал более спорным.

предметная область термина

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения.

ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия и поступки, направленные на установление интимных отношений и совершение полового акта. Движущие силы П. п. – потребность в удовлетворении полового желания и рождении детей.

НЕАДЕКВАТНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА - такое поведение подростка, которое нарушает принятые среди взрослых людей социальные нормы, например грубость, небрежность, необязательность, безответственность, отказ от выполнения своих прямых обязанностей.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов