Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере. Духовно-нравственный облик современного человека

Нравственность и соответствующие нравственные нормы – это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы – разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в .

– это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и . Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

– это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как , честь, честность, и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. – это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – .

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Основа нравственности – это различение и , и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло – . Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Также существует заблуждение, что Нравственность – это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.

Нравственный облик - это отличительные черты человека, его характер, миропонимание и поведение и их соответствие нравственным законам. Нравственный облик включает в себя полный перечень положительных нравственных качеств и присутствие отрицательных в данном человеке. Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего. Иногда в личности эта целостность проявляется через доминирующую черту характера, например, «моралист», «агнец Божий», «чистая душа» и т.д. Нравственный облик описывается в характеристиках на личность.

Нравственный облик - совокупная характеристика моральных свойств, черт и качеств личности. Нравственный облик, выступая как целое, не сводим к сумме отдельно взятых морально-нравственных параметров и измерений личности («недостатки человека всегда являются продолжением его достоинств»). Он представляет собой неразрывное единство сознания и поведения человека.

Нравственный облик человека может формироваться под влиянием господствующих умонастроений эпохи, под влиянием социальной микросреды.

Параметрами нравственного облика в значимой степени обусловливается социальная адаптация людей к кардинально изменившимся жизненным условиям.

В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными.

Потребительский тип. Самый маломоральный тип. Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Именно польза основной и единственный мотив поведения. Моральные поступки – одна из разновидностей полезных, они должны вести к успеху, счастью, цели, приобретению благ, а следовательно к счастью, которое является главной ценностью этого типа личности. Позиция индивида – стремится к счастью в одиночку, и только достигнув, начинает делиться рецептами с др. Этот тип деятелен.

Конформистский тип. Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности.

Аристократический тип. Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистична, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести.


Героический тип. Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т.е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию.

Религиозный тип. К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т.е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.

Идеал

Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться. Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится "совершенный человек". Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.

Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.

Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.

Практическая часть.

В социальной работе наряду с профессиональными знаниями особенно большую роль играют личностно-нравственные качества специалиста, которые являются определяющим фактором успешности и эффективности их деятельности. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностно-нравственных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, в решающей степени влияет на систему межличностных отношений. Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры должно занимать важное место в процессе подготовки социальных работников. Только оптимальное сочетание профессиональных знаний и навыков с высокой духовно-нравственной культурой специалиста является необходимым условием его высокой квалификации. www.edumask.ru

Нравственность, как духовное качество человека, его потребность приносить людям благо, является ядром личности социального работника. Именно нравственные качества специалиста во многом определяют поведение клиента, его социальное самочувствие и психологическое состояние. Рассмотрим нравственные и душевные качества, которые характеризуют духовно-нравственный облик социального работника.

Совесть социального работника проявляется как нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности представляет собой индивидуализированную форму отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть напоминает социальному работнику о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими людьми и перед самим собой. В качестве нравственного регулятора совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований и побуждает к творческой деятельности, исключающей формальное выполнение моральных и профессиональных норм.

Честность является важным качеством социального работника. Честность как деловое, практическое качество выражается в открытости мыслей, чувств и намерений специалиста для других людей. Честность должна проявляться и в словах и в практических действиях. Он обязан выполнять обещание, данное клиенту. Социальный работник обязан правдиво информировать клиента о путях и возможностях решения имеющейся проблемы, не скрывая трудностей и совершенных ошибок.

Внимательность и наблюдательность, несомненно, присущи хорошему специалисту. Социальный работник должен чувствовать и понимать всю гамму чувств и переживаний, испытываемых клиентом. Он обязан безошибочно оценить внутреннее состояние клиента и организовать взаимодействие с учетом его самочувствия, настроения и желаний. Внимательность и наблюдательность позволяют социальному работнику своевременно и правильно принять наиболее оптимальное решение в той или иной ситуации.

Терпимость является необходимым качеством личности социального работника. Она выражается у специалистов в сознательном подавлении чувства непринятия всего иного, имеющегося у клиентов. Терпимость предопределяет уважительное отношение к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, интересам, мнениям, идеям, привычкам, верованиям других людей. В то же время терпимость не означает примирения социального работника с негативными идеями или действиями клиента, которые способны нанести вред самому клиенту, окружающим его людям или обществу.

Тактичность: в силу специфики своей деятельности социальные работники имеют дело с людьми слабыми, больными, социально неадаптированными, самолюбие которых часто страдает от осознания того, что они, попав в затруднительное положение, сами не могут решить свои проблемы и вынуждены получать социальную помощь. Поэтому тактичность как качество личности социального работника жизненно необходима и обусловлена его деятельностью. Социальный работник обязан предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами, другими людьми.


Другие материалы:

Приложения
Приложение 1 Четыре типа набора (привлечения) добровольцев Типы Содержание Набор «тепленьких» Распространение брошюр или плакатов-листовок организации; Использование газет, радио, ТВ, Интернета; Контакты с общественными...

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного уп...

Аналитическое социологическое исследование
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого...

Христианским представлениям, это должно им дать здоровье, долголетие, благополучие, счастье, успокоение. И наоборот, неисполнение нравственного закона может вызвать болезни, преждевременную смерть, бесславие и позор. В реальном же мире дело обстоит... церковники „не замечают", что смысл этих поучений в Библии неравнозначен. Определяющее место в библейских нравственных требованиях принадлежит таким из них, которые чужды интересам трудящихся масс. В противоположность коллективизму трудящихся...

https://www.сайт/religion/11677

Делаются для него эталонами, с которыми он соотносит свое поведение. Сознание долга развилось как нравственное явление, выражающее стремление человека выполнить свои обязанности перед другими людьми, перед обществом. Совесть... богословы подчеркивают, что свобода воли человека относительна: только аморальные поступки он совершает самостоятельно, в нравственных поступках ему помогает божественная благодать. Научное понимание факторов, определяющих моральную деятельность людей, выявило иллюзорность...

https://www..html

Энциклопедией клинической медицины для нескольких поколений врачей. В разделе «Самосовершенствование» говорится: «Тот, кто совершенствуется нравственно , творит благие дела, не будет испытывать страданий от тяжёлых болезней или бедствий. Это один из важнейших... , чтобы сдержанность и покладистость стали привычными, а нрав неподдельно добрым. Помимо совершенствования в нравственности , важно изменять и умерять свои привычные склонности. Ограниченный человек вспыльчив и замкнут, часто бывает...

https://www.сайт/journal/147461

Потянем жребий, кому кого пропустить. Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда. - Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне. Тут только Материальный Интерес разверз уста. - Едва ли моим ногам будет удобно по тебе...

https://www..html

Теории и практики. Важность учета психологических аспектов хозяйственной деятельности, необходимость укрепления ее нравственных основ четко осознавались уже в дореволюционный период многими представителями отечественной экономической и философской мысли... ученые. Для "новых русских" выгода оказывается зачастую выше морали и права. Характерные черты их духовного облика : неразборчивость в средствах, лицемерие, хитрость, жестокость. Эти их качества и порождают массовое развитие таких явлений...

https://www.сайт/psychology/17436

https://www.сайт/navigator/nravstvennyiy-zakon.html

Деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной... нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках. Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу...