История памятника пушкину. Памятник пушкину на пушкинской площади

Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская).

В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

Описание

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением.

Львова Анастасия , CC BY-SA 3.0

Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, - шляпа.

По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру - 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.

История создания

Инициатива и подписки

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и удаётся собрать около 160 575 рублей.

Конкурс и выбор архитектора

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский.

Изготовление и монтаж

Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж.

Даты открытия

Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены.

Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне.

6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале , где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.

неизвестен , Public Domain

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

«Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».

В. Катаев. «Алмазный мой венец».

Фотогалерея

Полезная информация

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину на Пушкинской площади

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

Адрес и контакты

Москва, Пушкинская площадь

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы). Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

«И долго буду тем народу я любезен,

вместо написанного Пушкиным

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал»

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык»

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

6 июня 1880 года. В этот день множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Так Москва торжественно открывала памятник Пушкину.

Среди находящихся на площади более всех, вероятно, был взволнован высокий темно-русый человек. Это был автор монумента - Александр Михайлович Опекушин.

Мысль создать Пушкину "вековечный" памятник высказал еще в 1846 году В. Г. Белинский - идея для того времени смелая, даже дерзкая: в России XIX века памятники ставили царям. сановникам, генералам.

Через несколько лет к императору Александру II с ходатайством воздвигнуть памятник великому поэту обратились лицеисты пушкинского и последующего выпусков. Высочайшее соизволение было получено, но от каких-либо затрат правительство царской России отказывалось. Начался сбор добровольных пожертвований. Удалось собрать лишь 13,5 тысячи рублей - сумму. явно недостаточную для сооружения монумента.

Прошло еще 10 лет. И бывшие лицеисты добиваются учреждения комитета по созданию памятника поэту. Комитет, в который вошли соученики Пушкина М. А. Корф и Ф. Ф. Матюшкин, предложил установить памятник в Москве.

В газетах появилось сообщение о всенародной подписке на сооружение памятника. В подписных листах рядом с крупными суммами соседствовали взносы и по нескольку копеек - пожертвования от простого люда.

Состоялось три конкурса на проект памятника. Модели представляли под девизами. В конкурсе приняли участие почти все известные скульпторы того времени, и среди них М. М. Антокольский, П. П. Забелло, И, Н. Шредер, И. С. Пименов. Проекты памятника отличались большим разнообразием. Лучшими жюри признало модели Александра Михайловича Опекушина. Его победа удивила многих. Одна из газет писала: "Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков "заткнул за пояс" какой-то крестьянин Опекушин".

Александр Михайлович Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, в ярославской деревне Свечино, славившейся искусными мастерами лепки. Талантливым лепщиком был и его отец. Заметив способности сына, он увез его в Петербург, и вскоре тот попал в мастерскую известного в то время скульптора Д. И. Иенсена, где пять лет осваивал ремесло.

Однажды Александр Опекушин делал фигурку "Мальчик, пускающий пузыри", которая очень понравилась Иенсену, и тот помог ученику устроиться "вольноприходящим" в Академию художеств. Только в 1859 году, за два года до отмены крепогного права, Опекушин был выкуплен у помещика на волю.

Вскоре скульптор получает свою первую награду - малую серебряную медаль за барельеф на библейскую тему, затем - звание классного художника 1 -й степени, потом, за статую Петра I. и звание академика.

Опекушин много и тщательно работал над проектом памятника великому русскому поэту. Прижизненных портретов Пушкина было мало, а фотография в те годы еще не существовала. Точно сохранила черты лица только посмертная маска поэта работы Гальберга.

Опекушин заполнил изображениями Пушкина 10 альбомов, сделал из глины и пластилина более 30 проектов памятника. И вот - победа на конкурсе. По его модели, "соединившей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип наиболее подходящий к характеру и наружности поэта" (таково заключен жюри), был отлит памятник.

Наступил торжественный день - 6 июня. На трибунах-члены комите та по созданию памятника, представители городских властей, художники писатели, родственники Пушкина.

"... Упала скрывавшая памятник поэта холстина,- писал Глеб Успенский,- и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина".

День закончился концертом: оркестр под управлением Н.Г. Рубинштейна исполнил увертюры из опер "Руслан и Людмила" М. И. Глинки и "Русалка" А. С. Даргомыжского.

"Вышло неожиданно хорошо,- писал И. С. Аксаков - переросло всякие чаяния и стало истинным событием историческом развитии русского общества, великим актом нашего народного самосознания, новою эрою, поворотным пунктом для наших молодых поколений..."

В одной из брошюр, увидевших свет сто лет назад, говорилось: "Мы уже видим начатки отрадных действий первого народного памятника. Со дня его открытия каждый день разнородные группы толпятся вокруг него и о чем-то толкуют. Женщины и мужчины, старые и молодые несут ежедневно к подножию поэта свою скромную благоговейную дань: то венками, то букетами цветов... Пробуждаются народные чувства, с ними воскресают вера, и надежда, и любовь, которые вызовут стремление к правде. Вот культурная сила пушкинского памятника, возвышающегося над Москвой, но для всей России..."

Пушкинские празднества длились четыре дня. Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Они подчеркивали непреходящее значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

"Мы будем надеяться,-говорил И. С. Тургенев, - что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа... станет понятно, что значит это имя: Пушкина"

На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.

Вот уже почти полтора столетия стоит в центре Москвы бронзовый Пушкин.

По материалам статьи Г. Асланова и А. Руднева

"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" "Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий

Памятник поэту А.С. Пушкину торжественно открыли в Москве в 1880 году. Это произошло 6 июня. Автором проекта стал известный .

Фото 1. Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве

Скульптура поэта , представленного во весь рост, отлита из бронзы. Композиция выполнена весьма эффектно: непринужденная поза с выдвинутой вперед левой ногой; на плече поэта широкий плащ; правая рука за лацканом пиджака, а в левой руке зажата шляпа; задумчивый взгляд в глазах; голова слегка наклонена.

Скульптор Александр Опекушин постарался достоверно воспроизвести лицо Пушкина. И это получилось, так как соответствует удачному прижизненному художественному портрету, а также посмертной маске поэта.

Памятник окружают по всему периметру 20 тумб, украшенных бронзовыми венками и соединенных витой бронзовой цепью. В углах квадратной площадки установили по фонарю, отлитым из чугуна, с четырьмя светильниками.

История создания памятника Пушкину

Инициатива о возведении памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Санкт-Петербурге исходит от бывших выпускников Царскосельского лицея, который заканчивал и сам поэт. Сбор средств начали в 1860 году и собрали порядка 13 тысяч рублей. Дополнительную подписку организовал тоже лицеист Яков Грот, что позволило привлечь к 1880 году значительные средства - 106 тысяч. Новым городом для установки монумента, к тому времени, избрали Москву.

Памятник Пушкину отливали на бронзолитейном заводе города Петербурга, пьедестал изготовили из сердобольского гранита, который имел темно-красный оттенок. Открытие назначили на 1879 год и приурочили к годовщине открытия Царкосельского лицея - 19 октября.

К сожалению, при монтаже был поврежден один из угловых монолитов, который пришлось менять на два новых. Восстановительные работы завершили лишь к весне 1880.

Новым днем открытия должно было стать 26 мая 1880 года, но торжества пришлось отложить по случаю траура в России по императрице Марии Александровне.

6 июня 1880 года Тверском бульваре, со стороны Страстной площади, при скоплении огромного количества народа, памятник поэту Александру Пушкину, наконец-то, открыли.

В 1950 году, при реконструкции Пушкинской площади, памятник переместили на место, где некогда находилась колокольня Страстного монастыря, и развернули на 180 градусов.

На пьедестале памятника Пушкину в Москве на Пушкинской площади выбиты строки из стихотворения поэта «Памятник». Взяты они были из посмертного издания произведений Александра Сергеевича, где из-за цензуры редактору Василию Жуковскому, тоже поэту, пришлось заменить фразу «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более лояльную - «Что прелестью живой стихов я был полезен».

Незначительная перестановка слов присутствует еще в одной строке на пьедестале: вместо пушкинской «И долго буду тем любезен я народу» появилась фраза «И долго буду тем народу я любезен».

Памятник Пушкину в Москве, с задумчиво наклонённой головой, без сомнения, известен всем. Он прочно вошёл в список достопримечательностей российской столицы.

Между тем, памятник поэту мог быть совершенно другим.

XVI веке на месте нынешней Пушкинской площади стояли Тверские ворота Белого города, через которые проходила дорога на Тверь, а с ХVIII века – на Петербург. В 1641 году рядом с ними была поставлена церковь в честь Страстной иконы Божьей матери, а с 1654 – эаложен Страстной женский монастырь. Сами ворота были снесены в 1720 году, на их месте образовалась небольшая площадь, уже в следующем году на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву Петра I в честь победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира. С тех пор, начиная с XVIII века, на месте снесённых ворот к каждой коронации регулярно ставили новые триумфальные арки.

1770-е годы была разобрана стена Белого города, а в 1791 году была снесена старая церковь Дмитрия Солунского, за исключением колокольни и на её месте построена новая, в стиле барокко; которая ещё раз перестраивалась в 1832 году. В 1796 году на месте снесённой стены появился Тверской бульвар, первый в Москве и тотчас ставший излюбленным местом прогулок.
Слева: церковь Дмитрия Солунского, вдали - триумфальная арка Павла I на площади Тверских ворот.
Справа: Страстная площадь с видом на монастырь.

Памятник – это инициатива выпускников Царскосельского лицея, однокашников поэта. В 1860 году была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге, было собрано около 13 тысяч рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота и к 1880 году удаётся собрать около 106 тысяч рублей.

Первый конкурс на памятник Пушкину, 1873 год.

Второй конкурс на памятник Пушкину, 1874 год.

Отобраны трое победителей, крайняя скульптура справа — работа Опекушина. Найдена поза и жест руки, рисунок постамента далек от нынешнего оригинала, скульптуры Пушкинских персонажей у подножья памятника исчезнут.
Третий конкурс на памятник Пушкину, 1875 год.

Проект скульптора Марка Антокольского, 1875 год.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса, состоявшего из трёх этапов, первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину, для его размещения и ведения монтажа был приглашён архитектор Иван Семёнович Богомолов.

Пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник открыли не сразу. Первое открытие 19 октября 1879 года, назначенное на годовщину открытия Лицея, сорвалось из-за повреждения одного из угловых монолитов основания, располагавшегося под ступенями лестницы, его пришлось заменить двумя новыми. Повторной датой открытия было назначено 26 мая 1880 года, день рождения Пушкина, однако его опять перенесли, теперь из-за траура по императрице Марии Александровне, супруги российского императора Александра II и матери правившего Александра III.

Оно наконец состоялось 6 июня 1880 года: несмотря на ненастную погоду, несколько тысяч москвичей собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили его открытие. В тот же день в Московском университете имело место торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали И. С. Тургенев и И. С. Аксаков, знаменитая речь Ф. М. Достоевского была произнесена именно там.

Сначала незавидная судьба постигла Страстной монастырь: 1929 года он был превращен в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников, а в 1937 году в ходе реконструкции бывшей Тверской, переименованной в улицу Горького (ныне снова Тверская улица), все постройки Страстного монастыря, кроме колокольни, были снесены. Сейчас на фундаментах церквей и построек стоит кинотеатр «Россия», плещут фонтаны и располагается сквер с переставленным памятником.

Слева: Начинается демонтаж Страстного монастыря,1937(?) год.
Справа: Монастырь исчез, идет расчистка площади.

Колокольня Страстного монастыря в начале ХХ века и в 1937 году. В столетие со дня смерти поэта площадь «Площадь декабрьского восстания» (названа так в 1918 году) была переименована в Пушкинскую.

Страстной монастырь: сначала балаган (1932 год), потом — цирк. На фотографии слева — постамент памятника Пушкину пуст.

Первоначальное место скульптуры – в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. Это его размещение было совершенно логично: поэт, прогуливаясь по любимому маршруту, выходит на Страстную площадь и склоняет голову перед Страстным монастырем, снимая шляпу – это и была главная суть замысла, вложенная скульптором в памятник поэту.

Переезд памятника на карте Москвы 1897 года (издание Снегирёва) и GoogleMap.
В 1950 году идею Опекушина похоронили окончательно – монумент был перемещен на другую сторону улицы Горького, на место снесенной колокольни Страстного монастыря и развернут на 180 градусов. Это полностью поменяло его восприятие – любая грамотно сделанная уличная скульптура делается с учётом освещения, связанного с перемещением солнца в течение дня.

Как работает дневное освещение: тогда (1880 год) и сейчас – видно, что памятник выглядит плоским.

Вместо эпилога.
«Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».

Валентин Катаев, «Алмазный мой венец», 1978 год.

Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Памятник А.С. Пушкину

    ✪ Москва. Пушкинская площадь - Большая Бронная

Субтитры

Описание

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, - шляпа. По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру - 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.

История создания

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея , в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге . Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота , и удаётся собрать около 160 575 рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину . При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова . Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский . Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке . К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне . 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский . В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев , Ф. М. Достоевский , И. С. Аксаков и другие деятели культуры .

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю . В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов .

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы) . Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную ,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в