«Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов. Окончательный вариант текста. Разговор двух князей

Опера "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.

День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раз-давая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Ус-пенским собором народ славит Бориса. Величественна кар-тина царского коронования. Воздух дрожит от славления. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно; никто не должен заметить сомнения царя,- вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - «всех, от бояр до ни¬щего слепца».
Славление сливается с колокольным звоном.

Действие первое.

Картина первая. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пи¬мен пишет летопись. В углу примостился молодой монах Григорий. Он спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Григорий просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменивших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное
замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбимый план.

Картина вторая . В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе; Варлаам за¬тягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что вы-ставлены заставы: кого-то ищут. Но заставы - не помеха. Добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине, появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава «с пристрастием» допрашивают Варлаама -кто они да откуда. Извлекается указ об еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама,- может быть,"тот и есть бежавший из Москвы еретик? Варлаам отговаривается. Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали..

Действие второе.

Пышные покои царского терема. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка занимается рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыг¬рывают сказочку. Неожиданное появление Бориса вызывает переполох среди играющих. Царь ласково успокаивает царевну, расспрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - ив бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодей*
ство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис ¦ начинает сомневаться в гибели царевича, требует у Шуйского дополнительного подтверждения этого. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях курантов ему мерещится призрак убитого мальчика.

Действие третье.

Картина первая . В Сандомирском замке Марина за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

Картина вторая . Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

Действие четвертое.

Картина первая . На площади перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому!
Вбегает Юродивый; за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет.
Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. На¬чинается царское шествие. На коленях, протянув рук»" к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь на-род, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает его, чем его оби-дели. Юродивый наивнодерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный.
Но нельзя молиться за царя Ирода - «Богородица не велит». Таков и приговор народа.

Картина вторая . В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «неладно вышло мненье». А вот и князь Василий..Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам.. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников Божьих, беречь сестру и молит, молит небо о милости к своим детям.
Раздается погребальный звон, близится надгробный вопль - схима, «в монахи царь идет» . Борис умирает.

Картина третья . Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, под¬стрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты.
Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. Остается один Юродивый.
Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

Народная музыкальная драма в четырех действиях с прологом (десяти картинах) Либретто по одноименной трагедии А. С. Пушкина написано самим композитором.
Впервые была поставлена 8 февраля 1874 г. в Петербурге в Мариинском театре.

Действующие лица:
Борис Годунов - баритон или бас
Феодор, сын Бориса - меццо-сопрано
Ксения, дочь Бориса – сопрано
Мамка Ксении - низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский - тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк - баритон
Пимен, летописец, отшельник - бас
Самозванец под именем Григория - тенор
Марина Мштшек, дочь сандомирского воеводы - меццо-сопрано или драматическое сопрано Рапгони, тайный иезуит - бас
Варлаам бродяги - бас
Мисанл бродяги - тенор
Хозяйка корчмы - меццо-сопрапо
Юродивый - тенор
Никитич, пристав - бас
Ближний боярин - тенор
Боярин Хрущев - тенор
Митюха – бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, пристава, папы, пани, сапдомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в России и Польше в 1598-1805 годах.

Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичъего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» парод «глоток не жалеть». А Борис «кочевряжится», отказывается от престола. Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья».

День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая пароду ладанки. 11 они ратуют за избрание Бориса.

Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. Величественна картина царского коронования. Воздух дрожит от славления. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно; никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир, - «всех, от бояр до нищего слепца».

Славление сливается с колокольным звоном.

Действие первое. Картина первая . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. В углу примостился молодей монах Григорий. Он спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Григорий просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия, Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

Картина вторая. В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе; Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с пей он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но заставы - не помеха. Добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине, появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава с «пристрастием» допрашивают Вардаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Григлко Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама, - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Варлаам отговаривается. Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали...

Действие второе. Пышные покои царского терема. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка занимается рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, расспрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодейство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис начинает сомневаться в гибели царевича, требует у Шуйского дополнительного подтверждения. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

Действие третье. Картина первая. В Сандомпрском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

Картина вторая. Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самоаванец. К нему подкрадывается Ранголи. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходят шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

Действие четвертое. Картина первая. На площади перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому!

Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет.

Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает его, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный.

Но нельзя молиться за царя Ирода - «богородица не велит». Таков и приговор народа.

Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится па царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит, молит небо о милости к своим детям.

Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль - схима, «в монахи царь идет». Борис умирает.

Картина третья. Лесную прогалину под Кремами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущевым. Тут как тут Варлаам и Мисапл, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это одип приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!». Под горячую руку попадаются иезуиты.

Появляется Самозванец, парод приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый.

Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

/ / / Анализ сна Гришки Отрепьева (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

Пьеса Пушкина « » имеет много художественных деталей. Например, сон Григория Отрепьева – важный символ в произведении. В пятой сцене этот герой появляется впервые, и первые его слова были о чудном сне, который снится ему уже третий раз.

– один из центральных персонажей. В истории он известен как Лжедмитрий, так как выдавал себя за спасенного царевича Димитрия.

Вначале мы узнаем, что он – молодой инок, живущий в монастыре. От роду ему около девятнадцати лет, недавно он постригся в монахи, где именно никто не знал. В пятой сцене юноша беседует с мудрым летописцем Пименом. Ему он рассказывает о сне, спрашивая совета. Мудрец говорит, что юноша должен смирять себя при помощи молитвы и поста.

Что же снится юному герою? Он взбирается по крутой лестнице на верхушку башни. Сверху он наблюдает за Москвой, которая кажется ему большим муравейником. На улице было много людей, и все они со смехом указывали на него пальцем. Герой ощущает стыд и страх. Потом внезапно он начинает падать вниз. От ужаса юноша просыпался.

Сон можно разделить на две части: поднятие по лестнице и падение вниз. Первое является символом восхождения человека к чему-то высокому, например получение власти. А вот вторая часть тревожная и предрекает поражение.

Не просто так снится сон Григорию три раза. Это число символично и является предзнаменованием. Сам юноша мучается мыслью, а вдруг сон и правда вещий? Чувство стыда и страха, а особенно падение вниз не могло означать что-то доброе. Но то ощущение, когда он смотрел на людей сверху вниз, ощущение власти, нравилось ему настолько, что он готов был закрыть глаза на вторую половину сна. Поэтому когда рассказывает о злодеянии Бориса Годунова в отношении к юному царевичу, Григорий очень заинтересован. Он выведывает подробности о Димитрие, и узнает, что тот был бы сейчас ему сверстником. Эта деталь западает в душу Отрепьеву. Со временем у него рождается идея выдать себя за царевича. Возможность стать русским царем – вот та лестница, которую видел он во сне. Монах был настолько ослеплен идеей власти, что не захотел видеть в падении с этой лестницы страшное предупреждение. Хотя сон и снился ему трижды, три раза возможно сама Вселенная подавала ему знак. Но молодость и гордыня ослепили Григория Отрепьева.

В результате будущее Григория складывается, как и ему снилось. Его планы на трон оказываются реальными благодаря поддержке польских властей и влиянию любимой девушки . Он быстро подымается по лестнице, ведущей к власти. На его сторону переходят русские бояре, и даже народ к нему более благосклонен, чем к Борису. Однако радоваться трону ему пришлось недолго. имел свои планы относительно царского трона. Поэтому вскоре он возглавляет заговор против Лжедмитрия. Но самое важное – это то, что народ понял, что Григорий ничем не лучше других самодержцев, и не поддержал его. Узнав правду, люди и вовсе высмеяли Самозванца. А ведь сон оказался действительно вещим!

Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:

Ты воевал под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь Господь меня привел.

Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.

Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».

В Кремлевских палатах встречаются князья Шуйский и Воро-тынский. Они ведут разговор о Борисе Годунове. Годунов уже месяц, как затворился в монастыре с сестрою, и никто не может склонить его к согласию на царствование. Воротынский опасается: что будет, если Борис откажется от царства? Шуйский говорит, что в таком случае кровь царевича Дмитрия лилась понапрасну. Воротынский сомневается: а действительно ли царевича сгубил Борис? И оба князя рассуждают о том, что невелика честь для Руси — иметь царем вчерашнего раба, татарина и зятя Малюты Скуратова. Они, представители древнейших родов, более достойны быть избранными на царство. Борис же «умел народ очаровать», а они давно из воинственных властителей превратились в царс-ких подручников. Шуйский смотрит в окно и видит, что толпа на площади разошлась. Оба князя уходят, чтобы узнать о принятом на Соборе решении.

На Красной площади собрался народ, и слышны разговоры о том, что Борис снова отказался взойти на царский престол. Вер-ховный дьяк Щелкалов с Красного крыльца сообщает народу о том, что завтра в последний раз будет отслужен молебен и пред-принята последняя попытка уговорить Бориса Годунова на цар-ствование. Православным предложено идти по домам и молиться.

Народ собрался на Девичьем поле перед Новодевичьим монас-тырем. Один человек из толпы говорит, что к царице, сестре Го-дунова, в келью вошли Борис и патриарх с толпой бояр. Народ поднимает вой и плач, наконец слышится крик, что царь согла-сился, и возносятся здравицы царю Борису.

В Кремлевских палатах Борис Годунов говорит, что принял власть со страхом и смиреньем, и просит помощи у господа и бояр в управлении государством. После своей речи он призыва-ет всех поклониться гробам «почиющих правителей России», а уж после этого можно сзывать народ на пир.

Ночью в келье в Чудовом монастыре монах, отец Пимен, пи-шет свое последнее сказанье, завершающее летопись. Он говорит о том, что по страницам его летописей потомки православных будут изучать земли родной минувшую судьбу. Григорий пробуж-дается и сетует на то, что один и тот же сон ему снится в третий раз. Бросает взгляд на Пимена, сидящего перед лампадой. Гово-рит о том, что любит спокойный вид пишущего старика, погру-женного душой в минувшее. Размышляет, о чем же на этот раз пишет старик, который одинаково равнодушен к добру и злу. Пимен обращает внимание на то, что Григорий проснулся. Юно-ша просит старца благословить его и рассказывает о том, что три раза подряд видел один и тот же сон. Просит объяснить его зна-чение. А сон таков: Григорию снилось, что его ведет на башню крутая лестница. С высоты ему виделась Москва, похожая на му-равейник. Внизу на площади кипел народ и указывал со смехом на юношу. Ему становилось стыдно и страшно, и, падая стрем-глав, он пробуждался. Пимен говорит, что в Григории играет мла-дая кровь, и советует смирять себя молитвой и постом. Григорий отвечает старцу, что тому есть о чем вспомнить — его молодость была полна событий, а вот ему, Григорию, с молодости приходит-ся скитаться по монастырям да по кельям. По мнению Пимена, Григорию не о чем печалиться, он советует молодому послушни-ку не горевать оттого, что тот рано отдалился от мира. Старец вспоминает о том, что в молодости многим насладился, но лишь тогда изведал настоящее блаженство, когда отдалился от мира и пришел в монастырь. Вспоминает о царях, которые, как только царский венец становился им тяжел, меняли его на монашеский клобук. Сокрушается о том, что они прогневали бога — нарекли владыкою цареубийцу.

Григорий расспрашивает старца о смерти малолетнего цареви-ча Дмитрия. Пимен вновь уходит в воспоминания и рассказывает, что во время убийства Дмитрия находился в Угличе. Вместе со всеми он побежал на площадь, на которой лежал зарезанный ца-ревич. Народ бросился вослед бежавшим трем убийцам и привел их к еще теплому трупу убиенного младенца. Случилось чудо — мертвец затрепетал. Народ завопил, чтобы убийцы покаялись. Убий-цы же под топором палача, раскаявшись, назвали имя Бориса Годунова.

Григорий интересуется, каких лет был убиенный царевич, и получает от старца ответ, что сейчас бы он с Григорием был одних лет.

В палатах патриарха игумен Чудова монастыря докладывает патриарху о том, что Григорий Отрепьев, из роду Галицких бо-ярских детей, с детских лет скитавшийся по разным обителям и, наконец, примкнувший к братии Чудова монастыря, вот уже три дня как сбежал. Патриарх произносит вслух слова Григория о том, что тот будет царем на Москве, и приказывает поймать «врагоугодника» и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние.

В царских палатах между собой разговаривают два стольника о царе, запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном, которых в последнее время стало очень много возле государя.

Стольники уходят, идет царь Борис. Годунов говорит о том, что он достиг высшей власти, шестой год как царствует спокойно. Однако не веселят ни власть, ни жизнь. Он думал успокоить свой народ довольствием и славой, но оставил эти помыслы. «Живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мерт-вых», — думает Годунов. Во время голода он накормил народ, дал людям работу — они же его проклинали. После пожара, ис-требившего жилища людей, Борис приказал выстроить новые дома, а люди этим же пожаром его и попрекали. Царь хотел най-ти счастья в своей семье и осчастливить дочь браком — смерть унесла жениха. Молва снова стала упрекать Бориса уже за вдов-ство дочери и винит в смерти царя Федора и своей сестры. Царь говорит о том, что среди мирских печалей может успокоить лишь одна совесть, если она чиста, но если на ней есть хоть одно пят-но, то душа сгорит. Жалок тот, у кого совесть нечиста.

В корчме на Литовской границе сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам. Здесь же Отрепьев в мирской одежде. Они пьют, едят и мирно разговаривают. Здесь Григорий узнает от хозяйки что везде расставлены заставы — ищут кого-то беглого. Входят приставы и говорят про царский указ о поимке беглого еретика Григория Отрепьева. Григорий вызвался зачитать указ, сказав, что обучен грамоте. Пытается свести приметы, указанные на бу-маге, к приметам отца Варлаама. Но Варлаам тоже умеет читать и раскрывает хитрость Григория. В указе — приметы Отрепьева. Беглый преступник достает кинжал, все перед ним расступают-ся. Он бросается в окно, а приставы бегут за ним в беспорядке.

В Москве, в доме Шуйского становится известно о том, что по слухам царевич Дмитрий жив. Боярин рассуждает о том, что кто бы ни был этот человек — спасенный царевич или бесстыд-ный самозванец — но Дмитрий появился. Этот человек вхож и к литовским панам, и в тайную палату короля, обласкан поляками. Умен, ловок, обворожил всех. Король его ласкает и обещает по-мощь. При такой угрозе царю Борису не сносить венца.

В царских палатах дочь Годунова Ксения все плачет о. своем умершем женихе, а сын занят учением — чертит географичес-кую карту. К царю с докладом приходит Семен Годунов, царь про-сит дочь удалиться. Семен Годунов докладывает о собрании в доме Шуйского и о том, что сам Шуйский уже здесь. Вошедший Шуй-ский сообщает царю о том, что в Кракове объявился самозванец, все паны и король — на стороне этого человека. Самозванец под именем царевича Дмитрия движется к литовской границе и тем опасен, что в случае перехода границы к нему примкнет толпа безумцев, которую привлечет имя убитого царевича. Царь допы-тывается у Шуйского, правда ли, что убиенный в Угличе отрок был царевич Дмитрий, и не было ли подмены. Шуйский успока-ивает царя, говоря о том, что погибший — действительно царе-вич Дмитрий.

В Кракове, в доме Вишневецкого, Самозванец тем временем беседует с представителями польской, литовской и русской зна-ти, умело находя подход к каждому собеседнику. В конце беседы поэт преподносит Самозванцу стихи, написанные по-латыни, и получает в подарок перстень.

Все готовы идти в поход. Звучат здравицы в честь Дмитрия, великого князя Московского.

В замке воеводы Мнишека в Самборе Вишневецкий и Мнишек говорят о том, что Самозванец занят одной Мариной, дочерью воеводы. Мнишек вспоминает, как посоветовал дочери не упус-кать Дмитрия, и вот он уже в ее сетях. Вишневецкий замечает: думал ли Мнишек о том, что его слуга взойдет на трон москов-ский, а дочь воеводы будет царицей?

Ночью в саду у фонтана происходит свидание Марины и Са-мозванца. Он признается красавице в своих чувствах и спраши-вает ее, любила бы она не князя? Вслед за этим открывает свою тайну. Марина в гневе заявляет, что Самозванец недостоин ее, когда так легко, из одной только любви к ней, сознался, что он всего лишь беглый монах. Спрашивает, почему же он не сообщил истину ее отцу или королю Вишневецкому? Как же она может соединить свою судьбу с человеком, так ветрено открывшим свой позор? Марина угрожает раскрыть тайну Самозванца, но тот отве-чает, что ему нечего бояться. Она всего лишь польская дева, а он — русский царевич в глазах людей. Марина отвечает, что рада слы-шать речь не мальчика, но мужа, и посылает Самозванца скорее сесть царем в Кремле.

Самозванец ведет свои полки к Литовской границе. С ним Курб-ский.

В Боярской думе обсуждают последние события — бояре воз-мущены тем, что расстрига ведет дружины на Москву и дерзает писать угрозы государю. Басманов клянется, что не пройдет и трех месяцев, как преступник будет привезен в столицу в же-лезной клетке.

Царь раздает указания по созданию войска и усмирению смут-ных мыслей в народе, вызванных подметными письмами Само-званца. Патриарх предлагает перевезти святые мощи царевича из Углича в Кремль, чтобы народ увидел обман Самозванца-злодея. Князь Шуйский против этого: не скажут ли, что святыню делают орудием в мирских делах? Он предлагает самому выйти к народу и уговорить, усовестить его безумство. Бояре обсуждают поведе-ние Шуйского и хвалят его, замечая при этом, как побледнел царь Борис.

Близ Новгород-Северского Дмитрий, поддерживаемый ино-странными войсками, одерживает первую победу. Материал с сайта

В Москве в церквях объявляют анафему Гришке Отрепьеву, а в Севске Самозванец допрашивает пленного и расспрашивает его о настроениях в Москве. Назначает сражение на завтра.

На следующий день Лжедмитрий после сражения скрывается в лесу. Его войско разбито.

В Москве в царских палатах Годунов сетует на то, что Само-званец вновь собрал войско и угрожает уже со стен Путивля. Обе-щает, управившись с Самозванцем, заняться боярами. Впредь нуж-но ставить превыше всего «не род, а ум». Пора презреть «ропот знатной черни».

Царю объявляют о прибытии иностранных гостей, он ухо-дит. Оставшийся наедине со своими мыслями Басманов желает царю скорее управиться с Отрепьевым и «сломить рог боярству родовому».

Вдруг шум, тревога. Оказывается, царь занемог. Внезапно хлы-нула кровь из уст и ушей, и он упал. Царя выносят на стуле. С ним все семейство. Царь чувствует, что умирает, и дает последние наставления сыну. Перед смертью над царем совершается обряд святого постриженья.

В Ставке Басманов и Пушкин спорят о том, кто будет москов-ским царем — сын Бориса или Дмитрий, которого уже признали и Россия, и Литва. Пушкин советует Басманову прислушаться к холодному рассудку и присягнуть Дмитрию, которому без боя уже сдались целые города. Басманов задумывается и колеблется, рассуждая о своих дальнейших действиях и их последствиях.

На Лобном месте Пушкин призывает народ истребить семей-ство царя Бориса и покориться законному наследнику престола — царевичу Дмитрию. Народ отвечает боярским речам криками о том, что надо идти в Кремль и «вязать Борисова щенка».

У дома Бориса в Кремле выставлена стража. Семья Бориса от-ныне под арестом. В дом входят бояре и трое стрельцов. В народе, наблюдающем за событиями вокруг дома Годуновых, говорят, что бояре, верно, пришли приводить к присяге царевича Федора Го-дунова.

Из дома слышится шум, женский визг. На крыльце появляет-ся боярин Мосальский и сообщает, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравили себя ядом, и бояре видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит. Боярин призывает кричать здравицу царю Дмитрию Ивановичу. Народ безмолвствует.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе о борисе годунове
  • о чем, проснувшись, просит пимена григорий годунов?