Как построить свой город. Единое городское приложение «Горожанин». Приложение «Горожанин» позволит

Частный город - это максимально автономный город, в котором управление берет на себя крупная частная компания (управляющая компания). Такой город легитимный и полностью подчиняется федеральным законам РФ, но вводит дополнительные правила чтобы поддерживать на его территории порядок и высокий уровень комфорта проживания, не свойственный государственным городам. Жители платят абонентскую плату за проживание на его территории. Размер платы (своеобразного налога) зависит от стоимости приобретаемого/арендуемого жилья. Системы правопорядка и судов в городе государственные, но медицина и образование полностью или почти полностью частные и могут быть субсидированы управляющей компанией.

Подробно экономика города обсуждалась в , ниже я отвечу на вопросы, заданные мне в комментариях.

Почему я продвигаю идею частного города?

Мы живем в то время, когда почти все услуги в городе предоставляет бизнес. Каждый день мы ходим в магазины, которые открыл для нас бизнес; потом мы идем в рестораны или кафе, которые построил бизнес; после этого мы идем в кинотеатр или парк аттракционов, созданный бизнесом. Почти везде и всюду нас окружает бизнес. Да и многие из нас так или иначе работают на частный бизнес или сами являются им.

А что в государственном секторе?

Образование.

Это та основа, которая заложена в нас и будет закладываться в наших детях. Каждый из нас понимает, что в образовании сейчас остаются либо патриоты, либо те, кому просто больше некуда идти работать. Хорошие учителя за те деньги, которые им платят, работать не хотят. Профессия учителя дискредитирована. Это даже власть не скрывает и открыто говорит: «Хотите зарабатывать - идите в бизнес». Добавим к этому высокий уровень бюрократии и волокиты, которые не позволяют внедрять современные системы обучения. И на запрос общества в стране стали появляться частные школы и детские сады. Ну а те кто могут позволить - отправляют детей в частные школы Англии.

Медицина.

Здесь все тоже самое. Но бизнес уже давно на это среагировал. Во многих крупных городах открыты десятки частных медицинские центров и лабораторий. Из государственных больниц врачи уходят туда. И если у человека есть возможность, он всегда идет в частную клинику. Для среднего класса это сейчас вполне доступно.

Ну а если денег нет, то готовьтесь к хамству и отсутствию современного сервиса городской больницы.

Частный бизнес сейчас стал проникать и в другую социальную инфраструктуру: появляются платные дороги, частные управляющие компании в ЖКХ, частный общественный транспорт.

Все это ответ общества на неспособность государства создавать современную инфраструктуру и управлять ее.

И кульминацией этого ответа может стать город во главе частной компании, которая как раз берет роль управления в городе. Ту роль, которую сейчас исполняют неэффективные меры, будет взята в более умелые руки.

Всегда ли бизнес эффективен и рационален?

Нет. Бизнес можно разделить на 2 категории:

  • тех, кто хочет по быстрому срубить кеш, не заботясь о качестве
  • тех, кто развивает клиентский сервис и совершенствует продукт, попутно зарабатывая деньги
И во главе управляющего частного города должен стоять тот, кто умеет отличать одних от других. Его задача - задавать рамки работы малого и среднего бизнеса. В этом случае город будет развиваться гармонично и эффективно.

Правовой статус

Можно ли с текущим законодательством построить частный город в России?

Об этом поговорим с юристом Андреем Строкиным. Примечательно то, что Андрей сейчас участвует в строительстве частного коттеджного поселка под Владивостоком и хорошо знаком с нюансами в этой области.

Интервью

1. Можно ли на территории РФ строить частный город, управление которого будет в руках частной компании?

Строительство частного города на территории Российской Федерации не запрещено, так как прямого запрета в законодательстве страны на данное действие нет.

Есть сложный путь и простой, но первый дает больше преимуществ:

Представители частной компании могут законным способом быть избраны/назначены в органы государственной власти и органы местного самоуправления. После чего смогут принимать законы, утверждать Правила землепользования застройки и осуществлять управление построенным городом. Однако данный способ по понятным причинам трудоемкий.

Простой путь для достижения поставленной цели:

Имея земельный участок в собственности и получив градостроительный план в органах местного самоуправления, разработав для себя генеральный план застройки можно смело приступить к началу строительства. Для строительства объектов на данном земельном участке необходимо получить разрешение на строительство, в случаи если оно требуется для данного объекта.

Строительство может осуществить единственный застройщик за собственные средства, либо с учетом привлеченных средств (соинвесторов, дольщиков). Так как большая часть территории остается в собственности частной компании (дороги, коммуникации, ограждения и др.) частная компания получает право устанавливать свои правила поведения на территории частного города (размер арендной платы за проезд, проживание, размещение рекламы и др.). С целью не утраты собственного влияния частная компания может сдавать свои объекты капитального и некапитального строительства, а так же земельные участки в аренду с указанием их целевого использования, а так же регистрировать совместные юридические лица с большей долей частной компании в уставном капитале.


Так должны выглядеть современные города

2. Можно ли вводить свои правила (не законы) в таком городе?
Частные компании могут обладать возможностью утверждению определенных правил поведения для проживающих граждан и работающих юридических лиц на территории частного города в силу договорных обязательств.

3. Может ли такой город брать арендную плату за проживание на его территории и включать их в коммунальные платежи?

Возможность взимания частной компанией с граждан и юридических лиц каких-либо платежей, например арендной платы за проезд, проживание, размещение рекламы и др. может быть предусмотрена в принятых нормативно-правовых актах органов власти, либо заключенных с гражданами и юридическими лицами договорами на управление городом.

4. Можно ли в правовом поле регламентировать правила застройки для бизнеса? К примеру, хочет предприниматель поставить автомойку-сарай. Город ему говорит: сарай нельзя, делай современное здание, которое впишется в окружающий архитектурный стиль.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (ст.32 Градостроительного Кодекса РФ). Поэтому собственник земли вправе сам распоряжаться ей и может нарушать правила города, но не законы муниципального района. Чтобы обладать всеми правами на построенные объекты на территории частного города необходимо либо сдавать землю в аренду, либо быть дольщиком/соинвестором здания.

Вывод

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: частный город на территории РФ строить можно. По понятным причинам такой город должен соблюдать требования действующего законодательства страны, но правила свои он может внедрять. Условно: владелец ресторана может установить запрет на вход с собакой и указывать любые цены в меню, государство на это не влияет, но в то же время он не может не впустить человека в инвалидной коляске, т. к. это противоречит конституции.

Планировка города

Чем принципиально будет отличаться частный город помимо того, что он будет под управлением бизнеса? Предлагаю вашему вниманию мою концепцию и видение. Это не окончательная версия и любой из вас может внести свои идеи.

Дизайн-город

В основе лежит концепция "нового урбанизма ", когда ключевые объекты инфраструктуры города располагаются в пешей доступности (10 мин. ходьбы).

В городе не будет центра и не будет спальных районов, застройка смешанная. Это исключит основную причину пробок в городах - маятниковую миграцию. Каждый гексагон (ячейка города) имеет почти все необходимое: жилые районы, коммерческую недвижимость, школу, сады, небольшие парки, спортивные площадки.

Этот город будет в первую очередь ориентирован на пешеходов и велосипедистов, и только затем на автомобилистов. Для тех, кто сейчас задался вопросом «Почему?», советую к прочтению книгу Яна Гейла «Города для людей» . Этой темы я буду касаться подробнее в следующих статьях.

Здания в городе спроектированы по принципу кварталов , это позволяет отделить приватную территорию (двор) от общественных самой формой здания. В планировании на основе микрорайонов из-за отсутствия такого разграничения жители ставят заборы, что не добавляет городу удобства и создавая агрессивную среду «свой-чужой».

Про микрорайоны

Микрорайон - парадигма российского градостроительства с начала 1960-х. Тогда идея казалась свежей и модной: вместо небольших «капиталистических» кварталов - огромные территориальные единицы, жилые микрорайоны. Они составлялись из свободно размещенных многоэтажных жилых домов и зданий соцкультбыта и представлялись концептом из будущего. Архитекторов завораживала смена масштаба: если квартал занимал площадь сто на сто метров, то микрорайон представлял собой структуру протяженностью с километр. Если в квартале здания располагались по периметру, вдоль улицы, то в микрорайоне многоэтажные дома расставлялись хаотично, не следуя каким-то правилам, - это создавало ощущение свободы.

Модернистская градостроительная парадигма микрорайона пришла в Советский Союз из Европы: в 1950-е и 1960-е именно так застраивались города, пострадавшие от войны. Концепт микрорайона хорошо сочетался с идеей панельного домостроения - строить надо было много и быстро. Однако уже к началу 1970-х в Европе стали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их. Почему?

Недостатки микрорайона к тому времени стали уже совершенно очевидны. Такая застройка не соразмерна человеку. Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически - они остаются чужими. Большие общественные дворы можно очеловечить, но это очень затратно, и на практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями. Многоэтажная застройка в большинстве случаев является монотонной, что неблагоприятно сказывается на психическом здоровье людей. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказался в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивало транспортные перемещения горожан.

Наконец, в микрорайоне не возникало комьюнити: люди были отчуждены друг от друга. Все вместе это способствовало росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов является сегодня в рассуждениях урбанистов общим местом.



Планировка города выполнена в виде гексагонов. О том, почему выбрана именно эта форма я писал в первой статье . Вкратце - математическая модель показывает, что такая форма создает меньше пробок, даже по сравнению с классическими кварталами.

Второй плюс - эта форма не позволяет развивать большие скорости в городе из-за частых поворотов, повышая при этом безопасность жителей.

Также такая форма дает косвенное преимущество - с психологической точки зрения улицы с бесконечно уходящей к горизонту дорогой кажутся очень длинными и рутинными, ходить по ним хочется меньше, чем те, где человек видит в конце улицы дома.

Посмотрим на один отдельно взятый гексагон (кластер):

Его диаметр - 1 км. Население 10000 человек.
Застройка малоэтажная (в среднем 4-5 этажей).
По периметру располагаются:

Офисы и коворкинги
- отели
- общепит (кафе, рестораны)
- развлечения (бары, ночные клубы)
- школы
- медицинские центры

Это сделано не случайно.

Во-первых, ключевая инфраструктура находится вблизи к дорожной сети, поэтому если, к примеру, вы приехали из другой точки города в медицинский центр, нет необходимости идти вглубь гексагона.

Во-вторых, если мы делаем город туристическим, то такой подход позволит избавить жителей от толп туристов, которые бы заходили вглубь гексагона, а также оградит от шума ночной жизни города (бары, ночные клубы, основные транспортные потоки).

Внутри периметра гексагона уже более необходимая жителям инфраструктура, которая располагается в основном на первых этажах зданий:

Продуктовые магазины, кулинарии
- аптеки
- мастерские (по пошиву одежды, к примеру)
- парикмахерские, салоны красоты
- тренажерные залы
- скверы
- спортивные площадки
и другое

На 3-х сторонах гексагона есть остановки общественного транспорта. Из любой точки кластера расстояние до ближайшей остановки не будет превышает 500 метров.

Сквозное движение автотранспорта в гексагоне невозможно, но можно подъехать к каждому дому с внешней стороны. Внутренние дворы будут отданы под детские площадки, беседки и благоустройство. Заехать в них сможет только спецтехника в случае ЧП. Почти все дома будут оборудованы подземными паркингами. Учитывая малоэтажное строительство, такой подход полностью покроет нужды жителей в парковках.

В центре гексагона идет одна крупная пешеходная дорога, которая соединяясь с соседней, создает огромную пешеходную зону. Это самый главный туристический маршрут, который будет соединять все парковые зоны.

Город спроектирован так, что каждый район-гексагон имеет доступ как минимум к одному крупному парку (центральные районы к двум).

Если посмотреть на схему города можно заметить что нет четко прослеживаемой и многократно повторяемой схемы расстановки зданий. Это тоже не случайно. Я считаю что именно так должна выглядеть жилая среда для людей. Именно так формируются старые города и они, как показывает практика, самые комфортные. В таких кварталах легко найти нужный дом, потому что форма всех здание разнообразна, но при этом улицы выстроены логично и не превращены в лабиринт несвязных улиц и тупиков. А если мы проектируем город для роботов, то вполне можно сделать так, как в известном многим «Проекте Венера»:

То, что красиво выглядит сверху, не всегда хорошо выглядит с высоты человеческого роста.

ИТ на службе у жителей

Какие технологии мы можем встроить в город, чтобы он был эффективным, современным и логичным?

Единое городское приложение «Горожанин»

Мое предложение - максимально снизить бюрократические проволочки при проживание в частном городе с помощью единых городских приложений. Его можно сделать на основе технологии блокчейн чтобы обезопасить данные жителей от подтасовок.

Приложение «Горожанин» позволит:

Быстро переехать из одного кластера в другой;
- оплачивать в один клик все виды коммунальных услуг;
- отслеживать траты ТСЖ или Управляющей компании, к примеру, на капремонт (что было сделано в доме и какими материалами);
- искать новую работу;
- получать оповещения о крупных мероприятиях в городе.

Умный переезд

Я уверен, что первые жители почти не будут покупать квартир. Ведь формат города совсем новый. Что будет с ним через год или 5 лет? Поэтому будет развиваться практика аренды жилья и коммерческих помещений. Не понравится - можно уехать.

Аренда - это гибкий формат проживания в городе. Всегда можно быстро сменить локацию и перебраться ближе к работе. Но переезд всегда влечет кучу побочных действий: найти саму квартиру, если есть ребенок – нужно устроить его в новый детсад или школу, перевезти вещи, переоформить документы.

В приложении «Горожанин» нужно просто указать кластер, в который хотите переехать и вы автоматически встаете в очередь на проживание в этом кластере. При этом приложение учитывает факторы наличия места в детском саду или школе, ближайшие объекты инфраструктуры, заданные вами как важные.

Как только нужная квартира найдена - в один клик переоформляем документы на новое место, ребенок автоматически уже зачислен в детский сад/школу и вам предлагаются услуги перевозки вещей в нужную квартиру.

ЖКХ без геморроя

Меня всегда утомляет ходить по квартире и записывать показания счетчиков. Сейчас уже есть счетчики, к которым можно подключиться по WiFi. И почему тогда не передавать их значения в городское приложение и раз в месяц просто нажимать кнопку «Оплатить»? Это удобно и быстро. Никакой больше макулатуры в почте. Для старшего поколения, конечно, можно оставить традиционный вариант с квитанциями.

Единое городское приложение «Транспорт»
В этом приложении можно:

Увидеть карту транспортной инфраструктуры в городе;
- посмотреть где едет ваш автобус в реальном времени и сразу вывести подсказку успеваете ли вы дойти до остановки и сесть на этот автобус или вам нужно ждать следующий;
- быстро найти свободный велосипед для аренды;
- арендовать машину каршеринга.

Единое городское приложение «Недвижимость»
В этом приложении вы всегда будете в курсе строительства новых объектов города. Узнаете стадию готовности и сможете заранее определиться с переездом в более лучшую квартиру. Узнаете, что рядом с вашим домом через 3 месяца откроется бассейн, а через месяц еще небольшая поликлиника.

Это станет возможным, только потому что частный город будет в курсе ввода новых объектов на своей территории и именно он будет давать разрешение малому и среднему бизнесу начинать свою работу в городе.

А какие вы хотели бы ИТ технологии в своем городе?

Сказка для скептиков

Если вы дочитали до конца и уже приготовились писать комментарий по типу «Это утопия», «Этого никогда не построят в России», то притормозите.

Я расскажу вам одну интересную сказку.

Жил был один бизнесмен В.С. Был у него крупный бизнес со своим производством на территории России и годовой выручкой 21 млрд рублей в год. И вот однажды он решил вложить личные деньги в строительство небольшого города. Ни много ни мало - 9 млрд рублей и еще собирается вложить минимум 13. Такая у него мечта была, понимаете?

Оказывается, это не сказка и вышеописанный город реально существует . Вот вам и утопия, господа.

Данный проект я создаю на тот случай, когда появится еще такой человек или несколько. В этом случае у этих людей уже будет готовая концепция, созданная нашим сообществом и сформированный спрос на такой «товар».

Спрос рождает предложение, не наоборот. И этот спрос на комфортную среду формируем мы с вами. И пока застройщики строят хлам по технологиям 90-х , а мы его покупаем , то ничего не поменяется , поверьте.

Пролог

Напоминаю, что это концепция и она требует доработки и участие самого общества. Каждый из вас может внести свою лепту, у каждого из нас свой уникальный опыт и связи. Вместе мы сможем построить огромный нетворкинг.

Предлагайте свои идеи в группы ВК, FB и следите за целью на SmartProgress.

От Сонгдо в Южной Корее до Лавасы в Индии или безымянной новой столицы Египта – создается впечатление, что по всему миру кто-то строит новые города. Насколько трудным это может оказаться?

Строительство нового города с нуля не похоже на игру в Minecraft, Цивилизацию или SimCity. Ну, разве что немножко. В реальности существуют проблемы, которые не возникают в виртуальном мире, например: тщеславные диктаторы, зазнавшиеся архитекторы, бюрократия и тот факт, что самые лучшие земли уже используются всякими неустранимыми объектами – надоедливыми людишками.

Тем не менее, изучив некоторое количество проектов городского планирования по всему миру, мы создали пошаговую инструкцию о том, как построить свой собственный настоящий город.

Шаг 1: Выберите место

Прежде чем начать, нужно найти место. Пустыни, джунгли и необитаемые острова – самые популярные. Вы же не хотите потратить все свои деньги на уборку токсичных отходов, снос старых зданий или судебные баталии за свои исконные земельные права. Кроме того, очень немногие верблюды присутствуют на заседаниях по планированию, и еще менее вероятно то, что они будут способны выстроить логичную аргументацию против вашего гениального плана по постройке мегаполиса.

Президент Таджикистана, Эмомали Рахмон, недавно заложил первый камень Сайхуна (Saihoon), нового города для 250 000 человек, занимающего 14 000 гектаров (34 580 акров) земли в пустыне. Когда строительство будет окончено, в городе будет 19 жилых районов, 50 школ, 40 спортивных и торговых центров и базаров а также, моя любимая конструктивная особенность, 7 000 гектаров (17 290 акров) садов, цветущих посреди бывшей пустыни. Новая столица Египта тоже будет построена на песке к востоку от Каира, ее недостаточно функционального предшественника. Между тем, президент Теодоро Обианг в настоящее время пристально следит за созданием Ояла – новой столицы, спрятанной глубоко в джунглях Экваториальной Гвинеи, удаленной от морских нападений, которые угрожают диктатору и правительству в существующей столице. А на реке неподалеку от Москвы должны построить Хрустальный Остров.

Если у вас нет на примете пустыни или необитаемого острова, просто создайте их. Сонгдо, новый город недалеко от Сеула в Южной Корее, построен на мелиорированных землях Желтого Моря. В начале шестидесятых годов Бакминстер Фуллер придумал гигантскую плавающую пирамиду в Токийском Заливе, которая способна вместить около миллиона жителей – в качестве решения проблемы по приобретению земли для застройки в Японии. К сожалению, ее никогда не построят.

Шаг 2: Обеспечьте надежную систему водоснабжения

Это может казаться элементарным заданием, но вспомните, что случилось в городе Фатехпур-Сикри. Император Моголов Акбар начал строительства этого города-крепости в 1569 году, в качестве столицы Великой Монголии. В течение следующих 15 лет он и его приспешники построили королевские дворцы, гаремы, суды, мечети и личные покои, и всё из красного песчаника, который было очень просто достать в том районе. Однако, вскоре после завершения строительства Акбар покинул Фатехпур… в частности, из-за недостаточных поставок воды.

Сегодня Раваби – первый израильский город, построенный для палестинцев – испытывает аналогичные проблемы. Работы по строительству начались в 2011 году, и в итоге город будет способен вместить 40 000 жителей. Также в городе будут кинотеатры, торговые центры, школы, прогулочные дорожки, офисные здания, конференц-центры, рестораны и кафе. Но дома пустуют, ибо переговоры с израильскими властям о соединении города с государственным водопроводом не увенчались успехом.

Шаг 3: Обеспечьте надежное финансирование

Опять же, этот шаг может также показаться элементарным, но Вы же не хотите остаться без денег на половине постройки высокоскоростного поезда, ведущего в финансовый квартал. Для вас доступны различные варианты, если говорить о финансировании. Раваби, который некоторые палестинцы осудили за легализацию израильской оккупации, а некоторые израильтяне за строительство базы для террористов, получил треть своих инвестиций (которые в общем счете составляют один миллиард долларов) из частного палестинского конгломерата Massar International, а остальное от Катара.

Город Ояла описывают как «многомиллиардную игрушку для самого „долгоправящего“ африканского диктатора», а финансируется он главным образом за счет доходов от нефти, древесины и газа. Экваториальная Гвинея занимает третье место среди добытчиков нефти около Сахары, и большая часть доходов направляется в новую столицу, в которой будет поле для гольфа, библиотека Центральной Африки (которая выглядит как космический корабль, севший на поляну в джунглях), роскошный отель и президентская вилла. В это же время, согласно International Business Times, «народ в стране голодает».

В Египте безымянный город, площадью 700 кв.км, который должен заменить Каир в качестве столицы, частично финансируется бизнесменом Мустафой Мэнбоули из Эмират, который недавно обнародовал планы проекта стоимостью 30 млрд фунтов стерлингов. Он рассказал Guardian Cities, что у него уже есть деньги на строительство как минимум 100 кв.км новой столицы, включая строительство нового парламента. Но ему нужно больше, поэтому он пригласил королей, президентов, 30 эмиров и около сотни потенциальных инвесторов на мартовский запуск в Шарм-эль-Шейхе.

Шаг 4: Позаботьтесь о рабочих местах

Если Вы хотите, чтобы ваш город был экономически состоятельным, в городе должны быть рабочие места. Герберт Жирарде, автор Creating Sustainable Cities («Строим устойчивые города»), заявил, что проект по строительству новой столицы Египта имеет больше шансов на успех, чем другие египетские города, по большей части из-за того, что в этот город будет перенесено правительство. И в самом деле, большинство самых знаменитых городов, построенных с нуля, планировались как новые столицы: Бразилиа, Канберра, Абуджа, Оттава, Нью-Дели. И именно это, несмотря на разные их недостатки, сделало их успешными, в частности благодаря возможностям трудоустройства и экономической поддержки, за счет существования в качестве национального административного центра.

Первые три из ста «умных» городов, которые министр Нарендра Моди планирует построить в Индии, буду построены в рамках проекта промышленного коридора «Дели-Мумбаи». По замыслу правительства, этот проект должен стать «глобальным торговым и производственным центром». В Лавасе в Махараштре планируют построить анимационные и кинематографические студии, компании по разработке программного обеспечения, биотехнологические лаборатории и юридические и строительные компании, которые сосредоточат все индийские знания в сердце «новой Индии».

Шаг 5: Не пытайтесь избавиться от местных жителей

Не повторяйте судьбу Лавасы. Создатели проекта по застройке 12 500 акров были обвинены в запугивании местных фермеров продажей их земель по супернизким ценам. Их также обвиняют в вырубке миллионов деревьев. Правозащитники сообщили, что около 5000 поселенцев было вынуждено уйти. В 2010 году индийское министерство по защите окружающей среды и лесного хозяйства остановило строительство Лавасы, так как проект нарушал природоохранное законодательство.

Шаг 6: Разработайте генеральный план


Вам даже не придется лично посещать страну, в которой будет реализоваться Ваш проект. Так, консалтинговая архитектурная компания Garsdale Design, специализирующаяся на разработке планов разрушенных войной городов в Ираке, является семейным бизнесом и располагается в переоборудованном амбаре в Йоркшир-Дейлс. Такие приложения для 3D-моделирования, как Esri CityEngine, дают возможность разработать план города с домами, канализационной системой, водопроводом, электрификацией и интегрированным общественным транспортом, а затем подкорректировать его с учетом особенностей будущего места расположения. Всё чаще подобные планы начинают включать в себя Wi-Fi точки, расположение оптоволоконных сетей и сенсорных датчиков (подробнее об этом будет сказано ниже).

Шаг 7: Интегрируйте транспорт

Все 100 спланированных городов Наренда Моди в Индии включают в себя интегрированную транспортную систему со скоростным автобусным транспортом (что-то вроде наземного аналога метрополитена), пригородными поездами и сетью велодорог. Система умного транспорта может также включать в себя цифровые парковочные счетчики, которые будут сообщать вам о наличии свободных мест, или дисплеи, которые будут отображать информацию о пробках в режиме реального времени, о доступности автобусов и поездов. Хельсинки - который, конечно, не относится к городам, спланированным с нуля, но, тем не менее, служит хорошим примером для подражания - настолько далеко зашел в развитии интегрированных общественных транспортных систем, что в будущем, возможно, личные автомобили станут совсем не востребованы.

В результате обсуждения невостребованности личного транспорта в Масдар-Сити - спроектированном архитектурной компанией Foster + Partners и построенном Abu Dhabi Future Energy Company - его использование в границах города вообще оказалось под запретом. Подобным образом в дубайской пирамиде «Зиккурат», метрополисе вместимостью в миллион человек, спланированном в 2008 году, машины тоже могли бы оказаться излишними: его внутренняя общественная транспортная система, позволяющая перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, была бы более эффективной, чем использование личного транспорта. (К сожалению, с 2008 года мало что слышно об этой крайне экологичной пирамиде.)

Шаг 9: Сделайте мусор умным

Забудьте о мусоровозах, вонючих баках и ужасе под названием «бак на колесах». В Лусаиле, что в Катаре, планируется поставить систему пневматических труб для транспортировки мусора в центр, на переработку. Схожим образом, в южнокорейском Соньдо на улицах нет мусоровозов и баков: весь домашний мусор засасывается в громадную сеть подземных туннелей и выбрасывается в мусоросборочные центры, где его сортируют и лишают запаха. Как вариант, информационно-коммуникационные технологии могут дать возможность с помощью сенсоров определять, когда нужно забрать мусор, или измерять потребление энергии и выбросы. Граждане, конечно, могут поставить эту идею под сомнение. Не обращайте на них внимания. Чей это город, в конце концов?

Шаг 10: Обеспечьте максимальный уровень коммуникаций


Широкополосная инфраструктура, совмещающая кабельные, оптоволоконные и беспроводные сети - одно из основных требований в таких высокотехнологичных городах, как Соньдо. Более того, если у вас серьезные намерения по постройке умного города, вам понадобится так много оптоволокна, что это даже не смешно - не только для обеспечения быстрого доступа в Интернет, но и для нормальной работы сенсоров, без которых немыслима разработка умных решений для городского развития. Иначе вы вместо умного города построите глупый.

Шаг 11: Стремитесь к углеродно-нейтральной среде

Дестини, город во Флориде, который задумывался градостроителем Энтони Пьюджилезе как Кремниевая долина зеленых технологий, некоторое время был образцом для подражания: там планировалось снизить выбросы отходов почти до нуля и удовлетворять энергетические потребности с помощью возобновляемых источников энергии, в том числе солнечной, ветряной, геотермальной, а также крупнейшей в мире водородной электростанции. Город так и не построили: власти Флориды прикрыли разработки, посчитав, что достаточно зеленый и приятный город станет причиной стихийной урбанизации.

Шаг 12: Начинай заново, клоун, ты забыл про парки

Взгляните на свой гениальный макет. Всё сплошь небоскребы и торговые центры, стекло, бетон и столько клеверовидных развязок, что глаза разбегаются? Разумеется. Как и на большинстве гениальных макетов. Люди не могут процветать в такой обстановке, и хорошие планировщики все больше это осознают. Например, Лаваза - первый город в Индии, который будет проектироваться согласно принципам «нового урбанизма», выступающего за города, удобные для пешеходов, совмещающие офисные и жилые районы, предлагающие жилье для людей с различным уровнем дохода и сберегающие зеленое пространство. Соньдо проектировался вокруг центрального парка по такому принципу, чтобы любой житель мог пешком дойти на работу в офисном квартале - а это большой плюс в привлечении новых жителей. Шестьдесят процентов Большого города, плотно заселенного мегаполиса недалеко от Чэнду, что в Китае, будет состоять из буферных зон садов и зеленых насаждений, не далее чем в десяти минутах от центра. А в запланированной новой столице Египта будет парк в два раза больше, чем нью-йоркский Центральный парк.

Шаг 13: …и культуру

Абу Даби бросил свои нефтедоллары на культурный город под названием Остров Саадият, в нескольких километрах от берега. Там будет отделение Лувра, которое откроется в этом году, а к 2020 году появится музей Гуггенхейма - проектирует его, как и аналогичный музей в Бильбао, Фрэнк Гери - и Центр театрального искусства, которым занимается Заха Хадид. Находясь прямо у дубайского побережья, они стараются догнать Дубайский плановый район, признавая тот факт, что торговых центров и спортзалов недостаточно для того, чтобы в городе было приятно жить. Остряки уже сравнивают промзону Аль Куоз, где сейчас среди складов 1970-х и 1980-х годов расположено уже больше тридцати галерей, с Шордитчем или Уильямсбургом. Только не ждите рэйвов и складских вечеринок. Тем временем, в джунглях Конго нидерландский художник Рензо Мартенс пытается сделать нечто подобное - создать в одной из беднейших частей мира художественную сцену, тем самым запустив в джунглях процесс джентрификации.

Шаг 14: Пожалуйста, только не очередной островок забавной формы

Нужно ли миру еще одно роскошное поле для гольфа? (В Лавазе считают, что да: помимо медцентра, элитных отелей, пансионов и спортивных академий, там есть спроектированное Ником Фальдо поле для гольфа). Проблема строящихся с нуля городов в том, что, как говорит антрополог и участник Оксфордской программы «Будущее городов» Ник Симчик Ариз, они предлагают «сегрегированный закуток» для богатых - форму классового апартеида. Он полагает, что новые города зачастую не обеспечивают занятость небогатого населения и не предоставляют ему доступный транспорт в районы, где можно найти больше работы.

Это важная мысль. По всему миру новые города зачастую закрыты для всех, кроме самых богатых. Например, наименее дорогие квартиры в Лавазе сейчас стоят от 17 до 36 тысяч долларов, что для большей части индийского среднего класса недостижимо. Проектирующая компания заявляет, что изменила планы с целью предоставления доступного съемного жилья молодым профессионалам. Таким образом, новые города зачастую испытывают противоречивые потребности максимизации доходов с жилья и привлечения жителей. Иными словами, если вы хотите, чтобы ваш город был похож не на город-призрак или огромный закрытый элитный район, а на что-нибудь другое, ему нужно социальное разнообразие.

Что миру точно не нужно, так это очередные проекты безыдейной формы для тех, у кого денег больше, чем ума, вроде Пальмовых Островов в Дубае. Весь их смысл в том, что их видно из космоса. На земле, однако, это просто не соединенные между собой длинные участки земли, похожие на уличный ад. Да и что подумают наши соседи из космоса?

Шаг 15: Яркий замысел

Может, Пальмовые острова - это и смешно, но кому бы не хотелось жить в первом в мире обитаемом вулкане? Когда в 2008 году Норман Фостер обнародовал планы нового города на острове неподалеку от Москвы, гвоздем программы было высочайшее (на тот момент) здание в мире: высотой в 450 метров, на площади почти в полмиллиона квадратных метров, с общей площадью помещений в 2,5 миллиона квадратных метров, где располагались бы театры, выставочные залы, 3 тысячи гостиничных номеров, 900 обслуживаемых квартир и школа.

«Хрустальный остров - один из самых амбициозных строительных проектов, представляющий собой важную веху в сорокалетней истории этой практики»

Но экономический кризис помешал этим грандиозным планам, что, наверное, досадно. В конце концов, какая радость в постройке нового города, если он не смотрится круто?

Шаг 16: Стройте быстро. Нет, еще быстрее…

Новая египетская столица, согласно брошюре проектировщиков, будет состоять из 21 жилых районов с пятью миллионами жителей, раскинется на 700 квадратных километров (почти размером с Сингапур), и там будут 663 больницы и клиники, 1 250 мечетей и церквей и миллион и сто тысяч домов. Ах да, ещё - согласно брошюре - она будет построена в ближайшие пять-семь лет. Нет-нет, никто не гонит.

Шаг 18: Переучивайте своих новых горожан

В Кангабаши, новом китайском городе на миллион жителей в регионе Ордос во Внутренней Монголии, новым жителям выдают подарочные наборы, куда входят вентиляторы и список инструкций: «Не плюйтесь, не бросайте мусор на улице, не включайте громко музыку, не ездите по тротуарам». Идея в том, что большинство жителей - селяне из близлежащих деревень, не знающие, как себя вести в городах. Я знаю, о чем вы думаете: когда же горожан Лондона, Нью-Йорка и Парижа насильно переучат, чтобы они перестали осквернять свою рукотворную среду слюной и немыслимой музыкой?

Когда пять лет назад работа над Кангабаши только началась, его называли «городом-призраком». Но сельские работники теперь и в самом деле переезжают в городские высотки, манимые щедрыми компенсациями. Задумка китайских властей в том, что такие города помогут разнообразить экономику страны: натуральное сельское хозяйство становится менее выгодным из-за дурных почв и всё большего недостатка воды. Громадные богатства угольной промышленности региона обеспечили большую часть инфраструктуры города, и дешевой земли для строительства было предостаточно. Кангабаши - это только начало, проверка планов Пекина по урбанизации обширных сельских регионов в глубине Китая и переселению 250 миллионов фермеров в течение ближайших двадцати лет - эксперимента в той же степени социального, что и экономического.

Шаг 19: Если построите, придут они

Как известно любому планировщику, не имеет значения, насколько продвинуты ваши программы 3D-макетирования и насколько умны ваши градостроительные замыслы.

«Настоящее испытание начнется, когда сюда придут путаны, когда по проспекту пройдет гей-парад, и когда в городе пройдет ежегодная конвенция организации извращенцев», - считает Аджит Гулабчанд, проектировщик Лавасы. - «Я не хочу учитывать это в планах, но я надеюсь, что это случится».

Воистину: одно из удовольствий от строительства города с нуля должно быть в том, что он начинает жить своей жизнью и становится чем-то неожиданным.

Шаг 20: Ах да - назовите его

У запланированной новой столицы Египта еще нет названия, хотя можно с уверенностью поставить на то, что ее не назовут Мубараквилль, Каир 2.0 или Сиси-сити - хотя последнее мне немного нравится. А что там с новым городом на берегу Красного моря? У него много плюсов. Там будет один из крупнейших морских портов в мире. Он обеспечит более миллиона рабочих мест. И если строительство будет идти по плану, его закончат к 2020 году. Одна проблема: называется он Экономический Город Короля Абдуллы. Может, по-арабски звучит лучше.

Автор: Стюарт Джеффрис, парижский корреспондент Guardian, критик, колумнист и вообще молодец.
Оригинал: Guardian .


Не только двадцатый век был эпохой великих градостроительных проектов типа городов Бразилиа или Канберра. В новом тысячелетии этот процесс продолжается и приобретает новые, порою очень удивительные формы. Сегодня мы расскажем про 5 невероятных городов, построенных с нуля уже в двадцать первом веке .

Сонгдо, Южная Корея

Расположенный в 65 километрах от Сеула населенный пункт с названием Сонгдо является первым в истории «умным» городом. Этот масштабный проект, реализация которого началась в 2002 году, изначально должен был показать, насколько позитивно могут влиять современные технологии на городскую жизнь.



Генеральный план и концепция развития Сонгдо изначально были спланированы так, чтобы сделать этот город максимально удобным для жизни и ведения бизнеса. В данном населенном пункте много парковых зон и бульваров, велодорожек и зарядных станций для электромобилей.



Сонгдо – это настоящий «город будущего». Каждый его житель оснащен специальной смарт-картой, позволяющей по-максимуму использовать возможности этого населенного пункта, в том числе, бесплатный проезд в транспорте, Интернет четвертого поколения, прокат общественных велосипедов, поход в магазины и развлекательные заведения.



Огромные возможности в Сонгдо открыты и для бизнеса – город объявлен правительством Республики Корея свободной экономической зоной. Рядом с ним расположен международный аэропорт Инчхон, сюда перебираются региональные офисы крупнейших в мире корпораций.

Олимпийские городки на Красной Поляне, Россия

В феврале 2014 года Россия приняла Зимние олимпийские игры, которые впервые в истории прошли в городе с субтропическим климатом – Сочи. К этому масштабному международному событию было реконструировано или построено с нуля множество объектов и даже целые городки.



Так в районе населенного пункта Красная Поляна в горной части Сочи было возведено сразу несколько новых поселков, расположенных на разных высотных уровнях. Самыми известными и крупными из них являются Роза-Хутор, Горки Город и Горки Город 540.



Эти населенные пункты построены в качестве инвестиционных проектов крупными российскими бизнесменами. В каждом из них есть собственная инфраструктура, позволяющая там проживать и отдыхать круглогодично. Добраться туда из Сочи и Адлера можно на регулярных автобусах или по специально построенной железнодорожной ветке.



Правда, после окончания Олимпиады-2014 заполняемость этих новых городков оставляет желать лучшего – большие скопления людей на их улицах можно увидеть только в пик горнолыжного сезона.

Нейпьидо, Мьянма

В начале нового тысячелетия власти Мьянмы (ранее – Бирма) решили, что все беды этого государства происходят потому, что город Янгон, бывший тогда столицей этой страны, расположен неудачно с точки зрения астрологии. А потому следует перенести правительство и другие государственные органы в более подходящее для этого место. Астрологи определили «идеальную» площадку, и уже в 2002 году там начались активные строительные работы.



Переезд столицы в Нейпьидо начался в 2006 году и закончился в 2008. Новый город быстро стал заполняться жителями, и к настоящему времени его население перевалило за миллион человек.



Нейпьидо превратился в крупный азиатский политический, экономический и культурный центр с бизнес-кварталами, музеями и загруженным аэропортом, который соединяет новую столицу Мьянмы со всем миром.

Гальштат, Китай

Китайцы известны на весь мир своей тягой к копированию достижений Западной цивилизации, в первую очередь, разнообразных гаджетов и девайсов. Однако в Поднебесной не стесняются создавать копии знаменитых архитектурных сооружений и даже целых европейских городов.



Так в Китае есть собственные варианты Парижа, Венеции и Амстердама. А в 2011 году неподалеку от города Гуанчжоу появилась практически точная копия известного австрийского городка Гальштат, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Как и его австрийский оригинал, китайский город расположен на берегу живописного озера. При этом большинство зданий в этом населенном пункте с невероятной точностью повторяют строения из Гальштата в Австрии.



Сами австрийцы рассказывают, что в конце первого десятилетия нового века они удивлялись наплыву китайских туристов, фотографирующих буквально каждый камешек в городе. Оказалось, что это совершалось не из чистого любопытства, а с целью построить точную копию Гальштата в Китае.

Инкоу, Китай

Экономика Китая даже в двадцать первом веке является частично плановой – власть и сросшаяся с ней коммунистическая партия решают многие вопросы, которые в остальном мире регулируются исключительно рыночными методами. И при огромных масштабах китайского экономического могущества планирование часто приводит к невиданным в других местах проблемам.

В качестве примера можно привести опыт китайской провинции Лаонин, партийный лидер которой десять лет назад решил провести серьезную реструктуризацию и модернизацию экономики региона. Разработанный лучшими специалистами план подразумевал строительство большого количества промышленных объектов, жилья и даже несколько новый городов для проживания рабочих.

Однако план не может предусмотреть абсолютно все факторы, в том числе, и изменения условий на мировом рынке. С этим и столкнулись в провинции Лаонин. В новый район города Инкоу, построенный с нуля и рассчитанный на проживание почти миллиона человек, практически никто не заселился.



Дело в том, что жилые кварталы были построены значительно раньше, чем промышленные объекты. Более того, от возведения заводов в итоге пришлось вообще отказаться, так что теперь новый район Инкоу уже несколько лет стоит практически пустым.



Это, кстати, далеко не единичный случай в Китае. В Поднебесной существует уже несколько десятков городов-миллионников, в которых практически никто не живет. Виной тому – опасные инвестиции в недвижимость, которые не оправдываются реальным спросом.

Но самые масштабные строительства городов с нуля случаются во время переноса на новое место столицы государства. И происходит это чаще, чем можно того ожидать. в последнее столетие.

К 2030 году 60 процентов мирового населения будет жить в городах. Это может стать серьезным стимулом для экономического роста, если города отнесутся к своему расширению разумно. Вот как это можно сделать.

Что делает город хорошим? Это животрепещущий вопрос: в то время как сегодня численность городских жителей составляет 3,6 миллиарда, к 2030 году в городах будут жить 5 миллиардов человек, или 60 процентов мирового населения. Для мировой экономики это может стать мощным стимулом роста. Однако уже сегодня лидеры развивающихся стран сталкиваются с беспрецедентным размахом урбанизации, а руководству развитых государств приходится решать проблемы, вызванные старением инфраструктуры и нехваткой бюджетных средств. И те, и другие пытаются сохранить конкурентоспособность своих городов и уровень жизни горожан. При этом всем ясно, какую окружающую среду унаследуют наши потомки, если сегодня нам не удастся найти более эффективные способы использования ресурсов и рациональные методы городского управления.

Чтобы понять, какие основные процессы и факторы помогают сделать города более удобными для жизни и работы, консалтинговая компания McKinsey собрала и проанализировала обширную базу данных по городам, включающую экономические, социальные и экологические показатели. В рамках этого исследования были опрошены 30 мэров и иных руководителей городских органов управления на четырёх континентах, а также проведен анализ более 80-ти отдельных проектов, от городского планирования до финансового управления и строительства социального жилья. Это позволило понять, что именно делали главы городов для усовершенствования процессов управления городом и повышения качества услуг.

Результатом исследования стал доклад «Как создать отличный город» (How to make a city great). Из этого доклада ясно, что наибольшего успеха в улучшении городской среды добились те руководители городов, кто наилучшим образом справился с тремя задачами:
- «Разумный рост». Идея разумного роста состоит в том, чтобы выявлять и стимулировать наиболее эффективные направления роста, заранее планировать способы удовлетворения городских потребностей, заботиться о защите окружающей среды и делать так, чтобы город процветал на благо всех своих жителей. Кроме того, хороший мэр думает о развитии не только в городском, но и в региональном масштабе, поскольку по мере расширения мегаполисов возникает необходимость объединения муниципальных структур и поставщиков услуг из соседних регионов. Неотъемлемой частью разумного роста при принятии экономических решений является учёт экологической составляющей: город должен инвестировать в инфраструктуру, которая способствует снижению вредных выбросов, сокращает производство отходов и экономит водные ресурсы, а также позволяет создать жилые районы высокой плотности.
- Делать больше, тратить меньше. В хороших городах собираемость налогов высокая, городские власти активно ищут инвестиционных партнеров, используют новые технологии, оптимизируют организационные структуры, чтобы устранить дублирование функций, и стремятся сократить расходы. Все успешные мэры пришли к выводу, что неотъемлемой частью разумного роста, при должном планировании и добросовестном исполнении, являются государственно-частные партнерства, которые позволяют построить высококачественную инфраструктуру и оказывать качественные услуги при меньших затратах.
- Реформы при поддержке населения. Процесс перемен часто бывает болезненным и может вызвать жесткую оппозицию. Грамотный глава города должен создать эффективную команду госслужащих и такую рабочую среду, в которой все сотрудники несут ответственность за свою работу и используют любую возможность прийти к консенсусу с местным населением и бизнес-сообществом. Такой мэр старается нанять и сохранить наиболее талантливых специалистов, придает особое значение совместным проектам и заботится о том, чтобы его сотрудники осваивали новые технологии.

Каждый мэр хорошо осведомлен о том, что срок его пребывания в должности ограничен. Однако если озвученные им долгосрочные планы дают первые плоды и получают поддержку общества, это может стать началом волны положительных преобразований, которые в конечном итоге приведут к созданию отличной городской среды.

Примеры городов, которые пошли по правильному пути.

Ванкувер

Изменение статуса земельных участков для снижения арендной платы.

Ситуация : Высокие цены на жилье, частично обусловленные кадастровыми ограничениями в использовании земель, стали проблемой в условиях роста численности населения и его старения.
- Жилье арендовали более 50 % семей.
- Доля свободных квартир на рынке никогда не превышала 1%.

Принятые меры : Город инициировал проект по застройке придомовых проездов для увеличения количества доступного жилья.
- Владельцам домов на одну семью разрешили дополнительно построить отдельно стоящее здание, как правило, в зоне придомовой парковки фасадом к дороге.
- Участие в проекте дополнительно стимулировалось снижением требований к размеру придомовой парковки.

Результат :
- За последние два года выдано более 1000 разрешений на застройку придомовых проездов. Стоимость аренды такого дома составляет от 1000 до 2100 долл. в месяц.
- Между студентами, которые, в основном, арендуют такие дома, и пожилыми домовладельцами образуются новые социальные связи.

Дубаи

Создание инфраструктуры для превращения города в главный деловой центр региона

Ситуация : После экономического кризиса, вызванного утечкой нефтяных капиталов после войны в Персидском заливе, Дубай взял курс на расширение своей экономической базы, сосредоточившись на торговле и туризме.

Принятые меры : Город инвестировал средства в инфраструктурные проекты, стимулирующие торговый оборот, в том числе:
- Международный аэропорт Дубай, который дал толчок развитию туризма и розничной торговли, а также создал рабочие места
- 22 свободных экономических зоны (данные на 2012 г.), в которых разрешено создание компаний со 100%-ным иностранным капиталом, а также предоставляются скидки на тарифы и налоговые льготы (например, Международный финансовый центр Дубай, Интернет-сити Дубай).

Результат :
- С 2003 по 2010 год Дубай стал лидером региона по числу проектов с привлечением иностранных инвестиций.
- Многие крупные мировые компании разместили в Дубае свои офисы.
- Успешно совершен переход от нефтяной экономики к иным видам экономической деятельности, которые теперь составляют до 98% ВВП.

Бостон

Улучшение работы городских служб за счет технологических инноваций

Ситуация :
- Бостон страдал от проблем, характерных для всех северных городов, в том числе от разрушения дорожного полотна и брошенных на обочине машин, мешающих уборке снега.
- Городские службы реагировали на жалобы очень медленно из-за сложной системы подачи заявлений и затрудненной коммуникации.

Принятые меры :
- В 2010 г. мэр Томас Менино учредил в мэрии новый отдел городской механизации: инкубатор инноваций, оказывающий гибкие услуги по решению городских проблем.
- В стенах отдела был создан ряд удобных для простого пользователя цифровых приложений, с помощью которых можно отсылать данные непосредственно в городские службы.
Результат : Цифровые приложения дают гражданам возможность непосредственно участвовать в решении городских проблем:
- Приложение SnowCOP: Строит карту движения снегоочистительной техники и показывает положение снегоуборочных машин в городе. Приложение помогает очистить 1350 км дорог от глубокого снега менее чем за 6 часов.
- Приложение Street Bump: Собирает данные о неровностях дорожного полотна и отправляет в городские службы.
- Приложение Citizens Connect: Позволяет информировать городские службы о ямах на дороге или неработающем уличном освещении; приложением пользуются более 70 тысяч человек.

Дакар

Реформа системы водоснабжения за счет создания государственно-частного партнерства

Ситуация :
- До 1996 г. водоснабжение в Дакаре полностью находилось в ведении сенегальской государственной компании SONES, которая была низкоприбыльной, а потребители страдали от частых отключений и протечек.
- После проведения международного тендера SONES заключила договор о партнерстве с частной управляющей компанией SdE, которая должна была расширить доступ населения к водоснабжению, улучшить финансирование и повысить качество услуг.

Принятые меры :
- SONES по-прежнему владеет активами, устанавливает тарифы и несет ответственность по всем сопутствующим рискам.
- SdE собирает плату с потребителей, отвечает за эксплуатацию, текущий ремонт и новое строительство, а ее прибыль зависит от результатов работы.

Результат :
- С 1996 по 2006 г. число домохозяйств, подключенных к сетям водоснабжения, увеличилось на 34%.
- Управление издержками улучшилось, а повышение собираемости платы с потребителей позволило инвестировать в расширение водопроводных сетей, в основном, в бедных районах.
- Удалось привлечь дополнительное стороннее финансирование в размере около 200 млн долл.

Богота

Использование социальных стимулов

Личная позиция :
- Мэр Боготы Антанас Мокус во течение двух сроков пребывания на посту градоначальника придерживался курса «перемен без насилия» и использовал театрализованные методы для просвещения горожан и привлечения их к городским реформам.
- По словам мэра Мокуса, «важной частью культуры граждан должно стать умение исправлять ошибки других без унижения или агрессии. Мы должны создать общество, в котором цивилизованность победит цинизм и апатию».

Результат :
- Мэр Мокус прославился тем, что нанял 420 артистов пантомимы, которые передразнивали нарушителей ПДД. В результате нарушители правил стали всеобщим посмешищем, а смертность на дорогах снизилась более чем на 50%.
- Мэр принял душ в телевизионном эфире, чтобы привлечь внимание к вопросам экономии воды. После этого объем потребляемой воды в Боготе упал на 40%.
- В период пребывания Антанаса Мокуса на посту мэра с 1993 по 2003 год удалось повысить объем питьевой воды, подаваемой в жилые дома, на 100%. Число убийств с 2001 по 2003 г. сократилось на 70 процентов.

Сингапур

Привлечение, обучение и сохранение на службе молодых талантов

Ситуация :
- Всего одно поколение назад Сингапур был бедным тропическим островом, бывшей колонией, пытавшейся создать национальное государство.
- В числе самых острых проблем был разгул коррупции, высокий уровень безработицы и бедности, а также стремительный прирост населения.

Принятые меры :
- Инициативы премьер-министра Сингапура Ли Куань Ю были нацелены на создание эффективных, компетентных и честных государственных служб.
- Лучшим ученикам предоставлялись государственные стипендии на обучение в зарубежных университетах в обмен на 4-5 лет работы на государство после получения диплома.
- Зарплаты государственных служащих были повышены до рыночного уровня зарплат служащих частных компаний и индексировались по результатам работы.

Результат :
- Государственные службы Сингапура являются одними из самых эффективных и наименее коррумпированных в мире.
Всемирный банк в 1998, 2000, 2007 и 2008 гг. оценил эффективность государственного управления Сингапура в 100%

Спасибо за перевод Ксении Чурмантеевой

Редакция "РБК-Недвижимости" собрала пять крупнейших проектов комплексного освоения территорий, которые сейчас реализуются в России. Строительство некоторых из них уже ведется, другие - только планируются

Фото: Фотохроника ТАСС / Анатолий Ковтун

В России появляются новые города. Сейчас на разных стадиях реализации находится несколько проектов комплексного освоения территорий. Одни города только разрабатываются, другие уже частично построены. Объединяет эти проекты принцип самодостаточности: жить, работать, учиться, отдыхать, заниматься спортом и т. д. жители новых городов и районов смогут, не покидая их территории.

Новое Ступино

Расположение: Ступинский район Московской области
Девелопер: MR Group
Сроки строительства: первая очередь - III квартал 2015г., последующие очереди - не определено
Концепция: малоэтажный пригород, мини-полис на базе промышленного кластера (экологически чистые производства)
Инвестиции: данные не раскрываются

Новое Ступино расположен в 75 км от Москвы по федеральной скоростной трассе М4 "Дон". В рамках первой очереди, которую планируют сдать в III квартале 2015г., будет построено 150 тыс. кв. м жилья (малоэтажные - до трех этажей - многоквартирные дома, коттеджи, дуплексы, таунхаусы), торговый центр, детский сад и т. д.

Строительство и продажа квадратных метров в последующих очередях проекта еще не начались. Девелопер решил взять паузу из-за сложившейся экономической ситуации. При этом итоговые цифры в долгосрочных планах пока остаются прежними. К моменту завершения общая площадь проекта должна составить более 2,1 млн кв. м (в том числе 1,7 млн кв. м жилья на 55 тыс. человек). Территория застройки - 1,2 тыс. га.

Жилье в Новом Ступине может пользоваться спросом со стороны сотрудников предприятий промышленного кластера, расположенного в Ступинском районе Подмосковья. Здесь базируются заводы крупных мировых производителей: Kimberly-Clark, Mars, Knauff, Kampina, российские компании "Аэросила", "Ступинский завод стеклопластиков", "Ступинская металлургическая компания" и др.

Куб А

Расположение: Краснодар
Девелопер: "Дирекция СОТ"
Сроки строительства: первая очередь - до 2017г., вторая очередь - не определено
Концепция: комплексный проект (рабочие места, жилье, социальная и досуговая инфраструктура, парковая зона)
Инвестиции: первая очередь (1,95 млн кв. м) - 59,9 млрд руб.

Новый город у восточных границ Краснодара займет около 760 га и будет состоять из девяти микрорайонов (семь жилых, один коммерческий и один производственный). Предполагаемая площадь жилой застройки - более 4,1 млн кв. м, производственно-коммерческой - 2,1 млн кв. м, численность населения ориентировочно составит не менее 150 тыс. человек.

Пока речь идет только о первой очереди проекта на участке 277 га. На этой территории до 2017г. предположительно будет возведено более 1,95 млн кв. м жилья, а также объекты коммерческой и социально-культурной недвижимости. Сейчас к участку застройки подведены коммуникации, получены необходимые разрешительные документы.

Девелопер проекта в 2013г. подписал соглашение о сотрудничестве с администрациями Краснодарского края и города Краснодара на сумму 59,9 млрд руб. В строительстве Куб-А планируют принять участие китайские инвесторы. Азиатские партнеры предварительно пообещали финансовое и технологическое содействие девелоперу проекта во время недавнего визита руководства "Дирекции СОТ" в Пекин, о чем сообщает сайт компании. Китайская сторона предложила номинировать проект мини-полиса на Кубани на участие во Всекитайской государственной программе "Шелковый путь". В случае положительного решения проект может быть профинансирован госбанками Китая.

"Город здоровья"

Расположение: Кавказские Минеральные Воды, Ставропольский край
Девелопер: ГК "Олимпик Сити"
Сроки строительства: первая очередь - до 2022г., вторая очередь - не определено
Концепция: комплексный проект оздоровительно-рекреационного назначения
Инвестиции: 287 млрд руб.

Город расположится на участке 700 га у подножия горы Верблюд в Ставропольском крае. Эта земля находится на месте одной из самых больших линз минеральных вод на Северном Кавказе. Во времена СССР здесь планировалось создание водолечебницы, не уступающей по качеству минералов соседним Ессентукам.

Сейчас завершена разработка генерального плана мини-города, создаются концепция и проекты планировок для его районов. Каждая из очередей строительства будет представлять собой отдельный комплексный проект с комфортными апартаментами, коттеджами, санаториями и гостиницами, торговой, развлекательной, спортивной и оздоровительной инфраструктурой.

Цель проекта - оптимальное использование рекреационного и курортного потенциала региона. На первом этапе строительства (до 2022г.) планируется в три очереди возвести около 3,7 млн кв. м жилья и всю инфраструктуру. На втором - еще 3,4 млн кв. м.

Девелопер планирует инициировать включение проекта "Город здоровья" в ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)". Также рассматривается возможность создания в мини-полисе инновационного Федерального медицинского центра.

Район "Академический"

Расположение: Екатеринбург
Девелопер: ГК "Кортрос"
Сроки строительства: до 2026г.
Концепция: развитие городских территорий
Инвестиции: кредитная линия Сбербанка 2007-2014 гг. - 26,7 млрд руб., остальные данные не раскрываются

Это один из крупнейших в Европе проектов комплексной застройки на территории площадью 1,3 тыс. га. Через десять лет "Академический", расположенный на окраине Екатеринбурга, будет представлять собой "город в городе", где смогут проживать более 325 тыс. жителей. Для них девелопер построит 9 млн кв. м жилья и 4 млн кв. м объектов социально-коммерческой инфраструктуры. Первые микрорайоны в рамках проекта уже построены, в них сейчас живет более 40 тыс. человек.

На территории района расположены два лесопарка по 600 га каждый, в которых в перспективе будут созданы комплексные зоны для проведения досуга и оздоровительных мероприятий. У девелопера есть планы по строительству в "Академическом" масштабного районного ТРЦ, в котором предусмотрены бассейн, большой фитнес-центр, кинотеатр.

Финансирование проекта осуществляется с привлечением кредитных средств Сбербанка. В течение семи лет объем кредитования, предоставленного банком, достиг 26,7 млрд руб. Создание социальной инфраструктуры частично оплачивает Свердловская область и Екатеринбург. В 2014-2020 гг. на строительство больниц, детсадов и школ в "Академическом" будут выделено 2,3 млрд руб. Такую цифру в прошлом году озвучил министр строительства и развития инфраструктуры региона Виктор Киселев.

"Экономик-Сити"

Расположение: п. г. т. Забайкальск, Забайкальский край
Девелопер: ГК "Олимпик Сити"
Сроки строительства: долгосрочная перспектива
Концепция: развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, создание точек роста
Инвестиции: не определены

В Забайкальском крае на границе с Китаем на базе поселка городского типа Забайкальск планируется создание экономического города, рассчитанного во многом на туризм из Китая. Общая площадь земельных участков под этот грандиозный проект развития приграничной агломерации составит около 40 тыс. га, что примерно в два раза больше Москвы в ее новых границах.

В Забайкальске сегодня проживает около 12 тыс. человек. А в соседнем китайском городе Маньчжурия - 400 тыс., этот город КНР ежегодно посещает более 6,5 млн жителей из остальных провинций без учета туристов из России и других стран. На экономический потенциал этого туристического потока и рассчитывают авторы "Экономик-Сити".

На первом этапе реализации проекта планируется создание градообразующих точек роста: аэропорта, международного делового центра, научно-образовательного, промышленного и культурно-туристического кластеров, жилой застройки, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. На этой базе в Забайкальском районе предполагается создать 27 тыс. рабочих мест.

Забайкальск имеет пассажирское сообщение с китайской Маньчжурией. В перспективе планируется организация скоростного движения в направлении Чита - Улан-Удэ - озеро Байкал, что станет драйвером для развития всего Забайкальского региона.

В июне 2010г. правительство Забайкальского края подписало инвестиционное соглашение с девелоперской группой компаний "Олимпик Сити" о реализации инвестиционного проекта делового района в новом экономграде. Сейчас идет разработка концепции и определение технико-экономических параметров.

Владимир Миронов