Китайское название города порт артур. Между подвигом и позором. Как китайский Порт-Артур стал русской твердыней
December 22nd, 2016 , 01:23 pm
В русской культуре Порт-Артур - город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание "Города воинской славы" он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.
1. Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым - благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю - самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.
Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории - русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с одной из центральных площадей Даляня , носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.
2. История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в музее обороны Брестской крепости . А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...
3. Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.
4. Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.
5. В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.
6. Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.
7. Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:
8. Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища - советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.
9. На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:
10. Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:
11. Наконец, самое позднее захоронение - 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник "бесстрашным сталинским соколам":
12. В годы "Культурной революции" кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии свих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:
13. Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, - тюрьма, которую во всех официальных источниках называют "русско-японской". Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.
14. Среди самых заметных мест Порт-Артура - японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.
15. Далее отправимся на сопку "Большое Орлиное гнездо". Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны - знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:
16. Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го - захватчик, делящий с японцем чужую территорию.
17. Это - форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки "Большое Орлиное гнездо". В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:
18. Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:
19. Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, - ещё одна параллель с далёким . Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.
21. На вершине "Большого Орлиного гнезда" можно увидеть две русские пушки и японский памятник за ними. Пушки были сняты с одного из броненосцев в ходе подготовки крепости к обороне. У дальней из них отсутствует кончик ствола. Очевидно, это боевой шрам той самой обороны:
22. На пушках сохранились штампы завода. В такие моменты слегка дрожь берёт. Где-то на другом конце света, в чужой стране нашёлся кусочек Петербурга. Сложно представить, какой путь эти махины проделали, попав сюда из Северной столицы.
23. С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.
Главная проблема, связанная с посещением Порт-Артура, - это логистика. До недавних пор этот город, являющийся одной из главных военно-морских баз Китая, был закрыт для иностранцев. Букинг предлагал от силы две-три гостиницы в этом районе, хотя на деле их тут побольше. Но не факт, что в них примут лиц без китайского гражданства. Если жить как большинство здешних туристов, в Даляне, то до Порт-Артура нужно добираться километров двадцать. Ехать придётся либо на такси, что с учётом расстояния выходит накладно, либо долго трястись в автобусах, которые уже в 8 вечера прекращают ходить. Есть ещё линия электрички, но конечные её станции находятся крайне неудобно с обоих концов. Добраться до неё сложнее, чем просто сесть на автобус. С сопки, кстати, хорошо видна эта линия:
24.
Но доехать до Порт-Артура - это полбеды. Город довольно большой по площади, сильно рельефный и размазанный. Все интересные места находятся на значительных расстояниях друг от друга, а между ними - довольно серые и неприглядные китайские кварталы, от шика Даляня нет и следа. Перемещаться на городском транспорте без знания китайского ну просто очень тяжело. Выходит, опять надо прибегать к помощи такси. Была бы машина - всё было бы куда проще, но аренда авто в Китае - дело опять же очень сложное, целесообразно только для длительных поездок, от месяца и больше. За день осмотреть всё интересное здесь без автомобиля просто невозможно. В итоге, формально мы в Порт-Артуре всё основное вроде бы и увидели, но очень бегло и поверхностно. Наверняка если побродить здесь подольше, можно много чего ещё интересного увидеть.
Между сопок нелепо вклинились новостройки современного Люйшунькоу.
25. Въезжающих на "Большое Орлиное гнездо" встречает такой вот всадник. Памятник явно новый, китайского происхождения, но кого и что он символизирует непонятно:
26. Теперь перенесёмся в самый, так сказать, центр Порт-Артура. Вдоль берега моря тут сплошь стоит забор с проходными, охраняемыми серьёзными китайцами в форме. За оградой видны современные китайские военные корабли. Снимать их кроме всяких шуток запрещено. Зато можно сфотографировать ещё один памятник Советским воинам, стиль которого явственно отдаёт павильонами ВДНХ. Что любопытно, ставили его китайцы уже после вывода советских частей из Порт-Артура в 1955-м:
27. От этого памятника отходит улица Сталина. Это у нас такое название - моветон, а тут пожалуйста, и она далеко не единственная в стране. Да что уж говорить, если даже в Румынии водку "Сталинскую" продают. Если углубиться в кварталы по этой улице, мы попадём ни много ни мало в старый русский город. Да, его сохранность фрагментарна, но всё равно куда лучше, чем в Даляне. Плюс, сюда не добралась бушующая китайская современность, и здесь тихо, спокойно и атмосферно. Первое, что мы видим, - нечто заброшенное и очень похожее по стилистике на общественные здания СССР. 1945-й год постройки на фасаде лишь укрепляет мысли, что это осколок нашей родины. Вроде бы это бывший дом офицеров:
28. У лица Сталина ухожена и декорирована лучше, чем иные туристические маршруты Даляня . И, что характерно, тут неожиданно тихо и пустынно.
29. Для перенаселённого Китая расклад совершенно непривычный. Удивительно, насколько резко меняются впечатления от страны от изменения лишь плотности людей на улице. Успев привыкнуть к сумасшедшим шуму и суете, здесь быстро расслабляешься, и Китай предстаёт в совершенно ином свете. Сразу в глаза начинают бросаться плюсы, которые в толпе и сутолоке пролетали мимо.
30. Недалеко от памятника Советским воинам с кадра №26 находим красивый дворец. Это остатки Порт-Артура времён ещё Российской империи - официальная резиденция русского наместника (по другим данным - начальника крепости, генерала Стесселя). Сейчас он, как видно, заброшен, медленно рушится и порастает кустами.
31. Но что ещё более удивительно, так выглядят не все русские здания Порт-Артура. Ещё чуть дальше по улице Сталина - комплекс художественного музея Люйшуня, расположенный явно в старых некитайских зданиях. Музей открыт в 1915-м японцами. Может, конечно, это постройка уже японского периода, но всё же скупая информация в интернете говорит, что мы видим несколько переиначенный дом офицеров времён Российской империи:
// ts58.livejournal.com
В русской культуре Порт-Артур - город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание "Города воинской славы" он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.
Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым - благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю - самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.
Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории - русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с одной из центральных площадей Даляня , носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.
// ts58.livejournal.com
История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в музее обороны Брестской крепости . А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...
// ts58.livejournal.com
Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.
// ts58.livejournal.com
Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.
// ts58.livejournal.com
В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.
// ts58.livejournal.com
Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.
// ts58.livejournal.com
Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:
// ts58.livejournal.com
Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища - советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.
// ts58.livejournal.com
На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:
// ts58.livejournal.com
Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:
// ts58.livejournal.com
Наконец, самое позднее захоронение - 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник "бесстрашным сталинским соколам":
// ts58.livejournal.com
В годы "Культурной революции" кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии свих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:
// ts58.livejournal.com
Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, - тюрьма, которую во всех официальных источниках называют "русско-японской". Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.
// ts58.livejournal.com
Среди самых заметных мест Порт-Артура - японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.
// ts58.livejournal.com
Далее отправимся на сопку "Большое Орлиное гнездо". Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны - знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:
// ts58.livejournal.com
Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го - захватчик, делящий с японцем чужую территорию.
// ts58.livejournal.com
Это - форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки "Большое Орлиное гнездо". В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:
// ts58.livejournal.com
Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:
// ts58.livejournal.com
Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, - ещё одна параллель с далёким . Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.
// ts58.livejournal.com
// ts58.livejournal.com
С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.
ts58
27/12/2016
Порт-Артур: наша слава и позор
Самая мощная военно-морская база КНР находится в местечке Люйшунькоу, которое в настоящее время административно является районом Даляня.
Однако этот закрытый для иностранцев, а потому захолустный (по сравнению с Далянем) город в остальном мире знаменит по своему прежнему названию Порт-Артур.
Расположенная в западной оконечности Ляодунского полуострова гавань с узким входом, со всех сторон окруженная сопками, будто специально созданная для укрытия военных судов от противника, издавна, со времен династии Хань, использовалась по прямому назначению. В конце 19 в., когда Китай решил обзавестись нормальным броненосным флотом, Люйшунь стал главной базой для северной флотской группировки. Захваченный японцами в войну 1894-95, он был ими же арендован по Симоносекскому договору. Поведение Японии не понравилось Германии, России и Франции, которые убедительно попросили вернуть Китаю полуостров.
Развивая свое присутствие на Дальнем Востоке, русское правительство предприняло ряд некоторых шагов для приобретения в аренду Ляодунского полуострова (в число шагов, увы, входили и взятки китайским чиновникам на местном и правительственном уровне). Договоренность была достигнута в 1898 году. С этого времени Порт-Артур начал усиленно развиваться в качестве основной базы российского флота на Тихом океане.
Излишне говорить, что такое положение вещей не понравилось Японии. 8 февраля 1904 года японские вооруженные силы сыграли с порт-артурской эскадрой в свою любимую национальную игру, известную после 1941 года под названием «Перл-Харбор». Результаты из-за отсутствия в то время военной авиации были не столь оглушительны, как в сорок первом. Так началась русско-японская война. О ходе боевых действий можно почитать в разделе Русско-японская война на сайте с названием «Как наши деды воевали» . Описание гораздо более подробное, чем мог бы сделать я, поэтому не буду заниматься пересказом.
Скажу только, что в этой войне русские солдаты и моряки проявляли традиционный героизм. Однако жизнь устроена так, что подвиг одного это преступление другого. Военное командование совершило все ошибки, какие только можно было совершить.
Самая главная ошибка, однако, была сделана на самом верху. Правительство и военное ведомство считали вероятным, что Япония прибегнет к военной силе для восстановления своего влияния в Маньчжурии. Развитие Порт-Артура и меры по качественному и количественному улучшению тихоокеанской эскадры собственно и были подготовкой к возможному нападению Японии. Однако, как считают некоторые историки, предполагалось, что произойдет оно не ранее 1910 года.
Расплата за недалекость военно-политического руководства была ужасающей. Помимо людских и материальных потерь в ходе боевых действий, России еще пришлось принять условия Портсмутского договора. По нему Японии отошли: Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурская железная дорога, плюс пол-Сахалина впридачу. А еще позорное поражение вызвало череду беспорядков, в которые с готовностью вмешались революционеры. Последствия расхлебываем до сих пор.
Сатисфакции за позорную сдачу Порт-Артура пришлось ждать сорок лет.
В ночь 9 августа 1945 года заблаговременно сосредоточенные на Дальнем Востоке и в Забайкалье силы (Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты, Тихоокеанский флот) начали боевые действия против Японии. А войну объявили по московскому времени.
Между прочим, американцы и англичане годами воевали с японскими сухопутными войсками на атоллах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. По результативности своих действий они делали вывод, что война продлится минимум до 47-го года. А Квантунская армия была самой мощной и боеспособной войсковой группировкой Японии.
Однако войска, выступившие против Квантунской армии, несколько отличались от порт-артурского гарнизона. Солдаты забайкальцы и дальневосточники со знанием местности, заложенным на генетическом уровне, обильно усиленные фронтовиками, сумевшими выжить и победить в кровавой мясорубке Великой Отечественной. Командиры, приобретшие самый современный по тому времени опыт ведения войны не на академической скамье, а на сиденье «Виллиса» с многократно простреленным тентом. Не генералы Куропаткин и Стессель, а маршалы Василевский, Малиновский и Мерецков. Быстроходные, хорошо бронированные и крепко вооруженные танки Т-34, полноприводные американские бронетранспортеры M3, те же «Виллисы» и «Студебекеры». Штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, истребители Bell P-63 «Kingcobra» (разработанные по спецификациям советских ВВС в других странах они на вооружении не состояли).
Японцы сопротивлялись умело и ожесточенно. Однако после того, как наши войска взломали Хайларский укрепрайон и преодолели казавшийся неприступным Большой Хинган, их мораль покатилась вниз. Высадку 23 августа русских бойцов на парашютах и посадочным способом (с гидросамолетов) в Порт-Артуре и Дальнем японцы восприняли как логичное следствие прокатившегося с севера сквозь укрепленные позиции наступления, и отдали порты без боя.
Об августовской войне 45-го пишут незаслуженно мало. А ведь это, наверное, единственный раз в недавней истории, когда русские военачальники показали, как надо воевать. Наверное, оттого, что никому в голову не пришло приурочивать взятие оккупированных японцами китайских городов к каким-нибудь праздникам, и потому не было давления сверху, наши маршалы организовали действия как надо, а не как партия прикажет. Может, кто-нибудь знает и другие примеры, но, мне кажется, это единственная крупномасштабная операция, блестяще проведенная от самого начала и до конца, против реального, а не номинального противника. К сожалению, мы слишком любим обсасывать поражения и из-за этого не замечаем, что у нас были и победы.
В 1945 году Советский Союз заключил с гоминьдановским правительством договор, по которому военно-морская база Порт-Артур сдавалась в аренду на 30 лет. Но через несколько лет Чан Кай-ши убежал на Тайвань, а некоторые товарищи из руководства КПСС, чтобы не обижать товарищей из братской КПК, в 1955 году вывели из Порт-Артура все войска.
Кто знает, как развивались бы отношения с Китаем, если бы договор об аренде Порт-Артура не был изменен. Я, например, думаю, что если бы в шестидесятых годах ракетные корабли и бомбардировщики базировались менее чем в часе полета до Пекина, Мао Цзэдун вряд ли осмелился затевать свару на Даманском. Вот когда англичане разгоняли хунвэйбинов в Гонконге, официальные власти Китая предпочли не заметить этого ведь границу с Китаем охраняли гурки, а в порт, помимо английских кораблей, захаживали и американские авианосцы с вьетнамской войны.
Сейчас в Порт-Артур иностранных граждан не пускают. Доступ открыт только на русское кладбище и высоту 203.
Могилы на кладбище различаются по датам. Отдельно стоят кресты Русско-японской, отдельно Второй мировой, их немного. Зато очень много умерших в 1950-53. Осмелюсь предположить, что это жертвы Корейской войны.
На кладбище, кроме могил, два памятника. Крест защитникам Порт-Артура и обелиск освободителям. Перед входом в 1999 году поставили большой памятник советским воинам, который перетащили из Дальнего.
К высоте 203, она же гора Высокая, китайцы организовали платный доступ. Пока я там находился, прибыли два автобуса японцев. Для них это святыня очень много японских солдат оросили кровью ее склоны. На вершине установлен памятник погибшим японцам в виде патрона. Возле него стоит спаренная японская зенитка. Своего предназначения она не выполнила в сорок пятом по «Каталинам» Тихоокеанского флота не было сделано ни одного выстрела. Памятника русским солдатам нет. Зато на склоне, обращенном к гавани, стоит советская радарная антенна. Рядом бетонный барак, в котором размещался расчет РЛС. Сейчас там лавчонка, где китаец преклонных лет торгует сувенирами.
Китаец этот недобро зыркал на японских туристов, а со мной разговорился. Рассказал, что в пятидесятых годах служил в Порт-Артуре и обучался у советских инструкторов. Восторженно отзывался о российской оружейной мысли тыкал пальцем в рубашку гранаты Ф-1 и уверял, что японцы не додумались до такой гениальной штуки. В целом он прав ручные гранаты были придуманы защитниками Порт-Артура. И об осаде Порт-Артура у него было свое мнение: мол, русские не ждали нападения (это верно), и на базе были только моряки (это не совсем верно), а против сухопутной армии японцев держались долго.
Порт-Артур я смог сфотографировать только с высоты 203. Аппарат простейшая мыльница, так что за качество снимка не взыщите. Вообще-то жители города ждут, что правительство откроет Порт-Артур для иностранцев. Тогда, наверное, мы сможем увидеть здания, построенные нашими предками до 1904-го и после 1945-го.
Про копирайт:
© Дмитрий Алемасов
Все тексты на сайте сочинил я сам - за исключением раздела "Просто приколы". Если появится не мой текст, то имя автора обязательно будет указано.
Китайской Народной Республики.
Предыстория
Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
|
Китайской Народной Республики.
Предыстория
Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.
Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.
С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.
Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка , типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.
Осада Порт-Артура
Виды Порт-Артура
Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Вид на бухту и причалы. Почтовая открытка
Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан » и «Цесаревич », а также крейсер «Паллада ». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».
В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги , при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась 11 месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.
Японское владение
После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. Позже Япония оказала давление на Китай и вынудила последний продлить срок аренды. В 1932 году город формально вошел в состав Маньчжоу-го , но де-факто продолжал управляться Японией (официально считалось, что Япония арендует Квантунскую область у Маньчжоу-го). При японской власти название города писалось теми же иероглифами «Люйшунь», но читались они теперь по-японски -Рёдзюн (яп. 旅順 ).
Советские морпехи в Порт-Артуре, октябрь 1945
Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным , и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу .
14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.
В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.
12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.
В составе КНР
После передачи под юрисдикцию КНР Люйшунь в 1960 году был объединён с Далянем в единую агломерацию, получившую название «город ЛюйДа» (旅大市). Постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года город Люйда был переименован в Далянь; бывший город Люйшунь стал районом Люйшунькоу в его составе.
Современное состояние
Люйшунь и гавань в 2009 году
Железнодорожный вокзал
В настоящее время район Люйшунькоу города Даляня более не является закрытым для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями на месте бывшего Порт-Артура являются:
- русская 15-я батарея Электрического утёса
- форт № 2 - место гибели генерала Р. И. Кондратенко
- высота 203 - мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
- Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
- железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.)
- русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).
Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-04 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.