Оксфорд или гарвард что лучше. Элитное образование за рубежом. Международная оценка качества образования

Гарвард и Стэнфорд по праву считаются наиболее престижными бизнес-школами в мире. Здесь можно пройти лучшие программы MBA за рубежом.

Основательная - лишь один из этапов поступления в бизнес-школу вашей мечты. Так как же определить, какая программа лучше всего подходит для вас?

Результаты анализа учебных планов MBA

Зарубежные исследователи проанализировали учебные планы MBA, рейтинги, а также сильные и слабые стороны обучения в каждом из университетов и пришли к следующим выводам.

  • В Гарварде будет интереснее учиться тем студентам, которые желают получить знания в области экономики и бизнеса; в Стэнфорде - студентам, склонным к гуманитарным наукам.
  • В Гарварде студентам предоставляется больше времени на самостоятельную подготовку. В Стэнфорде уровень взаимодействия между студентами и преподавателями более высокий.
  • Стэнфорд находится в самом сердце Силиконовой долины, в нескольких минутах езды от крупнейших мировых компаний. Гарвард находится в Бостоне - одном из привлекательнейших городов Америки.
  • Программа обучения MBA и в Гарварде, и в Стэнфорде составляет 2 года. Однако в самих программах есть некоторые различия.
  • В Гарвардской бизнес-школе широко распространены методы тематических исследований, кейс-методы, командные проекты. Студенты принимают участие в анализе конкретных ситуаций и решении реальных задач в области экономики и бизнеса.
  • Студенты Стэнфорда получают знания и практический опыт, работая, как правило, в течение нескольких недель в какой-либо фирме или участвуя в программе по обмену с университетом Цинхуа в Китае (программа STEP). Учебный план Стэнфорда считается более гибким. В Гарварде - сам процесс обучения считается более интенсивным.
  • Выпускники Гарварда работают, как правило, в финансовых и консалтинговых отраслях; выпускники Стэнфорда - в отраслях промышленности, финансов и технологий.

Так что же выбрать?

Куда бы вы ни поступали, в Гарвард или Стэнфорд, хороший поможет вам достичь цели.

С точки зрения престижа, они оба имеют хорошую репутацию. В обеих школах вы будете окружены действительно интересными людьми. Так что речь идет не о лучшей школе, но о том, какая школа подходит именно для вас.

Источник: Личные Деньги

То, что Кембриджский университет является одним из старейших и одним из самых известных в мире, знают если не все, то большинство из нас. Учиться там посчитали бы за честь многие, но везет далеко не всем. Выпускники этого учебного заведения - поистине счастливчики и самые настоящие умники и умницы. Еще бы! Учиться там под силу не каждому. К тому же стало известно, что Кембридж потеснил в рейтинге самых лучших университетов в мире сам Гарвард, захватив лидерств в свои руки. В тройку университетских лидеров, помимо уже упомянутого Гарвардского университета, попал также еще один американский вуз - Йель. А вот российским высшим учебным заведениям повезло меньше. В рейтинг лучших попал лишь один из них - МГУ.

В международном рейтинге университетов Московскому государственному университету им. М. В.Ломоносова "повезло" занять лишь 93-е место из 200 возможных. Первые же строчки достались, как нетрудно догадаться, конечно же, вузам Великобритании и США. Сильно не везет в последнее время немецким и голландским высшим учебным заведениям. Высоких строчек в нынешнем рейтинге среди лучших они не заняли. Но кто знает, как там сложится в будущем. Все может измениться. Пока же, по словам экспертов, лидеров образования уже в самом скором времени готовы будут потеснить вузы из Канады и Японии.

Тем родителям, которые не стеснены финансами и которые заранее выбирают для своих детей-школьников будущие вузы, эта информация придется как нельзя кстати. На вопрос - какой вуз в мире лучший и куда лучше всего (если потянете) надо пытаться "пристроить" свое чадо, ответит международный рейтинг университетов QS. Основными критериями в его составлении являются академическая репутация, востребованность у работодателей, соотношение количества студентов и преподавателей, а также цитируемость на международном уровне. Всего в рейтинг были включены 200 университетов.

Согласно проведенному исследованию, в лидеры на этот раз удалось вырваться Кембриджскому университету: он впервые за несколько лет смог занять в рейтинге QS почетное первое место, сообщает в четверг британская газета "Гардиан". За Британским Кембриджем следуют сразу два американских высших учебных заведения.

Таким образом, Гарвард потерял в этом году свое лидерство в сравнительной таблице лучших университетов в мире, и в первый раз за всю семилетнюю историю рейтинга уступил верхнюю строчку Кембриджу.

Между тем, Гарвард, получивший свое название в честь английского миссионера Джона Гарварда, стал самым популярным среди 5 000 работодателей, голосовавших во всем мире.

В свою очередь, Кембридж был признан лучшим среди 15 000 академиков. Кроме того, Кембриджский университет по праву занял первое место по количеству цитат, которые брались из его базы академических публикаций.

Еще один знаменитый вуз Великобритании - Оксфордский университет - занял в рейтинге 6-ую строчку. Напомним, что это старейший англоязычный университет в мире, а также первый университет в Великобритании.

Остальные строчки в десятке лидеров заняли менее известные у нас в России высшие учебные заведения.

Тот факт, что Гарвард потерял лидерство, Джон О"Лири, исполнительный член академического консультативного совета QS, объяснил тем, что ранее в университете был введен запрет на прием новых кадров. "Кембридж вырвался на вершину, потому что он улучшил свою цитируемость. В то же время Гарвард взял больше студентов и ввел запрет на прием новых кадров среди академиков. Это послужило причиной, по которой два университета поменялись в рейтинге местами".

Между тем, представитель Гарварда отметил: "Гарвардский университет чтили всегда. Он - признанный лидер среди всех учреждений высшего образования высшего калибра. Однако мы также продолжаем полагать, что наиболее важным является то, чтобы студенты выбрали колледж или университет, ориентируясь лично на свои индивидуальные потребности".

1. "University of Cambridge" Великобритания

2. "Harvard University" США

3. "Yale University" США

4. "UCL (University College London)" Великобритания

5. "Massachusetts Institute of Technology (MIT)" США

6. "University of Oxford" Великобритания

7. "Imperial College London" Великобритания

8. "University of Chicago" США

9. "California Institute of Technology (Caltech)" США

10. "Princeton University" США

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что наиболее прочные позиции в международном рейтинге университетов QS на сегодняшний день удерживают вузы Великобритании и США. Такой же вывод напрашивается, если посмотреть дальше - на первые 17 позиций рейтинга. Их также занимают английские и американские высшие учебные заведения.

В целом, во всем списке доминируют американские учреждения. Они занимают 31 строчки среди лучших в мировом университетском списке.

Между тем, как отмечает газета, то, что первые места в рейтинге принадлежат университетам Великобритании и США, во многом обусловлено большим распространением в мире английского языка. "Британские и американские университеты имеют преимущество, потому что они англоязычные. Если вы публикуете статью на языке, на котором не говорят большинство исследователей, то вас не будут цитировать", - считают эксперты.

Неплохие позиции сейчас занимают также азиатские университеты. В международный рейтинг университетов QS попали 15 вузов Азии во главе с университетом Гонконга, занявшим 23-е место.

А вот университеты Германии и Нидерландов, известные в Европе своим высоким уровнем образования, наоборот, разочаровали составителей рейтинга. В итоге в числе первых 50 вузов немецкие и голландские вузы, на удивление, не значатся.

Ну и уж совсем разочаруем поклонников российского образования. Наша страна представлена в рейтинге Московским государственным университетом им. М. В.Ломоносова, который занял всего лишь 93-е место.

По мнению составителей рейтинга, передовые позиции в высшем образовании постепенно захватывают Финляндия, Канада и Япония. "В течение многих лет Великобритания занимала первое место. Но сейчас мы не видим прежнего очевидного преимущества", - сообщил глава группы аналитиков Андреас Шлейхер.

Так что, дорогие родители, советуем Вам очень внимательно присмотреться, например, к канадским и японским вузам. Кто знает, может быть, именно среди них Вы найдете тот, что подойдет Вашим отпрыскам для дальнейшего обучения за пределами России больше всего. Присмотретись внимательно и к стоимости обучения в этих университетах - скорее всего, она будет не так высока, как в том же Кембридже или Гарварде. Не секрет, что обучение в последних не всем по плечу, в том числе и финансово.

Напоследок, немного любопытной информации о лидерах-соперниках нынешнего рейтинга.

Кембридж

Кембриджский университет располагается в городе Кембридже на востоке Англии. Он был основан в 1209 году учеными, которые, спасаясь бегством от враждебных горожан из Оксфорда, мигрировали в Кембридж. Позже ученых взял под защиту Король Генри III.

Кембриджский университет является вторым по времени основания после Оксфордского университет в Великобритании и четвертым в мире.

Известными выпускниками Кембриджа являются Байрон, Мильтон, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Чарльз Бэббэдж.

Среди людей, так или иначе связанных с Кембриджским университетом, более 80 нобелевских лауреатов. По этому показателю он занимает одно из первых мест среди высших учебных заведений мира.

В Кембридже учатся 11 815 студентов, включая 1 257 зарубежных. Общее количество преподавательского состава достигает 1 590 человек.

Взносы, а также плата за обучение для британцев и студентов ЕС в Кембридже в этом году составляет 3 290 фунтов стерлингов на всех курсах.

Гарвард

Гарвардский университет располагается в городе Кембридж, американский штат Массачусетс. Этот университет старейший из университетов США. Он был основан в 1636 году и назван в честь первого благотворителя Джона Гарварда, министра и Кембриджского выпускника, который завещал этому учебному заведению свою библиотеку и половину состояния.

Известными выпускниками Гарварда являются Джон Апдайк, Барак Обама, Джон Ф Кеннеди, Франклин Рузвельт, Альфред Кинси, Роберт Оппенхеимер.

Общее число студентов в Гарвардском университете приближается к 6 700. В Гарварде работает около 2 100 преподавателей и больше чем 10 000 аспирантов.

Плата за обучение в Гарварде в 2009-10 году составила 33 696 долларов.

Кембридж впервые за семь лет возглавил рейтинг, а украинских вузов нет даже в топ-500.

Фото 1 из 10: 10 лучших университетов мира© wikipedia.org

Кембриджский университет в Великобритании победил в ежегодном рейтинге университетов мира - QS World University Rankings.

Этот университет - давний соперник Оксфорда. По легенде, городок Кембридж был основан учеными, покинувшими Оксфорд после того, как студент убил там местную жительницу.

Впервые за семь лет на второе место опустился американский Гарвардский университет . Он расположен в городке Кембридж, пригороде Бостона.

Гарвард закончили многие американские президенты, например, Барак Обама, Джордж Буш-младший, Роберт Кеннеди, Франклин и Теодор Рузвельты. Здесь также учились такие знаменитости, как Беназир Бхутто, Гертруда Стайн, Натали Портман, Билл Гейтс, Пан Ги Мун и даже"Унабомбер" - террорист Тед Качинский.

Третье место в рейтинге занял Йельский университет в США. Более всего он известен гуманитарным образованием, но технические науки здесь преподают не менее хорошо. Девиз Йеля ("Свет и истина") запечатлен на гербе на двух языках - иврите и латыни.

Четвертое место - за Университетским Колледжем Лондона (UCL). Первый светский университет Великобритании. 21 его выпускник и преподаватель получил Нобелевскую премию.

На пятой строчке - знаменитый Массачусетский технологический университет (MIT), который находится недалеко от Гарвардского, в Бостоне.

оказался на шестом месте. Один из старейших университетов Европы был основан в 1117 году. Женщин в Оксфорд стали принимать только в ХХ веке. Тут огромный штат преподавателей из-за практики "тьюторства": каждого студента персонально опекает специалист.

Седьмой в рейтинге - . С его бизнес-школой связана неприятная история. Бизнесмен Гари Танака пожертвовал 27 млн. фунтов на ее строительство. В благодарность бизнес-школу назвали в честь мецената. Но недавно Танаку посадили на шесть лет в тюрьму за мошенничество. Название бизнес-школы пришлось сменить.

Занял восьмую позицию. Это частный вуз, основанный в 1890 году Джоном Рокфеллером. В нем учились и преподавали 79 нобелевских лауреатов.

На девятой строчке - Калифорнийский технологический институт , сокращенно Калтех (Caltech). Лаборатория Калтеха запускает большинство космических аппаратов НАСА. Учиться в Калтехе считается тяжелее, чем где-либо.

Принстонский университет занял десятое место. Принстон стал одним из авторитетнейших американских вузов после того, как его возглавил президент Вудро Вильсон.

Всего в этом году американским вузам досталось более 30 мест в первой сотне.

Университеты Восточной Европы

Российских вузов в рейтинге QS - целых пять. При этом МГУ (Московский государственный университет) попал даже в Топ-100 - он на 93-м месте. Также в рейтинг вошли Санкт-Петербургский государственный (210 место), Новосибирский (375) , Томский и Высшая школа экономики (в последней сотне).

Также в последней сотне - Евразийский национальный университет им. Гумилева, который находится в Казахстане.

Из чешских университетов в рейтинге два: Карлов университет (267 место) и Чешский технический университет (в последней сотне), оба они находятся в Праге. В Венгрии признаны лучшими Университет Этвеша Лоранда и Университет Сегеда. Польские вузы занимают 303-ю строчку (Ягеллонский университет) и 364-ю (Варшавский).

А вот украинские университеты вообще не упоминаются в списке из 500 лучших вузов. , что виной этому - огромное количество вузов в стране (их сейчас - 862).

Многие украинские ректоры согласны с тем, что до 200, а университетов при этом должно быть не больше 50. Вместо этого, стоит обратить внимание на качество образования.

В исследованиях, на основе которых составляется рейтинг, принимают участие 15 тыс. профессоров и 5 тыс. работодателей. Здесь свои особенности. Например, если за Гарвард традиционно голосуют работодатели, то Кембридж больше ценят в академической среде.

Чтобы присвоить высшему учебному заведению ту или иную позицию, комиссия рейтинга должна оценить качество научной работы, трудоустройство выпускников и образовательные стандарты университета.

Кроме того, в расчет принимается число студентов из других стран мира, количественный состав факультетов, а также индекс цитируемости научных работ. Последний показатель дает серьезное преимущество англоязычным вузам.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Желание учиться заграницей у Айгерим Коржумбаевой возникло во время учебы в школе, когда девушка начала усиленно изучать иностранные языки. К сожалению, на момент окончания школы, было трудно найти гранты для обучения за рубежом и Айгерим поступила на стипендию в Казахстанско-Британский Технический Университет по специальности «Менеджмент». На первом курсе она начала готовить документы для программы «Болашак», так как «Болашак» начал активно набирать учеников для учебы за рубежом.

Как говорит сама Айгерим, из экзаменов ей требовалось сдать SAT Reasoning Test (“американский ЕНТ” с упором на логику и критическое мышление) и SAT Subject Tests (предметные тесты). Сдать TOEFL для нее не составило труда, об этом говорит ее результат – 655 баллов из 677 возможных. Для подготовки к SAT Reasoning и SAT Subject Tests у Айгерим оставались считанные дни, и основной упор она делала на изучение новых слов. Первый экзамен состоял из заданий по английскому языку и математике, а вот второй уже проходил по трем выбранным предметам – Математика 1, Математика 2 и Физика. Так как результаты экзаменов Айгерим потерялись, она решила лично связаться с организаторами экзамена и попросила выслать ее результаты. Со всеми необходимыми документами на руках, она смогла поступать в большее количество университетов.

«Стипендия программы «Болашак» была мне предоставлена для учебы по специальности «Экономика аграрного сектора», и на выбор было предложено порядка 30 университетов, среди которых не было ни одного, который входил бы хоть в Топ 20. Были мысли, что лучше уж остаться в КБТУ, чем тратить силы на поступление в рядовой университет». Тем не менее, Айгерим отправила документы в Стэнфордский университет на специальность Economics (Экономика), так как оказалось, что в Кремниевой долине аграрная экономика не была в приоритете.

Здесь стоит отметить, что во многих американских университетах студентам вообще не обязательно выбирать «специальность» до второго или третьего курса. Учеба в ВУЗах США в основном подразделяется на два типа: гуманитарные и естественные науки (Arts and Sciences) и инженерия (Engineering). Более того, гибкая система позволяет совмещать несколько «специальностей». Когда же пришло подтверждение из Стэнфорда, Айгерим оставалось только ждать решения республиканской комиссии. Комиссия учла тот факт, что Айгерим стала первым стипендиатом программы Болашак, поступившим в Стэнфорд на бакалавриат. Также важным было и установление партнерских отношений с этим университетом. В итоге комиссия приняла решение в пользу Айгерим. И вот в 2008 году она стала студенткой Стэнфорда. (стоимость обучения 1 года по программе бакалавриата в Stanford University составляла порядка 50 000 у.е. – прим. ред.)

«Мне очень понравилась атмосфера университета, уникальный кампус, доброжелательные люди, даже растущие пальмы создают там особое настроение. Представители многих стран, разные культуры, религии и традиции - это источник постоянного развития всегда современного исторического ВУЗа в сердце Кремниевой долины. Также меня приятно удивило то, что девизом американского университета являются слова немецкого гуманиста “Die Luft der Freiheit weht”. (Веет ветер свободы). Следуя завету создателей университета, и сегодня там царит неповторимая атмосфера вознесения на пьедестал Свободы мысли, действий Студента. Свою учебную программу каждый студент составляет сам: например, 15 дисциплин по специальности, 5 научных дисциплин, дополнительный иностранный язык на выбор (я изучала арабский и португальский языки), письменные дисциплины и т.д.; также спорт – более 50 разновидностей занятий. Я выбрала теннис и зумбу – физическая нагрузка помогает справляться с интеллектуальной».

«Из-за того, что университет очень большой, на лекциях профессоров может присутствовать по 500 человек одновременно, однако во время самой лекции царит тишина, и все внимательно слушают. Еще один важный момент – задавать вопросы во время выступления лектора здесь можно и нужно, тогда как не во всех казахстанских ВУЗах такая практика приветствуется». Как говорит Айгерим, все студенты приходят с разным бэкграундом, что очень сильно влияет на степень понимания материала. «Но не стоит равняться на других», – считает Айгерим, – «а следует в первую очередь соревноваться с самим собой, так как успехи других могут дезориентировать в плане мотивации и интереса к учебе, особенно в таком месте как Стэнфорд».

День Айгерим начинался в 5 утра. Затем все по накатанной: зарядка, перекус, пару часов самостоятельных занятий, завтрак с друзьями, которых она в шутку называет «dining hall friends», и в 9 утра – начало занятий в университете. Занятия идут до обеда, иногда бывает пару занятий после обеда. Уже в послеобеденное время проходят т.н. Office Hours, время, когда преподавательский состав консультирует студентов по их вопросам – здесь объяснят, покажут и расскажут все что было не понятно на большой лекции. Далее студент работает самостоятельно, выполняя многочисленные домашние задания.

Невзирая на цейтнот, Айгерим принимала активное участие в общественной жизни университета. Она возглавляла культурный клуб стран Азии и Востока, организовывала мероприятия, делала презентации о Казахстане, организовала кулинарный клуб. Наличие на территории университета различных религиозных и культурных центров делает этот ВУЗ еще привлекательнее для представителей разных религий и народов. Нужно также подчеркнуть большую популярность проводимых в Стэнфорде ток-шоу или встреч с известными личностями, среди которых президенты, премьер-министры государств. Так, Айгерим посчастливилось познакомиться с некоторыми лидерами государств, а послушать какого-нибудь Питера Тиля, Сергея Брина, или Кондолизу Райс было делом обычным.

«Нагрузка очень большая, и только железная дисциплина, сила воли помогают преодолеть трудности. Мне много раз хотелось все бросить, ничего не делать, просто отдохнуть или выспаться. Тут уже как сам себя организуешь – необходимо заранее планировать свой день. Например, я хотела посетить встречу с Биллом Гейтсом, которая проводилась специально для студентов Стэнфорда, но не пошла, из-за большого количества домашних заданий».

Как оказалось, выходцев из Казахстана в Стэнфорде очень мало – Айгерим насчитала всего 10 человек за весь период своего обучения там. В 2011 году у девушки появилась возможность учиться в знаменитом Оксфорде по программе обмена студентами. Согласно ограничениям программы «Болашак» ей было разрешено пребывать там только один семестр, но и за этот промежуток времени она смогла узнать много нового.

«Разница между Стэнфордом и Оксфордом колоссальна – у каждого из них своя атмосфера. Если в Стэнфорде атмосфера «relaxed», то в Оксфорде это что-то более формальное, все по правилам, в английском стиле. Естественно, язык – порой даже американцы не понимают пресловутого British accent. Из того, что мне понравилось в оксфордской системе – т.н. tutorials, часы, когда профессора работают со студентами индивидуально. Также, согласно правилам, все студенты Оксфорда во время любых экзаменов надевают мантии, поэтому в экзаменационный период кампус заметно преображается».

Стэнфорд, как и университеты Лиги Плюща, славится своим «Honor Code» (Код чести), согласно которому студент должен выполнять домашние работы самостоятельно и не прибегать к плагиату. За нарушение правил академической честности очень легко попрощаться с университетом. Стоит отметить, что во время экзамена в аудитории остаются одни студенты, и, что удивительно, ни один студент не позволяет себе списывать, даже если есть такая возможность.

Система оценивания везде схожа – оценки A, B, C, D, E. Есть final exam (или final paper), который проводится в конце курса, midterm – в середине семестра, и каждую неделю выполняются самостоятельные работы, задачи, пишутся эссе, при этом параллельно студенты работают в группах либо индивидуально с различными проектами, а также могут брать дополнительные задания от профессоров на т.н. bonus. Количество кредитов варьируется, в зависимости от дисциплины. Бывают легкие предметы, а бывают и очень сложные. Для Айгерим такой дисциплиной была Advanced Econometrics. Как она признается, каждое задание по ней писалось «со слезами на глазах», а получить у профессора В являлось вершиной успеха – на большее мало никто даже не претендовал.

На последнем курсе в Стэнфорде Айгерим пришлось выбирать: писать дипломную работу (к ней допускаются только студенты с высоким баллом GPA, к коим относилась наша героиня), либо потратить это время на изучение новых дисциплин. «Или ты пишешь «диплом» и занимаешься только своим исследованием, или продолжаешь учиться». Девушка выбрала второй вариант.

Примерно в это же время возникла идея о получении степени магистра. Для этого необходимо было поступить в университет, взять отсрочку у «Болашака» и найти деньги на обучение в магистратуре. Специальность уже была выбрана – «Технологии и инновации в сфере образования». Получить отсрочку было не так-то легко – вопрос решался на уровне республиканской комиссии, найти деньги оказалось гораздо сложнее, а вот с поступлением проблем не возникло: Айгерим подавала заявки в 4 университета (Стэнфорд в приоритете, Гарвард, Колумбийский университет и Пенсильванский университет), 3 из которых согласились ее принять, однако среди них не было Стэнфорда, что огорчило ее.

«Из документов я подавала анкету, сертификат GRE, 3 рекомендательных письма от профессоров (КБТУ, Оксфорд и Стэнфорд), сочинение-обоснование, ну и транскрипт с оценками Стэнфорда. Все документы должны быть отправлены до дедлайна, у каждого ВУЗа свои сроки подачи».

Выбор Айгерим был предсказуем – Гарвард. Университет согласился предоставить девушке помощь в размере 20% от всей стоимости обучения (ок. 60 000 у.е. – прим. ред.). В поиске остальной суммы активное участие принимала вся семья Айгерим. «Я сама из обычной семьи, и найти такие деньги для нас – задача не из легких. В ход пошли все сбережения, помогли родственники, друзья, знакомые. Кто-то был настроен негативно, мол отучилась уже в крутом ВУЗе, мало что ли?».

Наша героиня рассылала письма в компании в поисках спонсора, изучала информацию по различным программам, но безуспешно. Тем не менее, денежный вопрос был решен. Положительную роль сыграло и то, что продолжительность магистратуры составила 1 год, оплату двухгодичной программы семья бы просто не потянула.

«Гарвард знаменит как самый старый университет Америки. Девиз университета – VERITАS/Истина. Традиции и современность сочетаются в ВУЗе так же хорошо, как и отлаженная система администрирования, начиная с порога: вход в здания осуществляется электронными карточками, все передвижения контролируются. В процессе обучения мы писали различные проекты, изучали особенности обучения детей разных возрастов, и даже проходили практику: преподавали детям в государственных школах, а также т.н. home-schooled kids – детям, которые по решению родителей проходят обучение на дому. Надо сказать, что меня поразил уровень их эрудированности, не каждый родитель сможет заниматься со своим ребенком на таком уровне».

Учась в Гарварде, Айгерим Коржумбаева получила возможность параллельно изучать некоторые дисциплины в знаменитом MIT (Массачусетском Технологическом Институте). В MIT девушка занималась в двух лабораториях – Development Lab и Media Lab. В Development Lab (Лаб-развития) вместе с другими студентами, она создавала различные проекты, один из которых - создание транзисторов из бумаги, был реализован в одной из школ далекой Ганы. В Media Lab, являющейся одной из самых лучших лабораторий Америки в сфере технологий, Айгерим изучала новые технологии в разных отраслях. Здание Media Lab говорит само за себя: выполненное в стиле «Hi-Tech», оно наполнено различными изобретениями – тут и фортепьяно, которое играет само по себе, и приспособление, меняющее цвет в зависимости от громкости голоса, искусственная нога-протез, автомобиль без водителя и т.д. Это, несомненно, создает уникальную атмосферу, которая не присуща ни одному другому университету.

В 2013 году Айгерим Коржумбаева вернулась в Казахстан и сразу начала искать работу. На сегодня она уже успела поработать в Институте общественной политики партии «Нур Отан» и написать, в соавторстве книгу по основам критического мышления при поддержке Самрук Казына в рамках программы по развитию критического мышления Общественного фонда «Казахстан-2050». На данный момент Айгерим работает над проектом Educator.kz – казахстанско-американским образовательным интернет-ресурсом, целью которого является предоставление школьных программ на казахском, английском и русском языках. В планах написать о том, как правильно писать академическое эссе, и создать серию книг по изучению английского языка для казахско-язычных детей. Основной целью Айгерим является практический вклад в развитие нашей системы образования. О том, как достичь своих целей, Айгерим говорит, что особых секретов нет.

«Мотивация, дисциплина, тяга к знаниям, умение не расстраиваться по мелочам, и никогда не стоит равняться на других: достижения других людей – это только их достижения, у них были другие задатки, условия и возможности, всегда стоит работать только с тем, что есть у тебя».