Боец последней сотни

Андрей Золотов – корреспондент РИА Новости в Австрии специально для «Правмира»

В эти дни, в первых числах июня в дальнем уголке Австрии, на берегу горной реки Дравы (Драу), молились о погибших русских и украинских казаках, освящали часовню Русской Зарубежной Церкви и вспоминали тяжелый, для всех неудобный эпизод Второй мировой войны, получивший в истории название «Трагедия в Лиенце».

Название маленького австрийского города прошумело в этом году в отечественных блогах и СМИ, когда один из казачьих активистов Владимир Мелихов обвинил российских пограничников в том, что они намеренно испортили его паспорт в аэропорту «Домодедово», чтобы не допустить его на торжества в Лиенце. Но другие гости из России были здесь вместе с казаками из Германии, Канады, Австралии и других стран, а имя Патриарха Кирилла как Предстоятеля воссоединившейся в 2007 году Русской Церкви возносилось на богослужении в память о тех, кого большинство россиян по-прежнему считает предателями.

«Это очень больная, сложная тема. Если мы говорим про казаков в России, то это тема известная. Про нее знают, но говорить не принято. Война пока еще не закончилась - еще есть живые свидетели. Через сто лет можно будет на эту тему говорить», - рассуждает на берегу Дравы казачий полковник из Москвы Сергей Пига Петренко, председатель Движения по признанию казачества нематериальным наследием ЮНЕСКО.

Семьдесят лет назад британские оккупационные власти насильственно выдали СССР тысячи антисоветских казаков, пришедших с Кубани и Дона с отступающей немецкой армией и воевавших в составе вермахта в Италии и Югославии.

Вместе с военнопленными, которые добровольно сдались здесь англичанам, ища прибежища в последние дни войны, в ГУЛАГ отправляли их жен и детей, а вместе с гражданами СССР - эмигрантов «первой волны», которые присоединились к казачьим формированиям Вермахта, но не подлежали репатриации в соответствии с Ялтинскими соглашениями. Казаки оказали сопротивление, которое было подавлено британскими военнослужащими. Возникла давка, многие кончали жизнь самоубийством. Другим удалось бежать.

Афиша выставки “Когда-то беженец, сегодня – турист. К 70-летию трагедии казаков в Лиенце”

Разные источники дают разное количество как выданных казаков, так и погибших при выдаче. В выдержавшей череду судов с британским правительством книге Николая Толстого «Жертвы Ялты» говорится о 32 тысячах казаков, пробившихся в начале мая 1945 года из северной Италии и сдавшихся англичанам в Лиенце. Австрийский историк, профессор Института археологии Университета Инсбрука Харальд Штадлер утверждает, что, опираясь на британские списки, можно говорить о 22-25 тысячах выданных казаков. Считается, что на мемориальном «Казачьем кладбище» в районе Лиенца Пеггец в 28 могилах похоронено 300 человек. Но сотни лежат в других местах или не имеют могил, утонув в водах Дравы и Мура.

Казачьи командиры белые генералы Петр Краснов, Андрей Шкуро, командир «Дикой дивизии» Клыч Султан-Гирей, бывший майор Красной армии, а впоследствии генерал-майор Вермахта Тимофей Доманов и их «верховный походный атаман», группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц были повешены по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР в 1947 году (решением от 1997 года они не подлежат реабилитации). А сколько рядовых казаков были расстреляны или скончались в советских лагерях, подсчитать вряд ли возможно.

Паломничество к казакам

В среду состоялось паломничество прихожан Русской Зарубежной Церкви в город Юденбург, который находился на границе британской и советской оккупационных зон. Там служили литию на могилах казаков, погибших при выдаче. Сюда еще 29 мая 1945 года доставили грузовики с офицерами, которых обманным путем выманили под предлогом «конференции» с британским командованием. А начиная с 1 июня 1945 года туда пошли и вагоны с рядовым составом, женщинами и детьми. Также 3 июня в здании вокзала в Лиенце открылась выставка, посвященная казачеству. А накануне в католической церкви святого Антония в центре Лиенца, которая еще в 1945 году была предоставлена в распоряжение православных, организатор сегодняшней русской православной общины Лиенца протодиакон мюнхенского собора РПЦЗ Георгий Кобро читал лекцию о казачестве.

Казаки на берегу Дравы

Но главное событие мемориальных дней состоялось в годовщину начала депортации, 1 июня в Пеггеце - предместье Лиенца, где 70 лет назад стояли казармы и палатки казачьего лагеря, а теперь маленькое казачье кладбище окружено складами, магазинами и мелкими предприятиями вдоль берега шумной Дравы. Начиная с 1960-х годов, каждый год в этот день здесь собирались на молитву сначала уцелевшие казаки, а потом их дети и внуки, съезжавшиеся из разных частей Русского Зарубежья.

В год 70-летия трагических событий на мемориальном кладбище освятили часовню во имя Покрова Божией Материи и святого Цесаревича Алексия - небесной заступницы казаков и их последнего державного верховного атамана. Деревянную часовню построила австрийская общественная организация по уходу за военными захоронениями «Черный крест» на деньги жертвователей - как местных жителей, так и из других стран, включая Россию.

По словам протодиакона Кобро, руководство Лиенца, осознавшее, что казачья трагедия - часть «печального городского маркетинга», подарило земельный участок, вплотную примыкавший к кладбищу и, по счастью, остававшийся свободным. Земля Тироль ассигновала 40 тысяч евро, а частные дарители жертвовали от 20 до тысяч евро на строительство. За пять лет собралось около 170 жертвователей.

По заказу «Черного креста» часовню в русском стиле строили инженеры и строители из Западной Украины, с которыми организация сотрудничает в поддержании австрийских солдатских могил галицийского фронта Первой мировой войны.

Интерьер часовни

Освящение и последовавшую за ним Божественную Литургию возглавили два архиерея РПЦЗ - архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) и архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков).

Архиепископ Марк

За Литургией вслед за молитвой о мире на Украине возносили прошение «о всех зде лежащих убиенных казаках и казачках». Сама часовня служила алтарем, а сотни молящихся, многие в колоритных казачьих формах, стояли перед ней на небольшом мемориальном кладбище в окружении строя не менее колоритных тирольских стрелков в национальных костюмах и шляпах с перьями.

«Мы вспоминаем 70-летие преступной выдачи казаков англичанами советской власти. Большей частью они пошли на расстрел. Часто говорят о военных преступлениях немцев, а о преступлениях англичан, например, не говорят. Пора об этом заговорить и помнить, что это было страшное преступление, которое совершилось здесь, в Австрии,» - сказал в интервью после Литургии архиепископ Марк. Он поблагодарил австрийские власти за то, что они выделили землю и поддержали инициативу постройки часовни. «Некоторые, человек 300, здесь похоронены, но большей частью они просто истреблены, погибли в волнах реки. Важно, чтобы мы всегда помнили об этом страшном времени», - добавил он.

Живые свидетели

Среди присутствовавших была и живая свидетельница событий 70-летней давности, жительница Лиенца Матильда Валльнер. Сегодня ей 91 год, а в 1945 году она работала служанкой в сельскохозяйственном училище. В разговоре с Правмиром старушка вспоминала, как видела казачьи повозки, как казаки держали много животных, в том числе десятки коров, и как однажды директор школы послал ее к казакам подоить их корову - время было голодное.

«Казаки не были для нас опасными, они были добрые люди», говорит Валльнер. Помнит ли она события 1 июня? «Я все это наблюдала. Там, из училища, - говорит она, указывая в сторону вокзала, - я смотрела из окна и видела, как англичане их согнали и били прикладами винтовок. Кровь с них текла. Еще я видела одну семью. Их ребенка отвели в другое место, а потом они все окна (вагонов) уже забили досками, и один мужчина выломал эти доски, вылез из вагона и вытащил ребенка из другого вагона к себе. Так я поняла, что родители не знали, где их дети. Это было так печально!»

Была здесь и Соня Вальдер - дочь казаков, воспитанная в австрийской семье. «Я всегда знала, что моя мать была казачка,» говорит по-немецки госпожа Вальдер. По семейному преданию, мать хотела бросить ее в Драву, но рядом оказалась австрийка по имени Антония Ханзер, которая взяла ее на воспитание. «Впоследствии я встретила человека, который присутствовал при том, как мать передавала меня госпоже Ханзер. Он сказал, что это было очень драматично и он потом долго думал, что случилось с этой девочкой,» – говорит Соня, которая каждый год приезжает сюда 1 июня.

В книге «Жертвы Ялты», впервые вышедшей в 1979 году, где британский историк Николай Толстой собрал огромную массу свидетельств и доступных документов о насильственной репатриации россиян западными союзниками, рассказывается, что после того, как казаки были разоружены под видом обмена их оружия, а офицеры не вернулись в лагерь в Пеггеце после отправки на «конференцию», казаки уже понимали, что их ждет. Они вывесили черные флаги и плакаты «Лучше умереть здесь, чем вернуться в СССР».

Архиепископ Михаил и скауты

«Рассвет 1 июня застал казаков в разгар приготовлений к их крестному пути: (комендант лагеря) майор Дэвис должен был прибыть в лагерь в 7 утра и начать погрузку. Узнав об этом, священник донских казаков, отец Василий Григорьев, велел за час до приезда Дэвиса собрать всех казаков по станицам на службу на лагерной площади; только Бога оставалось им просить о помощи,» пишет Толстой.

По прибытии в Пеггец, комендант увидел сомкнутые ряды казаков, молившихся на богослужении. Он дал им время закончить службу, но потом, не дождавшись ее окончания, начал операцию по разделению толпы, направив на нее солдат с винтовками и саперными инструментами. Первая группа была вырвана из толпы и отправлена в грузовики. Среди остальных возникла давка.

Перевернутый престол, порванные ризы

Толстой приводит воспоминания уцелевшей казачки: «Толпа сжалась и заметалась, были раздавленные, я сама стояла на чьем-то теле и только старалась не стать на его лицо. Солдаты выхватывали отдельных людей и бросали в грузовики, которые тут же отъезжали полунаполненные. Со всех сторон в толпе слышались крики: «Сгинь, сатана! Христос Воскресе! Господи, помилуй!»

Те, которых хватали, отчаянно сопротивлялись, и их избивали. Я сама видела, как английский солдат выхватил у матери ребенка и хотел бросить его в автомобиль. Мать уцепилась за ногу дитяти, и они так и тянули его: один в одну, а другая в другую сторону. Потом я видела, что мать не удержала ребенка и дитя ударилось о край машины. Что было дальше, не знаю.

Перевернутый престол, порванные ризы духовенства… Толпа сдавила нас так, что мама, у которой висела на груди икона Казанской Божьей Матери, посинела и стала задыхаться.

Господи,- молилась я,- как я смела иметь в такое время ребенка? Господи! Что мне делать? Святой Феодосий Черниговский, спаси мою девочку! Если я сохраню ее хотя бы только в эту ужасную пятницу, я обещаю всю жизнь поститься по пятницам строгим постом, чтобы никогда этого не забыть!

И вот свершилось чудо: та же самая толпа, которая только что угрожала нас раздавить, теперь стала постепенно вытеснять нас, неудержимо вытеснять. И вытеснила… Но не на цепь солдат, а в противоположную сторону таким образом, что теперь перед нами открывалась прямая дорога на мост, через реку и в лес.

С юга лагерь огибала река Драва, и через нее был перекинут мостик. Течение Дравы даже летом отличается невероятной быстротой. Когда пленные ринулись на мост, одна женщина бросилась с ребенком в бурную воду. Семья молодой казачки, о которой мы рассказываем, уцелела: ей удалось скрыться в горах; и с тех пор она свято соблюдала свой обет, по пятницам ограничиваясь хлебом и водой.

Казакам показалось, что английских солдат охватило какое-то безумие. Размахивая палками и прикладами, они обрушивали удары куда попало - на мужчин и женщин, малых и старых. Священника и его сослужителей повалили, а потом унесли, их облачения и иконы втоптали в землю. Немолодого казака, который во время службы держал икону, избили так, что кровь текла по его лицу, рукам, рубашке и по самой иконе.”

«Казакам – жертвам»

Трагедия в Лиенце стала важным элементом идентичности русской эмиграции первой и второй волны в целом и Русской Зарубежной Церкви в частности. Она представляет русских людей как жертв не только большевиков, но и Запада.

Значительная часть казаков, оказавшая сопротивление большевизму, воевавшая в Белой армии, подвергнутая потом репрессиям и «расказачиванию» со стороны советской власти, увидела, вместе с частью русской эмиграции, в нацистской Германии силу, способную сокрушить коммунизм, и встала на их сторону. В соответствии с этим нарративом, нацистское руководство тоже не доверяло русским частям в составе своих вооруженных сил.

Церковь св. Антония в центре Лиенца, в которой с 1945 года разрешено служить православным

Одни из них, как часть власовского движения, мнили себя «третьей силой», способной освободить Россию от коммунизма и добиться независимости от Германии. Другие, как многие казаки в Лиенце, мечтали о том, что англичане отправят их в одну из своих колоний, где дадут возможность жить традиционным укладом, как им удалось организовать свою жизнь в период немецкой оккупации сначала на Кубани, потом в Белоруссии, а в конце войны на севере Италии. Но и англичане, в соответствии с этим нарративом, предали их на заклание сталинскому режиму.

«Это место - последнее в истории человечества, в котором казачество боролось против большевизма,» - говорит в интервью после Литургии архиепископ Михаил, родившийся в Париже в семье донских казаков. «Они попали в очень сложную обстановку и мировые обстоятельства и решили с оружием как-то действовать. Погибли почти все, во всяком случае вожди, и это было так задумано. Но они постарались дать бой и показать миру, что они верны своему преданию. И они оказались жертвой, то есть мучениками здесь,» - продолжает он.

Архиепископ Михаил

Владыка указывет на увенчанный восьмиконечным крестом обелиск с терновым венцом, установленный на кладбище его создателем, архиепископом Стефаном (Севбо), обосновавшимся в конце войны в Зальцбурге и окормлявшим десятки тысяч «перемещенных лиц» из России в западных оккупационных зонах Австрии. «Видите, написано „Казакам-жертвам“? Это особая жертва, последняя жертва, которая была произведена в 1945 году… Это не только память, но и духовное общение с их подвигом, их примером», - говорит архиерей.

А как же быть с тем, что казаки все же воевали в Вермахте, на стороне нацистской Германии, и большинство людей в современной России смотрит на них как на предателей Родины? Владыке явно неприятен этот вопрос. «Я дам ответ совершенно другого типа, если позволите. Если он одел немецкую форму, значит немец? Тогда все наши кубанцы - они чеченцы, хорошо?» - отвечает он с напряжением в голосе.

«Разделить легко – соединить трудно»

Казачий полковник из Москвы Пига Петренко, который приехал в Лиенц из Италии, где изучает опыт самоорганизации казачьих станиц в конце Второй мировой войны, замечает, что в современной России стали вспоминать трагедии казаков периода Гражданской войны - такие как последний бой на Кубани или расстрел десятков тысяч терских казаков при депортации в 1921 году.

«В России сейчас начинают отмечать казачьи трагедии, но Лиенц получается в стороне. Нельзя говорить про Великую Отечественную войну, нельзя говорить про отношения с Европой - много чего нельзя,», говорит он.

Можно ли считать, что в том, что касается Гражданской войны 1918-20 годов, примирение состоялось, а в том, что касается той ее части, которая, по определению Александра Солженицына, продолжилась в рамках Второй мировой войны, - нет?
«Тема Гражданской войны сейчас стала темой моды - там есть какое-то благородство. А про Великую Отечественную - пока жив хоть один человек (который был ее участником), об этом лучше не говорить. Наверное, это правильно,» - отвечает Пига Петренко.

И тут же добавляет: «Разделения казаков - искусственные: белые, красные, реестровые, общественные - это все способы административного управления. А есть же дух, есть судьба: защищать и, если нужно, где-то сложить свою голову. Судьба казачества является ярким примером того, что сейчас происходит на Украине: разделить легко, а соединить трудно,» заключает он.

Символом этой трагедии стал город Лиенц, где 30 мая - 1 июня 1945 года состоялась насильственная выдача почти всего Казачьего стана, в том числе детей, женщин, стариков.

В 1945 году, ко времени окончания Второй мировой войны, на территории Германии, Австрии, а также, частично, во Франции, Италии и некоторых других государств Западной Европы, по данным Главного Управления казачьих войск находилось до 110 тыс. казаков.

Среди них были и эмигранты, покинувшие Россию после окончания гражданской войны, так же и те, кто вместе с семьями покинули родные места, следуя за отступающей армией Вермахта. По мере продвижения Красной Армии казаки стремились все дальше на Запад, надеясь, что правительства США и Великобритании примут их как политических беженцев.

Во время войны пережившие расказачивание, раскулачивание, коллективизацию донские, кубанские, терские казаки увидели возможность освободиться от советского режима. И начался исход с казачьих земель. По рассказам очевидцев, бывало станицы пустели в одну ночь. Беженцы организовались в Казачий стан в районе села Гречаны и Проскурово. Затем они шли, ехали через Волочинск, Тарнополь, Перемышль, Краков, Варшаву, Брест-Литовск, Барановичи, Лесную, станцию Ново-Ельня. Штаб был в Новогрудке (Белоруссия). Прошли Польшу, потом Вена, Зальцбург, Виллах. В середине сентября 1944 года - Италия, железнодорожная станция Карнилия. С начала октября штаб походного атамана был в Джемоне. Казаки, распределившись по войскам и станицам, обосновались в окрестностях г. Озопо. Постепенно переместились в Толмеццо. По воспоминаниям М. М. Ротова, донские станицы расположились в городке Алессо (в 30 км. южнее Толмеццо) и четырех деревнях; кубанские - на полпути между Алессо-Толмеццо; терские - в двух километрах к Западу от Толмеццо, на подступах к мосту.

Название "Казачий стан" объединение беженцев-казаков официально приобрело в Северной Италии. Организовались станицы и хутора с выборными атаманами. В Казачьем Стане оказалось немало представителей духовенства, были врачи, фельдшеры, учителя. Организовывали мастерские, где казаки выправляли себе фуражки, погоны, нашивали лампасы, шили черкески. Для детей были организованы занятия в школах, юнкерском училище. Мечтали открыть кадетский корпус.

30 апреля генерал немецких войск в Италии Ретингер принял решение о капитуляции, вследствие чего сорокатысячный Казачьий Стан вынужден был переселиться в восточный Тироль (Австрия). Казаки надеялись сдаться англичанам, чтобы не попасть в руки Советского Союза.

В ночь со 2 на 3 мая казаки вышли в поход через Альпы, 7 мая прошли перевал Плакен Пасс. 18 мая Казачий Стан капитулировал перед англичанами, пленных казаков расположили в лагерях неподалеку от Лиенца. Здесь и был организован Казачий стан, который протянулся по берегу р. Дравы на 25 километров. В самом Лиенце располагался штаб походного атамана генерала Т.И. Доманова и генерала П.Н. Краснова. На пути от Лиенца до г. Обердраубурга был устроен палаточный лагерь для мужчин, где также находилось 5 тыс. лошадей. 20 тыс. женщин, детей и стариков жили в бараках под Лиенцем. До 45 тыс. казаков состояли в частях 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС генерала Гельмута фон Паннвица и находились севернее г. Клагенфурт.

Оказавшимся в английском плену казакам обещали не выдавать их Сталину. Многие из них никогда не были гражданами СССР и соответственно предателями этой страны быть не могли просто по определению. Однако судьба русских эмигрантов и казаков была решена еще в феврале 1945 года на Ялтинской конференции. Здесь были приняты секретные документы о выдаче советскому правительству всех воинских соединений и гражданских лиц, принимавших участие в войне на стороне Германии. Британское правительство обязалось выдать Советскому правительству после окончания войны всех бывших гражданами СССР по состоянию на 1939 год.

Операция «Keelhaul», садистская «репатриация» сдавшихся под офицерское слово казаков, началась 28-го мая с приказа всем офицерам Стана явиться на конференцию в Шпиталь, где британские офицеры должны были вести переговоры о дальнейшей судьбе казаков. Англичане даже приказали надеть парадные формы.

Под видом вызова на «конференцию», англичане изолировали от основной массы и выдали органам НКВД около 1500 офицеров и генералов.

Вместо конференции офицеров-казаков ждал арест, изъятие оружия, документов и ценных вещей. В течении следующих дней, английские армейские грузовики забрали остальных офицеров Казачьего Стана. Большая часть из них была отправлена в Юденбург, где прибывшие части НКВД с ними расправились сразу, причём самым изуверским способом, вплоть до сжигания заживо(!) в заводских печах. Видимо, после Дрездена англичане полюбили запах горелой человечины.

С семи часов утра 1 июня казаки собрались на равнине за оградой лагеря Пеггец вокруг полевого алтаря, где проводилось траурное богослужение. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились британские войска...

Британские солдаты бросились на казаков, избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Стреляя, действуя штыками, прикладами и дубинками, они разорвали заградительную цепь безоружных казачьих юнкеров. Избивая всех без разбора, бойцов и беженцев, стариков и женщин, втаптывая в землю маленьких детей, они стали отделять от толпы отдельные группы, хватать и бросать в поданные грузовики окровавленных и изувеченных людей.


К 4 июня весь Казачий стан был посажен на машины и под конвоем английских танков и мотопехоты по частям отвезен в Шпиталь, Грац и Юденбург, где казаков передали конвойным войскам НКВД. Оттуда казачьих атаманов отправили самолетом в Москву на Лубянку, где в 1947 г. казнили. После казни трупы атаманов кремировали, а прах уничтожили. Рядовых казаков вместе с семьями погрузили в вагоны и отправили в сибирские лагеря, где значительная их часть погибла. Часть казачьих священнослужителей и офицеров Казачьего стана сотрудники НКВД в Юденбурге расстреляли на месте и сожгли в топках сталеплавильного завода.

Выдача казаков продолжалась до середины июня 1945 года. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев, в том числе как минимум 3 тыс. старых эмигрантов. Более 4 тыс. человек бежало в леса и горы.

Помимо Лиенца из лагерей, расположенных в районе Фельдкирхен — Альтхофен, в советскую зону было вывезено около 30-35 тысяч казаков из состава 15-го казачьего корпуса, который с боями в полном порядке прорвался в Австрию из Югославии. Всего английскими оккупационными властями, по данным немецкого историка Й. Хоффманна, из различных лагерей в Австрии было выдано около 60 тыс. казаков-военнослужащих и беженцев.

Казаков выдавали из Австрии, Франции, Италии, Англии, Дании и других государств Западной Европы. После акта передачи большинство командиров, офицеров, высших чинов были казнены, а основная масса казаков, в том числе и их семьи, была отправлена в ГУЛаг и на работу на шахтах. Многие умерли, а те казаки, что прошли через лагеря, постепенно переводились на режим спецпоселения, а после 1955 года согласно указу амнистировались и продолжили жить в СССР, утаивая страшные страницы истории своего прошлого.

Предательство в Лиенце стало одной из самых драматичных страниц в биографии русского казачества

В конце мая 1945 года, когда война в Европе стремительно завершалась, а войска союзников зажимали в тиски оставшихся гитлеровцев, произошло событие, которое бросило изрядную тень на идиллию советско-британской дружбы тех дней. До сих пор английские историографы стараются избежать упоминания о событиях, произошедших в австрийском Лиенце на рубеже мая-июня. В историю же русского казачества они вошли как «трагедия в Лиенце».

Власовцы и другие

В составе многонациональных войск, сражавшихся за Германию на Восточном фронте, то есть против Советского Союза, были и русские подразделения – так называемая армия Власова (Российская освободительная армия), Казачий стан, 15-й Казачий кавалерийской корпус и другие. В общей сложности против СССР воевало не менее 400 тысяч соотечественников – то есть это была не авантюра отдельных отщепенцев, а масштабное явление. Формировались подобные части разными путями – если РОА состояла в первую очередь из советских военнопленных, которые предпочли воевать, а не гнить в концлагерях, то у казачьих частей история другая.

Казаки в большинстве своем относились к советской власти отрицательно, в лучшем случае настороженно. Поколение за поколением они присягали монархии – и встретили Октябрьскую революцию в штыки в самом прямом смысле слова. Казачьи войска стали одной из опор Белого движения, десяткам тысяч казаков пришлось покинуть родину – побежденных на Гражданской войне не щадили. Казацкие («белоказацкие») восстания продолжались вплоть до 1932 года (13-дневная битва в станице Тихорецкой). Слово «казак» в советской литературе того времени носило ярко выраженный негативный оттенок.

Неудивительно, что во время Второй мировой многие – но далеко не все – казаки выбрали сторону Гитлера , который называл свое наступление на СССР именно освобождением от большевизма. Это относится как к бывшим белогвардейцам, осевшим в Европе еще с 1920-х, так и к призванным в Красную армию потомкам донских и кубанских казаков, действительно часто при первой возможности переходившим на сторону врага.

Когда поражение Германии стало очевидным и неизбежным, встал вопрос о том, что делать с этими частями. Было понятно, что в советский плен они добровольно не пойдут, а предпочтут сдаться союзникам. Но ни Британии, ни Штатам такая головная боль (размещать, кормить, обеспечивать послевоенную интеграцию в общество) даром не сдалась, поэтому на Ялтинской конференции Черчилль и Рузвельт с легкостью подмахнули обязательство выдать Советскому Союзу казаков, равно как и всех остальных лиц, бывших гражданами СССР на момент начала войны в 1939 году. Данные соглашения не были опубликованы, поэтому сами казачьи атаманы ничего о них не знали. Хотя кто был попрозорливее – догадывались.

«Передача пленных»

2 мая 1945 года командование Казачьего Стана приняло решение о капитуляции. Для этого войска (около 40 тысяч человек с членами семей) начали переход через Альпы, отбили атаки итальянских партизан – и 7 мая прибыли в Восточный Тироль (Австрия), в город Лиенц и его окрестности, где стали ждать представителей английского командования. Те не торопились, а казаки вместо того, чтобы рассеяться по Европе и попытаться перебраться в Штаты, поддерживали воинскую дисциплину. Лишь 18 мая, уже после официального окончания войны, англичане наконец приняли капитуляцию, обезоружили казаков и организовали для них временные лагеря.

Через десять дней все командование Стана было вызвано «на конференцию» к британским представителям. 28 мая почти 1500 человек, включая казацких лидеров Петра Краснова и Тимофея Доманова , попали, однако, не на конференцию, а в руки специально вызванных англичанами бойцов НКВД. Замечательный писатель Владимир Максимов так писал о кануне этого дня:

«Доманов вскочил, протестующе замахал руками, китель свалился у него с плеч на пол, но поднимать его генерал не стал, лишь досадливо поморщился и забегал по комнате:

– Подумай, что ты говоришь, Гордей Семеныч! Англичане, цивилизованные люди, гуманисты, на такое вероломство они просто не способны, у них другие традиции, другая культура!

– Брось ты все эти словеса городить, Тимофей Иваныч, не на митинге, чего ты себя красивыми словами уговариваешь. Плевать им на твои словеса с высокой колокольни. Не забывай, мы воевали на стороне их противника, для них мы не военнопленные, а враги, на нас никакие законы не распространяются. Да и нашел тоже гуманистов. Они что, конфетами и пряниками полмира в узде пасут? Они кровищи людской пролили, никакому Чингисхану столько не приснится, любой из них за лишний фунт не только нас с тобой, родную мать не пожалеет. Разуй глаза, Тимофей Иваныч!»


Союзники-предатели

1 июля началась передача обезглавленной казацкой дивизии советскому командованию. Британцы напали на безоружных пленных во время траурного богослужения, погрузили их на грузовики и отправили в советскую зону оккупации. Операция сопровождалась множеством жертв среди безоружных казаков.

Характерно, что «под раздачу» попало немало пленных, вынужденно эмигрировавших еще в начале 1920-х, то есть вообще никакого отношения к СССР не имевших, никаких присяг не нарушавших и под Ялтинские соглашения не попадавших. Понятно, что англичанам было не до разделения агнцев и козлищ, а советская сторона и не планировала этого делать – и все же как минимум в этом аспекте действия британской стороны, безусловно, были незаконными.

Ведь англичане прекрасно знали, какая судьба ждет выданных Москве казаков. Для советского командования это были не военнопленные, а предатели со всеми вытекающими последствиями, Сталин вообще стремился уничтожить казачество как таковое и, надо сказать, преуспел в этом.

Казацкая верхушка и большинство офицеров были казнены («разувшего глаза» Тимофея Ивановича Доманова повесили 16 января 1947 года), остальных отправили на каторжные работы. Из ГУЛага вернулись немногие.

В этой истории нет правых. Казаки подняли оружие против своих соплеменников в войне, поверив, что Гитлер воюет против большевиков, а не против русских. Англичане сдержали данное Сталину слово, но обманом отправили десятки тысяч военнопленных на верную смерть. Советские же власти «били своих, чтобы чужие боялись» – если уж судьба вернувшихся из плена была незавидной (куда хуже, чем у пленных немцев), что говорить о «предателях»?

Вы́дача казако́в - выдача, по разным источникам от 45 тыс. до 50 тыс. российских казаков-коллаборационистов и не только, в том числе и не граждан СССР, членов Казачьего Стана и 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС, с территории Австрии, занятой британскими оккупационными войсками, Советскому Союзу. После передачи советскому правительству казачьи генералы, командиры и ряд рядовых казаков были признаны советским судом военными преступниками и казнены, остальные вместе с семьями были приговорены к различным срокам заключения (большинство было отправлено на спецпоселения). В 1955 году, по указу Президиума Верховного совета «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны» от 17 сентября, некоторые казаки были амнистированы.

Ялтинская конференция, 1945 год.

Описание событий

Согласно договорённости, достигнутой на Ялтинской конференции между И. В. Сталиным и У. Черчиллем, британское правительство обязалось выдать после окончания войны Советскому правительству всех перемещённых лиц, бывших гражданами СССР на 1939 год.

На 25 мая 1945 года в Лиенце, по данным Якоба Хорнбергера, находилось 2479 казаков, среди которых было 2201 солдат и офицеров, остальные 278 являлись мирными гражданами.

С семи часов утра 1 июня казачьи семьи собрались на равнине за лагерной оградой вокруг полевого алтаря, где проводилось траурное богослужение. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились британские войска. Ряд симпатизирующих авторов указывают, что британские солдаты бросились на толпу сопротивлявшихся казаков, избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Стреляя, действуя штыками, прикладами и дубинками, они разорвали заградительную цепь безоружных казачьих юнкеров. Избивая всех без разбора, бойцов и беженцев, стариков и женщин, втаптывая в зем­лю детей, они стали отделять от толпы отдельные группы людей, хватать их и насильно бросать в поданные грузовики, откуда их впоследствии бросали в советские железнодорожные вагоны

Массовая выдача обитателей Казачьего Стана продолжалась до середины июня 1945 года. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев, в том числе как минимум 3 тыс. старых эмигрантов. Более 4 тыс. человек бежало в леса и горы. Не менее тысячи (по другим данным, около 13 тыс.) погибли во время операции британских войск 1 июня.

Кроме Казачьего Стана выдаче подлежали участники и других военных формирований. Из лагерей, расположенных в районе Фельдкирхен - Альтхофен, в советскую зону было вывезено около 30-35 тысяч военнопленных из состава 15-го казачьего кавалерийского корпуса Г. фон Паннвица.

Всего английскими оккупационными властями, по данным немецкого историка Й. Хоффманна, из различных лагерей в Австрии было выдано около 60 тыс. казаков-военнослужащих и гражданского населения.

Комментируя выдачу, ряд авторов отмечают, что казаки Паннвица, воевавшие на стороне нацистов, принимали участие в подавлении антифашистских выступлений, массовом истреблении мирных жителей, грабежах и изнасилованиях. Из показаний Г. фон Паннвица, данных им советским следователям и на суде:

Зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей… В конце 1943 года в районе Фрушка-Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян. Казаки 3-го, 4-го и 6-го кавалерийских полков в этом же районе учинили массовое изнасилование югославских женщин. В декабре 1943 года подобные же экзекуции и изнасилования были в районе города Брод (Босния). В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее города Загреб, казаки 1-го полка сожгли одну деревню. Этим же полком в июне 1944 года было совершено массовое изнасилование жительниц города Метлика. По приказу командира 4-го кавалерийского полка подполковника германской армии Вольфа была сожжена деревня Чазьма, что западнее города Беловар. В этот же период, то есть летом 1944 года, казаки кавалерийского полка сожгли несколько домов в Пожего-Даруварском районе. Я также вспоминаю, что в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка под командованием полковника Кононова во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от гор. Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин…

Казаки из Казачьего стана, выданные в Лиенце, принимали деятельное участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года. В частности, в боевых действиях против плохо вооружённых повстанцев участвовали казаки из сформированного в 1943 году в Варшаве казачьего полицейского батальона (более 1000 чел.), конвойно-охранной сотни (250 чел.), казачьего батальона 570-го охранного полка, 5-го Кубанского полка Казачьего Стана под командованием полковника Бондаренко. Одно из казачьих подразделений во главе с хорунжим И. Аникиным получило задание захватить штаб руководителя польского повстанческого движения генерала Т. Бур-Коморовского. Казаки захватили около 5 тыс. повстанцев. За проявленное усердие немецкое командование наградило многих из казаков и офицеров орденом Железного Креста.

Судьба казаков

Шкуро и фон Паннвиц

Большинство выданных казаков вместе с семьями были отправлены на спецпоселение и в 1955 году были амнистированы.

Группа генералов, а также некоторые офицеры и рядовые были признаны виновными в военных и государственных преступлениях и приговорены к смертной казни.

Признание государственными преступниками и казнь

начальник Главного управления казачьих войск Министерства восточных оккупированных территорий Германии генерал П. Н. Краснов, начальник казачьего резерва Главного управления СС генерал А. Г. Шкуро и руководитель Северо-Кавказского национального центра в Берлине генерал Султан-Гирей Клыч на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» и ст. ст. 58-6 и 58-11 УК РСФСР приговорены к смертной казни через повешение и конфискации всего лично им принадлежащего имущества.

начальник штаба Главного управления казачьих войск Министерства восточных оккупированных территорий Германии генерал П. Н. Краснов на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» и ст. ст. 58-8 и 58-11 УК РСФСР приговорён к смертной казни через повешение и конфискации всего лично ему принадлежащего имущества.

Походный атаман «Казачьего стана» Главного управления казачьих войск Министерства восточных оккупированных территорий Германии генерал-майор Вермахта Т. Н. Доманов на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников» и ст. ст. 58-1а и 58-11 УК РСФСР приговорён к смертной казни через повешение и конфискации всего лично ему принадлежащего имущества.

Согласно Ялтинской договоренности между и Черчиллем, британское правительство обязалось выдать Советскому правительству после окончания войны всех бывших гражданами СССР по состоянию на 1939 год. Кроме бывших граждан СССР британскими войсками были выданы даже эмигранты, не имевшие отношения к советскому гражданству.

1 июня 1945 года - трагическая дата русской истории: день выдачи казаков в австрийском Лиенце. Английское правительство, забыв про все договоренности с казаками, выдало 30 тысяч человек – мужчин, женщин и детей – на уничтожение .

Солженицын назвал этот день «Великим предательством»: практически все казаки, воевавшие на стороне Третьего рейха, по прибытии в советскую зону оккупации были расстреляны без суда и следствия – за «измену родине». Парадокс в том, что никакой «измены» не было – казаки не были гражданами СССР, это были эмигранты, покинувшие Советский союз после гражданской войны и ставшие союзниками немцев только ради того, чтобы продолжать сражаться с большевизмом за свободу России. Что же касается «предательства» англичан…

Впрочем, давайте сначала разберемся, как казаки вообще оказались в Лиенце. Дело в том, что с самого начала 1944 года казаки воевали в Югославии, отступая под натиском югославских партизан Тито. Уже в конце войны гитлеровцы передали казаками на поселение (а вместе казаками отступали и их семьи) области в районе Толмеццо в Итальянских Альпах, в нескольких километрах от австрийской границы. Казаки должны были занять этот район и сделать его базой для своих военных действий.

Но тут казаки столкнулись с английской и американской армиями, которые с боями продвигались по территории Италии. Казаки решили не принимать боя, но отступить, надеясь на великодушие англо-саксов – в конце концов, они боролись с Советским Союзом, а вовсе не с Англией и не с Америкой. И вот, походный атаман Доманов, заменивший атамана Краснова, отдал приказ об общей эвакуации на территорию Австрии, в район горных деревень Маутен и Кетчах. Навстречу же англичанам казаки выслали делегацию во главе с офицером Дмитрием Фроловым, который объявил о готовности сдаться с условием невыдачи казаков советским карательным органам. «Мы сказали, что мы казаки и всю жизнь посвятили борьбе против советской власти, – позже вспоминал Фролов. – Но мы никогда не сражались с регулярными частями западных союзников, потому что англичан и американцев мы считаем своими друзьями». В ответ британцы приказали казакам спуститься с гор и прибыть в концентрационный лагерь у города Лиенц, гарантировав им безопасность.

Но британцы лгали: судьба русских эмигрантов и кубанских казаков в Европе была решена еще в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, где приняли секретные документы о выдаче советскому правительству не только советских граждан, принимавших участие в войне против СССР, но и вообще всех бывших советских граждан, оказавшихся на территории Третьего рейха. Поэтому англичане в корне не согласны с такой трактовкой – помилуйте какое предательство, мы всего лишь выполняли договоренности с нашими союзниками…

Операцию по выдаче казаков британцы остроумно назвали Keelhaul – то есть, в переводе с английского «протащить под килем». Было такое мучительное наказание в британском флоте: осужденного на казнь матроса связывали, к ногам привязывали веревку, протянутую под килем корабля. Затем осуждённого опускали в воду и протягивали под кораблем на другую сторону – и если преступник не сразу захлебывался водой, то вскоре он умирал от множества порезов, нанесенных ему ракушками моллюсков, наросших на днище кораблей. То есть, англичане с самого начала знали, что ждет русских казаков, которым они дали гарантии сохранения жизней.

Первого июня 1945 года в “Долине Смерти”, рядом с австрийским городом Лиенц началась передача англичанами около 70 тысяч казаков, включая стариков, женщин и детей советским войскам, обрекая их на смерть.

Многие предпочли смерть плену, унижениям и издевательствам. Только на кладбище Kosakenfriedhof (Лиенц) в 18 массовых могилах похоронено около 700 погибших; еще около 600 тел людей, бросившихся в реку и там утонувших (женщины с детьми), погребены в различных местах вниз по течению реки.

А происходило все так. В ночь с 31 мая на 1 июня 1945 года казачий лагерь Пеггец в Лиенце был окружен английскими танками и мотопехотой.

Представитель английского командования майор Дэвис объявил, что все казаки вместе со своими семьями будут выданы Сталину. Казаки отказались добровольно грузиться в машины, и вывесили по всему лагерю плакаты: “Лучше смерть, чем отправка на мучения в СССР!” Сопротивление насильственной репатриации возглавили около двадцати военных православных священнослужителей Русской Зарубежной Церкви.

Рано утром все обитатели лагеря подошли крестным ходом к походной церкви. Женщины, старики и дети были посередине. Их окружили безоружные солдаты-казаки, прибывшие всеми полками.

Они готовы были принять первый удар насилия и смерти. Взрослые вместе с юнкерами Казачьего военного училища, взявшись за руки, образовали вокруг молящихся внешнее оцепление. Они телами готовы были защитить свои семьи. Во время Божественной литургии танки и бронемашины двинулись на молящихся. Казаков в упор расстреливали из пулеметов, автоматов и винтовок. Сотни английских солдат, следуя за бронетехникой, выстрелами и штыками добивали раненых, не щадя ни женщин, ни детей.

Оставшимся в живых священникам и казакам удалось в нескольких местах прорвать цепи английских солдат и прорваться к мосту через реку Драва. Однако с противоположного берега реки англичане с пулеметов стали расстреливать безоружных людей, бегущих к мосту. От безысходности они пытались переплыть бурную реку, но удалось это лишь нескольким сотням казаков и казачек, которые попытались уйти в горы.

Остальные казаки под охраной были перевезены в Шпиталь и Грац, где их и передали конвойным войскам НКВД, занимавшимися отправкой пленных в СССР. Многих казаков расстреляли сразу же после прибытия на родину, женщин же, детей и стариков распределили в сталинско-бериевский ГУЛАГ. Массовая насильственная выдача казаков продолжалась не только по всей Австрии, но и в других станах Европы, к примеру, в Германии, Италии, Франции, Чехии, в лагерях Платлинга, Дахау, Кемптена. Впоследствии эти события Николай Толстой (внук Льва Толстого) назвал “казачьей Голгофой”.

А путь на “Голгофу” начинался с в котором предписывалось: “Последние события на различных фронтах и в казачьих районах, наши продвижения вглубь казачьих войск заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Трагедия Лиенца, это не только напоминание о том, что история должна быть не политизированной, а объективной, если все народы хотят действительно “жить вместе, оставаясь разными”. Это, прежде всего напоминание о том, что в отношении казаков геноцид на родной казачьей земле еще не закончился. Это напоминание о том геноциде, про который А.И. Солженицын в своем выступлении на телевидении 4 сентября 1995 года сказал: “Мы все жестоко виноваты перед Казачеством. Коммунистический геноцид, который над Казачеством был учинен, первый геноцид в России и один из первых геноцидов на Земле”.