Проект по окружающему миру зоопарк. Концепции современных зоопарков. Квалифицированные и высоко заинтересованные в своей работе сотрудники

Паспорт проекта.

Название проекта : «Зоопарк»

Руководитель проекта : Пашина Екатерина Валентиновна, учитель начальных классов.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта : технология,

окружающий мир.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект :7- 8 лет.

Состав проектной группы: учащиеся 1 класса.

Продолжительность проекта: 2часа

Режим работы: внеурочная деятельность.

Тип проекта:

    по характеру контактов: внутриклассный;

    по числу участников: групповой;

    по доминирующей деятельности учащихся: поисковый -технологический.

    по продолжительности: краткосрочный

    по характеру координации проекта: непосредственный.

Тема: как жить в мире с природой.

Педагогические задачи проекта:

создать условия для развития умений:

    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    высказывать свою мысль, мнение в беседе- диалоге, в ходе выполнения задания;

    распределять и выполнять разные роли в коллективном решении проблемы;

    анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

    совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

    определять успешность выполнения задания

    оценивать, применяя различные критерии оценки

Практические цели проекта:

Вопросы проекта: «Как помочь жителям города и животным по роковой случайности, оказавшимся в условиях города? « Мы в ответе за тех, кого приручили?»

Ресурсы: материальные, информационные.

Этапы работы над проектом:

I . Мотивационный.

II. Планирование деятельности.

III . Информационно- операционный (выполнение проекта).

IV . Рефлексивно- оценочный.

Конечный результат: создание зоопарка в Бумажном городе.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный

заявляет общий замысел,

создает положительный мотивационный настрой;

обсуждают задание;

предлагаютсобственные идеи

2. Планирование деятельности

предлагает тему и формулирует проблему проекта;

вырабатывается план действий

согласовываются способы совместной деятельности.

осмысливают тему;

определяют собственные цели;

выясняют возникшие вопросы по оформлению

3. информационно-
операционный (выполнение проекта)

консультирует.

наблюдает за ходом выполнения проекта;

координирует действия участников проекта;

поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

выполняют необходимую подготовку и изготавливают изделие

осуществляют самоконтроль

4. рефлексивно-оценочный

знакомит участников проектной деятельности с экспертной группой;

консультирует, ведёт процесс защиты.

выступает участником коллективной оценочной деятельности;

участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

оценивают достижение поставленных целей;

осуществляют устную или письменную самооценку;

рефлексируют;

Ход занятия.

    Оргмомент.

Ребята, на уроке технологии вы побывали в «Заколдованном» лесу и помогли животным избавиться от злых чар. Полюбуйтесь, какие замечательные друзья у нас! (Дети рассматривают животных.)

Как много их! Я вижу, вы рады, что у нас получилось доброе дело! Молодцы!

    Постановка проблемы.

Нам пришло два письма.

Письмо №1

Здравствуйте, ребята! У нас в городе случилась большая беда. На улицах бродят дикие звери. Мы боимся выйти из домов. Их так много! Помогите нам! Спасите!

Письмо №2

Здравствуйте, дети! Вы такие замечательные волшебники, вы нас оживили. Но нам так тяжело жить в этом городе. Нам негде спать, нечего есть. Мы погибаем! Помогите! Спасите!

Ребята, как вы относитесь к этой ситуации? Что делать?

Дети – Нам необходимо помочь жителям города и животным.

Какая помощь требуется? На доске появляется таблица и постепенно заполняется детьми.

    Поиск решения проблемы.

Какая цель стоит перед нами?

    Найти способ как помочь и жителям и животным города.

Что вы предлагаете?

    1.Раздать животных по домам

а).Определяем, какие животные могут жить рядом с человеком в условиях города, какие нет.

б).Определяем, какие животные могут жить рядом друг с другом, какие нет

    2.Вывезти животных из города –куда?

в лес — в какой?

в заповедник

в зоопарк

в другой город — В какой?

в Африку- это очень далеко, у нас просто не получится

Какой способ решит проблему жителей и животных?

Мы решили строить зоопарк. Почему? (Зоопарк место отдыха для жителей, дети любят гулять, будут знать животных, для животных спокойный дом, надо сделать его уютным)

    Цель нашего проекта – строительство зоопарка.

Каким мы его хотим видеть в нашем городе? Критерии.

удобный (для жителей и для животных)

красивый (украшать город)

безопасный (для жителей и для животных)

Чтобы он был таким надо что сделать?

Что будет в нашем зоопарке?

Чтобы построить зоопарк необходимо

забор (оградить место жительства животным, чтобы не мешали населению)

вольеры (всем животным отдельное жильё)

дорожки (чтобы жители города могли гулять по парку)

домик сторожа (он будет присматривать за порядком)

Красивые ворота (вход в зоопарк)

Дом для хранения корма для животных

    Каждая группа строит определенный вольер. Путем жеребьёвки.

Подбираем материал, технику выполнения

распределяем, какую работу будет выполнять каждый

Выполняем работу.

    Защита работы каждой группы

1.Что решили делать и для чего?

Как придумывали?

Какие проблемы возникали?

Как решали проблемы?

Достигнут ли результат?

Какие проблемы могут возникнуть?

    Итоги. Рефлексия.Ребята, такие проблемы могут быть только в условиях нашего бумажного города? Предлагаю прочитать очередной номер первоклассной газеты и обдумать содержание номера. Подумать, что можно сделать для таких животных живущих в условиях нашего реального мира?

Проектная работа на тему: «Зоопарк»

Выполнила: Кулакова Светлана Викторовна

МАДОУ №28 г Перми.

Актуальность проекта. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –игра, в процессе развивается духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Д.В. Менджерицкая.

Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то появление новых профессий с конкретной деятельностью вызывает потребность создание сюжетно-ролевой игру с новым сюжетом. Игра «Зоопарк» актуальна для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми профессиями, узнают правила поведения в зоопарке, научатся рассказывать об экспонатах, задавать вопросы, познакомятся с работой работников зоопарка, слушать и относиться с уважением друг к другу.

Дети вместе с родителями редко бывают в зоопарке, поэтому знания о труде работников зоопарка очень поверхностны, а то и вовсе отсутствуют. В силу этого проведение сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк».

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «Зоопарк»;

Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих. Закреплять знания детей о правилах поведения в зоопарке и в общественных местах;

Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

Познакомить с профессией зоолог.

Тип проекта: краткосрочный

Предварительная работа.

Коммуникативная деятельность:

Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,

Рассматривание альбома «Дикие животные», плакатов «Животные Африки», «Животные Севера»,

Загадывание и отгадывание загадок о животных,

Чтение художественной литературы о животных и зоопарках мира.

Продуктивная деятельность:

Изображение животных трафаретами,

Раскрашивание изображения животных,

Лепка диких животных.

Словарная работа:

Ветеринарная больница, слон – слонёнок, тигр – тигрёнок, лев – львёнок, медведь – медвежонок, жираф – жирафчик, зебра – жеребёнок, бегемот – бегемотик, обезьяна – обезьянка, экскурсовод, ветеринар, вольер, охранник, кассир.

Участники проекта:

Воспитатель

Дети старшей группы

Ожидаемый результат:

Получение знаний о «Зоопарке».

Формирование коммуникативных навыков.

Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Реализация проекта.

Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк»

Игровые роли и действия:

Директор зоопарка – руководит работой зоопарка .

Бригадир строителей – руководит действиями строителей.

Кладовщик – выдает на складе строительный материал и продукты питания для животных по предъявлению накладной.

Начальник поезда – смотрит паспорт животного и осуществляет перегрузку его в машину.

Строитель – строит вольер для животного.

Водитель – получает на складе по накладной строительный материал и привозит на строительную площадку.

Смотритель – получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем забирает его с поезда, транспортирует в зоопарк, ухаживает за ним в вольере, рассказывает посетителям о животном (составляет рассказ по схеме).

Рабочий зоопарка – на складе получает продукты питания для животных по предъявлению накладной, поддерживает чистоту на территории зоопарка.

Ветеринар – проводит осмотр животного, делает отметки в карточке, назначает лечение.

Медсестра – проводит лечебные мероприятия: ставит уколы, дает витамины.

Продавец - предлагает посетителям сувениры (Мелкие игрушки), соки, печенье, фрукты.

Оборудование и атрибуты:

Для строительства: грузовые машины, строительный материал, 5 детских стульев с эмблемами животных, 5 видов эмблем для участников игры, 5 образцов постройки вольеров, 10 накладных на строительный материал и продукты питания для животных, 5 паспортов животных.

Для зоопарка: игрушки животных и их детенышей (крокодил, лев, жираф, слон, верблюд), 8 ванночек для воды и продуктов питания, 1 ванночка-поддон для крокодила, 6 метелочек и совочков, 6 фартуков с нарукавниками, муляжи продуктов питания, билеты и колокольчик для кассира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательный субъект жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «ЗООПАРК» с большим интересом и успехом играть в неё.

Список используемой литературы:

1. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1996.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

4. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических и коррекционных методик. М.: «Принт», 2000.

5. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 1996.

6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2004.

7. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

8. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31.

9.Михайленков Н.Я Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова- 3-е изд, испр. – М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009ю- 96с

10. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 2008

Приложение №1

Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк»

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк» .

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

- Давайте рассмотрим поближе.

Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно,- это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

Кто такой ветеринар? (Ответы детей).

Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.

Из чего мы будем строить вольеры? (ответы детей: из большого строительного материала).

Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными .

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).

Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).

Где он спит? (Ответ: в берлоге).

Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком – либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей .

Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей .

Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПеРвОбЫтНыЙ ЗоОпАрК Выполнила ученица 5 А классаБуранкова Ирина Задачи Узнать какие животные были раньше. Сделать вывод. ПеРвОбЫтНыЕ ЖиВоТнЫе 1.Саблезубый тигр2.Мамонт3.Саблезубая белка4.Бизон5.Саблезубый заяц Саблезубый тигр Саблезубый тигр, или, по-латыни, махайрод, - род вымерших млекопитающих семейства кошачьих, отличительной особенностью которых были внушительные верхние клыки, которые грозно торчали наружу, даже когда пасть зверя была закрыта. Эти длинные изогнутые зубы у некоторых видов достигали в длину 20 см. Клыки напоминали кинжалообразные лезвия, отчего у ученых и возникла ассоциация с саблями. Правда, непонятно почему саблезубым стал именно тигр: с этим полосатым красавцем махайроды не имели ничего общего. Ни окраской, ни образом жизни они не походили на тигров. Но так удачно прижившееся название трудно искоренить, поэтому мы тоже не раз будем к нему обращаться. Мамонт Исследования современных антропологов дают основания полагать, что 40 тысяч лет назад существовало, как минимум два основных типа мамонтов, которые в свою очередь делились на множество мелких подвидов. Первая, малочисленная, впоследствии вымершая группа, обитала в северных широтах и на территории современной Сибири, а вторая, которая с течением времени эволюционировала в слонов, предпочитала более мягкий и теплый климат. В классификации некоторых ученых антропологов также можно встретить такой термин, как степной мамонт, однако точных доказательств существование этого отдельного вида пока не предоставлено. Саблезубая белка Конечно, точнее будет сказать, что она существовала. Но сути это не меняет. Саблезубая белка, забавлявшая нас своей безумной охотой за жёлудем в «Ледниковом периоде» действительно жила на нашей планете. И пусть это было очень давно. Но факт остаётся: саблезубая белка – не выдумка! Бизон Предком бизонов считается дикий бык из рода Leptobos, живший в плиоцене. Этот евразийский прото-бизон был родом из Индии и распространился на север. В широких азиатских степях он эволюционировал в степного бизона (Bison priscus). Из Сибири бизон перекочевал по существовавшему в плейстоцене естественному мосту в Северную Америку. Один сохранившийся в вечной мерзлоте ископаемый экземпляр, возраст которого датируется 35 тысячами лет, был найден на Аляске в 1979. Саблезубый заяц Саблезубый заяц – животное похожее на зайца, но с заостренными зубами, то есть ……… вывод Я УЗНАЛА МНОГО НОВОГО о первобытных животных.А ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ вы?

Настоящий документ является дальнейшим развитием «Концепции Московского зоопарка», составленной в конце 90-х годов. За прошедший период большая часть задач развития Московского зоопарка, сформулированных в «Концепции» была решена: сохранив основные направления специализации, зоопарк продолжал формирование коллекции и существенно повысил уровень благополучия животных за счет реконструкции вольер и внутренних помещений и внедрения современных методов содержания (совершенствование рационов, обогащение среды); зоопарк активно участвует во всех направлениях природоохранной деятельности, как в части создания и поддержания популяций исчезающих видов ex situ, так и в работах по реинтродукции и исследованиях in situ, а также использует свою высокую посещаемость и популярность для пропаганды идей охраны биологического разнообразия; успешно развиваются научные исследования в зоопарке, в них все более вовлекаются не только профессиональные исследователи, но и сотрудники других отделов, а также студенты и аспиранты, растет научная кооперация, результаты зоопарковских исследований широко представлены в отечественных и зарубежных научных изданиях и на конференциях; активно развивается издательская деятельность зоопарка – помимо регулярного выпуска продолжающихся изданий публикуются материалы тематических семинаров, книги, переводы; создан и успешно функционирует сайт зоопарка в Интернете; развивается межзоопарковское сотрудничество – Московский зоопарк вступил в члены Всемирной Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, активно участвует в работе Европейской Ассоциации Зоопарков и Аквариумов, успешно осуществляет функции головного зоопарка и методического центра на региональном уровне; качественно возросла материально- техническая база зоопарка, растет профессиональный уровень сотрудников.

В то же время за прошедшее десятилетие претерпели существенное развитие взгляды мирового зоопарковского сообщества на стандарты зоопарковской деятельности и задачи зоопарков в XXI веке. Эти взгляды нашли отражение в документах, принятых Ассоциациями зоопарков и аквариумов, прежде всего в «Природоохранной стратегии WAZA (2005)».

«Стратегия развития Московского зоопарка на период до 2020 года» призвана обеспечить дальнейшее устойчивое развитие нашего учреждения, достижение полного соответствия международным нормам и стандартам деятельности зоопарков в новых условиях. С этой целью на основе положений, приведенных в «Стратегии WAZA», сформулированы задачи развития Московского зоопарка и основные пути решения этих задач.

Московский зоопарк – головной зоопарк и методический центр для огромной территории бывшего СССР (кроме Прибалтики), территории, где многие зоопарки далеки от международных стандартов, а большинство населения крайне мало задумываются о сохранении биоразнообразия и рациональном природопользовании. Учитывая огромную посещаемость Московского зоопарка, его авторитет в среде коллег и «столичный» статус, зоопарк должен приложить особые усилия для внедрения высших стандартов зоопарковской деятельности (в первую очередь – природоохранной деятельности) в работу региональных зоопарков.

На предыдущем этапе развития зоопарк сталкивался с двумя главными проблемами: бедностью (недостатком денег и материально-технических средств) и оторванностью от мирового зоопарковского сообщества (последствия «железного занавеса» с одной стороны и языкового барьера с другой). Обе эти проблемы были успешно решены – на сегодняшний день Московский зоопарк не испытывает дефицита материальных ресурсов и в полной мере интегрирован в международное зоопарковское сообщество.

На следующем этапе развития перед нами стоят две новые проблемы: 1) отсутствие правовой базы, необходимой для деятельности зоопарка и 2) дефицит молодых, высококвалифицированных кадров. С этими проблемами предстоит справляться в последующие десять лет. В этот период Московский зоопарк будет стремиться к достижению следующих целей:

1. Распределение ресурсов и усилий в соответствии с основными задачами зоопарков (в порядке их значимости): сохранение видов – природоохранное просвещение – исследования – рекреация.

«Основной задачей зоопарков и аквариумов является сохранение видов, и выполнение этой задачи они сочетают с поддержанием высочайшего уровня благополучия животных.» Стратегия WAZA.

Порядок приоритетов при распределении ресурсов и усилий Московского зоопарка будет соответствовать основным задачам зоологических парков в порядке их значимости. Решение всех сопутствующих задач, в том числе коммерческая деятельность, будет подчинено достижению основных целей зоопарка и ни в коем случае не должно им противоречить. Различные направления деятельности зоопарка должны быть связаны между собой и подчиняться той же иерархии задач (например, наука должна давать знания, необходимые для сохранения видов ex situ и in situ, а так же для природоохранного просвещения; рекреация должна быть организована таким образом, чтобы не только не мешать, но и всячески способствовать решению природоохранных, просветительских и научных задач и т.п.).
Работа по решению четырех основных задач зоопарка будет проводиться в соответствии со следующими Планами действий:

План действий в отношении сохранения видов.


Зоопарк будет:

  1. Относиться к деятельности по сохранению видов как к наиболее приоритетной цели и направлению своей работы.
  2. Увязывать с задачей сохранения биоразнообразия все основные направления своей работы.
  3. Принимать непосредственное участие в природоохранных проектах, в том числе включающих реинтродукцию животных; обеспечивать участие сотрудников зоопарка (научных сотрудников, ветеринаров, зоотехнического персонала, просветителей и др.) в осуществлении полевых природоохранных программ.
  4. Добиваться создания и поддержания все большего числа искусственных популяций видов, находящихся под угрозой в естественной среде обитания. Для этого: а) стремиться к установлению точного таксономического статуса (подвид и место происхождения) всех животных коллекции; б) продолжение добросовестного участия в ведении международных баз о зоопарковских животных (ISIS, ZIMS и т.п.); в) активно изучать и внедрять в практику современные методы управления малыми популяциями, соответствующим образом планировать размножение и реализацию животных; г) развивать межзоопарковское сотрудничество в области совместного поддержания искусственных популяций, в том числе – правовые основы безвозмездной передачи животных для программ разведения; д) постоянно совершенствовать условия содержания животных, добиваясь повышения уровня их благополучия.
  5. Сохранять, развивать и максимально использовать в целях поддержания биоразнообразия коллекцию зоопарка.
  6. Публиковать информацию о работах, имеющих отношение к практической деятельности по сохранению видов.

План действий в отношении природоохранного просвещения.

Все сотрудники зоопарка, его администрация, кураторы коллекции должны понимать важность просветительной деятельности как одной из основных задач зоопарка и сознавать свою ответственность за создание условий для решения просветительских задач. Просветительная деятельность зоопарков и аквариумов должна относиться как к вопросам сохранения окружающей среды, так и к социально-культурной области, а ее влияние на поведение и мировоззрение людей превратит просвещение в важнейшую составляющую природоохранной деятельности.


Зоопарк будет:

  1. Строить работу в соответствии со «Стандартами EAZA в сфере просвещения».
  2. Уделять особое внимание проблемам, связанным с устремлениями, потребностями и поведением посетителей – «психология сохранения среды»
  3. Продолжать и развивать сотрудничество с местными, национальными, региональными и международными профессиональными объединениями, такими, например, как Международная ассоциация педагогов зоопарков (IZE) и ее региональные отделения. Поощрять стремление сотрудников к такому взаимодействию.
  4. Поддерживать и развивать связи и партнерские отношения с профессиональными педагогами с целью координации просветительских программ зоопарка и программ формального образования.
  5. Обеспечивать участие сотрудников просветительного отдела в процессе формирования коллекции и разработке дизайна экспозиций, учитывающего просветительные задачи и обеспечивающего максимальные возможности проявления естественного поведения животных.
  6. Регулярно проводить оценку качества просветительной работы, используя такие методы, как сравнительный анализ образовательной эффективности различных экспозиций, опросы и анкетирование, наблюдение за поведением посетителей, включая их разговоры или реакцию, анализ данных о продажах в зоопарке продукции, торговля которой связана с особыми событиями или проведением природоохранных кампаний, анализ реакции публики на призывы и обращения, знакомство с материалами средств массовой информации и анализ сообщений преподавателей, касающихся результатов совместных программ формального образования.
  7. Освещать и пропагандировать перед широкой общественностью все основные направления деятельности зоопарка.
  8. Расширять и постоянно совершенствовать дополнительную экспозицию.
  9. Осуществлять просветительную деятельность на основе образовательных программ, в которые должны быть включены вопросы сохранения видов, обитающих в регионе расположения зоопарка.
  10. Регулярно пересматривать и обновлять разработанные программы и стандарты просвещения, открыть к этим документам свободный доступ на сайте зоопарка.
  11. Распространять среди своих коллег и всех слоев общества идеи необходимости охраны природы, поддержания биоразнообразия и обеспечения благополучия животных.
  12. Рассказывать о связи между содержанием животных на основных экспозициях зоопарка и осуществлением полевых проектов, с тем, чтобы посетители больше узнавали о состоянии природных популяций тех видов, представителей которых они видят в зоопарке.
  13. Привлекать посетителей зоопарков и широкие круги общественности к обсуждению важнейших факторов, представляющих угрозу природным популяциям животных, и стремиться к тому, чтобы люди глубоко осознали ситуацию и стали убежденными сторонниками дела охраны природы.


План действий в отношении научных исследований.


Научные исследования создают фундамент для решения глобальных задач и реализации конкретных программ. Систематические научные исследования должны стать неотъемлемым компонентом творческой работы любого руководящего сотрудника зоопарка. Исследования не должны рассматриваться лишь в качестве 4дополнения к обычной повседневной работе. («Стратегия ЕАЗА в области исследований»).

Зоопарк будет:

  1. Строить научную работу в соответствии с положениями «Стратегии ЕАЗА в области исследований».
  2. Расширять сферу деятельности: а) научные экспертизы для управленческих решений и этических оценок, б) вовлечение в исследовательскую работу максимального числа сотрудников зоопарка, в) использование результатов исследовательской работы для целей просвещения, г) организация научных семинаров и конференций.
  3. Сохранять все имеющиеся направления научной деятельности.
  4. Активно участвовать в пополнении и научном использовании международных баз данных и банков исследовательских материалов.
  5. Повышать методическую подготовку (готовить, переводить и издавать методические руководства)
  6. Повышать качество научных изданий (делать их рецензируемыми и двуязычными).
  7. Развивать исследования природоохранной направленности, включая деятельность in situ.
  8. Поддерживать и развивать научную кооперацию, в том числе межзоопарковскую, межведомственную и с зарубежными исследователями (в частности в составе комиссии ЕАЗА по исследованиям и Группы специалистов по природоохранному размножению (CBSG).
  9. Поддерживать достигнутый уровень использования зоопарка, как учебно- методической базы.
  10. Регулярно проводить объективный и корректный анализ исследовательских проектов и делать обзоры зоопарковских исследований по различным научным дисциплинам.
  11. Развивать сеть консультантов и экспертов, которые могут дать советы и сотрудничать с зоопарковским сообществом в проведении исследований.


План действий в отношении рекреации.


Пребывание в зоопарке и, в особенности, общение с элементами живой природы (животными, растениями) должно вызывать у посетителей яркие положительные эмоции, которые будут подкреплять развитие «природоохранной психологии». В первую очередь это должно достигаться привлекательным видом экспозиций и животных, естественным поведением животных, вежливостью и предупредительностью персонала, удобством осмотра экспозиции.


Зоопарк будет:

  1. Стремиться предоставлять посетителям комфортные условия для отдыха: высококачественные точки общепита и сувенирной торговли, выделенные в специальные зоны; возможности для отдыха, рассчитанные на разные погодные условия (скамейки, столики, укрытия от дождя, в зимнее время – теплые помещения).
  2. Разрабатывать и применять схемы, позволяющие разделить людские потоки в дни и часы наибольших нагрузок на зоопарк, и более равномерно распределить посетителей в течение дня, рабочей недели и по временам года.
  3. Развивать и совершенствовать работу «Детского зоопарка»
  4. Использовать возможности безопасных тактильных контактов посетителей с животными.
  5. Продолжать и развивать организацию детских праздников и представлений с природоохранной тематикой.
  6. По возможности ограничивать работу на территории зоопарка непрофильных аттракционов и точек торговли, стремиться к тому, чтобы аттракционы не наносили ущерба благополучию животных и снимали психофизическую нагрузку.
  7. Пытаться организовать работу магазинов, кафе и ресторанов таким образом, чтобы она была связана с проектами сохранения видов и способствовала природоохранному просвещению (сувениры зоологической тематики, оформление помещений соответствующими плакатами и стендами и т.п.).

2. Высокий уровень благополучия животных а) контролируемый путем постоянного научного мониторинга и экспертных оценок; б) повышаемый путем соответствующей работы с обслуживающим персоналом, путем профилактической и лечебной ветеринарной работы; путем совершенствования конструкций и оформления помещений для животных и путем оптимизации режима их содержания (кормления, обогащения среды, взаимодействий с конспецификами, и т.п.)



Не имея возможности абсолютно точно воспроизвести естественную среду обитания, зоопарк будет стремиться максимально приближать условия содержания животных к природным, учитывая при этом поведенческие и физиологические потребности видов.
  1. Для повышения уровня благополучия животных будут предприняты специальные научные исследования, разработана и осуществлена программа подготовки (переподготовки) зоотехнического персонала.
  2. Зоопарк будет добиваться исключения проявлений «не отзывчивого» стиля работы с животными, при котором человек силой навязывает свою волю, не учитывая психологических особенностей животного и провоцируя у него сильный стресс.
  3. Ветеринарное обслуживание будет развиваться в двух направлениях: с одной стороны – это изучение и разработка методов диагностики и лечения малоизвестных болезней диких животных, а с другой – усиление профилактической работы.
  4. Процесс карантинирования новых животных должен будет включать не только контроль их физического здоровья, но и психологическую (поведенческую) адаптацию к обедненным условиям содержания.

3. Применение и постоянное развитие современных методов управления искусственными популяциями.

Все зоопарки и аквариумы будут играть ведущую роль в управлении малыми популяциями и принимать участие во всемирных или региональных совместных программах размножения видов. Каждая программа размножения должна проводиться на основе достоверной научной информации, с использованием самых последних данных по проблемам управления популяциями, репродуктивной биологии, генетики, поведения, физиологии, кормления, ветеринарного обслуживания и содержания животных. (Стратегия WAZA).
Глобальная задача управления искусственными популяциями – снижение и преодоление эффекта инбридинга, препятствующего длительному существованию искусственных популяций без притока «свежей крови».
  1. Будет продолжаться и расширяться ведение родословных все большего числа видов и групп животных с использованием международных зоопарковских и других баз данных.
  2. Данные родословных везде, где это возможно будут дополняться данными генетических анализов, позволяющих точно оценить степень генетического разнообразия и генетическую близость конкретных особей.
  3. Зоопарк будет стремиться получать точные данные о местах происхождения всех получаемых животных, об их подвидовой принадлежности, а в случае, если животные рождены в неволе – о местах происхождения основателей данной линии.
  4. Решения, относящиеся к размножению диких животных, будут основываться не на отборе определенных свойств, а на данных племенных книг и рекомендациях кураторов видов, а так же на данных о родословных и генетических анализах, позволяющих применять стратегии, цель которых состоит в максимально возможном повышении генетического разнообразия популяции
  5. Управление демографическими и генетическими характеристиками должно быть согласованно с ветеринарным обслуживанием животных и созданием для них адекватных условий содержания, поскольку задачи, соответствующие каждому из этих направлений, могут накладывать ограничения на свободу действий в других сферах.
  6. Будет расширяться межзоопарковское и межведомственное сотрудничество в сфере создания и поддержания малых искусственных популяций редких и исчезающих видов (связано с совершенствованием законодательной базы).
  7. Для поддержания генетического разнообразия будут создаваться и использоваться банки гамет и методы искусственного оплодотворения.


4. Развитие научно-методической работы, широкая вовлеченность в сотрудничество (межзоопарковское, с природоохранными организациями, с исследовательскими организациями, с учебными организациями разных уровней, с общественными организациями любителей животных, с законодателями), на региональном и международном уровнях.

Природоохранная стратегия всемирного сообщества зоопарков и аквариумов (WZACS) настоятельно рекомендует всем зоопаркам и аквариумам устанавливать или укреплять партнерские отношения и объединения с другими организациями на местном, национальном, региональном и международном уровне.


Зоопарк будет:

  1. Продолжать и развивать сотрудничество с региональными и международными ассоциациями зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА, ЕАЗА, ВАЗА и др.)
  2. В рамках своей деятельности, как методического центра ЕАРАЗА, продолжать и усиливать работу по методическому обеспечению региональных зоопарков: организовывать профильные семинары и конференции, готовить и издавать методические руководства. Добиваться того, чтобы наш опыт стал доступен не только региональному, но и международному зоопарковскому сообществу.
  3. Развивать свои возможности, как центра подготовки кадров для работы с дикими животными в неволе (для зоопарков, заповедников, ветеринарных клиник, центров разведения и др. природоохранных организаций).
  4. Разрабатывать и публиковать профессиональные руководства по содержанию животных, что особенно необходимо в случае видов, для которых ведутся совместные программы размножения ex situ.
  5. Поддерживать и развивать систему договоров о сотрудничестве с профильными исследовательскими и учебными институтами.
  6. Устанавливать контакты и налаживать взаимодействие в сфере законотворчества с общественными организациями и политическими партиями природоохранной направленности.
  7. Собирать и ежегодно публиковать информацию от зоопарков-членов ЕАРАЗА о коллекциях диких животных и всех, исследовательских, природоохранных и образовательных проектах, проводимых в зоопарках ЕАРАЗА.


5. Наличие правовой базы, обеспечивающей оптимальное функционирование зоопарка.

Правовая база деятельности зоопарков в России в настоящее время крайне несовершенна (большинство зоопарков работают в качестве «музеев» и вынуждены подчиняться правовым нормам, разработанным для традиционных музеев с неживыми экспонатами, не имеющих природоохранных функций). Такая ситуация серьезно препятствует реализации основных функций зоопарка. Для того чтобы исправить это положение, зоопарк в грядущем десятилетии должен резко усилить свою законотворческую активность, войти в тесный контакт с природоохранными общественными и политическими организациями, властными структурами, освещать эти аспекты своей деятельности в средствах массовой информации. В ходе этой работы предполагается:
  1. Разрабатывать федеральный закон «О деятельности зоопарков», который бы учитывал специфику зоопарков, как музеев, чьи фонды способны к расширенному самовоспроизводству, с этических позиций, как правило, не подлежат коммерческой оценке и могут безвозмездно использоваться для поддержания природных и искусственных популяций в целях сохранения биоразнообразия. Т.е. закон должен учитывать специфику зоопарков, как бюджетных учреждений культуры (музеи природоохранной направленности) – охраны природы (хранилища живых генетических ресурсов) – науки (центры изучения редких видов). Добиваться принятия этого закона.
  2. Инициировать, продвигать и способствовать принятию законов и/или заключению международных договоров, способствующих осуществлению зоопарками своих основных функций: «о зоопарках», «об особом порядке перемещения через границу биологических объектов в целях сохранения биоразнообразия»; «об определении стоимости животных, задействованных в природоохранных программах», и др.
  3. В рамках закона «О зоопарках», других правовых актов или в качестве отдельной правовой инициативы добиваться правового решения проблемы сбора и передачи средств на национальные и международные природоохранные проекты.
  4. Строить свою работу в соответствии с программными и нормативными документами международного зоопарковского сообщества. («Техническое руководство IUCN по управлению популяциями ex situ в целях сохранения видов», «Требования к перевозкам живых животных» Международной ассоциации авиаперевозчиков и др).
  5. В сотрудничестве с правительством и соответствующими учреждениями работать над совершенствованием требований к благополучию животных в живых коллекциях.
  6. Добиваться статуса «заказчика» в контексте закона 94ФЗ.;
  7. Для достижения этих целей широко сотрудничать с международными зоопарковскими ассоциациями, национальными политическими партиями, общественными организациями и фракциями Думы природоохранной направленности.


6. Эффективное управление.

Эффективное управление – необходимое условие успешной деятельности зоопарка. Эффективность достигается гибкостью структуры, использованием всей полноты информации для принятия решений, контролем за исполнением принятых решений и использованием прогрессивных технологий управления.


В грядущем десятилетии зоопарк будет стремиться:

  1. Иметь гибкую структуру управления, позволяющую приспосабливаться для решения широкого круга задач.
  2. Придерживаться организационной стратегии, поощряющей культуру знаний, при которой постановка вопросов, тестирование, фиксация и анализ информации становятся основой для принятия решений (рекомендация «Стратегии ЕАЗА в области исследований»).
  3. Формировать организационные структуры, обеспечивающие максимально эффективное использование человеческих ресурсов и применение принципа коллективного подхода к решению различных задач.
  4. Для принятия важных решений, особенно связанных с обеспечением основных функций зоопарка и с благополучием животных, собирать информацию, необходимую для выбора оптимального решения:
  • запрашивать мнения специалистов, как из числа сотрудников зоопарка, так и из внешних организаций;
  • проводить анкетирование других зоопарков, сталкивавшихся со сходными проблемами;
  • поручать компетентным сотрудникам проведение анализа литературы и составление обзоров опубликованных по проблеме данных;
  • заказывать соответствующим подразделениям зоопарка (отделу научных исследований, научно-просветительному отделу, историко-архивному отделу и т.д.) проведение экспресс-исследований
  • осуществлять обязательный контроль специалистами зоологических, просветительных и научных подразделений зоопарка на всех этапах проектирования и строительства новых объектов
5. Доводить до сведения заинтересованных сотрудников и сотрудничающих с зоопаркоморганизаций основания для принятия важных управленческих решений.
6. Повышать исполнительскую дисциплину и персональную ответственность всех сотрудников.
7. Развивать внутренние коммуникационные сети и электронный документооборот.


7. Квалифицированные и высоко заинтересованные в своей работе сотрудники.

Успех работы зоопарка полностью зависит от квалификации и степени заинтересованности в работе (а значит и степени ответственности) его сотрудников. Для достижения этой цели зоопарк будет придерживаться следующих принципов:
  1. Каждый сотрудник зоопарка должен быть проинформирован о целях и задачах организации, в том числе – о целях и задачах природоохранной, научной и просветительной работы. Весь штат зоопарка, независимо от специальности конкретного работника, необходимо поставить в известность о том, что деятельность этой организации подчинена решению четырех основных задач.
  2. Руководство зоопарка будет поддерживать своих сотрудников в их стремлении к участию во внутренних и международных совещаниях, конференциях и семинарах, создавая условия, необходимые для осуществления подобных планов
  3. Руководство зоопарка будет продолжать принятие мер, направленных на публичное признание профессионализма и опыта сотрудников, подбор и постоянное обучение кадров всех уровней.
  4. Необходимо развивать в сотрудниках зоопарка желание наблюдать за животными с целью обнаружения объективных признаков неблагоприятного воздействия внешних условий. Особенно важно, чтобы реакцией на результаты таких оценок были оптимальные решения в области строительства и оформления вольер.
  5. Будет создаваться постоянно действующая на базе Московского зоопарка система курсов подготовки и повышения квалификации зоопарковских сотрудников.
  6. Будет создаваться система подготовки кадрового резерва сотрудников зоопарка всех уровней: стажировки и практики учащихся, поощрение волонтеров, создание клубов «Друзей зоопарка» и т.п.
  7. Будет продолжено изучение истории зоопарка, контакты с ветеранами, их моральная и социальная поддержка.

8. Поддержание необходимой материально-технической базы.

С целью поддержания необходимой для обеспечения своей деятельности материально- технической базы зоопарк, сохраняя достигнутые показатели, для дальнейшего их повышения будет:
  1. Стремиться применять новые технологические подходы для расширения возможностей в области содержания животных, научных исследований и просвещения.
  2. Повышать эффективность и развивать структурные подразделения, предназначенные для технического обеспечения функционирования зоопарка. Повышать техническую оснащенность этих подразделений и уровень квалификации их сотрудников.
  3. Искать обслуживающие организации, наилучшим образом соответствующие потребностям зоопарка и добиваться заключения с ними контрактов.
  4. Продолжать и развивать коммерческую деятельность, способствующую решению основных задач зоопарка (сувенирная торговля, зоомагазин и т.п.).

9. Поддержание и расширение взаимосвязи с обществом (PR) Развивая связи с обществом, зоопарк должен стремиться помочь посетителям понять, как их приход в зоопарк связан с природоохранной деятельностью зоопарка, и в то же время убедить их в том, что уровень благополучия животных в зоопарке непрерывно повышается.

С этой целью зоопарк:

  1. Сохранит и будет развивать подразделение (Отдел по связям с общественностью), призванное к осуществлению взаимосвязи с общественностью, формированию общественного мнения и распространению информации о своих достижениях, эти же задачи призван решать официальный сайт зоопарка в Интернете, который будет поддерживаться и развиваться.
  2. Будет неизменно защищать свои позиции перед широкой общественностью, открыто обсуждать спорные вопросы и проявлять твердость в осуществлении своей природоохранной миссии.
  3. Будет продолжать и по возможности развивать сбор благотворительных средств для обеспечения уставной деятельности зоопарка.
  4. Обеспечит открытую публикацию (в том числе через Интернет и СМИ) сведений о результатах своей деятельности:
  • Будет продолжено издание ежегодных сборников, посвященных результатам деятельности зоопарка: Ежегодный отчет, Отчет о деятельности ЕАРАЗА, Научные исследования в зоопарках. Все опубликованные материалы будут размещаться в открытом доступе на сайтах Московского зоопарка и ЕАРАЗА.
  • Зоопарк будет продолжать содействие изданию других периодических и непериодических (материалы семинаров, совещаний, тематические сборники) публикаций, отражающих деятельность зоопарков. Мы будем стремиться, чтобы все опубликованные материалы, имеющие отношение к сохранению биоразнообразия и/или благополучию животных, были размещены в Интернет, в режиме свободного доступа.
  • В случае технических или финансовых затруднений с изданием печатных материалов о деятельности зоопарка, эти материалы будут размещаться в открытом доступе в Интернет, вне зависимости от их печатной публикации.
  • Зоопарк будет продолжать постоянные контакты со СМИ, освещая свою деятельность, пропагандируя идеи «природоохранной психологии» и добиваясь решения конкретных задач сохранения биоразнообразия.


10. Соблюдение принятых в международном зоопарковском сообществе этических норм

Зоопарк будет неуклонно работать над соблюдением всех профессиональных требований и принципов, установленных зоопарковским сообществом (рекомендация природоохранной стратегии WAZA). В частности:
  1. В зоопарке будет создана комиссия по биоэтике, которая организует процесс анализа этической стороны деятельности зоопарка во всех ее сферах (рекомендация WZACS).
  2. Зоопарк должен всегда быть готов к предоставлению отчетов о том, откуда и каким образом он получает животных для своей коллекции.
  3. Особи, поступающие в зоопарки из естественных мест обитания, будут использоваться для содействия сохранению их сородичей из природных популяций путем включения либо в просветительные программы, либо в программы размножения и/или научных исследований, проводимые в рамках проектов сохранения исчезающих видов.
  4. Зоопарк всегда будет соблюдать открытость и честность в предоставлении коллегам профессиональной информации и рекомендаций.
  5. Зоопарк обязан соблюдать все законодательства и акты, относящиеся к сохранению видов. В этой связи, зоопарк будет отказываться от участия в нелегальных или неэтичных передачах животных.
  6. Зоопарк будет стремиться свести к минимуму использование коммерческой торговли изъятыми из природы животными в целях получения особей для своей коллекции.
  7. Зоопарк будет стремиться не увеличивать видовое разнообразие коллекции, не создав адекватные условия для новых видов.


11. Следование принципам устойчивого развития.

Зоопарк должен подавать пример экологического подхода ко всем аспектам своей деятельности и демонстрировать посетителям методы, которые позволят им перейти к «экологически дружественному» стилю жизни (Рекомендация «Стратегии WAZA»). С этой целью Зоопарк будет придерживаться ресурсосберегающих технологий и принципов устойчивого развития:
  1. Применять экологически оправданные методы ликвидации отходов.
  2. Эффективно использовать энергию.
  3. Практиковать ответственный подход к использованию природных ресурсов.
  4. Платить за загрязнение окружающей среды.
Проект «Стратегии» разработан в 2008 г С.В.Поповым, рецензирован А.П.Пресняковым, С.Д.Тимошенковым, В.Е.Фроловым, В.Н.Горвалем, Т.Д.Аржановой, Т.Ф.Андреевой, Е.Я.Мигуновой, Н.И.Истратовой, Л.В.Егоровой. Обсуждался и получил единогласную поддержку на заседании Зоосовета зоопарка 17.03.2009 (Протокол №1).