Механизмы межличностного познания. Механизмы познания и понимания человека человеком

МЕХАНИЗМЫ ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Восприятие человека человеком в процессе активации. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информационный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия, потому что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и какие-то общие характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношение к наблюдателю.

Фактор превосходства запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво – то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано: Золушка, и Белоснежка красивые – значит, хорошие; сводные сестры и колдунья безобразные – значит, плохие.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, накладываясь на то представление о нем, которое было создано заранее. Прежде выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется в условиях, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны также эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком смысле все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Тогда стереотип не обязательно несет оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом. Тем не менее в определенном смысле такой подход необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей. Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Общение включает определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – заражение, внушение, подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т. п.), внушение, напротив, отличается вербальным характером, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Изучение процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцепция) показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

Познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия);

Познания самого себя (рефлексия);

Формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом аспекте идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации механизмом познания другого служит также эмпатия . В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. То есть эмпатия – эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значение имеет также механизм рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и по сути, осуществляется одновременно как бы «двойной» процесс – взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнеров приходится принимать в расчет не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого.

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация понимается здесь не в том ее значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто им пользуются: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией, которая также является особым способом понимания другого человека. Но здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), необходимо решить еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, понимать линию моего поведения? От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс взаимодействия осложняется явлением рефлексии. Общая модель образования рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом.

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация АБ и обратная информация о реакции Б на А: Б?А. Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе А? и Б? соответственно, а также представление о другом. У А это представление о Б – Б?, а у Б представление об А – A?. Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А?, обращаясь к Б?. Б реагирует в качестве Б? на А?. Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании несовпадающих с объективной реальностью А?, Б?, А? и Б?. При этом между А и А?, а также между Б и Б? нет каналов коммуникации. Явление рефлексии имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А?, или Б – Б?.

Построение моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но и к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 5. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до

Из книги Социальные коммуникации автора Адамьянц Тамара Завеновна

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

Два пути познания Мы увидели, что и в науке психологии, и в популярной психологии интуиция (как бы она ни называлась) живет и здравствует. Наш разум обрабатывает огромный объем информации за рамками сознания и языка. Внутри нашего постоянно активного мозга существует

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Слезы познания Удивительный мой Учитель, Дейда Варо!Как любили мы Сандрика, сына великого режиссера Сандро Ахметели. Родителей репрессировали, и он не знал, где они и живы ли. Вы, наверное, смотрели в театре им. Руставели постановки Ахметели и потому воспринимали сына

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Эгозащитные механизмы - механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966). Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Становление психологии познания Оформление научной школы или направления трудно точно датировать. Подобно тому, как историю города принято отсчитывать от первого письменного упоминания о нем, так и в истории науки принято отмечать символические даты первых публикаций.

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

1. Побудительные механизмы активности (поведения) человека и

Из книги Философия психологии. Новая методология автора Курпатов Андрей Владимирович

О формах познания Научное познание традиционно делится на «эмпирическое» и «теоретическое». И, несмотря на традиционность этого разделения, путаница происходит здесь постоянно. В переводе с греческого empeiria означает «опыт», а слово theoria – «наблюдение, рассматривание,

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

1.2. Зрительное восприятие человека человеком в этническом общении При анализе зрительного восприятия рассматриваются особенности субъекта, влияющие на восприятие представителей других народов, и этнофор как объект зрительного восприятия.Этнофор как субъект

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Плоды познания В книге Бытия рассказывается о том, что Господь сотворил Адама и Еву обнаженными. Это обстоятельство парочку ничуть не смущало. И только после того как они вкусили запретный плод, сорванный с Древа познания добра и зла, они заметили свою наготу и, как

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

38. Механизмы межличностного познания Механизм интерпретации – заключается в соотнесении, отождествлении личностного опыта познания людей с воспринимаемым человеком. Основу механизма интерпретации составляет такое свойство человеческой психики, как сравнение своей

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

11 Старайся стать не успешным человеком, а настоящим человеком Времена меняются, и некоторые ценности становятся более востребованными. В кризисные времена, такие, как сейчас, взаимовыручка и скромность более важны для выживания и развития, а несколько десятков лет

Лекция 26. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества. Как равнозначные научные выражения используются «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание».

Восприятие социальных объектов имеет ряд особенностей , отличающих его от восприятия предметов:

1) воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону;

2) внимание субъекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;

3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных и эмоциональных компонентов и большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субъекта.

Обычно выделяют четыре основные функции межличностного восприятия : познание себя, познание партнеров по взаимодействию, установление эмоциональных отношений, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

В структуру процесса межличностного восприятия включаются: субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека человеком.

Субъект межличностного восприятия (познания), являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками.

Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу.

Процесс познания человека , с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой, будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема.

Процесс познания включает обратную связь от объекта восприятия и иногда - элементы коммуникации и взаимодействия.

Механизм идентификации . Это понятие в психологии является многозначным. В межличностном познании оно представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект как бы погружается в смысловое поле объекта, условия его жизни. При уподоблении другому человеку важная роль принадлежит воображению.

При идентификации субъект познает и эмоциональную сферу объекта. Представить его эмоциональную жизнь может человек, обладающий достаточно развитым уровнем проявления эмоций и чувств, способный к сопереживанию, эмпатии.

Механизм каузальной атрибуции – механизм предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.



Феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Так, Г. Келли выделил три таких типа:

Личностную атрибуцию, когда причина приписывается лично совершающему поступок;

Объектную атрибуцию, когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие,

Обстоятельственную атрибуцию, когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник в большей мере склонен объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Механизм рефлексии другого человека включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом восприятия. Результатом рефлексии другого человека является тройное отражение, в котором представлено мнение субъекта о себе, его отражение в сознании другого человека и отражение им представления другого человека о первом (о субъекте). Использование данного механизма предполагает определенный уровень развития личности, ее способности к саморефлексии, познанию других людей и фиксации признаков обратной связи от объекта.

Аттракция как механизм межличностного восприятия представляет собой познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Аттракцию рассматривают как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. На формирование аттракции значительное влияние оказывает сходство характеристик субъекта и объекта восприятия.

Восприятие человека человеком в процессе активации. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информационный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия, потому что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и какие-то общие характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношение к наблюдателю.

Фактор превосходства запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво – то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано: Золушка, и Белоснежка красивые – значит, хорошие; сводные сестры и колдунья безобразные – значит, плохие.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, накладываясь на то представление о нем, которое было создано заранее. Прежде выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется в условиях, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны также эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком смысле все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Тогда стереотип не обязательно несет оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом. Тем не менее в определенном смысле такой подход необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношениям людей. Наиболее распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Общение включает определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – заражение, внушение, подражание.

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям, форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (музыка, эмоции и т. п.), внушение, напротив, отличается вербальным характером, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Изучение процесса восприятия и понимания людьми друг друга (перцепция) показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

Познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия);

Познания самого себя (рефлексия);

Формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом аспекте идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации механизмом познания другого служит также эмпатия . В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. То есть эмпатия – эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значение имеет также механизм рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и по сути, осуществляется одновременно как бы «двойной» процесс – взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнеров приходится принимать в расчет не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого.

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация понимается здесь не в том ее значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто им пользуются: предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией, которая также является особым способом понимания другого человека. Но здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), необходимо решить еще один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой» воспринимать меня, понимать линию моего поведения? От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс взаимодействия осложняется явлением рефлексии. Общая модель образования рефлексивной структуры может быть представлена следующим образом.

Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация АБ и обратная информация о реакции Б на А: Б→А. Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе А´ и Б´ соответственно, а также представление о другом. У А это представление о Б – Б˝, а у Б представление об А – A˝. Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А´, обращаясь к Б˝. Б реагирует в качестве Б´ на А˝. Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, неизвестно, так как ни А, ни Б не знают о существовании несовпадающих с объективной реальностью А´, Б´, А˝ и Б˝. При этом между А и А˝, а также между Б и Б˝ нет каналов коммуникации. Явление рефлексии имеет место тогда, когда А пытается понять, представить себе А˝, или Б – Б˝.

Построение моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но и к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

    Понятие межличностного познания.

    Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты.

    Межличностное взаимопонимание, его способы и механизмы.

    Психологическое мышление и типичные формы его проявления.

    Фундаментальная ошибка атрибуции. Факторы точности межличностного познания.

    1. Понятие межличностного познания

Межличностное познание включает в себя не только восприятие, но и понимание другого человека, поэтому оно связано не только с формированием образа другого, но и пониманием его личностных особенностей. Руководствуясь этим теоретическим положением, выделим в межличностном познании следующие моменты:

    восприятие внешних признаков индивида;

    соотношение их с внутренними, личностными характеристиками человека;

    формирование целостного его образа, в котором выделены главные, второстепенные и не имеющие отношения к нему особенности;

Межличностное познание в отличие от познания физических объектов имеет свои специфические особенности, а именно:

1) объектом познания является другой человек, который оказывает сам определенное воздействие на познающего, пытаясь изменить в сознании последнего представление о самом себе;

2) тесная взаимосвязь процессов межличностного познания с эмоциями, что обнаруживает себя как переживание определенного отношения к тому, кого познают (эмоциональная оценка личности);

3) выделение главных и второстепенных особенностей в образе партнера по общению (этап рациональной оценки личности);

4) тесная связь межличностного познания с уровнем развития самосознания субъекта познавательной деятельности, особенно его Я-концепцией и самооценкой. Так, уверенные в себе люди воспринимают других как доброжелательных, расположенных к ним, что отсутствует у лиц с заниженной самооценкой.

Итак, межличностное познание включает в себя:

    межличностное восприятие;

    межличностное взаимопонимание

    1. Межличностное восприятие, его механизмы и эффекты

Межличностное восприятие – процесс систематизации и интерпретации чувственных данных о поведении и внешности человека. Процесс межличностного познания начинается с формирования первого впечатления о человеке, с восприятия поведения и внешнего его облика. С этого момента включаются в действие эмоциональные оценки. И происходит это потому, что эмоции обеспечивают быструю оценку происходящих с нами событий, обеспечивая формирование первого впечатления о человеке. Эмоции на этом этапе межличностного познания обнаруживают себя через механизмы и эффекты межличностного восприятия, к рассмотрению которых мы и приступаем.

Механизмы межличностного восприятия это присущие человеческой психике спонтанно действующие алгоритмы восприятия и обработки информации о других людях, дающие максимально быструю оценку значимости последней. К механизмам межличностной перцепции, влияющие на адекватность формирования образа другого, относятся:

    Проекция – перенос на того, кого мы познаем, своих собственных особенностей и состояний; при этом осуществляется приписывание другим людям как позитивных, так и негативных черт и свойств, которых у них в действительности нет. У тех, кто отличается малой самокритичностью и слабым проникновением в образ собственного «Я», механизм проекции выражен наиболее ярко.

    Идеализация – наделение объекта познания исключительно положительными качествами вне зависимости от реального поведения; этот механизм проявляется не только в завышении оценки позитивных особенностей личности, но и в преуменьшении негативных из них. Это имеет место в условиях первоначальной ограниченной информации о воспринимаемом.

    Стереотипизация – это стремление строить выводы на базе ограниченной информации, когда образ другого заменяется штампом, т.е. обобщенным (причем обобщение осуществляется на основе несущественных признаков) и упрощенными представлением о нем с точки зрения его принадлежности к возрастным, этническим, профессиональным и иным социальным группам. И как только мы выяснили, к какой группе принадлежит наш партнер по общению (например, является преподавателем), в действие вступает соответствующий стереотип, имеющий определенное содержание и эмоциональную окраску.

    Упрощение – это неосознаваемое стремление иметь четкие, непротиворечивые представления о тех, кого мы познаем, что приводит к игнорированию проявлений полярных качеств и особенностей, когда человек оценивается или только положительно, или только отрицательно. Это в конечном счете снижает точность межличностного познания.

Как видим, механизмы межличностного восприятия ведут к искажению поступающей информации о человеке. Поэтому при познании другого, необходимо видеть эти механизмы (т.е. «знать их в лицо»), чтобы уменьшить степень неточности при создании образа другого.

К возникновению ошибок в процессе познания другого ведут не только механизмы, но и эффекты восприятия.

Эффекты межличностного восприятия, в которых находит выражение эмоциональные отношения между партнерами по общению, что снижает точность межличностного познания. Остановимся на важнейших из них.

    Эффект «ореола» состоит в том, что первое впечатление о человеке распространяется на образ человека в целом. При этом может сформироваться как позитивный, так и негативный «ореол». Если первое впечатление в целом благоприятное, то последующее поведение человека оценивается позитивно, если даже это не соответствует реальности. К негативному «ореолу» ведет отрицательное первое впечатление о человеке, которое приводит к игнорированию позитивных качеств человека в дальнейшем из-за усиленного внимания к недостаткам.

    Эффект «новизны» возникает по отношению к знакомому человеку, когда наибольшую ценность приобретает последняя, т.е. более новая информация о нем. По отношению же к незнакомому человеку более значимой является первая информация.

    Эффект «бумеранга» возникает в тех случаях, когда воздействие информации на партнера по общению вызывает результат, обратный ожидаемому. Этот эффект имеет место в тех ситуациях, когда партнер по общению не пользуется у нас ни доверием, ни авторитетом. Этим объясняется то, почему даже правильные советы некоторых людей воспринимаются нами враждебно.

Основные понятия. Общение начинается с восприятия человека че­ловеком, часто с одновременным формированием межличност­ных отношений, включающим и психологическое воздействие. В прикладном плане эффективность формирования межличност­ных отношений и оказание психологического воздействия на

_________________________147

партнера по общению может быть затруднено, если межличност­ное познание не было успешным. Изложенное обусловливает ло­гику рассмотрения названных проблем в психологии общения.

Проблема восприятия человека человеком из всех аспектов обще­ния является наиболее изученной. Результаты зарубежных исследова­ний по ней представлены в работах Г. М Андреевой, Н. Н. Богомоло­вой, А. А. Бодалева.Л А Петровской, П. Н. Шихирева, В Н. Куници-ной и др. Межличностное познание в западной социальной психоло­гии осуществляется в рамках когнигивистской ориентации. В насто­ящее время научные разработки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Ростовском государственных университетах.

В последние годы отмечается повышенный спрос на научно-популярную литературу по познанию партнера по общению. В центрах физиогномической диагностики, тренинговых группах по обучению желающих «читать человека как книгу» программы обу­чения часто упрошены для повышения диагностических возмож­ностей личности (В. А. Лабунская, 1997).

Социальная перцепция включает восприятие социальной дей­ствительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человека человеком» стало недостаточным для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает под­ключение к процессу восприятия человека и других познаватель­ных процессов. Как равнозначные научные выражения использу­ются «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание». Часто упоминаются психологически-бытовые словосо­четания «распознавание людей», «чтение лиц», «физиогномика»,



В процессе восприятия человека важная роль принадлежит соци­ально-психологической наблюдательности - свойству личности, позво­ляющему ей успешно улавливать малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, вбирающая некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивносги. Наблюдательная сензитивность связа­на со способностью воспринимать собеседника с одновременным запоминанием содержания характеристик личности и ситуации об-шения (по определению А. А. Бодалева - это <■ различительная точ­ность» (Бодалев, 1982). Теоретическая сензитивность предполагает вы­бор и использование наиболее адекватных теорий для более точно­го понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая

148 Глава 3

сензитивность позволяет понимать представителей различных соци­альных общностей и прогнозировать их поведение (по А А. Бодале-ву, это «стереотипная точность») Идеографическая сензитивность свя­зана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцирова­нии ее от общих характеристик групп (Емельянов, 1985).

Социально-психологическая комттетенгность предполагает опреде­ленный объем знаний и уровень сформированности навыков и умении, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозиро­вать их поведение, формировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся усло­вий. Принято считать, что отношение к людям и себе оценивает­ся труднее, чем"к объектам материального мира и ситуациям.

Межличностная компетентность представляет более узкое поня­тие, являюшсеся частью социально-психологической компетент­ности, но ограниченное межличностными контактами.

Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальны­ми средствами общения (Емельянов, 1985).

Системный подход в межличностном познании. Для структуриро­вания многочисленных результатов исследований по межличнос­тному восприятию целесообразно использовать системный под­ход к этому процессу (Ломов, 1999), элементами которого являют­ся субъект, объект и процесс восприятия (познания) человека че­ловеком (Рис. 2).

Субъект межличностного восприятия (познания), являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характерис­тиками Он может выступать в роли общающегося (наивного пси­холога, человека с улицы и пр.), участника эксперимента (органи­затора, испытуемого и пр.), профессионального психолога и т д.

Объект восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие под­систем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет раз­нообразные формы его поведения и проявления психологических характеристик Будучи активно действующей личностью, объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицирован­но организовать свою самоподачу (Крижанская, Третьяков, 1990).

Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, а с другой, будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема.

Психология межличностного взаимодействия ________ 1 49

Рис 2 Системный подход к межличностному взаимодействию

Процесс познания - это не одновременный акт. Кроме познания, он включает обратную связь от объекта восприятия и иногда - элементы коммуникации и взаимодействия.

Субъект межличностного познания Особенности воспринимаю­щего зависят от его объективных и субъективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность, объективность и ско­рость познания другого человека К ним относятся пол, возраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психичес­кие состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр.

Пол. Существенно влияют на процесс познания половые разли­чия. Женщины по сравнению с мужчинами точнее идентифициру­ют эмоциональные состояния и межличностные отношения, дос­тоинства и недостатки личности, эмоционально более предраспо­ложены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

Возраст. На точность восприятия и понимания влияет воз­раст. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они на-

150____________________________________________________Глава 3

чинают разносторонне воспринимать и оценивать людей. Вос­принимающий точнее определяет возраст лиц, который прибли­жается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой раз­ницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния (Бодалев, 1995). Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и подростки ча­сто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить

Национальность, Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни, т. е через сфор­мировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связан­ная с этнической субкультурой «Характер восприятия в межнацио­нальном обшении как самих людей, так и тех отношений, которые складываются между ними, как представителями разных наций, бо­лее нюансирован, чем в однонациональной среде* (Хабибулин, 1974, с. 87). Если воспринимающий имеет опыг общения с представителя­ми разных этносов, то влияние национальности на формирование представления о воспринимаемом будет сказываться меньше.

Темперамент. Некоторые характеристики темперамента влия­ют на процесс познания другого человека Экспериментально было установлено, что чем выше экстравертированность воспринимаю­щего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характери­стикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. По мнению ряда исследователей, экстраверты - смотрят, интровер­ты - думают Необщительные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния (Бо­далев, 1995). Экстравертов в других людях в первую очередь инте­ресует внешняя сторона поведения, физические компоненты обли­ка личности и другие моменты, в которых содержится информа­ция, сходная с данными, присущими им самим. Часто в другие лю­дях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иногда информацией о личностных особенностях объекта, если расценивают его как неинтересного для себя человека.

Социальный интеллект. Успешнее определяют различные пси­хические состояния и межличностные отношения те люди, кото­рые развиты и имеют более высокий уровень социального интел­лекта. Обшее развитие личности предполагает владение богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические по-

Психология межличностного взаимодействия

нятия, и позволяет успешнее оперировать ими при характеристи­ке воспринимаемого человека

Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональ­ном и социальном опыте, понимать самого себя, других людей и прогнозировать их поведение Социальный интеллект имеет общую струкгурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональ­ными основами нравственности Его можно определить как «даль­новидность в межличностных отношениях» (Э Торндаик) и «прак­тически-психологический ум» (Л И Учанскии) (Емельянов, 1985)

Социальный интеллект базируется на социатьно-психологи-ческой наблюдательности, наглядно-образной памяти, рефлек­сивном осмыслении действительности и повеления людей, спо­собности к анализу-синтезу психологической информации и раз­витом воображении Он позволяет успешнее познавать внутрен­ний мир личности, дифференцировать ее межличностные отно­шения и прогнозировать ее поседение в различных ситуациях

Психическое состояние Независимо оттого, устал человек или, наоборот, отдохнул, сосредоточенный или рассеянный, - эти и другие психические состояния бессознательно сказываются на формировании образа воспринимаемого И сложенное подтверж­дается МН01 счисленными экспериментами (Бодалев, 1995)

Состояние здоровья Как свидетельствуют результаты исследо­ваний по психиатрии и медицинской психологии, состояние здо­ровья воспринимающего сказывается на процессе познания дру­гих людей Так, например невротики по сравнению с шизофре­никами точнее оценивают психические состояния и межличнос­тные отношения людей

Установки Широко известен эксперимент А А Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением им фо­тографии одного и того же лица давались разные установки При установке < преступник» испытуемые характеризовали человека на фотографии как «зверюгу» с «бандитским подбородком», «опус­тившегося» и пр, а при установке «герои» они описывали «моло­дого человека с волевым и мужественным лицом» и т д (Бодалев, 1995) Из зарубежных экспериментов известны полярные характе­ристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором - как финансовый инспектор

Результаты зарубежных исследовании показывают, что уста­новка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах

152 ____________________________________________________Глава 3

or негативно-жесткой (эффект ожесточения) до мягкой и добро­желательной (эффект снисходительности) В силу этого в описа­ние воспринимаемого привносятся эмоционально положитель­ные или эмоционально отрицательные характеристики.

Ценностные ориентации связаны с могивапионно-потребно-стной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприя­тие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно.

В работе М А. Джерелневской с помощью техники оценива­ния фотоизображений выявлялись связи между кооперативно-конфликтным поведением и категориальными структурами визу­альной психосемантики личности (Джерелиевская, 2000)

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представите­лями разных социальных групп Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он воспринимает окружающих

Профессиональная деятельность. Разные виды трудовой деятель­ности предполагают разный объем общения с людьми. Обществен­ные профессии (педагоги, юристы, переводчики и пр) активно фор­мируют социально-психологическую компетентность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией рас­крыта во многих экспериментах (Бодалев, 1970; Кукосян, 1981).

Личностные особенности. Понимание себя и адекватная само­оценка влияют на процесс познания других людей. Эксперимен­тально установлено, что лица, уверенные и объективно относящи­еся к себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные же в себе люди часто воспринимают окружающих лиц как тяготеющих к хо­лодности и не расположенных к ним (Бодалев, 1995). Самокри­тичность позволяет более адекватно воспринимать окружающих людей Авторитарные испытуемые по сравнению с демократичес­ки расположенными высказывают более жесткие суждения о вос­принимаемых лицах Люди, которые по психической организации являются более сложными и сенситивными, глубже и обстоятель­нее описывают и оценивают воспринимаемые лица.

Эмпатийность субъекта формирует определенную сонастро-енность между субъектом и объектом, что обусловливает опреде­ленные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может привести к позитивной оценке воспринимаемой личности.

В зависимости от видов ощущений, по которым к людям посту­пает основная информация (при восприятии человека человеком),

Психология межличностного взаимодействия ___________________________1_53

неиролингвистическое программирование классифицирует людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. «Визуалы» предпочитают зрительно фиксировать информацию о воспринимаемом человеке. «Аудиалы» больше внимания обращают на содержание речевых высказываний партнера по обшению. «Кинестетики» через состо­яние своего тела и различные движения партнера стремятся изу­чить его и эмоционально прочувствовать состояние объекта.

Человек как предмет познания. Восприятие и понимание человека нашло отражение во многих экспериментальных работах Представ­ляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруппировать мно­гие характеристики воспринимаемой личности. В этом плане осново­полагающим понятием может быть облик познаваемого (внешний облик), включающий в себя физический и социальный аспекты.

Физический облик предполагает антропологические особеннос­ти, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.

Антропологические особенности физического облика включа­ют рост, телосложение, голову, руки, ноги, цвет кожи и пр. Как показывают результаты исследований, воспринимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный вы­вод о возрасте, расовой или этнической принадлежности, состо­янии здоровья и других особенностях объекта.

Физиологические характеристики: дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д. Воспринимая их, субъект делает определен­ные умозаключения о физиологическом возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота мо­жет свидетельствовать о психической напряженности восприни­маемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания (пользуется платком, отворачивается в сторону и пр.), является показателем его культурного уровня.

Функциональные особенности включают осанку, позу и поход­ку. Осанка - это манера придавать фигуре определенный вид, со­четание положения корпуса и головы. Различают стройную, под­тянутую, сутуловатую, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности - вялую и бодрую. Наиболее точно оценивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т д. По ней воспринимающий может определить состояние здо­ровья, занимается ли человек спортом, психическое состояние. возраст, черты характера (уверенность в себе, высокомерие, сми­рение, угодничество и пр.) и некоторые свойства темперамента.

154 ____________________________________________________ГтаваЗ

Поза - это положение тела в пространстве. Результаты экспе­риментальных исследований свидетельствуют, что по позам мож­но определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психи­ческое состояние, этническое происхождение и т. д (Лабунская, 1985; Бодалев, 1995; Штангль, 1996).

Походка - это манера ходить, поступь человека. В лохолке находят отражение темперамент (темп ходьбы - быстрый или медленный), физиологическое самочувствие (усталость, бодрость и др.), род занятий (походка балерины, моряка), перенесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (виноватая походка) и т. д. (Бальзак, 1996). Психосемантика по­ходки является малоисследованной проблемой.

Паралингвистические особенности общения: мимика, жесты и телодвижения, контакт глаз 1 . В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвижения.

Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количественные харак­теристики. Качественная сторона предполагает эмоциональное выра­жение лица. Проблема восприятия и понимания эмоциональных со­стояний является междисциплинарной и сложной. Для распознава­ния выражении чаше всего используется подход П. Экмэна, состоя­щий Hi шести основных программ- радость (счастье), гнев (решитель­ность), страх, страдание (грусть), презрение (отвращение) и удивление (рис. 3) и Р. Вудвортса, состоящий из четырех программ: удоволь­ствие-неудовольствие, внимание-пренебрежение. Однозначные и сильно выраженные эмоции несложно дифференцировать, а смешан­ные и слабовы раже иные психические состояния распознаются гораз­до труднее. Количественные характеристики эмоциональных выраже­ний включают интенсивность проявлений переживаний личности (степень их выраженности) (Уайтсаид, 1997, Изард, 1999).

Идентификация эмоциональных состоянии по мимике заклю­чается в сличении формируемого образа воспринимаемого чело­века с хранящейся в памяти воспринимающего системой соци­ально-психологических, эталонов экспрессивных выражений лиц

К жестам относятся экспрессивные движения рук Телодвижения,

В научной литературе функциональные, паралннгвисги"юские, -экстралинпшети-ческис и проксемичеекпе способности, а также касания и контакт глаз называют невербальными средствами общения, или экспрессией человека (Лабунская, 1999). Разные исследопате-ш в названные понятия вкладывают различное содержание.

Психология межличностного взаимодействия _________________________155

Рис. 3 Эмоциональная шкала П Экмэна

называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног В процессе социализации личность осваивает жесты и телодви­жения, специфичные для определенной общности В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимающего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. Если объект восприятия принадлежит к неизвестной для воспринимающего общ­ности, то некоторые его жесты могут быть непонятны для восприни­мающего или будут по-другому истолковываться (Рюкле, 1996, Прой­ников, Л ада нов, 1998, Вилсон, Макклафлин, 1999)

По направлению взгляда объекта, времени и частоте фикса­ции на окружающих его лицах можно определить отношение объекта к ним. Если же добавить сюда разворот туловища объек-

}