Основные направления в психологии. Основные направления - материализм, идеализм, дуализм, эмпиризм, рационализм. Материалистические представления о психике

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Понятие воли

Определение

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Основные подходы к определению природы воли

Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.

Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»

  1. Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
  2. Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.

Идеалистическая психология

Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.

  1. Воля сводится к интеллекту.
  2. Воля сводится к эмоциям.
  3. Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.

Поведенческая психология

В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.

Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»

Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.

В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.

Теории воли в отечественной психологии

Регулятивный подход

  1. Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
  2. Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
  3. Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.

Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:

  1. воля тесно связана с деятельностью;
  2. опосредованность волевого поведения;
  3. воля проявляется в деятельности.

Мотивационный подход

Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.

Аспект выбора

  1. Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
  • замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
  • исполнительная часть (деятельность).
  • Теория регуляционно-волевых процессов Л. М. Веккера. Воля представляет собой высшее специфическое регулирование собственного поведения.
  • Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

    Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

    Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа - души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя - вторичными, производными от духа, идей, сознания.

    Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.

    На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.

    Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

    Существуют следующие основные направления в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

    (от англ. behaviour - поведение) - основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. (1878- 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) - «черный ящик», недоступный для исследования естественно-научными средствами. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

    В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека.

    Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Взгляды Уот-сона были смягчены его последователями, пытавшимися одновременно и приблизить науку о поведении к действительности, и примирить ее со сложившимся философским пониманием человека.

    Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч. (1886- 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

    Особую роль в бихевиоризме сыграл Б. Ф. (1904-1990), признанный авторитет в теории и практике научения, автор программированного обучения, талантливый и интересный психолог.

    Бихевиоризм неоднократно подвергался всесторонней критике. Его влияние как теоретической концепции невелико, чего нельзя сказать о практической психологии. Во всем мире широкое распространение получили построенные на бихевиористских началах психологические тесты и диагностические методики, техники консультирования, особенно в сфере управления персоналом, учебные программы по воспитанию и обучению детей и взрослых.

    Гештальтпсихология (отнем. Gestalt - образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. (1890-1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология. Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия.

    Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований. На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

    Психоанализ разработан австрийским врачом 3. (1856-1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. В этом направлении психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность души и поведения. С драматической остротой психоанализ поставил вопрос об иррациональном в кажущемся рациональным поведении человека, усмотрев причину все в том же нечто, что не поддается изучению естественно-научными методами. Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты - «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» - «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия.

    Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, требующая глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами положил начало изучению механизмов психологической защиты!

    Судьба психоаналитического учения в разных странах складывалась по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда и части практикующих врачей, относились к нему весьма прохладно. Пожалуй, ни одно другое направление психологии не подвергалось столь резкой критике, как психоанализ. Затем оно нашло сторонников в Германии и Австрии, в других странах Европы и, наконец, в США. Добившись огромного успеха на обоих континентах, психоанализ продолжает лидировать во Франции и Канаде. В остальных странах его постепенно вытесняют методы других видов психотерапии, в частности разработанные многочисленными последователями Фрейда. Вот несколько имен, известных в мире не меньше, чем имя самого Фрейда.

    А. (1870-1937) - австрийский психолог, основатель индивидуальной психологии, главные положения которой можно сформулировать следующим образом:
    не существует непосредственной зависимости психического развития человека от органических факторов;
    с первых лет жизни у ребенка возникает переживаемое им глубоко чувство собственной неполноценности и стремление к творческому самосовершенствованию для преодоления этого комплекса неполноценности;
    человек - существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно;
    цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека; под их влиянием у него формируются образы, память, складывается определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.

    К. Г. (1875-1961) - швейцарский психолог (психиатр) и философ, основатель аналитической психологии, рассматривал психику как сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый комплекс Я, с которым связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое - это приобретенный человеком жизненный опыт, второе передается ему по наследству и отражает общественные знания, накопленные человечеством (мифы, впечатления, образы и т.п.). Юнг ввел в психологию понятия о двух типах личности: интровертах (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) и экстравертах (от лат. extra - вне и verto...). Созданная им типология личности является одной из наиболее интересных и продуктивных психологических концепций.

    Э. (1900-1980) - немецко-американский психолог, философ и социолог, представитель гуманистического психоанализа, согласно которому у человека есть два способа существования - обладание и бытие. Активность человека подчинена удовлетворению базовой потребности - обретению единства с миром и с самим собой. Общество и обстоятельства жизни формируют характер человека. Там, где подавляется свобода личности, где «иметь» преобладает над «быть», возникают патологические характеры. В таком обществе люди перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же автоматически противопоставляя себя ей. Наступает тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия. Единственно адекватный ответ на проблему человеческого существования Фромм видит в любви - форме человеческих отношений, позволяющей обрести подлинное Я.

    Российская психология также не избежала мирового кризиса XX в. Основы нового направления в отечественной психологии были заложены выдающимися физиологами И. М. Сеченовым и И.П. , которые предопределили его естественно-научный характер.

    В советской психологии в 1920-1930-х гг. (1896- 1934) при участии его учеников А. Н. и А. Р. Лурия была разработана целостная культурно-историческая теория. Выготский высказал мысль, что основной единицей, сохраняющей свойства целого, являются сложнейшие формы рефлекторной деятельности - применение средств (орудий). В психологии такими средствами (орудиями) служат знаки, оперируя которыми и воздействуя на другого, человек формирует собственный внутренний мир. Культурные знаки (мифы, религия, искусство, наука) обеспечивают сохранение и трансляцию культуры. Ее сердцевину составляет язык как наиболее развитая система. Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются за счет «присвоения» орудий в функции высшего уровня развития, становясь «культурными». Механическая память превращается в память логическую, импульсивное действие - в произвольное. Выготский назвал область своего исследования - изучение искусственно созданных человеком орудий и знаков, благодаря которым возникают высшие психические функции, - инструментальной психологией.

    Развивая идеи Выготского, его ученики и последователи разработали общепсихологическую концепцию деятельности. Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность - действие - операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие). Управляя организацией внешней деятельности, человек одновременно управляет и внутренней (психической) деятельностью. Главной структурной единицей считается действие: процесс, направленный на достижение цели - образа желаемого результата. А вот основным побудителем к деятельности выступает мотив. Способ (совокупность операций), каким будет достигнута цель, определяется конкретными условиями протекания деятельности. На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов: восприятие (перцептивная деятельность), мышление (мыслительная деятельность), память (мнемичес-кая деятельность) и др. В свой фундаментальной работе «Проблемы развития психики» Леонтьев провел анализ развития психики, раскрывающий механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. Принцип единства психики и деятельности был реализован и при рассмотрении активности животных в процессе приспособления к окружающему миру. Был выделен критерий возникновения психики, описаны стадии ее развития, проведена серия экспериментальных работ по этим проблемам.

    В настоящее время деятельностный подход является одним из влиятельных направлений мировой психологии. Особых успехов представители этого направления добились в сфере обучения и умственного развития, нейропсихологии и психофизиологии.

    Таким образом, внутри научной психологии существуют различные подходы к предмету ее исследования. Психология - наука, которая изучает:
    душу как свойство тела, состоящее в возможности предугадать осуществление того, что имеет возможность осуществиться (идет от Аристотеля);
    сознание как способность думать, чувствовать, желать... (определение появилось в XVII в. в связи с развитием естественных наук);
    поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (направление «бихевиоризм» возникло в США в начале XX в.);
    гештальт как функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений (направление «гештальтпсихоло-гия» возникло в Германии в начале XX в.);
    бессознательное как совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета (направление «психоанализ» возникло в Австрии в начале XX в.);
    психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о них;
    психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения (определение дано в XIX-XX вв.).

    Перечисленные выше основные направления в психологии в той или иной мере относятся к естественно-научным направлениям психологии. В середине XX в. как социальное движение психологов, не ориентированных на естественные науки, возникло новое направление - гуманистическая психология. Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. (1908-1970). Для гуманистического психолога убеждение в свободе человека и отказ от манипулирования им во имя любых целей и идеалов - основа психологической практики. Представители данного подхода выдвигают постулат, согласно которому каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.

    Фотограф Andrea Effulge

    Под идеалистической философией понимаются все направления и концепции внутри этой науки, прослеживающие в себе идеализм как основу. Поэтому для того, чтобы разобраться в сути этих направлений и концепций в философии, следует познакомиться с самим понятием идеализм, а также его следствиями.

    Идеализм (от греческого idea – идея) – фундаментальный принцип в науке, утверждающий первичность имматериального (идеального) перед материальным, если узко. А так же первичность бестелесного, бесчувственного, субъективного, оценочного и непространственного в любых явлениях и процессах над материальным, которому присущи объективность, телесность, чувственное ощущение без оценок и наличие пространства, если рассматривать понятие широко. То есть, в многом справедливо, что идеализм - это альтернатива материализму, а в космогонических (происхождения Вселенной) вопросах эти понятия зачастую рассматриваются как антагонисты. Таким образом, несложно понять, что идеалистическая философия полностью включает в себя все свойства идеализма.

    Важно понимать, что термин идеализм не нужно смешивать с понятием идеалист, так как последнее образовано от термина «идеал», которое в свою очередь не синоним понятия «идея».

    Сама идеалистическая философия делится на два направления, расходящихся в фундаментальном следствии, несмотря на согласие в остальных мнениях. Эти направления: объективный и субъективный идеализм, то есть субъективно и объективно идеалистическая философия. Первое, объективное направление, заявляет, что имматериальное, то есть идеальное, существует вне и независимо от какого-либо сознания, второе же, субъективное направление, утверждает, что только в каком-либо сознании может существовать идеальная реальность. Здесь важно понимать, что «идеальная» реальность это не синоним «совершенная», пониманием настоящего значения терминов и отличается научное восприятие от обывательского.

    Одним из первых занимавшихся проблемами идеалистической философии, кто известен истории, был Платон. У этого мыслителя идеализм был представлен в дуалистической связке восприятия мира разумом. Первая часть, это восприятие и осознание истинной сути вещей – их идей, которые вечные и точные, а вторая часть, это ощущение вещей в их материальной форме, которая многогранна, обманчива и временна.

    Мнение различных религиозных мыслителей – сторонников религиозно-идеалистической философии мы опустим, как заведомо антинаучное или вненаучное, где, например, идея понималась как вечный и точный образ любой вещи, явления или процесса, как истинная задумка в уме бога. К таким сторонникам идеалистического направления в философии относился и Джордж Беркли, который называл сторонников материализма в лучшем случае вульгарными атеистами, а в худшем даже сектантами атеизма.

    Новое слово в идеалистической философии, впрочем, как и в многих областях этой науки, сказал Иммануил Кант, который своим трансцендентным ограничил познание идеи и идеального сознанием, как феноменом, приступающим к этому с трудом. То есть, Кант проводил прямые параллели своей концепции с формальным идеализмом.

    Кант как основатель германской классической философии мотивировал появление других типов идеализма, которые сформулировали мыслители его эпохи. Например, абсолютный идеализм Гегеля, объективный Шеллинга, и субъективный Фихте. Ключевые отличия этих взглядов внутри идеалистической философии в том, что Кант утверждал полноту и завершённость мира в самом себе, но непознаваемость некоторых его частей для разума. Фихте называл реальность (среду) вне разума субъекта ограниченной для последнего и потому провоцирующей разум на рефлексию и упорядочивание внутреннего (идеального) мира. Шеллинг считал, что граница между идеальным (разумом) и материальным есть тождество любого объекта и субъекта, то есть тайная первооснова. А Гегель с своим абсолютным идеализмом упразднял материальную реальность, отводя ей только роль констатации идеального, которое раскрывалось в первой. То есть, идеалистическая философия Гегеля отводила идеализму роль абсолютного процесса, где диалектически протекает имманентная констатация любых идей. Да, к пониманию этот предмет весьма сложен, но для глубокого его рассмотрения необходимо тесно знакомиться с трудами каждого из представителей идеалистической философии. Последнего в рамках статьи тебе, читатель, я предоставить по понятным причинам не могу.

    Георг Гегель не только внёс существенный вклад в совершенствование философии, но и сформулировал новый тип идеализма – абсолютный. Основная критика абсолютности в идеалистической философии заключается в её отрыве от реальности, то есть, она хороша в теоретическом и отвлечённом построении всех известных условий и величин, но трудно применима на деле в бытии и жизни разумного существа – человека. В последнем была обнаружена граница изысканий мыслительной науки, где она переставала быть практически полезна; по крайней мере, на данном этапе эволюции разума.

    Современная идеалистическая философия обозначила себя тем, что более не рассматривает идеализм как антагониста материализма, а лишь как его альтернативу, в то же время, противопоставляя первый реализму. Вообще наблюдается устойчивая тенденция маскировки идеалистической философией своего фундаментального принципа, основанного на идеализме, за двусмысленными или нейтральными понятиями, названиями и оборотами. Но несмотря на это, идейная модальность любых концепций и направлений в современной философии, не относящейся к материализму или реализму, бесспорна.

    Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании - чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм . В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм

    МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание - есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание - это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты : Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

    Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направление вульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.

    ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона») – направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир - это производная от идеи (нематериального).

    В идеализме существуют два самостоятельных направления : объективный идеализм и субъективный идеализм .

    Объективный идеализм. (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель - Платон. Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира - «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» - материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди - это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.


    Субъективный идеализм . (Беркли, Юм и др.). - Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

    Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

    ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) - философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) - материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция - идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

    ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria - опыт) - в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании . Основатель эмпиризма - английский философ 17 в ека Ф.Бэкон . Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма - индукция. Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания - господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием. Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова - травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

    Эмпиризм является противоположностью рационализма.

    Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании . Основатель рационализма – французский философ 17 в екаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разума без влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция. Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному (к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, - бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

    Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный) - особое направление и метод в философии. Важнейшие представители - Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

    АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицательная приставка, gnosis - знание, agnostos - недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители - философы Нового времени (17 в.) - Д. Юм и И. Кант. И.Кант признает, что независимо от нас существует внешний мир - «вещь в себе ». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления - «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности . Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в . был К. Поппер . Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

    Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» - веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.