Исороку Ямамото — маршал Японии, адмирал флота. Сражения на Соломоновых островах. Образ в искусстве и медиа

Историческое кино снимают разное. Одни режиссеры стремятся втиснуть в отведенное экранное время как можно больше событий — тогда кино превращается в полудокументальную хронику, а актерские работы отходят на второй план. Другие стремятся взглянуть на события глазами с позиции исторических личностей, и в таком случае актеры уже выдвигаются вперед, начиная играть более существенную роль. Третьи хотят раскрыть образ конкретного исторического деятеля, тут как главный, так и актеры второго плана получают шанс показать себя во всей красе, а за основу сюжета, как правило, берется лишь несколько, а то и одно событие. Бывает, эти три варианта удается совместить, уделив внимание и событиям, и людям, тогда получается по-настоящему качественная и зрелищная историческая картина, но подобных в сокровищнице мирового кинематографа сравнительно немного. Существуют еще и костюмные исторические фильмы, где основной упор делается на картинку: костюмы, интерьеры, архитектура… Исторической достоверности создатели таких лент обычно придерживаются очень условно, хорошие актерские работы здесь случаются, но нечасто. Такой себе исторический гламур крепкой средней зрелищности при хорошем режиссере, ну а при не очень хорошем — соответственно.

Кроме того, важную роль играет конкретная страна, где исторический фильм снимают, ну и само собой — конкретная историческая эпоха, о которой собираются поведать авторы.

С японским историческим кино я на сегодня пока знаком слабее, чем хотел бы, поэтому, вероятно, каких-то важных деталей и нюансов, которые оценили или, наоборот, покритиковали зрители Страны Восходящего Солнца и те, что просто в теме, я не заметил. Но даже при этих условиях фильм Сейджи Маруямы заслужил у меня высокой оценки. В его фильме хорошо передана сама атмосфера того во многом определяющего для страны момента и последствий, которые имели решения правителей. Гамлетовский вопрос в глобально-политическом в масштабе «Вступать или не вступать во Вторую мировую?» оборачивается для страны острыми спорами и полярными мнениями.

Противоречивыми чувствами мучается и главный герой фильма — легендарный адмирал Ямамомто, которого замечательно играет Тосиро Мифуно. Это человек, преданный своей стране, который, тем не менее, как человек опытный, мудрый и дальновидный, умеет видеть не только ближайшую, но дальнюю перспективу, соотносить нынешние возможности и потенциал Империи с вероятными последствиями от тех или иных решений. Но ура-патриотизм зачастую отмахивается от таких предупреждений, для него имеет значение только здесь и сейчас. Адмирал скуп на внешнее проявление эмоций, но Мифуно потрясающе убедительно передает переживания Ямамомто: любовь к своей стране и готовность отдать жизнь за нее, разочарование и боль от недальновидности и безрассудства некоторых руководителей страны и ряда окружающих его высоких и низших военных чинов. Но самое большое впечатлении оставляет в этом неординарном человеке удачно переданное чувство безысходности от того, что, скорее всего, случится, и что он не в силах это предотвратить. Никто не будет заламывать руки и рвать на себе волосы, но столько всего удается прочитать во взгляде, неторопливых движениях и словах адмирала! Мифуно сыграл хорошую роль и от души хочется сказать ему за не спасибо. Очень хорошими вышли в фильме и моменты, адмиралу приходится в считанные часы, а порой и минуты принимать судьбоносные для тысяч и даже миллионов решения. Груз ответственности, который в этот момент висит на человеке, и напряженную, работу его мысли можно, кажется, буквально пощупать, настолько удачно играет здесь актер.

Не испортили фильм своим участием и остальные. Несмотря на то, что все они держались в тени Мифуно, которому авторы дали полный карт-бланш, несколько действующих лиц запали в память. Среди них персонажи Юдзо Каямы, Тошио Куросавы, Дайскэ Като и особенно Масао Симидзу. В их исполнении получились самобытные выразительные персонажи.

Неплохо передана в «Адмирале Ямамото» сама атмосфера, настроения тех лет, о которой, посмотрев картину, можно составить целостное впечатление.

Спецэффекты почти 50-летней давности, в частности сцены боев, с сегодняшних позиций вызывают лишь улыбку, но тогда, думаю, смотрелись очень прилично, да и совсем не это главное у Маруямы, главное, ему удалось показать очень известную историческую фигуру — адмирала Ямамомто, при этом не только продемонстрировав его авторитет и любовь, которой он пользовался среди подчиненных, но и не обойдя острых углов его драматичной истории.

Высокий балл заслужил за свою работу и композитор Масару Сато, удачно попавший со своей музыкой как в целом в настроение фильма, так и в отдельные его моменты.

Яркая, правдивая картинка эпохи с рассказом о легендарном японском адмирале и прекрасными актерскими работами.

Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.


Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении он получил несколько ранений. Потеря двух пальцев на руке едва не кончилась увольнением со службы. После войны моряк служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли создать флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете, затем снова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году моряк стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр-адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30-х годов адмирал создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.

Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо нанести поражение флоту США, чтобы заставить американцев прекратить экспансию на Тихом океане. Ямамото, хорошо представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осторожно предупредил премьер-министра Коноэ «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но я должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское правительство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Решающую роль сыграли авианосцы, за развитие которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что этот успех только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.

26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда окончательно выяснилась неудача дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что атака Перл-Харбора произойдет после официального объявления войны, но дипломаты передали текст ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев атаковали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; еще 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить лишь авианосцы, которых в базе не было.

В значительной мере успех был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а также настояниям самого Ямамото. В 1939-1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так плохо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла мысль о том, что против кораблей выгоднее применять пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда еще вице-адмирал Ямамото предвидел, что не всегда необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет успешно начать войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как это было в 1904 году с Порт-Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.

Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал найти и уничтожить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, задача была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы «Рюдзе», «Дзуйхо» и «Касуга-мару», но они могли поднять всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей «Зеро» удалось добиться такой дальности, что японцы смогли атаковать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы - к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный корабль «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс»; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.

Неудачная попытка взять без поддержки авиации Уэйк, который защищали всего 4 истребителя «Уайлкэт», заставила Ямамото отправить к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Перл-Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.

Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост-Индии в январе - марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную роль играла морская и базовая авиация.

В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервые японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7-8 мая удалось потопить «Лексингтон» и повредить «Йорктаун», лишившись всего одного легкого авианосца «Сехо». Они считали сражение в Коралловом море своей победой, однако от высадки на Новой Гвинее в Порт-Морсби пришлось отказаться. Потери опытных летчиков оказались столь велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, ибо «Йорктаун» сыграл большую роль при Мидуэе.

На проходившем в начале мая на борту линкора «Ямато» совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот результат соответствовал тому духу уверенности в победе, который воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что после первых побед смогут принять натиск промышленно более развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие промышленное превосходство США, ожидали, что правительство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако после полосы сплошных успехов было принято решение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.

Налет на Японские острова, который 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца «Хорнет», поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию против Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал далеко на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся уничтожить в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч человек и 1000 самолетов. Японский флот имел преимущество также благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.

В июне 1942 года Ямамото руководил атакой острова Мидуэй, одновременно направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы атаковали остров, неприятельская авиация нанесла удар по японским авианосцам в тот момент, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли один «Йорктаун».

После поражения японское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, через Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1-го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2-го до 5-го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа «Хирю» и 5 - типа «Тайхо», однако из-за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.

Тем временем американцы сами перешли в наступление и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.

Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из-за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота мало внимания обращали на строительство воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена действовать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась слишком большая нагрузка. Сразу после многих побед японское командование уступило поле боя американцам. Те особое внимание уделяли созданию цепи авиабаз, с которых успешно действовали против неприятеля. В критический момент не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Трука и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и нанести контрудар.

Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала можно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался сдерживать неприятеля, пока его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления против Гуадалканала и юго-восточной части Новой Гвинеи.

В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных - меньше, чем при налете на Перл-Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось немало таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали самолет. Многие лейтенанты имели не более 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное присутствие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодежь, чтобы она имела шансы выжить после встречи с противником.

Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт-Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, убежденный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.

Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни поражение при Мидуэе, ни потеря Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал брал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он даже при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило впечатление на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая моральный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах победа и поражение будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.

Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе специально подготовленной операции американскими самолетами недалеко от острова Бугенвиль. В день гибели японское правительство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил «Ямамото был один, и заменить его не может никто».

Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили небольшой камень.

Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось значение авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались строить авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после Того.

Выпускник Академии военно-морского флота Японской империи, Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета (1919-1921).

Ямамото занимал несколько важных постов во флоте Японской империи, и провёл в нём ряд изменений и обновлений, особенно в развитии военно-морской авиации. Был главнокомандующим во время первых, довольно успешных для Японии, лет войны в Тихом океане, провёл такие битвы, как Пёрл-Харбор и Мидуэйское сражение . Погиб во время инспекционного вылета на фронтовые позиции на Соломоновых островах , когда его самолёт был сбит американскими истребителями Локхид P-38 «Лайтнинг» . Его смерть нанесла огромный удар по духу японских войск во время Второй мировой войны.

Семейные корни

Подготовка к войне, 1920-1930-е годы

Адмирал флота Исороку Ямамото

В политическом отношении Ямамото был сторонником мирного решения всех конфликтов. Он был абсолютно против войны с Соединенными Штатами - эта позиция появилась в результате его обучения в Гарварде , службы помощником адмирала, и службы военно-морским атташе (два раза) в Вашингтоне . Он был продвинут по службе в звание капитана в 1923 году , а в 1924 году , когда ему исполнилось 40, он сменил специализацию с морской артиллерии на морскую авиацию. Первым кораблём под его командой стал крейсер «Исудзу» в 1923 году , а следующим - авианосец «Акаги ». Ямамото был большим сторонником военно-морской авиации, и в чине вице-адмирала , до принятия поста командующего Первым авианосным дивизионом, служил начальником отдела аэронавтики.

Он принял участие во второй Лондонской морской конференции в 1930 году , в звании контр-адмирала , и уже в звании вице-адмирала в Лондонской Мореходной Конференции 1934 года . Японское правительство считало, что кадровый военный специалист обязан сопровождать дипломатов во время обсуждения сокращения вооружений. Ямамото лично не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию в 1931 году , ни последующую войну с Китаем (1937 год), ни Берлинский пакт (1940 год) с нацистской Германией и фашистской Италией. Как заместитель министра военно-морских сил, он извинился перед послом Соединённых Штатов Джозефом К. Грю (англ. Joseph C. Grew ) за бомбардировку канонерской лодки «Панэй» (англ. USS Panay ) в декабре 1937 года . Все эти поступки сделали его мишенью провоенных милитаристов.

Ямамото был против строительства линейных кораблей «Ямато » и «Мусаси», с его точки зрения это было не самое умное использование финансовых и технических ресурсов.

Ямамото провёл ряд обновлений в военно-морской авиации Японской империи. Несмотря на известность за его работу с авианосцами, преимущественно из-за Пёрл-Харбор и Мидуэй , ещё больший вклад Ямамото внёс в развитие береговой авиации, особенно в разработку средних бомбардировщиков G3M и G4M . Его требования большей дистанции полёта и возможности вооружения самолётов торпедами , возникли из-за японских планов уничтожения американского флота во время передвижения последнего через Тихий океан . В результате нужная дальность перелёта для бомбардировщиков была достигнута, однако, истребителей сопровождения дальнего действия по-прежнему не было. Бомбардировщики были лёгкими, и с баками, полными горючего, они были особенно беззащитны против огня противника. За эти качества американцы прозвали G4M «Летающая Зажигалка» (англ. The Flying Cigarette Lighter ). Смерть настигнет Ямамото в одном из этих самых самолётов.

Дальнобойность G3M и G4M подняла задачу для разработки дальнобойных истребителей. Частично это повлияло на требования по разработке А6М Зеро , который ценился за дальность полёта и манёвренность. Оба качества были приобретены за счёт облегчённой конструкции и легкой воспламеняемости - недостатки, которые дополнили высокие потери А6М в развивающейся войне.

Адмирал флота Ямамото, архивное фото США

Япония двигалась всё ближе к войне в 1940 году, и Ямамото двигался как к стратегическим так и к тактическим новшествам, часто со смешанными результатами. Под влиянием молодых и талантливых офицеров, таких как Минору Гэнда , Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый Воздушный Флот - кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. Это нововведение представляло собой мощную ударную силу, но также собирало авианосцы в одну компактную мишень - две стороны одной монеты, которые одинаково проявили себя во время войны. Ямамото был во главе формирования, похожего по своей организации на Первый Воздушный Флот, берегового 11-го Воздушного Флота, который позже нейтрализовал американскую авиацию на Филиппинах и потопил британское соединение Зет, используя бомбардировщики G3M и G4M.

В январе 1941 года, Ямамото пошёл ещё дальше и предложил радикальный пересмотр японской военно-морской стратегии. В течение двух десятилетий Генеральная Ставка Военно-морского флота Японской империи следовала по стопам доктрины капитана Альфреда Маана . Япония планировала боевые действия с использованием легких сухопутных формирований, подводных лодок и береговой авиации, которые бы измотали американский флот во время переброски последнего через Тихий океан, после чего японский флот вступил бы в завершающее «Решающее Сражение» в северном районе Филиппинского Моря (между островами Рюкю и Марианами), с линейными кораблями , вступившими в традиционную перестрелку.

Ямамото верно указал, что этот план не работал даже во время японских учений, и в то же время понимая размах американского военного потенциала, он предложил решить американский вопрос путём нанесения раннего удара, таким образом сокращая противостоящие силы противника, а после этого вступить в «решающее сражение» как атакующая сторона, вместо ведения оборонительных действий. Ямамото надеялся (но, скорее всего, не верил) на то, что американцы не перенесут такой страшный удар так рано в войне, и что они захотят дипломатически окончить этот конфликт. На самом деле, послание, которое официально разорвало дипломатические отношения с Соединёнными Штатами, было доставлено с опозданием, и как он и думал, американцы были преисполнены желания отомстить и не собирались вести переговоры. Размышления Ямамото на это тему, годы спустя, были драматически переданы в монологе «О спящем исполине», приписанном ему в фильме «Тора! Тора! Тора! ».

Штаб Военно-морского флота отказался содействовать с Ямамото, и чтобы добиться своего, тот был вынужден подать заявление об уходе в отставку, играя на своей популярности во флоте. Адмирал Осами Нагано и остальной штаб, в конце концов, прогнулись под его давлением, но пока только согласились провести атаку на Пёрл-Харбор . Элемент неожиданности имеет долгую традицию в военном деле в начале многих войн, и Япония решила использовать этот тактический ход - в случае успеха, атака давала им шесть месяцев для захвата ресурсов Голландской Ост-Индии, без вмешательства американского флота.

Первый Воздушный Флот начал приготовления для налёта на Пёрл-Харбор, решая множество технических недостатков по пути, включая пуск торпед в мелководье Пёрл-Харбора и производство бронебойных бомб путём механической обработки снарядов от корабельных орудий. .

Атака на Пёрл-Харбор, декабрь 1941 года

Как Ямамото и планировал, Первый Воздушный Флот в составе шести авианосцев с около 400 самолётами на борту открыл боевые действия против США 7 декабря 1941 года , выслав около 350 самолётов против Пёрл-Харбора в две волны. Эта атака была успешна, так как она выполнила все поставленные боевые задачи: потопить, по крайней мере, четыре американских линкора и предотвратить вмешательство флота США в юго-западное наступление Японии, по крайней мере на шесть месяцев.

В результате атаки 5 американских линкоров были потоплены, 3 получили повреждения, 11 других кораблей - крейсера , эсминцы и вспомогательные суда были или потоплены, или серьёзно повреждены. Японские потери составили 29 самолётов сбитыми, и более чем 111 с повреждениями различной степени. Большинство повреждённых самолётов были пикирующими и торпедными бомбардировщиками - из-за этого у японцев не осталось достаточно огневой мощи, чтобы развивать атаку далее. Командующий Первым Воздушным Флотом вице-адмирал Тюити Нагумо приказал отступить. Позже Ямамото сурово критиковал решение Нагумо, поскольку тот не сумел использовать ситуацию, чтобы обнаружить и уничтожить американские авианосцы, которые отсутствовали в гавани, или продолжить бомбардировку стратегических объектов на острове Оаху. Нагумо ничего не мог выяснить о местонахождении американских авианосцев; в этой ситуации, если бы он выслал свои самолёты на их поиск, он рисковал быть обнаруженным и атакованным американскими силами до возвращения своих лётчиков. Его бомбардировщики не имели нужного боевого груза для атаки ремонтных доков и судостроительных мастерских, или даже топливных хранилищ, уничтожение которых могло нанести гораздо большие потери, чем бомбардировка самих кораблей. В любом случае, после двух волн атаки, уже не оставалось достаточно дневного света, что послать и вернуть обратно ещё одну волну самолётов, и у эсминцев сопровождения Нагумо не было достаточно топлива для длительного дрейфа. Многое из того, что мечтал сделать Ямамото, не случилось, но нужно принять к сведению, что Нагумо никоим образом не был наказан за его отступление, которое было также здоровой частью изначального плана и правильным решением в тот момент.

На политическом уровне, эта атака прошла полным провалом для Японии, возбудив американский гнев и желание отомстить за «трусливую атаку». Но как должное, Япония начала все свои современные войны таким образом, и все ожидали, что она сделает это ещё раз - только не в Пёрл-Харборе. Шок от атаки в неожиданном месте, с такими огромными потерями, и игра «не по правилам», без официального объявления войны (из-за неважной работы японского посольства нота об объявлении войны была передана после начала атаки), буквально взбурлили общественное мнение Америки - мстить без пощады. В середине 1941 года премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ спросил Ямамото, о том что тот думает об исходе возможной войны с Соединенными Штатами, ответ Ямамото широко известен: Если поступит приказ вступить в бой

Это предсказание воплотилось в жизнь, когда Япония с лёгкостью захватывала территории и острова в первые шесть месяцев войны, а потом понесла огромное поражение в Мидуэйском сражении 4-7 июня 1942 года , в битве, которая сдвинула чашу весов в Тихом океане в сторону США, и позволила Америке начать наступательные действия против Японии в Гуадалканал.

Со стратегической точки зрения, атака удалась - американские силы были не способны вмешаться в завоевание Голландской Ост-Индии в течение шести месяцев, но не с точки зрения Ямамото, он считал эту атаку бессмысленной. Военно-морские силы США отказались от всех планов по атаке через Тихий океан к Филиппинам ещё накануне войны в 1935 году (следуя за развитием военного плана «Орандж» (англ. War Plan Orange )). В 1937 году ВМС США ещё больше убедились, что только мобилизация личного состава флота военного времени займёт не менее шести месяцев, а неимоверное количество остального оборудования, необходимого для пересечения Тихого океана, просто не существовало, и его производство заняло бы ещё два года после начала войны. В 1940 году , Главнокомандующий Морскими Операциями, американский адмирал Харольд Старк (англ. Harold Stark ) написал «План Дог» (англ. Plan Dog ), который делал ставку на оборонительную войну в Тихоокеанском театре, пока США концентрирует ресурсы против Германии , и предписал Тихоокеанскому флоту адмирала Хасбэнда Киммеля (англ. Husband Kimmel ), просто удерживать японцев из восточной части океана, прочь от путей сообщения с Австралией .

И лишь как тактическая операция эта атака достигла полной победы, успешно выполнив поставленные задачи, при потере только 29 самолётов и пяти карликовых подводных лодок

Шесть месяцев побед. Декабрь 1941 - май 1942

Добившийся нейтрализации большинства американского флота в Пёрл-Харбор, Объединённый флот Ямамото развернулся для исполнения большего Японского стратегического плана, разработанного Армией Имперской Японии и Генеральным штабом Военно-морского флота. Первый Воздушный флот продолжил круговое движение по Тихому океану, нанося удары по американским, австралийским, голландским и британским базам, от острова Уэйк к Австралии к Цейлону (теперь Шри-Ланка) в Индийском Океане . 11-й Воздушный Флот сумел нанести удар по самолётам американской 5-ой Воздушной Армии на Филиппинах, пока те ещё были на аэродромах, буквально в считанные часы после Пёрл-Харбора, а потом, в открытом море, потопили британскую формировку Зет (линкор «Принц Уэльский » и линейный крейсер «Рипалс »).

Под командой талантливых подчинённых Ямамото, вице-адмиралов Дзисабуро Одзавы , Нобутакэ Кондо и Ибо Такахаси , японцы смели остатки американских, британских, голландских и австралийских морских формирований в Голландской Ост-Индии, с помощью высадки морских десантов и нескольких морских сражений, которые завершились Битвой в Яванском Море 27 февраля 1942 года . После оккупации Голландской Ост-Индии, и доведения американских позиций на Филиппинах до мелких очагов сопротивления на Батаанском полуострове и острове Коррегидор, японцы захватили «Южную Зону Ресурсов» с её нефтью и каучуком.

Достигнув начальные цели с удивительной скоростью и лёгкостью (и также воюя с плохо подготовленным противником), Япония остановилась чтобы обдумать её следующий ход. Поскольку ни Британия, ни Америка не желали вести переговоры, японцы стали думать как укрепить и удержать их новые территории, и также как покорить или выбить из войны одного или нескольких противников.

Различные планы были разработаны для этой стадии, включая бросок на запад к Индии , на юг к Австралии и на восток к США. Ямамото принимал горячее участие в обсуждении этого вопроса, поддерживая разные планы в разное время, с различным энтузиазмом и для разных целей, включая свои собственные.

Некоторые планы были довольно грандиозными, например оккупация Индии или Австралии, или захват Гавайских островов . Но все они были забракованы, так как армия не могла выделить достаточное количество формирований из Китая для первых двух планов, и средств перевозки для вторых двух. (Средства перевозки были распределены и цепко удерживались между флотом и авиацией. ) Вместо этого Имперский Генеральный Штаб поддержал бросок армии на Бирму , в надежде соединиться с индийскими националистами и начать там революцию против британского правительства, атаковать Новую Гвинею и Соломоновы Острова , чтобы перерезать морские пути сообщения между Австралией и Соединёнными Штатами. Ямамото настаивал на «Решающем Сражении», чтобы добить остатки американского флота, но более консервативные офицеры Генерального Штаба ВМФ не хотели рисковать.

В середине обсуждения планов, воздушный налёт Дулитла (англ. Dolittle Raid ) ударил по Токио и прилегающим районам, показав штабным офицерам возможности американским авианосцев, и здравость плана Ямамото. Генеральный Штаб согласился на Мидуэй Операцию Ямамото, идущую в ногу с планом захвата позиций на Алеутских островах , которая впоследствии стала первой из операций против путей сообщения Австралии и Америки.

Ямамото начал быструю разработку планов по Мидуэю и Алеутам и в то же время сформировал группировку под командованием контр-адмирала Такэо Такаги , включив в неё Пятый Авианосный Дивизион (новые крупные авианосцы Сёкаку и Дзуйкаку), для поддержки захвата островов Тулаги и Гуадалканал, которые были нужны для морских и авиационных плацдармов, а также города Порт-Морсби на южном берегу Папуа-Новой Гвинеи, для плацдарма в направлении Австралии.

Операция по захвату Порт-Морсби вышла совсем иначе, чем планировалось. Несмотря на то что острова Тулаги и Гуадалканал были взяты, флот на пути к Порт-Морсби был вынужден ретироваться, после того как Такаги столкнулся с американскими авианосцами, и вступил в Сражение в Коралловом море в начале мая. Японцы потопили американский авианосец «Лексингтон » (англ. Lexington ), в обмен на более малый авианосец, но «Сёкаку » был повреждён до такой степени, что нуждался в доковом ремонте. Американский зенитный огонь и истребители, а также и японские операционные неудачи, заметно потрепали пикирующие бомбардировщики и торпедоносные самолёты на «Сёкаку » и «Дзуйкаку ». Эти потери оставили «Дзуйкаку» без действия, пока не прибыли новые самолёты и не были обучены лётчики.

Мидуэйское сражение. Июнь 1942 г.

План Ямамото для Мидуэйской Операции, был продолжением его стараний для нейтрализации Тихоокеанского флота США на достаточно долгое время, чтобы укрепить японский периметр обороны на цепи Тихоокеанских островов.

Долгое время существовало мнение, что Япония собиралась выманить американские силы - и возможно даже и авианосцы - на север от Пёрл-Харбор, и, чтобы достичь этого, Пятый Флот (два лёгких авианосца, пять крейсеров, 13 эсминцев и четыре транспорта) был послан против Алеутов, с задачей атаковать Голландскую гавань и остров Уналашка , а также захватить дальние острова Кыска и Атту . Но современные исследователи японских документов открыли , что эта авантюра была идеей одного лишь генерального штаба военно-морских сил, и что Ямамото согласился выполнить эту операцию, только лишь если его Мидуэйская операция будет одобрена.

Японский план заключался в том, что в то время, когда Пятый Флот продвигается на Алеуты, Первая Быстроходная Группа (4 авианосца, 2 линкора, 3 крейсера и 12 эсминцев) должна атаковать остров Мидуэй и разгромить всю авиацию противника, находящуюся на нём. Когда авиация будет нейтрализована, Второй Флот (1 лёгкий авианосец, 2 линкора, 10 крейсеров, 21 эсминец, и 11 транспортёров) должны были высадить десант в размере 5000 бойцов, и выбить американских морских пехотинцев с атолла .

Ожидалось, что после захвата Мидуэя американские авианосцы повернут в приготовленную ловушку на западе, где Первая Быстроходная Группа вступит в бой и разгромит противника. После этого Первый Флот (1 лёгкий авианосец, 7 линкоров, 3 крейсера и 13 эсминцев), в содействии с элементами Второго флота, должен будет очистить этот сектор от остатков сил противника и завершить разгром Тихоокеанского флота США.

Чтобы предотвратить какие-либо неожиданности, Ямамото решил провести две операции для подстраховки. Первой стал воздушный разведочный вылет (Операция К) в Пёрл-Харбор, чтобы убедиться, что американские авианосцы находились именно там. Второй стала пикетная линия подводных лодок, чтобы заметить передвижение авианосцев противника к острову Мидуэй вовремя, и таким образом дать возможность Первой Быстроходной Группе, и Первому и Второму флотам сгруппироваться для атаки по ним. Но получилось, что первая операция была отменена, а вторая началась с опозданием, и авианосцы были упущены.

Подготовка плана была очень быстрой и полна компромиссов, но в результате, план вышел хорошо продуманным, организованным, и осуществлялся в самый удобный момент для Японии. Против четырёх авианосцев, двух лёгких авианосцев, 11 линкоров, 16 крейсеров и 46 эсминцев, которые должны были участвовать в сражении, американцы имели возможность выставить лишь три авианосца, восемь крейсеров и 15 эсминцев. Перевес в силах был просто огромным, только лишь по количеству самолётов и подлодок стороны были равны. Несмотря на все проблемы с планировкой, выглядело, что Ямамото держит все козырные карты.

Но ужасная катастрофа поджидала Ямамото, кошмар любого командира, когда враг узнаёт о планах операции до её исполнения - американские связисты сумели расшифровать японский военный код Д (ДжейЭн-25 в США). В результате американский адмирал Честер Нимиц , командующий Тихоокеанским флотом, сумел увильнуть от обеих мер подстраховки Ямамото, и сумел разместить свои меньшие силы, чтобы провести разрушительную для японцев засаду. По расчётам Нимица, три авианосца, плюс авиация на острове Мидуэй, давали ему достаточно сил для уничтожения Первой Быстроходной Группы Нагумо .

Война после Мидуэйского сражения

В 1976 году был снят фильм «Мидуэй» . Здесь описывается сражение, которое повернуло ход войны в Тихом океане, в роли Ямамото снялся Тосиро Мифунэ . Показано, как он планирует атаку на атолл и видит, как его планы рушатся, и четыре авианосца идут на дно 4-6 июля 1942 года . В отличие от «Тора! Тора! Тора!», все японские персонажи этого фильма говорят по-английски.

В 2001 году снят фильм «Пёрл-Харбор» продюсера Джерри Брукхаймера , в основном закрученный на любовном треугольнике американских персонажей. Несколько раз в нём показывают японцев, разрабатывающих атаку на Пёрл-Харбор. В роли Ямамото - актёр Ивамацу Мако , названный кандидатом на «Оскара», звезда картины «Горец: Последнее Измерение» . Одна из цитат Ямамото из этого фильма: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну».

В 2011 году был снят фильм, посвящённый адмиралу - Командующий Объединённым флотом Ямамото Исороку (яп. рэнго: кантай сирэй тё:кан ямамото исороку )

Источники

Литература

  • Agawa, Hiroyuki; Bester, John (trans.). The Reluctant Admiral . New York: Kodansha, 1979. ISBN 4-7700-2539-4 . A definitive biography of Yamamoto in English.
  • Хироюки Агава Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор Издательство - Центрполиграф Год издания - 2003 ISBN - 5-9524-0195-3
  • Davis, Donald A. Lightning Strike: The Secret Mission to Kill Admiral Yamamoto and Avenge Pearl Harbor . New York: St. Martin’s Press, 2005. ISBN 0-312-30906-6 .
  • Dull, Paul S. A Battle History of the Imperial Japanese Navy, 1941-1945 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1978. ISBN 0-87021-097-1 .
  • Evans, David C. and Mark R. Peattie. Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy 1887-1941 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. ISBN 0-87021-192-7 .
  • Glines, Carroll V. Attack on Yamamoto (1st edition). New York: Crown, 1990. ISBN 0-517-57728-3 .
  • Hoyt, Edwin P. Yamamoto: The Man Who Planned Pearl Harbor . New York: McGraw-Hill, 1990. ISBN 1-58574-428-X .
  • Lundstrom, John B. The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1984. ISBN 0-87021-189-7 .
  • Miller, Edward S. War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897-1945 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1991. ISBN 0-87021-759-3 .
  • Peattie, Mark R. Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909-1941 . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2002. ISBN 1-55750-432-6 .
  • Prados, John. Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2001. ISBN 1-55750-431-8 .
  • Ugaki, Matome; Chihaya, Masataka (trans.). Fading Victory: The Diary of Admiral Matome Ugaki, 1941-45 . Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1991. ISBN 0-8229-5462-1 .
  • Гордиенко А. Н. Командиры Второй мировой войны. Т. 1., Мн., 1997. ISBN 985-437-268-5

Ссылки

  • Биография Ямамото From Spartacus Educational (англ.)
  • База данных Второй мировой войны: Биография Исороку Ямамото (англ.)
  • База данных Второй мировой войны: Смерть Ямамото (англ.)
  • Адмирал Исороку Ямамото, Японский военно-морской флот US Naval Historical Center (англ.)
  • Крушения Тихого океана. Место, куда упал бомбардировщик с Ямамото на борту (англ.)
  • Великая тихоокеанская война (англ.)
  • Убийство Ямамото в 1943 году (яп.)
  • Гибель Ямамото Документальные кадры.

«Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, то в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Из обращения И. Ямамото к премьер-министру Японии Коноэ. Лето 1941 года

Родился Исороку Такано (Ямамото) 4 апреля 1884 года в городе Нагаока префектуры Ниигата. Исороку был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано княжества Нагаока. Потом он был усыновлен и взял фамилию своего приемного отца — Ямамото. В 1904 году окончил военно-морскую академию. Участник русско-японской войны (1904-1905). Служил на крейсере «Ниссин». В Цусимском сражении получил несколько ранений и лишился двух пальцев на руке.

ОТ ЛЕЙТЕНАНТА ДО КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ

В 1915 году Ямамото пришел к мысли о необходимости создания авианосных кораблей (этаких плавучих аэродромов). В 1916 году получил звание лейтенант-командора (после окончания Военно-морского колледжа высшего командного состава). В 1919-1921 годах прошел обучение в Гарвардском университете, затем продолжил службу в Японии, был наблюдателем на нескольких европейских кораблях. В 1923-м стал командиром крейсера «Исудзу», а в 1924 году — командиром авианосца «Акаги». В 1925-1929 годах — военный атташе Японии в США (в Вашингтоне). Принял участие во второй Лондонской морской конференции (1930) в звании контр-адмирала и в Лондонской Мореходной Конференции (1934) в звании вице-адмирала. В 1936-1939 годах — заместитель морского министра. С 1939 года Ямамото командует Объединенным флотом империи. Благодаря инициативе, наличию связей в правительстве и близости к императору Японии Исороку Ямамото удалось получить значительные средства на развитие флота, который к концу 1930-х годов стал одним из сильнейших на Тихом океане.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

В 1940 году Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый воздушный флот — кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. И именно Исороку Ямамото подготовил операцию (при использовании этих шести авианосцев) по уничтожению американского флота в главной тихоокеанской базе США Перл-Харборе.

Нападение на Перл-Харбор состоялось 7 декабря 1941 года. 341 палубный японский самолет Первого воздушного флота в течение двух налетов (используя эффект внезапности) разбомбил американскую морскую базу. В итоге нападения восемь линейных кораблей ВМФ США были потоплены или тяжело повреждены. Кроме того, японские самолеты потопили и/или повредили: три крейсера, три эсминца и минный заградитель; уничтожили 188 американских самолетов. Правда, человеческие потери США оказались невелики: 2403 убитыми и 1178 ранеными. Успех стоил японцам потери 29 самолетов и 5 сверхмалых подводных лодок (всего погибло 64 японца: 55 летчиков и 9 подводников, еще один попал в плен). Несмотря на кажущийся грандиозным успех нападения на Перл-Харбор, абсолютной победы японцам достичь все-таки не удалось. И в этом опять-таки «заслуга» адмирала Ямамото. На руку американцам сыграло честолюбие адмирала. Узнав о первом успехе, он отменил вылет следующей волны самолетов на Перл-Харбор, понимая, что теперь эффект внезапности прошел и потери будут значительно выше (то есть его победа будет не такой явной).

Удивительно, но только во время (почти годичных) тренировок нападения на Перл-Харбор японцы потеряли несколько сот своих самолетов.

Решение адмирала отменить последующие вылеты привело далее к фатальным последствиям для Японии. Инфраструктура Перл-Харбора, электростанция, ремонтные мастерские и доки, пирсы, огромные запасы нефти, различные склады, корабли обеспечения (в том числе гигантские танкеры), 11 подводных лодок остались не тронутыми. К тому же акватория Перл-Харбор мелководна, и большинство подтопленных кораблей американцам удалось поднять, отремонтировать и ввести в строй. А авианосцы США во время нападения вообще не пострадали — их просто в Перл-Харборе в этот день не было.

Война на Тихом океане складывалась для Ямамото вначале очень удачно. Днем 8 декабря японская базовая авиация буквально истребила большинство американских самолетов на Филиппинах, а 10 декабря 1941 года самолеты берегового базирования (переброшенные по приказу Ямамото с острова Формозы в Индокитай) потопили британский линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс», Это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки японских войск в Малайю. Отрезвление от успехов начало приходить потом.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

18 апреля 1942 года первые 16 американских бомбардировщиков, поднявшихся с авианосца «Хорнет», пробомбили территорию собственно японских островов. А в ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею авианосцы Японии впервые вступили в бой с американскими авианосными кораблями в Коралловом море. Три японских авианосца противостояли двум американским. Японцы (7-8 мая 1942 года) потопили авианосец США «Лексингтон» и повредили «Йорктаун», а сами потеряли всего лишь один легкий авианосец «Сехо». Они посчитали сражение в Коралловом море своей победой, но потери среди опытных пилотов палубной авиации Японии оказались столь велики, что от высадки на Новой Гвинее японцам пришлось отказаться. К тому же военно-морские силы Японии не добили поврежденный «Йорктаун», что впоследствии им вышло боком в сражении у атолла Мидуэй.

В июне 1942 года Ямамото лично руководил атакой острова Мидуэй, которая вылилась в сражение между американскими и японскими авианосными группами. Фортуна здесь оказалась уже на стороне американцев. Японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, американцы лишились только многострадального «Йорктауна». Для японцев это было настоящей катастрофой.

В апреле 1943 года Исороку Ямамото лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического наступления на остров Гуадалканал и юго-восточную часть Новой Гвинеи. В распоряжении Ямамото имелось 190 базовых самолетов и 160 палубных… Однако одолеть противника у него уже не хватило сил.

ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА

18 апреля 1943 года самолет, в котором адмирал Ямамото летел на Соломоновы острова, был перехвачен в воздухе американскими истребителями недалеко от острова Бугенвиль. Это была не случайная встреча в воздухе, это была настоящая засада (точнее специально подготовленная операция американцев), в результате которой самолет Ямамото был сбит американским истребителем Локхид Р-38 «Лайтинг», а сам он погиб. Так американцы рассчитались с талантливым японским адмиралом за нападение на Перл-Харбор. В тот же день правительство Японии произвело И. Ямамото в адмиралы флота (посмертно).

Тело флотоводца было кремировано, прах возвращен в Японию и 3 июня 1943 года с почестями захоронен. Часть праха Ямамото покоится на кладбище в Таме, а часть — в семейном захоронении у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

6285

Противник войны с США, участник конференции по морскому разоружению 1930 года и автор плана нападения на Пёрл-Харбор . Погиб 18 апреля 1943 года во время специальной операции американских ВВС, целью которой и являлся.

Биография

Исороку Ямамото родился 4 апреля 1884 года в г. Нагаока японской префектуры Ниигата в семье старого, но обедневшего самурайского рода. Имя Исороку, данное при рождении, в переводе со старояпонского обозначало возраст его отца на тот момент, а именно 56 лет. Фамилию Ямамото получил в 1916 году, когда был усыновлён одноименной семьёй. В 24 года Исороку женился. У него было два сына и две дочери.

Русско-японская война

В 1904 году Исороку окончил Академию военно-морского Флота и был отправлен служить на крейсер Nissin в звании кадета. Участвуя в Цусимском сражении, он был ранен при взрыве орудия, в результате чего лишился двух пальцев на левой руке.

Межвоенный период

В 1914 году Ямамото закончил Военно-морской колледж высшего командного состава. Первым кораблем, которым он командовал, стал крейсер Isuzu в 1928 году. Затем Исороку стал заниматься морской авиацией и в декабре 1928 года получил под свое командование авианосец Akagi . В 1930 году, после получения звания контр-адмирала, принимал участие в Лондонской конференции по разоружению в качестве военного эксперта при дипломатической делегации Японии.
Исороку не скрывал свое негативное отношение к идеи войны с США, берлинскому пакту и вторжению в Маньчжурию. Это послужило поводом для неприязни со стороны многих высокопоставленных лиц Японской империи.

Однако, профессиональные качества Ямамото и его хорошее отношение к подчиненным позволили сделать карьеру во флоте, несмотря на существующие разногласия. 30 августа 1939 года Исороку был назначен главнокомандующим Объединённым флотом.

Вторая мировая война

Ямамото сыграл очень важную роль в Второй мировой войне в целом и в том, как в неё вступила Япония в частности. Именно он разработал план нападения на Пёрл-Харбор и добился его воплощения в жизнь. Несмотря на свое отношение к предстоящей войне, он понимал, что не в силах предотвратить неизбежное. Поэтому, будучи преданным офицером, постарался сделать всё чтобы Япония имела шанс победить. Создание первого Воздушного Флота из 6 самых крупных авианосцев, влияние на военно-морскую стратегию Японии, вклад в развитие авиации - это только часть заслуг Ямамото.
При этом многие моменты имели две стороны. Так например внезапная атака на Пёрл-Харбор стала провалом в политическом смысле, так как началась до официального объявления войны. С точки зрения стратегии, создание Первого Воздушного Флота, который служил основной ударной силой японского флота, было оправданным, но имело и вторую сторону - большую уязвимость. И если в начале войны такое решение принесло ряд побед, то в Мидуэйском сражении способствовала гибели сразу четырех авианосцев.

Гибель

Влияние Ямамото на ход войны и боевой дух флота было настолько высоко, что в апреле 1943 года по приказу Рузвельта был осуществлен план по его устранению. Расшифровав радиопереговоры о планах перемещения адмирала, 18 апреля американцы отправили эскадрилью истребителей на перехват бомбардировщика, на котором перемещался Исороку во время инспекции войск на Соломоновых островах. Группа прикрытия не смогла противостоять превосходящим силам врага и самолет адмирала был сбит и взорвался, упав в джунгли.
Японское правительство признало гибель главнокомандующего только 21 мая 1943 года. Посмертно Исороку Ямамото было присвоено почетное звания адмирала флота (маршала-адмирала). Похороны состоялись 3 июня 1943 года.

Хронология получения званий

Дата Звание
14.11.1904 Младший лейтенант (яп. 海軍少尉候補生 Kaigun Shōi Kōhosei )
31.08.1905 Лейтенант (яп. 海軍少尉 Kaigun Shōi )
28.09.1907 Старший лейтенант (яп. 海軍中尉 Kaigun Chūi )
11.10.1909 Капитан-лейтенант (яп. 海軍大尉 Kaigun Daii )
13.12.1915 Капитан 3 ранга (яп. 海軍少佐 Kaigun Shōsa )
01.12.1919 Капитан 2 ранга (яп. 海軍中佐 Kaigun Chūsa )
01.12.1923 Капитан 1 ранга (яп. 海軍大佐 Kaigun Daisa )
30.11.1929 Контр-адмирал (яп. 海軍少将 Kaigun Shōshō )
15.11.1934 Вице-адмирал (яп. 海軍中将 Kaigun Chūjō )
15.11.1940 Адмирал (яп. 海軍大将 Kaigun Taishō )
18.04.1943 Адмирал флота (яп. 元帥海軍大将 Gensui Kaigun-Taishō )

Образ в искусстве и медиа