20 апреля всемирный день науки. Почему спецназ ГРУ носит форму ВДВ? Международный день науки или День Дарвина

Happy World Science Day! Да, именно 10 ноября отмечается Международный день науки за мир и развитие. Обычный ноябрьский день стал праздником 15 лет назад по решению ЮНЕСКО. Истории о том, что движет учеными Университета ИТМО, о чем они мечтают и что их больше всего удивляет в их работе, — в нашей подборке.

Всемирный день науки


Владимир Виноградов , руководитель международной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий»

В науку я попал случайно. Аспирантура и кандидатская не были самоцелью — хотелось создать инновационный продукт и выйти с ним на рынок, заниматься бизнесом. Однажды пришло понимание того, что современная наука — это и есть бизнес, чуть иной, со своими правилами, но, определенно, менее жестокий и с широким спектром дополнительных преимуществ. Здесь и остался.

Меня поражает то, как мир переворачивается с ног на голову (не только в политике). Технологии меняют представление о завтрашнем дне, и это происходит у нас на глазах. Участие в этом процесе поистине восхищает.

Силы для занятий наукой мне дает работа с молодежью. Я не называю их студентами, потому что для нас это сотрудники и партнеры. Если говорить о науке глобально, то я мечтаю, чтобы наши молодые ребята все чаще становились нобелевскими лауреатами, оставались на родине, и мы наконец-то научились уважать науку.

Антон Пыркин , декан факультета систем управления и робототехники

Я с детства занимался математикой, решал много задач, воспринимая это как хобби. Мы их решали вместе с родителями. Моя бабушка была учителем математики, и по выходным мы разбирали массу головоломных задач. Потом благодаря школьным олимпиадам это увлечение встало на практически промышленные рельсы. Но в науку как в профессию я попал благодаря научному руководителю, показавшему перспективные задачи, интересные для мирового научного сообщества. И мне очень повезло: любимое дело, приносящее удовольствие, стало моей основной работой.

Очень сложные и неподъемные на первый взгляд технические задачи решаются с помощью простых и в то же время очень сильных математических решений. Понимание этого, безусловно, завораживает. Вот, например, есть робот, состоящий из большого числа деталей, тяжелый и неуклюжий, и вы ставите его на шар. С точки зрения академического программирования, удержать его стоящим на шаре в равновесии — практически не решаемая задача. Но с точки зрения математики (теории управления) решение отыскивается гораздо быстрее, и самое поразительное в этом то, что робот и в самом деле стоит на шаре. И такой подход позволяет решить массу реальных и непохожих друг на друга задач.

Самое большое везение в жизни — это когда ваша работа сочетает в себе три базовых условия: удовольствие, достаточное материальное вознаграждение и свободу в действиях. Как только не учитывается одно из условий, обязательно начнутся проблемы: придется объяснять самому себе, зачем ты вообще этим занимаешься. В моей работе есть все три составляющих, поэтому для меня это занятие, от которого я практически не устаю.

Не бывает такого, чтобы я сидел и мечтал о чем-то применительно к науке. Конечно, хочется получить сильные теоретические результаты, которые могли бы принести большую пользу в реальных практических задачах. Тогда будет ощущение, что силы потрачены не зря. На мой взгляд, необходимо сосредоточенно работать над своими задачами, фокусироваться на главном, не жалеть себя и не воображать о себе слишком много. Тогда будут и результаты, и все, о чем многие только мечтают.

Даниил Волошин , инженер НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО

Мне бы хотелось рассказать увлекательную историю о том, как в раннем детстве я увидел толпу людей на улице и навсегда для себя решил: «я хочу знать, как это работает». Но в действительности мой путь в науку был менее стремительным. Поступая в вуз, я не представлял себе, что в будущем стану заниматься наукой по-настоящему — в университете, с экспериментами, публикациями и чтением лекций в перерывах. Мне было интересно приобщаться к научному знанию, но люди, которые сделали его получение своей профессией, казались мне тогда удивительными и непонятными. По мере знакомства с исследователями, увлеченными своим делом, у меня росло желание скорее начать изучать что-то самому. Мне хотелось понять, как люди оказываются столь очарованы вопросами, которые они изучают. В определенный момент я стал замечать за собой привычку с энтузиазмом рассказывать о своих научных интересах, потом — что меня окружает все больше людей, занимающихся тем же самым. Неожиданно для себя я понял, что уже не представляю себя занимающимся чем-то еще, кроме науки.

Сейчас наша лаборатория работает с несколькими направлениями исследований, каждое из которых привлекательно по-своему. Некоторые интересны благодаря их потенциальной практической значимости, другие — из-за нетривиальной постановки задачи. В последнее время мы стали все чаще заниматься исследованиями необычных, редких и малоизученных явлений. В рамках одного из направлений нам посчастливилось проводить полевые исследования в составе международной исследовательской команды во время , проводимого в Индии. Поражает, конечно же, масштаб как самого проекта, так и изучаемого явления. А очаровывает, помимо разнообразия местной культуры, еще и понимание того, что, если бы не уникальное стечение обстоятельств, мы бы наверное никогда не оказались в центре религиозного мероприятия, являющегося важнейшим для многих миллионов людей.

Силы заниматься наукой мне дают, в первую очередь, интерес и любознательность. В мире бесконечное множество разнообразных явлений, частью которых мы являемся, но мы не всегда понимаем их до конца или наивно полагаем, что знаем о них все. Во-вторых, наверное, нетерпеливость. Можно заниматься чем-то помимо науки и ждать, пока ответы на интересующие тебя вопросы даст кто-то еще. Но быть ученым — значит стремиться приблизить этот момент, искать их самому. Наконец, есть исследовательский коллектив — люди, с которыми ты разделяешь исследовательские интересы и которые в любой ситуации не позволят «вывалиться из седла».

Дмитрий Зуев , научный сотрудник

Мне сложно назвать только одну причину, по которой я пришел в науку, сработало большое количество факторов. Во-первых, я занимался тем, что мне действительно интересно. Была возможность поработать в разных сферах, но я всегда понимал, что однообразная работа — не то, что мне подходит, поэтому я всегда возвращался к научной работе. Во-вторых, детское любопытство, желание понять, а как это работает, сделать что-то новое. В-третьих, наука — это действительно творческая работа, требующая постоянного развития. Кроме того, каждая задача — это небольшой вызов, с которым хочется справиться, здесь возникает спортивный интерес.

Есть еще одна важная вещь, которая меня привлекла в науке. Научная работа — это не только сидение за компьютером или экспериментальной установкой. Это возможность встречаться с действительно интересными людьми, узнавать что-то новое и обмениваться знаниями и опытом.

Постоянно возникают новые интересные проблемы, над которыми хочется работать. Кроме того, понимаешь, зачем нужно то, что ты делаешь. Каждая решенная задача дает импульс двигаться дальше. А держаться в тонусе помогает коллектив, в котором я работаю, а также близкие люди, которые в меня верят. Я мечтаю сделать действительно что-то полезное, не абстрактную модель шарообразной лошади в вакууме, а то, что может быть применено на практике и будет приносить пользу людям в ближайшей перспективе.

Александра Маюрова , аспирант кафедры экологии и техносферной безопасности

Наукой я занималась с детства. Самым большим кумиром для меня была и есть моя мама. Именно она стала моим первым научным руководителем, с ней я написала свою первую научную работу, выиграла первую конференцию и получила первые награды, за что ей очень благодарна по сей день. Она заложила основы, тягу к знаниям и стремление к победе.

Всю свою жизнь я посвятила экологии и защите окружающей среды. В этой науке меня больше всего очаровывает ее междисциплинарность. Мне нравится, что для того, чтобы стать действительно хорошим специалистом, нужно знать основы многих наук, таких как физика, химия, биология,математика, экономика, социология и другие. Это позволяет если не увидеть, то хотя бы мельком посмотреть на наш мир во всей его красоте и разнообразии. Понять, что нами управляют совершенно иные законы и мы лишь маленькая песчинка в жизни нашей планеты. Иногда это знание очень помогает по жизни, а иногда мне очень жаль, что многие люди не понимают важности экологии как науки. Естественно, нельзя быть специалистом во всем, необходимо выбрать специализацию, но настолько широкий выбор профилей мало где встречается.

Я мечтаю о том, чтобы наука стала интернациональной. Конечно, мы уже идем по этому пути. Сейчас существует множество способов поехать на стажировки в другие страны для обмена опытом, можно приглашать ведущих специалистов из других вузов к себе в лаборатории. Однако мне не хватает знания многих языков, чтобы я могла свободно читать любые интересные публикации по своей тематике. На английском написано много статей, однако труды на французском, немецком или китайском тоже стоит принимать во внимание.

Сергей Макаров , старший научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов

Был вдохновлен наукой с самого детства, по мере понимания, что природа устроена гораздо сложнее чем кажется. В школе особенно впечатлила дуальность природы света, что в итоге и привело к увлечению оптикой. А в более позднем возрасте любовь к оптике подогревалась удивительной силой и красотой уравнений Максвелла, которые, объединив электричество, магнетизм и свет, дали возможность сделать грандиозный шаг в сторону объединения всей физики.

Моя текущая деятельность связана с поиском и исследований новых материалов и подходов для различных применений в нанофотонике. И скажу вам честно, что это необычайное удовольствие — открывать что-то новое и видеть, что это может быть полезно многим людям. Например, совсем недавно мы с коллегами открыли ряд новых направлений в Университете ИТМО: это лазерная фабрикация наноантенн и метаповерхностей, создание сверхбыстрых и наноразмерных оптических модуляторов, а также разработка нового принципа нанотермометрии. Сейчас меня больше всего вдохновляет использование нового класса материалов (перовскитов) для создания ряда высокотехнологичных наноструктур. В области, которой я занимаюсь, больше всего нравится то многообразие явлений, которое можно изучать. Из-за этого возникает чувство творческой свободы. Это формирует и отношение к жизни, при котором не обращаешь внимание на многие сложности и продолжаешь заниматься любимым делом, взаимодействуя с приятными и творческими людьми.

На данный момент у меня работают два иностранных студента, а также идет активная совместная научная деятельность с учеными из ведущих зарубежных университетов. Поэтому всё движется к реализации моей мечты — работе в настоящем международном коллективе на территории России по самым передовым направлениям науки и технологий. Уверен, что в скором времени мы достигнем цели, и, например, нашим рабочим языком станет английский, а сама лаборатория — комфортным местом для работы иностранцев из любых стран.

Алексей Сергушичев , программист кафедры компьютерных технологий

Не помню, чтобы у меня в детстве была какая-то конкретная мечта о том, кем я хочу стать, но в школьные годы мне нравилось программировать и решать олимпиадные задачи. Когда я выбирал университет, я ориентировался на то, что стану программистом. А потом как-то пошло-поехало: сначала на третьем курсе я и пара моих сокомандников по олимпиадному программированию, Антон Александров и Сергей Казаков , делали курсовой проект по эволюционным алгоритмам. Потом — бакалаврская работа, первые поездки на конференции и так далее.

С другой стороны, еще в школе я любил читать научную фантастику. К тому же учеба в лицее с соответствующей атмосферой, когда нас в классе было всего 15 человек и долгое время был один класс на параллель, наверное, тоже способствовала этому пути. Еще я помню, что перед поступлением в университет, когда мне звонили с кафедры Компьютерных технологий, я зачем-то поинтересовался, занимаются ли на кафедре наукой. Не то, чтобы ответ на этот вопрос мог как-то повлиять на мой выбор, но, видимо, мысли о занятии наукой были у меня и тогда.

Сейчас я занимаюсь вычислительной биологией, то есть использованием вычислительных методов для решения биологических задач. И если то, что придумывать алгоритмы — это интересно, я знал давно, то интерес к биологии я открыл для себя только к концу обучения в университете. В итоге получается следующее. Во-первых, я занимаюсь интересными и важными биологическими задачами, например, исследованием процессов в раковых клетках. А во-вторых, для их решения необходимо решать еще и сложные алгоритмические задачи. По-моему, круто, что это работает и позволяет развивать обе области.

Моя ближайшая мечта — написать статью в Nature первым автором: если исключить политику, то это означает, что ты сделал что-то очень важное и полезное, и оно будет ассоциировано с твоей фамилией. Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Есть надежда, что помогаешь человечеству двигаться к «светлому будущему». Важно и то, что результаты твоей работы могут оценить многие, и это не только другие ученые, которые прочтут статью или воспользоваться твоим методом. Это, например, друзья, которые «лайкнут» пост в социальных сетях о выходе твоей статьи, или просто множество людей, которые прочитают про твои исследования в новостях. Привет нашему

Человек испокон веков интересуется устройством окружающего мира. Любопытство и существовавшие проблемы стимулировали поиск знаний в различных предметных областях. Это позволило улучшить повседневную жизнь, получать новые возможности, значительно экономить время и средства. Во многих государствах специалистам данной отрасли посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

Всемирный день науки отмечается ежегодно 10 ноября. В РФ праздник пока не закреплен на официальном уровне - в перечне памятных дат и не является общегосударственным выходным. Учредителем Всемирного дня науки за мир и развитие выступила Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Официальным его признали в 2001 году.

Кто празднует

В чествованиях принимают участие все имеющие отношение к данному роду деятельности, независимо от званий, занимаемых должностей и выслуги лет. В их числе -профессоры, академики, исследователи. Международный день науки считают своим преподаватели, аспиранты, чиновники профильных министерств, их родственники, друзья, знакомые и близкие люди.

История и традиции праздника

Всемирный день науки за мир и развитие берёт начало в 1999 году. Под эгидой ЮНЕСКО в Будапеште проходила Всемирная научная конференция. Её участники выступили с инициативой создания подобного события, а уже в 2001 году предложение было закреплено официально. Цель мероприятия - установление плотных связей в сообществе исследователей, слаженное реагирование на вызовы перед человечеством и совместное решение проблем.

Чествования предполагают праздничные застолья. В адрес виновников торжества произносятся поздравления, пожелания здоровья, новых достижений и открытий. Тосты завершаются звоном бокалов. Собравшиеся обмениваются подарками, делятся опытом, планами на будущее, обсуждают успехи и новости. В преддверии мероприятий высокопоставленные чиновники выступают с заявлениями. Они держат слово перед слушателями, докладывая о проделанной работе и её перспективах. Сообщается об объёмах финансирования различных отраслей и их свершения.

Всемирный день науки 2019 знаменуется вручением дипломов, наград за выдающиеся достижения, присвоением почётных званий. В средствах массовой информации транслируются программы, популяризирующие знания, повествующие о прорывах и новых задачах перед человечеством. Берутся интервью, в которых главные герои делятся своими воспоминаниями и рассказывают о ходе исследований.

В учебных заведениях устраиваются конференции и семинары. Участвовать в них приглашаются молодые учёные и заслуженные деятели. Государственные и частные фонды выделяют гранты и финансирование на проведение изыскательских работ. Праздник получил широкую популярность в среде аспирантов.

О профессии

Научные сотрудники заняты поиском закономерностей окружающего мира. Они ведут изучение новых предметных областей, внедряют накопленные сведения. Результатом являются изобретения, воплощающие различные технические решения.

Путь в профессию начинается с поступления в аспирантуру. В ней разрабатывается заданная тема. Она оформляется в виде диссертации, которая выносится на защиту. Документ демонстрирует новизну и полноту знаний, представленных в труде.

Выпускники, получив степень кандидата наук, имеют право продолжить изыскания. Они могут стать работниками исследовательских институтов или преподавателями учебных заведений. Данные учреждения занимаются теоретической и прикладной проблематикой. Уровень финансирования науки в России находится на низком уровне.

10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Всемирный день науки за мир и развитие, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 году, является ежегодным мероприятием, которое отмечается во всем мире, чтобы напомнить об обязательствах, принятых на Всемирной конференции по науке ЮНЕСКО-МСНС (Будапешт, 1999 год).

Целью Дня является возобновление национальных, а также международных обязательств в области науки за мир и развитие и намерение подчеркнуть ответственное использование науки на благо общества. Всемирный день науки за мир и развитие также направлен на повышение уровня информированности общественности о важности науки и ликвидацию разрыва между наукой и обществом.

Тема отмечаемого в 2010 году Дня - «Наука в интересах сближения народов и культур».

«Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов. Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех». Из послания Генерального директора ЮНЕСКО по случаю Дня.

Основные сведения

Об организации целевого мероприятия, связанного с популяризацией науки и проблем общества, которое могло бы быть одним из позитивных итогов Всемирной конференции по науке, говорилось на ее заседаниях в Будапеште. Высказывалось мнение, что такого рода мероприятие позволит ежегодно подтверждать приверженность целям, провозглашенным в Декларации о науке и использовании научных знаний, и содействовать осуществлению рекомендаций, содержащихся в Повестке дня в области науки - Рамках действий.

Первопричиной проведения Всемирного дня науки за мир и развитие является громадное значение роли науки и ученых в создании устойчивого общества, а также необходимость информирования граждан о достижениях науки и их участия в ней. В этом смысле День позволит продемонстрировать широкой общественности актуальность науки для ее жизни и привлечь ее к обсуждению вопросов науки. Мероприятие подобного рода открывает также уникальную перспективу для поиска мира и развития в глобальном масштабе.

Первый День отмечался во всем мире под эгидой ЮНЕСКО 10 ноября 2002 года. В торжественных мероприятиях приняли участие многие партнеры, как, например, правительственные, межправительственные и неправительственные организации, национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, научно-исследовательские институты, профессиональные ассоциации, средства массовой информации, преподаватели вузов и школ.

Международная неделя науки и мира

6 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея постановила провозгласить Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября.

Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены и межправительственные и неправительственные организации поощрять проведение в течение этой Недели университетами и другими высшими учебными заведениями, научными академиями и институтами, а также профессиональными ассоциациями и отдельными представителями научных кругов лекций, семинаров, специальных дискуссий и других мероприятий, способствующих изучению и распространению информации о связи между научно-техническим прогрессом и поддержанием мира и безопасности.

Международная неделя науки и мира впервые проводилась в 1986 году в контексте Международного года мира. Организация мероприятий и деятельности в рамках Недели явилась результатом инициативы на неправительственном уровне; секретариат Международного года мира был проинформирован о подготовительной работе и заключительном комплексе мероприятий, которые имели место на протяжении Недели. Организаторы стремились поощрять максимально широкое участие стран и организаций всего мира в ее проведении.

Учитывая успешное празднование Недели в 1986 году, организаторы продолжали предпринимать усилия в последующие годы. Признавая ценность этого ежегодного мероприятия, Генеральная Ассамблея в декабре 1988 года приняла резолюцию 43/61, провозглашающую Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября. Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены содействовать международному сотрудничеству между учеными и просила Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок пятой сессии доклад о деятельности и инициативах государств-членов и заинтересованных организаций в связи с Неделей.

Ежегодное проведение Международной недели науки и мира представляет собой важный вклад в установление мира. Неделя способствует более широкому научному обмену по теме, имеющей важное значение для всех, а также расширяет осведомленность общественности о взаимосвязи проблем науки и мира. Учитывая имеющийся на сегодняшний день опыт проведения Недели науки и мира, можно ожидать, что с каждым годом участие в ней будет расширяться, способствуя лучшему пониманию между народами и расширению возможностей сотрудничества в использовании науки для обеспечения мира на протяжении всего года.

Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Всемирного дня науки за мир и развитие. 10 ноября 2010 г.

Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов.

Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех.

Как нельзя более удачно выбрана тема отмечаемого в этом году Всемирного дня науки за мир и развитие – «Наука в интересах сближения народов и культур», особенно ввиду того, что на ЮНЕСКО возложена ведущая роль в рамках проводимого в 2010 г. Международного года сближения культур. Использование потенциала науки для объединения людей и культур, для извлечения максимальной пользы из огромного разнообразия человечества и для содействия мирному развитию лежит в основе мандата ЮНЕСКО.

Глобальный ландшафт науки быстро меняется. Новые центры развития науки и технологии появляются во всем мире. Развиваются инновационные формы сотрудничества, в том числе между странами Юга. Все большее внимание уделяется «зеленым» технологиям. Как показано в Докладе ЮНЕСКО о науке а 2010 г., который выпускается сегодня, арена действий становится более транспарентной и упорядоченной, благодаря революции в области информационных и коммуникационных технологий и укреплению глобальных институциональных рамок. Эти тенденции носят позитивный характер.

Однако мы этого еще в полной мере не достигли. Сохраняются глубокие различия между странами и, во все большей степени, внутри них. Количество выдаваемых патентов распределяется неравномерно. Управление развитием науки и технологии на национальном и глобальном уровнях становится гораздо более сложным. Правительства и международные организации призваны реагировать на эту ситуацию – устранять недостатки и поддерживать позитивные тенденции. ЮНЕСКО играет в этом отношении свою роль. Мы стремимся к мобилизации научных знаний и политики в интересах устойчивого развития исходя из трех целей – применение научных знаний в интересах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами; активизация политики и создания потенциала в области науки, технологии и инноваций и содействие обеспечению готовности на случай бедствий и смягчению их последствий.

В этом году мы особенно выделяем роль науки в качестве одной из сил, способствующих единению народов и культур. В условиях быстрых перемен нам жизненно важно признать эту силу как один из факторов развития и диалога.

История может нам помочь. Ни одна из цивилизаций прошлого не существовала сама по себе. Знания всегда развивались благодаря обмену и взаимодействию. Греческие города обновлялись под влиянием африканских и азиатских культур знаний. Великая наука Багдада находилась под плодотворным влиянием Индии и Китая. История науки в Персии свидетельствует о столь же разнообразной динамике. На протяжении тысячелетий Азия и Африка служили источниками знаний и помогали формированию того мира, который мы знаем сегодня. Американские континенты доколумбовой эпохи также являются носителями богатой истории интеллектуальных и материальных достижений в таких областях, как астрономия, архитектура и инженерное дело. Таким образом, история науки не носит единообразного характера; она – многогранна.

Так обстоит дело и сегодня. Я полагаю, что нам надлежит опираться на мощь науки в качестве одной из сил для сближения народов и культур на трех уровнях. Во-первых, на глобальном уровне. Никакие народы, общины или государства не способны в одиночку противостоять изменению климата. Нам жизненно важно проявить необходимую волю для того, чтобы добиться успеха на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая завершится 10 декабря в Мексике. ЮНЕСКО будет вносить вклад в эту деятельность с помощью своей Инициативы в связи с изменением климата, основывающейся на нашем многодисциплинарном и глубоко гуманистическом подходе. Это послужит фундаментом для продуктивной работы Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая состоится в 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Устойчивое развитие призвано носить «зеленый» характер и должно быть предназначено для всех, иначе оно не состоится.

Во-вторых, мы должны действовать на региональном уровне для того, чтобы максимально использовать науку в качестве платформы для единения культур и народов. Прекрасным примером этого служит расположенный в Иордании межправительственный научный центр, именуемый СЕЗАМЕ. Этот важный международный исследовательский центр, образцом для которого послужила Европейская организация ядерных исследований в Женеве, объединяет в своем составе девять членов из этого расширенного региона, а именно: Бахрейн, Египет, Израиль, Иорданию, Иран, Кипр, Пакистан, Палестинскую администрацию и Турцию. Центр поддерживает группа из 11 стран, включая Германию, Российскую Федерацию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Францию и Японию. Это – миростроительство посредством науки.

Наконец, мы должны действовать на местном уровне. Я убеждена в том, что системы знаний местного и коренного населения должны играть жизненно важную роль в выработке решений инклюзивного характера для общих проблем, особенно в том, что касается поощрения биологического и культурного разнообразия. Системы местных знаний служат также фундаментальными опорами для подлинного устойчивого развития.

Сегодня политика в области науки является в равной мере культурной дипломатией и политикой в сфере развития. Нынешний Всемирный день науки за мир и развитие дает прекрасную возможность признать и использовать этот фактор, неизменно руководствуясь целью формирования единой общности всего человечества на основе человеческого достоинства и культуры мира.

По материалам UNESCO, UN.

10 ноября отмечается Всемирный День Науки. Наука в наше время обладает огромным авторитетом - и это, совершенно заслуженно. Благодаря усилиям ученых побеждены многие болезни, наша жизнь стала более долгой и комфортной, для нас открылись возможности, о которых наши еще недавние предки не могли и помышлять.

В науке соединяются два благороднейших устремления - стремление к знанию и стремление послужить человечеству. Наука требует добродетели - усердия, честности, и глубокого смирения перед истиной, когда ученый должен отложить даже самую дорогую ему гипотезу, когда ее опровергают данные, и признать правоту коллеги в научном споре.

Научный поиск исходит из как определенных этических, так и мировоззренческих предпосылок - и поэтому научная революция произошла именно в христианском мире. Мир знал великие цивилизации вне христианской Европы - Китай, Индия, исламский мир. Люди за пределами Европы были ничуть не глупее - а созданные ими культуры в определенные периоды, несомненно, превосходили европейскую. Там были какие-то зачатки науки - но научная революция произошла именно в христианской Европе. Почему? Посмотрим на людей, создавших европейскую науку, людей из школьных учебников физики и химии. Бойль, Ньютон, Декарт, Паскаль, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер, Максвелл, Фарадей - что их объединяло? Все эти люди верили в Бога - причем не просто принадлежали к христианской культуре; обычно они были более религиозны, чем в среднем по стране.

Бойль вкладывал личные сбережения в перевод Библии и финансирование миссий; Ньютон написал больше толкований к Писанию, чем трудов по физике; Паскаль известен как глубокий религиозный мыслитель; Максвелл и Фарадей по воскресеньям проповедовали в Церкви. Все они видели свои научные занятия как путь прославления Бога.

И это никоим образом не случайность. Естественные науки занимаются поисками законов, регулярностей в материальном мире. Для этого нужно верить в то, что мир разумно упорядочен и эта упорядоченность постижима для человеческого разума. Это вытекало из веры в то, что за порядком в мироздании стоит божественный Разум, Логос, и что Он создал нас по Своему образу.

Как отмечает К.С.Льюис, люди искали в природе законов, потому, что они верили в Законодателя. Эйнштейн - которого нельзя назвать верующим в сколько-нибудь ортодоксальном смысле - признавал, что «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же – вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии – хрома, а религия без науки – слепа»

Ученые на протяжении всей истории своего существования – а были они всегда и везде за исключением доисторических и ранних языческих времен – стремились происходящие в окружающей среде явления объяснить с точки зрении содержания в них рационального зерна. Доставалось даже совершенно неподвластной каким-либо изысканиям сфере – религиозной, духовной. А уж паранормальному и вовсе приходилось находиться под пристальным оком научных исследований. Сегодня наука едва ли не каждый день открывает новые грани среды обитания человечества и Вселенной, но уже как раньше не опровергает выходящее за рамки стандартного понимании. Данный сектор жизни играет большую роль в развитии населения Земли, поэтому 10 ноября многие народы отмечают праздник, ей посвященный – .


История праздника

Знаменательная для всех лиц, чья деятельность связана с поиском истины в любом направлении, дата обрела статус важного мероприятия 13 лет тому назад. В 2001 году такое решение было объявлено на общей конференции ЮНЕСКО, а принято двумя годами ранее – в 1999-м, в рамках Всемирной научной конференции в Будапеште. Принадлежала инициатива и последнее слово в обсуждении данного вопроса представителям Генеральной Ассамблеи ООН.

Цели праздника

Впервые праздник под названием Всемирный день науки отметили 10 ноября 2002 года , через год после провозглашения. Сегодня он является уважаемой, знаменательной датой для жителей многих стран планеты. У такого мероприятия имеются вполне конкретные цели. Прежде всего, праздник напоминает определённым структурам и уполномоченным лицам о том, что наука нуждается во всесторонней поддержке и беспрестанном развитии, а результаты исследований обязаны превышать ожидания и оправдывать возложенные надежды. Вторая и главная цель – приложить максиму усилий для достижения тесного и качественного контакта науки и мирового социума в нахождении путей решения глобальных проблем данного плана.


10 ноября проводится множество разноформатных мероприятий в поддержку прогрессивного развития научной деятельности. В частности, к ним относятся «круглые столы» и семинары, задача которых состоит в:

  • подтверждении огромного положительного влияния научной работы на жизнь людей;
  • организации дней открытых дверей, цель их – познакомить обычных обывателей с достижениями в мире науки;
  • обустройстве тематических выставок;
  • посещении научных музеев;
  • чтении лекций на тему науки;
  • проведении конференций.

Как видите, Всемирный день науки – насыщенное интересными и необычными событиями празднество , никого не оставляющее равнодушным. Важно, что результат этой торжественной даты есть уже сегодня: достаточный процент населения Земли осведомлен о научных открытиях, по крайней мере, в компьютерной среде. И никто не станет отрицать, что они действительно облегчают наше существование.


История развития науки

Деятельность, направленная на победу рассудка над сердцем, на поиски правды, доказательств этой правды в различных областях и сферах жизни, не всегда называлась так, как именуется в настоящее время. Термин «наука» обосновался в лексиконе наших предков лишь несколько веков тому назад, а в далекие времена его место занимало словосочетание «натуральная философия».


Ученые были во все эпохи. Античные времена подарили миру имена Аристотеля, Птолемея, Евклида, Гиппократа, Теофаста. Средневековье обогатило его фамилиями Бэкона, Аль-Бируни. Классическая наука представлена результатами исследований великих ученых Ньютона, Галилея и пр. Выделяют также постклассическую науку - она отличилась тем, что в данный период было разработано и представлено на суд человечества много различных теорий: теория относительности Эйнштейна, теория катастроф Рена Тома, теория эволюции Чарльза Дарвина и мн. др.

Но если говорить именно о науке в том качестве, в каком мы понимаем ее сейчас, то можно с уверенностью сказать: данная сфера интересов появилась в период XV – XVI вв. Местом рождения считаются страны Западной Европы. Именно современная наука связана с деятельностью таких маститых ученых мужей, как Гук, Паскаль, Кеплер, а также Лейбниц Гюйгенс, Бойль, Браун. В сущности, XVI столетие (его конец), явилось веком предпосылок к появлению качественно нового подхода к познанию окружающего мира. В XVII же веке началась долгожданная революция в этом вопросе. Следом наступила эпоха Просвещения, сконцентрировавшая внимание на популяризации научных изысканий. Ее невозможно представить без работ Василия Ломоносова – великого светлого ума России, д΄Аламбера. Для эпохи Просвещения характерны были развитие нового видения психологии (Кант, Юнг), закладка фундаментальных основ нынешней экономики (Адам Смит).

XIX век принес с собой превращение термина «ученый», применяемого ранее к образу жизни человека, в статус профессии. Промышленная революция, достижения в области техники позволяли создавать целые научные институты и даже включать научные методы в аспекты существования и функционирования государств. В XX веке наука развивалась еще более прогрессивно, и сегодня мы можем лицезреть результат ее развития: база, создаваемая веками, дает нам возможность двигаться вперед с поразительной скоростью.

Сенсации научного мира XXI века

В последнее время СМИ то и дело пишут о прорывах в области науки. Какие-то из них бесполезны на взгляд простого смертного, другие облегчают жизнь небольшого количества людей, владеющих значительными денежными средствами, третьи приносят реальную пользу всему человечеству. С некоторыми из упомянутых в последнюю очередь мы с вами и познакомимся.

Например, всем и каждому известно с детства, что нервные клетки не восстанавливаются. Шведские ученые недавно опровергли сей факт, укоренившийся в сознании массы людей. Оказывается, еще как восстанавливаются, причем не один раз в жизни! Но это вовсе не значит, что теперь можно тратить нервы безудержно и бездумно – от стресса страдает весь организм в целом.

А вот другие скандинавские исследователи обратили свое внимание не на элемент человеческого тела , а на … целлюлозу. Они прогнозируют, что использование бумаги для изготовления книгопечатной продукции, канцелярских товаров, оберточных и упаковочных материалов резко сократится с ростом компьютеризации, а значит, нужно искать новое применение древесным волокнам. Финны предполагают изготавливать из целлюлозы предметы текстиля, посуду и др.



Интересны научные открытия из области освоения космического пространства. Так, ученые обнаружили более 700 новых (для нас новых) небесных тел, существующих вне нашей галактики. Они утверждают, что некоторые из этих планет вполне могут быть пригодны для жизни землян, то есть иметь схожую с планетой Земля атмосферу и особенности климата, природных ландшафтов. Эти космические тела вращаются вокруг 300 звезд.

Наука дает нам стимул к дальнейшему существованию. Она развивает способность к анализу и расширяет кругозор. Каждый должен быть немного ученым, тогда завтра жизнь станет намного интереснее, чем сегодня!