Содержание опытов в доу. Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему: Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе
Татьяна Котова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска»
«Волшебница вода » .
(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе )
Подготовила и провела воспитатель Котова Т. В.
г. Мирный ноябрь 2015г
Цель : развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи :
1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности .
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи :
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей .
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода ) .
3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Демонстрационный материал : письмо, набор цифр, глобус.
Раздаточный материал :
одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.
Подготовительная работа :
чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок» , изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе .
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Вос. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
2. Эмоциональная настройка детей.
Вос. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы в кругу опять
Дружно будем мы играть.
3. Постановка образовательной деятельности .
Стук в дверь. Принесли письмо.
Вос. Это письмо от ребят из младшей группы . Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода ) .
Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».
Вос. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)
Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса :
Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?
Полет проходит в третьем месяце осени. Какой это месяц?
А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)
Вос. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места .
Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт) .
Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус) . Что такое Земля? (планета, шар) . Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды) .
Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода .
Вос. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька» , «Капитошка» , и лаборатория «Росинка» .
Нам, ребята надо разделиться, у меня есть капельки разных цветов, каждый выбирает себе цвет и идет в нужную лабораторию. (Дети расходятся) .
Воспитатель подходит к каждой группе детей и читает задание на карточке.
Опыт . Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.
(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте . Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)
Опыт . Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)
Опыт . Окрашивание воды. (С помощью красок, дети окрашивают воду в разные цвета.)
Подводим итоги, делаем выводы.
Вос. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами . А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение-«носить воду в решете» ! Вот вода . Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. (Дети пробуют, ищут решение.)
Вос. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет : 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.
Вос. Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы . (ответы детей) . Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.
Публикации по теме:
К О Н С П Е К Т Интегрированного мероприятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Цель: Обобщить и расширить знания детей.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Царица вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (средняя группа) Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие». Тема:«Волшебница - вода». Вид.
Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.
лариса левшина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ «Волшебная соль»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Шахтерска Углегорского муниципального района Сахалинской области.
Конспект опытно – экспериментальной деятельности дошкольников в условиях ДОУ
Тема : «Волшебная соль » .
деятельности старших дошкольников
воспитатель МБДОУ № 15
Левшина Лариса Алексеевна.
г. Шахтерск
Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников .
Конспект занятия «Волшебная соль » .
Левшина Лариса Алексеевна г. Шахтерск МБДОУ № 15
Цель : Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи : Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа : рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.
Оборудование : тарелочки с солью , увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Ход занятия: В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам .
У гостей ладошки теплые ? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты . А кто работает в лабораториях? (ученые) .
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты . А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадка про соль : На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна :
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль . А какую соль вы знаите ? (морская, крупная, мелкая) . Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью .
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью , давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха) . Какая она на вкус? (соленая) . Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали) . Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая) . Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль ? (зернышки, кристаллы, крупинки) . Возьмите пипетки и капните на соль . Что произошло? (соль впитала воду ) . А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало) . Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью ? (растворилась) . Изменился ли цвет воды? (нет) . А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная) . Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне нужна ли людям соль ? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью , послушайте, что происходит (соль начинает трещать ) . Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью , а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Возьмите мешочки с солью в одну руку , а в другую поролон. Что легче? (поролон) . Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль , ему было тяжело.
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью ? (она растворилась) . А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась) . Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду) .
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде , вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую) . А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль . (ответы детей) . Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет) . Это и есть наша соль . Даю попробовать.
Физминутка
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей.
А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .
Во второй стакан добавим соль , и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности) . Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Ребята мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней. Что вы можете рассказать про соль . Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
Наталья Калиберда
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Дать детям представление о свойствах воздуха;
Опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;
Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
Вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Образовательная деятельность
Воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Я открою Вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя: громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать.
Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).
Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Мы его видим? Значит он – невидимка.
Давайте убедимся, что он есть.
Опыт № 1.
У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо) . Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.
Опыт № 2.
Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) . Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.
Опыт № 3.
Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
Опыт № 4
Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,
Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку) .
Физкультминутка
Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква
Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу
Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями ) Кар – кар – кар
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.
Опыт №5
Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)
Опыт №6
Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком) .
Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами) . Возле костра? (дымом) . После дождя? (свежестью) В столовой? (едой) .
Опыт № 7
Имеет ли воздух форму?
Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)
Что находится внутри этих предметов? (воздух)
Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)
Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт №8
А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)
А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).
Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны) .
Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.
Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.
Публикации по теме:
Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»
г. СЫКТЫВКАРА
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»
Старшая группа
Составитель:
Воспитатель Григорьева И.А.
г. Сыктывкар
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка »
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.
Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.
Ход занятия:
Воспитатель : Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.
Воспитатель : Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
Воспитатель : А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да)
Воспитатель : Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель : Что такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Делаем вывод : при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей: ветер).
Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей: нет, он невидим).
Воспитатель : Давайте с вами проверим это.
Опыт №1 «Воздушные вихри»
Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.
Делаем вывод : Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.
Воспитатель : ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Воспитатель : вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)
Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для дыхания).
Воспитатель : А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.
Опыт № 3 «Дыхание»
Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе).
Воспитатель : А мы можем не дышать? (Нет).
Делаем вывод : без дыхания жизни нет.
Воспитатель : Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей).
Воспитатель : Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть).
Молодцы, присаживаемся на свои места.
Воспитатель : ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.
Опыт № 4 «Сухой из воды»
Воспитатель: Посмотрите, что внутри этого стакана? (ответы детей: стакан пуст). Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель : ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)
Воспитатель : Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?
Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).
Воспитатель : Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)
Воспитатель : Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.
Опыт №5 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите (ответы детей)?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воспитатель : Правильно, воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.
И так, подведем итог:
1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.
2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.
4. Воздух есть везде.
5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!