«Художественные особенности лирики Блока. Художественные особенности лирики Некрасова Н.А. Художественные особенности лирики С. Есенина

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Уссурийский агропромышленный колледж»

Структура поурочного плана преподавателя

План занятия №28 по предмету Литература

Тема: Художественные особенности лирики

А.А. Фета. Анализ стихотворений.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия:

Цели:

А) образовательная – создать условия для изучения материала о биографии и художественных особенностях лирики А.А. Фета.

Б) развивающая – способствовать совершенствованию навыков монологической речи, умению составлять тезисы, выделять главное, работать в группах.

В) воспитательная - способствовать привитию интереса к истории и литературе родной страны, к творчеству А.А. Фета; развитие способности понимать и выслушивать друг друга, ответственного отношения к учебному труду.

Оборудование

Ход занятия:

    Организационный момент (Запись урока в журнале. Подготовка рабочего места.) (1-5 мин.)

    Проверка домашнего задания (10мин.)

    Слово преподавателя.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья

Для звуков сладких и молитв,-

так писал А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» о поэтическом творчестве, провозглашая требования независимости поэзии от власти и народа. Представление о поэзии как Богом вдохновленном творце было подхвачено романтиками второй волны под именем искусства для искусства, среди которых был Афанасий Афанасьевич Фет.

В творчестве Фета не отразились социальные события, реформа 1861 года, народная жизнь. Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». Да и сам поэт в письме Якову Полонскому о поэтическом творчестве писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». Но что же такое – поэзия А.А. Фета: «пустяки», «божественный вздор»? Или поэзия, которая «органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени»? Эту проблему нам и предстоит разрешить на уроке.

    Поэтический концерт

(стихи читают заранее подготовившиеся студенты)

-Давайте вслушаемся в стихи А.А. Фета, чтобы погрузиться в художественный мир поэта.

А. Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами

Проводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот. 1842

Б. У камина

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылек.

Видений пестрых вереница

Влечет, усталый теша взгляд,

И неразгаданные лица

Из пепла серого глядят.

Встает ласкательно и дружно

Былое счастье и печаль,

И лжет душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль. 1856

В. Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. 1887

Г. На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон, немая

Безвестно уносилась прочь.

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся в бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону. 1857

Д. Как здесь свежо под липою густою -

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опохал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колеблется, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почующей природы,

Волнистые проходят облака. 1854

Е. Слушать романс в записи .

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билась больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит! 1842

Ж. Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,-

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь

Не одну ты житейскую грозу, -

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу. 1887

- Вы послушали стихи Фета разных лет. О чем они? Какие чувства вызвали у вас? Расскажите.

(Стихотворения Фета красивы, мелодичны. Они вызывают светлые, радостные чувства. В них воспевается красота природы, человеческих чувств – «прелесть русской природы» и «внутренний мир души» идут параллельно.)

    Биография А.А. Фета.

(доклады обучающихся по индивидуальным заданиям, остальные конспектируют в тетради).

-В судьбе Фета много необычного, порою даже загадочного, что, несомненно, сыграло огромную роль в становлении личности и творчества поэта. Расскажите об этом.

Рождение А.А. Фета загадочно, ибо известен только год – 1820, а точная дата неизвестна: в октябре или ноябре.

В 14 лет мальчик узнал, что он незаконнорожденный, поскольку отец и мать обвенчались после его рождения.

Целью его жизни стало возвращение утраченного звания русского дворянина.

Носил немецкую фамилию Фет родственников матери, мещан, которые согласились признать ребенка своим.

В 1838 году он был зачислен в Московский университет на словесное отделение философского факультета, где проучился 6 лет вместо 4, так как учился неважно.

Студенческие годы провел в доме родителей своего друга – Аполлона Григорьева, будущего известного критика и поэта.

Стихи стал писать случайно: во время пребывания в погодинском пансионе одному из учителей понадобилось стихотворное сатирическое осмеяние соперникав любви. Фет написал стихи и они подошли к случаю. Заказчик заявил автору: «Вы несомненный поэт и вам надо писать стихи».

Итогом поэтического творчества юноши стал сборник стихотворений «Лирический пантеон», во многом подражательных, но талантливых.

В 40-х годах Фет печатал свои стихотворения в журналах «Московитянин» и «Отечественные записки».

Под стихотворением «Я пришел к тебе с приветом» поэт впервые подписался – А.Фет. Наборщик потерял точечки над «е», и таким образом немецкая фамилия превратилась в псевдоним русского поэта – Фет.

Желание получить дворянское звание заставило его пойти на военную службу. Служил кавалерийским офицером 13 лет, но желаемого не добился. В эти годы литературой почти не занимался.

Во время военной службы встретил девушку – Марию Лазич, умную, образованную, тонкую ценительницу поэзии, музыкантшу. Возникло сильное взаимное чувство. Однако от женитьбы уклонился из-за своего полунищенского существования. Они расстались.

Вскоре Мария Лазич умерла страшной смертью: от неосторожно брошенной спички загорелось ее платье. Возможно, это было самоубийство. Глубокое чувство к ней Фет пронес через всю свою жизнь, до конца дней своих посвящая ей стихи.

В 1853 году Фет добился перевода в Петербург. Он возвратился в литературный мир, сблизился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым.

Женился на немолодой дочери богатого купца, взяв хорошее приданное, стал помещиком, купив имение в Орловской губернии. Тургенев вспоминал: «Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл…»

Общественная позиция Фета-монархиста, практическая деятельность Фета-помещика, его далекое от социальных проблем поэтическое творчество стало предметом резких нападок, ибо в стихах «крайняя незначительность содержания».

Наконец Фет добился признания своих прав на фамилию своего отца, столбового дворянина Шеншина и даже придворного звания камергера.

В 1877 году Фет переехал в купленную им старинную усадьбу в Курской губернии – Воробьевку, которая стала обителью лирики до конца жизни поэта. Здесь были написаны стихотворения, которые образовали 4 сборника под общим названием «Вечерние огни».

Загадочна и смерть поэта. Дожив до 72 лет, он хотел кончить самоубийством, а когда прислуга воспрепятствовала этому, умер от разрыва сердца.

-Из этой угловато сложившейся жизни, из мрачной души, странной системы взглядов на поэзию возникла лирика, которую можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждой на будущее, эта лирика своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.

6. Своеобразие поэзии А.А. Фета

- Обратимся к стихотворениям Фета и попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.

    Задание: послушайте маленькое стихотворение из ранней лирики, 1845 года:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали,

Конный или пеший –

Не видать не зги!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

А. Ответьте на вопросы:

1.Какая картина рисуется в вашем воображении?

(Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)

2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»?

(Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)

3.Какие строчки самые важные в стихотворении?

(Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!»)

-Давайте сопоставим маленькое стихотворение А.А. Фета со стихотворением

А.С. Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?

ОСЕНЬ

(ОТРЫВОК)

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

Державин

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ox, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя -

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн - таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

И звонко под его блистающим копытом

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит - то яркий свет лиет,

То тлеет медленно - а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута - и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу!- матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывет. Куда ж нам плыть? ......

..............................

.............................

    Тема свободы внешней и внутренней

    Развитие творческого начала в человеке

    Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».

Вывод: стихотворение А.С. Пушкина многотемно, а стихотворение Фета?

Пушкин развертывает целую панораму природных явлений, а Фет?

Вот эпизод из «Осени», внешне близкий фетовским стихам:

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости».

-Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?

Вывод: стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.

- Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу. 1885

(Прозвучало признание в любви.)

-Можно ли какое-то из стихотворений А.С. Пушкина сравнить со стихотворением Фета?

(«Я вас любил…»)

- Почему же нам кажется, что признание в стихотворении Фета все-таки произошло?

(В музыкальности, той нежности, которой исполнено стихотворение, в точности передачи состояния, которой обладает поэт.)

-Что заметили особенного в построении стихотворения?

(Повтор двух первых строк в конце в обратном порядке – зеркальность – создает впечатление полной завершенности.)

- В центре стихотворения – видение ночных цветов, раскрывающихся только в тишине, когда отступает суета жизни.

В последней строчке строфы видение как бы расступается, открывая метафорический образ цветущего сердца. Неслучайно здесь и слово «слышу». Слышать цветение – значит любить тайное. Умолчание в этом стихотворении становится важнее слов.

7.Исследовательская работа по группам.

-Разнообразна строфическая и ритмическая организация фетовского стихотворения. Сейчас вы получите карточки со стихотворениями или отрывками из стихотворений Фета. Попробуйте определить, что необычного в построении строфы, стиха, в рифме. Подготовьте выразительное чтение. Работать будете по группам. На анализ 3 мин.

Задание 1 группе

Обратите внимание на построение строфы. Чем достигается особая музыкальеость стихотворения?

На черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок.

Я не влеку могучей силой

Очей твоих,

Но приманю я взор твой милый

На краткий миг.

И точка трепетного света

Моих очей –

Тебе печальная примета

Моих страстей.

(Должны заметить: стихи разной длины усиливают напевную интонацию, музыкальность.)

Задание 2 группе

Обратите внимание на звучание стихотворной строфы, что усиливает особенное ее звучание?

Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

(Должны заметить: Фет использует аллитерацию: в стихотворных строках повторяются звуки «ж», «ш». Это дает возможность в мелодии стихотворения передать шум леса во время ветра.)

Задание 3 группе

Обратите внимание на построение строф. Как в стихотворных строках располагаются предложения?

Не еду в город: «смесь одежд и лиц»

Так бестолкова! Лучше у камина

Засну – и черт мне кучу небылиц

Представит. Пусть прекрасная Алина

Прекрасна. – Завтра поздней стаей птиц

Потянется по небу паутина,

И буду вновь глядеть на небеса:

Эх, тяжело! Хоть бы одна слеза!

«Хандра»

(Должны заметить: особое построение строфы – разбивка фраз по стихотворным строчкам позволяет поэту показать перебои мыслей. Ярко врезается в эту картину «душевной смуты» образ протянувшейся паутины.)

Задание 4 группе

Обратите внимание на рифму, сопоставьте звучание 1 и 2 стихотворных строк. Что заметили?

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени, Усыпленья

Легким роем преходящие …

«Сны и тени» 1859

(Должны заметить: в строфе перекрестная рифма. Совпадают либо близки по звучанию звуки в 1, 2 стихотворных строчках. Это панторифма (панто – греч. – весь), рифма охватывает всю стихотворную строчку, а не ее конец. Усиливается музыкальность.)

Задание 5 группе

Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Что заметили?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

(Должны заметить: все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения.)

-Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму). Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:

Звуки музыки и трели,

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо,

Небо и она.

На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?

(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья.)

Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.

8.Итог

Итак, мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой, суггестивный и импрессионистический, стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь космоса.

Эта космичность особенно ощутима в «ночных» стихотворениях Фета. Почти все «ночные» стихотворения его озарены звездным светом:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал… не помню, что думал;

И слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор…

Фет передает свое ощущение космического единства мира и человека, и кажется, что таинственная связь возникает между поэтом и читателем…

Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»?

(Нет)

Л.Н. Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»

Традиции Фета были подхвачены поэтами «серебряного века» в ХХ столетии.

9.Рефлексия.

10. Домашняя работа.

11. Литература.

1.Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989г.

2.Сухова Н.П. Повесть о жизни и творчестве А.А. Фета.- М.: Дет. лит., 2003 г .

Подпись преподавателя ___________________

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Александр Блок

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха”.
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в. лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений – символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистской доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая “тревоги своего времени”.
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два “магических” слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях “Прекрасная Дама”, “Незнакомка”, “Нечаянная радость”. Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в “Незнакомке” перед нами один символический ряд: “шляпа с траурными перьями”, “перья страуса склоненные”, скрывающаяся “в туманном. окне”, за “темной вуалью”, “незнакомка”. В позднем стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе. ” образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: “твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: “и бросил в ночь заветное кольцо”, “синий плащ”, “летели дни, крутясь проклятым роем”. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета – “синий плащ”. Его не просто надевает любимая – в него “она печалью завернулась”. Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. “. В сырую ночь ты из дому ушла”, – уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
(“На поле Куликовом”)

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока – не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто “цыганщины”, а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть
Как гитара, как бубен весны!
(“Ты – как отзвук забытого гимна. “)

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица Зимнюю кудель.
Поглядеть, как веселится В улице апрель!
Раскрутился над рекою Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.
(Из цикла “Ненужная весна”)

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме “Возмездие” целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь – без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. ” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая. ”
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией.
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
(“На железной дороге”)

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: “желтые и синие1 (вагоны 1 и 2 классов), “зеленые” (вагоны 3 класса). Здесь “желтые и синие” олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: “Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир”.
Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:

Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

(Пока оценок нет)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

И. С. Тургенев

Идейно-художественные особенности лирики Тургенева

“Стихотворения в прозе” – новый жанр, который Тургенев ввел в литературный обиход.

Жанр этот по своей сути синтетический, так как объединяет в себе произведения, имеющие черты басен (“Дурак”), притч (“Восточная легенда”, “Два богача”), лирических отрывков (“Как хороши, как свежи были розы…”), описаний (“Русский язык”) и т. д.

(No Ratings Yet)

  1. С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким...
  2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ “БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ” ДАНТЕ Произведение Данте “Божественная комедия” – уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к...
  3. КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число...
  4. Замысел романа. Этапы работы над романом. Причины замедленного хода работы. План романа. “Путешествия Онегина”. Роль 10 главы в романе. Причины уничтожения 10 главы (в которой Онегин становится декабристом). Исторические события,...
  5. Нет и не может быть у Некрасова стихов без “кипенья человеческой крови и слез”, с которыми он сталкивается повсюду. Это действительно так, но нельзя не утверждать, что любовная лирика Некрасова...
  6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев Идейно-художественное своеобразие повестей Повести “Ася” и “Первая любовь” принято объединять общим условным названием “повести о первой любви” (вместе с повестью “Вешние воды”)....
  7. Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)...
  8. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Ф. М. Достоевский Идейно-художественное своеобразие Жанр произведения определен Достоевским, как “сентиментальный роман”, хотя по форме это повесть. Принадлежит к циклу рассказов и повестей, создававшихся в...
  9. Сюжет рассказа “Бежин луг” И. Тургенева несложный. Охотник Целый день провел в поисках дичи, вечером заблудился и вышел к Бежину лугу. Там наткнулся на мальчиков у костра, где он устроился...
  10. Связь романа с эпохой (50-е годы 19 века) – недавнее поражение в войне с Турцией, смена царствования. Появляется лагерь разночинцев, которые провозглашают необходимость получить профессию для возможности иметь средства к...
  11. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО, НАПИСАННЫЕ В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ Роман “Что делать?” замечателен правдивым воспроизведением общественного конфликта между людьми старого, отживающего мира и людьми новыми, из демократических кругов, сторонниками нового материалистического и...
  12. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
  13. К середине 1850-х годов Тургенев стал известен благодаря своим рассказам и повестям. Пытаясь оставить “старую манеру”, он решает развить свое Творчество и переходит к большим эпическим формам. Опираясь на опыт...
  14. РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
  15. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  16. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
  17. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна....
  18. ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ” 1 вариант В поэтическом рассказе “Бежин луг” появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны...
  19. Русская литература 2-й половины XIX века “Без страстей и противоречий нет жизни…” (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Факт противостояния в романе И. С. Тургенева...
  20. И. С. Тургенев был характерным представителем классической русской литературной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими “Записками...
  21. Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия...
  22. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
  23. МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу “Бирюк”) 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью... В своем романе И. С. Тургенев затрагивает животрепещущую для 60-х годов проблему “отцов и детей”. Но этот конфликт не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал во все времена,...
  24. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. А. Гончаров Идейно-художественное своеобразие романов И. А. Гончарова Романы Гончарова (в первую очередь “Обыкновенная история” и “Обломов”) представляют нам не только типы, характерные для...
  25. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного...
Идейно-художественные особенности лирики Тургенева

Сочинение по произведению на тему: Художественные особенности лирики Блока

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить! Александр Блок

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: "Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха".

В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы!

Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в. лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.

Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений - символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".

На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях "Прекрасная Дама", "Незнакомка", "Нечаянная радость". Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.

Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в "Незнакомке" перед нами один символический ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные", скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.

Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: "твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: "и бросил в ночь заветное кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета - "синий плащ". Его не просто надевает любимая - в него "она печалью завернулась". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", - уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.

Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!

Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь.

("На поле Куликовом")

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока - не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от роман-сно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть

Как гитара, как бубен весны!

("Ты - как отзвук забытого гимна...")

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица Зимнюю кудель...

Поглядеть, как веселится В улице апрель!

Раскрутился над рекою Красный сарафан,

Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.

(Из цикла "Ненужная весна")

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая...”

В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией.

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

("На железной дороге")

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие1 (вагоны 1 и II классов), "зеленые" (вагоны }