Особенности согласования в русском языке. Неправильное согласование слов. Существительное и существительное

В русском языке: что такое согласование?

  1. Согласование одна из трх основных разновидностей подчинительной синтаксической связи (наряду с управлением и примыканием) . Заключается в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноимнных грамматических категориях (в роде, числе, падеже) , при котором изменение господствующего слова влечт соответствующее изменение зависимого (рус. зелное (единственное число, средний род, именительный падеж) дерево, зелного (единственное число, родительный падеж) дерева, зелных (множественное число, родительный падеж) деревьев)

    Число граммем, повторяющихся в компонентах словосочетания, зависит как от количества словоизменительных категорий главенствующего слова, так и от набора категорий зависимого. Так, в русском языке прилагательное в полной форме, выступающее в качестве определения, согласуется с существительным в числе, роде (для единственного числа) и падеже, существительное-приложение лишь в числе и падеже (ср. мужчина-космонавт, женщина-космонавт)

  2. вид связи в предложении) Два слова согласуются др. с другом: синие облака, красивые обои, русский картофель ну и т. п.
  3. СОГЛАСОВА#769;НИЕ одна из трех основных разновидностей синтаксической связи, наряду с управлением и примыканием, заключающаяся в уподоблении зависимого компонента господствующему в одноименных (сопряженных) категориях рода, числа, падежа.
  4. Согласование согласуются изменяемые части речи в роде, числе, падеже: прилагательные, причастия, некоторые местоимения (притяжательные, определительные) , порядковые числительные.

Грамматическая система русского языка включает в себя три основных типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание . Согласование представляет собой приобретение зависимым словом грамматических значений главного слова. Связывая слова глубокий и чувство, мы получаем словосочетание глу­бокое чувство. Прилагательное используется в той же форме, что и существительное, то есть приобретает те же грамматические значения: средний род, единственное число, именительный - ви­нительный падеж. При изменении формы существительного долж­на измениться и форма зависимого прилагательного: глубоким чув­ствам.

Управление предполагает использование зависимого слова в определенной форме, требуемой главным словом: благодарить (кого?) рабочего (за что?) за труд; благодарность (кому?) рабочему (от кого?) от директора. Если в словосочетании главное слово су­ществительное или другая именная часть речи, то говорят об именном управлении; если в качестве главного слова выступает глагол, управление называют глагольным.

Нередко в речи встречаются ошибки в структуре словосочета­ний. Следует избегать нарушений согласования зависимого слова с главным в роде, числе и падеже.

Главное слово в словосочетаниях с согласованием выражает­ся существительным либо местоимением-существительным. За­висимым словом в таких случаях могут являться прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения.

Высказывание Прошлое летом я отдыхал у бабушки содер­жит ошибку в согласовании прилагательного с существительным. Прилагательное должно быть согласовано с существительным в творительном падеже. Исправить подобную ошибку нетрудно: Прошлым летом я отдыхал у бабушки. Такие ошибки возникают в основном из-за невнимательности.

Особый тип согласования сказуемого с подлежащим называ­ется координацией. Трудность вызывает выбор формы сказуемо­го, если подлежащее выражено количественно-именным сочета­нием. Высказывание Тысяча жалоб со всех концов страны посту­пили в министерство содержит синтаксическую ошибку. В вы­сказывании сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в единственном числе. Определяющим в данном случае является слово тысяча.

Если первой частью количественно-именного сочетания явля­ются числительные тысяча, миллион, миллиард, глагол, выража­ющий сказуемое, согласуется с ними в единственном числе. То же относится к случаям согласования глагола-сказуемого с наречиями г существительными и местоимениями с количественным зна­чением (много, мало, сколько, несколько).

Много книг прочитано за два года обучения в колледже. Боль­шинство преподавателей защитило кандидатские диссертации. Сколько студентов принимает участие в конференции?

Если глагол, выражающий сказуемое, стоит в форме прошед­шего времени или условного наклонения, то сказуемое согласует­ся с местоимением кто в мужском роде и единственном числе, а с местоимением что в среднем роде и единственном числе. Кто пришел? Ни в коем случае не Кто пришли? (даже если речь идет о нескольких лицах). Что произошло?

Можно назвать две основные разновидности синтаксических ошибок, связанных с управлением. Во-первых, это выбор в каче­стве зависимого не сочетающегося с главным слова: Нечего тру­доголиком страдать. Разрушаются устойчивые связи слов: становиться трудоголиком или страдать трудоголизмом. Повысить кругозор вместо расширить кругозор.

Сложнее обнаружить и исправить ошибки, возникающие в ре­зультате неправильного выбора формы зависимого слова в слово­сочетаниях с управлением. Настя была так довольна подарком, что не скрывала свое счастье. Соседский ребенок очень уделяет внимание на мягкие игрушки. Чтобы исправить ошибки, следует изменить форму зависимого слова, выбрав единственно правильную. Настя была так довольна подарком, что не скрывала своего счастья. Соседский ребенок уделяет много внимания мягким игрушкам.

Неправильное сочетание слов может быть вызвано контаминацией (смешением) именного и глагольного управления. Нужно иметь в виду, что при глаголе зависимое слово может употребляться в одной грамматической форме, а при отглагольном существительном - в другой, например, обсуждать проблему, но обсуждение проблемы.

Существительное бойкот и образованный от него глагол бойкотировать при управлении требуют разных форм имени. Глагол предполагает выбор в качестве зависимого слова формы винительного падежа - бойкотировать решение дирекции. При существительном бойкот в качестве зависимого слова может выступать имя существительное (местоимение-существительное) в форме родительного падежа со значением субъекта (того, кто осуществляет бойкот). Например, бойкот студентов. Зависимым словом может быть имя в форме дательного падежа со значением объек­та (то, на что направлен бойкот как форма протеста) - бойкот ввозу ядерных отходов. Таким образом, именное и глагольное уп­равление при условии родственности существительного и глаго­ла оказывается различным. Сравните два высказывания: в одном используется глагольная форма с зависимым словом, а в другом употребляется существительное, управляющее несколькими за­висимыми словами. Рабочие бойкотировали решение дирекции об увольнении начальника транспортного цеха. Все прогрессив­ные газеты написали о бойкоте студентов ввозу ядерных отхо­дов в Россию.

Однако различие в именном и глагольном управлении однокоренных слов проявляется не всегда. Сравните, например, дру­жить с великим писателем и дружба с великим писателем. И при глаголе и при существительном зависимое слово ставится в фор­му творительного падежа с предлогом с.

Следует избегать ошибок в управлении с предлогом или без предлога: Сергей Владимирович очень нервничал, выкуривая сига­рету за сигаретой, и все время постукивал ногтем стекло. С гла­голом постукивать должно сочетаться существительное в датель­ном падеже, существительное должно присоединяться с помощью предлога по - соответственно, правильно постукивать ногтем по стеклу.

Неправильный выбор падежа при правильно выбранном пред­логе также приводит к синтаксической ошибке: Владимир был ис­кренним мальчиком и всегда надеялся на преданно смотревшем на него Сергеем. Различные элементы предложения, разделяющие главное и зависимые слова, затрудняют выбор формы зависимого слова.

Пропуск предлога при управлении ведет к двусмысленности или грамматической неправильности высказывания: Александр Серге­евич Грибоедов с пониманием относился декабристским стремлени­ям свергнуть царя и установить России демократическую респуб­лику. В приведенном высказывании две однотипные синтаксичес­кие ошибки: "относиться стремлениям, (правильно - относить­ся к стремлениям) и "установить России - (правильно - устано­вить в России).

Пропуску предлога противопоставлена другая ошибка - упо­требление лишнего предлога заинтересоваться к книге (заинтересоваться книгой); жажда к славе (жажда славы), овладевать в умении петь (овладевать умением петь). Такая ошибка объясняется влиянием на слово, в управлении которого допускается ненормативное употребление, тематически, ассоциативно близких слов. Глагол заинтересовать, управляющий творительным паде­жом имени, связан со словом привлечь (внимание), в сочетании с которым должно идти существительное в дательном падеже с пред логом к. Так, слово жажда часто в сознании говорящего соотносится со словом стремление; слово овладевать может связывать­ся со словом преуспевать.

Грамматическая неправильность может возникать из-за не­верных смысловых отношений между частями сложного предло­жения. Нарушение смыслового согласования - одна из ошибок в области синтаксиса.

В русском языке существуют трудности, связанные с решением вопроса о том, как согласовать члены предложения в роде, числе и падеже. Как написать:

«Большинство голосовало против»? Это грамматическое согласование? Или согласовать по смыслу: «Большинство голосовали против». Или как правильно сказать: «наша директор предприятия Куликова» или «наш директор предприятия Куликова»?

Правила согласования . 1. Если употребляется подлежащее со словами большинство, меньшинство, множество, ряд, часть , много, немало, несколько, то сказуемое ставится в форме единственного числа, если речь идет о неодушевленном существительном или если сказуемое находится рядом с ранее указанными словами. Например: «Ряд предложений проекта не подкреплен нужными расчетами» (ряд предложений - неодушевленное существительное) или «Большинство голосовало против» (сказуемое находится рядом со словом «большинство»).

Если же сказуемое значительно удалено от подлежащего, но автор хочет подчеркнуть одушевленность главного существительного, то используется форма множественного числа: «Большинство участников Всероссийской конференции по экологии голосовали против» (существительное участники - одушевленное и оно значительно удалено от слова большинство).

  • 2. Если определение относится к имени существительному, имеющему при себе приложение, то оно согласуется с главным словом сочетания. Главное слово в таких сочетаниях обычно стоит на первом месте. Например: новый вагон-лаборатория’, уникальный музей-квартира", известная женщина-хирург.
  • 3. Если определение относится к сочетанию личного имени и приложения, определение обычно согласуется с ближайшим именем существительным. Например: ваш директор завода Иванова Н. П.; наш начальник цеха Петрова", старший инженер Яковлева’, новый лаборант Серова.

Отступление от этого правила наблюдается в тех случаях, когда определение выражается причастием. Например: выступившая па собрании заместитель декана по научной работе доцент Сидорова ; принимавшая участие в разработке проекта старший научный сотрудник Алексеева.

  • 4. Если определение относится к сочетанию существительного с числительными два, три, четыре, то оно обычно ставится в форме родительного падежа, когда относится к словам мужского рода, и в форме именительного падежа, когда относится к словам женского рода. Например: два кадровых работника (родительный падеж); три молодых специалиста (родительный падеж); две новые сотрудницы (именительный падеж).
  • 5. Если речь идет о согласовании географического названия с родовыми наименованиями, то в отличие от общелитературного употребления в языке документов обычно названия городов, сел, деревень, станций и т.д. не изменяются и не согласуются с родовыми наименованиями. Например: в городе Тула ; в поселке Пушкино ; на реке Волга ; на станции Луговая.

Неправильный порядок слов в предложении. Как известно, в русском языке существует свободный порядок слов в предложении. Это значит, что члены предложения не имеют своего постоянного места. Взаимное их расположение зависит от типа предложения и от желания говорящего или пишущего подчеркнуть смысловую значимость того или иного слова. Однако следует помнить, что свобода порядка слов в предложении относительна. Неоправданное или непродуманное изменение порядка слов воспринимается как ошибка. В официально-деловой речи из-за нарушения правильного порядка слов трудно бывает установить, кто (или что) является субъектом действия.

Неправильно Правильно

Город с 200-тысячным населением Новый завод полностью обеспе-

полиостыо обеспечит молочными чит молочными продуктами город продуктами новый завод. с 200-тысячным населением.

В данном случае субъектом действия является завод, поэтому слово завод должно стоять в начале предложения.

Важно запомнить

В языке документа только прямой порядок слов (сначала подлежащее, затем сказуемое) обеспечивает адекватное понимание предложения.

В русской письменной речи информационная роль порядка слов возрастает к концу фразы, и всякая перестановка слов меняет смысл предложения.

Рассмотрим три примера.

  • 1. Все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки.
  • 2. В ближайшие сроки должны быть устранены все недочеты.
  • 3. В ближайшие сроки все недочеты должны быть устранены.

В первом предложении говорится о времени, в течение которого

должны быть устранены недочеты; во втором констатируется, что должно быть устранено; в третьем указывается, что должно быть сделано в ближайшие сроки. Определенный порядок слов позволяет изменить смысловые акценты.

Иногда нарушенный порядок слов создает возможность двоякого толкования, что недопустимо в языке документов.

Неправильно

Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки за продукцию.

Правильно

Для определения фонда оплаты расценки за продукцию уточняются в конце года.

В левом предложении непонятно, к чему относятся слова в конце года. Может быть, расценки уточняются в конце года или определение фонда оплаты в конце года. Словосочетание в конце года необходимо переместить, и тогда предложение будет иметь только один смысл.

Типы подчинительной связи слов в предложении или словосочетании бывают трех видов: примыкание, управление, согласование. Каждый тип обладает своими признаками и особенностями, различать которые просто необходимо. Стоит отметить, что одно из заданий на Едином государственном экзамене в части "В" является задание на определение этого вида, либо поиск нужного словосочетания определенного типа.

Согласование, управление, примыкание: правило

Итак, все три типа подчинительной связи подстраиваются под одно общее правило: чтобы определить тип для начала нужно определить главное слово и от него задать вопрос к зависимому, после чего определить часть речи главного слова. Именно для этого требуется отличное знание самостоятельных и служебных частей речи. Согласование, примыкание, управление - это своего рода фундамент для правильного построения речи и текста. Знание этой основы поможет успешно справиться с заданиями повышенного уровня на Едином государственном экзамене.

Примыкание, управление, согласование

Итак, согласование - это тип подчинительной связи, главным словом в котором является существительное, а зависимое всегда стоит в том же падеже, роде и числе. Следовательно, при изменении главного слова меняется и зависимое. Зависимыми словами могут являться местоимения, прилагательные, причастия или числительные. Например: на седьмом этаже, радостное известие, около моей машины .

Управление - это тип подчинительной связи, когда главное слово является управляющим для зависимого. В таких ситуациях главным словом выступает, как правило, глагол, однако нередки случаи, когда управляет зависимым словом существительное или деепричастие. Очень важно не спутать типы связи при главенствующих деепричастиях и причастиях. Например: думать о книге, девушка из города, придя домой . Стоит отметить, что словосочетания типа "нет дождя" будут относиться также к управлению.

Примыкание, управление, согласование - это три кита, на которых строится основа правильной и гармоничной речи. Третий и последний тип связи - это примыкание, в котором главным словом является В таких ситуациях слова связаны лишь по смыслу, а общих грамматических признаков у них нет. Как правило, таким словом будет наречие или инфинитив. Основной особенностью является и то, что главным словом может являться Именно это вызывает особую трудность. В пример можно привести следующие словосочетания: его собака, быстро пришли, нельзя учить .

Примыкание, управление, согласование - это типы подчинительной связи. Определить его достаточно легко. Главное - правильно задать вопрос и определить честь речи главного слова. Также стоит знать несколько тонкостей этого правила, таких как тип связи при притяжательном местоимении и при наличии слова «нет». Знание этого правила поможет на Едином государственном экзамене, так как задание на определение типа связи находится в блоке заданий с повышенным уровнем.

Согласование - подчинительная связь, при к-рой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или пек-рых) грамматических формах, в к-рых выступает главное. Связь С. является чисто грамматической: достаточно знать только грамматическую форму главного слова, чтобы назвать форму зависимого, ничего не зная об их лексическом значении, напр. прилагательное-определение при существительном в им. п. жен. рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: длинная улица.
Поскольку согласуемые грамматические формы выражаются окончаниями слов, то можно сказать, что при С. окончание главного слова вызывает определённые окончания зависимого слова:
зелёное дерево (ср. род, ед.ч., им. п.). Исключение составляют случаи С. с несклоняемым существительным: австралийский кенгуру, об австралийском кенгуру и т. д.
Главным словом при С. является то, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом, ср.: зелёное дерево, зелёным деревом, но форму прил. зелёную уже нельзя связать со словом дерево.
Существуют, однако, сочетания, в к-рых налицо связь С, но по указанному грамматическому принципу в них нельзя определить главное и зависимое слово, ср. юноша-студент (С. в муж. роде, ед.ч., им. п.). В этом случае можно предложить термин «взаимосогласование». Главное и зависимое слова в таких случаях выделяются только по смыслу, а не грамматически: сущ. студент можно считать главным словом, а юноша -зависимым, поскольку оно даёт дополнительную характеристику главному слову (см. об этом также в ст. Приложение).
С. и взаимосогласование могут быть полными и неполными. Полным является С. во всех общих у сочетающихся слов формах:
интересный спектакль - С. в роде, числе и падеже. Неполным является С. не во всех общих у сочетающихся слов грамматических категориях,
ср. город Москва - С. в числе, падеже, но не в роде (при приложениях - именах собственных).
При С. между словами устанавливаются определительные отношения (о связи между главными членами предложения - подлежащим и сказуемым - см. Координация).
Связь С. является слабой связью. Это значит, что нет таких главных слов, к-рые никогда не могли бы быть употреблены в предложении без зависимых от них согласованных слов (ср. различие сильного и слабого управления и примыкания) Это не исключает того, что в нек-рых текстах зависимое согласуемое слово может быть обязательным, ср.: Наш приход всех обрадовал; У него был усталый вид, но нельзя сказать Приход всех обрадовал; У него был вид. В таких
случаях согласованное слово иногда может быть заменено управляемым, ср. Приход гостей всех обрадовал.