Народы северного кавказа. Проблемы региональных конфликтов на Кавказе

3.1 Майкопская культура, дольменная культура, «северокавказская» культура эпохи бронзы, кобанская культура

Майкопская культура. Эпоха бронзы на Северном Кавказе охватывает вторую половину IV – начало I тысячелетия до н.э. Бронзовый век подразделяется на три периода: ранний (последние века IV – III тысячелетие до н.э.); средний (последние века III – II тысячелетие до н.э.); поздний (последние века II – первые века I тысячелетия до н.э.).

В период ранней бронзы – в конце IV-III тысячелетии до н.э. на Северо-Западном и Центральном Кавказе существовала высокоразвитая скотоводческо-земледельческая Майкопская культура. Название Майкопская она получила от большого кургана, раскопанного в 1897 г. в Майкопе. Под курганом был погребен племенной вождь. При раскопках было обнаружено значительное количество орудий труда, предметов вооружения, быта и украшений: медные топоры, кинжал, золотые, серебряные, медные и глиняные сосуды, золотые кольца, бляшки, золотые, серебряные, сердоликовые и бирюзовые бусы и др. (свыше 1523 предметов).

По мнению археологов (Р.М. Мунчаев, Я.А. Федоров, Н.Г. Ловпаче, Р.Ж. Бетрозов, Б.М. Керефов), создателями Майкопской культуры были местные протоадыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Значительное влияние на ее развитие оказали переднеазиатские цивилизации и, прежде всего, родственные малоазийские племена-хатты и каски, язык которых относят к адыго-абхазской языковой группе. Хатты и каски проживали в северной и северо-восточной части Малой Азии. В III тысячелетии до н.э. у хаттов наблюдался подъем культуры. Во II тысячелетии до н.э. у хаттов шел процесс формирования ранней государственности.

Они возводили укрепленные города. Хатты сыграли значительную роль в создании Хеттского государства.

В развитии Майкопской культуры археологи выделяют два этапа: ранний (последние века IV – первая половина III тысячелетия до н.э.) и поздний (вторая половина III тысячелетия до н.э.). На позднем этапе развития Майкопская культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова (на западе) до Дагестана (на востоке).

В хозяйстве племен Майкопской культуры преобладало скотоводство – разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота. Также разводили лошадей, которых использовали для верховой езды. Земледелие имело второстепенное значение. Важным достижением Майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка. Развивалось и производство изделий из драгоценных металлов, в основном из золота. Налажено также было производство шерстяных и холщовых тканей, а также гончарное дело.

Майкопские племена жили в долговременных поселениях, расположенных на труднодоступных местах – плато, высоких речных террасах. Их жилища представляли собой легкие каркасные или турлучные постройки прямоугольной формы. Майкопские племена также возводили укрепления. Майкопские племена жили развитым патриархально-общинным строем. У них шел процесс распада родового строя и имущественного расслоения общества. У майкопских племен уже существовало домашнее рабство. Племена Майкопской культуры приблизились к созданию классового общества. У майкопских племен были сложные религиозные представления: культы небесных светил (культ луны), земледельческие культы плодородия, поклонение предкам, вера в загробную жизнь.

Дольменная культура. К юго-западу от Майкопской культуры сложилась Дольменная культура. Дольмены – монументальные погребальные сооружения в виде домов с плоской или двускатной крышей, сложенные из тесаных каменных плит. Их длина – до 4 м., высота – до 2,5 м. В передней стенке дольменов расположено круглое или прямоугольное входное отверстие размером до 40 см. Дольменная культура охватывала значительную территорию – от Таманского полуострова до г.

Очамчира в Абхазии. На этой территории обнаружено свыше 2300 дольменов. Большие группы дольменов образовывали родовые кладбища. Дольменная культура сложилась на Западном Кавказе в конце IV тысячелетия до н.э. и просуществовала приблизительно до 1300 г. до н.э.

В дольменах было обнаружено значительное количество орудий труда, предметы вооружения, быта и украшения: бронзовые и каменные топоры, ножи, кинжалы, булавы, кольца, бусы, подвески, глиняная посуда и др. Носители Дольменной культуры занимались главным образом скотоводством и земледелием. Разводили в основном крупный рогатый скот и свиней. По мнению ученых (Л.Н. Соловьев, Л.И. Лавров, Ш.Д. Инал-Ипа, В.И. Марковин, Я.А. Федоров, Б.М. Керефов, Р.Ж. Бетрозов, Н.Г. Ловпаче), племена Дольменной культуры были древнейшими предками абхазов и адыгов.

«Северокавказская» культура. В период средней бронзы (конец III – II тысячелетия до н.э.) на территории, где прежде проживали носители Майкопской культуры, стала развиваться «Северокавказская» культура. Для обозначения памятников эпохи средней бронзы археологи также употребляют наименование «Северокавказская культурно-историческая общность», отмечая внутри нее ряд родственных культур. Происхождение «Северокавказской культурно-исторической общности» археологи (В.И.

Марковин, А.А. Формозов, А.Л. Нечитайло и др.) связывают с Майкопской культурой. «Северокавказская» культура распространилась на значительной территории – от районов Прикубанья на западе, до предгорий Дагестана на востоке.

Основными занятиями племен «Северокавказской» культуры были скотоводство и земледелие. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Скотоводство носило отгонный характер. Земледелие было мотыжным. Выращивали ячмень и пшеницу. Важное значение в хозяйстве племен «Северокавказской» культуры имела добыча и обработка цветных металлов. Из бронзы изготавливали орудия труда, оружие и украшения.

В эпоху средней бронзы происходило упрочение патриархальных отношений, но по сравнению с эпохой ранней бронзы процесс социально-экономического развития замедлился. У племен «Северокавказской» культуры имущественное и социальное расслоение было менее выраженным, чем у племен культур эпохи ранней бронзы.

Кобанская культура. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе начался процесс освоения железной руды и изготовления более совершенных орудий из железа. Этот период считается переходным от бронзового века к раннежелезному. В конце эпохи бронзы в горной и предгорной части Центрального Кавказа на территории от современной Чечни до верховьев Кубани стала развиваться Кобанская культура. Свое название она получила от села Кобан в Северной Осетии, где в 1869 г. был открыт первый могильник этой культуры. Кобанская культура возникла на основе прежних культур в XII в. до н.э. и просуществовала до IV в. до н.э., а в горных районах с некоторыми изменениями – до III в. н.э. К настоящему времени известно около 400 памятников Кобанской культуры.

По мнению одних ученых, кобанские племена, проживавшие от верховьев р. Кубани до р. Баксана, говорили на одном из наречий протоадыгского языка. Племена, жившие восточнее этой территории вплоть до Чечни, говорили на протовайнахских наречиях. Другие ученые считают, что все кобанские племена говорили на наречии адыго-абхазской языковой группы.

Племена Кобанской культуры вели оседлый образ жизни. Их поселения основывались по долинам рек на высоких плато. В хозяйстве кобанских племен преобладало скотоводство. В горных районах разводили в основном овец, на равнине – крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер. Развитие получило и коневодство. Земледелие развивалось преимущественно в горных районах. Выращивали просо, ячмень и пшеницу.

Значительных успехов достигли кобанские племена в металлургии и обработке металлов, чему способствовало наличие рудных месторождений. При раскопках могильников Кобанской культуры археологи обнаружили тысячи бронзовых предметов: посуду, топоры, кинжалы, наконечники копий, принадлежности конской сбруи и украшения.

Прикубанская культура. В XII – VII вв. до н.э. на территории от бассейна р. Кубани до Черноморского побережья существовала культура, получившая название Прикубанской. У носителей Прикубанской культуры особое развитие получила металлургия и металлообработка (цветных металлов). Археологи обнаружили много схожих черт в технике изготовления бронзовых предметов Прикубанской и Кобанской культур. Племена Прикубанской культуры занимались скотоводством и земледелием. Племена Прикубанской культуры явились основой формирования древнеадыгских племен.

Был оставлен аланами , народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именамироксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы .

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию , лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство . Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии . С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, ) , учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, .

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания – грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, .

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на , что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов “Илии”.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры , оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен . Наиболее заметный из них – племенное объединение болгар .

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии . Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков , создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат . В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса .


Открыть в полном размере

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье ), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор) , КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы) , КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла – гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации , которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и . В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов , эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов .

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами “духовного сына” и “Божественного владыки Вселенной”. К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас .

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего и Грузия, но и отдаленные ильные державы – , Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию . С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными . Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Как жил Северный Кавказ до того, как присоединился к России? Обычно мы ведём его историю с Кавказских войн, но не менее интересна и история Древнего Кавказа, и вся его история до XIX века.

Северный Кавказ имеет древнюю и запутанную историю. Этот регион всегда был перекрёстком цивилизаций, на котором оставили след многие народы и завоеватели. Работу историков осложняет скудный набор письменных памятников. Интересно, что название «Кавказ» встречается уже у древнегреческих историков, причем самое первое упоминание региона - во II веке до н. э. на глиняной табличке древних хеттов, живущих в малой Азии.

До нашей эры

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия.

Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков.
Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином.
В XI-VIII веках до н. э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями.

В начале VI в. до н. э. на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи.
Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

В 70-х н. э. сарматское племя аланов перешло к земледелию. Впервые название «Алания» упоминается во II веке н. э. Государство окончательно сложилось в VI веке, благодаря дорогам Великого Шелкового пути. Через страну пошли богатые караваны.

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды. Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами - предками лакцев.

С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты. Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария

В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от Арала (бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию. Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов.
С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана. Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок.
В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки.
В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа.
Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе.
В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками.
В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей.
В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества. Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.
Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Населенный множеством племен и народов и в наши дни, горный Кавказ и отчасти предгорья в раннее средневековье представляли из себя еще большее скопление этносов. Можно подумать, что именно сюда после разрушения Вавилонской башни устремились разные племена. Нечто сходное с таким определением действительно есть: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с юга и севера и ассимилируемых там другими этносами. Однако в историческое время на западном Кавказе обитали в основном адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), затем предки вейнахов, о которых реальных известий почти нет, и далее различные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и отчасти горных районов менялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, а еще ранее хазар и булгар часть местного населения, сливаясь с ними, стала основой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Еще древние писатели называли на Кавказе местные царства, например, меотов в Приазовье, однако насколько эти названия соответствовали реалиям - сказать трудно. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» - гора) наиболее древние политические объединения упоминаются с первых веков нашей эры. Так, армянские источники называют «царей лезгин» применительно к IV-V вв. и даже ранее. Однако наибольшее число данных о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III-VII вв.), с которыми связывают и возникновение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

В центральном Предкавказье, а периодически и на более обширных пространствах уже на рубеже н.э. возник Аланский союз, который был разгромлен гуннами, но возродился после падения Гуннской державы.

Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники называли их либо кашаками (касогами), либо зиками. Термин «черкесы» - поздний, из иранских языков и означает просто воин (чере-кес, где «чери» - войско, а «кес» - человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье едва ли не самым многочисленным народом Кавказа, уступая, возможно, порой только аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и друг с другом. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, называемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Народ этот исповедует веру магов (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более выпуклой линией бедер и ягодиц. Наедине их женщины, как описывают, отличаются сладостностью… Аланы более сильны, чем кашаки… Причина их слабости по сравнению с аланами в том, что они не позволяют поставить над собой царя, который объединил бы их. В таком случае ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы их покорить».

Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

В X в. кашаки столкнулись с русами в районе Тамани. Это случилось при Святославе, который, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней - хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом надолго стала старая крепость Матарха, которую русские называли Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из своих сыновей - Мстиславу, который позже в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские земли по левую сторону Днепра. На Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего своего деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед рядами касожскими. Очевидно, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых воинов.

Затем степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно исчезло в начале XII в. Усилились аланы и Грузия. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние даже в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, очевидно, признавали и власть грузинских царей, в XI-XII вв. тесно связанных с аланами.

Внесло изменение и появление на восточном берегу Черного моря итальянских (в основном генуэзских) торговых факторий, которые стали возникать по договорам с Византией уже в середине XII в. В это время в районе Керчинского пролива известен и город Росия, очевидно, связанный с какой-то уцелевшей русской колонией в этих местах.

На Центральном Кавказе доминировали аланы или осы (осетины). О вейнахах (предках чеченцев и ингушей) мы почти ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., а также под названием «дурдзуки» в грузинских летописях.

Аланы же упоминаются на Кавказе с начала н.э, хотя пришли они сюда, несомненно, раньше, вместе с прочими сарматскими племенами. Аланский союз был разгромлен гуннами, но возродился после распада империи Аттилы. Долгое время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за гегемонию на Кавказе. Уже в силу этого они являлись врагами арабов и союзниками Византии. От Византии к аланам рано проникло христианство, хотя официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., после чего возникла и Аланская митрополия. Это, однако, вызвало недовольство хазар, и после неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. После разгрома хазар Святославом ситуация изменилась, аланская знать вернулась в лоно христианской церкви. Когда это случилось, точно неизвестно, но поскольку в конце X в. Аланская епархия занимала в списке подчиненных Константинополю епископств 61-е место вслед за Русью, это, очевидно, произошло где-то в 90-х годах X в.

В XI-XII вв. Алания находилась в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители часто роднились друг с другом. Известно, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Поэтому в XI-XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, особенно в архитектуре сохранившихся церквей. Возникло на греческой основе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли лишь жалкие остатки. Однако ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси - жена Всеволода Большое Гнездо была аланка.

Алания XI-XII вв. выглядит как довольно сильное, хотя и не вполне централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью или ос-богатарами, как их называют источники. Столицей Алании был город Магас (буквально Большой, Великий). Его точное местоположение неизвестно, хотя он упоминается даже китайскими источниками в связи с походами монголов.

Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, который издавна был тесно связан через Закавказье с Ираном и семитскими цивилизациями Передней Азии. Здесь же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, находился наиболее удобный проход на север в Предкавказье, известный под иранским названием Чола или Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был важен не только для небольших государств Восточного Закавказья, но и для мощных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в укреплении этого прохода и Рим, а затем Византия, которые в период их мирных отношений с Ираном даже вкладывали средства для возведения и поддержания здесь в должном порядке укреплений. Археологические изыскания показывают, что древнейшие оборонительные сооружения здесь появились еще в VIII-VII вв. до н.э., т.е. были, очевидно, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особое внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III-VII вв.), при которых в V-VI вв. и были воздвигнуты те мощные крепость и стены, что в основе сохранились до наших дней, получив уже тогда иранское название Дербент (Закрытые ворота). В период арабо-хазарских войн Дербент обычно находился под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание поддержанию и ремонту его укреплений. Сюда с VII-VIII вв. переселялись и арабы, даже в XII в. их потомки сохраняли свой язык. Естественно, сюда в первую очередь проникал и ислам. Однако проникновение ислама в горные районы шло очень медленно. и население горного Дагестана исповедовало либо местные языческие культы, связанные с поклонением силам природы, либо христианство. Последнее проникло в Дагестан из Кавказской Албании и Грузии и еще в IX-X вв. и даже позже занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду здесь, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли можно говорить. К примеру, крупнейшим политическим объединением Дагестана в IX-XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), чаще всего именуемая, не совсем верно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большинство исследователей считает, что это область аварцев, которые известны и под последним названием и как хундзы (в грузинских источниках). Однако можно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» находились и другие части горного Дагестана (области лакцев и, возможно, частично, даргинцев и даже лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некий сасанидский правитель пожаловал или подарил этот трон одному из владетелей Дагестана. В IX-X вв. глава этого государства и его окружение были христиане, а остальное население - язычники.

Кроме Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Заметим, что и в древности, и в средние века Дагестан, особенно южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные лезгинам и аварцам племена, которые очень поздно (в XVI-XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую связь Дагестана с Ширваном отчетливо видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный именно прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из первоначальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках - персидском и русском. Хотя Бакиханов был потомком бакинских ханов, рассматривать его как историка только азербайджанского нет оснований.

До X в. значительная часть северного Дагестана находилась под хазарской властью, против которой боролись местные племена и арабы. Уже в середине X в. здесь отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с лезгинами и аланами). Позже, с возникновением русского владения на Тамани, контакты русов с народами Кавказа еще более усиливаются, очевидно, нося разное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, судя по остаткам местных летописей, русы были хорошо известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье и даже овладевают крупнейшим там городом Байлаканом (опять-таки в союзе с определенными местными силами). Это, несомненно, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Однако о закреплении их там на сколько-нибудь продолжительное время известий нет. Тем не менее лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса находилась приблизительно в районе нынешней границы Грузии и Российской Федерации) возник именно в XII-XIII вв. и позже был весьма популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, в период меньшевистского правительства 1918-1921 гг.).

Начало средневековья на Северном Кавказе ознаменовалось большими переменами в области социально-экономических отношений, что нашло свое выражение в падении рабовладельческого способа производства в городах Боспора, возникновении в степной полосе крупных союзов кочевых племен и зарождении у них феодальных отношений. Эти процессы сопровождались значительными изменениями этнического состава -и этнических границ населения Северного Кавказа, вызванными вторжениями из Средней Азии крупных масс кочевников, преимущественно тюркоязычных племен. Развивавшийся феодализм уже не удовлетворялся старыми формами идеологии. В самом начале средневековья на Северном Кавказе появляется христианство. Одновременно наблюдается изменение художественных вкусов, о чем свидетельствует распространение полихромных инкрустированных украшений в погребениях этого времени. Все это вместе взятое позволяет рассматривать переход к средневековью как исторический рубеж, с которого началась новая полоса в жизни народов Северного Кавказа.

Пришедшие из Азии полчища кочевников-гуннов около 370 г. разбили на Дону алан. После этого одна часть гуннов пошла на запад от Дона, а другая ворвалась в степи Северного Кавказа, разгромила проживавшие здесь племена, овладела боспорскимй городами Таманского полуострова, форсировала Керченский пролив и предала опустошению Крым. Села и города Северного Кавказа превратились в развалины и пожарища. Масса населения подверглась физическому истреблению или уводу в рабство. Боспорское царство прекратило свое существование. Степная полоса, принадлежавшая до этого меотам, сиракам, аорсам и другим народам, превратилась в место гуннских кочевий, и с этого времени имена этих народов навсегда исчезли. Уцелевшие остатки прежнего населения степей частично смешались с завоевателями, а частично ушли за Кубань и Терек и тем сохранили свою самостоятельность. Это прежде всего относится к аланам, которые, несмотря на гуннское разорение, через некоторое время снова стали играть видную роль в истории народов Северного Кавказа. Отступление алан в IV в. в северокавказские горы, где, возможно, и прежде имелось аланское население, положило начало формированию нынешнего коренного населения Северной и Южной Осетии - осетин, язык которых происходит от аланского. Появление после гуннского нашествия значительного аланского населения в горах Центрального Кавказа разделило родственные по языку и культуре аборигенные племена Северного Кавказа на две территориально обособленные группы: адыгов - на западе, ингушей, чеченцев и народов Дагестана - на востоке. С этого времени между обеими группами оказалось ираноязычное аланское население.

По всем данным, аланы не вытеснили из ущелий Центрального Кавказа прежнее население, говорившее на собственно кавказских языках, а смешались с ним. Об этом прежде всего говорит тот факт, что названия отдельных племенных групп осетинского народа («ир», «дигор», «туал») восходят к доиранскому населению Северного Кавказа, принявшему, следовательно, важное участие.в этногенезе осетин. О взаимодействии в процессе образования осетинской народности двух этнических элементов (пришлого аланского и местного кавказского) свидетельствуют и существенные изменения, которые претерпел иранский язык алан под воздействием языка местных аборигенов. Как показывают лингвистические исследования осетинского языка, в его звуковую систему широко проникли типично кавказские смычно-гортанные и придыхательные согласные, перестройлось по кавказскому образцу осетинское склонение, подверглась изменениям и лексика, которая в ряде случаев была заменена или пополнена кав~ казской терминологией. Слияние с пришельц"ами аланами аборигенных племен центральной части Северного Кавказа подтверждается и полной преемственностью в развитии материальной и духовной культуры местного населения, которая и в аланский период сохранила свои традиционные кавказские формы, восходящие к так называемой кобанской культуре.

Гуннское нашествие пережили и савиры, степной народ, упоминавшийся в восточной части Северного Кавказа еще во II в., под именем, «савары». Этническая принадлежность их неясна, но скорее всего они являются одним из тюркских племен, которые еще до гуннов просочились из Азии в Восточную Европу. В V в. они воевали с гуннскими племенами - сарагурами, урогами и оногурами. В V и VI вв. они воевали также с аварами, а в 515-516 гг., вместе с утургурами, вторглись б Армению и опустошили Каппадокию. В течение VI-VII вв. савиры, часто вторгаясь с другими народами Северного Кавказа в Закавказье, принимали участие в войнах Византии с Ираном, поддерживая то одну, то другую державу. Позже они подчинялись хазарам и жили в степной части Северного Дагестана. Дальнейшая судьба савиров неизвестна. Имя их, возможно, сохранилось в слове «савьяр», которым сваны называют карачаевцев.

В конце V и первой половине VI в. среди обитателей степей Предкавказья на историческую арену выступают болгары. В это время территория болгар," по сведениям восточных авторов, начиналась непосредственно за Каспийскими (Дербентскими) воротами, далее на северо-запад жили аланы и другие народы Северного Кавказа. Есть основание предполагать, что болгары, подобно савирам, принадлежали к тюркским племенам, проникшим на Северный Кавказ в догуннское время. Сохранились известия о переселении части болгар из Северного Кавказа в Закавказье еще во II в. до н. э. Эти переселения продолжались и позднее. Во время гуннского нашествия болгары испытали общую участь обитателей степей между Каспийским и Черным морями: часть их была уничтожена или подчинена гуннам, другая отступила к горам, а затем снова вернулась в степные просторы, где жила по соседству с аланами и савирами. В середине VI в. болгары подверглись нападению аваров, и часть их, как и во времена гуннского нашествия, была вовлечена в движение на запад, другая часть опять отступила к горам. Может быть, в связи с этим болгары проникли в глубь дагестанских гор, где о них, в частности, напоминает название нынешнего лакского селения Балхар. В первой половине VII в. в Предкавказье образовался сильный союз племен во главе с болгарами, но во второй половине того же века он распался. После этого одна часть болгар, теснимая хазарами, ушли на Волгу, а другая - на Дунай, где смешалась со славянами и передала им свое имя. Оставшиеся на Северном Кавказе болгары вошли в состав позднейшего тюркоязычного населения этого края, приняв, по-видимому, определенное участие в этногенезе балкарцев, карачаевцев и кумыков.

Частая смена этнических названий на Северном Кавказе в раннем средневековье может быть объяснена не столько вытеснением одних народов другими, сколько распространением имени народа, стоявшего во главе того или иного союза племен, на народы, вошедшие в этот союз. Так, под именем хазар, власть которых утвердилась на Северном Кавказе с конца VII в., могли скрываться не только хазары, но и савиры, некоторая часть болгар, остатки гуннов и пр. То же, очевидно, было и с половцами, которые утвердились здесь в XI-XII вв. В состав их, по всей вероятности, вошли не только хазары, но и другие тюркоязычные племена, проникшие в северокавказские степи до хазар и половцев (в том числе, вероятно, и печенеги).

Нужно сказать, что Северный Кавказ являлся важнейшей частью Хазарского каганата и Половецкой орды. Так, город Семендер, находившийся в прикаспийской части Северного Дагестана, являлся первоначальной столицей хазар, а на р. Сунже в XII в. находился один из важных половец’ких центров.

Источники раннего средневековья сообщают некоторые сведения и о народах горной полосы.

На Северо-Западном Кавказе в это время происходил процесс консолидации разрозненных, родственных между собой, племен в единую адыгскую народность. Начиная с V в. наолюдается усиление проживавшего на Черноморском побережье племени зихов, которые постепенно ассимилировали соседние племена и таким путем расширили свою территорию на севере до Таманского полуострова.

Другим племенем, вокруг которого происходила консолидация адыгских племен, были касоги, ставшие известными с рубежа VIII - IX вв. В противоположность Константину Багрянородному (X в.), еще различавшему Зихию и Ка- сахию (т. е. Касогию), его современник Масуди знал на Северо-Западном Кавказе только одних касогов («кашк»), причем он сообщает, что все касоги говорят на одном языке. Русские летописи с конца X в. в связи с походами Святослава тоже знают на Северо-Западном Кавказе только касогов. В дальнейшем в источниках единогласно указывается в этих местах один народ, который одни из них называют зихами, другие - касогами, а третьи - черкезами. Следовательно, можно предполагать, что процесс сложения разрозненных и разноязычных племен Северо-Западного Кавказа в адыгскую народность в основном завершился к X в. Письменные источники, археологические материалы и данные топонимики позволяют определить этническую территорию адыгов в раннем средневековье в следующих границах: на западе - Черноморское побережье до границ абхазских племен, на севере - р. Кубань, и на востоке - р. Лаба.

Горы и предгорья Центрального Кавказа от р. Лабы и далее на восток до Дарьяльского ущелья были заселены аланами. Поселения их известны также и в различных районах степной полосы (в низовьях Дона и Кубани, долине Терека и его притоков - Баксана и Сунжи). В средневековых источниках аланы нередко именуются также^аса- ми, в русских летописях их называют ясами, а в грузинских - овсами или осами. «Армянская география VII в.» среди алан различает ряд племенных групп, в том числе собственно алан, «ашдигоров» или «дигоров» и двалов (т. е. туальцев). Несмотря на частые разорения, которым подвергались аланы со стороны вторгавшихся из Азии кочевых орд, они в VII-IX вв. достигли значительных успехов в социально-экономическом и культурном развитии и сплотились в сильный племенной союз. В начале X в. у алан на основе развития феодальных отношений стало складываться государство с центром в г. Маас (иначе Макас). Византийские, арабские, хазарские и грузинские источники единодушно свидетельствуют о важном политическом значении, которое приобрело Аланское царство в X-XI вв.

Автор «Армянской географии VII в.» знает предков чеченцев и ингушей, которых он называет нахчаматьянами (от «нохчо» -самоназвание чеченцев) и кустами (от «кисты» - грузинское название ингушей и чеченцев). В грузинских летописях эти народы известны под именем ки- стов, глигвов (от «галгай» -самоназвание ингушей) и дурдзуков.

Армянские авторы V в. (Мовсес Хоренаци, Павстос Бузанд и Егише) упоминают в Дагестане леков и таваспаров. Последние являются.нынешними табасаранцами, а имя первых хотя и происходило от имени лакцев, но, судя по всему, являлось собирательным названием дагестанских горцев. В грузинских летописях под леками определенно имелись в виду дагестанцы вообще. Правда, эти же летописи иногда отмечали в Дагестане аварцев и дидойцев. Последних знал и автор «Армянской географии VII в.» (дидоци).У него же упомянуты, кроме леков и таваспаров, также агутаканы и хеноки, которых, кажется, можно сопоставить с современными агулами и хновцами (жителями рутульского сел. Хнов, точнее, Хынад). Арабские авторы IX-X вв. указывают в Дагестане следующие «царства»: Лакз на территории лезгинов, Табарсеран в Табасарани, Джидан с центром в г. Семендере, Кердж в горах недалеко от Джидана, Зарекеран с центром в сел. Кубачи, Хайдак (Кайтаг), Гумик на лакской территории вокруг сел. Кумух и Серир в Аварии. Нужно сказать, что локализация этих «царств» еще не достаточно установлена. Так, в частности, Гумик можно сопоставить с прикаспийским народом «камичик», упоминаемым Мовсесом Каланкатваци (X в.), прикаспийскими «камаками» у Плиния Старшего (II в.) и современными кумыками.

В раннем средневековье население Северного Кавказа занималось кочевым (в степях) или отгонным (в горах) скотоводством. Роль земледелия тто сравнению с предыдущим периодом несколько понизилась, но не упала. В горах и в предгорной полосе известны относящиеся к этому времени находки ручных жерновов, лемехов и других земледельческих орудий. Из ремесел существовали: гончарное, кузнечное, оружейное, ткачество и др. Арабские авторы отмечают высокоразвитое производство тканей у адыгов, оружия в Дагестане у кубачинцев.

Социальный строй народов Северного Кавказа в это время не был одинаковым. В степях, где возникали крупные союзы племен, предпринимавшие большие завоевательные походы, существовали условия для значительного обогащения племенной верхушки, которая у ряда народов стояла уже на грани превращения в феодальную знать. В горах процесс дифференциации населения также имел место, хотя и в меньшей степени. Во всяком случае источники содержат достаточно сведений о богатых «царях» и бесправных рабах, а также о населении, обложенном данью в пользу завоевателей. Эпиграфические материалы из нагорного Дагестана предмонгольского времени рисуют картину несомненно классового общества с весьма сложными общественными отношениями. В них говорится о налогах в пользу отдельных лиц, о существовании носивших пышные титулы «эмиров», по приказу которых возводились общественные здания, о существовании строительных «артелей» во главе с «подрядчиками», которые заключали соглашения с частными лицами на постройку жилых домов, и т. д. Социальный строй всего населения Северного Кавказа в раннем средневековье еще не являлся феодальным, но у адыгов, аланов и некоторых народов Дагестана, входивших, по терминологии источников того времени, в состав «царств», он уже содержал определенные черты, свойственные раннему феодализму.

Развитие феодальных отношений приводит к распространению среди народов Северного Кавказа христианства. Большую роль в этом играла Византия, которая, опираясь на зависимые от нее города Крыма, Таманского полуострова и Черноморско-Кавказского побережья, стремилась в своих политических целях к христианизации адытв и алан.

Раньше всего христианство получило распространение среди причерноморских адыгов. К 519 г. относится первое известие о существовании епископии (Фанагорийской) на Таманском полуострове, к 526 г.- о Зихской епископии и т. д. В X в. была создана особая Аланская епархия, которая формально закрепила начавшуюся еще в VI в. христианизацию аланских племен. В верховьях Кубани до сих пор сохранились монументальные храмы византийской архитектуры X-XII вв., что дает основание предполагать, что именно здесь был центр Аланской епархии.

В западной части Северного Кавказа обнаружены также многочисленные камни с греческими надписями, свидетельствующие о распространении греческого языка и письменности среди, местного населения, что, видимо, было связано с принятием ими христианства из Византии. Имелись попытки создания письменности на местных языках. Так, в Карачае най~ дена плита XI в. с надписями греческими буквами на аланском языке (так называемая Зеленчукская надцись).

Значительное культурное влияние на восточную часть Северного Кавказа оказывали древние закавказские цивилизации - грузинская, армянская и албанская. В Северной Осетии, Чечне и Аварии находятся развалины христианских храмов грузинской постройки. Там же и в Кабар- дино-Балкарии найдены грузинские раинесредневековые надписи. В Аварии известны находки надписей, которые написаны грузинскими буквами на аварском языке.

Источники говорят о распространении христианства в Дагестане армянскими и армяно-албанскими миссионерами, которые занимались и переводом церковных книг на местные языки. В VII-VIII вв., когда Дагестан был завоеван арабами, здесь началось распространение ислама, который вступил,в беспощадную борьбу с христианством и самобытной культурой дагестанских горцев.

С IX в. в жизни народов Северного Кавказа все большую роль начинают играть славяно-русы, которые ведут борьбу с Хазарским каганатом и нередко совершают через его территорию походы в Закавказье. По свидетельству восточных авторов, русы на своих судах в IX-X вв. часто появлялись на Каспийском море и высаживались на побережье Закавказья, проникая иногда и в глубь страны. Масуди (X в.) отмечает, что «никто кроме них (т. е. русов) не плавает по этому морю» 2 , а его современник Абуль-Фарадж Аль-Исфахани (897-967 гг.) указывает, что вместе с ру- сами в этих походах иногда участвовали и народы Северного Кавказа (аланы и дезщ). Особый интерес представляет поход 944-945 гг., когда русские друщины решили обойти с юга владения хазарского кагана и, выйдя по Днепру в Черное море, высадились на побережье Северного Кавказа, а затем пошли сушей к Дербенту и в Азербайджан. Видимо, во время похода русские проходили через земли народов Северного Кавказа, не признавших власти хазар, но дружески расположенных к Руси.

Поход 944-945 гг. дает основание полагать, что древнерусское государство в эти годы уже прочно держало в своих руках Таманский полуостров с городом Тмутараканью (Таматарха), который до этого находился под властью хазар. К этому.времени русские владения имелись также и в восточной части Крыма, о чем говорит Договор 944 г. великого князя Игоря с Византией. Таким образом, в 40-х годах IX в. земли по обеим сторонам Керченского пролива (бывшая территория Боспорского царства) -входили уже в состав Руси.

В 60-х годах X в. русские войска под предводительством князя Святослава окончательно разгромили Хазарский каганат и завоевали земли ясов и касогов. Ликвидация хазарского барьера и соединение Тмутаракани с основной территорией Русского государства чрезвычайно усилили русское влияние на Северном Кавказе и способствовали установлению более тесных связей народов Северного Кавказа не только с Тмутараканским княжеством, но и со всей древней Русью. По свидетельству русских летописей, касоги и ясы, признававшие себя зависимыми от тмутараканских князей, принимали в XI в. активное участие в их военных походах. Наряду с политическими связями растут экономические и культурные. Тмутаракань, являвшаяся крупным городом с хорошей гаванью, играет важную роль в торговле Руси с Кавказом. Из Тмутаракани распространяется на Северном Кавказе и русская культура. Об этом, в частности, свидетельствует найденная у села Преградного Ставропольского края надпись русскими буквами на адыгском языке, датируемая 1041 г.

Однако Тмутараканское княжество недолго сохраняло связь с остальной Русью. Новые волны азиатских кочевников, вторгнувшихся в причерноморские степи, отрезают в конце XI в. это княжество от главных центров Руси и лишают его возможности получить оттуда поддержку в борьбе с внешними врагами. В XII в. половцы, пользуясь феодальной раздробленностью Русской земли, утверждаются в северокавказских степях и окончательно прерывают связь Тмутаракани с Русью.