Реформы п а столыпина и их. Столыпинские реформы. Реформы в области экономики и налоговой политики

Реформы Столыпина.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Военная реформа

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось “вписать” отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи.

Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России.

При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

Земская реформа

Институты гражданского общества только тогда приобретают жизнь, когда они могут участвовать в процессе выработки решений на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. В Российской империи, начиная с 1864 г., существовала земство, которое после 1890 г. имело многие черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была весьма ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.

Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу “Положение о поселковом управление” и “Положение о волостном управлении”. Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно “Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений”, сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени.

П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать “своей” для общества.

Реформа образования

Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”, согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.

При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в “связке” с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное “Положение об охране древностей”; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.

Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

Социальная реформа

На рубеже XIX - XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование - неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив станет одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина.

Его правительство предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре же 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.

В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты “Об обеспечении рабочих на случай болезни” и “О страховании рабочих от несчастных случаев”. Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений).

При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

Цель социальной политики П.А. Столыпина - формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на “разных языках”.

Судебная реформа

Права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы государством, которое реализует декларируемые принципы в каждодневной практике правоприменения - т.е. в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе преобразований П.А. Столыпина.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.

Иными словами, предполагалось “вплести” в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

  • обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ Столыпина;
  • подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране;
  • продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами и самостоятельно делать выводы.
  • Тип: изучение нового материала.

    Оборудование: раздаточный материал - документы, карта “Российская империя в начале ХХ в.”.

    Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, дата проведения реформ 1906, новые понятия.

    Понятия: отруб, хутор, артель, кооператив.

    Изучение новой темы

    • личность П.А. Столыпина;
    • правительственная программа Столыпина;
    • суть аграрной реформы;
    • итоги столыпинской аграрной реформы;
    • одинокий реформатор, причины неудач.

    1. Личность П.А. Столыпина

    Через несколько недель после начала работы I Государственной думы (далее ГД ) стало очевидно, что сотрудничества между властью и правительственным учреждением не предвидится. И исторический шанс примирения во имя социальной консолидации был упущен. Либералы обвиняли правительство в том, что оно не пошло на встречу “чаяниям страны”, а правящие круги возмущались поведением депутатов, их крайними лозунгами, экстремистскими призывами, отсутствием у них хоть каких-то примирительных норм вообще.

    Правительство обвинило Государственную думу в революционных замыслах и 9 июля 1906 года Царским Манифестом. Первая ГД была распущена, не проработав и двух с половиной месяцев.

    В это же день председателем Совета Министров был назначен Петр Аркадьевич Столыпин. Ему приписывают всеобъемлющую программу преобразований, охватывающую все стороны жизни России и даже международные отношения.

    Столыпин не ставил пол сомнение существование ГД, старался с ней взаимодействовать и не раз там выступал. Россия, говорил он, должна превратиться в правовое государство. Но пока оно было авторитарным, и, следовательно, реализация реформ во многом зависела от доброй воли Николая II.

    Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, в котором были и крупные военные деятели и чиновники высоких рангов; в родстве со Столыпиным находился М.Ю. Лермонтов.

    Когда началась революция, 43-хлетний Столыпин, успешно продвигавшийся по служебной лестнице в провинции, занимал должность саратовского губернатора. Он сумел восстановить порядок в охваченной крестьянскими волнениями губернии, и в 1906 году царь назначил его министром внутренних дел, а после роспуска ГД и председателем Совета министров.

    Столыпин не был ограниченным реакционером.

    Прочитайте отрывок в учебнике на стр. 63-64 “Из личных заметок П.А.Столыпина” и ответьте на вопрос:

    О чем свидетельствует такое его заявление?

    Какая программа выхода из революции была предложена?

    Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с документами и на их основе ответите на вопросы, данные после них.

    Ответы учащихся.

    Обобщение учителя

    Суть реформ – подведение под самодержавие более прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ – аграрная политика.

    2. Правительственная программа Столыпина

    Неоднократно Столыпину грозила отставка, он чувствовал нарастающее одиночество, и, видимо, в последние годы понимал, что выходит из задуманного. Может быть, поэтому, как пишет Витте, “в последние годы своего правления Столыпин перестал заботиться о деле и о сохранении за собою имени честного человека, а употреблял все силы к тому, чтобы сохранить за собою место, почет и все материальные блага, связанные с этим местом”? (Витте С.Ю., Воспоминания, т.3, М.1960, стр.447)

    А теперь перейдем непосредственно к реформам, чтобы понять, почему Столыпин был обречен на одиночество.

    1. Он начал с того, что в ответ на революционный террор подготовил указ о военно-полевых судах.

    По приговору этих судов за 8 месяцев казнили свыше 1100 человек.

    Суды заседали непрерывно, приговоры приводили в исполнение в течение 24 часов. Виселицу назвали “столыпинским галстуком”. Особенно сильное впечатление произвела статья Л.Толстого “Не могу молчать” поводом для которой послужила казнь 12 крестьян в Херсоне. Восьмидесятилетний писатель заявил, что готов пожертвовать своей жизнью, готов сам быть повешенным, лишь бы прекратились бесконечные убийства людей, происходящие “в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным”.

    Но Столыпин был непреклонен.

    Самостоятельная работа с учебником: § 9 (стр.65), § 10 (стр.71)

    Выписать предложенные реформы.

    Ответы учащихся.

    Обобщение учителя

    Не меньшее значение Столыпин придавал реформам местного управления.

    Главное в реформе: (ученики записывают в тетрадь)

    Уравнение крестьян в правах с другими сословиями;

    Создание бессословного органа местного управления.

    В результате из рук дворян в 1905-1915 гг. ушло 11 млн. десятин (20% их земельного фонда), а крестьяне скупили 10 млн., что вызвало недовольство дворян.

    Передать административную власть на местах от выборных дворянских представителей в руки назначенных правительством чиновников (для создания сельской буржуазии)

    Чье недовольство вызвало данное предложение? (Помещиков)

    2. Проекты веротерпимости.

    3. Проект всеобщего народного образования.

    4. Национальный вопрос.

    Политика великорусского национализма. Это означало, что преобладающее влияние во всех сферах деятельности должно принадлежать русским, а среди церквей в привилегированном положении должна по-прежнему находиться православная церковь

    3. Суть аграрной реформы

    Главным звеном в продвижении к своим целям Столыпин считал такое решение аграрного вопроса, которое исключило бы принудительную передачу земли помещиков крестьянам – даже частично и за выкуп, как предлагали кадеты (Столыпин называл их “шайкой, объединенной грабительскими целями”). Он хотел, чтобы принцип частой собственности был нерушим и больше того, стал основой процветания страны

    На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

    Ответы учащихся.

    Обобщение учителя и запись в тетрадь

    Социально-политическая – создать в деревне опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от остальной массы крестьянства – препятствие на пути нарастающей революции в деревне;

    Социально-экономические – разрушение общины, насадить частное хозяйство в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы – в город;

    Экономическая – подъем сельского хозяйства и дальнейшая индустриализация страны.

    У Столыпина было два направления в этой реформе.

    Сейчас вы будете работать с учебником. Вам даны два направления, которые надо записать.

    I направление – разрушение общины.

    Какой механизм выхода из общины был предложен? (Отруб, хутор)

    Почему помещики выступали за ликвидацию общины? (Т.к. если крестьяне находятся вместе им легче поднять восстание. Выделилось примерно 2 млн. хозяйств)

    Отруб – участок земли, полученный в одном месте крестьянином, выходящим из общины

    Хутор - обособленное крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной все связи.

    Но самое главное – помещичьи земли не затрагивались. Делились общинные, крестьянские

    II направление – переселенческая политика.

    Какую проблему хотел решить Столыпин этой политикой? (Малоземелья)

    Работа с картой

    Где особо остро стоял вопрос с землей? (Центральные и черноземные районы)

    Куда переселялись крестьяне? (За Урал)

    Работа с учебником - стр. 67.

    Какие льготы получали переселенцы? (Пять лет не платят налоги, не служат, прощаются недоимки, беспроцентные ссуды, дешевые ж/д билеты)

    В результате данного направления стали появляться артели и кооперативы

    Записать определения в тетрадь.

    Кооператив – производственная или торгово-закупочная организация, созданная несколькими участниками для совместного ведения хозяйства и получения прибыли.

    Артель - объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью.

    К чему привела политика переселения? (К частичному решению проблемы малоземелья из-за чиновнического бюрократизма)

    4. Итоги столыпинской аграрной реформы

    Давайте вместе сформулируем итоги, к которым привела аграрная реформа, и запишем их:

    • социальное расслоение крестьянства;
    • пополнение рядов рабочего класса;
    • рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба;
    • освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибири;
    • зарождение сельскохозяйственной кооперации;
    • помещичья земля осталась не тронутой.

    5. Одинокий реформатор, причины неудач

    Итак, почему же Столыпин, который стремился создать Великую Россию под конец остался в одиночестве?

    Какие слои общества были им недовольны и почему?

    Обобщение на выводах учащихся:

    • крестьяне – не получили помещичьих земель;
    • дворяне – не хотели отдавать земли;
    • буржуазия – военно-полевые суды, Столыпин разрушал “вековые устои”;
    • промышленники – перекос в стороны с/х;
    • император – боязнь подрыва самодержавия;
    • рабочие – ничего не получили;

    Каковы же причины неудачи в аграрной политике?

    Сделайте вывод:

    • нет опоры в обществе;
    • идеализация хуторов и отрубов;
    • недостаточно финансирования.

    Столыпин метался. В последние месяцы своего премьерства он работал над проектом создания восьми новых министерств и троекратного увеличения госбюджета. Готовился новый рост государственной машины, бюрократии, в преобразующую силу которой Столыпин верил до конца дней. И что же?

    Газета “Речь” писала весной 1911 г.: “Он сделал все для подавления революции минувшей, но очень мало для предотвращения революции будущей”. (История СССР. XIX – XX века, М. 1981, т. VI, с. 392-393).

    Теперь вы сможете ответить почему так произошло.

    Домашнее задание.

    Подумайте, какая из двух точек зрения больше соответствует российской действительности:

    1) в 1907-1914 гг. – самодержавие превратилось в буржуазную монархию;

    2) делались лишь шаги в направлении к буржуазной монархии.

    Какие факты это подтверждают или опровергают эти утверждения?

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озёрского района Калининградской области

    Реформы П.А. Столыпина.

    Работу выполнила

    учащаяся 11 класса

    МОУ СОШ пос. Новостроево

    Авагимян Юлия

    Руководитель: Мосина Галина

    Александровна,

    учитель истории

    1. Введение 3

    2. Основная часть 4

    2.1 Аграрная реформа 5

    2.2 Реформа образования 10

    2.3 Военная реформа 12

    3. Заключение 14

    4. Используемая литература 16

    Введение.

    «Родина требует служения себе

    на столько жертвенно честного,

    что малейшая мысль о личной

    выгоде омрачает душу и пара-

    лизует свою работу»

    П.А. Столыпин

    Каждый народ выдвигает из своей среды наиболее ярких представителей, судьбы которых неразрывно связанны с его судьбой, олицетворяют самые важные, радостные или трагические этапы. На рубеже тысячелетий все значительнее на фоне наших российских потерь проявляется трагический облик русского реформатора – Петра Аркадьевича Столыпина.

    Вглядываясь в лицо человека, чье имя Петр Аркадьевич Столыпин, видно, что его черты излучают ум, силу, волю, достоинство. Это признавали все: и его единомышленники, и явные враги. Одни называли Петра Аркадьевича спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутное время, другие – палачом.

    Государственный деятель и политик П.А. Столыпин был человеком глубоко православным, но вместе схристианским смирением, глубокой верой в Спасителя в нем жил стойкий воин, защитник Земли Русской,готовый ради неё взяться за меч, чтобы стоять до конца

    Совсем недавно была завершена программа «Имя России». Столыпин П.А. занял 2 место. У меня возникли вопросы: «Кем все-таки был великий русский реформатор? Что самое важное в его деятельности? К чему он стремился? Что ему удалось сделать?»

    В своей работе я попыталась ответить на эти вопросы.

    2.Основная часть

    Реформы П.А.Столыпина

    Реформы Петра Аркадьевича затрагивали все ключевые сферы жизни страны. Задача состояла в проведении системных реформ, смысловым ядром которых было формирование первоначальных институтов правового государства и гражданского общества. Можно выделить следующие основные направления преобразовательной политики столыпинского правительства:

    Военная реформа

    Земельная (Аграрная) реформа

    Образование, наука и культура

    Стратегические цели столыпинской внутренней политики заключались не в землеустройстве. Реформа не может быть целью. И аграрная реформа, и модернизация экономики, - это все средства. В чем же цель? Цель заключалась в том, чтобы, не потеряв вековых традиций, сохранить страну и не проиграть в мировой конкурентной борьбе.

    Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи.

    2.1 Аграрная реформа

    Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства,

    знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

    Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей

    у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне

    прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от

    основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства

    должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

    социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

    Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось

    вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и

    власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет

    крестьянства.

    года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее

    Великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал, и Столыпин это осознавал.

    1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. Обсуждение указа шло более полугода.

    поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят,

    после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14

    июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный

    буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и,

    следовательно, прогрессивный.

    Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ

    предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их

    к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины, получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

    Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было

    переделов, признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев. Для юридического оформления права собственности на свой участок, крестьянам таких общин, достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы на фактически находившийся в их владении, собственность домохозяина. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода из общины.

    В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве

    Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона, пре-

    доставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять от-

    дельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если ко-

    миссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины.

    Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий.

    В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и

    удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства.

    Правительство Столыпина привело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу

    переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным".

    Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

    В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер.

    Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые правовые ограничения.

    Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

    Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было

    настроено против выдела из общины - по крайней мере, в большинстве

    местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно

    относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах

    против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали,

    В сложившейся обстановке для правительства единственным путем

    проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой.

    Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания

    сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений

    Реформы П.А. Столыпина

    Необходимость перемен была осознана властью в ходе революции 1905–1907 гг. Это осознание привело 8 июля 1906 г. на пост премьер-министра волевого и энергичного П.А. Столыпина, который для обеспечения порядка и процветания в стране поставил перед собой несколько целей. Чтобы остановить революцию и политический терроризм, 19 августа 1906 г. были введены военно-полевые суды, которые в ускоренном порядке выносили жесткие приговоры лицам, причастным к террористическим действиям. Войска подавляли все без исключения бунты. Однако понимая, что одними полицейскими мерами установить спокойствие в России не удастся, П.А. Столыпин в 1906–1911 гг. провел мероприятия, направленные на модернизацию страны.

    В первую очередь реформы коснулись наиболее отсталого аграрного сектора. Начиная с 1906 г., был принят ряд законов о роспуске крестьянских общин. Согласно этим постановлениям крестьяне по желанию могли выйти из общины, получив при этом в полную собственность свою долю общинной земли (отруб ) или могли взять землю за пределами села (хутор ). Вышедшая из общины крестьянская семья становилась собственником своего имущества и получала все права юридического лица. Это давало возможность брать в банке кредиты на приобретение сельскохозяйственных угодий и инвентаря. Был создан Крестьянский банк, который в 1905–1914 гг. продал крестьянам 9,5 млн гектаров земли. Целью реформ в аграрном секторе было создание в деревне слоя крестьян-собственников, развивающих свое хозяйство, ориентированное на рынок, иными словами – фермеров. В эту категорию должны были войти наиболее трудолюбивые и инициативные земледельцы, заинтересованные в технических усовершенствованиях. П.А. Столыпин считал, что помещичье землевладение может быть ограничено только естественным путем, в ходе конкуренции с крестьянами-фермерами, но никак не волевым решением правительства. Также противоправными признавались самочинные захваты крестьянами помещичьей собственности. Важным способом решения земельной проблемы было разрешение крестьянам занимать целинные и пустошные земли в малонаселенных областях Дальнего Востока и Западной Сибири. Переселенцы получали от правительства ссуду и могли переехать в отдаленные районы за казенный счет. Между 1907 и 1914 гг. правом на переселение воспользовалось около 3,5 млн крестьян.

    П.А. Столыпин также наметил проведение школьной реформы, предполагавшей введение всеобщего бесплатного образования для детей от 8 до 12 лет. Результаты реформ не заставили себя ждать. Уже в 1909 г. был собран рекордный урожай. Россия вышла на первое место в мире по этому показателю и экспортировала без ущерба для внутреннего питания до 30 % зерна. Это позволило уравновесить бюджет и выделить средства на модернизацию промышленности. В 1908–1913 гг. промышленное производство выросло на 54 %. Буквально все отрасли промышленности переживали подъем. Исходя из национальной идеи, П.А. Столыпин делал ставку на отечественный капитал и российских предпринимателей. Более 70 % всех вложений в промышленность делалось за счет отечественных фондов. Гибель в 1911 г. от руки террориста не дала П.А. Столыпину завершить многие из намеченных им преобразований.

    Из книги История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1 автора Волобуев Олег Владимирович

    § 11. Реформы П. А. Столыпина «Сначала успокоение, а потом реформы». После революции 1905 – 1907 гг. Россия стала значительно отличаться от той страны, какой она была в самом начале ХХ в. Царизм уже не мог править без представительных учреждений. Сложилась многопартийная

    Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

    Из книги Сумерки Российской империи автора Лысков Дмитрий Юрьевич

    Глава 18. Война или реформы? Был ли у Столыпина шанс реформировать Россию? Первая мировая война стала критическим испытанием российской государственности. Стена, которая пусть и худо, но сдерживала все эти годы внутренние противоречия, рухнула, похоронив под собой

    Из книги Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина автора Калюжный Дмитрий Витальевич

    Безумные реформы Петра Столыпина Общину начали ликвидировать, чтобы создать новый класс высокоэффективных «фермеров», насадить то самое «мелкое землевладение, которое является на Западе опорой общественности и имущественного консерватизма», о чем писал П. А. Столыпин

    Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

    § 2. РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА После завершения революции правящий режим получил передышку и возможность самостоятельно, не под давлением снизу, решить важнейшие проблемы, стоявшие перед страной. Наиболее острой и во многом определяющей в отношении других трудностей была

    Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

    § 1. Основные направления экономической политики самодержавия. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина На исходе XIX в. Россия оставалась по преимуществу страной аграрной: из 125,6 млн. человек 93,7 млн., т. е. 75 %, было занято в сельском хозяйстве.Этому во многом способствовала

    Из книги Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм автора Костырченко Геннадий Васильевич

    ПОЗИЦИЯ СТОЛЫПИНА. Пройдет два с половиной года, и в 1905 году по России прокатится волна так называемых октябрьских погромов, которые обернутся куда более мрачной статистикой. По некоторым данным, только с 18 по 29 октября погромы произошли в 660 местечках и городах империи,

    Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

    Реформы П.А. Столыпина Необходимость перемен была осознана властью в ходе революции 1905–1907 гг. Это осознание привело 8 июля 1906 г. на пост премьер-министра волевого и энергичного П.А. Столыпина, который для обеспечения порядка и процветания в стране поставил перед собой

    Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

    автора Щербаков Алексей Юрьевич

    Часть 1 До столыпина Главным делом жизни Столыпина стала аграрная реформа.«Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее – великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. Столыпин прекрасно это сознавал».(А.

    Из книги Петр Столыпин. Революция сверху автора Щербаков Алексей Юрьевич

    На что «бросили» Столыпина События первой революции привели к тому, что в России образовался совершенно иной политический расклад. И большинство представителей властной элиты не представляли, что делать в этой ситуации. Они оказались просто не готовы к крутым переменам.

    Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

    Покушение на Столыпина В августе 1906 года к даче Столыпина на Аптекар­ском острове подъехало ландо, из которого вышли два жандарм­ских ротмистра и господин в штатском. Они с портфелями в ру­ках быстро направились в переднюю. Находившийся там агент «охранки» заметил, что у

    Из книги Гибель императорской России. Воспоминания автора Курлов Павел Григорьевич

    XVI. Преемники Столыпина Преемники Столыпина. Гр. Коковцов. Горемыкин. Штюрмер. Трепов. Кн. Голицын. Макаров. Маклаков. Кн. Щербатов. А. Н. Хвостов.5 сентября 1911 года закончилась, по моему мнению, в Киеве целая государственная эпоха, одухотворенная П. А. Столыпиным и

    Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

    Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

    Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

    Из книги Петр Столыпин. Великий человек Великой России! автора Лобанов Дмитрий Викторович

    Выступления П. А. Столыпина Петр Аркадьевич Столыпин, погибший не дожив и до 50 лет, не оставил после себя каких-либо многочисленных книг или трудов, которые позволили бы нам полнее оценить его взгляды. Сохранились только его речи, которые он произносил в стенах

    Аграрный вопрос занимал центральное место во внутренней политике. Начало аграрной реформе, вдохновителем и разработчиком которой был П.А. Столыпин, положил указ от 9 ноября 1906 г.

    Столыпинская реформа

    После очень сложного обсуждения в Государственной думе и Государственном совете указ был утвержден царем как закон от 14 июня 1910 г . Дополнением к нему послужил закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г .

    Основным положением реформы Столыпина стало разрушение общины . Для этого была сделана ставка на развитие в деревне личной крестьянской собственности путем предоставления крестьянам права выходить из общины и создавать хутора, отруба.

    Важный момент реформы: помещичья собственность на землю сохранялась в неприкосновенности. Это вызвало резкое противодействие крестьянских депутатов в Думе и массы крестьян.

    Разрушить общину должна была и другая мера, предложенная Столыпиным: переселение крестьян . Смысл этой акции был двоякий. Социально-экономическая цель — получить земельный фонд прежде всего в центральных районах России, где малоземелье у крестьян затрудняло создание хуторских хозяйств и отрубов. Кроме того, это давало возможность освоения новых территорий, т.е. дальнейшего развития капитализма, хотя это и ориентировало его на экстенсивный путь. Политическая цель — разрядить социальную напряженность в Центре страны. Основные районы переселения — Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ, Казахстан. Правительство выделяло переселенцам средства на проезд, обустройство на новом месте, но практика показала, что их явно не хватало.

    В период 1905 — 1916 гг. из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно 1/3 от их численности в губерниях, где проводилась реформа. Это означает, что не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый слой собственников. Этот вывод дополняется данными о неудаче переселенческой политики. В 1908 — 1909 гг. число переселенцев составило 1,3 млн. чел., но очень скоро многие из них стали возвращаться назад. Причины были разные: бюрократизм российского чиновничества, нехватка средств на обзаведение хозяйством, незнание местных условий и более чем сдержанное отношение старожилов к переселенцам. Многие умерли в пути или полностью разорились.

    Таким образом, социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Но реформа ускорила расслоение в деревне — формировалась сельская буржуазия и пролетариат. Очевидно, что разрушение общины открывало дорогу капиталистическому развитию, т.к. община была феодальным пережитком.